Дело № 2- 302/2024
УИД: 30RS0003-01-2023-005787-80
РЕШЕНИЕ
Именем Российской Федерации
28 марта 2024 года г. Астрахань
Советский районный суд г. Астрахани в составе:
председательствующего судьи Иноземцевой Э.В.
при секретаре Сайфулиной А.Р.
рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску Бочарова Е.С. к управлению по коммунальному хозяйству и благоустройству администрации муниципального образования «Город Астрахань», администрации муниципального образования «Городской округ город Астрахань» о взыскании выплаты на оздоровление, выплаты материальной помощи, единовременной выплаты к очередному отпуску, компенсации морального вреда,
установил:
Бочарова Е.С. обратилась в суд с иском к управлению по коммунальному хозяйству и благоустройству администрации муниципального образования «<адрес>» о взыскании денежных средств по трудовому спору, компенсации морального вреда, указав в обоснование своих требований, что <дата>, согласно приказу <номер> л/с Управления по коммунальному хозяйству и благоустройству администрации муниципального образования «<адрес>», Михайлова Е.С. (<дата> Михайлова Е.С., после заключения брака присвоена фамилия Бочарова) была назначена на должность заместителя начальника отдела в отдел дорожного хозяйства и организации дорожного движения. <дата>, Управление по коммунальному хозяйству и благоустройству администрации муниципального образования «<адрес>» заключило трудовой договор <номер> с муниципальной служащей Михайловой Е.С., согласно которому должностной оклад составил 8 292 рубля. <дата>, Управление по коммунальному хозяйству и благоустройству администрации муниципального образования «<адрес>» заключило дополнительное соглашение к трудовому договору от <дата> <номер> с муниципальной служащей Михайловой Е.С., которая назначена начальником отдела организации <ФИО>2 хозяйства, в порядке перевода, с должностным окла<адрес> 933 рублей. По состоянию на <дата>, должностной оклад начальника отдела организации городского хозяйства Управления по коммунальному хозяйству и благоустройству администрации муниципального образования «<адрес>» Бочаровой Е.С. составляет 11 397 рублей. За период работы с <дата> по <дата>, истцу Бочаровой Е.С. были предоставлены ежегодные оплачиваемые отпуска: с <дата> по <дата> ежегодный оплачиваемый отпуск на 6 календарных дней согласно приказу <номер> о/м от <дата>, с <дата> по <дата> ежегодный оплачиваемый отпуск на 7 календарных дней согласно приказу <номер> о/т от <дата>, с <дата> по 02.08.2020г ежегодный оплачиваемый отпуск на 14 календарных дней согласно приказу <номер> о/т от <дата>, с <дата> по <дата> ежегодный оплачиваемый отпуск на 4 календарных дня согласно приказу <номер>-к от <дата>. За период работы с <дата> по <дата> Бочаровой Е.С. были предоставлены ежегодные оплачиваемые отпуска: с <дата> по <дата> ежегодный оплачиваемый отпуск на 10 календарных дней согласно приказу <номер>-к от <дата>, с <дата> по <дата> ежегодный оплачиваемый отпуск на 7 календарных дней согласно приказу <номер>-к от <дата>, с <дата> по <дата> ежегодный оплачиваемый отпуск на 3 календарных дня согласно приказу <номер>-к от <дата>, с 26.09.2022г по <дата> ежегодный оплачиваемый отпуск на 7 календарных дней согласно приказу <номер>-к от <дата>, с <дата> по <дата>, ежегодный оплачиваемый отпуск на 3 календарных дня согласно приказу <номер> от <дата>. Бочарова Е.С. была освобождена от работы: с <дата> по <дата>, согласно листку нетрудоспособности (первичный) ГБУЗ АО «Клинического родильного дома» <номер> от <дата>, с <дата> по <дата>, согласно листку нетрудоспособности продолжение 910052003396) ГБУЗ АО «<адрес> клинической больницы» <номер> от <дата>. Бочаровой Е.С. были предоставлены отпуска по уходу за ребенком: отпуск по уходу за ребенком до полутора лет на 457 календарных дней, с <дата> по <дата>, согласно приказу <номер>-л от <дата>, отпуск по уходу за ребенком до трех лет на 540 календарных дней, с 03.10.2022г по 25.03.2024г, согласно приказу <номер>-л от <дата>. Истец прекратила отпуск по уходу за ребенком: прекращен отпуск по уходу за ребенком до полутора лет, последний день отпуска <дата>, согласно приказу <номер>-л от <дата>, прекращен отпуск по уходу за ребенком до трех лет, последний день отпуска 12.06.2023г, согласно приказу <номер>- л от <дата>. <дата>. Бочарова Е.С. обратилась с заявлениями к Управлению по коммунальному хозяйству и благоустройству администрации муниципального образования «<адрес>»: о прекращении отпуска по уходу за ребенком, до достижения трех лет, о предоставлении ежегодного оплачиваемого отпуска, с <дата>, о предоставлении отпуска по уходу за ребенком, до достижения трех лет, с <дата>, о предоставлении единовременной выплаты в размере одного должностного оклада за 2023год, о предоставлении выплаты на оздоровление за 2023 год в размере 20 000 рублей, о предоставлении выплаты материальной помощи в размере двух должностных окладов за 2023 год. С <дата> по <дата> Бочаровой Е.С., был предоставлен ежегодный оплачиваемый отпуск на три календарных дня, согласно приказу 22-0 от <дата>, в единовременной выплате к ежегодному отпуску, в предоставлении выплаты на оздоровление и в выплате материальной помощи было отказано. С <дата> по <дата> Бочаровой Е.С., был предоставлен отпуск по уходу за ребенком до трех лет. С 2019 года по 2022 год при предоставлении Бочарова Е.С. ежегодных оплачиваемых отпусков, кроме отпускных выплат, еще выплачивались: Единовременная выплата к ежегодному отпуску в размере одного оклада, выплата на оздоровление в размере 20 000 рублей, материальная помощь в размере двух должностных окладов. <дата>, истец обратилась в <адрес>, с жалобой о нарушении трудовых прав, в которой просила провести проверку законности невыплаты материальной помощи и принятии мер прокурорского реагирования. <дата> Прокуратурой <адрес> в адрес Управления было вынесено представление об устранении нарушений трудового законодательства, в котором указал, о безотлагательном рассмотрении настоящего представления с участием представителя прокуратуры <адрес>, о принятии конкретных мер по устранению допущенных нарушений закона, их причин и условий, им способствующих.
Просит взыскать с Управления по коммунальному хозяйству и благоустройству администрации муниципального образования «<адрес>» в., пользу Бочарова Е.С. выплату на оздоровление за 2023 год в размере 20 000 рублей, выплату материальной помощи в размере двух должностных окладов за 2023год в размере 22 794 рубля, единовременную выплату в размере одного должностного оклада, предоставляемую один раз в год к ежегодному оплачиваемому отпуску за 2023 год в размере 11 397 рублей, компенсацию морального вреда в размере 30 000 рублей.
Истец Бочарова Е.С. личного участия в судебном заседании не принимала.
В судебном заседании представитель истца Сливина А.Г. иск поддержала.
Представитель ответчика Столбовая А.Е. возражала против удовлетворения иска, представитель третьего лица финансово-казначейского управления администрации муниципального образования «Городской округ города Астрахани» Абрамян Р.Т. возражал против удовлетворения иска.
Суд, выслушав представителей сторон, исследовав материалы дела, приходит к следующему выводу.
Согласно ст. ст. 114, 121, 122, 123, 124, 260 Трудового кодекса РФ работникам предоставляются ежегодные отпуска с сохранением места работы (должности) и среднего заработка.
В стаж работы, дающий право на ежегодный основной оплачиваемый отпуск, включаются: время фактической работы; время, когда работник фактически не работал, но за ним в соответствии с трудовым законодательством и иными нормативными правовыми актами, содержащими нормы трудового права, коллективным договором, соглашениями, локальными нормативными актами, трудовым договором сохранялось место работы (должность), в том числе время ежегодного оплачиваемого отпуска, нерабочие праздничные дни, выходные дни и другие предоставляемые работнику дни отдыха; время вынужденного прогула при незаконном увольнении или отстранении от работы и последующем восстановлении на прежней работе; период отстранения от работы работника, не прошедшего обязательный медицинский осмотр не по своей вине; время предоставляемых по просьбе работника отпусков без сохранения заработной платы, не превышающее 14 календарных дней в течение рабочего года. В стаж работы, дающий право на ежегодный основной оплачиваемый отпуск, не включаются, в том числе время отпусков по уходу за ребенком до достижения им установленного законом возраста.
Оплачиваемый отпуск должен предоставляться работнику ежегодно. Право на использование отпуска за первый год работы возникает у работника по истечении шести месяцев его непрерывной работы у данного работодателя. По соглашению сторон оплачиваемый отпуск работнику может быть предоставлен и до истечения шести месяцев. До истечения шести месяцев непрерывной работы оплачиваемый отпуск по заявлению работника должен быть предоставлен: женщинам - перед отпуском по беременности и родам или непосредственно после него. Отпуск за второй и последующие годы работы может предоставляться в любое время рабочего года в соответствии с очередностью предоставления ежегодных оплачиваемых отпусков, установленной у данного работодателя.
Очередность предоставления оплачиваемых отпусков определяется ежегодно в соответствии с графиком отпусков, утверждаемым работодателем с учетом мнения выборного органа первичной профсоюзной организации не позднее чем за две недели до наступления календарного года в порядке, установленном статьей 372 настоящего Кодекса для принятия локальных нормативных актов.
Ежегодный оплачиваемый отпуск должен быть продлен или перенесен на другой срок, определяемый работодателем с учетом пожеланий работника, в том числе в случае временной нетрудоспособности работника.
Перед отпуском по беременности и родам или непосредственно после него либо по окончании отпуска по уходу за ребенком женщине по ее желанию предоставляется ежегодный оплачиваемый отпуск независимо от стажа работы у данного работодателя.
В соответствии с часть седьмой статьи 11 Трудового кодекса Российской Федерации (далее - ТК РФ) на государственных служащих и муниципальных служащих действие трудового законодательства и иных актов, содержащих нормы трудового права, распространяется с особенностями, предусмотренными федеральными законами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации, законами и иными нормативными правовыми актами субъектов Российской Федерации о государственной службе и муниципальной службе.
Также, в соответствии с частью 2 статьи 22 Федерального закона от <дата> N 131-ФЗ "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации" органы местного самоуправления самостоятельно определяют размер и условия оплаты труда муниципальных служащих. Размер должностного оклада, а также размер ежемесячных и иных дополнительных выплат и порядок их осуществления устанавливаются муниципальными правовыми актами, издаваемыми представительным органом муниципального образования в соответствии с законодательством Российской Федерации и законодательством субъектов Российской Федерации.
В соответствии со статьей 3 Федерального закона от <дата> N 25-ФЗ "О муниципальной службе в Российской Федерации" правовые основы муниципальной службы в Российской Федерации составляют Конституция Российской Федерации, а также настоящий Федеральный закон и другие федеральные законы, иные нормативные правовые акты Российской Федерации, конституции (уставы), законы и иные нормативные правовые акты субъектов Российской Федерации, уставы муниципальных образований, <ФИО>2, принятые на сходах граждан, и иные муниципальные правовые акты. Виды поощрения муниципального служащего и порядок его применения устанавливаются муниципальными правовыми актами в соответствии с федеральными законами и законами субъекта Российской Федерации (статья 26 Федерального закона от <дата> N 25-ФЗ "О муниципальной службе в Российской Федерации").
В силу части 1 статьи 22 Федерального закона от <дата> N 25-ФЗ "О муниципальной службе в Российской Федерации" оплата труда муниципального служащего производится в виде денежного содержания, которое состоит из должностного оклада муниципального служащего в соответствии с замещаемой им должностью муниципальной службы (далее - должностной оклад), а также из ежемесячных и иных дополнительных выплат, определяемых законом субъекта Российской Федерации.
Органы местного самоуправления самостоятельно определяют размер и условия оплаты труда муниципальных служащих. Размер должностного оклада, а также размер ежемесячных и иных дополнительных выплат и порядок их осуществления устанавливаются муниципальными правовыми актами, издаваемыми представительным органом муниципального образования в соответствии с законодательством Российской Федерации и законодательством субъектов Российской Федерации (часть 2 статьи 22 Федерального закона от <дата> N 25-ФЗ "О муниципальной службе в Российской Федерации").
Размеры должностных окладов муниципальных служащих органов местного самоуправления муниципального образования «Городской округ город Астрахань» приняты Решением Городской Думы муниципального образования "<адрес>" от <дата> N 146 "Об установлении размеров оплаты труда муниципальных служащих муниципального образования "Городской округ город Астрахань".
Судом установлено, что приказом управления от <дата> <номер> Бочарова Е.С. назначена на должность начальника отдела организации городского хозяйства Управления по коммунальному хозяйству и благоустройству администрации муниципального образования «<адрес>».
Бочаровой Е.С. были предоставлены отпуска по уходу за ребенком: отпуск по уходу за ребенком до полутора лет на 457 календарных дней, с <дата> по <дата>, согласно приказу <номер>-л от <дата>, отпуск по уходу за ребенком до трех лет на 540 календарных дней, с 03.10.2022г по 25.03.2024г, согласно приказу <номер>-л от <дата>. Истец прекратила отпуск по уходу за ребенком: прекращен отпуск по уходу за ребенком до полутора лет, последний день отпуска <дата>, согласно приказу <номер>-л от <дата>, прекращен отпуск по уходу за ребенком до трех лет, последний день отпуска 12.06.2023г, согласно приказу <номер>- л от <дата>. <дата>. Бочарова Е.С. обратилась с заявлениями к Управлению по коммунальному хозяйству и благоустройству администрации муниципального образования «<адрес>»: о прекращении отпуска по уходу за ребенком, до достижения трех лет, о предоставлении ежегодного оплачиваемого отпуска, с <дата>, о предоставлении отпуска по уходу за ребенком, до достижения трех лет, с <дата>, о предоставлении единовременной выплаты в размере одного должностного оклада за 2023год, о предоставлении выплаты на оздоровление за 2023 год в размере 20 000 рублей, о предоставлении выплаты материальной помощи в размере двух должностных окладов за 2023 год. С <дата> по <дата> Бочаровой Е.С., был предоставлен ежегодный оплачиваемый отпуск на три календарных дня, согласно приказу 22-0 от <дата>, в единовременной выплате к ежегодному отпуску, в предоставлении выплаты на оздоровление и в выплате материальной помощи было отказано. С <дата> по <дата> Бочаровой Е.С., был предоставлен отпуск по уходу за ребенком до трех лет.
<дата>. Бочарова Е.С. обратилась с заявлениями к Управлению по коммунальному хозяйству и благоустройству администрации муниципального образования «<адрес>»: о прекращении отпуска по уходу за ребенком, до достижения трех лет, о предоставлении ежегодного оплачиваемого отпуска, с <дата>, о предоставлении отпуска по уходу за ребенком, до достижения трех лет, с <дата>, о предоставлении единовременной выплаты в размере одного должностного оклада за 2023год, о предоставлении выплаты на оздоровление за 2023 год в размере 20 000 рублей, о предоставлении выплаты материальной помощи в размере двух должностных окладов за 2023 год. С <дата> по <дата> Бочаровой Е.С., был предоставлен ежегодный оплачиваемый отпуск на три календарных дня, согласно приказу 22-0 от <дата>, в единовременной выплате к ежегодному отпуску, в предоставлении выплаты на оздоровление и в выплате материальной помощи ей было отказано.
В соответствии с пунктом 9 Решения Городской Думы муниципального образования "Город Астрахань" от 29.11.2007 N 146 "Об установлении размеров оплаты труда муниципальных служащих муниципального образования "Городской округ город Астрахань" (в ред. Решения Городской Думы муниципального образования "Город Астрахань" от 15.11.2023 N 104) - материальная помощь устанавливается муниципальному служащему в размере двух должностных окладов в год. Материальная помощь выплачивается в соответствии с заявлением муниципального служащего.
Вместе с тем, истец Бочарова Е.С. в текущем году не приступала к своим обязанностям. Таким образом, рабочие дни, подтверждающие муниципальную службу истца, отсутствуют.
Установленный размер оплаты труда муниципального служащего, принятый решением Городской Думы муниципального образования "Город Астрахань" от 29.11.2007 N 146 "Об установлении размеров оплаты труда муниципальных служащих муниципального образования "Городской округ город Астрахань" выплачивается из фонда оплаты труда управления.
А, поскольку, Бочарова Е.С., в период 2022-2023 года находилась в отпуске по уходу за ребенком до трех лет, лимиты бюджетных ассигнований на материальную помощь работникам управления были заложены в проект бюджета согласно штатным единицам работников управления.
За время отпуска муниципальному служащему выплачивают денежное содержание на основании из расчета среднего заработка на основании Постановления Правительства Российской Федерации от 24.12.2007 года № 922 «Об особенностях порядка исчисления средней заработной платы». При этом, в расчет среднего заработка включаются все применяемые у соответствующего работодателя, независимо от источников этих выплат, в том числе денежное содержание, начисленное муниципальным служащим за отработанное время.
В соответствии с пунктом 8 Решения Городской Думы муниципального образования "Город Астрахань" от 29.11.2007 N 146 "Об установлении размеров оплаты труда муниципальных служащих муниципального образования "Городской округ город Астрахань" Муниципальному служащему один раз в год при предоставлении ежегодного оплачиваемого отпуска выплачивается единовременная выплата в размере одного должностного оклада.
Постановлением мэра г. Астрахани N 4140-м от 26 мая 2011 г. утверждено Положение о порядке выделения денежных средств на оздоровление муниципальных служащих администрации г. Астрахани и ее структурных подразделений (с изм. от 15 июля 2011 г. и 19 декабря 2019 г.), согласно которому выплата денежных средств на оздоровление работникам осуществляется за счет средств, предусмотренных в бюджете города на соответствующий финансовый год на содержание администрации города и ее структурных подразделений в размере 20 000 руб. (пункт 4). Решение о выделении денежных средств на оздоровление принимается руководителем администрации города и структурного подразделения администрации города на основании личного заявления муниципального служащего (пункт 5). Постановлением Администрации "Город Астрахань" от 2 июня 2015 г. N 5450 утверждено Положение о материальном стимулировании муниципальных служащих муниципального образования "Город Астрахань".
У истца Бочаровой Е.С. за период с мая 2022 года по май 2023 года отсутствует ежегодный оплачиваемый отпуск, в связи с ее нахождением в указанный период в отпуске по уходу за ребенком до трех лет и нормами Трудового кодекса Российской Федерации не предусмотрено предоставление ежегодного оплачиваемого отпуска авансом, Бочаровой Е.С. предоставлен был неиспользованный ранее отпуск, согласно заявлению за период 2020-2021 годы. При этом, единовременная выплата в размере одного должностного оклада на основании пункта 8, материальная помощь в размере двух должностных окладов на основании пункта 9 Решения Городской Думы муниципального образования "Город Астрахань" от 29.11.2007 N 146 "Об установлении размеров оплаты труда муниципальных служащих муниципального образования "Городской округ город Астрахань", а также денежные средства на оздоровление в размере 20 000 рублей, предусмотренные постановлением мэра г. Астрахани N 4140-м от 26 мая 2011 г., которым утверждено Положение о порядке выделения денежных средств на оздоровление муниципальных служащих администрации г. Астрахани и ее структурных подразделений (с изм. от 15 июля 2011 г. и 19 декабря 2019 г.) уже были начислены и выплачены истцу Бочаровой Е.С. за указанный период.
Таким образом, за один и тот же период работы единовременная выплата к ежегодному оплачиваемому отпуску не предоставляется.
Кроме того, согласно пункту 8 Положения о порядке выделения денежных средств на оздоровление муниципальных служащих администрации г. Астрахани и ее структурных подразделений, утвержденного постановлением мэра г. Астрахани N 4140-м от 26 мая 2011 г. денежные средства на оздоровление не выделяются работникам, находящимся в отпуске по уходу за ребенком до достижения им возраста трех лет.
Так как, истец Бочарова Е.С. не приступила к исполнению своих должностных обязанностей, а прервала отпуск по уходу за ребенком до трех лет для предоставления ей ежегодного оплачиваемого отпуска, поставив в известность работодателя о продлении отпуска до трех лет, денежные средства на оздоровление выплате истцу не подлежат.
При установленных обстоятельствах, суд полагает, что требования истца не полежат удовлетворению.
На основании изложенного и руководствуясь статьями 194-199 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, суд
решил:
░░░░░░░░ ░░░░░░░░ ░.░. ░ ░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░░ ░░ ░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░ «░░░░░ ░░░░░░░░░», ░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░ «░░░░░░░░░ ░░░░░ ░░░░░ ░░░░░░░░░» ░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░░ ░░░░░░░░░░░░, ░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░, ░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░, ░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░.
<░░░>2 ░░░░░ ░░░░ ░░░░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░ ░ ░░░░░░░ ░░░░░░ ░░░░░░ ░ ░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░░░░░░ ░░░░░░░.
░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ 02.04.2024 ░░░░.
░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░.░.