Решение по делу № 33а-561/2021 от 20.01.2021

Дело 2а-257/2020 Председательствующий-судья Мотырева О.В.

АПЕЛЛЯЦИОННОЕ ОПРЕДЕЛЕНИЕ № 33а-561/2021

гор. Брянск 25 февраля 2021 года

Судебная коллегия по административным делам Брянского областного суда в составе:

Председательствующего Мариной Ж.В.,

судей областного суда Денисюка О.Н., Катасоновой С.В.,

при секретаре Ласой А.А.,

рассмотрела в открытом судебном заседании административное дело по апелляционной жалобе представителя административного ответчика главы администрации Злынковского района Брянской области Грищенко А.П. на решение Злынковского районного суда Брянской области от 21 октября 2020 года по административному исковому заявлению прокурора Злынковского района в защиту прав, свобод и интересов неопределенного круга лиц к администрации Злынковского района о признании бездействия незаконным и о понуждении к совершению действий по постановке на государственный кадастровый учет автомобильной дороги.

Заслушав доклад судьи Катасоновой С.В., судебная коллегия

УСТАНОВИЛА:

Прокурор Злынковского района Брянской области обратился в суд с административным исковым заявлением к администрации Злынковского района о признании незаконным бездействия по не постановке на государственный кадастровый учет автомобильной дороги общего пользования местного значения протяженностью 500 м по ул.Новозыбковская п.Софиевка Злынковского района Брянской области, не регистрации права собственности на указанный объект, и возложении обязанности по постановке на государственный кадастровый учет указанной автомобильной дороги с последующей регистрацией права собственности в течение 18 месяцев со дня вступления решения в законную силу.

В обоснование заявленных требований прокурор указал, что расположенная на территории п.Софиевка Злынковского района автомобильная дорога по ул.Новозыбковской (500 м), является автомобильной дорогой общего пользования местного значения. На административного ответчика возлагается обязанность по учету автомобильных дорог, поддержанию в надлежащем состоянии, обеспечению безопасного дорожного движения для неопределенного круга лиц. Вместе с тем, на государственном кадастровом учете автомобильная дорога по ул.Новозыбковской п.Софиевка Злынковского района не состоит, никаких мер, направленных на регистрацию права собственности на указанное имущество, администрацией Злынковского района не предпринимается. Указанное бездействие способствует созданию опасности для здоровья населения, поскольку приведение транспортной инфраструктуры в надлежащее состояние без учета и регистрации права собственности на автомобильные дороги невозможно. Считает, что бездействие администрации Злынковского района по постановке на государственный кадастровый учет и последующей регистрации права собственности на автомобильную дорогу общего пользования местного значения нарушает право граждан на безопасные условия дорожного движения.

Решением Злынковского районного суда Брянской области от 21 октября 2020 года административное исковое заявление прокурора Злынковского района в защиту прав, свобод и интересов неопределенного круга лиц удовлетворено.

Суд постановил:

Признать незаконным бездействие администрации Злынковского района, выразившееся в непринятии мер по постановке на государственный кадастровый учет и оформлению права собственности на автомобильную дорогу общего пользования местного значения протяженностью 500 м по ул.Новозыбковская п.Софиевка Злынковского района Брянской области, обязав администрацию Злынковского района в течение восемнадцати месяцев со дня вступления решения в законную силу поставить автомобильную дорогу общего пользования местного значения протяженностью 500 м по ул.Новозыбковская п.Софиевка Злынковского района Брянской области на государственный кадастровый учет с последующей регистрацией права собственности на указанный объект.

В апелляционной жалобе представитель административного ответчика глава администрации Злынковского района Брянской области Грищенко А.П. просит отменить решение суда, принять по делу новое решение, указывая на неправильное применение судом норм материального и процессуального права. Считает, что бездействие администрации Злынковского района, выразившееся в непринятии мер по постановке на государственный кадастровый учет и оформлению права собственности на автомобильную дорогу местного значения протяженностью 500 м по ул.Новозыбковская п.Софиевка Злынковского района Брянской области отсутствует, поскольку администрация Злынковского района добросовестно, открыто и непрерывно осуществляет владение автомобильными дорогами в границах населенных пунктов сельских поселений Злынковского района. Право муниципальной собственности – муниципального образования «Злынковский район» на автомобильные дороги общего и необщего пользования в границах населенных пунктов сельских поселений Злынковского района прямо закреплено п. 10 ст. 6 Федерального закона № 257-ФЗ от 08 ноября 2007 года, что, по мнению апеллянта, указывает на то, что указанные дороги не являются бесхозяйными и отсутствует бездействие администрации по не оформлению государственной регистрации объекта в муниципальную собственность. Считает, что права и законные интересы граждан нарушенными не являются, а выводы суда, изложенные в решении, не соответствуют обстоятельствам дела.

В письменных возражениях на апелляционную жалобу и.о. прокурора Злынковского района Брянской области Новик С.В. просит оставить решение суда без изменения, апелляционную жалобу - без удовлетворения.

Лица, участвующие в деле, в судебное заседание суда апелляционной инстанции не явились, будучи извещенными надлежащим образом о месте и времени судебного заседания, доказательств наличия уважительных причин своего отсутствия не представили, об отложении слушания по делу не ходатайствовали.

При таких обстоятельствах, в соответствии с положениями ст. ст. 150, 307 КАС РФ судебная коллегия полагает возможным рассмотреть дело в отсутствие не явившихся лиц.

В соответствии с ч.1 ст. 308 КАС РФ суд апелляционной инстанции рассматривает административное дело в полном объеме и не связан основаниями и доводами, изложенными в апелляционных жалобе, представлении и возражениях относительно жалобы, представления.

Проверив материалы дела, обсудив доводы апелляционной жалобы, возражения на нее, заслушав объяснения представителя истца, судебная коллегия полагает, что апелляционная жалоба удовлетворению не подлежит.

В силу ч.4 ст. 218 КАС РФ в случаях, предусмотренных настоящим Кодексом, прокурор в пределах своей компетенции может обратиться в суд с административными исковыми заявлениями о признании незаконными решений, действий (бездействия) органов, организаций, лиц, наделенных государственными или иными публичными полномочиями, в защиту прав, свобод и законных интересов иных лиц, если полагают, что оспариваемые решения, действия (бездействие) не соответствуют нормативному правовому акту, нарушают права, свободы и законные интересы граждан, организаций, иных лиц, создают препятствия к осуществлению их прав, свобод и реализации законных интересов или на них незаконно возложены какие-либо обязанности.

Охрана жизни, здоровья и имущества граждан, защита их прав и законных интересов, а также защита интересов общества и государства осуществляются путем предупреждения дорожно-транспортных происшествий, снижения тяжести их последствий. Безопасность дорожного движения - это состояние, отражающее степень защищенности его участников от дорожно-транспортных происшествий и их последствий. Обеспечение безопасности дорожного движения - деятельность, направленная на предупреждение причин возникновения дорожно-транспортных происшествий, снижение тяжести их последствий.

Обеспечение безопасности дорожного движения осуществляется, в том числе посредством установления полномочий и ответственности органов местного самоуправления, регулирования деятельности на автомобильном транспорте и в дорожном хозяйстве (ст. ст. 1, 4, 5 Федерального закона от 10 декабря 1995 года № 196-ФЗ «О безопасности дорожного движения»).

Как следует из ч.1 ст. 37 Федерального закона от 06 октября 2003 года № 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» местная администрация (исполнительно-распорядительный орган муниципального образования) наделяется уставом муниципального образования полномочиями по решению вопросов местного значения и полномочиями для осуществления отдельных государственных полномочий, переданных органам местного самоуправления федеральными законами и законами субъектов Российской Федерации.

В соответствии с пп. 5 ч. 1 ст. 16 Федерального закона от 06 октября 2003 года №131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации», Уставом Злынковского района Брянской области к вопросам местного значения, не отнесенным к вопросам местного значения сельских поселений, отнесена дорожная деятельность в отношении автомобильных дорог местного значения в границах населенных пунктов поселения и обеспечение безопасности дорожного движения на них, а также осуществление иных полномочий в области использования автомобильных дорог и осуществления дорожной деятельности в соответствии с законодательством Российской Федерации.

Согласно ч.9 ст. 5 Федерального закона от 08 ноября 2007 года
№ 257-ФЗ «Об автомобильных дорогах и дорожной деятельности в Российской Федерации» автомобильными дорогами общего пользования местного значения являются автомобильные дороги общего пользования в границах населенных пунктов поселения, за исключением автомобильных дорог общего пользования федерального, регионального или межмуниципального значения, частных автомобильных дорог.

Пунктом 5 ч.1 ст. 14 Федерального закона от 06 октября 2003 года № 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» установлено, что к вопросам местного значения поселения отнесена дорожная деятельность в отношении автомобильных дорог местного значения в границах населенных пунктов поселения и обеспечение безопасности дорожного движения на них, включая создание и обеспечение функционирования парковок (парковочных мест), осуществление муниципального контроля за сохранностью автомобильных дорог местного значения в границах населенных пунктов поселения, а также осуществление иных полномочий в области использования автомобильных дорог и осуществления дорожной деятельности в соответствии с законодательством Российской Федерации.

Под дорожной деятельностью, согласно ст. 3 Федерального закона от
08 ноября 2007 года № 257-ФЗ «Об автомобильных дорогах и о дорожной деятельности в Российской Федерации и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации» понимается деятельность по проектированию, строительству, реконструкции, капитальному ремонту, ремонту и содержанию автомобильных дорог. При этом содержание и ремонт автомобильных дорог является разновидностью дорожной деятельности, осуществление которой в отношении автомобильных дорог местного значения относится к полномочиям органов местного самоуправления.

Как следует из материалов дела, прокуратурой Злынковского района Брянской области проведена проверка исполнения законодательства в сфере дорожной деятельности в границах населенных пунктов Злынковского района, в результате которой было установлено, что администрацией Злынковского района не предпринимается мер, направленных на регистрацию права собственности на автомобильную дорогу общего пользования местного значения по ул.Новозыбковская п.Софиевка Злынковского района протяженностью 500 м.

По данным Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Брянской области, сведения об указанной автомобильной дороге в Едином государственном реестре недвижимости отсутствуют.

Отношения, возникающие в связи с использованием автомобильных дорог и осуществлением дорожной деятельности в Российской Федерации (далее - дорожная деятельность), регулируются Федеральным законом от 08 ноября 2007 года № 257-ФЗ «Об автомобильных дорогах и о дорожной деятельности в Российской Федерации и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации».

Статья 6 Федерального закона от 08 ноября 2007 года № 257-ФЗ указывает, что автомобильные дороги могут находиться в федеральной собственности, собственности субъектов Российской Федерации, муниципальной собственности, а также в собственности физических или юридических лиц.

Пунктом 10 ст. 6 указанного выше Федерального закона установлено, что к собственности муниципального района относятся автомобильные дороги общего и необщего пользования в границах населенных пунктов сельского поселения, если иное не установлено законом субъекта Российской Федерации, и автомобильные дороги общего и необщего пользования в границах муниципального района, за исключением автомобильных дорог федерального, регионального или межмуниципального значения, автомобильных дорог местного значения городских поселений, частных автомобильных дорог.

Статьей 10 этого же Федерального закона предусмотрено формирование и ведение Единого государственного реестра автомобильных дорог, в который вносятся сведения об автомобильных дорогах, предоставленные собственниками данных дорог.

Исходя из положений ст. 50 Федерального закона от 6 октября 2003 года № 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» в собственности муниципальных образований может находиться имущество, предназначенное для решения установленных настоящим Федеральным законом вопросов местного значения

При этом, согласно ст. 51 вышеназванного Федерального закона органы местного самоуправления ведут реестры муниципального имущества в порядке, установленном уполномоченным Правительством Российской Федерации федеральным органом исполнительной власти.

Приказом Минэкономразвития РФ от 30 августа 2011 года № 424 утвержден Порядок ведения органами местного самоуправления реестров муниципального имущества, согласно которому реестр состоит из 3 разделов. В раздел 1 включаются сведения о муниципальном недвижимом имуществе, в том числе кадастровый номер муниципального недвижимого имущества.

В приказе Минтранса России от 20 мая 2009 года № 80 (в редакции 18 января 2017) «О Едином государственном реестре автомобильных дорог» указано, что в реестр, в том числе, вносятся сведения о собственнике автомобильной дороги, которые должны содержать вид и основные реквизиты правоустанавливающих и (или) правоудостоверяющих документов, на основании которых возникло вещное право на автомобильную дорогу. Реквизиты должны содержать наименование документа, его серию и номер, дату выдачи и название государственного органа (организации), выдавшего документ.

Удовлетворяя заявленные прокурором требования, суд первой инстанции, оценив представленные сторонами доказательства, правильно установил, что бездействие администрации Злынковского района, выразившееся в непринятии мер по постановке на кадастровый учет и в непринятии мер по оформлению права собственности на автомобильную дорогу, создает предпосылки к нарушению изложенных выше норм действующего законодательства, препятствует осуществлению государственного контроля за техническим состоянием дорог, а также, ведет к нарушению прав неопределенного круга лиц на безопасность дорожного движения, охрану жизни, здоровья и имущества граждан, защиту их интересов путем предупреждения возникающих в связи с ненадлежащим состоянием дорог дорожно-транспортных происшествий, снижения тяжести их последствий. Учитывая особенности финансирования необходимых мероприятий, суд пришел к обоснованному выводу о возможности установления для исполнения решения 18 месячного срока со дня его вступления в законную силу, находя такой срок разумным.

Судебная коллегия соглашается с выводами суда первой инстанции, поскольку при рассмотрении спора суд правильно определил юридически значимые обстоятельства, которые подтверждены материалами дела и исследованными судом доказательствами, которым дана надлежащая правовая оценка.

Доводы, изложенные в апелляционной жалобе, не могут служить основанием к отмене или изменению решения суда, поскольку выводов суда не опровергают, основаны на неправильном толковании норм материального права, направлены на переоценку выводов суда первой инстанции, следовательно, оснований для отмены решения суда не имеется.

Решение суда является законным и обоснованным, принятым с соблюдением норм материального и процессуального права.

На основании изложенного, руководствуясь ст. ст. 309, 311 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, судебная коллегия

ОПРЕДЕЛИЛА:

Решение Злынковского районного суда Брянской области от 21 октября 2020 года по административному исковому заявлению прокурора Злынковского района в защиту прав, свобод и интересов неопределенного круга лиц к администрации Злынковского района о признании бездействия незаконным и о понуждении к совершению действий по постановке на государственный кадастровый учет автомобильной дороги общего пользования местного значения с последующей регистрацией права собственности оставить без изменения, апелляционную жалобу представителя административного ответчика главы администрации Злынковского района Брянской области Грищенко А.П. – без удовлетворения.

На апелляционной определение может быть подана кассационная жалоба (представление) через суд первой инстанции в течение шести месяцев со дня вынесения апелляционного определения в Первый кассационный суд общей юрисдикции.

Председательствующий Ж.В. Марина

Судьи областного суда О.Н. Денисюк

С.В. Катасонова

33а-561/2021

Категория:
Гражданские
Истцы
Прокурор Злынковского района Брянской области
Ответчики
Администрация Злынковского района Брянской области
Другие
Управление Росреестра по Брянской области, МО по Новозыбковскому, Злынковскому районам и г. Новозыбкову Управления Росреестра по Брянской области
ФГБУ "Федеральная кадастровая палата"
Суд
Брянский областной суд
Дело на сайте суда
oblsud.brj.sudrf.ru
20.01.2021Передача дела судье
25.02.2021Судебное заседание
11.03.2021Дело сдано в отдел судебного делопроизводства
11.03.2021Передано в экспедицию
25.02.2021
Решение

Детальная проверка физлица

  • Уголовные и гражданские дела
  • Задолженности
  • Нахождение в розыске
  • Арбитражи
  • Банкротство
Подробнее