Решение от 25.12.2020 по делу № 2-914/2020 от 04.12.2020

             Дело № 2-914/2020

    УИД 27RS0015-01-2020-001484-61

    Р Е Ш Е Н И Е

    Именем Российской Федерации

    25 декабря 2020 года                                        п.Ванино

    Ванинский районный суд Хабаровского края в составе:

    председательствующего судьи Молчановой Ю.Е.,

    при секретаре Калачовой С.В.,

    при участии истцов Захарова О.О., Захаровой Т.К.,

рассмотрев гражданское дело по исковому заявлению Захарова Олега Олеговича, Захаровой Татьяны Константиновны к Министерству обороны Российской Федерации в лице Департамента имущественных отношений Минобороны России, Федеральному государственному казенному учреждению «Дальневосточное территориальное управление имущественных отношений» Министерства обороны Российской Федерации о признании права собственности на жилое помещение в порядке приватизации,

    У С Т А Н О В И Л:

Захаров О.О. и Захарова Т.К. обратились в Ванинский районный суд Хабаровского края с иском к Министерству обороны Российской Федерации в лице Департамента имущественных отношений Минобороны России, ФГКУ «Дальневосточное территориальное управление имущественных отношений» Министерства обороны Российской Федерации о признании права собственности на жилое помещение в порядке приватизации. В обоснование иска указали, что в 2010 году между Захаровым О.О. и ФГУ «Совгаванская КЭЧ района» Министерства обороны РФ на основании ордера от 03.11.1977 № 886 заключен договор социального найма от 22.03.2010 № 224, согласно которому Захаров О.О. и члены его семьи - супруга Захарова Т.К. и сын ФИО6 занимают жилое помещение, состоящее из двух комнат, общей площадью 44,3 кв. м., жилой площадью 28,6 кв. м. по адресу: <адрес>. После заключения договора социального найма ордер от 03.11.1977 № 886 был отдан в ФГУ «Совгаванская КЭЧ района». В настоящее время истцы желают приватизировать указанное жилое помещение. На официальном сайте Министерства обороны России на странице Департамента имущественных отношений Минобороны России в разделе «Приватизация» размещена информация о том, что в настоящее время Департамент имущественных отношений Минобороны России разрабатывает пакет нормативно-правовых актов, регулирующих порядок передачи жилых помещений, находящихся в ведении Министерства обороны Российской Федерации, в собственность граждан (приватизация жилья). Данный пакет включает в себя Административный регламент оказания государственной услуги, порядок взаимодействия уполномоченных органов военного управления и подведомственных Министерству обороны организаций при совершении юридически значимых действий по приватизации. До завершения этой работы Департамент и его территориальные управления оказывают содействие в подготовке необходимого комплекта документов для рассмотрения вопроса о приватизации в порядке гражданского судопроизводства. Для подготовки комплекта документов, достаточного для принятия решения о приватизации судебными органами, необходимо предварительно обратиться с заявлением в адрес Департамента или территориальных управлений имущественных отношений Минобороны России. Из ответа Минобороны России в лице Департамента имущественных отношений Минобороны России на запрос Захарова О.О. следует, что балансодержателем указанного жилого помещения является ФГКУ «Дальневосточное территориальное управление имущественных отношений» Минобороны России; решение о приватизации жилого помещения гражданами может быть принято в рамках гражданского судопроизводства; позиция Департамента является ответом в рамках досудебного урегулирования спора. Из ответов ФГКУ «Дальневосточное территориальное управление имущественных отношений» Министерства обороны РФ на запрос Захарова О.О. следует, что жилое помещение по адресу: <адрес>, в соответствии с приказом директора Департамента имущественных отношений Минобороны РФ от 13.11.2017 № 3157 закреплено на праве оперативного управления за Учреждением, является федеральной собственностью. Указанное жилое помещение не является служебным жилым помещением. Сведения о нахождении жилого помещения на территории закрытого военного городка, в аварийном состоянии отсутствуют. Учреждение не наделено полномочиями по передаче жилых помещений в собственность граждан в порядке приватизации, решение о приватизации жилого помещения гражданами может быть принято в рамках гражданского судопроизводства. Тем самым, сложилась ситуация, при которой отсутствуют лица, уполномоченные передавать квартиру в собственность гражданам в порядке приватизации. Распоряжением Правительства Российской Федерации от 17.03.2010 № 349-пр военный городок № 2 «База», в котором расположено занимаемое Захаровыми жилое помещение, исключен из перечня закрытых военных городков. Согласно выписке из ЕГРН от 17.06.2020 сведения о зарегистрированных правах на жилое помещение по адресу: <адрес>, отсутствуют. Также в ЕГРН сведений о том, что указанное жилое помещение отнесено к специализированному жилищному фонду, является служебным жилым помещением, не имеется. Захаров И.О. дал согласие иным нанимателям, т.е истцам на приватизацию жилого помещения и отказался от участия в приватизации указанной квартиры. Иных лиц в указанном жилом помещении не зарегистрировано. Ранее в приватизации жилых помещений истцы не участвовали. Просят признать за ними право собственности (по 1/2 доли каждому) на жилое помещение – квартиру, расположенную по адресу: <адрес> порядке приватизации.

    Определением Ванинского районного суда Хабаровского края от 07.12.2020 года к участию в деле в качестве третьего лица привлечен Захаров И.О.

    Истцы Захаров О.О. и Захарова Т.К. в судебное заседание прибыли, исковые требования подержали в полном объеме.

    Третье лицо, не заявляющее самостоятельных требований относительно предмета спора, Захаров И.О. в судебное заседание не прибыл, о времени и месте рассмотрения дела уведомлен надлежащим образом, письменным заявлением в суд подтвердил свой отказ от участия в приватизации спорной квартиры.

        Представители ответчиков Министерства обороны РФ, ФГКУ «Дальневосточное территориальное Управление имущественных отношений Министерства обороны РФ», Департамента жилищного обеспечения Министерства обороны РФ, в судебное заседание не прибыли, о месте и времени рассмотрения дела извещены надлежащим образом.

        В соответствии со ст.167 ГПК РФ суд считает возможным рассмотреть дело в отсутствие неявившихся участников процесса.

        Изучив материалы дела, суд приходит к следующему.

В соответствии с частью 1 статьи 60 Жилищного кодекса Российской Федерации по договору социального найма жилого помещения одна сторона - собственник жилого помещения государственного жилищного фонда или муниципального жилищного фонда (действующие от его имени уполномоченный государственный орган или уполномоченный орган местного самоуправления) либо управомоченное им лицо (наймодатель) обязуется передать другой стороне - гражданину (нанимателю) жилое помещение во владение и в пользование для проживания в нем на условиях, установленных настоящим Кодексом.

Согласно части 1 статьи 61 Жилищного кодекса Российской Федерации пользование жилым помещением по договору социального найма осуществляется в соответствии с настоящим Кодексом, договором социального найма данного жилого помещения.

Согласно ч. 1 ст. 69 Жилищного кодекса РФ к членам семьи нанимателя жилого помещения по договору социального найма относятся проживающие совместно с ним его супруг, а также дети и родители данного нанимателя. Другие родственники, нетрудоспособные иждивенцы признаются членами семьи нанимателя жилого помещения по договору социального найма, если они вселены нанимателем в качестве членов его семьи и ведут с ним общее хозяйство.

В силу ст. 70 Жилищного кодекса РФ наниматель с согласия в письменной форме членов своей семьи, в том числе временно отсутствующих членов своей семьи, вправе вселить в занимаемое им жилое помещение по договору социального найма своего супруга, своих детей и родителей или с согласия в письменной форме членов своей семьи, в том числе временно отсутствующих членов своей семьи, и наймодателя - других граждан в качестве проживающих совместно с ним членов своей семьи. На вселение к родителям их несовершеннолетних детей не требуется согласие остальных членов семьи нанимателя и согласие наймодателя (ч. 1).

        В судебном заседании установлено, что 22.03.2010 года между ФГКУ «Совгаванская КЭЧ района" в лице Врио начальника ФИО4 с одной стороны, и Захаровым О.О. (наниматель) с другой стороны, на основании ордера № 886 от 03.11.1977 года был заключен Договор социального найма жилого помещения № 224, по условиям которого наймодатель передает нанимателю и членом его семьи в бессрочное владение и пользование жилое помещение, находящееся в государственной собственности и закрепленное за Минобороны России, расположенное по адресу: закрытый военный городок «База» <адрес>. для проживания в нем нанимателя и членов его семьи: супруги Захаровой Т.К. и сына ФИО6

        Согласно справке ООО «УК Лига ДВ» от 12.11.2020 № 19-05/315, в указанном жилом помещении в настоящее время зарегистрированы Захаров О.О., Захарова Т.К. и ФИО6

    27.03.2020 года истцами направлено обращение в Министерство обороны РФ по вопросу приватизации занимаемого жилого помещения, однако ответ до настоящего времени не получен.

    Согласно ответу ФГКУ «Дальневосточное территориальное управление имущественных отношений» Министерства обороны РФ от 16.04.2020 года на обращение Захарова О.О. по вопросу приватизации занимаемого жилого помещения, сведения о нахождении спорного жилого помещения на территории закрытого военного городка отсутствуют. ФГКУ «Дальневосточное территориальное управление имущественных отношений» Министерства обороны РФ не наделены полномочиями по передаче жилых помещений в собственность граждан в порядке приватизации, указанное жилое помещение не является служебным, решение о приватизации жилого помещения гражданами может быть принято в рамках гражданского судопроизводства.

    В соответствии со ст. 40 Конституции РФ каждый имеет право на жилище. Никто не может быть произвольно лишен жилища.

    Статьей 2 Закона Российской Федерации от 4 июля 1991 г. № 1541-I «О приватизации жилищного фонда в Российской Федерации» определено, что граждане Российской Федерации, имеющие право пользования жилыми помещениями государственного или муниципального жилищного фонда на условиях социального найма, вправе приобрести их на условиях, предусмотренных настоящим Законом, иными нормативными правовыми актами Российской Федерации и нормативными правовыми актами субъектов Российской Федерации, в общую собственность либо в собственность одного лица, в том числе несовершеннолетнего, с согласия всех имеющих право на приватизацию данных жилых помещений совершеннолетних лиц и несовершеннолетних в возрасте от 14 до 18 лет.

    Статьей 4 названного закона установлено, что не подлежат приватизации жилые помещения, находящиеся в аварийном состоянии, в общежитиях, в домах закрытых военных городков, а также служебные жилые помещения, за исключением жилищного фонда совхозов и других сельскохозяйственных предприятий, к ним приравненных, и находящихся в сельской местности жилищный фонд стационарных учреждений социальной защиты населения.

    В судебном заседании установлено, что распоряжением Правительства РФ от 17.03.2010 N 349-р с военного городка № 2 «База», в котором находится спорное жилое помещение, снят статус военного городка, и он исключен из перечня имеющих жилищный фонд закрытых военных городков Вооруженных Сил РФ.

    Спорное жилое помещение по адресу: <адрес>, было предоставлено Захарову О.О. и членам его семьи на основании социального найма, в бессрочное владение и пользование.

    Постановлением Правительства Российской Федерации от 29.12.2008 № 1053 «О некоторых мерах по управлению федеральным имуществом» Министерство обороны РФ наделено полномочиями по управлению федеральным имуществом, находящимся у Вооруженных Сил Российской Федерации на праве хозяйственного ведения или оперативного управления.

    Согласно подпункту «м» пункта 2 названного Постановления в целях управления имуществом Вооруженных Сил Российской Федерации и подведомственных Министерству обороны РФ организаций Министерство обороны принимает решения о включении жилых помещений в специализированный жилищный фонд с отнесением таких помещений к определенному виду жилых помещений специализированного жилищного фонда, а также об исключении жилых помещений из указанного фонда.

    Как следует из материалов дела и установлено судом, спорное жилое помещение является федеральной собственностью и закреплено на праве оперативного управления за ФГКУ «Дальневосточное территориальное управление имущественных отношений» Министерства Обороны РФ.

    В силу ст.6 Закона Российской Федерации «О приватизации жилищного фонда в Российской Федерации» передача жилых помещений в собственность граждан осуществляется уполномоченными собственниками указанных жилых помещений органами государственной власти, органами местного самоуправления, а также государственными и муниципальными унитарными предприятиями, за которыми закреплен жилищный фонд на праве хозяйственного ведения, государственными и муниципальными учреждениями, в оперативное управление которых передан жилищный фонд.

В соответствии со ст.ст.1, 2, 7, 8 Закона граждане имеют право приобретать занимаемые ими жилые помещения в собственность, приватизировав их.

Каждый гражданин имеет право на приобретение в собственность бесплатно, в порядке приватизации, жилого помещения в государственном и муниципальной жилищном фонде социального использования один раз (ст.11 Закона). Такое право полностью соответствует ст.7 Конституции РФ, по которой Российская Федерация является государством социальным, а его основная функция – создание условий, обеспечивающих достойную жизнь и свободное развитие человека.

Исходя из смысла приведенных норм права следует, что бесплатная передача квартиры в собственность граждан осуществляется по волеизъявлению лица, проживающего в квартире на основании договора социального найма, и волеизъявление собственника или предприятия, в ведении которого находится жилое помещение на основании хозяйственного ведения или оперативного управления – не требуется

Таким образом, учитывая, что в государственном реестре спорное жилое помещение в качестве служебного не зарегистрировано, статус закрытого военного городка в настоящее время снят, соответственно правовых оснований для отказа истцу в приватизации жилого помещения не имеется, не представлено таковых и ответчиками по делу.

В соответствии с Постановлением Правительства РФ от 29.12.2008 г. № 1053 «О некоторых мерах по управлению федеральным имуществом» Министерство обороны РФ, в целях управления имуществом Вооруженных Сил РФ и подведомственных Министерству обороны РФ организаций, осуществляет мероприятия по подготовке подведомственных федеральных государственных унитарных предприятий и иных объектов к приватизации и по приватизации (отчуждению) имущества.

Между тем, в ходе рассмотрения гражданского дела установлено, что истцы не могут воспользоваться в досудебном порядке гарантированным им федеральным законом, ст.35 Конституции РФ правом приобрести спорную квартиру в собственность в порядке ее приватизации, в связи с отсутствием механизма по реализации указанного права, поскольку механизм осуществления указанных в Постановлении Правительства РФ № 1053 полномочий, до настоящего времени не разработан.

    Отсутствие установленного порядка передачи жилых помещений, находящихся в ведении Министерства Обороны РФ, в собственность граждан, занимающих данные жилые помещения на основании договора социального найма, порождает неравенство прав граждан в жилищной сфере и противоречит положениям ст.40 Конституции РФ, устанавливающей, что органы государственной власти создают условия для осуществления гражданами их права на жилище.

    Согласно ст.12 ГК РФ защита гражданских прав осуществляется, в том числе, и путем признания права.

    Ответчиками по делу не представлено суду доказательств того, что истец проживает в спорном жилом помещении незаконно, что данное жилое помещение является служебным и имеются обстоятельства, препятствующие его приватизации.

    В судебном заседании установлено и подтверждается материалами дела, что истцы Захаров О.О. и Захарова Т.К. проживают в спорном жилом помещении на условиях договора социального найма, свое право на приватизацию жилого помещения не использовали, что подтверждается информацией городского поселения «Рабочий поселок Ванино» Ванинского муниципального района, а также сообщением Комитета по приватизации и управлению имуществом администрации Ванинского муниципального района.

    Иного жилья в собственности истцы не имеют, что подтверждается уведомлениями из ЕГРН справками КГБУ «Хабкрайкадастр».

    ФИО6 от права на приватизацию спорного жилого помещения отказался.

    Согласно выписке из ЕГРН от 17.06.2020 года, право собственности на <адрес> ни за кем не зарегистрировано.

    Оснований, которые бы ограничивали истцов в приватизации спорного жилого помещения, по делу не установлено.

Оценив все исследованные в судебном заседании доказательства, суд находит исковые требования Захарова О.О. и Захаровой Т.К. о признании за ними права собственности на спорное жилое помещение равных долях, обоснованными и подлежащими удовлетворению.

    На основании изложенного, руководствуясь ст.ст. 194-199 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, суд,

    Р Е Ш И Л:

    ░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░ ░░░░░ ░░░░░░░░░, ░░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░ ░░░░ ░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░, ░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ «░░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░» ░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░ ░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░ ░░ ░░░░░ ░░░░░░░░░ ░ ░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░, ░░░░░░░░░░░░░.

    ░░░░░░░░ ░░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░ ░░░░░░░░░░, ░░.░░.░░░░ ░░░░ ░░░░░░░░, ░░░░░░░░░ <░░░░░> ░░░░ ░ ░░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░░░, ░░.░░.░░░░ ░░░░ ░░░░░░░░, ░░░░░░░░░ <░░░░░> ░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░ ░░ ░░░░░ ░░░░░░░░░, ░░░░░░░░░░░░░ ░░ ░░░░░░: <░░░░░>, ░░░░░░░░░░░ , ░ ░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░, ░░ ? ░░░░ ░░ ░░░░░░.

░░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░ ░░░░░░░░ ░ ░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░ ░░░░ ░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░ ░░░░░░ ░ ░░░ ░░░░░░ ░ ░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░ ░░░░░ ░░░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░░ ░░ ░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░.

░░░░░░░ ░░░░░ ░░░░ ░░░░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░ ░░░░░░░ ░░░░░░ ░░ ░░░ ░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░░░░ ░ ░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░, ░ ░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░░░, ░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░░░ ░░░ ░░░░░░░░░░░░ ░░░░.

    ░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░░

        ░░░░░░░░░░░░ ░░░░    ░░░░░░░░░ ░.░.

    ░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░

    ░░░░░░░░░░░ 28.12.2020 ░░░░

2-914/2020

Категория:
Гражданские
Истцы
Захаров Олег Олегович
Захарова Татьяна Константиновна
Ответчики
ФГКУ Дальневосточное территориальное управление имущественных отношений МО РФ
Министерство обороны РФ в лице Департамента имущественных отношений Минобороны России
Другие
Захаров Игорь Олегович
ФГКУ ВРУПО Министерства обороны
Суд
Ванинский районный суд Хабаровского края
Судья
Молчанова Юлия Елмаровна
Дело на сайте суда
vaninsky.hbr.sudrf.ru
04.12.2020Регистрация иска (заявления, жалобы) в суде
04.12.2020Передача материалов судье
07.12.2020Решение вопроса о принятии иска (заявления, жалобы) к рассмотрению
07.12.2020Вынесено определение о подготовке дела к судебному разбирательству
25.12.2020Подготовка дела (собеседование)
25.12.2020Вынесено определение о назначении дела к судебному разбирательству
25.12.2020Судебное заседание
28.12.2020Изготовлено мотивированное решение в окончательной форме
29.12.2020Дело сдано в отдел судебного делопроизводства
25.12.2020
Решение

Детальная проверка физлица

  • Уголовные и гражданские дела
  • Задолженности
  • Нахождение в розыске
  • Арбитражи
  • Банкротство
Подробнее