Решение по делу № 21-569/2024 от 22.07.2024

Судья Сорокина Е.Г. Дело № 21-569/2024

УИД 22RS0044-01-2023-000500-97

РЕШЕНИЕ

14 августа 2024 года г. Барнаул

Судья Алтайского краевого суда Барсукова Н.Н., рассмотрев в открытом судебном заседании жалобу генерального директора общества с ограниченной ответственностью «<данные изъяты>» В.А.Н. на решение судьи Рубцовского районного суда Алтайского края от 27 июня 2024 года по делу № 12-11/2024 по жалобе генерального директора общества с ограниченной ответственностью «<данные изъяты>» В.А.Н. на постановление главного государственного инспектора Центрального межрегионального Управления государственного автодорожного надзора Федеральной службы по надзору в сфере транспорта К.М.К. от ДД.ММ.ГГ ***, которым

общество с ограниченной ответственностью «<данные изъяты>», ИНН ***, ОГРН ***, адрес: <адрес>,

признано виновным в совершении административного правонарушения, предусмотренного частью 6 статьи 12.21.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, и подвергнуто административному наказанию в виде административного штрафа в размере 400 000 рублей,

УСТАНОВИЛ:

согласно вышеуказанному постановлению, вынесенному в порядке части 3 статьи 28.6, части 6 статьи 29.10 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях по итогам рассмотрения материалов, полученных с применением работающего в автоматическом режиме специального технического средства, имеющего функции фото- и киносъемки, видеозаписи <данные изъяты>, заводской номер ***, общество с ограниченной ответственностью «<данные изъяты>» (далее – ООО «<данные изъяты>», общество) ДД.ММ.ГГ в ***:***:*** по адресу: <адрес>, являясь собственником транспортного средства <данные изъяты>, государственный регистрационный знак ***, в нарушение пункта 23.5 Правил дорожного движения Российской Федерации, утвержденных постановлением Совета Министров - Правительства Российской Федерации от 23 октября 1993 года № 1090 (далее – Правила дорожного движения), части 1 статьи 29 Федерального закона от 08 ноября 2007 года №257-ФЗ «Об автомобильных дорогах и о дорожной деятельности в Российской Федерации и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации», постановления Правительства Российской Федерации от 21 декабря 2020 года №2200 «Об утверждении правил перевозки грузов автомобильным транспортом и о внесении изменений в пункт 2.1.1 Правил дорожного движения Российской Федерации», осуществляло перевозку тяжеловесного груза без специального разрешения, согласно акту *** от ДД.ММ.ГГ измерения и проверки параметров тяжеловесного и (или) крупногабаритного транспортного средства превысило предельно допустимый показатель по осевой нагрузке одиночного транспортного средства на 17,74% (1,508 т) на ось *** (двигаясь с нагрузкой 10,008 т при допустимой 8,500 т), на 21,99% (1,869 т) на ось *** (двигаясь с нагрузкой 10,369 т при допустимой 8,500 т), на 139,83 % (11,186 т) на ось *** (двигаясь с нагрузкой 19,186 т при допустимой нагрузке 8,000 т на ось), на 135,74% (10,859 т) на ось *** (двигаясь с нагрузкой 18,859 т при допустимой нагрузке 8,000 т на ось).

Не согласившись с указанным постановлением, общество обжаловало его в Рубцовский районный суд Алтайского края.

Определением судьи Рубцовского районного суда Алтайского края от 1 сентября 2023 года жалоба оставлена без рассмотрения в связи с пропуском срока обжалования.

В жалобе в районный суд, поданной повторно с ходатайством о восстановлении срока на ее подачу 15 сентября 2023 года, генеральный директор ООО «<данные изъяты>» В.А.Н. просил об отмене постановления с прекращением производства по делу, ссылаясь на то, что в момент фиксации правонарушения транспортное средство находилось во владении иного лица на основании договора аренды, заключенного ДД.ММ.ГГ.

Решением судьи Рубцовского районного суда Алтайского края от 27 июня 2024 года ООО «<данные изъяты>» восстановлен срок на подачу жалобы, постановление изменено со снижением размера административного штрафа до 200 000 рублей, в остальной части постановление оставлено без изменения, жалоба - без удовлетворения.

В жалобе, поданной в краевой суд 5 июля 2024 года (копия решения получена 5 июля 2024 года), генеральный директор ООО «<данные изъяты>» просит решение отменить, производство по делу прекратить, приводя прежние доводы, полагая, что они не получили надлежащей оценки. Дополнительно указано на то, что при фотофиксации административного правонарушения не отображены регистрационные знаки автомобиля, виден только один регистрационный знак, что не позволяет идентифицировать транспортное средство, что оставлено судьей без внимания; ссылка на отсутствие в реестре системы взимания платы «<данные изъяты>» информации о пополнении баланса расчетной записи и движении транспортного средства необоснованна, поскольку автодорога, указанная в постановлении, является участком дороги местного значения, плата за ее использование по реестру системы «<данные изъяты>» не взимается.

В судебное заседание законный представитель, защитник ООО «<данные изъяты>», не явились, извещены о времени и месте рассмотрения жалобы надлежащим образом. Ходатайств об отложении рассмотрения жалобы не поступило.

Проверив материалы настоящего дела, дела об административном правонарушении, проанализировав доводы жалобы, оснований для отмены состоявшихся по делу актов не нахожу.

В соответствии с частью 6 статьи 12.21.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях (здесь и далее все нормативные положения приведены в редакции, действовавшей на момент совершения правонарушения) движение тяжеловесного и (или) крупногабаритного транспортного средства с превышением допустимых габаритов на величину более 50 сантиметров без специального разрешения, либо с превышением габаритов, указанных в специальном разрешении, на величину более 50 сантиметров, либо с превышением допустимой массы транспортного средства или допустимой нагрузки на ось транспортного средства на величину более 50 процентов без специального разрешения, либо с превышением массы транспортного средства или нагрузки на ось транспортного средства, указанных в специальном разрешении, на величину более 50 процентов влечет наложение административного штрафа на собственника (владельца) транспортного средства в размере четырехсот тысяч рублей.

Исходя из пункта 23.5 Правил дорожного движения, движение тяжеловесного и (или) крупногабаритного транспортного средства, а также транспортного средства, осуществляющего перевозки опасных грузов, осуществляется с учетом требований Федерального закона «Об автомобильных дорогах и о дорожной деятельности в Российской Федерации и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации».

Согласно части 2 статьи 31 Федерального закона от 8 ноября 2007 года № 257-ФЗ «Об автомобильных дорогах и о дорожной деятельности в Российской Федерации и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации» движение по автомобильным дорогам тяжеловесного транспортного средства, масса которого с грузом или без груза и (или) нагрузка на ось которого более чем на десять процентов превышают допустимую массу транспортного средства и (или) допустимую нагрузку на ось, допускается при наличии специального разрешения, выдаваемого в соответствии с положениями настоящей статьи.

В силу пункта 2 части 1 статьи 29 того же Федерального закона пользователям автомобильными дорогами запрещается осуществлять движение по автомобильным дорогам на тяжеловесных транспортных средствах, масса которых с грузом или без груза и (или) нагрузка на ось которых более чем на десять процентов превышают допустимую массу транспортного средства и (или) допустимую нагрузку на ось, и (или) на крупногабаритных транспортных средствах и на транспортных средствах, осуществляющих перевозки опасных грузов без специальных разрешений, выдаваемых в порядке, установленном настоящим Федеральным законом.

Порядок организации перевозки различных видов грузов автомобильным транспортом, обеспечения сохранности грузов, транспортных средств и контейнеров, а также условия перевозки грузов и предоставления транспортных средств для такой перевозки предусмотрены Правилами перевозок грузов автомобильным транспортом, утвержденными постановлением Правительства Российской Федерации от 21 декабря 2020 года №2200 (далее - Правила).

В соответствии с пунктом 6 названных Правил тяжеловесным транспортным средством признается транспортное средство, масса которого с грузом или без груза превышает допустимую массу транспортного средства согласно приложению № 2 и (или) нагрузка на ось которого превышает допустимую нагрузку на ось транспортного средства согласно приложению № 3.

В соответствии с Приложением № 3 к Правилам для автомобильных дорог, рассчитанных на нагрузку 10 тонн на ось, допустимая нагрузка на группу сближенных сдвоенных осей с двускатными колесами при расстоянии между осями свыше 1,3 до 1,8 м (включительно) составляет 16 т.

Группа сближенных осей - сгруппированные оси, конструктивно объединенные и (или) не объединенные в тележку, с расстоянием между ближайшими осями до 2,5 метра (включительно).

Для групп сближенных сдвоенных и строенных осей допустимая нагрузка на ось определяется путем деления допустимой нагрузки на группу осей на соответствующее количество осей в группе, за исключением случаев, указанных в пункте 4 настоящих примечаний (пункт 3 примечаний).

Допускается неравномерное распределение нагрузки по осям для групп сближенных сдвоенных и строенных осей, если нагрузка на группу осей не превышает допустимую нагрузку на соответствующую группу осей и нагрузка на каждую ось в группе осей не превышает допустимую нагрузку на соответствующую одиночную ось с односкатными или двускатными колесами (пункт 4 примечаний).

По делу установлено, что ООО «<данные изъяты>» ДД.ММ.ГГ в ***:***:*** по адресу: <адрес>, являясь собственником тяжеловесного 4-осного транспортного средства <данные изъяты>, государственный регистрационный знак *** допустило движение данного транспортного средства с превышением предельно допустимой осевой нагрузки на 17,74% (1,508 т) на ось ***, на 21,99% (1,869 т) на ось ***, на 139,83 % (11,186 т) на ось ***, на 135,74% (10,859 т) на ось ***, без специального разрешения.

Факт совершения вмененного правонарушения подтверждается фотоматериалом, приложенным к постановлению *** от ДД.ММ.ГГ, актом измерения и проверки параметров тяжеловесного и (или) крупногабаритного транспортного средства от ДД.ММ.ГГ ***, копиями свидетельства о регистрации транспортного средства ***, карточки учета транспортного средства, согласно которым собственником транспортного средства является ООО «<данные изъяты>», информацией ООО «<данные изъяты>», согласно которой на основании заявления собственника транспортного средства ООО «<данные изъяты>» от ДД.ММ.ГГ заключен договор безвозмездного пользования бортовым устройством ***, бортовое устройство выдано ДД.ММ.ГГ, транспортное средство <данные изъяты>, государственный регистрационный знак *** зарегистрировано в реестре сведений о взимании платы «<данные изъяты>» ДД.ММ.ГГ, копиями свидетельства о поверке ***, свидетельства об утверждении типа средства измерений системы измерений параметров автомобильных транспортных средств в движении <данные изъяты> и другими собранными по делу доказательствами.

Оценив имеющиеся в деле доказательства в соответствии с требованиями статьи 26.11 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, должностное лицо административного органа и судья районного суда пришли к правильному выводу о наличии в действиях ООО «<данные изъяты>» состава административного правонарушения, предусмотренного частью 6 статьи 12.21.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.

Порядок и срок давности привлечения общества к административной ответственности соблюдены.

Размер наложенного административного штрафа на основании положений статьи 4.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях судьей правомерно снижен до 200 000 рублей.

Доводы заявителя о том, что в момент фиксации правонарушения транспортное средство находилось во владении иного лица, правомерно отклонены судьей районного суда.

Положениями части 1 статьи 2.6.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях установлено, что к административной ответственности за административные правонарушения в области дорожного движения, совершенные с использованием транспортных средств, в случае фиксации этих административных правонарушений работающими в автоматическом режиме специальными техническими средствами, имеющими функции фото- и киносъемки, видеозаписи, или средствами фото- и киносъемки, видеозаписи привлекаются собственники (владельцы) транспортных средств.В соответствии с частью 2 названной статьи собственник (владелец) транспортного средства освобождается от административной ответственности, если в ходе рассмотрения жалобы на постановление по делу об административном правонарушении, вынесенное в соответствии с частью 3 статьи 28.6 названного Кодекса, будут подтверждены содержащиеся в ней данные о том, что в момент фиксации административного правонарушения транспортное средство находилось во владении или в пользовании другого лица либо к данному моменту выбыло из его обладания в результате противоправных действий других лиц.

Исходя из положений части 2 статьи 2.6.1, примечания к статье 1.5 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, доказательства своей невиновности обязан представить собственник (владелец) транспортного средства.

Как разъяснено в пункте 27 постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 25 июня 2019 года № 20 «О некоторых вопросах, возникающих в судебной практике при рассмотрении дел об административных правонарушениях, предусмотренных главой 12 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях», доказательствами, подтверждающими факт нахождения транспортного средства во владении (пользовании) другого лица, могут, в частности, являться полис обязательного страхования гражданской ответственности владельцев транспортных средств, в котором имеется запись о допуске к управлению данным транспортным средством другого лица, договор аренды или лизинга транспортного средства, показания свидетелей и (или) лица, непосредственно управлявшего транспортным средством в момент фиксации административного правонарушения. Указанные, а также иные доказательства исследуются и оцениваются по правилам статьи 26.11 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.

В подтверждение своих доводов заявителем в материалы дела представлены копии договора аренды от ДД.ММ.ГГ, заключенного между ООО «<данные изъяты>» и В.А.В. в отношении вышеуказанного транспортного средства на срок до ДД.ММ.ГГ, и акта приема-передачи транспортного средства от ДД.ММ.ГГ.

Какие – либо документы, связанные с осуществляемой ДД.ММ.ГГ (дата фиксации административного правонарушения) перевозкой, из которых бы следовало заключение договора перевозки иным лицом, не являющимся собственником, не представлено.

Условиями договора аренды запрет использования транспортного средства его собственником не предусмотрен.

Кроме того, согласно копии страхового полиса *** от ДД.ММ.ГГ страхователем по договору выступает ООО «<данные изъяты>», к управлению транспортным средством допущен неограниченный круг лиц.

Судья районного суда, оценив данные документы в совокупности с иными доказательствами надлежащим образом, на основании положений части 2 статьи 2.6.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, статьи 1.5 названного Кодекса и примечания к ней, руководствуясь разъяснениями, данными в пункте 27 постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 25 июня 2019 года № 20 «О некоторых вопросах, возникающих в судебной практике при рассмотрении дел об административных правонарушениях, предусмотренных главой 12 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях», пришел к верному выводу о том, что достаточных и бесспорных доказательств нахождения транспортного средства в момент фиксации административного правонарушения во владении иного лица не представлено. Реальность заключения в указанную дату и исполнения договора аренды не подтверждена, сведения о передаче автомобиля в аренду оператору взимания платы не сообщены.

Так, в соответствии с пунктами 3, 4 Правил взимания платы в счет возмещения вреда, причиняемого автомобильным дорогам общего пользования федерального значения транспортными средствами, имеющими разрешенную максимальную массу свыше 12 тонн, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 14 июня 2013 года № 504, взимание платы осуществляется с использованием системы взимания платы; оператор осуществляет регистрацию транспортного средства и его собственника (владельца) в реестре системы взимания платы, представляющим собой информационный регистр, содержащий сведения о транспортных средствах и собственниках (владельцах) транспортных средств.

Согласно пункту 65 названных Правил при изменении данных о собственнике (владельце) транспортного средства, недоступных к редактированию посредством личного кабинета, собственник (владелец) транспортного средства обращается в центр информационной поддержки пользователей и представляет оператору оригиналы и заверенные в установленном порядке копии документов, подтверждающих изменения. Собственник (владелец) транспортного средства несет ответственность за достоверность, полноту и актуальность данных (сведений), представленных оператору, а также за своевременность внесения в них изменений.

В силу пункта 42 указанных Правил, в случае если собственником (владельцем) транспортного средства является лицо, владеющее транспортным средством на ином, чем право собственности, законном основании, регистрация такого собственника (владельца) транспортного средства осуществляется в центре информационной поддержки пользователей. При этом информация о законных основаниях владения транспортным средством указывается таким лицом в заявлении о регистрации в реестре.

Согласно ответу ООО «<данные изъяты>» транспортное средство <данные изъяты>, государственный регистрационный знак ***, зарегистрировано в реестре системы взимания платы «<данные изъяты>» за ООО «<данные изъяты>» (оно же обращалось с заявлением о такой регистрации).

Как следует из материалов дела, ООО «<данные изъяты>» каких-либо сведений о заключении договора аренды транспортного средства оператору, осуществляющему регистрацию транспортного средства и его собственника (владельца) в реестре системы взимания платы, не представило, и арендатору транспортного средства таких полномочий не передавало.

В.А.В., на которого заявитель указывает как на арендатора транспортного средства в период, относящийся к событию административного правонарушения, не был зарегистрирован в системе взимания платы в счет возмещения вреда, причиняемого автомобильным дорогам, как владелец транспортного средства на основании договора аренды.

Правовая позиция, в соответствии с которой приведенное обстоятельство (регистрация владельца транспортного средства в системе взимания платы) имеет доказательственное значение по данной категории дел, изложена в постановлении Верховного Суда Российской Федерации от 22 ноября 2019 года № 9-АД19-54.

В качестве индивидуального предпринимателя с видами деятельности, связанными с осуществлением перевозок, В.А.В. на дату совершения вмененного правонарушения не зарегистрирован. Более того, с видами деятельности по перевозкам не зарегистрированы в качестве индивидуальных предпринимателей и М.Н.Н., М.Н.Я., являющиеся налоговыми агентами физического лица – В.А.В. в 2023 году согласно представленным Отделением фонда пенсионного и социального страхования Российской Федерации по Алтайскому краю сведениям от ДД.ММ.ГГ.

Согласно выпискам из Единого государственного реестра индивидуальных предпринимателей М.Н.Я. ДД.ММ.ГГ зарегистрирована в качестве главы крестьянского (фермерского) хозяйства, основным видом деятельности которого является развитие молочного крупного рогатого скота, дополнительным - выращивание зерновых культур, М.Н.А. зарегистрирован в качестве индивидуального предпринимателя ДД.ММ.ГГ, основным видом деятельности является производство пиломатериалов, непропитанных железнодорожных и трамвайных шпал из древесины.

В.А.В. зарегистрирован в качестве индивидуального предпринимателя ДД.ММ.ГГ с основным видом деятельности аренда и управление собственным или арендованным нежилым недвижимым имуществом.

Согласно выписке из Единого государственно реестра юридических лиц основным видом экономической деятельности ООО «<данные изъяты>» является деятельность автомобильного грузового транспорта.

По данным ФИС ГИБДД об административных правонарушениях в области дорожного движения за период с ДД.ММ.ГГ по ДД.ММ.ГГ, допущенных при управлении транспортным средством <данные изъяты>, государственный регистрационный знак ***, на указанном транспортном средстве ДД.ММ.ГГ совершено административное правонарушение, предусмотренное частью 2 статьи 12.12 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, зафиксированное в автоматическом режиме, при этом постановление ООО «<данные изъяты>» не обжаловано.

Кроме того, как неоднократно подчеркивалось Конституционным Судом Российской Федерации, автомобильные дороги общего пользования, будучи основными транспортными артериями страны, предназначены в том числе для перевозки грузов по всей территории России и за ее пределы, что предполагает ответственность государства как публичного субъекта и как собственника, на котором лежит бремя содержания данного имущества, за состояние дорог. Их сохранность обеспечивается комплексом мероприятий, направленных на соблюдение требований, установленных международными договорами Российской Федерации, федеральными законами и принимаемыми в соответствии с ними иными нормативными правовыми актами Российской Федерации, владельцами (в области ремонта и содержания) и пользователями (в области использования) автомобильных дорог, должностными лицами, юридическими и физическими лицами (в области использования полос отвода и придорожных полос) (пункт 21 статьи 3 Федерального закона от 08 ноября 2007 года № 257-ФЗ) (постановления Конституционного Суда Российской Федерации от 31 мая 2016 года № 14-П, от 18 января 2019 года № 5-П).

До истечения срока давности привлечения к административной ответственности ООО «<данные изъяты>» не воспользовалась предусмотренной пунктом 5 части 1 статьи 28.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях возможностью обратиться в административный орган с заявлением о нахождении транспортного средства во владении и пользовании иного лица.

Изложенное согласуется с правовой позицией Верховного Суда Российской Федерации, выраженной в постановлении от 11 августа 2023 года № 38-АД23-6-К1.

То обстоятельство, что движение осуществлялось по участку дороги регионального значения, учитывая, что разрешенная максимальная масса транспортного средства составляет свыше 12 тонн, не исключало необходимости внесения сведений об изменении владельца транспортного средства в реестре взимания платы, на что обоснованно указано судьей районного суда, в связи с чем доводы жалобы в этой части во внимание не принимаются.

Доводы жалобы о том, что при фотофиксации административного правонарушения не отображены регистрационные знаки автомобиля, виден только один регистрационный знак, что не позволяет идентифицировать автомобиль, подлежат отклонению.

Как следует из ответа КГКУ «<данные изъяты>», во время проезда транспортного средства через зону контроля комплексного поста дорожного контроля за весовыми и габаритными параметрами транспортных средств в движении, расположенного на <адрес>», входящие в состав <данные изъяты> камеры обзорные и камеры распознавания государственных регистрационных знаков в автоматическом режиме формируют фотографии переднего и заднего государственных регистрационных знаков данного транспортного средства, а также обзорные фотографии их вида сбоку.

Данный ответ и материалы фотофиксации согласуются с содержанием указанного выше акта, в котором в автоматическом режиме отображен задний государственный регистрационный знак в читаемом виде, что позволяет идентифицировать данное транспортное средство.

Таким образом, поскольку доводы жалобы о том, что в момент фиксации правонарушения зарегистрированное за ООО «<данные изъяты>» транспортное средство находилось в пользовании другого лица вне контроля собственника, не подтверждены объективными доказательствами, последнее обоснованно привлечено к административной ответственности.

Несогласие заявителя с оценкой установленных обстоятельств правовым основанием к отмене принятых по делу актов не является.

При рассмотрении дела существенных нарушений Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях не допущено, в связи с чем жалоба удовлетворению не подлежит.

Руководствуясь статьями 30.7, 30.9 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, судья

РЕШИЛ:

решение судьи Рубцовского районного суда Алтайского края от 27 июня 2024 года оставить без изменения, жалобу генерального директора общества с ограниченной ответственностью «<данные изъяты>» В.А.Н. - без удовлетворения.

Решение может быть обжаловано в порядке статьи 30.14 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях в Восьмой кассационный суд общей юрисдикции.

Судья Н.Н. Барсукова

21-569/2024

Категория:
Административные
Ответчики
ООО "Бачурина"
Другие
МТУ Ространснадзора по ЦФО
Бычихин Ю.В.
Васильев А.Н.
Суд
Алтайский краевой суд
Дело на сайте суда
kraevoy.alt.sudrf.ru
22.07.2024Материалы переданы в производство судье
14.08.2024Судебное заседание
19.08.2024Дело сдано в отдел судебного делопроизводства
20.08.2024Направление копии решения (определения) в соотв. с чч. 2, 2.1, 2.2 ст. 30.8 КоАП РФ
20.08.2024Дело оформлено
20.08.2024Дело передано в экспедицию
14.08.2024
Решение

Детальная проверка физлица

  • Уголовные и гражданские дела
  • Задолженности
  • Нахождение в розыске
  • Арбитражи
  • Банкротство
Подробнее