Р Е Ш Е Н И Е
Именем Российской Федерации
04 сентября 2018 года г. Самара
Самарский районный суд г. Самары в составе:
председательствующего судьи Коваленко О.П.,
при секретаре Сыгуровой Е.В.,
с участием
истца Дворянчикова В.А., его представителя по ордеру Лукинова А.В.,
представителя ответчика ФГКУ «Центррегионжилье» МО РФ по доверенности Юсова В.В.,
рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело № 2-1182/2018 по иску Дворянчикова Владимира Александровича к ФГКУ «Центррегионжилье» МО РФ о восстановлении в списках нуждающихся в получении постоянного жилья,
УСТАНОВИЛ:
Дворянчиков В.А. обратился в суд с иском, в котором указал, что он проходил службу в вооруженных силах Российской Федерации. Выслуга лет в календарном исчислении на момент увольнения составила 24 года. Жилым помещением от Министерства Обороны РФ не обеспечивался. Жилья в собственности или по договору социального найма не имеет. В период прохождения службы был признан нуждающимся в получении жилья. До обеспечения постоянным жильем был вселен в служебное помещение. В течение длительного времени после увольнения, продолжая проживать в служебном жилом помещении, он полагал, что состоит на учете в качестве нуждающегося в получении жилья. Обратился к ответчику с заявлением о восстановлении в списках нуждающихся в обеспечении жилым помещением, до настоящего времени ответа не получил, в списках не восстановлен. Просил суд восстановить его в списках военнослужащих, нуждающихся в получении жилых помещений.
В судебном заседании истец и его представитель исковые требования поддержали в полном объеме.
Представитель ответчика по доверенности Юсов В.В. просил отказать в удовлетворении заявленных требованиях, так как решение о постановке на учет в качестве нуждающегося не принималось.
Заслушав стороны, исследовав имеющиеся в материалах дела и представленные сторонами доказательства в их совокупности, а также личное дело Дворянчикова В.А., суд приходит к следующим выводам.
При рассмотрении дела судом установлено, что истец с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ проходил военную службу в Вооруженных Силах Российской Федерации, был уволен с военной службы в запас в связи с невыполнением военнослужащим условий контракта, исключен из списков личного состава войсковой части с ДД.ММ.ГГГГ. Продолжительность военной службы на момент увольнения в календарном исчислении составила 24 года 4 месяца.
ДД.ММ.ГГГГ с истцом заключен договор №-с найма служебного жилого помещения по адресу: <адрес>, Крутые Ключи, <адрес>.
Ссылаясь на заключенный договор найма служебного жилого помещения от ДД.ММ.ГГГГ, истец утверждает, что был в установленном порядке признан нуждающимся в жилом помещении.
Также истец указывает, что ввиду отсутствия у него в собственности либо по договору найма жилых помещений, в период прохождения службы, до увольнения им был подан рапорт о признании нуждающимся в получении жилья и принятии на соответствующий учет, в связи с чем, после увольнения полагал, что состоит на учете в качестве нуждающегося в получении жилья.
Оценивая доводы истца, суд исходит из следующего.
Согласно п. 25 Постановления Пленума ВС РФ от ДД.ММ.ГГГГ N 8 при рассмотрении исков (заявлений) военнослужащих, связанных с осуществлением ими права на жилище, необходимо иметь в виду, что основания и порядок обеспечения военнослужащих жильем регулируется как нормами Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ N 76-ФЗ "О статусе военнослужащих", так и нормами ЖК РФ.
Право на обеспечение жилым помещением за счет средств федерального бюджета на строительство и приобретение жилого помещения предоставляется военнослужащим, отвечающим требованиям п. 14 ст. 15 Федерального закона "О статусе военнослужащих" один раз.
Статьей 15 Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ N 76-ФЗ "О статусе военнослужащих" государство гарантирует военнослужащим, заключившим контракт о прохождении военной службы до ДД.ММ.ГГГГ (за исключением курсантов военных профессиональных образовательных организаций и военных образовательных организаций высшего образования), обеспечение их жилыми помещениями в форме предоставления им денежных средств на приобретение или строительство жилых помещений либо предоставления им жилых помещений в порядке и на условиях, установленных настоящим Федеральным законом, другими федеральными законами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации, за счет средств федерального бюджета, а при увольнении с военной службы по достижении ими предельного возраста пребывания на военной службе, по состоянию здоровья или в связи с организационно-штатными мероприятиями при общей продолжительности военной службы 10 лет и более - по избранному месту жительства в соответствии с нормами предоставления площади жилого помещения, предусмотренными статьей 15.1 настоящего Федерального закона. Иным военнослужащим предоставляются не позднее трехмесячного срока со дня прибытия на новое место военной службы служебные жилые помещения.
Военнослужащим - гражданам, обеспечиваемым на весь срок военной службы служебными жилыми помещениями и признанным нуждающимися в жилых помещениях, по достижении общей продолжительности военной службы 20 лет и более предоставляются жилые помещения, находящиеся в федеральной собственности, по выбору указанных граждан в собственность бесплатно или по договору социального найма.
Военнослужащие-граждане признаются федеральным органом исполнительной власти или федеральным государственным органом, в которых федеральным законом предусмотрена военная служба, нуждающимися в жилых помещениях по основаниям, предусмотренным статьей 51 Жилищного кодекса Российской Федерации, в порядке, утверждаемом Правительством Российской Федерации.
Пунктом 3 Правил признания нуждающимися в жилых помещениях военнослужащих - граждан Российской Федерации, утвержденных Постановлением Правительства Российской Федерации от ДД.ММ.ГГГГ N 512, определено, что основанием для принятия на жилищный учет является установленной формы заявление, подписанное военнослужащим, поданное в уполномоченный орган с предоставлением необходимых документов.
Решение о принятии на учет или об отказе в принятии на учет принимается уполномоченными органами не позднее чем через 30 рабочих дней со дня представления в уполномоченные органы заявления и документов, предусмотренных пунктом 3 настоящих Правил
В отношении военнослужащих, увольняемых с военной службы, указанное заявление и документы должны быть поданы в сроки, обеспечивающие возможность принятия решения о принятии на учет (отказе в принятии на учет) до даты исключения военнослужащих из списков личного состава воинской части.
Обязанность государства по обеспечению военнослужащего жилым помещением обуславливалась наличием оснований для признания такого военнослужащего нуждающимся в улучшении жилищных условий.
Таким образом, вышеуказанными нормативными актами установлено, что военнослужащий до дня его увольнения с военной службы должен обратиться в уполномоченный орган (ФГКУ «Центррегионжилье» МО РФ) с заявлением в целях принятия его на учет нуждающихся в жилых помещениях, представить документы, подтверждающие его нуждаемость в жилых помещениях, а жилищный орган должен принять на основании представленных документов соответствующее решение.
Однако в материалах дела отсутствуют сведения о подаче истцом соответствующего заявления в жилищный орган. По данным ФГКУ «Центррегионжилье» истец с заявлением о признании его нуждающимся не обращался. Каких-либо допустимых доказательств, подтверждающих факт обращение к ответчику с соответствующим заявлением и вынесение жилищным органом соответствующего решения, включения истца в реестр нуждающихся в получении жилых помещений, суду не представлено.
Судом на основании представленных документов, личного дела, установлено, что решения о постановке на учет в качестве нуждающихся в получении постоянного жилья не принималось.
Первый контракт истцом заключен ДД.ММ.ГГГГ, т.е. после ДД.ММ.ГГГГ, в связи с чем, с ним на момент написания заявления о предоставлении служебного помещения ДД.ММ.ГГГГ не мог быть заключен договор социального найма жилого помещения, в силу ст.15 Федерального закона "О статусе военнослужащих".
Из буквального содержания заявления истца от ДД.ММ.ГГГГ, а также последовавших в дальнейшем действий следует, что на основании указанного заявления жилищный орган постановил выделить истцу для служебного пользования квартиру по адресу: г <адрес>, Крутые Ключи, <адрес>.
На момент написания заявления, то есть ДД.ММ.ГГГГ, выслуга истца составляла менее 20 лет, то есть претендовать на предоставления постоянного жилого помещения он не мог.
Истец, подписывая договор найма служебного помещения, понимал содержание договора и правовой статус предоставляемого жилого помещения.
Учитывая, что на основании решения жилищного органа был заключен договор найма служебного жилого помещения, то можно сделать вывод о том, что жилищной комиссией по рапорту истца было принято решение о предоставлении истцу для проживания служебного жилого помещения.
Как поясняет истец, он полагал, что состоит на учете в качестве нуждающегося в улучшении жилищных условий. Однако, эти доводы суд находит несостоятельными. Истец не мог не знать, что основанием для включения его в списки очередников является решение жилищного органа. Тот факт, что решения о признании истца, нуждающимся в улучшении жилищных условий, не принималось, являлось очевидным для Дворянчикова В.А., поскольку с решением о включении его в число очередников его никто не знакомил. Более того, в приказе об увольнении с военной службы прямо указано, что истец не признан нуждающимся в жилом помещении в установленном порядке.
Вопреки доводам истца и его представителя, предоставление военнослужащему служебного жилья, не означает признание его нуждающимся в получении жилого помещения (для постоянного проживания), поскольку законом предусмотрены различные основания для этого, в зависимости от даты заключения контракта.
На момент обращения в суд истец не является военнослужащим.
В соответствии с пунктом 23 "Положения о порядке прохождения военной службы", утвержденного Указом Президента РФ от ДД.ММ.ГГГГ N 1237 военная служба оканчивается в день исключения военнослужащего из списков личного состава воинской части в связи с увольнением с военной службы, гибелью (смертью), признанием безвестно отсутствующим или объявлением умершим.
При таких обстоятельствах, истец не вправе после увольнения с военной службы требовать обеспечения его жильем от Министерства обороны Российской Федерации, так как право на обеспечение военнослужащих жильем может возникнуть только при условии совершения ими определенных действий, направленных на реализацию данного права в течение определенного срока (до утраты статуса военнослужащего, предоставляющего гарантии в области обеспечения жилищных прав).
Учитывая изложенное, суд приходит к выводу о том, что истец в установленном законом порядке нуждающимся в жилых помещениях, предоставляемых по договору социального найма, до дня его увольнения с военной службы не признавался, соответственно, истец не приобрел право на предоставление ему ответчиком жилого помещения на условиях договора социального найма.
Истцом в соответствии с требованиями статьи 56 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации не представлено доказательств, подтверждающих, что до дня увольнения с военной службы он в установленном законом порядке уполномоченным органом был признан нуждающимся в жилых помещениях, предоставляемых по договору социального найма, либо обращался с заявлением о признании его нуждающимся в жилых помещениях, предоставляемых по договору социального найма.
На основании изложенного, у суда отсутствуют основания для удовлетворения иска о возложении на ответчика обязанности восстанавливать истца на учете в качестве нуждающегося в жилом помещении.
Руководствуясь ст.ст. 194-199 ГПК РФ, суд
Р Е Ш И Л:
В удовлетворении иска Дворянчикова Владимира Александровича к ФГКУ «Центррегионжилье» МО РФ о восстановлении в списках нуждающихся в получении постоянного жилья - отказать.
Решение может быть обжаловано в апелляционную инстанцию Самарского областного суда через Самарский районный суд <адрес> в течение месяца со дня его принятия в окончательной форме.
Судья: О.П. Коваленко
Мотивированное решение изготовлено 07.09.2018 года