РЕШЕНИЕ
ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
с. Аромашево 27 августа 2024 года
Голышмановский районный суд Тюменской области в составе: председательствующего судьи Шааф А.Н.,
при секретаре Валенцевой О.В.,
с участием истца прокурора Аромашевского района Тюменской области Ракитина Д.А.,
представителя ответчика Администрации Аромашевского муниципального района Тюменской области Шумова А.А.,
представителя третьего лица ООО «Коммунальное хозяйство» Пеховкина С.В.,
рассмотрев в открытом судебном заседании административное дело № 2-481/2024 по исковому заявлению прокурора Аромашевского района Тюменской области в интересах неопределенного круга лиц к Администрации Аромашевского муниципального района Тюменской области об устранении допущенных нарушений путем оснащения узлами учета тепловой энергии зданий,
установил:
прокурор Аромашевского района Тюменской области обратился в суд в интересах неопределенного круга лиц с исковым заявлением (с учетом замены ответчика и уточнения заявленных требований в порядке ст. 39 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации) к Администрации Аромашевского муниципального района Тюменской области о возложении на ответчика обязанности в течение 6 месяцев со дня вступления решения суда в законную силу устранить допущенные нарушения путем оснащения узлами учета тепловой энергии административных зданий:
- Администрации Аромашевского муниципального района Тюменской области расположенной по адресу: <адрес> <адрес>, <адрес>, <адрес> <адрес>;
- Администрации Кармацкого сельского поселения Аромашевского муниципального района <адрес> расположенной по адресу: <адрес>, <адрес>, <адрес>;
- Администрации Кротовского сельского поселения Аромашевского муниципального района <адрес> расположенной по адресу: <адрес>;
- Администрации Малиновского сельского поселения Аромашевского муниципального района <адрес> расположенной по адресу: <адрес>;
- Администрации Малоскарединского сельского поселения Аромашевского муниципального района <адрес> расположенной по адресу: <адрес>;
- Администрации Новоберезовского сельского поселения Аромашевского муниципального района <адрес> расположенной по адресу: <адрес>;
- Администрации Новопетровского сельского поселения Аромашевского муниципального района <адрес> расположенной по адресу: <адрес>;
- Администрации Русаковского сельского поселения Аромашевского муниципального района <адрес> расположенной по адресу: <адрес>;
- Администрации Слободчиковского сельского поселения Аромашевского муниципального района <адрес> расположенной по адресу: <адрес>;
- Администрации Сорочкиноского сельского поселения Аромашевского муниципального района <адрес> расположенной по адресу: <адрес>;
- Администрации Юрминского сельского поселения Аромашевского муниципального района <адрес> расположенной по адресу: <адрес>, <адрес>
- МАОУ ДО «Дом детского творчества», расположенного по адресу: <адрес>;
- МАОУ ДО ДЮСШ «Фортуна», расположенных по адресу: <адрес> «Спортзал строитель»;
- МАУК «Перспектива» расположенных по адресу: <адрес>, здание сельских домов культуры расположенных по адресам: <адрес>, <адрес>, <адрес>; <адрес>; <адрес>; <адрес>; <адрес> <адрес> <адрес>; <адрес> <адрес>
<адрес>; <адрес>, <адрес>, <адрес>.
Требования мотивированы тем, что прокуратурой Аромашевского района Тюменской области проведена проверка исполнения требований ФЗ от 23.11.2009 года № 261-ФЗ «Об энергоснабжении и о повышении энергетической эффективности, и о внесении изменений в отдельные законодательные акты РФ, в ходе которой установлено что в собственности администрации Аромашевского муниципального района находятся здания и помещения по вышеуказанным адресам, используемые для размещения администраций сельских поселений Аромашевского муниципального района, муниципальных учреждений МАУК «Перспектива» МАОУ ДО «ДЮСШ Фортуна», МАОУ ДО «Дом детского творчества», АУ «Аромашевский КЦСОН», которые не оборудованы узлами учета тепловой энергии, по результатам которой составлены акты проверок и выданы предписания об устранении выявленных нарушений. В связи с выявленными нарушениями, неисполнением предписания прокурора Аромашевского района Тюменской области, которые не были устранены. В связи, с чем прокурор Аромашевского района Тюменской области обратился в суд.
В судебном заседании истец прокурор Аромашевского района Тюменской области Ракитин Д.А. заявленные требования поддержал по основаниям, изложенным в исковом заявлении и заявлении об уточнении требований.
Представитель ответчика администрация Аромашевского муниципального района в лице представителя Шумов А.А. действующий на основании доверенности от 25.01.2024 года № 6 (том 3 л.д.86-87) возражал против удовлетворения заявленных требований, на основании доводов, изложенных в отзыве на исковое заявление (том 3 л.д.83-84), согласно которому, не оспаривая требования законодательства о теплоснабжении, указывает, что администрацией не допущено нарушений требований законодательства о коммерческом учете тепловой энергии, поскольку при отсутствии приборов учета теплоносителя допускается учет тепловой энергии теплоносителя расчетным путем.
Представитель третьего лица ООО «Коммунальное хозяйство» в лице Пеховкин С.В. действующий на основании доверенности от 20.09.2021 года № 4 (том 2 л.д.248) в судебном заседании пояснил, что технической возможности поставить приборы учета тепловой энергии в помещениях без реконструкции не имеется, более того установка данных приборов на улице в местах точки врезки в систему теплоснабжения зданий и помещений приведет к потере тепла, что также будет сказываться на расчетах, администрация не обращалась с вопросом установки данных приборов учета.
Огласив исковое заявление, выслушав стороны, эксперта, исследовав материалы гражданского дела, суд приходит к следующему.
В соответствии с п. 8.2 ч. 1 ст. 17 Федерального закона от 06.10.2003 года № 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» в целях решения вопросов местного значения органы местного самоуправления поселений, муниципальных районов и городских округов обладают, в том числе, полномочиями по утверждению и реализации муниципальных программ в области энергосбережения и повышения энергетической эффективности, организации проведения энергетического обследования многоквартирных домов, помещения в которых составляют муниципальный жилищный фонд в границах муниципального образования, организации и проведения иных мероприятий, предусмотренных законодательством об энергосбережении и о повышении энергетической эффективности.
Отношения по энергосбережению и повышению энергетической эффективности регулируются Федеральным законом от 23.11.2009 года № 261-ФЗ «Об энергосбережении и о повышении энергетической эффективности и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации» (далее Федеральный закон № 261-ФЗ).
В силу п. 1 ст. 6 вышеуказанного Федерального закона к полномочиям органов государственной власти Российской Федерации в области энергосбережения и повышения энергетической эффективности относится формирование и осуществление государственной политики в области энергосбережения и повышения энергетической эффективности.
Согласно п. 3 ст. 9 Федерального закона № 261-ФЗ государственное регулирование в области энергосбережения и повышения энергетической эффективности осуществляется путем установления обязанности по учету используемых энергетических ресурсов.
Частью 1 ст. 13 Федерального закона № 261-ФЗ производимые, передаваемые, потребляемые энергетические ресурсы подлежат обязательному учету с применением приборов учета используемых энергетических ресурсов. Требования настоящий статьи в части организации учета используемых энергетических ресурсов распространяются на объекты, подключенные к электрическим сетям централизованного электроснабжения и (или) системам централизованного теплоснабжения, и (или) системам централизованного водоснабжения, и (или) системам централизованного газоснабжения, и (или) иным системам централизованного снабжения энергетическими ресурсами. Если иные требования к местам установки приборов учета используемых энергетических ресурсов не установлены настоящим Федеральным законом, другими федеральными законами, иными нормативными правовыми актами Российской Федерации, исполнение требований настоящей статьи в части организации учета используемых энергетических ресурсов применительно к объектам, подключенным к системам централизованного снабжения соответствующим энергетическим ресурсом, должно обеспечивать учет используемых энергетических ресурсов в местах подключения указанных объектов к таким системам либо применительно к объектам, используемым для передачи энергетических ресурсов, в местах подключения смежных объектов, используемых для передачи энергетических ресурсов и принадлежащих на праве собственности или ином предусмотренном законодательством Российской федерации основании разным лицам.
На основании ч. 2 ст. 13 Федерального закона № 261-ФЗ расчеты за энергетические ресурсы должны осуществляться на основании данных о количественном значении энергетических ресурсов, произведенных, переданных, потребленных, определенных при помощи приборов учета используемых энергетических ресурсов.
Частью 3 ст. 13 Федерального закона № 261-ФЗ предусмотрено, что до 1 января 2011 года органы государственной власти, органы местного самоуправления обеспечивают завершение проведения мероприятий по оснащению зданий, строений, сооружений, используемых для размещения указанных органов, находящихся в государственной или муниципальной собственности и введенных в эксплуатацию на день вступления в силу настоящего федерального закона, приборами учета используемых воды, природного газа, тепловой энергии, электрической энергии, а также ввод установленных приборов учета в эксплуатацию.
В силу ч. 4 ст. 13 Федерального закона № 261-ФЗ до 1 января 2011 года собственники зданий, строений, сооружений и иных объектов, которые введены в эксплуатацию на день вступления в силу настоящего Федерального закона и при эксплуатации которых используются энергетические ресурсы (в том числе временных объектов), за исключением объектов, указанных в частях 3, 5 и 6 настоящей статьи, обязаны завершить оснащение таких объектов приборами учета используемой воды, природного газа, тепловой энергии, электрической энергии, а также ввод установленных приборов учета в эксплуатацию.
Как установлено судом и следует из материалов дела, в собственности Администрации Аромашевского муниципального района <адрес> находятся следующие здания:
- Администрации Аромашевского муниципального района <адрес> расположенной по адресу: <адрес> <адрес>, <адрес>, <адрес> <адрес>;
- Администрации Кармацкого сельского поселения Аромашевского муниципального района <адрес> расположенной по адресу: <адрес>, <адрес>;
- Администрации Кротовского сельского поселения Аромашевского муниципального района <адрес> расположенной по адресу: <адрес>;
- Администрации Малиновского сельского поселения Аромашевского муниципального района <адрес> расположенной по адресу: <адрес>;
- Администрации Малоскарединского сельского поселения Аромашевского муниципального района <адрес> расположенной по адресу: <адрес>;
- Администрации Новоберезовского сельского поселения Аромашевского муниципального района <адрес> расположенной по адресу: <адрес>;
- Администрации Новопетровского сельского поселения Аромашевского муниципального района <адрес> расположенной по адресу: <адрес>;
- Администрации Русаковского сельского поселения Аромашевского муниципального района <адрес> расположенной по адресу: <адрес>;
- Администрации Слободчиковского сельского поселения Аромашевского муниципального района <адрес> расположенной по адресу: <адрес>;
- Администрации Сорочкиноского сельского поселения Аромашевского муниципального района <адрес> расположенной по адресу: <адрес>;
- Администрации Юрминского сельского поселения Аромашевского муниципального района <адрес> расположенной по адресу: <адрес>, <адрес>
- МАОУ ДО «Дом детского творчества», расположенного по адресу: <адрес>;
- МАОУ ДО ДЮСШ «Фортуна», расположенных по адресу: <адрес> «Спортзал строитель»;
- МАУК «Перспектива» расположенных по адресу: <адрес>, здание сельских домов культуры расположенных по адресам: <адрес>, <адрес>, <адрес>; <адрес>; <адрес>; <адрес>; <адрес> <адрес> <адрес>; <адрес> «<адрес>
<адрес>; <адрес>, д<адрес>, <адрес> (том 1 л.д.53-177).
ООО «Коммунальное хозяйство» осуществляет деятельность по теплоснабжению населения Аромашевского муниципального района Тюменской области на основании Концессионного соглашения от 04.07.2023 года № 1/2023 (том 3 л.д.1-31), объекты теплоснабжения, с администрацией Аромашевского муниципального района Тюменской области заключены муниципальные контракты теплоснабжения (том 1 л.д.180-198, том 2 л.д.1-235).
При эксплуатации вышеуказанных объектов используются энергетические ресурсы, однако до настоящего времени они приборами учета тепловой энергии не оснащены, что подтверждается актами обследования указанных зданий (том 1 л.д.23-26, 27-52, том 3 л.д.39-65).
По фактам неисполнения требований законодательства прокуратурой Аромашевского района Тюменской области 30.06.2023 года в адрес главы района внесено представление об устранении нарушений закона, которое было рассмотрено 28.07.2024 года, однако выявленные нарушения не были устранены на момент рассмотрения представления (том 1 л.д.12-22), доказательств устранения выявленных нарушений на момент рассмотрения настоящего дела суду также представлено не было.
Также не представлено доказательств, свидетельствующих об отказе ООО «Коммунальное хозяйство» установить приборы учета тепловой энергии в зданиях, принадлежащих Администрации Аромашевского района Тюменской области.
Нарушения законодательства об энергосбережении и о повышении энергетической эффективности и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации не устранены до настоящего времени, что не оспаривается ответчиком.
Таким образом, Администрацией Аромашевского района Тюменской области не выполнены требования действующего законодательства в части организации учета используемых энергетических ресурсов, которые должны были быть исполнены до 01.01.2011 года.
При этом ответчиком не представлено доказательств того, что им принимались конкретные действенные меры для устранения указанных нарушений.
Оценивая собранные по делу доказательства в их совокупности, суд приходит к выводу о том, что исковые требования прокурора Аромашевского муниципального района Тюменской области в интересах неопределенного круга лиц к Администрацией Аромашевского района Тюменской области об устранении допущенных нарушений путем оснащения узлами учета тепловой энергии зданий подлежат удовлетворению.
Вместе с тем, поскольку для устранения выявленных нарушений требуется выделение денежных средств и учитывая, что бюджет района на 2024 год сформирован и составлен, суд полагает возможным увеличить срок исполнения решения суда до 12 месяцев с даты вступления решения суда в законную силу.
Руководствуясь статьями 194-199 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, суд
решил:
░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░ <░░░░░> ░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░ ░░░ ░ ░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░ <░░░░░> ░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░ ░░░░░ ░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░░░░░░, ░░░░░░░░░░░░░.
░░░░░░░░░ ░░ ░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░ <░░░░░> (<░░░░░>) ░░░░░░░░░░░ ░ ░░░░░░░ 12 ░░░░░░░ ░░ ░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░░░░ ░ ░░░░░░░░ ░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░ ░░░░░ ░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░░░░░░:
- ░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░ <░░░░░> ░░░░░░░░░░░░░ ░░ ░░░░░░: <░░░░░> <░░░░░> <░░░░░>;
- ░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░ <░░░░░> ░░░░░░░░░░░░░ ░░ ░░░░░░: <░░░░░>, <░░░░░>, <░░░░░>;
- ░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░ <░░░░░> ░░░░░░░░░░░░░ ░░ ░░░░░░: <░░░░░>;
- ░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░ <░░░░░> ░░░░░░░░░░░░░ ░░ ░░░░░░: <░░░░░>;
- ░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░ <░░░░░> ░░░░░░░░░░░░░ ░░ ░░░░░░: <░░░░░>;
- ░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░ <░░░░░> ░░░░░░░░░░░░░ ░░ ░░░░░░: <░░░░░>;
- ░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░ <░░░░░> ░░░░░░░░░░░░░ ░░ ░░░░░░: <░░░░░>;
- ░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░ <░░░░░> ░░░░░░░░░░░░░ ░░ ░░░░░░: <░░░░░>;
- ░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░ <░░░░░> ░░░░░░░░░░░░░ ░░ ░░░░░░: <░░░░░>;
- ░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░ <░░░░░> ░░░░░░░░░░░░░ ░░ ░░░░░░: <░░░░░>;
- ░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░ <░░░░░> ░░░░░░░░░░░░░ ░░ ░░░░░░: <░░░░░>, <░░░░░>
- ░░░░ ░░ «░░░ ░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░», ░░░░░░░░░░░░░░ ░░ ░░░░░░: <░░░░░>;
- ░░░░ ░░ ░░░░ «░░░░░░░», ░░░░░░░░░░░░░ ░░ ░░░░░░: <░░░░░> «░░░░░░░░ ░░░░░░░░░»;
- ░░░░ «░░░░░░░░░░░» ░░░░░░░░░░░░░ ░░ ░░░░░░: <░░░░░>, ░░░░░░ ░░░░░░░░ ░░░░░ ░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░ ░░ ░░░░░░░: <░░░░░>, <░░░░░>, <░░░░░>; <░░░░░>; <░░░░░>; <░░░░░>; <░░░░░> <░░░░░>; <░░░░░> <░░░░░>
<░░░░░>; <░░░░░>, <░░░░░>, <░░░░░>.
░░░░░░░ ░░░░░ ░░░░ ░░░░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░ ░ ░░░░░░░ ░░░░░░ ░░ ░░░ ░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░░░░ ░░░░░ ░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░ ░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░ ░░░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░░.
░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ 03 ░░░░░░░░ 2024 ░░░░.
░░░░░░░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░ ░.░. ░░░░