Решение по делу № 2-28/2024 (2-1033/2023;) от 30.10.2023

Дело

Р Е Ш Е Н И Е

Именем Российской Федерации

<адрес> ДД.ММ.ГГГГ

Окуловский районный суд <адрес> в составе:

председательствующего судьи Н.В. Новиковой,

при помощнике судьи ФИО1,

с участием прокурора ФИО2,

представителя ответчика ФИО3,

рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по исковому заявлению

Новгородского межрайонного природоохранного прокурора в интересах неопределенного круга лиц к обществу с ограниченной ответственностью «Муниципальная управляющая компания «Окуловкасервис» об обязании совершить действия в отношении объекта размещения отходов,

У С Т А Н О В И Л:

Новгородский межрайонный природоохранный прокурор в интересах неопределенного круга лиц, с учетом уточнения исковых требований, обратилcя в суд с иском к ООО «МУК «Окуловкасервис» и администрации Окуловского муниципального района <адрес> об обязании ответчиков совершить действия в отношении объекта размещения отходов, расположенном по адресу: <адрес>, Окуловское городское поселение, юго-восточная часть кадастрового квартала .

В обоснование заявленных требований прокурор ссылается на то, что в нарушение пунктов 236, 237, 238, 256, 257 СанПин 2.1.3684-21, утвержденных постановлением Главного государственного санитарного врача РФ от 28.01.2021 года №3, объект размещения отходов системами водоснабжения и водоотведения не обеспечен; на территории объекта размещения отходов отсутствует система канав и ливневая канализация, а для отвода фильтрата – дренажная система; объект размещения отходов по всему периметру не оборудован кольцевым каналом и кольцевым валом; на объекте размещения отходов не осуществляется изоляция уплотненного слоя ТКО, рабочие карты не выделены; в месте разгрузки и размещения ТКО отсутствуют переносные сетчатые ограждения, в связи с чем, просил обязать ООО «МУК «Окуловкасервис» произвести оборудование объекта размещения (захоронения) отходов канавами и ливневой канализацией, а для отвода фильтрата – дренажной системой; произвести оборудование объекта кольцевым каналом и кольцевым валом высотой не менее двух метров по всему периметру объекта размещения отходов; произвести изоляцию уплотненного слоя ТКО на всей территории размещения отходов объекта; установить на объекте размещения (захоронения) отходов в месте разгрузки и размещения ТКО переносные сетчатые ограждения, и обязать администрацию Окуловского муниципального района <адрес> обеспечить объект размещения отходов системами водоснабжения и водоотведения.

Определениями Окуловского районного суда <адрес> (занесены в протокол судебного заседания) к участию в деле в качестве третьих лиц, не заявляющих самостоятельных требований относительно предмета спора, привлечены Министерство природных ресурсов, лесного хозяйства и экологии <адрес>, Управление Роспотребнадзора по <адрес>, Территориальный отдел Управления Федеральной службы по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека по <адрес> в <адрес>.

В судебном заседании прокурор ФИО2 исковые требования в уточненном виде поддержала.

Представитель ответчика - ООО «МУК «Окуловкасервис» ФИО3 исковые требования не признала, пояснив, что в момент проведения проверки ДД.ММ.ГГГГ предприятием проводились работы по изоляции уплотненного слоя ТКО, в целях чего был привезен грунт, что не препятствовало проверяющему органу в течение срока установленного проверки по ДД.ММ.ГГГГ проверить соблюдение данного требования, поскольку в качестве изолирующего слоя размещено более <данные изъяты> куб.м грунта при потребности в <данные изъяты> куб.м, что отражено в статистической отчетности в позиции <данные изъяты> раздела <данные изъяты> по форме (отходы). При осмотре ДД.ММ.ГГГГ не было разгрузки отходов, в связи с чем, переносное сетчатое ограждение не применялось, а в наличии оно имелось. В остальной части исковые требования являются не конкретизированными с точки зрения возможности их исполнения, а также подлежат отнесению на собственника объекта – администрацию Окуловского муниципального района <адрес>.

Представитель ответчика - администрации Окуловского муниципального района <адрес> в судебное заседание не явился, извещен о месте и времени рассмотрения дела надлежащим образом, представил возражения относительно заявленных требований, согласно которым, исковые требования не признает, поскольку надлежащим ответчиком по ним является ООО «МУК «Окуловкасервис» на основании договора аренды от ДД.ММ.ГГГГ.

Представители третьих лиц, не заявляющих самостоятельные требования относительно предмета спора, Министерства природных ресурсов, лесного хозяйства и экологии <адрес>, Управления Роспотребнадзора по <адрес>, Территориального отдела Управления Федеральной службы по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека по <адрес> в <адрес>, в судебное заседание не явились, извещены о месте и времени рассмотрения дела надлежащим образом.

В соответствии со статьей 167 ГПК РФ суд счел возможным рассмотреть в отсутствие неявившихся участников процесса.

Выслушав стороны, исследовав письменные материалы дела, суд находит исковые требования подлежащими удовлетворению, исходя из следующего.

Право граждан на благоприятную окружающую среду закреплено в статье 42 Конституции РФ и статье 11 Федерального закона от 10.01.2002 года №7-ФЗ "Об охране окружающей среды".

В соответствии с пунктом 14 части 1 статьи 15 Федерального закона от 06.10.2003 года №131-ФЗ "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации" к вопросам местного значения муниципального района отнесено участие в организации деятельности по накоплению (в том числе раздельному накоплению), сбору, транспортированию, обработке, утилизации, обезвреживанию, захоронению твердых коммунальных отходов на территориях соответствующих муниципальных районов.

Согласно части 2 статьи 13 Федерального закона от 24.06.1998 года №89-ФЗ "Об отходах производства и потребления" организация деятельности по накоплению (в том числе раздельному накоплению), сбору, транспортированию, обработке, утилизации, обезвреживанию и захоронению твердых коммунальных отходов на территориях муниципальных образований осуществляется в соответствии с настоящим Федеральным законом.

Согласно статье 1 Федерального закона от 24.06.1998 N 89-ФЗ "Об отходах производства и потребления" отходы производства и потребления - отходы производства и потребления (далее - отходы) - вещества или предметы, которые образованы в процессе производства, выполнения работ, оказания услуг или в процессе потребления, которые удаляются, предназначены для удаления или подлежат удалению в соответствии с настоящим Федеральным законом; твердые коммунальные отходы - отходы, образующиеся в жилых помещениях в процессе потребления физическими лицами, а также товары, утратившие свои потребительские свойства в процессе их использования физическими лицами в жилых помещениях в целях удовлетворения личных и бытовых нужд. К твердым коммунальным отходам также относятся отходы, образующиеся в процессе деятельности юридических лиц, индивидуальных предпринимателей и подобные по составу отходам, образующимся в жилых помещениях в процессе потребления физическими лицами.

Территории муниципальных образований подлежат регулярной очистке от отходов в соответствии с экологическими, санитарными и иными требованиями (часть 1 статьи 13 указанного Федерального закона).

Согласно статье 1 Федерального закона от 10.01.2002 года №7-ФЗ "Об охране окружающей среды", охрана окружающей среды - деятельность органов государственной власти Российской Федерации, органов государственной власти субъектов Российской Федерации, органов местного самоуправления, общественных объединений и некоммерческих организаций, юридических и физических лиц, направленная на сохранение и восстановление природной среды, рациональное использование и воспроизводство природных ресурсов, предотвращение негативного воздействия хозяйственной и иной деятельности на окружающую среду и ликвидацию ее последствий.

Хозяйственная и иная деятельность органов государственной власти Российской Федерации, органов государственной власти субъектов Российской Федерации, органов местного самоуправления, юридических и физических лиц, оказывающая воздействие на окружающую среду, должна осуществляться на основе следующих принципов: соблюдение права человека на благоприятную окружающую среду; обеспечение благоприятных условий жизнедеятельности человека; презумпция экологической опасности планируемой хозяйственной и иной деятельности; допустимость воздействия хозяйственной и иной деятельности на природную среду исходя из требований в области охраны окружающей среды (статья 3 указанного Федерального закона).

Согласно части 1 статьи 34 Федерального закона от 10.01.2002 года №7-ФЗ "Об охране окружающей среды", хозяйственная и иная деятельность, которая оказывает или может оказывать прямое или косвенное негативное воздействие на окружающую среду, осуществляется в соответствии с требованиями в области охраны окружающей среды.

Эксплуатация объектов капитального строительства осуществляется в соответствии с требованиями в области охраны окружающей среды, в том числе проводятся мероприятия по сохранению и восстановлению природной среды, рациональному использованию природных ресурсов, обеспечению экологической безопасности, предотвращению негативного воздействия на окружающую среду, по рекультивации земель, и с учетом соблюдения нормативов качества окружающей среды (часть 1 статьи 39 указанного Федерального закона).

В соответствии с частью 2статьи 1 Федерального закона от 24.06.1998 N 89-ФЗ "Об отходах производства и потребления" юридические лица и индивидуальные предприниматели при эксплуатации зданий, сооружений и иных объектов, связанной с обращением с отходами, обязаны соблюдать федеральные нормы и правила и иные требования в области обращения с отходами.

В силу части 3 статьи 12 Федерального закона от 24.06.1998 N 89-ФЗ "Об отходах производства и потребления", на территориях объектов размещения отходов и в пределах их воздействия на окружающую среду собственники объектов размещения отходов, а также лица, во владении или в пользовании которых находятся объекты размещения отходов, обязаны проводить мониторинг состояния и загрязнения окружающей среды в порядке, установленном федеральными органами исполнительной власти в области обращения с отходами в соответствии со своей компетенцией.

Отходы производства и потребления подлежат сбору, накоплению, транспортированию, обработке, утилизации, обезвреживанию, размещению, условия и способы которых должны быть безопасными для здоровья населения и среды обитания и которые должны осуществляться в соответствии с санитарными правилами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации (часть 1 статьи 22 Федерального закона от 30.03.1999 года №52-ФЗ "О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения").

В соответствии с частью 1 статьи 39 Федерального закона от 30.03.1999 года №52-ФЗ "О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения" на территории Российской Федерации действуют федеральные санитарные правила, утвержденные федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим федеральный государственный санитарно-эпидемиологический надзор, в порядке, установленном Правительством Российской Федерации.

Соблюдение санитарных правил является обязательным для граждан, индивидуальных предпринимателей и юридических лиц (часть 3 статьи 39 Федерального закона от 30.03.1999 года №52-ФЗ "О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения").

Санитарно-эпидемиологические требования к содержанию территорий городских и сельских поселений, к водным объектам, питьевой воде и питьевому водоснабжению, атмосферному воздуху, почвам, жилым помещениям, эксплуатации производственных, общественных помещений, организации и проведению санитарно-противоэпидемических (профилактических) мероприятий утверждены постановлением Главного государственного врача санитарного врача Российской Федерации от 28.01.2021 года №3 (далее - СанПиН 2.1.3684-21).

Согласно пункту 1 СанПиН 2.1.3684-21, настоящие санитарные правила и нормы (далее - Санитарные правила) являются обязательными для исполнения органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации, органами местного самоуправления, юридическими лицами и гражданами, в том числе индивидуальными предпринимателями (далее - хозяйствующие субъекты).

Согласно пункту 236 СанПиН 2.1.3684-21 объекты размещения отходов должны быть обеспечены системами водоснабжения и водоотведения.

Согласно пункту 237 СанПиН 2.1.3684-21 для перехвата поверхностного стока с территории объекта размещения отходов хозяйствующими субъектами, эксплуатирующими объекты захоронения отходов, предусматривается система канав и ливневая канализация, а для отвода фильтрата - дренажная система.

Согласно пункту 238 СанПиН 2.1.3684-21 по всему периметру зоны захоронения хозяйствующими субъектами, эксплуатирующими объекты захоронения отходов, должны быть предусмотрены кольцевой канал и кольцевой вал высотой не менее 2 метров.

Согласно пункту 256 СанПиН 2.1.3684-21 размещение ТКО должно осуществляться только на рабочей карте и в соответствии с регламентом и режимом работы полигона. Промежуточная или окончательная изоляция уплотненного слоя ТКО осуществляется ежесуточно при температуре выше плюс 5 °C, при температуре плюс 5 °C и ниже - не позднее трех суток со времени размещения ТКО.

Согласно пункту 257 СанПиН 2.1.3684-21 переносные сетчатые ограждения должны устанавливаться хозяйствующим субъектом, эксплуатирующим полигон, непосредственно у места разгрузки и размещения ТКО, перпендикулярно направлению ветра, для задержки легких фракций отходов, высыпающихся при разгрузке ТКО из мусоровозов и перемещаемых бульдозерами к рабочей карте.

Судом установлено, что на территории <адрес> по адресу: <адрес>, Окуловское городское поселение, юго-восточная часть кадастрового квартала , от ориентира жилого <адрес> км восточнее, от ориентира <адрес> км северо-западнее, расположен объект размещения отходов (далее – ОРО), собственником которого является муниципальное образование «Окуловский муниципальный район».

В соответствии с договором аренды от ДД.ММ.ГГГГ, заключенным сроком на <данные изъяты> лет с администрацией Окуловского муниципального района <адрес>, ООО «МУК «Окуловкасервис» осуществляет временное владение и пользование вышеуказанным ОРО, назначение – свалка, площадью <данные изъяты> кв.м., с земельным участком, в пределах которого расположено сооружение, с видом использования – для осуществления деятельности по сбору и размещению, утилизации твердых отходов III-V классов опасности.

В государственном реестре объектов размещения отходов данному объекту размещения (захоронения) отходов <адрес> присвоен номер: .

В соответствии с лицензией на осуществление деятельности по сбору, транспортированию, обработке, утилизации, обезвреживанию, размещению отходов <данные изъяты> классов опасности от ДД.ММ.ГГГГ серии , выданной Управлением Росприроднадзора по <адрес>, общество имеет право на осуществление работ по захоронению отходов при осуществлении деятельности на указанном ОРО.

Исходя из изложенного, администрация Окуловского муниципального района <адрес> является собственником ОРО, а ООО «МУК «Окуловкасервис» - хозяйствующим субъектом.

Согласно письменному отзыву Министерства природных ресурсов, лесного хозяйства и экологии <адрес> от ДД.ММ.ГГГГ, год вводы в эксплуатацию ОРО – <данные изъяты>, вместимость <данные изъяты> тонн. По инвентаризационной ведомости в региональный кадастр отходов на ДД.ММ.ГГГГ на ОРО размещено <данные изъяты> тонн, заполненность <данные изъяты>%. Учитывая данные технического отчета, заполненность составит <данные изъяты>%. Региональный кадастр по состоянию на ДД.ММ.ГГГГ будет сформирован ДД.ММ.ГГГГ. Закрытие объекта планируется после исчерпания мощности и ввода в эксплуатацию межмуниципального полигона ТКО, расположенного по адресу: <адрес>, Сушиловского сельское поселение.

При рассмотрении дела по существу, суд исходит из положений статьи 56 ГПК РФ о том, что каждая сторона должна доказать те обстоятельства, на которые она ссылается как на основания своих требований и возражений, если иное не предусмотрено федеральным законом.

Из письменных материалов дела следует, что Новгородской природоохранной прокуратурой проводилась проверка соблюдения природоохранного законодательства об отходах производства и потребления на объектах размещения твердых коммунальных отходов.

Из справки от ДД.ММ.ГГГГ следует, что начальником отдела охраны окружающей среды департамента охраны окружающей среды и выдачи разрешительных документов Министерства природных ресурсов, лесного хозяйства и экологии <адрес> ДД.ММ.ГГГГ осуществлен выезд на ОРО, где были выявлены следующие нарушения: территория ОРО по периметру не ограждена; осушительная траншея или вал высотой не менее <данные изъяты> метров по периметру отсутствует; не регулярно производится межслоевая изоляция территории; согласно графику эксплуатации рабочих карт, работы должны были проводиться только в <данные изъяты> секторе, виде чего на секторах <данные изъяты> должна была производиться межслоевая изоляция, однако, на момент осмотра изоляция была произведена только предположительно в 1 секторе (согласно плану размещения отходов); переносные сетчатые ограждения на месте разгрузки отходов не установлены.

Согласно информации от ДД.ММ.ГГГГ, представленной Территориальным отделом Управления Федеральной службы по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека по <адрес> в <адрес>, ДД.ММ.ГГГГ проведен осмотр ОРО, в результате которого установлено, что данный объект не обеспечен системами водоснабжения и водоотведения, на территории объекта не предусмотрена система канав и ливневая канализация, а для отвода фильтрата – дренажная система.

Таким образом, на момент проведения проверки, прокурором выявлены нарушения требований пунктов 236, 237, 238, 256 и 257 СанПиН 2.1.3684-21.

При этом, нарушение пунктов 237, 238, 256 и 257 СанПиН 2.1.3684-21 суд относит на ООО «МУК «Окуловкасервис» как на хозяйствующий субъект, о чем прямо указано в содержании вышеназванных пунктов.

Нарушение пункта 236 СанПиН 2.1.3684-21 суд относит на администрацию Окуловского муниципального района <адрес> как на собственника ОРО по следующим основаниям.

В возражениях на исковые требования прокурора, администрация Окуловского муниципального района <адрес>, ссылается на пункт <данные изъяты> договора аренды от ДД.ММ.ГГГГ, согласно которому, арендатор (ООО «МУК «Окуловкасервис») обязан производить в разумный срок за свой счет любого вида ремонт переданного в аренду имущества.

Вместе с тем, судом установлено, что ОРО системами водоснабжения и водоотведения не обеспечен, то есть таких систем не существует, что не оспаривалось ответчиками, соответственно, предмет, подлежащий ремонту, отсутствует.

Более того, пункт 236 СанПиН 2.1.3684-21 не относит к хозяйствующему субъекту обеспечение объекта размещения отходов системами водоснабжения и водоотведения и, исходя из системного анализа вышеприведенного законодательства, в данной ситуации собственник не освобожден от обязанности по соблюдению санитарных правил в области охраны окружающей среды.

Доводы представителя ответчика ООО «МУК «Окуловкасервис» о совершении действий по изоляции уплотненного слоя ТКО на всей территории размещения отходов после ДД.ММ.ГГГГ, о наличии переносного сетчатого ограждения по состоянию на ДД.ММ.ГГГГ, о разной смысловой нагрузке понятий «предусмотрены» и «обеспечены», о возможности обустройства ОРО системами канав и ливневой канализацией в срок до ДД.ММ.ГГГГ, о неясности порядка исполнения требований прокурора, сводятся к несогласию с исковыми требованиями и не являются основанием для отказа в их удовлетворении.

В соответствии со статьей 103 ГПК РФ, с ООО «МУК «Окуловкасервис» в пользу местного бюджета подлежат взысканию судебные расходы по уплате государственной пошлины в размере <данные изъяты> рублей, от уплаты которых истец освобожден при обращении в суд.

На основании изложенного, руководствуясь статьями 194-199 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, суд

Р Е Ш И Л:

Исковые требования Новгородского межрайонного природоохранного прокурора – удовлетворить.

Обязать общество с ограниченной ответственностью «Муниципальная управляющая компания «Окуловкасервис» (ИНН , ОГРН ) на объекте размещения отходов, расположенном по адресу: <адрес>, юго-восточная часть кадастрового квартала , в срок до ДД.ММ.ГГГГ совершить следующие действия:

- произвести оборудование объекта размещения (захоронения) отходов канавами и ливневой канализацией, а для отвода фильтрата – дренажной системой;

- произвести оборудование объекта кольцевым каналом и кольцевым валом высотой не менее двух метров по всему периметру объекта размещения отходов;

- произвести изоляцию уплотненного слоя ТКО на всей территории размещения отходов объекта;

- установить на объекте размещения (захоронения) отходов в месте разгрузки и размещения ТКО переносные сетчатые ограждения.

Обязать администрацию Окуловского муниципального района <адрес> (ИНН , ОГРН ) в срок до ДД.ММ.ГГГГ обеспечить объект размещения отходов, расположенный по адресу: <адрес>, юго-восточная часть кадастрового квартала , системами водоснабжения и водоотведения.

Взыскать с общества с ограниченной ответственностью «Муниципальная управляющая компания «Окуловкасервис» (ИНН , ОГРН ) в доход местного бюджета судебные расходы по уплате государственной пошлины в размере <данные изъяты> рублей.

Судья Н.В. Новикова

Мотивированное решение составлено ДД.ММ.ГГГГ.

2-28/2024 (2-1033/2023;)

Категория:
Гражданские
Истцы
Новгородский межрайонный природоохранный прокурор
Ответчики
ООО МУК "Окуловкасервис"
Администрация Окуловского муниципального района
Другие
Управление Роспотребнадзора по Новгородской области
Территориальный отдел Управления Федеральной службы по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека по Новгородской области в Боровичском районе
Прокурор Окуловского района
Министерство природных ресурсов, лесного хозяйства и экологии Новгородской области
Суд
Окуловский районный суд Новгородской области
Судья
Новикова Надежда Викторовна (11)
Дело на сайте суда
okulovsky.nvg.sudrf.ru
30.10.2023Регистрация иска (заявления, жалобы) в суде
30.10.2023Передача материалов судье
31.10.2023Решение вопроса о принятии иска (заявления, жалобы) к рассмотрению
31.10.2023Вынесено определение о подготовке дела к судебному разбирательству
01.12.2023Подготовка дела (собеседование)
01.12.2023Вынесено определение о назначении дела к судебному разбирательству
25.12.2023Судебное заседание
01.02.2024Судебное заседание
22.02.2024Судебное заседание
05.03.2024Судебное заседание
15.03.2024Изготовлено мотивированное решение в окончательной форме
02.04.2024Дело сдано в отдел судебного делопроизводства
05.03.2024
Решение

Детальная проверка физлица

  • Уголовные и гражданские дела
  • Задолженности
  • Нахождение в розыске
  • Арбитражи
  • Банкротство
Подробнее