Дело № 2-1793/2022
УИД 33RS0003-01-2022-002650-88
РЕШЕНИЕ
именем Российской Федерации
18 октября 2022 года
Фрунзенский районный суд г. Владимира в составе:
председательствующего судьи Пруцковой Е.А.,
при секретаре Григорьевой А.О.,
с участием
представителя истца Сперанского М.М., представителя ответчика Усачевой С.А.,
рассмотрев в открытом судебном заседании в г. Владимире гражданское дело по иску Абрамовича Константина Васильевича к Государственному учреждению – Отделение Пенсионного фонда Российской Федерации по Владимирской области о назначении досрочной страховой пенсии по старости,
установил:
Абрамович К.В. обратился в суд с иском к Государственному учреждению – Отделение Пенсионного фонда РФ по Владимирской области (далее – ГУ ОПФР по Владимирской области) о назначении досрочной страховой пенсии по старости.
В обоснование иска указал, что 07.07.2021 обратился к ГУ-УПФР в г. Муроме Владимирской области с заявлением о назначении досрочной страховой пенсии по старости. Решением ГУ УПФР в г. Муроме Владимирской области от 04.08.2021 № 144108/21 в назначении страховой пенсии по старости с 07.07.2021 отказано в связи с тем, что истец, имея специальный стаж, предусмотренный п. 2 ч. 1 ст. 30 Федерального закона от 28.12.2013 № 400-ФЗ «О страховых пенсиях», в размере 22 года 05 месяцев 02 дня, не достиг требуемого пенсионного возраста 55 лет. Кроме того, истец имеет стаж работы в районах Крайнего Севера в размере 09 лет 09 месяцев 27 дней, то есть менее требуемых 15 лет, что не дает ему право на досрочную страховую пенсию по старости на основании п. 2 ст. 33 Федерального закона от 28.12.2013 № 400-ФЗ «О страховых пенсиях».
Не согласившись с данным решением, истец обратился в суд и просил обязать ответчика включить в страховой стаж, дающий право на досрочное назначение страховой пенсии по старости, период работы в районе Крайнего Севера 09 лет 09 месяц 27 дней и назначить ему досрочную страховую пенсию по старости с 07.08.2021.
В судебное заседание истец Абрамович К.В., извещенный надлежащим образом о времени и месте судебного разбирательства (л.д. 37), в судебное заседание не явился, направив в суд своего представителя Сперанского М.М.
Представитель истца Сперанский М.М., действующий на основании ордера № 156767 от 13.10.2022 (л.д. 34), поддержал заявленные требования по основаниям, изложенным в иске.
Представитель ответчика ГУ ОПФР по Владимирской области Усачева С.А., действующая на основании доверенности от 10.01.2022 № 12 (л.д. 40), возражала против удовлетворения требований по основаниям, приведенным в решении об отказе в назначении пенсии.
Кроме того, сведения о дате и времени судебного заседания, были своевременно размещены на сайте суда (л.д. 38).
Выслушав лиц, участвующих в деле, изучив представленные доказательства, суд приходит к следующему.
Судом установлено, что 07.07.2021 Абрамович К.В., 07.08.1969 года рождения, обратился в ГУ УПФР в г. Муроме Владимирской области с заявлением о назначении досрочной страховой пенсии по старости в соответствии с пунктом 2 части 1 статьи 30 Федерального закона от 28.12.2013 № 400-ФЗ «О страховых пенсиях».
Решением ГУ УПФР в г. Муроме Владимирской области от 04.08.2021 № 144108/21 истцу было отказано в назначении досрочной страховой пенсии по старости (л.д. 41-43).
Стаж работы по п. 2 ч. 1 ст. 30 Федерального закона от 28.12.2013 № 400-ФЗ составил 22 года 5 месяцев 02 дня, что достаточно для назначения пенсии. Однако Абрамович К.В. не достиг требуемого законом возраста 55 лет.
Ответчиком также определено, что стаж работы истца в районах Крайнего Севера составляет 09 лет 09 месяц 27 дней.
Указано, что право на назначение страховой пенсии по старости у заявителя возникнет с 07.08.2024, то есть по достижении возраста 55 лет.
Продолжительность стажа работы в районах Крайнего Севера, определенная ответчиком, истцом не оспаривалась, требования о включении в стаж работы в районах Крайнего Севера иных периодов истцом не заявлялось.
Согласно ст. 8 Федерального закона от 28.12.2013 N 400-ФЗ "О страховых пенсиях" право на страховую пенсию по старости имеют лица, достигшие возраста 65 и 60 лет (соответственно мужчины и женщины) (с учетом положений, предусмотренных приложением 6 к настоящему Федеральному закону), при наличии у них не менее 15 лет страхового стажа и величины индивидуального пенсионного коэффициента (далее – ИПК) в размере не менее 30, определяемых с учетом переходных положений ст. 35 Федерального закона от 28.12.2013 N 400-ФЗ.
В соответствии с п. 2 ч. 1 ст. 30 Федерального закона от 28.12.2013 № 400-ФЗ страховая пенсия по старости назначается ранее достижения возраста, установленного статьей 8 настоящего Федерального закона, при наличии величины индивидуального пенсионного коэффициента в размере не менее 30 мужчинам по достижении возраста 55 лет, если они проработали на работах с тяжелыми условиями труда не менее 12 лет 6 месяцев и имеют страховой стаж соответственно не менее 25 лет.
Судом установлено, что стаж истца на работах с тяжелыми условиями труда составил 22 года 5 месяцев 02 дня.
Между тем, возраста 55 лет истец достигнет 07.08.2024, и у него возникнет право на досрочную страховую пенсию по старости в связи с тяжелыми условиями труда.
Кроме того, законодателем предусмотрены и другие случаи досрочного назначения страховой пенсии по старости, в том числе за работу в районах Крайнего Севера.
Так пунктом 6 части 1 статьи 32 Федерального закона от 28.12.2013 № 400-ФЗ установлено, что страховая пенсия по старости назначается ранее достижения возраста, установленного статьей 8 настоящего Федерального закона, при наличии величины индивидуального пенсионного коэффициента в размере не менее 30 следующим гражданам: мужчинам по достижении возраста 60 лет (с учетом положений, предусмотренных приложением 6 к настоящему Федеральному закону), если они проработали не менее 15 календарных лет в районах Крайнего Севера и имеют страховой стаж соответственно не менее 25 лет.
При этом, гражданам, проработавшим в районах Крайнего Севера не менее 7 лет 6 месяцев, страховая пенсия назначается с уменьшением возраста, установленного статьей 8 настоящего Федерального закона, на четыре месяца за каждый полный календарный год работы в этих районах.
Приложением 6 к Федеральному закону от 28.12.2013 № 400-ФЗ предусмотрено постепенное увеличение возраста, в соответствии с которым граждане имеют право на страховую пенсию.
При этом, V - возраст, по достижении которого возникает право на страховую пенсию, в том числе в соответствии с пунктом 6 части 1 статьи 32 настоящего Федерального закона, по состоянию на 31 декабря 2018 года.
В соответствии с пунктом 6 части 1 статьи 32 Федерального закона от 28.12.2013 № 400-ФЗ по состоянию на 31 декабря 2018 года право на досрочное пенсионное обеспечение имели мужчины, достигшие возраста 55 лет, если они проработали не менее 15 календарных лет в районах Крайнего Севера. Поскольку 55 лет истцу исполнится в 2024 году, то в соответствии с приложением 6 к Федеральному закону от 28.12.2013 № 400-ФЗ, в случае наличия у истца 15 лет стажа работы в районах Крайнего Севера, право на пенсию возникло бы у истца только в 60 лет в 2029 году.
Между тем, стаж работы Абрамовича К.В. в районах Крайнего Севера составляет 09 лет 09 месяцев 27 дней (то есть полных 9 лет), что дает ему право на пенсию ранее возраста, установленного ст. 8 Федерального закона от 28.12.2013 N 400-ФЗ, на четыре месяца за каждый полный календарный год работы в этих районах, то есть на 36 месяцев (3 года).
Таким образом, законом предусмотрено уменьшение на четыре месяца за каждый полный календарный год работы в районах Крайнего Севера общеустановленного возраста ухода на пенсию (ст. 8 Федерального закона № 400-ФЗ), а не возраста, предусмотренного п. 2 ч. 1 ст. 30 Федерального закона.
В соответствии со ст. 8 Федерального закона от 28.12.2013 N 400-ФЗ право на страховую пенсию по старости имеют лица, достигшие возраста 65 и 60 лет (соответственно мужчины и женщины) (с учетом положений, предусмотренных приложением 6 к настоящему Федеральному закону), то есть для истца право на страховую пенсию в соответствии со ст. 8 закона возникнет в 65 лет, то есть в 2034 году, а при наличии стажа работы в районах Крайнего Севера в размере полных 9 лет на три года раньше, то есть в возрасте 62 лет в 2031 году.
В соответствии со ст. 33 Федерального закона от 28.12.2013 N 400-ФЗ "О страховых пенсиях" при определении стажа работы в районах Крайнего Севера и приравненных к ним местностях для досрочного назначения страховой пенсии по старости в связи с работой в указанных районах и местностях к указанной работе приравнивается работа, дающая право на досрочное назначение страховой пенсии по старости в соответствии с пунктами 1 - 10 и 16 - 18 части 1 статьи 30 настоящего Федерального закона, в порядке, определяемом Правительством Российской Федерации.
В Постановлении Правительства РФ от 14.07.2014 N 651 разъяснено, что приравнивание к работе в районах Крайнего Севера и приравненных к ним местностях при определении стажа работы в указанных районах и местностях для досрочного назначения страховой пенсии по старости в соответствии с пунктами 2 и 6 части 1 статьи 32 Федерального закона "О страховых пенсиях" (далее - Федеральный закон) работы, дающей право на досрочное пенсионное обеспечение в соответствии с пунктами 1 - 10 и 16 - 18 части 1 статьи 30 Федерального закона, осуществляется путем суммирования стажа работы в районах Крайнего Севера и приравненных к ним местностях и стажа на соответствующих видах работ.
В случае если стаж на соответствующих видах работ (отдельные его периоды) выработан в районах Крайнего Севера или приравненных к ним местностях, такой стаж в целях досрочного пенсионного обеспечения в соответствии с пунктами 2 и 6 части 1 статьи 32 Федерального закона учитывается как время работы соответственно в районах Крайнего Севера или приравненных к ним местностях.
Таким образом, к стажу работы в районах Крайнего Севера с целью определения права на досрочное пенсионное обеспечение в соответствии с п. 6 ч. 1 ст. 32 Федерального закона от 28.12.2013 № 400-ФЗ возможно суммировать периоды работы в тяжелых условиях.
Однако, как указывалось выше, даже в случае «замещения» недостающего до 15 лет стажа работы в районах Крайнего Севера за счет стажа работы в тяжелых условиях, истец будет иметь право на досрочное пенсионное обеспечение только в 60 лет в 2029 году.
В соответствии с ч. 2 ст. 33 Федерального закона от 28.12.2013 N 400-ФЗ "О страховых пенсиях" лицам, проработавшим не менее 15 календарных лет в районах Крайнего Севера или не менее 20 календарных лет в приравненных к ним местностях и имеющим необходимый для досрочного назначения страховой пенсии по старости, предусмотренной пунктами 1 - 10 и 16 - 18 части 1 статьи 30 настоящего Федерального закона, страховой стаж и стаж на соответствующих видах работ, возраст, установленный для досрочного назначения указанной пенсии, уменьшается на пять лет.
Между тем, календарный стаж работы истца в районах Крайнего Севера составил 09 лет 09 месяцев 27 дней, в связи с чем право на назначение пенсии со снижением возраста на 5 лет у истца также отсутствует.
Таким образом, доводы искового заявления основаны на неверном толковании норм материального права, в связи с чем исковые требования Абрамовича К.В. удовлетворению не подлежат.
Руководствуясь ст.ст. 194-198 ГПК РФ, суд
решил:
Исковые требования Абрамовича Константина Васильевича (№... к Государственному учреждению – Отделение Пенсионного фонда Российской Федерации по Владимирской области (№...) о назначении досрочной страховой пенсии по старости в полном объеме оставить без удовлетворения.
Решение суда может быть обжаловано в апелляционном порядке во Владимирский областной суд через Фрунзенский районный суд г. Владимира в течение месяца со дня изготовления решения суда в окончательном виде.
В окончательном виде решение суда изготовлено 25.10.2022.
Председательствующий судья Пруцкова Е.А.