РЕШЕНИЕ
ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
«09» октября 2018 года г. Астрахань
Ленинский районный суд г. Астрахани в составе:
председательствующего судьи Пираевой Е.А.,
секретаря судебного заседания Вилковой Л.В.
рассмотрев в открытом судебном заседании административное дело по административному исковому заявлению Прокурора Ленинского района г. Астрахани в интересах неопределенного круга лиц к Администрации МО «город Астрахань» о признании бездействий незаконными
УСТАНОВИЛ:
Административный истец обратился в суд с административным исковым заявлением о признании бездействия Администрации МО «город Астрахань» по привидению места сбора и накопления отходов по адресу: <адрес>. В обоснование заявленных требований истец указал, что прокуратурой района проведена проверка соблюдения законодательства об отходах производства и потребления при содержании и эксплуатации контейнерных площадок на территории Ленинского района г. Астрахани. В ходе проверки установлено, что на <адрес> размещена контейнерная площадка и контейнеры для накопления твердых бытовых отходов. Данная площадка включена в Реестр существующих мест накопления отходов, расположенных на территории Астраханской области, утвержденный постановлением министерства жилищно-коммунального хозяйства области от <дата обезличена> <№>, под <№>. Однако площадка и прилегающая к ней территория не зачищена от твердых коммунальных отходов, отсутствует трехстороннее ограждение, крышки и твердое покрытие под контейнерами, не указана информация об обслуживаемых объектах потребителей, о собственнике площадки и маркировка графика вывоза ТКО.
Просит признать незаконным бездействие Администрации МО «город Астрахань» по приведению в соответствие с требованиями законодательства место сбора накопления отходов по адресу: <адрес>.
Обязать Администрацию МО «город Астрахань» в течение одного месяца со дня вступления решения суда в законную силу привести в соответствие с требованиями законодательства место сбора накопления отходов по адресу: <адрес>, а именно: установить трехстороннее ограждение, крышки и твердое покрытие под контейнерами, разместить информацию об обслуживаемых объектах потребителей, о собственнике площадки и маркировке графика вывоза твердых коммунальных отходов.
Представитель административного истца – помощник прокурора Мустафина С.К. требования поддержал в полном объеме.
Представитель административного ответчика Администрации МО «город Астрахань» Шмелева Е.Н., действующая по доверенности с требованиями не согласилась, просила в иске отказать, поскольку в данном случае они являются ненадлежащими ответчиком.
Представитель заинтересованного лица ООО «Заболдинский» Еремина М.Ю., действующая по доверенности согласилась с требованиями административного истца.
Заинтересованные лица ООО «ЭкоЦентр», Управление росреестра о дне, времени рассмотрения дела извещены, в судебное заседание не явились.
Суд, выслушав стороны, исследовав материалы дела, приходит к следующему выводу.
Статьями 41, 42 Конституции РФ и ст. 11 Федерального закона от 10 января 2002 года N 7-ФЗ «Об охране окружающей среды» закреплено и гарантировано право каждого гражданина на охрану здоровья и благоприятную окружающую среду, на ее защиту от негативного воздействия, вызванного хозяйственной и иной деятельностью.
Согласно преамбуле к указанному Федеральному закону «Об охране окружающей среды» настоящий закон определяет правовые основы государственной политики в области охраны окружающей среды, обеспечивающие сбалансированное решение социально-экономических задач, сохранение благоприятной окружающей среды, биологического разнообразия и природных ресурсов в целях удовлетворения потребностей нынешнего и будущих поколений, укрепления правопорядка в области охраны окружающей среды и обеспечения экологической безопасности. Настоящий Федеральный закон регулирует отношения в сфере взаимодействия общества и природы, возникающие при осуществлении хозяйственной и иной деятельности, связанной с воздействием на природную среду как важнейшую составляющую окружающей среды, являющуюся основой жизни на Земле, в пределах территории Российской Федерации, а также на континентальном шельфе и в исключительной экономической зоне Российской Федерации.
Одним из принципов хозяйственной и иной деятельности органов государственной власти Российской Федерации, органов государственной власти субъектов Российской Федерации, органов местного самоуправления, юридических и физических лиц, оказывающей воздействие на окружающую среду, является обязательность участия в деятельности по охране окружающей среды органов государственной власти РФ, органов государственной власти субъектов РФ, органов местного самоуправления, общественных и иных некоммерческих объединений, юридических и физических лиц (статья 3 Закона).
В соответствии со статьей 2 Федерального закона от 30 марта 1999 года N 52-ФЗ «О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения» органы государственной власти и органы местного самоуправления, организации всех форм собственности, индивидуальные предприниматели, граждане обеспечивают соблюдение требований законодательства Российской Федерации в области обеспечения санитарно-эпидемиологического благополучия населения за счет собственных средств.
В силу части второй статьи 21 и части первой статьи 22 указанного Закона содержание территорий городских и сельских поселений должно отвечать санитарным правилам. Отходы производства и потребления подлежат сбору, использованию, обезвреживанию, транспортировке, хранению и захоронению, условия и способы, которых должны быть безопасными для здоровья населения и среды обитания, и которые должны осуществляться в соответствии с санитарными правилами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации.
В соответствии со статьей 13 Федерального закона от 24 июня 1998 года N 89-ФЗ «Об отходах производства и потребления» территории муниципальных образований подлежат регулярной очистке от отходов в соответствии с экологическими, санитарными и иными требованиями. Организацию деятельности в области обращения с отходами на территориях муниципальных образований осуществляют органы местного самоуправления в соответствии с законодательством Российской Федерации. Порядок сбора отходов на территориях муниципальных образований, предусматривающий их разделение на виды (пищевые отходы, текстиль, бумага и другие), определяется органами местного самоуправления и должен соответствовать экологическим, санитарным и иным требованиям в области охраны окружающей среды и здоровья человека.
Из системного толкования приведенных выше положений действующего законодательства следует, что они имеют целью обеспечение санитарно-эпидемиологического благополучия населения как одного из основных условий реализации предусмотренных Конституцией РФ прав граждан на охрану здоровья и благоприятную окружающую среду.
Согласно п. 24 ч. 1 ст. 16 Федерального закона от 6 октября 2003 года N 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» к вопросам местного значения городского округа относится организация сбора, вывоза, утилизации и переработки бытовых и промышленных отходов.
В силу п. 2.1.3 Санитарных правил и норм СанПиН 42-128-4690-88 «Санитарные правила содержания территорий населенных мест», утвержденных 5 августа 1988 года Главным государственным санитарным врачом СССР, Заместителем Министра здравоохранения СССР, на территории домовладений должны быть выделены специальные площадки для размещения контейнеров с удобными подъездами для транспорта. Площадка должна быть открытой, с водонепроницаемым покрытием и желательно огражденной зелеными насаждениями.
Согласно п. 8.2.5 СанПиН 2.1.2.2645-10 «Санитарно-эпидемиологические требования к условиям проживания в жилых зданиях и помещениях» для установки контейнеров должна быть оборудована специальная площадка с бетонным или асфальтовым покрытием, ограниченная бордюром и зелеными насаждениями (кустарниками) по периметру и имеющая подъездной путь для автотранспорта.
Судом установлено, что проведенной прокуратурой Ленинского района г. Астрахани проверкой соблюдения законодательства об отходах производства и потребления при содержании и эксплуатации контейнерных площадок на территории Ленинского района г. Астрахани выявлены нарушения в части организации сбора и вывоза бытовых отходов и мусора.
Так, на <адрес> размещена контейнерная площадка, не соответствующая требованиям закона, в частности отсутствует трехстороннее ограждение, крышки и твердое покрытие под контейнерами, не указана информация об обслуживаемых объектах потребителей, о собственнике площадки и маркировка графика вывоза ТБО, то есть выполнение СанПиН 42-128-4690-88 «Санитарные правила содержания территорий населенных мест», п.п. 13.2, 14.7 Постановления Министерства строительства и жилищно – коммунального хозяйства Астраханской области от <дата обезличена> <№> «Об утверждении порядка сбора твердых коммунальных отходов на территории Астраханской области» не обеспечивается.
Указанные нарушения, выявленные прокуратурой Ленинского района г. Астрахани по результатам проверки, послужили основанием для обращения в суд с настоящим административным исковым заявлением.
Администрация МО «город Астрахань» наделена полномочиями по решению соответствующих вопросов местного значения, в ее обязанности в соответствии с Федеральным законом «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации», Федеральным законом «Об отходах производства и потребления», Федеральным законом «О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения», входит организация деятельности в области обращения с отходами на территории городского округа, обеспечение соблюдения требований законодательства Российской Федерации в области санитарно-эпидемиологического благополучия населения.
Публичные функции органов местного самоуправления в сфере обращения с отходами производства и потребления осуществляются в виде реализации закрепленных за ними законом соответствующих властных полномочий на всей территории муниципального образования. При этом обязанности по сбору и вывозу бытовых отходов, возложенные регионального оператора, не освобождают органы местного самоуправления от выполнения организации деятельности в области обращения с отходами на территории городского округа в соответствии с законодательством Российской Федерации.
Администрацией МО «город Астрахань» как органом местного самоуправления, осуществляющим в соответствии с Уставом полномочия по вопросам местного значения поселения, допущено бездействие в части исполнения названных требований закона об обращении с отходами производства и потребления, что создает реальную угрозу вредного воздействия этих отходов на здоровье людей и окружающую среду, нарушает право неопределенного круга лиц на благоприятную окружающую среду и ее защиту от негативного воздействия, вызванного хозяйственной и иной деятельностью. Публичные функции органов местного самоуправления в сфере обращения с отходами производства и потребления или иными опасными веществами осуществляются в виде реализации закрепленных за ними законом соответствующих властных полномочий на всей территории муниципальных образований. При этом отсутствие указанной площадки в схеме размещения мест (площадок) накопления твердых коммунальных отходов и в реестре мест (площадок) накопления твердых коммунальных отходов, не освобождает органы местного самоуправления от выполнения указанных обязанностей, если это прямо не предусмотрено законом.
Земельный участок, на котором расположена данная площадка, находится в ведении администрации МО «Город Астрахань» и орган местного самоуправления на своей территории отвечает за организацию сбора бытовых отходов и мусора, в том числе, путем поддержания санитарного состояния территории земельного участка. Доказательств, подтверждающих передачу иным лицам полномочий по обустройству контейнерных площадок, а также принятие на себя данными лицами такого рода обязательств, стороной ответчика в лице Администрации не представлено.
Из материалов дела следует, что границы земельного участка вблизи <адрес>, где расположена открытая площадка для сбора бытовых отходов, на которой выявлены нарушения, не установлены в соответствии с действующем законодательством.
Указанные обстоятельства не были опровергнуты в судебном заседании представителем администрации МО «город Астрахань». Доказательств о формировании земельного участка, также что территория, в границах которой расположен земельный участок по указанному адресу, обеспечен утвержденной документацией по планировке, что границы земельных участков установлены, представителем администрации, не представлены суду.
В данном случае не имеется оснований полагать, что указанный земельный участок относится к территории, обслуживаемой управляющей компанией или собственниками помещений.
В силу статей 1, 2, 3, 4.1, 9, 12, 13.2 - 17, 18, 19, 20, 21, 24.8 - 24.13 Федерального закона от 24 июня 1998 года N 89-ФЗ «Об отходах производства и потребления» (с последующими изменениями) принципами государственной политики в области обращения с твердыми коммунальными (бытовыми) отходами в Российской Федерации являются: охрана здоровья человека; поддержание или восстановление благоприятного состояния окружающей среды и сохранение биологического разнообразия; научно обоснованное сочетание и экономических и экологических интересов общества использование методов экономического регулирования деятельности в области обращения с отходами в целях уменьшения количества отходов и вовлечения их в хозяйственный оборот; соблюдение прав каждого человека на получение достоверной информации о деятельности по обращению с твердыми коммунальными отходами.
Суд приходит к выводу об удовлетворении требований прокурора Ленинского района г. Астрахани, действующего в интересах неопределенного круга лиц, в полном объеме, поскольку именно на ответчике лежит обязанность оборудовать контейнерную площадку с контейнерами для сбора бытовых отходов, а бездействие ответчика нарушает право граждан на санитарно-эпидемиологическое благополучие населения и создает угрозу его нарушения.
По смыслу ст. 187 КАС РФ суд вправе указать предельные сроки исполнения решения суда в соответствии с характером соответствующих требований.
Предложенный административным истцом срок для исполнения решения суда является разумным и обеспечивает соблюдение баланса интересов сторон, учитывает организацию проведения необходимых работ.
Руководствуясь ст. ст. 175-180, 227 КАС РФ, суд
Р Е Ш И Л :
░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░ ░░ «░░░░░ ░░░░░░░░░» ░░ ░░░░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░ ░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░░ ░░░░░░: <░░░░░>.
░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░ ░░ «░░░░░ ░░░░░░░░░» ░ ░░░░░░░ ░░░░░░ ░░░░░░ ░░ ░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░░░░ ░ ░░░░░░░░ ░░░░ ░░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░ ░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░░ ░░░░░░: <░░░░░>, ░ ░░░░░░: ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░, ░░░░░░ ░ ░░░░░░░ ░░░░░░░░ ░░░ ░░░░░░░░░░░░, ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░ ░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░, ░ ░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░░░░░░ ░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░.
░░░░░░░ ░░░░░ ░░░░ ░░░░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░ ░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░░░ ░░░ ░. ░░░░░░░░░ ░ ░░░░░░░ ░░░░░░ ░░░░░░ ░ ░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░.
░░░░░ ░.░. ░░░░░░░
░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░ 11 ░░░░░░░ 2018 ░░░░.