Решение по делу № 2а-679/2020 от 17.06.2020

Дело №2а-679/2020

УИД:13RS0019-01-2020-001494-72

Именем Российской Федерации

Р Е Ш Е Н И Е

город Рузаевка                                     16 сентября 2020 г.

Рузаевский районный суд Республики Мордовия

в составе председательствующего судьи Казанцевой И.В.

при секретаре Емагуловой А.Х.

с участием в деле:

административного истца - Межрайонной инспекции Федеральной налоговой службы №2 по Республике Мордовия

административного ответчика - Шекшаева А.В.

рассмотрев в открытом судебном заседании административное дело по административному иску Межрайонной инспекции Федеральной налоговой службы №2 по Республике Мордовия к Шекшаеву А.В. о взыскании страховых взносов, пеней, штрафов,

установил:

Межрайонная инспекция Федеральной налоговой службы №2 по Республике Мордовия (далее - Межрайонная ИФНС России №2 по Республике Мордовия, налоговый орган) обратилась в суд с административным иском к Шекшаеву А.В. о взыскании страховых взносов, пеней, штрафов по тем основаниям, что Шекшаев А.В. с 2 сентября 2013 г. по 25 мая 2018 г. был зарегистрирован в качестве индивидуального предпринимателя, применял упрощенную систему налогообложения и являлся плательщиком страховых взносов. Обязанность по уплате страховых взносов на обязательное пенсионное и медицинское страхование в установленный законом срок Шекшаев А.В. не исполнил, что повлекло возникновение недоимки, на сумму которой начислены пени. За совершение налоговых правонарушений Шекшаев А.В. привлечен к ответственности в виде штрафа. При наличии недоимки налоговым органом Шекшаеву А.В. направлялись требования об уплате страховых взносов, пеней и штрафов. Срок исполнения требований истек, требования Шекшаевым А.В. в добровольном порядке не исполнены.

Просит восстановить срок подачи административного искового заявления, пропущенный по уважительной причине, взыскать с                    Шекшаева А.В. задолженность по страховым взносам на обязательное пенсионное страхование в фиксированном размере, зачисляемым в бюджет Пенсионного фонда Российской Федерации на выплату страховой пенсии (перерасчеты, недоимка и задолженность по соответствующему платежу,                         в том числе по отмененному), исчисленным с 1 января 2017 г., в размере 34032 рублей 27 копеек и пеням в размере 2519 рублей 71 копейки, задолженность по страховым взносам на обязательное медицинское страхование работающего населения в фиксированном размере, зачисляемым в бюджет Федерального фонда обязательного медицинского страхования, исчисленным за расчетные периоды, истекшие до 1 января 2017 г., в размере 1405 рублей 62 копеек и пеням в размере 2827 рублей 39 копеек, задолженность по страховым взносам на обязательное медицинское страхование работающего населения в фиксированном размере, зачисляемым в бюджет Федерального фонда обязательного медицинского страхования, исчисленным с 1 января 2017 г., в размере 6929 рублей 14 копеек и пеням                в размере 506 рублей 12 копеек, задолженность по штрафам в размере                   1500 рублей, всего в размере 49720 рублей 25 копеек.

В возражениях на административный иск административный ответчик просит в удовлетворении административного иска отказать в связи с пропуском административным истцом срока обращения в суд (л.д.116-177).

Участвующие в административном деле лица - представитель административного истца - Межрайонной ИФНС России №2 по Республике Мордовия, административный ответчик Шекшаев А.В. в судебное заседание не явились, о времени и месте судебного заседания извещены надлежащим образом.

Суд в соответствии с частью 2 статьи 289 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации пришел к выводу о рассмотрении административного дела в отсутствие неявившихся лиц, поскольку неявка в судебное заседание указанных лиц, надлежащим образом извещенных о времени и месте судебного заседания, не является препятствием к рассмотрению административного дела, их явка не признана судом обязательной.

Исследовав письменные доказательства, суд отказывает в удовлетворении административного иска по следующим основаниям.

При рассмотрении административного дела установлено, что    Шекшаев А.В. в период с 2 сентября 2013 г. по 25 мая 2018 г. был зарегистрирован в качестве индивидуального предпринимателя, применял упрощенную систему налогообложения, выбрав в качестве объекта налогообложения доходы, и являлся плательщиком страховых взносов (л.д.24-33, 34-37).

Решением заместителя начальника Межрайонной ИФНС России №2 по Республике Мордовия от 21 сентября 2018 г. Шекшаев А.В. привлечен к ответственности по пункту 1 статьи 119 Налогового кодекса Российской Федерации в виде штрафа в размере 500 рублей за непредставление в налоговый орган по месту учета в установленный законодательством о налогах и сборах срок налоговой декларации за 2015 г. (л.д.70-73).

Решением заместителя начальника Межрайонной ИФНС России №2 по Республике Мордовия от 21 сентября 2018 г. Шекшаев А.В. привлечен к ответственности по пункту 1 статьи 119 Налогового кодекса Российской Федерации в виде штрафа в размере 500 рублей за непредставление в налоговый орган по месту учета в установленный законодательством о налогах и сборах срок налоговой декларации за 2016 г. (л.д.74-77).

Решением заместителя начальника Межрайонной ИФНС России №2 по Республике Мордовия от 21 сентября 2018 г. Шекшаев А.В. привлечен к ответственности по пункту 1 статьи 119 Налогового кодекса Российской Федерации в виде штрафа в размере 500 рублей за непредставление в налоговый орган по месту учета в установленный законодательством о налогах и сборах срок налоговой декларации за 2017 г. (л.д.78-81).

Решения налогового органа Шекшаевым А.В. не исполнены (л.д.24-25).

Неисполнение Шекшаевым А.В. обязанности по уплате страховых взносов на обязательное пенсионное и медицинское страхование в установленный законом срок повлекло возникновение недоимки, на сумму которой начислены пени.

За плательщиком страховых взносов Шекшаевым А.В. числится:

недоимка по страховым взносам на обязательное пенсионное страхование за 2017 г. в размере 23400 рублей, за 2018 г. в размере                      10632 рублей 27 копеек, задолженность по пеням в размере 6181 рубля             73 копеек, начисленным на сумму недоимки (л.д.32-33);

недоимка по страховым взносам на обязательное медицинское страхование за расчетные периоды, истекшие до 1 января 2017 г., в размере 1405 рублей 62 копеек, задолженность по пеням в размере 4952 рублей                30 копеек, начисленным на сумму недоимки (л.д.26-29);

недоимка по страховым взносам на обязательное медицинское страхование за 2017 г. в размере 4590 рублей, за 2018 г. в размере                       2339 рублей 14 копеек, задолженность по пеням в размере 1252 рублей            11 копеек, начисленным на сумму недоимки (л.д.30-31).

При наличии недоимки налоговым органом Шекшаеву А.В. направлялись требования об уплате страховых взносов, пеней, штрафов (л.д.5-23, 82-107):

требование от 6 сентября 2017 г. об уплате в срок до                           26 сентября 2017 г. страховых взносов на обязательное пенсионное и медицинское страхование в размере 168122 рублей 44 копеек;

требование от 11 сентября 2017 г. об уплате в срок до                        29 сентября 2017 г. пеней в размере 3650 рублей 31 копейки, начисленных на сумму недоимки по страховым взносам на обязательное пенсионное и медицинское страхование;

требование от 14 декабря 2017 г. об уплате в срок до                        26 декабря 2017 г. пеней в размере 19184 рублей 99 копеек, начисленных на сумму недоимки по страховым взносам на обязательное пенсионное и медицинское страхование;

требование от 24 января 2018 г. об уплате в срок до                        13 февраля 2018 г. страховых взносов на обязательное пенсионное и медицинское страхование в размере 27990 рублей и пеней в размере                          108 рублей 47 копеек, начисленных на сумму недоимки по страховым взносам на обязательное пенсионное и медицинское страхование;

требование от 10 апреля 2018 г. об уплате в срок до                        28 апреля 2018 г. пеней в размере 6938 рублей 43 копеек, начисленных на сумму недоимки по страховым взносам на обязательное пенсионное и медицинское страхование;

требование от 20 июня 2018 г. об уплате в срок до                        10 июля 2018 г. страховых взносов на обязательное пенсионное и медицинское страхование в размере 12971 рубля 41 копейки и пеней в размере 514 рублей 75 копеек, начисленных на сумму недоимки по страховым взносам на обязательное пенсионное и медицинское страхование;

требование от 18 сентября 2018 г. об уплате в срок до                        8 октября 2018 г. пеней в размере 2516 рублей 93 копеек, начисленных на сумму недоимки по страховым взносам на обязательное пенсионное и медицинское страхование;

требование от 6 ноября 2018 г. об уплате в срок до                                   16 ноября 2018 г. штрафа в размере 500 рублей;

требование от 6 ноября 2018 г. об уплате в срок до                                    16 ноября 2018 г. штрафа в размере 500 рублей;

требование от 6 ноября 2018 г. об уплате в срок до                                   16 ноября 2018 г. штрафа в размере 500 рублей;

требование от 6 декабря 2018 г. об уплате в срок до                        26 декабря 2018 г. пеней в размере 2257 рублей 54 копеек, начисленных на сумму недоимки по страховым взносам на обязательное пенсионное и медицинское страхование.

Срок исполнения требований об уплате страховых взносов, пеней, штрафов истек, требования Шекшаевым А.В. в добровольном порядке                    не исполнены.

Указанные обстоятельства послужили основанием обращения налогового органа в суд с административным иском.

С заявлением о вынесении судебного приказа о взыскании с             Шекшаева А.В. недоимки по страховым взносам и задолженности по пеням и штрафам налоговый орган не обращался (л.д.127).

Согласно статье 57 Конституции Российской Федерации, пункту 1 статьи 3, подпункту 1 пункта 1 статьи 23 и статье 45 Налогового кодекса Российской Федерации каждый обязан платить законно установленные налоги и сборы в срок, установленный законодательством о налогах и сборах.

Формируя структуру налоговой системы Российской Федерации, федеральный законодатель при установлении конкретного налога и сбора самостоятельно выбирает и определяет обусловленные экономическими характеристиками этого налога и сбора параметры их элементов, в том числе состав плательщиков и объектов налогообложения.

Налоговым кодексом Российской Федерации (пункт 7 статьи 12) устанавливаются специальные налоговые режимы, которые могут предусматривать федеральные налоги, не указанные в статье 13 Налогового кодекса Российской Федерации, определяются порядок установления таких налогов, а также порядок введения в действие и применения указанных специальных налоговых режимов. Пункт 2 статьи 18 Налогового кодекса Российской Федерации относит к специальным налоговым режимам упрощенную систему налогообложения, порядок применения которой установлен главой 26.2 «Упрощенная система налогообложения»                    (статьи 346.11-346.25), включенной в Налоговый кодекс Российской Федерации Федеральным законом от 24 июля 2002 г. №104-ФЗ и введенной в действие с 1 января 2003 г.

Индивидуальные предприниматели, перешедшие на упрощенную систему налогообложения и применяющие ее в порядке, установленном главой 26.2, признаются налогоплательщиками (пункт 1 статьи 346.12 Налогового кодекса Российской Федерации).

Объектом налогообложения при применении упрощенной системы налогообложения являются либо доходы, либо доходы, уменьшенные на величину расходов (пункт 1 статьи 346.14 Налогового кодекса Российской Федерации).

Обязанность налогоплательщика (индивидуального предпринимателя) по итогам налогового периода представлять налоговую декларацию в налоговый орган по месту своего жительства и по истечении налогового периода уплатить подлежащий уплате налог в установленный срок предусмотрена пунктом 7 статьи 346.21, статьей 346.23 Налогового кодекса Российской Федерации.

Непредставление в установленный законодательством о налогах и сборах срок налоговой декларации в налоговый орган по месту учета влечет привлечение к ответственности в виде штрафа (пункт 1 статьи 119 Налогового кодекса Российской Федерации).

Основанием для привлечения лица к ответственности за нарушение законодательства о налогах и сборах является установление факта совершения данного нарушения решением налогового органа, вступившим в силу (пункт 3 статьи 108 Налогового кодекса Российской Федерации).

Иные налоги, сборы и страховые взносы уплачиваются индивидуальными предпринимателями, применяющими упрощенную систему налогообложения, в соответствии с законодательством о налогах и сборах (абзац третий пункта 3 статьи 346.11 Налогового кодекса Российской Федерации).

Отношения, связанные с исчислением и уплатой (перечислением) страховых взносов в Пенсионный фонд Российской Федерации на обязательное пенсионное страхование, Фонд социального страхования Российской Федерации на обязательное социальное страхование на случай временной нетрудоспособности и в связи с материнством, Федеральный фонд обязательного медицинского страхования на обязательное медицинское страхование, а также отношения, возникающие в процессе осуществления контроля за исчислением и уплатой (перечислением) страховых взносов и привлечения к ответственности за нарушение законодательства Российской Федерации о страховых взносах, до 1 января 2017 г. регулировались Федеральным законом от 24 июля 2009 г. №212-ФЗ «О страховых взносах в Пенсионный фонд Российской Федерации, Фонд социального страхования Российской Федерации, Федеральный фонд обязательного медицинского страхования».

С 1 января 2017 г. вопросы исчисления и уплаты обязательных страховых взносов регулируются главой 34 Налогового кодекса Российской Федерации, введенной в действие Федеральным законом от 3 июля 2016 г. №243-ФЗ «О внесении изменений в части первую и вторую Налогового кодекса Российской Федерации в связи с передачей налоговым органам полномочий по администрированию страховых взносов на обязательное пенсионное, социальное и медицинское страхование» (далее - Федеральный закон от 3 июля 2016 г. №243-ФЗ).

Согласно части 2 статьи 4 Федерального закона от 3 июля 2016 г. №243-ФЗ взыскание недоимки по страховым взносам, соответствующих пеней и штрафов в государственные внебюджетные фонды Российской Федерации, образовавшихся на 1 января 2017 г., а также страховых взносов, пеней и штрафов, доначисленных органами Пенсионного фонда Российской Федерации, органами Фонда социального страхования Российской Федерации по результатам контрольных мероприятий, проведенных за расчетные (отчетные) периоды, истекшие до 1 января 2017 г., по которым имеются вступившие в силу решения о привлечении к ответственности (отказе в привлечении к ответственности), осуществляется налоговыми органами в порядке и сроки, установленные Налоговым кодексом Российской Федерации, начиная с меры по взысканию, следующей за мерой, примененной органами Пенсионного фонда Российской Федерации и органами Фонда социального страхования Российской Федерации.

Индивидуальные предприниматели, являющиеся страхователями в соответствии с федеральными законами о конкретных видах обязательного социального страхования и не производящие выплаты и иные вознаграждения физическим лицам, признаются плательщиками страховых взносов (подпункт 2 пункта 1 статьи 419 Налогового кодекса Российской Федерации).

В силу положений статьи 432 Налогового кодекса Российской Федерации исчисление суммы страховых взносов, подлежащих уплате за расчетный период плательщиками, указанными в подпункте 2 пункта 1 статьи 419 Налогового кодекса Российской Федерации, производится ими самостоятельно в соответствии со статьей 430 Налогового кодекса Российской Федерации, если иное не предусмотрено настоящей статьей (пункт 1). Суммы страховых взносов исчисляются плательщиками отдельно в отношении страховых взносов на обязательное пенсионное страхование и страховых взносов на обязательное медицинское страхование (пункт 2).

Устанавливая систему налогов и сборов в Налоговом кодексе Российской Федерации, федеральный законодатель предусмотрел пеню как один из способов обеспечения исполнения обязанности по уплате налогов, сборов, страховых взносов (статья 75).

При наличии у налогоплательщика, плательщика страховых взносов недоимки ему направляется требование об уплате налога, страховых взносов, пеней, штрафов в порядке и в сроки, определенные статьями 69 и 70 Налогового кодекса Российской Федерации.

Неисполнение административным ответчиком требований об уплате страховых взносов, пеней, штрафов установлено.

Принудительное взыскание налога, сбора, страховых взносов, пеней, штрафов за счет имущества налогоплательщика (плательщика сборов) - физического лица, не являющегося индивидуальным предпринимателем, производится в порядке, предусмотренном статьей 48 Налогового кодекса Российской Федерации.

Заявление о взыскании налога, сбора, пеней, штрафов за счет имущества физического лица (далее в настоящей статье - заявление о взыскании) подается в отношении всех требований об уплате налога, сбора, пеней, штрафов, по которым истек срок исполнения и которые не исполнены этим физическим лицом на дату подачи налоговым органом заявления о взыскании в суд. Указанное заявление о взыскании подается налоговым органом в суд, если общая сумма налога, сбора, пеней, штрафов, подлежащая взысканию с физического лица, превышает 3 000 рублей, за исключением случая, предусмотренного абзацем третьим пункта 2 настоящей статьи (абзацы третий, четвертый пункта 1 статьи 48).

По общему правилу, установленному абзацем первым пункта 2            статьи 48 Налогового кодекса Российской Федерации, заявление о взыскании подается в суд общей юрисдикции налоговым органом в течение шести месяцев со дня истечения срока исполнения требования об уплате налога, сбора, страховых взносов, пеней, штрафов.

    Если в течение трех лет со дня истечения срока исполнения самого раннего требования об уплате налога, сбора, пеней, штрафов, учитываемого налоговым органом при расчете общей суммы налога, сбора, пеней, штрафов, подлежащей взысканию с физического лица, такая сумма налогов, сборов, пеней, штрафов превысила 3 000 рублей, налоговый орган обращается в суд с заявлением о взыскании в течение шести месяцев со дня, когда указанная сумма превысила 3 000 рублей (абзац второй пункта 2 статьи 48 Налогового кодекса Российской Федерации).

Если в течение трех лет со дня истечения срока исполнения самого раннего требования об уплате налога, сбора, пеней, штрафов, учитываемого налоговым органом при расчете общей суммы налога, сбора, пеней, штрафов, подлежащей взысканию с физического лица, такая сумма налогов, сборов, пеней, штрафов не превысила 3 000 рублей, налоговый орган обращается в суд с заявлением о взыскании в течение шести месяцев со дня истечения указанного трехлетнего срока (абзац третий пункта 2 статьи 48 Налогового кодекса Российской Федерации).

Рассмотрение дел о взыскании налога, сбора, страховых взносов, пеней, штрафов за счет имущества физического лица производится в соответствии с законодательством об административном судопроизводстве (пункт 3 статьи 48 Налогового кодекса Российской Федерации).

Согласно части 2 статьи 286 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации административное исковое заявление о взыскании обязательных платежей и санкций может быть подано в суд в течение шести месяцев со дня истечения срока исполнения требования об уплате обязательных платежей и санкций.

При рассмотрении вопроса о соблюдении административным истцом срока подачи в суд административного искового заявления суд исходит из следующего.

Срок исполнения всех требований об уплате страховых взносов, пеней, штрафов, в отношении которых подано административное исковое заявление о взыскании, истек и поскольку со дня истечения срока исполнения самого раннего требования сумма страховых взносов, пеней, штрафов, учитываемая налоговым органом при расчете общей суммы страховых взносов,                    пеней, штрафов, подлежащей взысканию с административного ответчика, превысила 3000 рублей, административное исковое заявление о взыскании могло быть подано в суд в течение шести месяцев со дня истечения срока исполнения требования - с 27 декабря 2018 г. по 27 июня 2019 г.

Административное исковое заявление о взыскании недоимки по страховым взносам, задолженности по пеням и штрафам административным истцом сдано в организацию связи 16 июня 2020 г. и поступило в суд                      17 июня 2020 г.

С заявлением о вынесении судебного приказа налоговый орган не обращался (л.д.127).

Поскольку административное исковое заявление административным истцом подано в суд по истечении шести месяцев со дня истечения срока исполнения требования об уплате страховых взносов, пеней, штрафов, срок обращения в суд административным истцом пропущен.

При рассмотрении заявления административного истца о восстановлении пропущенного срока подачи административного искового заявления суд исходит из следующего.

Пропущенный срок подачи административного искового заявления о взыскании обязательных платежей и санкций может быть восстановлен судом при наличии уважительной причины (абзац четвертый пункта 2            статьи 48 Налогового кодекса Российской Федерации, часть 2 статьи 286 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации).

Административный истец в качестве причины пропуска срока обращения в суд с административным исковым заявлением указал на наличие большого объема работы.

Между тем большой объем работы и иные внутренние организационные причины, повлекшие несвоевременную подачу административного искового заявления, не могут рассматриваться в качестве уважительных причин пропуска установленного срока подачи административного искового заявления о взыскании обязательных платежей и санкций. Иные причины несвоевременной подачи административного искового заявления административным истцом не указаны.

Поскольку каких-либо доказательств наличия уважительных причин пропуска срока подачи административного искового заявления административным истцом не представлено, оснований для удовлетворения заявления и восстановления пропущенного срока подачи административного искового заявления не имеется.

В соответствии с частью 5 статьи 180 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации в случае отказа в удовлетворении административного иска в связи с пропуском срока обращения в суд без уважительной причины и невозможностью восстановить пропущенный срок в предусмотренных настоящим Кодексом случаях в мотивировочной части решения суда может быть указано только на установление судом данных обстоятельств.

Установив, что срок подачи административного искового заявления                   в суд административным истцом пропущен без уважительной причины,                 суд на основании данных обстоятельств отказывает в удовлетворении административного иска.

Оснований для прекращения производства по административному делу, предусмотренных статьей 194 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, оснований для оставления административного искового заявления без рассмотрения, предусмотренных статьей 196 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, не установлено.

Руководствуясь статьей 290 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, суд

            решил:

                      в удовлетворении заявления о восстановлении пропущенного                   срока подачи административного искового заявления к                                     Шекшаеву А.В. о взыскании страховых взносов, пеней, штрафов Межрайонной инспекции Федеральной налоговой службы №2 по Республике Мордовия отказать.

            В удовлетворении административного иска о взыскании с Шекшаева А.В. задолженности по страховым взносам на обязательное пенсионное страхование в фиксированном размере, зачисляемым в бюджет Пенсионного фонда Российской Федерации на выплату страховой пенсии, исчисленным с 1 января 2017 г., в размере                   34032 рублей 27 копеек и пеням в размере 2519 рублей 71 копейки, задолженности по страховым взносам на обязательное медицинское страхование работающего населения в фиксированном размере, зачисляемым в бюджет Федерального фонда обязательного медицинского страхования, исчисленным за расчетные периоды, истекшие до 1 января 2017 г., в размере 1405 рублей 62 копеек и пеням в размере 2827 рублей 39 копеек, задолженности по страховым взносам на обязательное медицинское страхование работающего населения в фиксированном размере, зачисляемым в бюджет Федерального фонда обязательного медицинского страхования, исчисленным с 1 января 2017 г. в размере 6929 рублей 14 копеек и пеням                   в размере 506 рублей 12 копеек, задолженности по штрафам в размере                  1500 рублей, всего в размере 49720 рублей 25 копеек, Межрайонной инспекции Федеральной налоговой службы №2 по Республике Мордовия отказать в связи с пропуском срока обращения в суд без уважительной причины.

На решение может быть подана апелляционная жалоба в Верховный суд Республики Мордовия через Рузаевский районный суд Республики Мордовия в течение одного месяца со дня принятия решения суда в окончательной форме.

Председательствующий

Решение суда в окончательной форме принято 28 сентября 2020 г.

Дело №2а-679/2020

УИД:13RS0019-01-2020-001494-72

Именем Российской Федерации

Р Е Ш Е Н И Е

город Рузаевка                                     16 сентября 2020 г.

Рузаевский районный суд Республики Мордовия

в составе председательствующего судьи Казанцевой И.В.

при секретаре Емагуловой А.Х.

с участием в деле:

административного истца - Межрайонной инспекции Федеральной налоговой службы №2 по Республике Мордовия

административного ответчика - Шекшаева А.В.

рассмотрев в открытом судебном заседании административное дело по административному иску Межрайонной инспекции Федеральной налоговой службы №2 по Республике Мордовия к Шекшаеву А.В. о взыскании страховых взносов, пеней, штрафов,

установил:

Межрайонная инспекция Федеральной налоговой службы №2 по Республике Мордовия (далее - Межрайонная ИФНС России №2 по Республике Мордовия, налоговый орган) обратилась в суд с административным иском к Шекшаеву А.В. о взыскании страховых взносов, пеней, штрафов по тем основаниям, что Шекшаев А.В. с 2 сентября 2013 г. по 25 мая 2018 г. был зарегистрирован в качестве индивидуального предпринимателя, применял упрощенную систему налогообложения и являлся плательщиком страховых взносов. Обязанность по уплате страховых взносов на обязательное пенсионное и медицинское страхование в установленный законом срок Шекшаев А.В. не исполнил, что повлекло возникновение недоимки, на сумму которой начислены пени. За совершение налоговых правонарушений Шекшаев А.В. привлечен к ответственности в виде штрафа. При наличии недоимки налоговым органом Шекшаеву А.В. направлялись требования об уплате страховых взносов, пеней и штрафов. Срок исполнения требований истек, требования Шекшаевым А.В. в добровольном порядке не исполнены.

Просит восстановить срок подачи административного искового заявления, пропущенный по уважительной причине, взыскать с                    Шекшаева А.В. задолженность по страховым взносам на обязательное пенсионное страхование в фиксированном размере, зачисляемым в бюджет Пенсионного фонда Российской Федерации на выплату страховой пенсии (перерасчеты, недоимка и задолженность по соответствующему платежу,                         в том числе по отмененному), исчисленным с 1 января 2017 г., в размере 34032 рублей 27 копеек и пеням в размере 2519 рублей 71 копейки, задолженность по страховым взносам на обязательное медицинское страхование работающего населения в фиксированном размере, зачисляемым в бюджет Федерального фонда обязательного медицинского страхования, исчисленным за расчетные периоды, истекшие до 1 января 2017 г., в размере 1405 рублей 62 копеек и пеням в размере 2827 рублей 39 копеек, задолженность по страховым взносам на обязательное медицинское страхование работающего населения в фиксированном размере, зачисляемым в бюджет Федерального фонда обязательного медицинского страхования, исчисленным с 1 января 2017 г., в размере 6929 рублей 14 копеек и пеням                в размере 506 рублей 12 копеек, задолженность по штрафам в размере                   1500 рублей, всего в размере 49720 рублей 25 копеек.

В возражениях на административный иск административный ответчик просит в удовлетворении административного иска отказать в связи с пропуском административным истцом срока обращения в суд (л.д.116-177).

Участвующие в административном деле лица - представитель административного истца - Межрайонной ИФНС России №2 по Республике Мордовия, административный ответчик Шекшаев А.В. в судебное заседание не явились, о времени и месте судебного заседания извещены надлежащим образом.

Суд в соответствии с частью 2 статьи 289 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации пришел к выводу о рассмотрении административного дела в отсутствие неявившихся лиц, поскольку неявка в судебное заседание указанных лиц, надлежащим образом извещенных о времени и месте судебного заседания, не является препятствием к рассмотрению административного дела, их явка не признана судом обязательной.

Исследовав письменные доказательства, суд отказывает в удовлетворении административного иска по следующим основаниям.

При рассмотрении административного дела установлено, что    Шекшаев А.В. в период с 2 сентября 2013 г. по 25 мая 2018 г. был зарегистрирован в качестве индивидуального предпринимателя, применял упрощенную систему налогообложения, выбрав в качестве объекта налогообложения доходы, и являлся плательщиком страховых взносов (л.д.24-33, 34-37).

Решением заместителя начальника Межрайонной ИФНС России №2 по Республике Мордовия от 21 сентября 2018 г. Шекшаев А.В. привлечен к ответственности по пункту 1 статьи 119 Налогового кодекса Российской Федерации в виде штрафа в размере 500 рублей за непредставление в налоговый орган по месту учета в установленный законодательством о налогах и сборах срок налоговой декларации за 2015 г. (л.д.70-73).

Решением заместителя начальника Межрайонной ИФНС России №2 по Республике Мордовия от 21 сентября 2018 г. Шекшаев А.В. привлечен к ответственности по пункту 1 статьи 119 Налогового кодекса Российской Федерации в виде штрафа в размере 500 рублей за непредставление в налоговый орган по месту учета в установленный законодательством о налогах и сборах срок налоговой декларации за 2016 г. (л.д.74-77).

Решением заместителя начальника Межрайонной ИФНС России №2 по Республике Мордовия от 21 сентября 2018 г. Шекшаев А.В. привлечен к ответственности по пункту 1 статьи 119 Налогового кодекса Российской Федерации в виде штрафа в размере 500 рублей за непредставление в налоговый орган по месту учета в установленный законодательством о налогах и сборах срок налоговой декларации за 2017 г. (л.д.78-81).

Решения налогового органа Шекшаевым А.В. не исполнены (л.д.24-25).

Неисполнение Шекшаевым А.В. обязанности по уплате страховых взносов на обязательное пенсионное и медицинское страхование в установленный законом срок повлекло возникновение недоимки, на сумму которой начислены пени.

За плательщиком страховых взносов Шекшаевым А.В. числится:

недоимка по страховым взносам на обязательное пенсионное страхование за 2017 г. в размере 23400 рублей, за 2018 г. в размере                      10632 рублей 27 копеек, задолженность по пеням в размере 6181 рубля             73 копеек, начисленным на сумму недоимки (л.д.32-33);

недоимка по страховым взносам на обязательное медицинское страхование за расчетные периоды, истекшие до 1 января 2017 г., в размере 1405 рублей 62 копеек, задолженность по пеням в размере 4952 рублей                30 копеек, начисленным на сумму недоимки (л.д.26-29);

недоимка по страховым взносам на обязательное медицинское страхование за 2017 г. в размере 4590 рублей, за 2018 г. в размере                       2339 рублей 14 копеек, задолженность по пеням в размере 1252 рублей            11 копеек, начисленным на сумму недоимки (л.д.30-31).

При наличии недоимки налоговым органом Шекшаеву А.В. направлялись требования об уплате страховых взносов, пеней, штрафов (л.д.5-23, 82-107):

требование от 6 сентября 2017 г. об уплате в срок до                           26 сентября 2017 г. страховых взносов на обязательное пенсионное и медицинское страхование в размере 168122 рублей 44 копеек;

требование от 11 сентября 2017 г. об уплате в срок до                        29 сентября 2017 г. пеней в размере 3650 рублей 31 копейки, начисленных на сумму недоимки по страховым взносам на обязательное пенсионное и медицинское страхование;

требование от 14 декабря 2017 г. об уплате в срок до                        26 декабря 2017 г. пеней в размере 19184 рублей 99 копеек, начисленных на сумму недоимки по страховым взносам на обязательное пенсионное и медицинское страхование;

требование от 24 января 2018 г. об уплате в срок до                        13 февраля 2018 г. страховых взносов на обязательное пенсионное и медицинское страхование в размере 27990 рублей и пеней в размере                          108 рублей 47 копеек, начисленных на сумму недоимки по страховым взносам на обязательное пенсионное и медицинское страхование;

требование от 10 апреля 2018 г. об уплате в срок до                        28 апреля 2018 г. пеней в размере 6938 рублей 43 копеек, начисленных на сумму недоимки по страховым взносам на обязательное пенсионное и медицинское страхование;

требование от 20 июня 2018 г. об уплате в срок до                        10 июля 2018 г. страховых взносов на обязательное пенсионное и медицинское страхование в размере 12971 рубля 41 копейки и пеней в размере 514 рублей 75 копеек, начисленных на сумму недоимки по страховым взносам на обязательное пенсионное и медицинское страхование;

требование от 18 сентября 2018 г. об уплате в срок до                        8 октября 2018 г. пеней в размере 2516 рублей 93 копеек, начисленных на сумму недоимки по страховым взносам на обязательное пенсионное и медицинское страхование;

требование от 6 ноября 2018 г. об уплате в срок до                                   16 ноября 2018 г. штрафа в размере 500 рублей;

требование от 6 ноября 2018 г. об уплате в срок до                                    16 ноября 2018 г. штрафа в размере 500 рублей;

требование от 6 ноября 2018 г. об уплате в срок до                                   16 ноября 2018 г. штрафа в размере 500 рублей;

требование от 6 декабря 2018 г. об уплате в срок до                        26 декабря 2018 г. пеней в размере 2257 рублей 54 копеек, начисленных на сумму недоимки по страховым взносам на обязательное пенсионное и медицинское страхование.

Срок исполнения требований об уплате страховых взносов, пеней, штрафов истек, требования Шекшаевым А.В. в добровольном порядке                    не исполнены.

Указанные обстоятельства послужили основанием обращения налогового органа в суд с административным иском.

С заявлением о вынесении судебного приказа о взыскании с             Шекшаева А.В. недоимки по страховым взносам и задолженности по пеням и штрафам налоговый орган не обращался (л.д.127).

Согласно статье 57 Конституции Российской Федерации, пункту 1 статьи 3, подпункту 1 пункта 1 статьи 23 и статье 45 Налогового кодекса Российской Федерации каждый обязан платить законно установленные налоги и сборы в срок, установленный законодательством о налогах и сборах.

Формируя структуру налоговой системы Российской Федерации, федеральный законодатель при установлении конкретного налога и сбора самостоятельно выбирает и определяет обусловленные экономическими характеристиками этого налога и сбора параметры их элементов, в том числе состав плательщиков и объектов налогообложения.

Налоговым кодексом Российской Федерации (пункт 7 статьи 12) устанавливаются специальные налоговые режимы, которые могут предусматривать федеральные налоги, не указанные в статье 13 Налогового кодекса Российской Федерации, определяются порядок установления таких налогов, а также порядок введения в действие и применения указанных специальных налоговых режимов. Пункт 2 статьи 18 Налогового кодекса Российской Федерации относит к специальным налоговым режимам упрощенную систему налогообложения, порядок применения которой установлен главой 26.2 «Упрощенная система налогообложения»                    (статьи 346.11-346.25), включенной в Налоговый кодекс Российской Федерации Федеральным законом от 24 июля 2002 г. №104-ФЗ и введенной в действие с 1 января 2003 г.

Индивидуальные предприниматели, перешедшие на упрощенную систему налогообложения и применяющие ее в порядке, установленном главой 26.2, признаются налогоплательщиками (пункт 1 статьи 346.12 Налогового кодекса Российской Федерации).

Объектом налогообложения при применении упрощенной системы налогообложения являются либо доходы, либо доходы, уменьшенные на величину расходов (пункт 1 статьи 346.14 Налогового кодекса Российской Федерации).

Обязанность налогоплательщика (индивидуального предпринимателя) по итогам налогового периода представлять налоговую декларацию в налоговый орган по месту своего жительства и по истечении налогового периода уплатить подлежащий уплате налог в установленный срок предусмотрена пунктом 7 статьи 346.21, статьей 346.23 Налогового кодекса Российской Федерации.

Непредставление в установленный законодательством о налогах и сборах срок налоговой декларации в налоговый орган по месту учета влечет привлечение к ответственности в виде штрафа (пункт 1 статьи 119 Налогового кодекса Российской Федерации).

Основанием для привлечения лица к ответственности за нарушение законодательства о налогах и сборах является установление факта совершения данного нарушения решением налогового органа, вступившим в силу (пункт 3 статьи 108 Налогового кодекса Российской Федерации).

Иные налоги, сборы и страховые взносы уплачиваются индивидуальными предпринимателями, применяющими упрощенную систему налогообложения, в соответствии с законодательством о налогах и сборах (абзац третий пункта 3 статьи 346.11 Налогового кодекса Российской Федерации).

Отношения, связанные с исчислением и уплатой (перечислением) страховых взносов в Пенсионный фонд Российской Федерации на обязательное пенсионное страхование, Фонд социального страхования Российской Федерации на обязательное социальное страхование на случай временной нетрудоспособности и в связи с материнством, Федеральный фонд обязательного медицинского страхования на обязательное медицинское страхование, а также отношения, возникающие в процессе осуществления контроля за исчислением и уплатой (перечислением) страховых взносов и привлечения к ответственности за нарушение законодательства Российской Федерации о страховых взносах, до 1 января 2017 г. регулировались Федеральным законом от 24 июля 2009 г. №212-ФЗ «О страховых взносах в Пенсионный фонд Российской Федерации, Фонд социального страхования Российской Федерации, Федеральный фонд обязательного медицинского страхования».

С 1 января 2017 г. вопросы исчисления и уплаты обязательных страховых взносов регулируются главой 34 Налогового кодекса Российской Федерации, введенной в действие Федеральным законом от 3 июля 2016 г. №243-ФЗ «О внесении изменений в части первую и вторую Налогового кодекса Российской Федерации в связи с передачей налоговым органам полномочий по администрированию страховых взносов на обязательное пенсионное, социальное и медицинское страхование» (далее - Федеральный закон от 3 июля 2016 г. №243-ФЗ).

Согласно части 2 статьи 4 Федерального закона от 3 июля 2016 г. №243-ФЗ взыскание недоимки по страховым взносам, соответствующих пеней и штрафов в государственные внебюджетные фонды Российской Федерации, образовавшихся на 1 января 2017 г., а также страховых взносов, пеней и штрафов, доначисленных органами Пенсионного фонда Российской Федерации, органами Фонда социального страхования Российской Федерации по результатам контрольных мероприятий, проведенных за расчетные (отчетные) периоды, истекшие до 1 января 2017 г., по которым имеются вступившие в силу решения о привлечении к ответственности (отказе в привлечении к ответственности), осуществляется налоговыми органами в порядке и сроки, установленные Налоговым кодексом Российской Федерации, начиная с меры по взысканию, следующей за мерой, примененной органами Пенсионного фонда Российской Федерации и органами Фонда социального страхования Российской Федерации.

Индивидуальные предприниматели, являющиеся страхователями в соответствии с федеральными законами о конкретных видах обязательного социального страхования и не производящие выплаты и иные вознаграждения физическим лицам, признаются плательщиками страховых взносов (подпункт 2 пункта 1 статьи 419 Налогового кодекса Российской Федерации).

В силу положений статьи 432 Налогового кодекса Российской Федерации исчисление суммы страховых взносов, подлежащих уплате за расчетный период плательщиками, указанными в подпункте 2 пункта 1 статьи 419 Налогового кодекса Российской Федерации, производится ими самостоятельно в соответствии со статьей 430 Налогового кодекса Российской Федерации, если иное не предусмотрено настоящей статьей (пункт 1). Суммы страховых взносов исчисляются плательщиками отдельно в отношении страховых взносов на обязательное пенсионное страхование и страховых взносов на обязательное медицинское страхование (пункт 2).

Устанавливая систему налогов и сборов в Налоговом кодексе Российской Федерации, федеральный законодатель предусмотрел пеню как один из способов обеспечения исполнения обязанности по уплате налогов, сборов, страховых взносов (статья 75).

При наличии у налогоплательщика, плательщика страховых взносов недоимки ему направляется требование об уплате налога, страховых взносов, пеней, штрафов в порядке и в сроки, определенные статьями 69 и 70 Налогового кодекса Российской Федерации.

Неисполнение административным ответчиком требований об уплате страховых взносов, пеней, штрафов установлено.

Принудительное взыскание налога, сбора, страховых взносов, пеней, штрафов за счет имущества налогоплательщика (плательщика сборов) - физического лица, не являющегося индивидуальным предпринимателем, производится в порядке, предусмотренном статьей 48 Налогового кодекса Российской Федерации.

Заявление о взыскании налога, сбора, пеней, штрафов за счет имущества физического лица (далее в настоящей статье - заявление о взыскании) подается в отношении всех требований об уплате налога, сбора, пеней, штрафов, по которым истек срок исполнения и которые не исполнены этим физическим лицом на дату подачи налоговым органом заявления о взыскании в суд. Указанное заявление о взыскании подается налоговым органом в суд, если общая сумма налога, сбора, пеней, штрафов, подлежащая взысканию с физического лица, превышает 3 000 рублей, за исключением случая, предусмотренного абзацем третьим пункта 2 настоящей статьи (абзацы третий, четвертый пункта 1 статьи 48).

По общему правилу, установленному абзацем первым пункта 2            статьи 48 Налогового кодекса Российской Федерации, заявление о взыскании подается в суд общей юрисдикции налоговым органом в течение шести месяцев со дня истечения срока исполнения требования об уплате налога, сбора, страховых взносов, пеней, штрафов.

    Если в течение трех лет со дня истечения срока исполнения самого раннего требования об уплате налога, сбора, пеней, штрафов, учитываемого налоговым органом при расчете общей суммы налога, сбора, пеней, штрафов, подлежащей взысканию с физического лица, такая сумма налогов, сборов, пеней, штрафов превысила 3 000 рублей, налоговый орган обращается в суд с заявлением о взыскании в течение шести месяцев со дня, когда указанная сумма превысила 3 000 рублей (абзац второй пункта 2 статьи 48 Налогового кодекса Российской Федерации).

Если в течение трех лет со дня истечения срока исполнения самого раннего требования об уплате налога, сбора, пеней, штрафов, учитываемого налоговым органом при расчете общей суммы налога, сбора, пеней, штрафов, подлежащей взысканию с физического лица, такая сумма налогов, сборов, пеней, штрафов не превысила 3 000 рублей, налоговый орган обращается в суд с заявлением о взыскании в течение шести месяцев со дня истечения указанного трехлетнего срока (абзац третий пункта 2 статьи 48 Налогового кодекса Российской Федерации).

Рассмотрение дел о взыскании налога, сбора, страховых взносов, пеней, штрафов за счет имущества физического лица производится в соответствии с законодательством об административном судопроизводстве (пункт 3 статьи 48 Налогового кодекса Российской Федерации).

Согласно части 2 статьи 286 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации административное исковое заявление о взыскании обязательных платежей и санкций может быть подано в суд в течение шести месяцев со дня истечения срока исполнения требования об уплате обязательных платежей и санкций.

При рассмотрении вопроса о соблюдении административным истцом срока подачи в суд административного искового заявления суд исходит из следующего.

Срок исполнения всех требований об уплате страховых взносов, пеней, штрафов, в отношении которых подано административное исковое заявление о взыскании, истек и поскольку со дня истечения срока исполнения самого раннего требования сумма страховых взносов, пеней, штрафов, учитываемая налоговым органом при расчете общей суммы страховых взносов,                    пеней, штрафов, подлежащей взысканию с административного ответчика, превысила 3000 рублей, административное исковое заявление о взыскании могло быть подано в суд в течение шести месяцев со дня истечения срока исполнения требования - с 27 декабря 2018 г. по 27 июня 2019 г.

Административное исковое заявление о взыскании недоимки по страховым взносам, задолженности по пеням и штрафам административным истцом сдано в организацию связи 16 июня 2020 г. и поступило в суд                      17 июня 2020 г.

С заявлением о вынесении судебного приказа налоговый орган не обращался (л.д.127).

Поскольку административное исковое заявление административным истцом подано в суд по истечении шести месяцев со дня истечения срока исполнения требования об уплате страховых взносов, пеней, штрафов, срок обращения в суд административным истцом пропущен.

При рассмотрении заявления административного истца о восстановлении пропущенного срока подачи административного искового заявления суд исходит из следующего.

Пропущенный срок подачи административного искового заявления о взыскании обязательных платежей и санкций может быть восстановлен судом при наличии уважительной причины (абзац четвертый пункта 2            статьи 48 Налогового кодекса Российской Федерации, часть 2 статьи 286 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации).

Административный истец в качестве причины пропуска срока обращения в суд с административным исковым заявлением указал на наличие большого объема работы.

Между тем большой объем работы и иные внутренние организационные причины, повлекшие несвоевременную подачу административного искового заявления, не могут рассматриваться в качестве уважительных причин пропуска установленного срока подачи административного искового заявления о взыскании обязательных платежей и санкций. Иные причины несвоевременной подачи административного искового заявления административным истцом не указаны.

Поскольку каких-либо доказательств наличия уважительных причин пропуска срока подачи административного искового заявления административным истцом не представлено, оснований для удовлетворения заявления и восстановления пропущенного срока подачи административного искового заявления не имеется.

В соответствии с частью 5 статьи 180 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации в случае отказа в удовлетворении административного иска в связи с пропуском срока обращения в суд без уважительной причины и невозможностью восстановить пропущенный срок в предусмотренных настоящим Кодексом случаях в мотивировочной части решения суда может быть указано только на установление судом данных обстоятельств.

Установив, что срок подачи административного искового заявления                   в суд административным истцом пропущен без уважительной причины,                 суд на основании данных обстоятельств отказывает в удовлетворении административного иска.

Оснований для прекращения производства по административному делу, предусмотренных статьей 194 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, оснований для оставления административного искового заявления без рассмотрения, предусмотренных статьей 196 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, не установлено.

Руководствуясь статьей 290 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, суд

            решил:

                      в удовлетворении заявления о восстановлении пропущенного                   срока подачи административного искового заявления к                                     Шекшаеву А.В. о взыскании страховых взносов, пеней, штрафов Межрайонной инспекции Федеральной налоговой службы №2 по Республике Мордовия отказать.

            В удовлетворении административного иска о взыскании с Шекшаева А.В. задолженности по страховым взносам на обязательное пенсионное страхование в фиксированном размере, зачисляемым в бюджет Пенсионного фонда Российской Федерации на выплату страховой пенсии, исчисленным с 1 января 2017 г., в размере                   34032 рублей 27 копеек и пеням в размере 2519 рублей 71 копейки, задолженности по страховым взносам на обязательное медицинское страхование работающего населения в фиксированном размере, зачисляемым в бюджет Федерального фонда обязательного медицинского страхования, исчисленным за расчетные периоды, истекшие до 1 января 2017 г., в размере 1405 рублей 62 копеек и пеням в размере 2827 рублей 39 копеек, задолженности по страховым взносам на обязательное медицинское страхование работающего населения в фиксированном размере, зачисляемым в бюджет Федерального фонда обязательного медицинского страхования, исчисленным с 1 января 2017 г. в размере 6929 рублей 14 копеек и пеням                   в размере 506 рублей 12 копеек, задолженности по штрафам в размере                  1500 рублей, всего в размере 49720 рублей 25 копеек, Межрайонной инспекции Федеральной налоговой службы №2 по Республике Мордовия отказать в связи с пропуском срока обращения в суд без уважительной причины.

На решение может быть подана апелляционная жалоба в Верховный суд Республики Мордовия через Рузаевский районный суд Республики Мордовия в течение одного месяца со дня принятия решения суда в окончательной форме.

Председательствующий

Решение суда в окончательной форме принято 28 сентября 2020 г.

1версия для печати

2а-679/2020

Категория:
Гражданские
Истцы
МИФНС России №2 по РМ
Ответчики
Шекшаев Алексей Владимирович
Суд
Рузаевский районный суд Республики Мордовия
Дело на сайте суда
ruzaevsky.mor.sudrf.ru
16.09.2020
Решение

Детальная проверка физлица

  • Уголовные и гражданские дела
  • Задолженности
  • Нахождение в розыске
  • Арбитражи
  • Банкротство
Подробнее