Дело № 2-30/2023
УИД 60RS0017-01-2022-001526-06
Р Е Ш Е Н И Е
Именем Российской Федерации
**.**.****г. гор.Печоры Псковской области
Печорский районный суд Псковской области в составе:
председательствующего судьи Тюриной Н.А.
при секретаре Поляковой М.Л.
рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску и.о. Псковского природоохранного межрайонного прокурора в интересах неопределенного круга лиц к Администрации Печорского района, Администрации городского поселения «Печоры» об обязании организовать работы по ликвидации несанкционированной свалки твердых коммунальных отходов, организовать разработку и утвердить проект рекультивации земельного участка, произвести рекультивацию нарушенных земель,
У С Т А Н О В И Л:
И.о. Псковского природоохранного межрайонного прокурора обратился в суд с иском к Администрации Печорского района, Администрации городского поселения «Печоры» об обязании в течение шести месяцев со дня вступления решения суда в законную силу организовать работы по ликвидации несанкционированной свалки твердых коммунальных отходов, расположенной на территории д. .... городского поселения «Печоры» Печорского района с географическими координатами (....).
В обоснование иска указано, что Природоохранной межрайонной прокуратурой с привлечением в качестве специалиста сотрудника Северо-Западного межрегионального управления Федеральной службы по надзору в сфере природопользования в рамках исполнения задания прокуратуры области проведена проверка соблюдения требований законодательства об отходах производства и потребления органами местного самоуправления Печорского района.
В ходе проверки установлено, что на территории д. .... городского поселения «Печоры» Печорского района организована несанкционированная свалка твердых коммунальных отходов площадью *** га, географические координаты территории (.... Согласно сведений публичной кадастровой карты и программы «KadastrRU» указанная свалка располагается на земельном участке, собственность на который не разграничена.
В результате несанкционированного складирования отходов производства и потребления почвам причинен ущерб, предварительная сумма которого по экспертному заключению ЦЛАТИ по Псковской области составила 149 901 625,69 руб. Возмещение вреда, причиненного окружающей среде в связи с нарушением природоохранного законодательства, предусмотрено посредством восстановления нарушенного состояния земель в соответствии с проектом рекультивации согласно Правил проведения рекультивации и консервации земель, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 10.07.2018 № 800.
Ссылаясь на положения земельного законодательства, Федерального закона от 06.10.2003 N 131-ФЗ "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации", от 10.01.2002 №7-ФЗ «Об охране окружающей среды», от 24.06.1998 N 89-ФЗ "Об отходах производства и потребления", от 30.03.1999 №52-ФЗ «О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения» и уточнив требования в порядке ст. 39 ГПК РФ, прокурор просит суд обязать Администрацию Печорского района и Администрацию городского поселения «Печоры» в течение 8 месяцев со дня вступления решения суда в законную силу организовать работы по ликвидации несанкционированной свалки твердых коммунальных отходов, расположенной на территории д. .... городского поселения «Печоры» Печорского района с географическими координатами (.... организовать разработку и утвердить проект рекультивации земельного участка, произвести рекультивацию нарушенных земель в границах земельного участка в сроки, установленные проектом рекультивации.
В судебном заседании Псковский природоохранный межрайонный прокурор Самолетов С.Н. исковые требования и доводы в их обоснование поддержал.
Представитель ответчика Администрации Печорского района Васильев Д.И., представитель ответчика Администрации городского поселения «Печоры» Соколова Н.М. с иском согласны.
Представитель третьего лица Северо-Западного межрегионального управления Федеральной службы по надзору в сфере природопользования Сидорова Ю.А. полагала заявленные требования обоснованными и подлежащими удовлетворению.
Представитель третьего лица Комитета по строительству и жилищно- коммунальному хозяйству Псковской области в суд не явился, об уважительности причин неявки не сообщил, позиции по иску не представил.
Руководствуясь ст. 167 ГПК РФ, суд считает возможным рассмотреть дело при данной явке.
Выслушав лиц, участвующих в деле, исследовав материалы дела, суд находит исковые требования подлежащими удовлетворению по следующим основаниям.
Согласно ст. 42 Конституции Российской Федерации каждый имеет право на благоприятную окружающую среду.
В силу ст. 1 Федерального закона от 10.01.2002 N 7-ФЗ "Об охране окружающей среды" охрана окружающей среды - деятельность органов государственной власти Российской Федерации, органов государственной власти субъектов Российской Федерации, органов местного самоуправления, общественных и иных некоммерческих объединений, юридических и физических лиц, направленная на сохранение природной среды, рациональное использование и воспроизводство природных ресурсов, предотвращение негативного воздействия хозяйственной и иной деятельности на окружающую среду и ликвидацию ее последствий.
Частями 1 и 2 ст. 51 указанного Федерального закона установлено, что отходы производства и потребления, радиоактивные отходы подлежат сбору, накоплению, утилизации, обезвреживанию, транспортировке, хранению и захоронению, условия и способы которых должны быть безопасными для окружающей среды и регулироваться законодательством Российской Федерации. Запрещается сброс отходов производства и потребления, в том числе радиоактивных отходов, в поверхностные и подземные водные объекты, на водосборные площади, в недра и на почву.
В силу ч. 1 ст. 11 Федерального закона "Об охране окружающей среды" каждый гражданин имеет право на благоприятную окружающую среду, на ее защиту от негативного воздействия, вызванного хозяйственной и иной деятельностью, чрезвычайными ситуациями природного и техногенного характера, на достоверную информацию о состоянии окружающей среды и на возмещение вреда окружающей среде.
Согласно ст. 8 Федерального закона от 30.03.1999 № 52-ФЗ «О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения» определено, что граждане имеют право на благоприятную среду обитания, факторы которой не оказывают вредного воздействия на человека.
В соответствии с п.1 ст. 13 Земельного кодекса Российской Федерации охрана земель представляет собой деятельность органов государственной власти, органов местного самоуправления, юридических и физических лиц, направленную на сохранение земли как важнейшего компонента окружающей среды и природного ресурса.
Судом установлено, что Природоохранной межрайонной прокуратурой в ходе проверки соблюдения природоохранного и санитарно-эпидемиологического законодательства выявлен факт несанкционированного размещения твердых коммунальных отходов на территории д. .... городского поселения «Печоры» Печорского района, географические координаты .... площадь свалки составляет *** га.
Земельный участок, на котором расположена свалка, не сформирован, на кадастровом учете не состоит, сведения о зарегистрированных правах на данный участок отсутствуют. Участок относится к землям государственной собственности, право собственности на которые не разграничено, кому-либо во владение, пользование, распоряжение не передавался,
Собственник отходов не установлен.
Несмотря на наличие информации о данной свалке, меры по ее ликвидации ответчиками на момент рассмотрения дела не приняты.
Федеральный закон от 24.06.1998 N 89-ФЗ «Об отходах производства и потребления» определяет правовые основы обращения с отходами производства и потребления в целях предотвращения вредного воздействия отходов производства и потребления на здоровье человека и окружающую среду, а также вовлечения таких отходов в хозяйственный оборот в качестве дополнительных источников сырья.
Пунктом 1 ст. 13 Федерального закона «Об отходах производства и потребления» установлено, что территории муниципальных образований подлежат регулярной очистке от отходов в соответствии с экологическими, санитарными и иными требованиями.
Допускается накопление отходов только в местах (на площадках) накопления отходов, соответствующих требованиям законодательства в области санитарно-эпидемиологического благополучия населения и иного законодательства Российской Федерации (пункт 1 ст. 13.4 вышеуказанного закона).
Согласно пункту 4.13 ГОСТа 30772-2001 "Межгосударственный стандарт. Ресурсосбережение. Обращение с отходами. Термины и определения", введенного постановлением Госстандарта России от 28 декабря 2001 года N 607-ст, территории, используемые, но не предназначенные для размещения на них отходов, являются несанкционированными свалками отходов.
В соответствии с пунктом 7.8, примечанием к нему, если юридическое лицо, индивидуальный предприниматель, производящие отходы, не установлено, собственником отходов являются органы местного самоуправления, юридические лица или индивидуальные предприниматели, ответственные за территории, на которых эти отходы находятся.
Подпунктом 18 пункта 1 статьи 14 Федерального закона от 6 октября 2003 года № 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» к вопросам местного значения городского поселения относится участие в организации деятельности по накоплению (в том числе раздельному накоплению) и транспортированию твердых коммунальных отходов.
На основании подпункта 14 пункта 1 статьи 15 указанного Федерального закона к вопросам местного значения муниципального района отнесено участие в организации деятельности по сбору (в том числе раздельному накоплению), сбору, транспортированию, обработке, утилизации, обезвреживанию, захоронению твердых коммунальных отходов на территориях соответствующих муниципальных районов.
Таким образом, приведенные выше нормы действующего федерального и регионального законодательства возлагают обязанность по организации ликвидации несанкционированных свалок отходов, расположенных на землях, право собственности на которые не разграничено, в случае неустановления собственника отходов, на органы местного самоуправления.
Постановлением Администрации Псковской области от 28.10.2013 № 504 утверждена государственная программа Псковской области «Обеспечение населения области качественным жильем и коммунальными услугами», включающая подпрограмму "Обращение с отходами, в том числе с твердыми коммунальными отходами, на территории Псковской области", участниками которой являются органы местного самоуправления муниципальных образований.
По сведениям, предоставленным Комитетом по строительству и жилищно-коммунальному хозяйству Псковской области, в целях софинансирования расходных обязательств в рамках выполнения мероприятий вышеуказанной государственной программы в .... году Администрации Печорского района выделены денежные средства на ликвидацию свалок в .... волости Печорского района.
В судебном заседании представили ответчиков пояснили, что получателем денежных средств на ликвидацию свалок на территории Печорского района является муниципальное образование Печорский район.
Вместе с тем, Администрацией Печорского района и Администрацией городского поселения «Печоры» не принимается мер по устранению нарушения требований статьи 42 Конституции Российской Федерации, статей 11 и 51 Федерального закона от 10.01.2002 № 7-ФЗ «Об охране окружающей среды», статьи 13 Федерального закона № 89-ФЗ путем организации мероприятий по ликвидации несанкционированной свалки твердых коммунальных отходов в границах д. .... ГП «Печоры» Печорского района, что влечет нарушение прав и законных интересов неопределенного круга лиц, на защиту которых в соответствии со ст. 45 ГПК РФ направлены требования прокурора в исковом заявлении.
Тот факт, что в настоящее время не установлено лицо, виновное в противоправном размещении отходов, не освобождает органы местного самоуправления от выполнения возложенной на них законом обязанности по организации ликвидации несанкционированной свалки.
В случае установления такого лица, ответчики не лишены права требовать возмещения расходов, связанных с ликвидацией последствий несанкционированной свалки.
Постановлением Правительства Российской Федерации от 10.07.2018 № 800 утверждены Правила проведения рекультивации и консервации земель, которыми устанавливается порядок проведения рекультивации и консервации земель, а также особенности рекультивации земель, указанных в части 2 статьи 60.12 Лесного кодекса Российской Федерации, и в равной мере распространяются на земли и земельные участки.
Согласно пункту 3 Правил разработка проекта рекультивации земель и рекультивация земель, разработка проекта консервации земель и консервация земель обеспечиваются лицами, деятельность которых привела к деградации земель, в том числе правообладателями земельных участков, лицами, использующими земельные участки на условиях сервитута, публичного сервитута, а также лицами, использующими земли или земельные участки, находящиеся в государственной или муниципальной собственности, без предоставления земельных участков и установления сервитутов.
В случае если лица, деятельность которых привела к деградации земель, не являются правообладателями земельных участков и у правообладателей земельных участков, исполнительных органов государственной власти или органов местного самоуправления, уполномоченных на предоставление находящихся в государственной или муниципальной собственности земельных участков, отсутствует информация о таких лицах, разработка проекта рекультивации земель и рекультивация земель, разработка проекта консервации земель и консервация земель обеспечиваются: исполнительными органами государственной власти и органами местного самоуправления, уполномоченными на предоставление находящихся в государственной или муниципальной собственности земельных участков, в отношении земель и земельных участков, находящихся в государственной или муниципальной собственности и не предоставленных гражданам или юридическим лицам, а также в отношении земель и земельных участков, находящихся в государственной или муниципальной собственности и предоставленных гражданам или юридическим лицам, в случае ухудшения качества земель в результате воздействия природных явлений при условии, что арендаторами, землепользователями, землевладельцами принимались меры по охране земель в соответствии с земельным законодательством (пункт 4 Правил).
Рекультивация земель, консервация земель осуществляются в соответствии с утвержденными проектом рекультивации земель, проектом консервации земель путем проведения технических и (или) биологических мероприятий (пункт 8 Правил).
Рекультивация земель может осуществляться путем поэтапного проведения работ по рекультивации земель при наличии в проекте рекультивации земель выделенных этапов работ, для которых определены содержание, объемы и график работ по рекультивации земель для каждого этапа работ, а в случае осуществления рекультивации, земель с привлечением средств бюджетов бюджетной системы Российской Федерации также- сметные расчеты (локальные и сводные) затрат на проведение работ по рекультивации земель для каждого этапа работ (пункт 9 Правил).
Положениями пункта 26 Правил установлено, что лица, исполнительные органы государственной власти, органы местного самоуправления, указанные в пунктах 3 и 4 настоящих Правил, обязаны обеспечить разработку проекта рекультивации земель (за исключением случаев разработки такого проекта в составе проектной документации на строительство, реконструкцию объекта капитального строительства) и приступить к рекультивации земель в срок, установленный решением или договором, на основании которых используются земли или земельный участок, проектной документацией на строительство; реконструкцию объекта капитального строительства, а в случаях, если указанными документами этот срок или проведение рекультивации земель не предусмотрены, или произошло нарушение земель лицами, не использующими, земли или земельные участки на законном основании, или нарушение земель в результате природных явлений, в срок не позднее чем 7 месяцев со дня окончания лицом или органом государственной власти, органом местного самоуправления деятельности, осуществление которой привело к деградации земель и (или) снижению плодородия земель сельскохозяйственного назначения; со дня совершения действия, в результате которого произошла деградация земель; со дня выявления деградации земель; со дня получения предписания, выданного Федеральной службой по ветеринарному и фитосанитарному надзору, Федеральной службой по надзору в сфере природопользования, Федеральной службой государственной регистрации, кадастра и картографии, о необходимости проведения рекультивации земель.
Исходя из полномочий, закрепленных за органом местного самоуправления в области обращения с отходами производства и потребления, охраны окружающей среды, санитарно-эпидемиологического благополучия населения, и положений ч.4 ст. 12 Федерального закона от 24.06.1998 года № 89-ФЗ «Об отходах производства и потребления», Правил проведения рекультивации и консервации земель, утвержденных Постановлением Правительства РФ от 10.07.2018 года № 800, а также того обстоятельства, что неисполнение ответчиками возложенных на них законом обязанностей может привести к нарушению прав неопределенного круга лиц на благоприятную природную среду, суд считает необходимым возложить на ответчиков обязанность по ликвидации несанкционированной свалки твердых коммунальных отходов в д. Умковичи ГП «Печоры» Печорского района, обеспечению разработки проекта рекультивации земель и проведению таких работ в соответствии с разработанным и согласованным проектом рекультивации на указанной территории.
Предложенный прокурором срок для устранения допущенных нарушений природоохранного и санитарно-эпидемиологического законодательства является объективным, разумным, по мнению представителей ответчиков достаточен для исполнения, в связи с чем суд полагает возможным установить срок выполнения мероприятий по ликвидации несанкционированной свалки и разработке проекта рекультивации земельного участка в течение восьми месяцев со дня вступления решения суда в законную силу, а непосредственно мероприятий по рекультивации - в срок, определенный проектом рекультивации.
На основании изложенного и руководствуясь ст. 194-198 ГПК РФ, суд
Р Е Ш И Л:
Исковые требования и.о.Псковского природоохранного межрайонного прокурора в интересах неопределенного круга лиц удовлетворить.
Обязать Администрацию Печорского района и Администрацию городского поселения «Печоры» в течение 8 месяцев со дня вступления решения суда в законную силу организовать работы по ликвидации несанкционированной свалки твердых коммунальных отходов, расположенной на территории д. .... городского поселения «Печоры» Печорского района с географическими координатами ....); организовать разработку и утвердить проект рекультивации земельного участка на территории д. .... городского поселения «Печоры» Печорского района с географическими координатами .... в соответствии с требованиями Правил проведения рекультивации и консервации земель, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 10.07.2018 № 800.
Обязать Администрацию Печорского района и Администрацию городского поселения «Печоры» произвести рекультивацию нарушенных земель в границах земельного участка на территории д.... городского поселения «Печоры» Печорского района с географическими координатами .... в сроки, установленные проектом рекультивации.
Решение может быть обжаловано в апелляционном порядке в Псковский областной суд через Печорский районный суд в течение месяца со дня принятия решения в окончательной форме.
Судья Тюрина Н.А.
Мотивированное решение составлено **.**.****г..
Решение в апелляционном порядке не обжаловано, вступило в законную силу
УИД 60RS0017-01-2022-001526-06
Р Е Ш Е Н И Е
Именем Российской Федерации
**.**.****г. гор.Печоры Псковской области
Печорский районный суд Псковской области в составе:
председательствующего судьи Тюриной Н.А.
при секретаре Поляковой М.Л.
рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску и.о. Псковского природоохранного межрайонного прокурора в интересах неопределенного круга лиц к Администрации Печорского района, Администрации городского поселения «Печоры» об обязании организовать работы по ликвидации несанкционированной свалки твердых коммунальных отходов, организовать разработку и утвердить проект рекультивации земельного участка, произвести рекультивацию нарушенных земель,
У С Т А Н О В И Л:
И.о. Псковского природоохранного межрайонного прокурора обратился в суд с иском к Администрации Печорского района, Администрации городского поселения «Печоры» об обязании в течение шести месяцев со дня вступления решения суда в законную силу организовать работы по ликвидации несанкционированной свалки твердых коммунальных отходов, расположенной на территории д. .... городского поселения «Печоры» Печорского района с географическими координатами (....).
В обоснование иска указано, что Природоохранной межрайонной прокуратурой с привлечением в качестве специалиста сотрудника Северо-Западного межрегионального управления Федеральной службы по надзору в сфере природопользования в рамках исполнения задания прокуратуры области проведена проверка соблюдения требований законодательства об отходах производства и потребления органами местного самоуправления Печорского района.
В ходе проверки установлено, что на территории д. .... городского поселения «Печоры» Печорского района организована несанкционированная свалка твердых коммунальных отходов площадью *** га, географические координаты территории (.... Согласно сведений публичной кадастровой карты и программы «KadastrRU» указанная свалка располагается на земельном участке, собственность на который не разграничена.
В результате несанкционированного складирования отходов производства и потребления почвам причинен ущерб, предварительная сумма которого по экспертному заключению ЦЛАТИ по Псковской области составила 149 901 625,69 руб. Возмещение вреда, причиненного окружающей среде в связи с нарушением природоохранного законодательства, предусмотрено посредством восстановления нарушенного состояния земель в соответствии с проектом рекультивации согласно Правил проведения рекультивации и консервации земель, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 10.07.2018 № 800.
Ссылаясь на положения земельного законодательства, Федерального закона от 06.10.2003 N 131-ФЗ "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации", от 10.01.2002 №7-ФЗ «Об охране окружающей среды», от 24.06.1998 N 89-ФЗ "Об отходах производства и потребления", от 30.03.1999 №52-ФЗ «О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения» и уточнив требования в порядке ст. 39 ГПК РФ, прокурор просит суд обязать Администрацию Печорского района и Администрацию городского поселения «Печоры» в течение 8 месяцев со дня вступления решения суда в законную силу организовать работы по ликвидации несанкционированной свалки твердых коммунальных отходов, расположенной на территории д. .... городского поселения «Печоры» Печорского района с географическими координатами (.... организовать разработку и утвердить проект рекультивации земельного участка, произвести рекультивацию нарушенных земель в границах земельного участка в сроки, установленные проектом рекультивации.
В судебном заседании Псковский природоохранный межрайонный прокурор Самолетов С.Н. исковые требования и доводы в их обоснование поддержал.
Представитель ответчика Администрации Печорского района Васильев Д.И., представитель ответчика Администрации городского поселения «Печоры» Соколова Н.М. с иском согласны.
Представитель третьего лица Северо-Западного межрегионального управления Федеральной службы по надзору в сфере природопользования Сидорова Ю.А. полагала заявленные требования обоснованными и подлежащими удовлетворению.
Представитель третьего лица Комитета по строительству и жилищно- коммунальному хозяйству Псковской области в суд не явился, об уважительности причин неявки не сообщил, позиции по иску не представил.
Руководствуясь ст. 167 ГПК РФ, суд считает возможным рассмотреть дело при данной явке.
Выслушав лиц, участвующих в деле, исследовав материалы дела, суд находит исковые требования подлежащими удовлетворению по следующим основаниям.
Согласно ст. 42 Конституции Российской Федерации каждый имеет право на благоприятную окружающую среду.
В силу ст. 1 Федерального закона от 10.01.2002 N 7-ФЗ "Об охране окружающей среды" охрана окружающей среды - деятельность органов государственной власти Российской Федерации, органов государственной власти субъектов Российской Федерации, органов местного самоуправления, общественных и иных некоммерческих объединений, юридических и физических лиц, направленная на сохранение природной среды, рациональное использование и воспроизводство природных ресурсов, предотвращение негативного воздействия хозяйственной и иной деятельности на окружающую среду и ликвидацию ее последствий.
Частями 1 и 2 ст. 51 указанного Федерального закона установлено, что отходы производства и потребления, радиоактивные отходы подлежат сбору, накоплению, утилизации, обезвреживанию, транспортировке, хранению и захоронению, условия и способы которых должны быть безопасными для окружающей среды и регулироваться законодательством Российской Федерации. Запрещается сброс отходов производства и потребления, в том числе радиоактивных отходов, в поверхностные и подземные водные объекты, на водосборные площади, в недра и на почву.
В силу ч. 1 ст. 11 Федерального закона "Об охране окружающей среды" каждый гражданин имеет право на благоприятную окружающую среду, на ее защиту от негативного воздействия, вызванного хозяйственной и иной деятельностью, чрезвычайными ситуациями природного и техногенного характера, на достоверную информацию о состоянии окружающей среды и на возмещение вреда окружающей среде.
Согласно ст. 8 Федерального закона от 30.03.1999 № 52-ФЗ «О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения» определено, что граждане имеют право на благоприятную среду обитания, факторы которой не оказывают вредного воздействия на человека.
В соответствии с п.1 ст. 13 Земельного кодекса Российской Федерации охрана земель представляет собой деятельность органов государственной власти, органов местного самоуправления, юридических и физических лиц, направленную на сохранение земли как важнейшего компонента окружающей среды и природного ресурса.
Судом установлено, что Природоохранной межрайонной прокуратурой в ходе проверки соблюдения природоохранного и санитарно-эпидемиологического законодательства выявлен факт несанкционированного размещения твердых коммунальных отходов на территории д. .... городского поселения «Печоры» Печорского района, географические координаты .... площадь свалки составляет *** га.
Земельный участок, на котором расположена свалка, не сформирован, на кадастровом учете не состоит, сведения о зарегистрированных правах на данный участок отсутствуют. Участок относится к землям государственной собственности, право собственности на которые не разграничено, кому-либо во владение, пользование, распоряжение не передавался,
Собственник отходов не установлен.
Несмотря на наличие информации о данной свалке, меры по ее ликвидации ответчиками на момент рассмотрения дела не приняты.
Федеральный закон от 24.06.1998 N 89-ФЗ «Об отходах производства и потребления» определяет правовые основы обращения с отходами производства и потребления в целях предотвращения вредного воздействия отходов производства и потребления на здоровье человека и окружающую среду, а также вовлечения таких отходов в хозяйственный оборот в качестве дополнительных источников сырья.
Пунктом 1 ст. 13 Федерального закона «Об отходах производства и потребления» установлено, что территории муниципальных образований подлежат регулярной очистке от отходов в соответствии с экологическими, санитарными и иными требованиями.
Допускается накопление отходов только в местах (на площадках) накопления отходов, соответствующих требованиям законодательства в области санитарно-эпидемиологического благополучия населения и иного законодательства Российской Федерации (пункт 1 ст. 13.4 вышеуказанного закона).
Согласно пункту 4.13 ГОСТа 30772-2001 "Межгосударственный стандарт. Ресурсосбережение. Обращение с отходами. Термины и определения", введенного постановлением Госстандарта России от 28 декабря 2001 года N 607-ст, территории, используемые, но не предназначенные для размещения на них отходов, являются несанкционированными свалками отходов.
В соответствии с пунктом 7.8, примечанием к нему, если юридическое лицо, индивидуальный предприниматель, производящие отходы, не установлено, собственником отходов являются органы местного самоуправления, юридические лица или индивидуальные предприниматели, ответственные за территории, на которых эти отходы находятся.
Подпунктом 18 пункта 1 статьи 14 Федерального закона от 6 октября 2003 года № 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» к вопросам местного значения городского поселения относится участие в организации деятельности по накоплению (в том числе раздельному накоплению) и транспортированию твердых коммунальных отходов.
На основании подпункта 14 пункта 1 статьи 15 указанного Федерального закона к вопросам местного значения муниципального района отнесено участие в организации деятельности по сбору (в том числе раздельному накоплению), сбору, транспортированию, обработке, утилизации, обезвреживанию, захоронению твердых коммунальных отходов на территориях соответствующих муниципальных районов.
Таким образом, приведенные выше нормы действующего федерального и регионального законодательства возлагают обязанность по организации ликвидации несанкционированных свалок отходов, расположенных на землях, право собственности на которые не разграничено, в случае неустановления собственника отходов, на органы местного самоуправления.
Постановлением Администрации Псковской области от 28.10.2013 № 504 утверждена государственная программа Псковской области «Обеспечение населения области качественным жильем и коммунальными услугами», включающая подпрограмму "Обращение с отходами, в том числе с твердыми коммунальными отходами, на территории Псковской области", участниками которой являются органы местного самоуправления муниципальных образований.
По сведениям, предоставленным Комитетом по строительству и жилищно-коммунальному хозяйству Псковской области, в целях софинансирования расходных обязательств в рамках выполнения мероприятий вышеуказанной государственной программы в .... году Администрации Печорского района выделены денежные средства на ликвидацию свалок в .... волости Печорского района.
В судебном заседании представили ответчиков пояснили, что получателем денежных средств на ликвидацию свалок на территории Печорского района является муниципальное образование Печорский район.
Вместе с тем, Администрацией Печорского района и Администрацией городского поселения «Печоры» не принимается мер по устранению нарушения требований статьи 42 Конституции Российской Федерации, статей 11 и 51 Федерального закона от 10.01.2002 № 7-ФЗ «Об охране окружающей среды», статьи 13 Федерального закона № 89-ФЗ путем организации мероприятий по ликвидации несанкционированной свалки твердых коммунальных отходов в границах д. .... ГП «Печоры» Печорского района, что влечет нарушение прав и законных интересов неопределенного круга лиц, на защиту которых в соответствии со ст. 45 ГПК РФ направлены требования прокурора в исковом заявлении.
Тот факт, что в настоящее время не установлено лицо, виновное в противоправном размещении отходов, не освобождает органы местного самоуправления от выполнения возложенной на них законом обязанности по организации ликвидации несанкционированной свалки.
В случае установления такого лица, ответчики не лишены права требовать возмещения расходов, связанных с ликвидацией последствий несанкционированной свалки.
Постановлением Правительства Российской Федерации от 10.07.2018 № 800 утверждены Правила проведения рекультивации и консервации земель, которыми устанавливается порядок проведения рекультивации и консервации земель, а также особенности рекультивации земель, указанных в части 2 статьи 60.12 Лесного кодекса Российской Федерации, и в равной мере распространяются на земли и земельные участки.
Согласно пункту 3 Правил разработка проекта рекультивации земель и рекультивация земель, разработка проекта консервации земель и консервация земель обеспечиваются лицами, деятельность которых привела к деградации земель, в том числе правообладателями земельных участков, лицами, использующими земельные участки на условиях сервитута, публичного сервитута, а также лицами, использующими земли или земельные участки, находящиеся в государственной или муниципальной собственности, без предоставления земельных участков и установления сервитутов.
В случае если лица, деятельность которых привела к деградации земель, не являются правообладателями земельных участков и у правообладателей земельных участков, исполнительных органов государственной власти или органов местного самоуправления, уполномоченных на предоставление находящихся в государственной или муниципальной собственности земельных участков, отсутствует информация о таких лицах, разработка проекта рекультивации земель и рекультивация земель, разработка проекта консервации земель и консервация земель обеспечиваются: исполнительными органами государственной власти и органами местного самоуправления, уполномоченными на предоставление находящихся в государственной или муниципальной собственности земельных участков, в отношении земель и земельных участков, находящихся в государственной или муниципальной собственности и не предоставленных гражданам или юридическим лицам, а также в отношении земель и земельных участков, находящихся в государственной или муниципальной собственности и предоставленных гражданам или юридическим лицам, в случае ухудшения качества земель в результате воздействия природных явлений при условии, что арендаторами, землепользователями, землевладельцами принимались меры по охране земель в соответствии с земельным законодательством (пункт 4 Правил).
Рекультивация земель, консервация земель осуществляются в соответствии с утвержденными проектом рекультивации земель, проектом консервации земель путем проведения технических и (или) биологических мероприятий (пункт 8 Правил).
Рекультивация земель может осуществляться путем поэтапного проведения работ по рекультивации земель при наличии в проекте рекультивации земель выделенных этапов работ, для которых определены содержание, объемы и график работ по рекультивации земель для каждого этапа работ, а в случае осуществления рекультивации, земель с привлечением средств бюджетов бюджетной системы Российской Федерации также- сметные расчеты (локальные и сводные) затрат на проведение работ по рекультивации земель для каждого этапа работ (пункт 9 Правил).
Положениями пункта 26 Правил установлено, что лица, исполнительные органы государственной власти, органы местного самоуправления, указанные в пунктах 3 и 4 настоящих Правил, обязаны обеспечить разработку проекта рекультивации земель (за исключением случаев разработки такого проекта в составе проектной документации на строительство, реконструкцию объекта капитального строительства) и приступить к рекультивации земель в срок, установленный решением или договором, на основании которых используются земли или земельный участок, проектной документацией на строительство; реконструкцию объекта капитального строительства, а в случаях, если указанными документами этот срок или проведение рекультивации земель не предусмотрены, или произошло нарушение земель лицами, не использующими, земли или земельные участки на законном основании, или нарушение земель в результате природных явлений, в срок не позднее чем 7 месяцев со дня окончания лицом или органом государственной власти, органом местного самоуправления деятельности, осуществление которой привело к деградации земель и (или) снижению плодородия земель сельскохозяйственного назначения; со дня совершения действия, в результате которого произошла деградация земель; со дня выявления деградации земель; со дня получения предписания, выданного Федеральной службой по ветеринарному и фитосанитарному надзору, Федеральной службой по надзору в сфере природопользования, Федеральной службой государственной регистрации, кадастра и картографии, о необходимости проведения рекультивации земель.
Исходя из полномочий, закрепленных за органом местного самоуправления в области обращения с отходами производства и потребления, охраны окружающей среды, санитарно-эпидемиологического благополучия населения, и положений ч.4 ст. 12 Федерального закона от 24.06.1998 года № 89-ФЗ «Об отходах производства и потребления», Правил проведения рекультивации и консервации земель, утвержденных Постановлением Правительства РФ от 10.07.2018 года № 800, а также того обстоятельства, что неисполнение ответчиками возложенных на них законом обязанностей может привести к нарушению прав неопределенного круга лиц на благоприятную природную среду, суд считает необходимым возложить на ответчиков обязанность по ликвидации несанкционированной свалки твердых коммунальных отходов в д. Умковичи ГП «Печоры» Печорского района, обеспечению разработки проекта рекультивации земель и проведению таких работ в соответствии с разработанным и согласованным проектом рекультивации на указанной территории.
Предложенный прокурором срок для устранения допущенных нарушений природоохранного и санитарно-эпидемиологического законодательства является объективным, разумным, по мнению представителей ответчиков достаточен для исполнения, в связи с чем суд полагает возможным установить срок выполнения мероприятий по ликвидации несанкционированной свалки и разработке проекта рекультивации земельного участка в течение восьми месяцев со дня вступления решения суда в законную силу, а непосредственно мероприятий по рекультивации - в срок, определенный проектом рекультивации.
На основании изложенного и руководствуясь ст. 194-198 ГПК РФ, суд
Р Е Ш И Л:
Исковые требования и.о.Псковского природоохранного межрайонного прокурора в интересах неопределенного круга лиц удовлетворить.
Обязать Администрацию Печорского района и Администрацию городского поселения «Печоры» в течение 8 месяцев со дня вступления решения суда в законную силу организовать работы по ликвидации несанкционированной свалки твердых коммунальных отходов, расположенной на территории д. .... городского поселения «Печоры» Печорского района с географическими координатами ....); организовать разработку и утвердить проект рекультивации земельного участка на территории д. .... городского поселения «Печоры» Печорского района с географическими координатами .... в соответствии с требованиями Правил проведения рекультивации и консервации земель, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 10.07.2018 № 800.
Обязать Администрацию Печорского района и Администрацию городского поселения «Печоры» произвести рекультивацию нарушенных земель в границах земельного участка на территории д.... городского поселения «Печоры» Печорского района с географическими координатами .... в сроки, установленные проектом рекультивации.
Решение может быть обжаловано в апелляционном порядке в Псковский областной суд через Печорский районный суд в течение месяца со дня принятия решения в окончательной форме.
Судья Тюрина Н.А.
Мотивированное решение составлено **.**.****г..
Решение в апелляционном порядке не обжаловано, вступило в законную силу