Решение по делу № 2-1594/2016 от 02.09.2016

Дело № 2-1594/2016 года

Мотивированное решение составлено 17 октября 2016 года            

РЕШЕНИЕ

ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

г. Артемовский                                                                                 12 октября 2016 года

Артемовский городской суд Свердловской области в составе председательствующего судьи Нигматзяновой О.А., с участием истца Корепановой А.С., представителя истца Болсун Т.Ю., при секретаре Новиковой Е.Ю.,

рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску Корепановой А. С. к Министерству строительства и развития инфраструктуры Свердловской области, Министерству по управлению государственным имуществом Свердловской области, Государственному казенному учреждению Свердловской области «Фонд жилищного строительства», территориальному отраслевому органу государственной власти Свердловской области Управление социальной политики Министерства социальной политики Свердловской области по Артемовскому району, Министерству по Управлению Государственным имуществом Свердловской области об обязании предоставить жилое помещение,

УСТАНОВИЛ:

Корепанова А.С. обратилась в суд с иском к Министерству строительства и развития инфраструктуры Свердловской области, Министерству по управлению государственным имуществом Свердловской области, Государственному казенному учреждению Свердловской области «Фонд жилищного строительства» (далее - ГКУ СО «Фонд жилищного строительства»), территориальному отраслевому исполнительному органу государственной власти Свердловской области Управление социальной политики Свердловской области по Артемовскому району (далее - УСП по Артемовскому району) о возложении на ГКУ СО «Фонд жилищного строительства» обязанности приобрести (построить) жилое помещение площадью не менее нормы предоставления жилого помещения, установленной органами местного самоуправления Артемовского городского округа, для последующего предоставления лицу из числа детей, оставшихся без попечения родителей Корепановой А.С., возложении на Министерство по управлению государственным имуществом Свердловской области обязанности зачислить жилое помещение, приобретенное (построенное) лицу из числа детей, оставшихся без попечения родителей Корепановой А.С. в государственный специализированный жилищный фонд Свердловской области, возложении на Министерство строительства и развития инфраструктуры Свердловской области обязанности распределить жилое помещение по договору найма специализированного жилого помещения лицу из числа детей, оставшихся без попечения родителей Корепановой А.С., возложении на ГКУ СО «Фонд жилищного строительства» обязанности в течение 10 рабочих дней после издания приказа Министерства по управлению государственным имуществом Свердловской области о зачислении жилого помещения в государственный специализированный фонд Свердловской области подготовить договор найма специализированного жилого помещения с лицом из числа детей, оставшихся без попечения родителей Сидоровой Корепановой А.С., которой распределено жилое помещение и направить его для подписания в УСП по Артемовскому району, возложении на УСП по Артемовскому району обязанности обеспечить подписание договора найма специализированного жилого помещения с лицом, из числа детей, оставшихся без попечения родителей - Корепановой А.С., которой распределено жилое помещения и возвратить подписанные экземпляры договора в ГКУ СО «Фонд жилищного строительства» в течение 5 рабочих дней с момента получения указанного договора из ГКУ СО «Фонд жилищного строительства».

В обоснование заявленных требований Корепанова А.С. указала в исковом заявлении, что она является сиротой, так как ее мать - ФИО1 скончалась ДД.ММ.ГГГГ, а ФИО2, записанный в качестве отца в свидетельстве о рождении, является лицом вымышленным, так как указанные данные внесены в запись акта о рождении со слов матери.

Согласно приказу УСП по Артемовскому району от ДД.ММ.ГГГГ Корепанова А.С. была помещена под надзор в ГОУ СО для детей сирот и детей, оставшихся без попечения родителей «<данные изъяты>» как ребенок, на тот момент оставшийся без попечения родителей.

В настоящее время Корепанова А.С. обучается в <данные изъяты> колледже, в общежитии которого и проживает. Какие-либо жилые помещения, где истица могла бы проживать после окончания колледжа, у нее отсутствуют.

В соответствии с приказом от ДД.ММ.ГГГГ Корепанова А.С. принята на учет для целей предоставления жилых помещений государственного специализированного жилищного фонда Свердловской области граждан, относящихся к категории лица из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, номер очереди - .

Обязанность по предоставлению Корепановой А.С. жилого помещения на условиях найма специализированных жилых помещений возложена на Министерство строительства и развития инфраструктуры Свердловской области, Министерство по управлению государственным имуществом Свердловской области (в части распределения приобретенного (построенного) жилого помещения лицу из числа детей, оставшихся без попечения родителей), на ГКУ «Фонд жилищного строительства» и УСП по Артемовскому району (в части приобретения жилого помещения, подготовки и заключения договора найма специализированных жилых помещений с лицом из числа детей, оставшихся без попечения родителей) (л.д. 1- 4)).

Истец Корепанова А.С. в судебном заседании заявленные исковые требования поддержала в полном объеме по доводам, изложенным в иске.

В судебном заседании представитель истца Болсун Т.Ю. исковые требования поддержала по доводам, изложенным в иске.

Представитель ответчика Министерства строительства и развития инфраструктуры Свердловской области в судебное заседание не явился, просил рассмотреть дело без его участия, представил письменный отзыв, из смысла которого следует, что поскольку приказом УСП по Артемовскому району от ДД.ММ.ГГГГ Корепанова А.С. поставлена на учет для целей предоставления жилого помещения государственного специализированного жилищного фонда Свердловской области, то право ее на обеспечение жилым помещением указанного фонда не нарушено. В случае удовлетворения требований истца о предоставлении жилья в первоочередном порядке вне установленного списка, будут нарушены права граждан, у которых право на приобретение жилого помещения возникло раньше, чем у Корепановой А.С., но не было реализовано в силу ограниченности бюджетных ассигнований на данные цели (л.д. 41).

Представитель ответчика УСП по Артемовскому району в судебное заседание не явился на основании ходатайства о рассмотрении дела в свое отсутствие, представив суду письменный отзыв, из которого следует, что заявленные требования к Министерству строительства и развития инфраструктуры Свердловской области, ГКУ СО «Фонд жилищного строительства», Министерству по управлению государственным имуществом Свердловской области УСП по Артемовскому району поддерживает. Вместе с тем, исковые требования, предъявленные к УСП по Артемовскому району, не признает в связи с тем, что в соответствии с подпунктом 3 пункта 1 постановления Правительства Свердловской области от ДД.ММ.ГГГГ -ПП и пунктом 4 Порядка предоставления жилых помещений на Министерство социальной политики Свердловской области возложено полномочие только по формированию списка детей-сирот, подлежащих обеспечению жилыми помещениями специализированного жилищного фонда, а на управление социальной политики возложен учет детей- сирот, подлежащих обеспечению жильем. Следовательно, Управление социальной политики не наделены полномочиями по предоставлению жилья детям-сиротам, и УСП по Артемовскому району не может являться надлежащим ответчиком по данному делу.

Представители ответчиков ГКУ СО «Фонд жилищного строительства», Министерства по управлению государственным имуществом Свердловской области в судебное заседание не явились, о месте и времени судебного разбирательства извещены надлежащим образом, причин не явки суду не сообщили, ходатайств об отложении судебного разбирательства либо о рассмотрении дела в их отсутствие суду не представили.

Суд, с учетом мнения истца, представителя истца, считает возможным рассмотреть дело в отсутствие не явившихся представителей ответчиков.

Заслушав доводы лиц, участвующих в деле, доводы, изложенные в письменных отзывах ответчиков, исследовав письменные доказательства, суд приходит к следующему.

В силу ч. 1 ст. 38 Конституции Российской Федерации, материнство и детство, семья находятся под защитой государства.

В соответствии с ч. ч. 1, 3 ст. 40 Конституции Российской Федерации, каждый имеет право на жилище. Никто не может быть произвольно лишен жилища. Малоимущим, иным указанным в законе гражданам, нуждающимся в жилище, оно предоставляется бесплатно или за доступную плату из государственных, муниципальных и других жилищных фондов в соответствии с установленными законами нормами.

Федеральный закон от 21 декабря 1996 года № 159- ФЗ «О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей» определяет общие принципы, содержание и меры государственной поддержки детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, а также лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей.

Абзац четвертый статьи 1 названного Федерального закона определяет лиц из числа детей- сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, как лиц в возрасте от 18 до 23 лет, у которых, когда они находились в возрасте до 18 лет, умерли оба или единственный родитель, а также которые остались без попечения единственного или обоих родителей.

В силу ч. 1 ст. 109.1 Жилищного кодекса Российской Федерации предоставление жилых помещений детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, лицам из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, по договорам найма специализированных жилых помещений осуществляется в соответствии с законодательством Российской Федерации и законодательством субъектов Российской Федерации.

Согласно ст. 8 Федерального закона от 21 декабря 1996 года № 159-ФЗ «О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей» детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, лицам из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, которые не являются нанимателями жилых помещений по договорам социального найма или членами семьи нанимателя жилого помещения по договору социального найма либо собственниками жилых помещений, а также детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, лицам из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, которые являются нанимателями жилых помещений по договорам социального найма или членами семьи нанимателя жилого помещения по договору социального найма либо собственниками жилых помещений, в случае, если их проживание в ранее занимаемых жилых помещениях признается невозможным, органом исполнительной власти субъекта Российской Федерации, на территории которого находится место жительства указанных лиц, в порядке, установленном законодательством этого субъекта Российской Федерации, однократно предоставляются благоустроенные жилые помещения специализированного жилищного фонда по договорам найма специализированных жилых помещений.

Жилые помещения предоставляются лицам, указанным в абзаце первом настоящего пункта, по достижении ими возраста 18 лет, а также в случае приобретения ими полной дееспособности до достижения совершеннолетия. В случаях, предусмотренных законодательством субъектов Российской Федерации, жилые помещения могут быть предоставлены лицам, указанным в абзаце первом настоящего пункта, ранее чем по достижении ими возраста 18 лет.

По заявлению в письменной форме лиц, указанных в абзаце первом настоящего пункта и достигших возраста 18 лет, жилые помещения предоставляются им по окончании срока пребывания в образовательных организациях, организациях социального обслуживания, учреждениях системы здравоохранения и иных учреждениях, создаваемых в установленном законом порядке для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, а также по завершении получения профессионального образования, либо окончании прохождения военной службы по призыву, либо окончании отбывания наказания в исправительных учреждениях.

Постановлением Правительства Свердловской области от 16 апреля 2013 года № 491-ПП определен исчерпывающий перечень уполномоченных исполнительных органов государственной власти Свердловской области по приобретению, предоставлению и учету жилых помещений государственного специализированного жилищного фонда Свердловской области для детей-сирот. Данным документом установлено, что принятие решения о предоставлении детям-сиротам жилых помещений и заключению с ними договоров найма жилых помещений, находящихся в оперативном управлении государственного Фонда возлагается на Министерство строительства и развития инфраструктуры Свердловской области.

Постановлением Правительства Свердловской области от 24 апреля 2013 года № 527-ПП (в ред. Постановления Правительства Свердловской области от 13 января 2016 года № 29-ПП) утвержден Порядок приобретения (строительства) жилых помещений, зачисляемых в государственный специализированный жилищный фонд Свердловской области, для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей (далее Порядок приобретения жилых помещений) и Порядок предоставления им жилых помещений, зачисленных в государственный специализированный жилищный фонд Свердловской области.

Согласно п.п. 4, 5, 9 Порядка приобретения жилых помещений получателем бюджетных средств, предусмотренных для приобретения жилых помещений детям-сиротам, является Фонд жилищного строительства.

Жилые помещения для детей-сирот, приобретенные в областную собственность в соответствии с настоящим Порядком, зачисляются приказом Министерства по управлению государственным имуществом Свердловской области в государственный специализированный жилищный фонд Свердловской области после регистрации права собственности Свердловской области и права оперативного управления Фонда.

Из п. 9 Порядка следует, что уполномоченной организацией по заключению договоров найма специализированных жилых помещений является Фонд.

Фонд в течение 10 рабочих дней от даты принятия приказа Министерства по управлению государственным имуществом Свердловской области о зачислении жилых помещений в государственный специализированный жилищный фонд Свердловской области, на основании доверенности Министерства строительства и развития инфраструктуры Свердловской области осуществляет подготовку договоров найма специализированных жилых помещений и направляет в двух экземплярах, подписанных со стороны Фонда, в управления социальной политики для подписания их детьми-сиротами, которым распределены жилые помещения.

Судом установлено, что согласно свидетельству о рождении (л.д. 14), справке о рождении (л.д. 13), паспортным данным (л.д. 15), Корепанова А. С. родилась ДД.ММ.ГГГГ в <адрес>, ее родители - ФИО1 и ФИО2. Сведения об отце ребенка внесены в запись акта о рождении на основании заявления матери.

Приказом начальника УСП по Артемовскому району от ДД.ММ.ГГГГ несовершеннолетняя Корепанова А.С. помещена под надзор в ГОУ СО для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей «<данные изъяты>» (л.д. 17).

Из решения Артемовского городского суда Свердловской области от ДД.ММ.ГГГГ следует, что ФИО1 лишена родительских прав в отношении несовершеннолетней дочери Корепановой А. С., ДД.ММ.ГГГГ года рождения (л.д. 6-9).

Приказом начальника УСП по Артемовскому району от ДД.ММ.ГГГГ Корепанова А.С. принята на учет для целей предоставления жилых помещений государственного специализированного жилищного фонда Свердловской области

Согласно свидетельству о смерти , ФИО1 умерла ДД.ММ.ГГГГ (л.д. 18).

Из справки, выданной ТОМС с. Мостовское следует, что Корепанова А.С. не является нанимателем жилого помещения по договору социального найма и не является членом семьи нанимателя по договору социального найма на территории ТОМС села Мостовского (л.д. 20).

Из совокупности справок филиала СОГУП «Артемовское бюро технической инвентаризации и регистрации недвижимости» от ДД.ММ.ГГГГ, уведомлений Управления Федеральной службы Государственной регистрации, кадастра и картографии по Свердловской области от ДД.ММ.ГГГГ, следует, что у Корепановой А.С. в собственности жилого дома, а также жилого помещения, приобретенного в порядке приватизации, не зарегистрировано, в Едином государственном реестре прав на недвижимое имущество и сделок с ним отсутствует информация о правах Корепановой А.С. на объекты недвижимого имущества по Свердловской области (л.д. 32, 37- 39).

Кроме того, судом установлено, что Корепанова А.С. зарегистрирована по месту пребывания по адресу: <адрес>, общежитие (л.д. 15).

Таким образом, Корепанова А.С. является лицом, отнесенным законом к числу детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, не имеет закрепленного жилого помещения, имеет право на обеспечение жилым помещением, отвечающего санитарным и техническим требованиям, соответствующим установленным социальным нормам.

Поскольку государство приняло на себя обязательство в отношении указанной категории лиц, которое не исполнило, имеет место нарушение прав истца, поскольку данное право на получение жилья не реализовано. Нахождение в списках нуждающихся, нельзя расценивать как отсутствие нарушения прав указанной категории лиц, поскольку право истца на обеспечение жилым помещением, как на момент достижения возраста 18 лет, так и на момент обращения в суд, не реализовано, жилье не получено.

Суд не принимает довод ответчика Министерства строительства и развития инфраструктуры Свердловской области о том, что удовлетворение иска может нарушить права других лиц, которые как и Корепанова А.С. обладает теми же правами и социальными гарантиями. Суд пришел к такому выводу на том основании, что из Порядка приобретения жилых помещений следует, что жилые помещения предоставляются детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, по окончании их пребывания в образовательных и иных учреждениях. При этом удовлетворение рассматриваемого иска не лишает права других лиц, относящихся к детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, не имеющим закрепленных за ними жилых помещений, самостоятельно защитить свое право также путем обращения с иском в суд.

Детям-сиротам предоставляются жилые помещения по договорам найма специализированных жилых помещений в виде жилых домов, квартир по месту их учета для целей предоставления жилых помещений государственного специализированного жилищного фонда Свердловской области (далее - учет), благоустроенных применительно к условиям соответствующего населенного пункта, по нормам предоставления площади жилого помещения, но не более 45 квадратных метров, что предусмотрено Порядком предоставления жилых помещений, утвержденным Постановлением Правительства Свердловской области от 24 апреля 2013 года № 527-ПП.

Постановлением Главы МО «Артемовский район» от 17 октября 2005 года № 1146 «Об учетной норме площади жилого помещения в целях принятия граждан на учет в качестве нуждающихся в жилых помещениях и норме предоставления площади жилого помещения по договору социального найма» установлена норма предоставления площади жилого помещения в размере 18 квадратных метров общей площади жилого помещения на одного члена семьи из двух и более человек, а также на одиноко проживающего человека. Одиноким гражданам может быть предоставлено жилое помещение по договору социального найма общей площадью выше установленной нормы предоставления площади жилого помещения по договору социального найма, но не более площади однокомнатной квартиры.

Рассматривая доводы ответчика - УСП по Артемовскому району, суд учел, что в соответствии с Постановлением Правительства Свердловской области от 24 апреля 2013 года № 527-ПП утвержден Порядок приобретения (строительства) жилых помещений, зачисляемых в государственный специализированный жилищный фонд Свердловской области, для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей и Порядок предоставления им жилых помещений, зачисленных в государственный специализированный жилищный фонд Свердловской области, в соответствии с которым после подготовки договоров найма специализированных жилых помещений Фонд направляет их в управления социальной политики для подписания их детьми-сиротами, которым распределены жилые помещения.

Подписанные экземпляры договоров найма специализированных жилых помещений возвращаются в Фонд в течение 5 рабочих дней от даты подписания их детьми-сиротами, таком образом, на территориальный отраслевой орган государственной власти Свердловской области Управление социальной политики Министерства социальной политики Свердловской области по Артемовскому району в соответствии с действующим законодательством возложена обязанность по подписанию договора и дальнейшему направлению договора в Фонд жилищного строительства в течение 5 рабочих дней от даты подписания договора Корепановой А.С.

На основании вышеизложенного, суд пришел к выводу о том, что исковые требования Артемовского городского прокурора о предоставлении жилого помещения Корепановой А.С. обоснованы и подлежат удовлетворению.

На основании изложенного и руководствуясь ст. ст. 194- 199 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, суд

РЕШИЛ:

исковые требования Корепановой А. С. удовлетворить.

Обязать Государственное казенное учреждение Свердловской области «Фонд жилищного строительства» приобрести (построить) жилое помещение площадью не менее нормы предоставления жилого помещения, установленной органами местного самоуправления Артемовского городского округа Свердловской области, для последующего предоставления лицу из числа детей, оставшихся без попечения родителей Корепановой А. С..

Обязать Министерство по управлению государственным имуществом Свердловской области зачислить жилое помещение, приобретенное (построенное) лицу из числа детей, оставшихся без попечения родителей Корепановой А. С. в государственный специализированный жилищный фонд Свердловской области.

Обязать Министерство строительства и развития инфраструктуры Свердловской области распределить жилое помещение по договору найма специализированного жилого помещения лицу из числа детей, оставшихся без попечения родителей Корепановой А. С..

Обязать Государственное казенное учреждение Свердловской области «Фонд жилищного строительства» в течение 10 рабочих дней после издания приказа Министерства по управлению государственным имуществом Свердловской области о зачислении жилого помещения в государственный специализированный жилищный фонд Свердловской области произвести подготовку договора найма специализированного жилого помещения с лицом из числа детей, оставшихся без попечения родителей Корепановой А. С., которой распределено жилое помещение и направить его для подписания в территориальный отраслевой орган государственной власти Свердловской области Управление социальной политики Министерства социальной политики Свердловской области по Артемовскому району.

Обязать территориальный отраслевой орган государственной власти Свердловской области Управление социальной политики Министерства социальной политики Свердловской области по Артемовскому району после получения договора найма жилого помещения из Государственного казенного учреждения Свердловской области «Фонд жилищного строительства», обеспечить подписание договора найма специализированного жилого помещения лицом из числа детей, оставшихся без попечения родителей Корепановой А. С., которой распределено жилое помещения и в течение 5 рабочих дней от даты подписания договора найма специализированного жилого помещения лицом из числа детей, оставшихся без попечения родителей Корепановой А. С., подписанные экземпляры договора возвратить в Государственное казенное учреждение Свердловской области «Фонд жилищного строительства».

Решение может быть обжаловано в апелляционном порядке в Свердловский областной суд в течение месяца со дня вынесения решения в окончательной форме с подачей жалобы через Артемовский городской суд.

Судья:       О.А. Нигматзянова

2-1594/2016

Категория:
Гражданские
Статус:
Иск (заявление, жалоба) УДОВЛЕТВОРЕН
Истцы
Корепанова Анастасия Сергеевна
Ответчики
Управление социальной политики СО по Артемовскому р-ну
Министерство строительства и развития инфраструктуры СО
ГКУ СО "Фонд жилищного строительства"
Министерство по управлению государственным имуществом Свердловской области
Суд
Артемовский городской суд Свердловской области
Дело на сайте суда
artemovsky.svd.sudrf.ru
02.09.2016Регистрация иска (заявления, жалобы) в суде
05.09.2016Передача материалов судье
05.09.2016Решение вопроса о принятии иска (заявления, жалобы) к рассмотрению
05.09.2016Вынесено определение о подготовке дела к судебному разбирательству
26.09.2016Вынесено определение о назначении дела к судебному разбирательству
12.10.2016Судебное заседание
17.10.2016Изготовлено мотивированное решение в окончательной форме
27.10.2016Дело сдано в отдел судебного делопроизводства
12.10.2016
Решение

Детальная проверка физлица

  • Уголовные и гражданские дела
  • Задолженности
  • Нахождение в розыске
  • Арбитражи
  • Банкротство
Подробнее