РЕШЕНИЕ
Именем Российской Федерации
30 сентября 2021 года город Тула
Советский районный суд г. Тулы в составе:
председательствующего Свиридовой О.С.,
при ведении протокола судебного заседания помощником судьи Милёхиным И.И.,
с участием представителя административного истца Екатерининской М.А. по доверенности Сергиной М.А., представителя административного ответчика Управления Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Тульской области по доверенности Макаровой Т.А.,
рассмотрев в открытом судебном заседании административное дело №71RS0028-01-2021-003723-10 (производство № 2а-2253/2021) по административному исковому заявлению Екатерининской Марины Александровны к Управлению Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Тульской области, Веневскому отделу Управления Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Тульской области о признании незаконным уведомления о приостановлении государственной регистрации права на объект недвижимости, возложении обязанности осуществить государственную регистрацию права собственности на объект недвижимости,
установил:
административный истец Екатерининская М.А. обратилась в суд с иском к административному ответчику Управлению Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Тульской области, Веневскому отделу Управления Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Тульской области о признании незаконным уведомления о приостановлении государственной регистрации права на объект недвижимости, возложении обязанности осуществить государственную регистрацию права собственности на объект недвижимости, указав в обоснование исковых требований, что вступившим в законную силу решением Веневского районного суда Тульской области от 11 марта 2021 г. за ней признано право собственности на земельный участок с кадастровым номером №, площадью 478928 кв.м, расположенный по адресу: <адрес>.
Желая зарегистрировать право собственности в установленном законом порядке, административный истце обратилась в Веневский отдел Управления Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Тульской области с соответствующим заявлением, приложив к нему все необходимые документы, в том числе и вступившее в законную силу решение Веневского районного суда Тульской области от 11 марта 2021 г.
Однако 3 июня 2021 г. административный ответчик принял решение о приостановлении государственной регистрации права собственности на указанный земельный участок по причине наложения Зюзинским районным отделом судебных приставов УФССП России по г. Москве запретов на совершение действий по регистрации в рамках исполнительных производств, находящихся на исполнении в данном отделе.
С данным отказом административный истец не согласна, полагая, что административному ответчику были представлены все необходимые документы для осуществления государственной регистрации, а именно вступившее в законную силу решение Веневского районного суда Тульской области от 11 марта 2021 г. Обращение в Веневский отдел Управления Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Тульской области произведено в целях исполнения вступившего в законную силу судебного постановления, а имеющийся запрет на совершение регистрационных действий в отношении недвижимого имущества не препятствует регистрации в отношении него права собственности административного истца.
Просила суд:
- признать незаконным решение, оформленное уведомлением о приостановлении государственной регистрации права от 3 июня 2021 г., государственного регистратора Назаровой С.Д. Веневского отдела Управления Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по <адрес> на объект недвижимого имущества – земельный участок с кадастровым номером №, площадью 478928 кв.м, расположенный по адресу: <адрес>, и обязать Веневский отдел Управления Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Тульской области осуществить государственную регистрацию права собственности на указанный объект недвижимости.
Также просила взыскать с административного ответчика судебные расходы по уплате государственной пошлины.
Административный истец Екатерининская М.А. в судебное заседание не явилась, о времени и месте его проведения извещена надлежащим образом, сведений о причинах неявки не представила.
Представитель административного истца Екатерининской М.А. по доверенности Сергина М.А. в судебном заседании доводы административного искового заявления поддержала в полном объеме, по основаниям, изложенным в иске, просила его удовлетворить. Указала, что в Управление Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Тульской области были представлены все необходимые для осуществления государственной регистрации права собственности Екатерининской М.А. документы, в том числе вступившее в законную силу решение Веневского районного суда Тульской области от 11 марта 2021 г., не исполнением которого административными ответчиками фактически нивелируется действие вступившего в законную силу судебного постановления. Между тем, в пункте 5 части 2 статьи 14 Федерального закона от 13 июля 2015 г. №218-ФЗ «О государственной регистрации недвижимости» судебные акты указаны как одно из оснований для осуществления государственного кадастрового учета и (или) государственной регистрации права. Таким образом, государственный регистратор не вправе давать правовую оценку вступившему в законную силу судебному акту.
Представитель административного ответчика Управление Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Тульской области по доверенности Макарова Т.А. в судебном заседании возражала против удовлетворения требований административного истца, указав, что обжалуемое уведомление о приостановлении государственной регистрации права совершено Веневским отделом Управления Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Тульской области в соответствии с действующим законодательством, а потому является законным и обоснованным. Указала, что основанием для внесения в Единый государственный реестр недвижимости записи о государственной регистрации права собственности за Екатерининской М.А. отсутствуют, поскольку в реестре на земельный участок с кадастровым номером № имеется запись о запрещении регистрации, основанием для погашения которой будет являться соответствующий судебный акт или постановление судебного пристава-исполнителя. Просила отказать в удовлетворении административных исковых требований.
Представитель административного ответчика Веневского отдела Управления Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Тульской области в судебное заседание не явился, о времени и месте его проведения извещен надлежащим образом, сведений о причинах неявки не представил.
Поскольку в материалах дела имеются доказательства заблаговременного извещения лиц, участвующих в деле о времени и месте рассмотрения дела судом, руководствуясь статьей 150 и частью 6 статьи 226 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, суд определил возможным рассмотреть дело в отсутствие не явившегося в судебное заседание административного истца и представителя административного ответчика Веневского отдела Управления Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Тульской области, заблаговременно и надлежащим образом извещенных о времени и месте его проведения.
Выслушав объяснения представителя административного истца Екатерининской М.А. по доверенности Сергиной М.А., представителя административного ответчика Управления Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Тульской области по доверенности Макаровой Т.А., исследовав письменные доказательства по делу, руководствуясь положениями статьи 62 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации об обязанности доказывания обстоятельств по заявленным требованиям и возражениям каждой стороной, об отсутствии ходатайств о содействии в реализации прав в соответствии со статьей 14 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, а также требованиями статьи 178 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации об определении судом закона, подлежащего применению к спорному правоотношению, суд по существу спора приходит к следующему.
Конституция Российской Федерации каждому гарантирует судебную защиту его прав и свобод; решения и действия (или бездействие) органов государственной власти, органов местного самоуправления, общественных объединений и должностных лиц могут быть обжалованы в суд (части 1 и 2 статьи 46).
Защита гражданских прав осуществляется способами, установленными статьей 12 Гражданского кодекса Российской Федерации, а также иными способами, предусмотренными законом. Способ защиты должен соответствовать содержанию нарушенного права и характеру нарушения.
Исходя из пункта 1 части 2 статьи 227 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации необходимым условием признания незаконными решений, действий (бездействия) органа, организации, лица, наделенных государственными или иными публичными полномочиями, является наличие совокупности двух условий: несоответствие оспариваемых решений, действий (бездействия) нормативным правовым актам и нарушение прав, свобод и законных интересов административного истца.
Таким образом, при рассмотрении в порядке, предусмотренном положениями 22 Главы Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации дел, связанных с оспариванием решений органов государственной власти и (или) их должностных лиц, суды не вправе ограничиваться формальным установлением того, соответствует ли закону оспариваемое решение как акт органа государственной власти, порождающий правовые последствия для конкретных граждан и организаций, то есть в предмет доказывания должны входить обстоятельства, касающиеся существа обжалуемого решения. Иное противоречило бы задачам административного судопроизводства, которое должно способствовать укреплению законности и предупреждению нарушений в сфере административных и иных публичных правоотношений.
Как следует из материалов дела и установлено судом, вступившим в законную силу решением Веневского районного суда Тульской области от 11 марта 2021 г., за административным истцом Екатерининской М.А. признано право собственности на земельный участок с кадастровым номером №, площадью 478928 кв.м, расположенный по адресу: <адрес>.
21 мая 2021 г. Екатерининская М.А. обратилась в Веневский отдел Управления Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Тульской области с заявлением о государственной регистрации права собственности на указанный земельный участок с кадастровым номером №, на основании указанного решения Веневского районного суда Тульской области от 11 марта 2021 г.
Уведомлением от 3 июня 2021 г. Веневским отделом Управления Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Тульской области государственная регистрация права собственности на земельный участок за Екатерининской М.А. приостановлена на основании пункта 37 части 1 статьи 26 Федерального закона от 13 июля 2015 г. № 218-ФЗ «О государственной регистрации недвижимости», а именно по причине наложения Зюзинским районным отделом судебных приставов УФССП России по г. Москве запретов на совершение действий по регистрации в рамках исполнительных производств, находящихся на исполнении в данном отделе.
Настаивая на удовлетворении исковых требований, административный истец и его представитель указали, что представили административному ответчику все необходимые документы для осуществления государственной регистрации права собственности, а именно вступившее в законную силу решение Веневского районного суда Тульской области от 11 марта 2021 г.
Отношения, возникающие в связи с осуществлением на территории Российской Федерации государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним, а также ведением Единого государственного реестра недвижимости и предоставлением сведений, содержащихся в Едином государственном реестре недвижимости, регулируются Федеральным законом от 13 июля 2015 г. № 218-ФЗ «О государственной регистрации недвижимости» (далее - Федеральный закон № 218-ФЗ).
В соответствии с частями 3, 4 статьи 1 Федерального закона № 218-ФЗ государственная регистрация прав на недвижимое имущество - юридический акт признания и подтверждения возникновения, изменения, перехода, прекращения права определенного лица на недвижимое имущество или ограничение такого права и обременения имущества.
Государственная регистрация прав осуществляется посредством внесения в Единый государственный реестр недвижимости записи о праве на недвижимое имущество, сведения о котором внесены в Единый государственный реестр недвижимости и является единственным доказательством существования зарегистрированного права (часть 5 статьи 1 Федерального закона № 218-ФЗ).
Государственной регистрации подлежит право собственности и другие вещные права на недвижимое имущество и сделки с ним в соответствии со статьями 130, 131, 132, 133.1 и 164 Гражданского кодекса Российской Федерации. В случаях, установленных федеральным законом, государственной регистрации подлежат возникающие, в том числе на основании договора, либо акта органа государственной власти, либо акта органа местного самоуправления, ограничения прав и обременения недвижимого имущества, в частности сервитут, ипотека, доверительное управление, аренда, наем жилого помещения.
Согласно части 1 статьи 14 указанного Федерального закона государственный кадастровый учет и (или) государственная регистрация прав осуществляются на основании заявления, за исключением установленных данным Федеральным законом случаев, и документов, поступивших в орган регистрации прав в установленном указанным Федеральным законом порядке.
В соответствии с частью 2 статьи 14 Федерального закона от 13 июля 2015 г. №218-ФЗ «О государственной регистрации недвижимости» вступившие в законную силу судебные акты являются основанием для осуществления государственного кадастрового учета и (или) государственной регистрации прав.
К заявлению о государственной регистрации прав прилагаются документы, являющиеся основанием для осуществления государственной регистрации прав (пункт 2 части 4 статьи 18 Закона о государственной регистрации недвижимости).
Согласно части 1 статьи 21 Закона о государственной регистрации недвижимости документы, устанавливающие наличие, возникновение, переход, прекращение, ограничение права и обременение недвижимого имущества и представляемые для осуществления государственного кадастрового учета и (или) государственной регистрации прав, должны соответствовать требованиям, установленным законодательством Российской Федерации, и отражать информацию, необходимую для государственного кадастрового учета и (или) государственной регистрации прав на недвижимое имущество в Едином государственном реестре недвижимости (далее - ЕГРН). Указанные документы должны содержать описание недвижимого имущества и, если иное не установлено указанным Законом, вид регистрируемого права, в установленных законодательством Российской Федерации случаях должны быть нотариально удостоверены, заверены печатями, должны иметь надлежащие подписи сторон или определенных законодательством Российской Федерации должностных лиц.
В соответствии с пунктом 3 части 1 статьи 29 Закона о государственной регистрации недвижимости государственный кадастровый учет и (или) государственная регистрация прав состоят в том числе из проведения правовой экспертизы документов, представленных для осуществления государственного кадастрового учета и (или) государственной регистрации прав, на предмет наличия или отсутствия установленных данным Федеральным законом оснований для приостановления государственного кадастрового учета и (или) государственной регистрации прав либо для отказа в осуществлении государственного кадастрового учета и (или) государственной регистрации прав.
Основания приостановления осуществления государственного кадастрового учета и (или) государственной регистрации прав по решению государственного регистратора установлены статьей 26 Закона о государственной регистрации недвижимости.
В частности, пунктом 37 части 1 статьи 26 Федерального закона от 13 июля 2015 г. № 218-ФЗ «О государственной регистрации недвижимости» предусмотрено, что осуществление государственной регистрации прав приостанавливается по решению государственного регистратора прав в случае, если в орган регистрации прав поступил судебный акт или акт уполномоченного органа о наложении ареста на недвижимое имущество, или о запрете совершать определенные действия с недвижимым имуществом, или об избрании в качестве меры пресечения залога в соответствии с уголовно-процессуальным законодательством Российской Федерации, за исключением случаев, установленных федеральными законами.
В данном случае такие основания для приостановления государственной регистрации прав имелись.
Как следует из материалов дела, в Едином государственном реестре недвижимости в отношении земельного участка с кадастровым номером 71:05:060101:385 как на дату принятия оспариваемого решения, так и на дату рассмотрения настоящего спора, возникшего между сторонами, имелись следующие сведения.
26 октября 2018 г. зарегистрировано право общей долевой собственности за ФИО2 и ФИО1 (доля в праве по 1/2), на основании договора купли-продажи земельного участка с рассрочкой платежа от 16 октября 2018 г. (записи в Едином государственном реестре недвижимости, соответственно, № Также 26 октября 2018 г. в Единый государственный реестр недвижимости внесена запись об ограничении прав и обременениях (ипотека в силу закона) в пользу залогодержателя Екатерининской М.А.
24 декабря 2019 г. в Единый государственный реестр недвижимости на основании выписки из Федеральной службы судебных приставов от 18 декабря 2019г. № (запись №) внесена запись № об ограничении прав и обременениях (вид зарегистрированного права: ограничение права или обременения, запрещение регистрации).
Затем 15 сентября 2020 г. и 9 ноября 2020 г. в Единый государственный реестр недвижимости на основании постановлений судебного пристава-исполнителя Зюзинского отдела судебных приставов УФССП России по г. Москве от 1 августа 2020 г. № (исполнительное производство №) внесены записи об ограничении прав и обременениях (вид зарегистрированного права: ограничение права или обременения, запрещение регистрации).
При этом представленное в качестве основания для государственной регистрации судебное постановление не содержало указание на отмену данных ограничений. Также Екатерининской М.А. не представлены и иные документы, свидетельствующие об отмене ранее принятых судебным приставом-исполнителем Зюзинского отдела судебных приставов УФССП России по г. Москве ограничений, связанных с осуществлением государственной регистрации права собственности на земельный участок с кадастровым номером №.
Таким образом, Веневский отдел Управления Росреестра по Тульской области обоснованно в уведомлении от 3 июня 2021 г. указал на отсутствие возможности осуществить государственную регистрацию права собственности на объект недвижимости на основании пункта 37 части 1 статьи 26 Федерального закона № 218-ФЗ.
Соответственно, оспариваемое административным истцом уведомление от 3 июня 2021 г. является законным.
Доводы административного истца и ее представителя о нарушении оспариваемым отказом принципа обязательности судебных актов как оснований государственной регистрации прав, основан на ошибочном толковании закона.
Действительно, частью 2 статьи 14 Федерального закона от 13 июля 2015 г. №218-ФЗ «О государственной регистрации недвижимости» вступившие в законную силу судебные акты названы в качестве оснований для осуществления государственного кадастрового учета и (или) государственной регистрации прав.
В пункте 5 постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 23 июня 2015 г. № 25 «О применении судами некоторых положений раздела I части первой Гражданского кодекса Российской Федерации» разъяснено, что орган, осуществляющий государственную регистрацию прав на имущество, не вправе давать правовую оценку вступившему в законную силу судебному акту, в резолютивной части которого содержится вывод о принадлежности имущества определенному лицу на вещном праве, о наличии обременения или ограничения права. При рассмотрении спора о праве на имущество, зарегистрированном в государственном реестре, к участию в деле в качестве ответчика должно быть привлечено лицо, за которым зарегистрировано право на это имущество. В резолютивной части решения суда, являющегося основанием для внесения записи в государственный реестр, указывается на отсутствие или прекращение права ответчика, сведения о котором были внесены в государственный реестр.
Между тем, представленное административному ответчику решение Веневского районного суда Тульской области от 11 марта 2021 г. не содержит указаний на отсутствие или прекращение права общей долевой собственности ответчиков ФИО2 и ФИО1 на земельный участок с кадастровым номером.
Кроме того, исходя из положений части 1 статьи 58 Закона о государственной регистрации, права на недвижимое имущество, установленные решением суда, подлежат государственной регистрации в соответствии с названным Федеральным законом, в том числе его статьей 26, на основании которой совершены оспариваемые действия, которой прямо предусмотрена обязанность государственного регистратора осуществить действия по приостановлению государственной регистрации права в случае поступления в орган регистрации прав акта уполномоченного органа о запрете совершать определенные действия с недвижимым имуществом.
Данные сведения у административного ответчика имелись, записи об ограничении прав и запрещении регистрации в отношении земельного участка с кадастровым номером № внесены в Единый государственный реестр недвижимости.
Таким образом, при совершении оспариваемых действий административный ответчик законно и обоснованно руководствовался нормами Федерального закона от 13 июля 2015 г. № 218-ФЗ «О государственной регистрации недвижимости».
Проанализировав вышеизложенные конкретные обстоятельства в совокупности с приведенными нормами права и разъяснениями Верховного Суда Российской Федерации, суд приходит к выводу, что представленное на регистрацию в качестве основания возникновения права собственности Екатерининской М.А. на объект недвижимости решение суда не может являться основанием для осуществления данной регистрации.
Доводы административного истца и ее представителя основаны на неверном понимании и толковании правовых норм, регулирующих спорные правоотношения, также с учетом того, что законодателем установлен конкретный и системный перечень правовых оснований для приостановления государственной регистрации.
При таких обстоятельствах ошибочно полагать об отсутствии у административного ответчика достаточных правовых оснований для вывода о наличии противоречий между содержащимися в Едином государственном реестре сведениями и судебным актом, представленным на регистрацию в качестве основания возникновения права собственности.
Несогласие с уведомлением о приостановлении государственной регистрации не может свидетельствовать о его незаконности при наличии иных, первостепенных и существенных на то оснований.
Рассмотрев дело в пределах заявленных и поддержанных в судебном заседании административных исковых требований, руководствуясь статьями 175-180, пунктом 2 части 2 статьи 227 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, суд
решил:
Екатерининской Марине Александровне в удовлетворении административных исковых требований к Управлению Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Тульской области, Веневскому отделу Управления Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Тульской области о признании незаконным уведомления о приостановлении государственной регистрации права на объект недвижимости от 3 июня 2021 г. №, возложении обязанности осуществить государственную регистрацию права собственности на объект недвижимости, отказать.
Решение может быть обжаловано в апелляционную инстанцию Тульского областного суда путем подачи апелляционной жалобы через Советский районный суд г. Тулы в течение одного месяца со дня принятия решения судом в окончательной форме.
В окончательной форме решение суда принято 6 октября 2021 г.
Председательствующий