Решение по делу № 2-3697/2018 от 05.06.2018

Дело № 2-3697/2018

Р Е Ш Е Н И Е

Именем Российской Федерации

03 августа 2018 года <адрес>

Кировский районный суд <адрес> в составе:

председательствующего судьи Ереминой Н.Н.,

при секретаре Ли А.Р.

с участием представителя истца – ФИО4,

представителя ответчиков – ФИО5

представителя третьего лица РАНХиГС Поволжский институт управления им. ФИО3ФИО6,

рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску ФИО2 к ФГБУ «ФКП Росреестра», Управлению Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по <адрес>, третьи лица - комитет по управлению имуществом <адрес>, территориальное управление федерального агентства по управлению федеральным имуществом по <адрес>, РАНХиГС Поволжский институт управления им. ФИО3, о признании результатов межевания недействительным,

установил:

ФИО2 обратилась в суд с вышеназванным исковым заявлением, указывая, что он является собственником <адрес>, расположенной в многоквартирном доме по адресу: <адрес> «Б». Дом в котором находится принадлежащая истцу квартира построен в 1968 году и расположен на земельному участке, имеющим кадастровый номер; 64:48:030348:15. После приобретения права собственности истцом на квартиру в вышеуказанном доме им было выявлено, что непосредственно к фасаду жилого дома в котором находится принадлежащая истцу квартира примыкает территория земельного участка расположенного по адресу: <адрес>,кадастровый , категория земель, земли поселений вид разрешенного использования военный городок Земельный участок . Межевание земельного участка 2 произведено в 2006 году. Считает, что межевание земельного участка произведено в нарушение норм закона.

На основании вышеизложенного с учетом уточненных исковых требований (л.д.196-198) просит признать недействительными результаты межевания земельных участков расположенных по адресам: <адрес> Б, кадастровый <адрес> кадастровым номером 64:48:030348:6, признать кадастровые паспорта земельных участков расположенных по адресам: <адрес> Б, кадастровый <адрес> кадастровым номером 64:48:030348:6 недействительными. Обязать Управление Федеральной службы государственной регистрации кадастра и картографии по <адрес> (Управление Росреестра по <адрес>) устранить нарушения прав истца путем снятие вышеуказанных земельных участков с кадастрового учета и исключении сведений о них их ЕГРН. Обязать Управление Федеральной службы государственной регистрации кадастра и картографии по <адрес> (Управление Росреестра по <адрес>) исключить из государственного кадастра недвижимости сведений об описании местоположения границ земельных участков расположенных по адресам: <адрес> Б, кадастровый <адрес> кадастровым номером 64:48:030348:6 в части определения местоположения смежных границ этих земельных участков. Обязать Филиал ФГБУ Федеральная кадастровая палата» по <адрес> установить границы земельных участков, расположенным по адресам: <адрес> Б, кадастровый <адрес> кадастровым номером 64:48:030348:6 в соответствие с требованиями жилищного законодательства и законодательства о согласовании границ земельных участков.

Представитель истца ФИО4 в судебном заседании поддержал исковые требования по изложенным в исковом заявлении и уточнении искового заявления основаниям..

Представитель ответчиком ФИО5 в судебном заседании возражал против удовлетворения исковых требований.

Представителя третьего лица РАНХиГС Поволжский институт управления им. ФИО3ФИО6 в судебном заседании, полагала, что иск не подлежит удовлетворению.

В судебное заседание не явились истец ФИО2, извещен надлежащим образом, в письменных уточнениях просит провести все слушания в свое отсутствие, представитель ответчика Управления Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по <адрес>, представители третьих лиц - комитет по управлению имуществом <адрес>, ТУ ФА по управлению федеральным имуществом по <адрес>, извещены надлежащим образом, причины неявки суду неизвестны.

В силу ст. 167 ГПК РФ суд определил возможным рассмотреть дело в отсутствие не явившихся лиц.

Суд, выслушав объяснения лиц, участвующих в судебном заседании, показания эксперта, исследовав письменные материалы дела, приходит к следующим выводам.

Согласно ст. 56 ГПК РФ каждая сторона должна доказать те обстоятельства, на которые она ссылается как на основания своих требований и возражений.

В силу положений ч. ч. 1 - 3 ст. 67 ГПК РФ суд оценивает доказательства по своему внутреннему убеждению, основанному на всестороннем, полном, объективном и непосредственном исследовании имеющихся в деле доказательств. Никакие доказательства не имеют для суда заранее установленной силы. Суд оценивает относимость, допустимость, достоверность каждого доказательства в отдельности, а также достаточность и взаимную связь доказательств в их совокупности.

Согласно статьям 6, 11.1 Земельного кодекса Российской Федерации объектом земельных правоотношений является земельный участок, границы которого определены в установленном законом порядке.

В силу статей 68, 70 Земельного кодекса Российской Федерации формирование земельного участка происходит посредством землеустройства и кадастрового учета.

В соответствии с пунктом 3 статьи 1 Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ N 221-ФЗ "О государственном кадастре недвижимости" подтверждением существования недвижимого имущества с характеристиками, позволяющими определить такое недвижимое имущество в качестве индивидуально определенной вещи, являются сведения государственного кадастра недвижимости.

На основании части 9 статьи 38 Федерального закона "О государственном кадастре недвижимости" при уточнении границ земельного участка их местоположение определяется, исходя из сведений, содержащихся в документе, подтверждающем право на земельный участок, или при отсутствии такого документа из сведений, содержащихся в документах, определявших местоположение границ земельного участка при его образовании. В случае, если указанные в настоящей части документы отсутствуют, границами земельного участка являются границы, существующие на местности пятнадцать и более лет и закрепленные с использованием природных объектов или объектов искусственного происхождения, позволяющих определить местоположение границ земельного участка.

В судебном заседании установлено и материалами дела достоверно подтверждены следующие обстоятельства.

Решением Саратовского городского исполнительного комитета Совета народных депутатов от ДД.ММ.ГГГГ земельный участок площадью 2,23 га был закреплён за КЭЧ <адрес>, фактически занимаемый военным городком по проспекту Ленина, 164 в <адрес>.

Государственным актом на право пользования землёй от ДД.ММ.ГГГГ A-I земельный участок по адресу: <адрес>, площадью 2,13 га, был закреплён в бессрочное и бесплатное пользование за КЭЧ <адрес> для размещения военного городка .

Решением президиума Саратовского городского совета народных депутатов «О возвращении старых названий в исторической части города» от ДД.ММ.ГГГГ <адрес> стал именоваться «<адрес>».

Право собственности Российской Федерации на ранее закрепленный земельный участок с кадастровым номером 64:48:030348:0006 подтверждается свидетельством о государственной регистрации права серия <адрес> от ДД.ММ.ГГГГ и кадастровым планом земельного участка от ДД.ММ.ГГГГ . ( Дело том 2 л.д. 46)

Распоряжением Территориального управления Росимущества по <адрес> от ДД.ММ.ГГГГ -р «Об упорядочении границ земельного участка, находящегося в федеральной собственности, с кадастровым номером 64:48:030348:0006» площадь была изменена с 21300 кв.м. на 21587 кв.м. Площадь земельного участка изменена в связи с упорядочиванием границ и размера земельного участка, с учетом фактически используемой площади и смежных границ земельного участка в соответствии с требованиями земельного законодательства.

Указанное выше распоряжение истцом не обжалуется, сомнению не подвергается и не является предметом судебного разбирательства.

Из плана землепользования к Распоряжению ТУ Росимущества в <адрес> от ДД.ММ.ГГГГ -р видно, что граница земельного участка с кадастровым номером 64:48:030348:0006 со стороны смежного земельного участка с кадастровым номером 64:48:030348:15 не изменилась и проходит по линии стены строения - многоквартирного жилого дома по адресу: <адрес>Б, (Дело том 2 л.д. 50-73).

Из решения № Ф48/10-15574 от ДД.ММ.ГГГГ Федерального Государственного Учреждения «Земельная Кадастровая Палата» по <адрес> следует, что на основании рассмотрения заявления о проведении кадастрового учета от ДД.ММ.ГГГГ , представленного «Межевого плана» от ДД.ММ.ГГГГ. Выявлено соответствие представленных документов требованиям законодательства РФ. На основании изложенного принято решение об осуществлении кадастрового учета объекта недвижимости – земельного участка по адресу: <адрес>, ул. им. Ст. Разина, <адрес> Б (Дело том 2 л.д. 33).

ДД.ММ.ГГГГ в государственный кадастр недвижимости внесена запись о земельном участке с кадастровым номером 64:48:030348:15, площадью 2369 кв.м., по адресу: <адрес>, ул. им. ФИО7, <адрес> Б, занимаемый пятиэтажным многоквартирным жилым домом (Дело том 3 л.д. 3).

Земельные участки с кадастровыми номерами 64:48:030348:15 и 64:48:030348:6 являются смежными.

Согласно ч. 1 ст. 17 Земельного кодекса РФ от ДД.ММ.ГГГГ № 136-ФЗ в собственности Российской Федерации (федеральной собственности) находятся земельные участки, которые признаны таковыми федеральными законами. В соответствии с п. 10 ст. 1 Федерального закона «Об обороне» от ДД.ММ.ГГГГ № 61-ФЗ земли и другие природные ресурсы, предоставленные для нужд Вооруженных Сил Российской Федерации, других войск, воинских формирований и органов, находятся в федеральной собственности.

Пунктом 12 Федерального закона «Об обороне» от ДД.ММ.ГГГГ № 61-ФЗ установлено, что имущество Вооруженных Сил Российской Федерации, других войск, воинских формирований и органов является федеральной собственностью и находится у них на правах хозяйственного ведения или оперативного управления.

В судебном заседании бесспорно установлено, что право собственности Российской Федерации на спорный земельный участок возникло до принятия Закона N 137-ФЗ от ДД.ММ.ГГГГ «О введении в действие Земельного кодекса Российской Федерации», и Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ N 101-ФЗ «О разграничении государственной собственности на землю» и ДД.ММ.ГГГГ в Единый государственный реестр прав были внесены сведения о ранее возникшем праве собственности Российской Федерации на земельный участок.

На основании Приказа Министра обороны Российской Федерации от ДД.ММ.ГГГГ «О прекращении права постоянного (бессрочного) пользования и высвобождении земельного участка» из земель населенных пунктов был высвобожден земельный участок, расположенный по адресу: <адрес>, с кадастровым номером 64:48:030348:0006, площадью 21587 кв.м, и прекращено право постоянного (бессрочного) пользования федерального государственного казенного учреждения «Приволжско-Уральское территориальное управление имущественных отношений» Министерства обороны Российской Федерации.

Распоряжением -р от ДД.ММ.ГГГГ Территориального управления Федерального агентства по управлению государственным имуществом в <адрес> «О предоставлении федеральному государственному бюджетному учреждению высшего профессионального образования «Российская академия народного хозяйства и государственной службы при Президенте Российской Федерации» (далее - РАНХиГС) права постоянного (бессрочного) пользования земельным участком, находящимся в федеральной собственности» было предоставлено РАНХиГС право постоянного (бессрочного) пользования земельным участком из земель населенных пунктов с кадастровым номером 64:48:030348:6, расположенным по адресу: <адрес>, общей площадью 21587 кв. м, с разрешенным использованием: военный городок, в границах, указанных в кадастровом паспорте участка от ДД.ММ.ГГГГ . (Дело том 2 л.д. 107).

Следовательно, с момента отведения земельного участка (ДД.ММ.ГГГГ), закрепления на праве постоянного бессрочного пользования за КЭЧ <адрес> (ДД.ММ.ГГГГ) и по настоящее время на земельный участок с кадастровым номером 64:48:030348:6, расположенный по адресу: <адрес>, общей площадью 21587 кв.м, с разрешенным использованием: «военный городок» сохраняется право собственности Российской Федерации.

Указанные выше обстоятельства сторонами не оспаривались и сомнению не подвергались.

В соответствии со ст. 12 ГК РФ защита гражданских прав осуществляется, в том числе путем восстановления положения, существовавшего до нарушения права, и пресечения действий, нарушающих право или создающих угрозу его нарушения.

В силу ст. 60 Земельного кодекса Российской Федерации нарушенное право на земельный участок подлежит восстановлению в случаях: признания судом недействительным акта исполнительного органа государственной власти или акта органа местного самоуправления, повлекших за собой нарушение права на земельный участок; самовольного занятия земельного участка; в иных предусмотренных федеральными законами случаях. Действия, нарушающие права на землю граждан и юридических лиц или создающие угрозу их нарушения, могут быть пресечены путем восстановления положения, существовавшего до нарушения права, и пресечения действий, нарушающих право или создающих угрозу его нарушения.

В соответствии с ч. 3 ст. 1 Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ N 221-ФЗ "О государственном кадастре недвижимости" (далее также - Закон о кадастре) государственным кадастровым учетом недвижимого имущества признаются действия уполномоченного органа по внесению в государственный кадастр недвижимости сведений о недвижимом имуществе, которые подтверждают существование такого недвижимого имущества с характеристиками, позволяющими определить такое недвижимое имущество в качестве индивидуально-определенной вещи (далее - уникальные характеристики объекта недвижимости).

В силу ч. 1 ст. 7 Закона о кадастре в государственный кадастр недвижимости вносятся сведения об уникальных характеристиках объекта недвижимости, в том числе описание местоположения границ объекта недвижимости, если объектом недвижимости является земельный участок.

В силу п. 2 ч. 1 ст. 28 Закона о кадастре ошибкой в государственном кадастре недвижимости является воспроизведенная в государственном кадастре недвижимости ошибка в документе, на основании которого вносились сведения в государственный кадастр недвижимости.

Согласно ч. 4 ст. 28 Федерального закона N 221-ФЗ кадастровая ошибка в сведениях подлежит исправлению в порядке, установленном для учета изменений соответствующего объекта недвижимости (если документами, которые содержат такую ошибку и на основании которых внесены сведения в государственный кадастр недвижимости, являются документы, представленные в соответствии со ст. 22 настоящего Федерального закона заявителем), или в порядке информационного взаимодействия (если документами, которые содержат такую ошибку и на основании которых внесены сведения в государственный кадастр недвижимости, являются документы, поступившие в орган кадастрового учета в порядке информационного взаимодействия) либо на основании вступившего в законную силу решения суда об исправлении такой ошибки.

Согласно ч. 7 ст. 38 Закона о кадастре местоположение границ земельного участка устанавливается посредством определения координат характерных точек таких границ, то есть точек изменения описания границ земельного участка и деления их на части. Местоположение отдельных частей границ земельного участка также может устанавливаться в порядке, определенном органом нормативно-правового регулирования в сфере кадастровых отношений, посредством указания на природные объекты и (или) объекты искусственного происхождения, в том числе линейные объекты, если сведения о таких объектах содержатся в государственном кадастре недвижимости и местоположение указанных отдельных частей границ земельного участка совпадает с местоположением внешних границ таких объектов.

Так, материалами дела подтверждается, что в 2010 году было оформлено землеустроительное дело по образованию земельного участка из земель, находящихся в государственной собственности, расположенного по адресу: <адрес>, ул. им. Ст. Разина, <адрес> Б, <адрес>, занимаемый 5-этажным многоквартирным жилым домом, площадью 2369 кв.м. При этом были определены координаты характерных точек границ и площадь данного земельного участка, а также проверены границы смежного земельного участка с кадастровым номером 64:48:030348:6, расположенного по адресу: <адрес>, общей площадью 21587 кв.м.

Исходя из предмета заявленных истцом исковых требований, обстоятельствами, имеющими значение для правильного разрешения дела, является установление факта нарушения прав и законных интересов истца в результате внесения в государственный кадастр недвижимости сведений о местоположении границ земельного участка с кадастровым номером 64:48:030348:15, в том числе установление того обстоятельства, произошло ли изменение или уточнение сведений государственного кадастра недвижимости о местоположении границ земельного участка с кадастровым номером 64:48:030348:6 при внесении в государственный кадастр недвижимости сведений, имеется ли наложение границ земельных участков сторон настоящего спора по данным государственного кадастра недвижимости, соответствует ли фактическое местоположение смежной границы земельных участков сведениям государственного кадастра недвижимости (далее также - ГКН).

По сведениям, предоставленным органом кадастрового учета ФГБУ «Федеральная кадастровая палата Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по <адрес>» содержит сведения о местоположении границ земельных участков с кадастровыми номерами 64:48:030348:6 и 64:48:030348:15, в ГКН внесены значения характерных точек границ, определяющих их местоположение, при этом наложения и пересечение границ указанных земельных участков отсутствует.

С учетом приведенных выше норм Закона о кадастре надлежащими и достоверными сведениями о местоположении границ земельных участков являются исключительно сведения государственного кадастра недвижимости.

Таким образом, в настоящее время сведениями государственного кадастра недвижимости, выписки из которого имеются в материалах настоящего гражданского дела, подтверждается, что границы спорных земельных участков установлены в соответствии с требованиями действующего земельного законодательства, в государственном кадастре недвижимости имеются сведения о координатах характерных точек границ земельных участков.

В соответствии с положениями ст. 1 Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ N 78-ФЗ "О землеустройстве" (в редакции, действовавшей на момент образования земельных участков сторон настоящего спора) землеустройство - это мероприятия, в том числе по образованию новых и упорядочению существующих объектов землеустройства и установлению их границ на местности (территориальное землеустройство); объекты землеустройства - это территории субъектов Российской Федерации, территории муниципальных образований и других административно - территориальных образований, территориальные зоны, земельные участки, а также части указанных территорий, зон и участков.

Согласно ст. 16 данного Закона образование новых и упорядочение существующих объектов землеустройства проводятся в том числе в случае предоставления земельных участков гражданам и юридическим лицам.

Образование новых и упорядочение существующих объектов землеустройства осуществляются на основе сведений государственного земельного кадастра, государственного градостроительного кадастра, землеустроительной, градостроительной и иной связанной с использованием, охраной и перераспределением земель документации.

При образовании новых и упорядочении существующих объектов землеустройства определяется в том числе местоположение границ объектов землеустройства, в том числе границы ограниченных в использовании частей объектов землеустройства; площади объектов землеустройства и (или) ограниченных в использовании частей объектов землеустройства

Согласно ст. 17 Федерального закона N 78-ФЗ "О землеустройстве" межевание объектов землеустройства представляет собой работы по установлению на местности границ муниципальных образований и других административно-территориальных образований, границ земельных участков с закреплением таких границ межевыми знаками и описанию их местоположения. Межевание объекта землеустройства включает в себя в том числе работы по определению границ объекта землеустройства на местности и их согласование; закрепление на местности местоположения границ объекта землеустройства межевыми знаками и определение их координат или составление иного описания местоположения границ объекта землеустройства; изготовление карты (плана) объекта землеустройства.

Образование земельного участка с кадастровым номером 64:48:030348:6 осуществлялось в соответствии с приведенными положениями Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ N 78-ФЗ "О землеустройстве", а также принятыми в его исполнение положениями Постановления Правительства Российской Федерации от ДД.ММ.ГГГГ N 396 "Об утверждении Положения о проведении территориального землеустройства", Методических рекомендаций по проведению землеустройства при образовании новых и упорядочении существующих объектов землеустройства и Методических рекомендаций по проведению межевания объектов землеустройства, утвержденных ДД.ММ.ГГГГ Федеральной службой земельного кадастра России.

В соответствии с п. 10.10 Методических рекомендаций по проведению землеустройства при образовании новых и упорядочении существующих объектов землеустройства, утвержденных Росземкадастром, согласование положения границ земельного участка на проектном плане с правообладателями смежных земельных участков не проводится в случаях определения местоположения границ по сведениям государственного земельного кадастра.

В силу п. 14.5 Методических рекомендаций по проведению межевания объектов землеустройства, утвержденных Росземкадастром, процедура согласования границ (границы) не проводится при наличии в государственном земельном кадастре сведений (координат поворотных точек границ), позволяющих определить их положение на местности с точностью, которая соответствует техническим условиям и требованиям, установленным Росземкадастром.

Материалами дела подтверждается, что на момент формирования и постановки на кадастровый учет земельного участка с кадастровым номером 64:48:030348:15 земельный участок с кадастровым номером 64:48:030348:6 уже стоял на кадастровом учете и в государственном реестре земель кадастрового района содержались сведения о земельном участке с кадастровым номером 64:48:030348:6, в том числе и о местоположении его границ. При этом местоположение смежной границы этих земельных участков определялось по местоположению соответствующей смежной границы земельного участка с кадастровым номером 64:48:030348:6. Наложения границ данных земельных участков не произошло, в противном случае это явилось бы основанием для отказа в осуществлении кадастрового учета.

Так, в суде установлено, что в сведения о местоположении границ земельного участка с кадастровым номером 64:48:030348:6 при образовании земельного участка с кадастровым номером 64:48:030348:15 изменения не вносились.

Достоверных сведений о несоответствии местоположения границ земельного участка с кадастровым номером 64:48:030348:15, содержащихся в документах об образовании данного участка, сведениям о границах, содержащимся в государственном кадастре недвижимости, материалами дела также не подтверждаются.

Напротив, с момента образования земельного участка с кадастровым номером 64:48:030348:6 и внесения сведений о значениях координат характерных точек его границ в государственный кадастр недвижимости до настоящего времени местоположение его границ не изменилось. Координаты, внесенные в государственный кадастр недвижимости, соответствуют местоположению границ участка, указанному в приложении к свидетельству на право собственности на землю и материалам землеустроительного дела по предоставлению земельного участка за 2003 год. При этом координаты характерных точек границ участка с кадастровым номером 64:48:030348:15, внесенные в государственный кадастр недвижимости, также соответствуют местоположению границ при его образовании.

В соответствии с частью 6 статьи 4 Закона о кадастре истечение определенного периода со дня завершения кадастрового учета объекта недвижимости, изменение требований к точности или способам определения подлежащих внесению в государственный кадастр недвижимости сведений об объектах недвижимости либо изменение геодезической или картографической основы государственного кадастра недвижимости, в том числе систем координат, используемых для его ведения, не является основанием для признания кадастровых сведений об объекте недвижимости неактуальными и (или) подлежащими уточнению.

Приказом Росземкадастра № П/327 от ДД.ММ.ГГГГ "Об утверждении требований к оформлению документов о межевании, представляемых для постановки земельных участков на государственный кадастровый учет" были утверждены требования к оформлению документов о межевании, предоставляемых для постановки земельных участков на государственный кадастровый учет. Данными требованиями не предусматривалось необходимости оформления акта согласования местоположения границ.

ФГБУ «ФКП Росреестра» осуществляет свою деятельность в соответствии с Конституцией Российской Федерации, федеральными конституционными законами, федеральными законами, актами Президента Российской Федерации и Правительства Российской Федерации, международными договорами Российской Федерации.

В соответствии с ч.1 ст.3 Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ - ФЗ «О государственной регистрации недвижимости», государственный кадастровый учет, государственная регистрация прав, ведение Единого государственного реестра недвижимости и предоставление сведений, содержащихся в Едином государственном реестре недвижимости, осуществляются уполномоченным Правительством Российской Федерации федеральным органом исполнительной власти и его территориальными органами.

В соответствии с ч.1 ст. 13 Закона № 218-ФЗ внесение сведений в Единый государственный реестр недвижимости осуществляется органом регистрации прав.

ФГБУ «ФКП Росреестра» не формирует правоустанавливающих документов не участвует в правоотношениях лиц, связанных с приобретением ими прав на объекты недвижимости, не наделено полномочиями по внесению сведений об объектах недвижимости в ЕГРН. Свою деятельность данная организация осуществляет на основании Приказа Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии от ДД.ММ.ГГГГ № п/0515 «О наделении федерального государственного бюджетного учреждения «Федеральная кадастровая палата Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии» отдельными полномочиями органа регистрации прав».

В своем исковом заявлении ФИО2 не указывает каким образом и какие права были нарушены со стороны ФГБУ «ФКП Росреестра», в нарушение ст.56 ГПК РФ.

Кадастровый паспорт объекта недвижимости представляет собой выписку из государственного кадастра недвижимости, содержащую уникальные характеристики объекта недвижимости, а также в зависимости от вида объекта недвижимости иные сведения об объекте недвижимости. Кадастровый паспорт являлся одним из видов предоставления общедоступных сведений, внесённых в государственный кадастр недвижимости. Кадастровый паспорт также выдается (в период действия редакции Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ № 221-ФЗ « О государственном кадастре недвижимости» (далее - Закон о кадастре - ФЗ) органом кадастрового учета при постановке на учет объекта недвижимости, учете изменений объекта недвижимости, учете части объекта недвижимости или снятии с учета объекта недвижимости до ДД.ММ.ГГГГ. Понятие кадастровый паспорт упразднено после принятия и вступления в силу Закона № 218-ФЗ.

В соответствии с частью 1 статьи 39 Закона о кадастре № 221-ФЗ - местоположение границ земельных участков подлежит в установленном настоящим Федеральным законом порядке обязательному согласованию с лицами, указанными в части 3 настоящей статьи, в случае, если в результате кадастровых работ уточнено местоположение границ земельного участка, в отношении которого выполнялись соответствующие кадастровые работы, или уточнено местоположение границ смежных с ним земельных участков, сведения о которых внесены в ЕГРН. Земельный участок с кадастровым номером 64:48:030348:6 образован в результате кадастровых работ путем образования из земель, находящихся в государственной или муниципальной собственности. И ссылка заявителя, в своем исковом заявлении, что при проведении кадастровых работ в отношении земельного участка с кадастровым номером 64:48:030348:6 необходимо было согласовывать границу данного земельного участка с правообладателями земельного участка с кадастровым номером 64:48:030348:15 ошибочна и не соответствует законодательству РФ. На момент постановки на государственный кадастровый учет земельного участка с кадастровым номером 64:48:030348:6 земельного участка с кадастровым номером 64:48:030348:15 не существовало.

В соответствии с ч.7 ст. 1 Закона № 218-ФЗ - государственный кадастровый учет недвижимого имущества является, внесение в Единый государственный реестр недвижимости сведений о земельных участках, зданиях, сооружениях, помещениях, машино -местах, об объектах незавершенного строительства, о единых недвижимых комплексах, а в случаях, установленных федеральным законом, и об иных объектах, которые прочно связаны с землей, то есть перемещение которых без несоразмерного ущерба их назначению невозможно, которые подтверждают существование такого объекта недвижимости с характеристиками, позволяющими определить его в качестве индивидуально-определенной вещи, или подтверждают прекращение его существования, а также иных предусмотренных настоящим Федеральным законом сведений об объектах недвижимости.

Из буквального толкования вышеуказанной нормы закона следует, что внесение сведений в ЕГРН осуществляется путем внесения сведений об объекте недвижимости; внесение изменений в сведения о существующем объекте недвижимости); исключение сведений об объекте недвижимости (снятие с кадастрового учета).

Также в соответствии с частью 3 статьи 6 Земельного кодекса РФ земельный участок как объект права собственности и иных предусмотренных настоящим Кодексом прав на землю является недвижимой вещью, которая представляет собой часть земной поверхности и имеет характеристики, позволяющие, определить ее в качестве индивидуально определенной вещи.

В силу статьи 8 Закона № 218-ФЗ уникальной характеристикой земельного участка является местоположение его границ, которое устанавливается посредством определения координат характерных точек таких границ.

Указанные положения закона свидетельствуют о том, что земельный участок должен быть индивидуализирован на местности, представлять собой конкретно определенную вещь. При этом, установление границ земельного участка (межевание) является одним из средств его индивидуализации как объекта прав землепользования.

В соответствии с Законодательством Российской Федерации ФГБУ «ФКП Росреестра» не наделено полномочиями по внесению сведений об объектах недвижимости в ЕГРН.

В соответствии со ст. 15 Земельного кодекса РФ от- ДД.ММ.ГГГГ № 136-ФЗ (ред. от ДД.ММ.ГГГГ) собственностью граждан и юридических лиц являются земельные участки, приобретенные гражданами и юридическими лицами по основаниям, предусмотренным законодательством Российской Федерацией.

Межевание это мероприятие, результатом которого является четкое определение на местности границ участка земли, их закрепление с помощью специальных знаков опор, подготовка межевого плана - чертежа земельного участка и его текстового описания.

В силу положения ст. 37 Закон о кадастре № 221-ФЗ межевой план является результатом кадастровых работ кадастрового инженера - индивидуального предпринимателя, указанного в ст. 32 настоящего Федерального закона, или работника юридического лица, указанного в ст. 33 настоящего Федерального закона. В соответствии со ст. 21 Закона № 218-ФЗ межевой план, технический план, акт обследования, карта-план территории представляются в орган регистрации прав в форме электронных документов, подписанных усиленной квалифицированной электронной подписью кадастрового инженера.

В соответствии с Законом о кадастре № 221-ФЗ кадастровые работы выполняются кадастровым инженером на основании заключаемого в соответствии с требованиями гражданского законодательства и настоящего Федерального закона договора подряда на выполнение кадастровых работ.

В соответствии с п.53 Постановления Пленума Верховного Суда РФ и Пленума Высшего Арбитражного Суда РФ от ДД.ММ.ГГГГ N 10/22 "О некоторых вопросах, возникающих в судебной практике при разрешении споров, связанных с зашитой права собственности и других вещных прав» - ответчиком по иску, направленному на оспаривание зарегистрированного права или обременения, является лицо, за которым зарегистрировано спорное право или обременение. Ответчиками по иску, направленному на оспаривание прав или обременений, вытекающих из зарегистрированной сделки, являются ее стороны.

С учетом изложенных обстоятельств, суд приходит к выводу об отсутствии доказательств нарушения прав истца при проведении землеустроительных работ в связи с образованием спорных земельных участков.

При таких обстоятельствах правовых оснований для удовлетворения исковых требований истца ФИО2 не имеется, в связи с чем суд принимает решение об отказе в удовлетворении исковых требований в полном объеме.

Кроме того вступившим в законную силу решением Кировского районного суда <адрес> от ДД.ММ.ГГГГ по делу отказано в удовлетворении исковых требований ФИО1 о признании недействительным результатов межевания земельных участков с кадастровыми номерами 64:48:030348:15 и 64:48:030348:6. Судом установлено отсутствие нарушений земельного законодательства при межевании земельных участков с кадастровыми номерами 64:48:030348:15 и 64:48:030348:6. Данный судебный акт имеет преюдициальное значение при рассмотрении настоящего дела в силу ч.2 ст.61 ГПК РФ.

Руководствуясь ст.ст. 56, 67, 194-198 ГПК РФ, суд

решил:

в удовлетворении исковых требований ФИО2 к ФГБУ «ФКП Росреестра», Управлению Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по <адрес>, третьи лица - комитет по управлению имуществом <адрес>, территориальное управление федерального агентства по управлению федеральным имуществом по <адрес>, РАНХиГС Поволжский институт управления им. ФИО3, о признании результатов межевания недействительным - отказать в полном объеме.

Решение может быть обжаловано в течение месяца, со дня его изготовления в окончательной форме, в Саратовский областной суд путем принесения апелляционной жалобы через Кировский районный суд <адрес>.

Судья Еремина Н.Н.


2-3697/2018

Категория:
Гражданские
Истцы
Бобровский Александр Сергеевич
Ответчики
УФРС по Саратовской области
Филиал ФГБУ "ФКП Росреестра" по Саратовской области
ФГБУ "ФКП Росреестра"
Другие
Нешатаев Василий Юрьевич
Серебряков Александр Петрович
Колчин Виталий Анатольевич
РАНХиГС Поволжский институт управления им. П.А. Столыпина
Комитет по управлению имуществом г. Саратова
Территориальное управлени Федерального агентства по управлению федеральным имуществом по Саратовской области
Суд
Кировский районный суд г. Саратов
Дело на сайте суда
kirovsky.sar.sudrf.ru
03.05.2020Регистрация иска (заявления, жалобы) в суде
03.05.2020Передача материалов судье
03.05.2020Решение вопроса о принятии иска (заявления, жалобы) к рассмотрению
03.05.2020Вынесено определение о подготовке дела к судебному разбирательству
03.05.2020Подготовка дела (собеседование)
03.05.2020Вынесено определение о назначении дела к судебному разбирательству
03.05.2020Судебное заседание
03.05.2020Судебное заседание
03.05.2020Судебное заседание
03.05.2020Судебное заседание
03.05.2020Изготовлено мотивированное решение в окончательной форме
03.05.2020Дело сдано в отдел судебного делопроизводства
Решение

Детальная проверка физлица

  • Уголовные и гражданские дела
  • Задолженности
  • Нахождение в розыске
  • Арбитражи
  • Банкротство
Подробнее