61RS0014-01-2021-001768-77
№ 5-4/2022
ПОСТАНОВЛЕНИЕ
г. Донецк Ростовской области 11 января 2022 года
Судья Донецкого городского суда Ростовской области Вэйдэ С.В., рассмотрев в помещении Донецкого городского суда дело об административном правонарушении, предусмотренном ч. 1 ст. 16.2 КоАП РФ в отношении гражданина <данные изъяты> Смирнова ЮН, ДД.ММ.ГГГГ года рождения, уроженца <адрес>, зарегистрированного по адресу: <адрес>, не работающего, ранее не привлекавшегося к административной ответственности,
УСТАНОВИЛ:
18.10.2021 в 23 часов 00 минут в зону таможенного контроля (ЗТК) таможенного поста МАПП Донецк Ростовской таможни, расположенного по адресу: Россия, Ростовская область, г. Донецк, ул. Тимирязева, 2б, со стороны России прибыл легковой автомобиль марки HYUNDAISANTAFE регистрационный знак № под управлением гражданина <данные изъяты> Смирнова ЮН.
Смирновым Ю.Н. в таможенный орган были представлены документы: паспорт гр. <данные изъяты> №, выданный <адрес> ДД.ММ.ГГГГ; свидетельство о регистрации транспортного средства HYUNDAI SANTA FE регистрационный знак № на бланке №, пассажирская таможенная декларация.
Декларирование какого-либо в пассажирской таможенной декларации, Смирновым Ю.Н. не производилось, сведения о товарах, подлежащих таможенному декларированию, Смирнов Ю.Н. не заявлял. 18.10.2021 в 23 часов 29 минут на основании профиля риска №(4) указанное транспортное средство было направлено на таможенный осмотр с применением МИДК. При осмотре автомобиля марки HYUNDAISANTAFE регистрационный знак № в автомобиле были выявлены шины, составлен акт таможенного осмотра №/Ф000636.
ДД.ММ.ГГГГ на основании профиля риска №(14) был проведен таможенный досмотр автомобиля марки HYUNDAISANTAFE регистрационный знак № и составлен акт таможенного досмотра №. В ходе досмотра установлено, что в зоне, обозначенной на снимке МИДК, в салоне указанного автомобиля находятся колеса автомобильные, бывшие в эксплуатации (со следами износа) черного цвета, в количестве 4 (четырех) штук. На всех шинах нанесена маркировка: «YOKOHAMAICEGUARDSTUD 235/65R17».
В судебное заседание правонарушитель Смирнов Ю.Н., уведомлённый надлежащим образом о дате и времени слушания дела, не явился, представив заявление с просьбой о рассмотрении дела в его отсутствие, в связи с чем, в соответствии с ч. 2 ст. 25.1 КоАП РФ суд считает возможным рассмотреть дело в его отсутствие.
Огласив заявление Смирнова Ю.Н., исследовав и оценив все собранные по делу доказательства в их совокупности, суд считает, что вина Смирнова Ю.Н. в совершении административного правонарушения установлена.
При этом исходит из следующего.
Задачами производства по делам об административных правонарушениях в соответствии со ст. 24.1 КоАП РФ являются всестороннее, полное, объективное и своевременное выяснение обстоятельств каждого дела, разрешения его в соответствии с законом.
Никто не может быть привлечен к административной ответственности за совершенное административное правонарушение иначе как на основаниях и в порядке, установленном законом.
Родовым объектом административных правонарушений, включенных в главу 16 КоАП РФ, являются общественные отношения, возникающие в процессе перемещения товаров и транспортных средств через таможенную границу Таможенного союза.
Непосредственным объектом ст. 16.2 КоАП РФ является порядок декларирования товаров и транспортных средств, при их перемещении через таможенную границу Союза.
В соответствии со ст. 9 Таможенного кодекса Евразийского экономического союза, товары перемещаются через таможенную границу в порядке и на условиях, которые установлены ТК ЕАЭС. Товары, перемещаемые через таможенную границу Союза, подлежат таможенному контролю в соответствии с ТК ЕАЭС.
Под таможенным контролем в соответствии с подп. 41 п. 1 ст. 2 Таможенного кодекса Евразийского экономического союза понимается совокупность совершаемых таможенными органами действий, направленных на проверку и (или) обеспечение соблюдения международных договоров и актов в сфере таможенного регулирования и законодательства государств-членов о таможенном регулировании.
Подпунктом 10 пункта 1 статьи 2 ТК ЕАЭС установлено, что запреты и ограничения - это применяемые в отношении товаров, перемещаемых через таможенную границу ЕАЭС, меры нетарифного регулирования, в том числе вводимые в одностороннем порядке в соответствии с Договором о Евразийском экономическом союзе от 29 мая 2014 г., меры технического регулирования, санитарные, ветеринарно-санитарные и карантинные фитосанитарные меры, меры экспортного контроля, в том числе меры в отношении продукции военного назначения, и радиационные требования, установленные в соответствии с указанным договором и (или) законодательством государств-членов ЕАЭС.
В соответствии со ст. 7 ТК ЕАЭС товары перемещаются через таможенную границу ЕАЭС и (или) помещаются под таможенные процедуры с соблюдением запретов и ограничений.
Товарами для личного пользования признаются товары, предназначенные для личных, семейных, домашних и иных, не связанных с осуществлением предпринимательской деятельности, нужд физических лиц, перемещаемые через таможенную границу Союза в сопровождаемом или несопровождаемом багаже, путем пересылки в международных почтовых отправлениях либо иным способом (подпункт 46 пункта 1 статьи 2 ТК ЕАЭС).
Пунктом 1 ст. 260 ТК ЕАЭС определены категории товаров для личного пользования, подлежащих таможенному декларированию.
В соответствии с пп. 2 п. 1 ст. 260 ТК ЕАЭС таможенному декларированию подлежат товары для личного пользования, за исключением транспортных средств для личного пользования, перемещаемые через таможенную границу Союза любым способом, в отношении которых подлежат соблюдению запреты и ограничения в соответствии со статьей 7 и 12 ТК ЕАЭС и требуется представление документов и (или) сведений, подтверждающих соблюдение таких запретов и ограничений.
В соответствии с п. 27 раздела 2.3 «Опасные отходы» приложения № 2 «Перечень товаров, в отношении которых установлен разрешительный порядок ввоза на таможенную территорию Евразийского экономического союза и (или) вывоза с таможенной территории Евразийского экономического союза» к Решению Коллегии Евразийской экономической комиссии от 21.04.2015 № 30 «О мерах нетарифного регулирования» шины и покрышки пневматические бывшие в употреблении относится к опасным отходам.
В соответствии с п. 3 Приложения № 7 «Положение о ввозе на таможенную территорию Евразийского экономического союза и вывозе с таможенной территории Евразийского экономического союза опасных отходов» к Решению № 30, запрещается осуществлять ввоз и (или) вывоз физическими лицами опасных отходов в качестве товаров для личного пользования.
В соответствии с п. 3 ст. 260 ТК ЕАЭС таможенное декларирование товаров для личного пользования, в том числе помещаемых под таможенную процедуру таможенного транзита в соответствии со статьей 263 ТК ЕАЭС, производится с использованием пассажирской таможенной декларации.
В соответствии с подпунктом 25 пункта первого статьи 2 ТК ЕАЭС незаконное перемещение товаров через таможенную границу ЕАЭС - перемещение товаров через таможенную границу ЕАЭС с сокрытием от таможенного контроля, либо с недостоверным таможенным декларированием или недекларированием товаров, либо с использованием документов, содержащих недостоверные сведения о товарах, и (или) с использованием поддельных либо относящихся к другим товарам средств идентификации.
В ходе таможенного контроля установлено, что Смирнов Ю.Н. перемещал через таможенную границу ЕАЭС шины бывшие в употреблении с нарушением таможенного законодательства.
Согласно примечанию 1 к ст. 16.2 КоАП РФ, для исчисления размера административного штрафа, предусмотренного санкцией ч.1 настоящей статьи, налагаемого на граждан, используется стоимость товаров для личного пользования, перемещаемых физическими лицами через таможенную границу Евразийского экономического союза. При этом из указанной стоимости исключатся стоимость товаров, перемещаемых через таможенную границу Евразийского экономического союза с освобождением от уплаты таможенных пошлин, налогов в соответствии с правом Евразийского экономического союза.
Пунктами 1 и 2 резолютивной части Постановления Конституционного Суда от 13.07.2010 № 15-П установлено, что для исчисления размера административного штрафа должна использоваться таможенная стоимость товара, а не его рыночная стоимость на территории Российской Федерации, при этом в стоимость товара для указанных целей не должна включаться та часть стоимости перемещаемого товара, которая разрешена к ввозу без письменного декларирования и уплаты таможенных пошлин, налогов. Анализируя положения таможенного законодательства, а также нормы международного права, Конституционный Суд РФ пришел к выводу о том, что требование о декларировании физическими лицами ввозимых ими на таможенную территорию РФ товаров, в том числе для личного использования, обусловлено, прежде всего, необходимостью обеспечить выполнение обязанности по уплате таможенных пошлин, налогов, которые исчисляются исходя из заявленной таможенной стоимости этих товаров. С учетом указанных положений, Конституционным Судом РФ сделан вывод о том, что у участников соответствующих правоотношений имеются все основания полагать, что противоправным, а именно посягающим на установленный порядок перемещения товаров и потому влекущим применение мер государственного принуждения, является сопряженное с недекларированием или недостоверным декларированием, перемещение только той части товаров, количество, которого превышает разрешенный к ввозу без декларирования.
Смирнов Ю.Н. перемещал через таможенную границу ЕАЭС шины, бывшие в употреблении, с нарушением таможенного законодательства.
В соответствии с подпунктом 25 пункта первого статьи 2 ТК ЕАЭС незаконное перемещение товаров через таможенную границу Союза - перемещение товаров через таможенную границу Союза с сокрытием от таможенного контроля, либо с недостоверным таможенным декларированием или недекларированием товаров, либо с использованием документов, содержащих недостоверные сведения о товарах, и (или) с использованием поддельных либо относящихся к другим товарам средств идентификации.
Субъектами правонарушения являются физические лица, как российские граждане, так иностранные граждане и лица без гражданства, достигшие возраста 16-ти лет, должностные лица и юридические лица, а также индивидуальные предприниматели, которые несут ответственность как юридические лица.
Субъективная сторона данного состава административного правонарушения характеризуется умышленной или неосторожной формой вины. Причем умысел может быть как прямой, так косвенный, а неосторожность - в форме небрежности и самонадеянности.
В силу ст. 26.2 КоАП РФ доказательствами по делу являются любые фактические данные, на основании которых устанавливается наличие или отсутствие события административного правонарушения и виновность лица, привлекаемого к административной ответственности.
Виновность Смирнова Ю.Н. в совершении административного правонарушения подтверждается материалами дела, в частности:
- протоколом об административном правонарушении № от ДД.ММ.ГГГГ (л.д.76-83);
- протоколом изъятия вещей и документов по делу об административном правонарушении № от ДД.ММ.ГГГГ (л.д.8-11);
- актом приема-передачи материальных ценностей на ответственное хранение № от ДД.ММ.ГГГГ с приложенной фототаблицей (л.д.12-13);
- протоколом о взятии проб и образов от ДД.ММ.ГГГГ с приложенным оптическим носителем DVD-R (л.д.14-17);
- пассажирской таможенной декларацией от ДД.ММ.ГГГГ (л.д.18-19);
- актом принятия решения о проведении таможенного осмотра товаров и транспортных средств с использованием инспекционно-досмотрового комплекса от ДД.ММ.ГГГГ (л.д.20);
- актом таможенного осмотра №/Ф000636 от ДД.ММ.ГГГГ (л.д.21-23);
- актом таможенного досмотра №/Ф000637 от ДД.ММ.ГГГГ (л.д.25-28);
- объяснениями Смирнова Ю.Н. от ДД.ММ.ГГГГ (л.д.32-33);
- протоколом опроса Смирнова Ю.Н. от ДД.ММ.ГГГГ (л.д.37-40);
- протоколом опроса свидетеля БАВ от ДД.ММ.ГГГГ (л.д.50-53);
- заключением эксперта Экспертно-криминалистической службы - регионального филиала ЦЭКТУ г. Ростов-на-Дону № от ДД.ММ.ГГГГ, согласно которому рыночная стоимость (цена) товара - бывших в эксплуатации бескамерных зимних не шипованных легковых шин с маркировкой «YOKOHAMA, ICE GUARD STUD, 235/65R17 108T, RADIAL TUBELESS, M+S» в количестве 4 штук, являющегося предметом правонарушения по делу об АП №, по состоянию на 18.10.2021 составила 2400,00 руб. (л.д.56-60);
- актом приема-передачи материальных ценностей на ответственное хранение № от ДД.ММ.ГГГГ с приложенной фототаблицей (л.д.65-66);
- докладной запиской начальника таможенного поста ПИН от ДД.ММ.ГГГГ № о предоставлении информации (л.д.67-69);
- служебной запиской и.о. начальника ОКТС и ТП БОД от ДД.ММ.ГГГГ № о таможенной стоимости (л.д.70-71);
- служебной запиской и.о. начальника ОЗО и ТН БЮВ от ДД.ММ.ГГГГ № о направлении информации (л.д.72);
- служебной запиской и.о. начальника ОЗО и ТН БЮВ от ДД.ММ.ГГГГ № о направлении информации (л.д.73);
- вещественным доказательством по делу об административном правонарушении: бывшие в эксплуатации бескамерные зимние не шипованные легковые шины в маркировкой «YOKOHAMA ICE GUARD STUD 235/65R17» 108Т, RADIALTUBELESS, M+S в количестве 4 штук, находящиеся на ответственном хранении в КХВД таможенного поста МАПП Донецк Ростовской таможни (Россия, Ростовская область, г. Донецк, ул. Тимирязева, 2б) по акту приема-передачи № от ДД.ММ.ГГГГ.
Оснований для признания доказательств по делу недопустимыми, не имеется. Протокол об административном правонарушении составлен в соответствии с правилами частей 2, 4.1 ст. 28.2 КоАП РФ.
Таким образом, оценив в совокупности все доказательства по делу, дав им, анализ и оценку, судья считает, что действия Смирнова Ю.Н., следует квалифицировать по ч. 1 ст. 16.2 КоАП РФ, как недекларирование по установленной форме товаров, подлежащих таможенному декларированию, за исключением случаев, предусмотренных ст. 16.4 настоящего Кодекса.
Санкцией ч. 1 ст. 16.2 КоАП РФ в качестве административного наказания предусматривается наложение административного штрафа на граждан и юридических лиц в размере от одной второй до двукратного размера стоимости товаров, явившихся предметами административного правонарушения, с их конфискацией или без таковой либо конфискацию предметов административного правонарушения.
Из содержания данной нормы следует, что дополнительное наказание в виде конфискации товаров и (или) транспортных средств, явившихся орудиями совершения административного правонарушения, назначается только в случае применения в качестве основного административного наказания административного штрафа.
В соответствии с общими правилами назначения административного наказания административное наказание за совершение административного правонарушения назначается в пределах, установленных законом, предусматривающим ответственность за данное административное правонарушение, в соответствии с КоАП РФ (ч. 1 ст. 4.1 КоАП РФ).
Положениями ч. 1 ст. 3.3 КоАП РФ устанавливается, в частности, что административный штраф может применяться только в качестве основного административного наказания.
Конфискация орудия совершения или предмета административного правонарушения, могут устанавливаться и применяться в качестве, как основного, так и дополнительного административного наказания (ч. 2 ст. 3.3 КоАП РФ).
Согласно ч. 3 ст. 3.3 КоАП РФ за одно административное правонарушение может быть назначено основное либо основное и дополнительное административное наказание из наказаний, указанных в санкции применяемой статьи Особенной части КоАП РФ или закона субъекта Российской Федерации об административной ответственности.
В соответствии с п. 2 Постановления Конституционного суда РФ от 13.07.2010 № 15-П по делу о проверке конституционности положений ч. 1 ст. 188 УК РФ, ч. 4 ст. 4.5, ч. 1 ст. 16.2 и ч. 2 ст. 27.11 КоАП РФ в связи с жалобами граждан В.В. Баталова, Л.Н. Валуевой, З.Я. Ганиевой, О.А. Красной и И.В. Эпова «впредь до внесения федеральным законодателем - исходя из требований Конституции РФ и с учетом правовых позиций, выраженных в настоящем Постановлении, необходимых изменений в действующее правовое регулирование при оценке стоимости товара, перемещаемого физическим лицом через таможенную границу РФ и предназначенного для личного пользования, в целях определения в соответствии с положениями ч. 1 ст. 188 УК РФ, ч.1 ст. 16.2 и ч. 2 ст. 27.11 КоАП РФ наличия состава преступления или административного правонарушения, а также для исчисления размера административного штрафа должна использоваться таможенная стоимость данного товара, а не его рыночная стоимость на территории РФ, при этом в стоимость товара для указанных целей не должна включаться та часть стоимости перемещаемого товара, которая разрешена к ввозу без письменного декларирования и уплаты таможенных пошлин, налогов».
Согласно примечанию 1 к ст. 16.2 КоАП РФ, для исчисления размера административного штрафа, предусмотренного санкцией ч.1 настоящей статьи, налагаемого на граждан, используется стоимость товаров для личного пользования, перемещаемых физическими лицами через таможенную границу Евразийского экономического союза. При этом из указанной стоимости исключатся стоимость товаров, перемещаемых через таможенную границу Евразийского экономического союза с освобождением от уплаты таможенных пошлин, налогов в соответствии с правом Евразийского экономического союза.
Исходя из буквального толкования примечания 1 к ст. 16.2 КоАП РФ, независимо от назначения товара, перемещаемого физическим лицом через таможенную границу Евразийского экономического союза, при определении размера административного штрафа должна использоваться таможенная стоимость товаров для личного пользования, а не рыночная стоимость товара, и при этом, из указанной стоимости подлежит исключению стоимость товаров, перемещаемых через таможенную границу Евразийского экономического союза с освобождением от уплаты таможенных пошлин, налогов в соответствии с таможенным законодательством Таможенного союза.
Приложением № 1 к Решению Совета Евразийской экономической комиссии от 20.12.2017 № 107 «Об отдельных вопросах, связанных с товарами для личного пользования» определены стоимостные, весовые и (или) количественные нормы, в пределах которых товары для личного пользования ввозятся на территорию Евразийского экономического союза без уплаты таможенных пошлин, налогов.
Решением Совета Евразийской экономической комиссии от 20.12.2017 № 107 «Об отдельных вопросах, связанных с товарами для личного пользования» установлены категории товаров, не относящихся к товарам для личного пользования, отраженные в Приложении № 6.
Согласно п. 2 Приложения № 1 к Решению Совета Евразийской экономической комиссии от 20.12.2017 № 107, товары для личного пользования, ввозимым в сопровождаемом и (или) несопровождаемом багаже видами транспорта, отличными от воздушного, или в пешем порядке, включая табак и табачные изделия: 200 сигарет или 50 сигар (сигарилл) или 250г табака, или указанные изделия в ассортименте общим весом не более 250г в расчете на одно физическое лицо, достигшее 18-летнего возраста.
Решая вопрос о назначении наказания Смирнову Ю.Н. суд учитывает общественную опасность содеянного, личность Смирнова Ю.Н., который ранее не привлекался к административной ответственности.
Обстоятельством, смягчающим административную ответственность Смирнова Ю.Н., в силу ст. 4.2 КоАП РФ, является раскаяние лица, совершившего административное правонарушение, совершение правонарушения впервые.
Обстоятельств, отягчающих административную ответственность Смирнова Ю.Н. в соответствии со ст. 4.3 КоАП РФ, судом не установлено.
С учётом изложенного, суд считает возможным назначить Смирнову Ю.Н. наказание в виде конфискации предмета административного правонарушения.
На основании изложенного, руководствуясь ст. ст. 29.9, 29.10 КоАП РФ, суд
ПОСТАНОВИЛ:
Признать Смирнова ЮН виновным в совершении административного правонарушения, предусмотренного ч. 1 ст. 16.2 КоАП РФ, и назначить ему основное наказание в виде конфискации предмета административного правонарушения: бывшие в эксплуатации бескамерные зимние не шипованные легковые шины в маркировкой «YOKOHAMA ICE GUARD STUD 235/65R17» 108Т, RADIALTUBELESS, M+S в количестве 4 штук, находящиеся на ответственном хранении, в КХВД таможенного поста МАПП Донецк Ростовской таможни (Россия, Ростовская область, г. Донецк, ул. Тимирязева, 2б) по акту приема-передачи № от ДД.ММ.ГГГГ.
Копию постановления направить для сведения должностному лицу, составившему протокол об административном правонарушении, и направить лицу, в отношении которого ведется производство по делу об административном правонарушении.
Постановление может быть обжаловано в Ростовский областной суд через Донецкий городской суд Ростовской области в течение 10 суток с момента получения или вручения копии постановления.
Судья С.В. Вэйдэ