47RS0011-01-2019-001130-43
Дело № 2а-1462/2019
РЕШЕНИЕ
ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
город Ломоносов 17 сентября 2019 года
Ломоносовский районный суд Ленинградской области в составе председательствующего судьи Яковлевой М.В.,
при секретаре Спренгель У.В.,
рассмотрев в открытом судебном заседании дело по административному исковому заявлению Постникова Андрея Васильевича к Управлению Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Ленинградской области (Управление Росреестра по Ленинградской области) об оспаривании решения об отказе в учете изменений объекта недвижимости и обязании внести изменения о виде разрешенного использования земельного участка,
УСТАНОВИЛ:
Постников А.В. обратился в Ломоносовский районный суд Ленинградской области с административным исковым заявлением к далее - Управлению Росреестра по Ленинградской области о признании незаконным решения об отказе в учете изменений объекта недвижимости № 47/19-18802 от 1 марта 2019 года и обязании ответчика внести изменения о виде разрешенного использования земельного участка с кадастровым № и изменить вид разрешенного использования «для сельскохозяйственного производства» на вид разрешенного использования «садоводство».
В обоснование заявленных требований административный истец указал, что решением № 47/19-18802 от 1 марта 2019 года ему отказано в учете изменений объекта недвижимости.
20 ноября 2018 года Постников А.В., в лице представителя Кудимова В.М. обратился в Ломоносовский филиал Многофункциональный центр с заявлением о государственном кадастровом учете изменений объекта недвижимости от 20 ноября 2018 года, представив ряд документов, в том числе письмо главы местной администрации муниципального образования Низинское сельское поселение № 1727-18 от 6 ноября 2018 года, из которого следует, что земельный участок с кадастровым № расположен в границах ДНП «Петергофская слобода», вид разрешенного использования изменен с «для сельскохозяйственного производства» на «земельные участки, находящиеся в составе дачных, садоводческих и огороднических объединений», то есть «садоводство». При этом административным истцом указано, что он неоднократно обращался с заявлением об изменении вида разрешенного использования «для сельскохозяйственного производства» на вид разрешенного использования «садоводство», представив для оформления соответствующих документов, постановление главы местной администрации № 65 от 9 июля 2009 года об изменении разрешенного использования земельного участка, принадлежащего ДНП «Петергофская слобода» и расположенного по адресу: <адрес>, <адрес> и земельных участков в границах указанного земельного участка.
Административный истец ссылается на то, что земельный участок с кадастровым № находится в границах ДНП «Петергофская слобода», земли которого имеют вид разрешенного использование «земельные участки, находящиеся в составе дачных, садоводческих и огороднических объединений».
По мнению административного истца, ответчиком неверно применяются нормы земельного законодательства Российской Федерации, представленные в регистрирующий орган документы им игнорируются, в связи с чем, Постников А.В. полагает решение об отказе в учете изменений объекта недвижимости незаконным.
В судебное заседание административный истец Постников А.В. не явился, о месте и времени рассмотрения дела был извещен надлежащим образом, об отложении рассмотрения дела не просил, направил в суд своего представителя Смуглову М.Н. (л.д. 31-32), которая, в судебном заседании поддержала исковое заявление по изложенным в нем доводам и основаниям.
Представитель административного ответчика Управления Росреестра по Ленинградской области – Казимирова Л.А., действующая на основании доверенности от 9 января 2019 года № 183 (л.д. 64) в судебном заседании полагала, исковые требования не подлежащими удовлетворению, представила письменные дополнения к отзыву на исковое заявление, из содержания которых следует, что для земель сельскохозяйственных угодий в составе земель сельскохозяйственного назначения градостроительное зонирование не осуществляется и виды разрешенного использования земельных участков и объектов капитального строительства не устанавливаются, вследствие этого, они не могут быть изменены. Кроме того, запрет на установление градостроительного регламента исключает возможность использования указанных земель для застройки последующей эксплуатации объектов строительства, а также применения порядка принятия решений об изменении вида разрешенного использования земельный участков и объектов капитального строительства, предусмотренного подпунктом 3 пункта 1 статьи 4 Федерального закона от 29 декабря 2004 года № 191-ФЗ «О введении в действие Градостроительного кодекса Российской Федерации» (л.д. 66-69).
Согласно представленному в суд отзыву ответчика Управления Росреестра по Ленинградской области на исковое заявление, 1 марта 2019 года в осуществлении государственного кадастрового учета было отказано в связи с истечением срока приостановления осуществления кадастрового учета, в течение которого не устранены обстоятельства, послужившие основанием для принятия решения о приостановлении. Ответчик ссылается на то, что согласно сведениям Единого государственного реестра недвижимости земельный участок с кадастровым № отнесен к категории земель «земли сельскохозяйственного назначения». В соответствии с возложенными полномочиями орган регистрации права не имеет возможности однозначно определить, относится ли указанный земельный участок категории земель «земли сельскохозяйственного назначения» к сельскохозяйственным угодьям. В составе представленных документов отсутствует документ, выданный уполномоченным органом государственной власти субъекта Российской Федерации о том, что указанный земельный участок не отнесен к сельскохозяйственным угодьям. Таким образом, смена вида разрешенного использования сельскохозяйственный угодий в составе земель сельскохозяйственного назначения возможна только посредством перевода земельного участка из категории земель сельскохозяйственного назначения в иную категорию земель. Управление Росреестра по Ленинградской области считает решение от 1 марта 2018 года № 47/18-87514 об отказе в учете изменений объекта недвижимости законным и обоснованным, в связи с чем, просит отказать в удовлетворении исковых требований (л.д. 57-60).
Заинтересованные лица администрация муниципального образования Низинское сельское поселение и ДНП «Петергофская слобода» в суд не явились, извещены судом в установленном законом порядке (л.д.53, 49), в суд своего представителя не направили, об отложении, рассмотрении дела в свое отсутствие не просили.
Суд нашел возможным рассмотреть дело в отсутствие не явившихся лиц, извещенных о судебном заседании и не просивших об отложении рассмотрения дела.
Выслушав лиц, участвующих в деле, исследовав материалы дела, суд приходит к следующим выводам.
В соответствии с частью 1 статьи 218, пунктом 1 части 2 статьи 227 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации гражданин может обратиться в суд с требованиями об оспаривании решений, действий (бездействия) органа государственной власти, органа местного самоуправления, иного органа, организации, наделенных отдельными государственными или иными публичными полномочиями, должностного лица, государственного или муниципального служащего, если полагает, что нарушены или оспорены его права, свободы и законные интересы, созданы препятствия к осуществлению его прав, свобод и реализации законных интересов или на них незаконно возложены какие-либо обязанности. Гражданин, организация, иные лица могут обратиться непосредственно в суд или оспорить решения, действия (бездействие) органа, организации, лица, наделенных государственными или иными публичными полномочиями, в вышестоящие в порядке подчиненности орган, организацию, у вышестоящего в порядке подчиненности лица либо использовать иные внесудебные процедуры урегулирования споров.
Решение об удовлетворении полностью или в части заявленных требований о признании оспариваемых решения, действия (бездействия) незаконными, принимается судом по результатам рассмотрения административного дела об оспаривании решения, действия (бездействия) органа, организации, лица, наделенных государственными или иными публичными полномочиями, если суд признает их не соответствующими нормативным правовым актам и нарушающими права, свободы и законные интересы административного истца.
Из смысла приведенных правовых норм следует, что обязательным условием для удовлетворения судом требований об оспаривании решений и действий (бездействия) органа государственной власти, органа местного самоуправления, иного органа, организации, наделенных отдельными государственными или иными публичными полномочиями, должностного лица, государственного или муниципального служащего является установление незаконности этих решений и действий и нарушение ими прав, свобод либо законных интересов административного истца.
Согласно статье 27, части 1 и части 6 статьи 29 Федерального закона от 13 июля 2015 года № 218-ФЗ «О государственной регистрации недвижимости» в осуществлении государственного кадастрового учета и (или) государственной регистрации прав отказывается по решению государственного регистратора прав в случае, если в течение срока приостановления не устранены причины, препятствующие осуществлению государственного кадастрового учета и (или) государственной регистрации прав, указанные в статье 26 настоящего Федерального закона.
Государственный кадастровый учет и (или) государственная регистрация прав включают в себя:
1) прием заявления о государственном кадастровом учете и (или) государственной регистрации прав и прилагаемых к нему документов;
2) возврат прилагаемых к заявлению о государственном кадастровом учете и (или) государственной регистрации прав документов без рассмотрения при наличии оснований, установленных статьей 25 настоящего Федерального закона;
3) проведение правовой экспертизы документов, представленных для осуществления государственного кадастрового учета и (или) государственной регистрации прав, на предмет наличия или отсутствия установленных настоящим Федеральным законом оснований для приостановления государственного кадастрового учета и (или) государственной регистрации прав либо для отказа в осуществлении государственного кадастрового учета и (или) государственной регистрации прав;
4) внесение в Единый государственный реестр недвижимости установленных настоящим Федеральным законом сведений, необходимых для осуществления государственного кадастрового учета и (или) государственной регистрации прав, либо уведомление о приостановлении государственного кадастрового учета и (или) государственной регистрации прав при наличии оснований, установленных настоящей главой, либо уведомление об отказе в осуществлении государственного кадастрового учета и (или) государственной регистрации прав при наличии оснований, установленных настоящей главой, либо уведомление о прекращении государственного кадастрового учета и (или) государственной регистрации прав;
5) выдачу документов после осуществления государственного кадастрового учета и (или) государственной регистрации прав, либо после отказа в осуществлении государственного кадастрового учета и (или) государственной регистрации прав, либо после прекращения государственного кадастрового учета и (или) государственной регистрации прав.
В день отказа в государственном кадастровом учете и (или) государственной регистрации прав заявителю по указанному в заявлении о государственном кадастровом учете и (или) государственной регистрации прав адресу направляется уведомление об отказе в государственном кадастровом учете и (или) государственной регистрации прав в соответствии с частью 7 настоящей статьи. Уведомление об отказе в государственном кадастровом учете и (или) государственной регистрации прав должно содержать все причины, послужившие основанием для отказа, с обязательной ссылкой на положения настоящего Федерального закона. Если одновременно с уведомлением об отказе в государственном кадастровом учете и (или) государственной регистрации прав заявителю должны быть направлены подлежащие в соответствии с настоящим Федеральным законом выдаче после осуществления государственного кадастрового учета и (или) государственной регистрации прав подлинники представленных заявителем документов, указанные документы также направляются заявителю.
В судебном заседании установлено и следует из материалов дела, что согласно свидетельству о государственной регистрации права 47-АБ 287167 от 3 июня 2011 года (л.д.24) ДНП «Петергофская слобода» на праве собственности принадлежит земельный участок, площадью 69349 кв.м. с кадастровым №, расположенный по адресу: <адрес>, <адрес> категория земель: земли сельскохозяйственного назначения, разрешенное использования: земельные участки, находящиеся в составе дачных, садоводческих и огороднических объединений (л.д. 24).
Указанные сведения также подтверждаются выпиской из Единого государственного реестра недвижимости от 20 января 2011 года (л.д. 19-20).
Согласно справке, выданной председателем правления ДНП «Петергофская слобода» 22 мая 2019 года, Постников А.В. был принят в члены указанного ДНП 21 августа 2007 года, ему принадлежит земельный участок, площадью 3040 кв.м. с кадастровым №, расположенный по адресу: <адрес>, <адрес> (л.д. 21), что также подтверждается выпиской из Единого государственного реестра недвижимости от 23 мая 2019 года в отношении указанного земельного участка (л.д. 25-27).
Из материалов настоящего гражданского дела также следует, что постановлением главы местной администрации муниципального образования Низинское сельское поселение муниципального образования Ломоносовский муниципальный район Ленинградской области № 65 от 9 июля 2009 года изменено разрешенное использование с «сельскохозяйственное производство» на «земельные участки, находящиеся в составе дачных, садоводческих и огороднических объединений» для земельного участка, находящегося по адресу: <адрес>, <адрес>, кадастровый №, площадью 69349 кв.м., принадлежащего ДНП «Петергофская слобода» на праве собственности в соответствии со свидетельством о государственной регистрации права собственности <адрес>, выданным Управлением Федеральной службы государственно регистрации, кадастра и картографии по Санкт-Петербургу и <адрес> ДД.ММ.ГГГГ и земельных участков в границах земельного участка №, категория земли – земли сельскохозяйственного назначения (л.д. 17-18).
Указанным постановлением ДНП «Петергофская слобода» и владельцам земельных участков в границах земельного участка № рекомендовано обратиться в уполномоченные органы и организации с целью внесении изменений в учетные правоустанавливающие и правоудостоверяющие документы на земельные участки.
6 ноября 2018 года в ответ на заявление административного истца от 18 октября 2018 года о предоставлении разъяснений в отношении вынесенного администрацией постановления (л.д.16), местная администрация муниципального образования Низинское сельское поселение Ломоносовского муниципального района Ленинградской области сообщила следующее: в соответствии с постановлением главы местной администрации муниципального образования Низинское сельское поселение муниципального образования Ломоносовский муниципальный район Ленинградской области № 65 от 9 июля 2009 года» Об изменении разрешенного использования земельного участка, принадлежащего ДНП «Петергофская слобода», находящегося по адресу: <адрес>, <адрес> и земельных участков в границах земельного участка №» земельному участку с кадастровым №, расположенному в границах территории ДНП «Петергофская слобода» и ограниченному земельным участком с кадастровым № (земли общего пользования), изменен вид разрешенного использования с «сельскохозяйственное производство» на «земельные участки, находящиеся в составе дачных, садоводческих и огороднических объединений» (л.д. 15).
Решением Управления Росреестра по Ленинградской области от 1 марта 2019 года № 47/19-18802 отказано в учете изменений объекта недвижимости земельного участка с кадастровым № на основании статьи 27 Закона о регистрации, в связи с истечением срока приостановления осуществления кадастрового учета и не устранением обстоятельств, послуживших основанием для принятия решения о приостановлении (л.д. 12-14).
В оспариваемом отказе было отмечено, что в порядке межведомственного взаимодействия был сделан запрос в орган, уполномоченный на предоставление сведений о виде разрешенного использования объекта недвижимости, с целью предоставления сведений о территориальной зоне и недостающих для осуществления государственного кадастрового учета документов.
Согласно части 1 статьи 77 и части 1 статьи 78 Земельного кодекса Российской Федерации землями сельскохозяйственного назначения признаются земли, находящиеся за границами населенного пункта и предоставленные для нужд сельского хозяйства, а также предназначенные для этих целей, которые могут использоваться для ведения сельскохозяйственного производства, создания защитных лесных насаждений, научно-исследовательских, учебных и иных связанных с сельскохозяйственным производством целей крестьянскими (фермерскими) хозяйствами для осуществления их деятельности, гражданами, ведущими личные подсобные хозяйства, садоводство, животноводство, огородничество.
В соответствии с частью 1 и пунктом 1 части 2 статьи 1 Федерального закона от 24 июля 2002 года № 101-ФЗ «Об обороте земель сельскохозяйственного назначения» настоящий Федеральный закон регулирует отношения, связанные с владением, пользованием, распоряжением земельными участками из земель сельскохозяйственного назначения, устанавливает правила и ограничения, применяемые к обороту земельных участков и долей в праве общей собственности на земельные участки из земель сельскохозяйственного назначения - сделкам, результатом совершения которых является возникновение или прекращение прав на земельные участки из земель сельскохозяйственного назначения и доли в праве общей собственности на земельные участки из земель сельскохозяйственного назначения, определяет условия предоставления земельных участков из земель сельскохозяйственного назначения, находящихся в государственной или муниципальной собственности, а также изъятия их в государственную или муниципальную собственность.
Одним из принципов, на котором основывается оборот земель сельскохозяйственного назначения, является сохранение целевого использования земельных участков. Вместе с тем, в данном Федеральном законе отсутствуют специальные нормы, регулирующие установление или изменение разрешенного использования земельных участков в составе земель сельскохозяйственного назначения, в связи с чем в данном случае применяются правила, установленные Земельным кодексом Российской Федерации и Гражданским кодексом Российской Федерации.
Часть 3 статьи 7 Земельного кодекса Российской Федерации устанавливает, что правовой режим земель определяется исходя из их принадлежности к той или иной категории и разрешенного использования в соответствии с зонированием территорий, общие принципы и порядок проведения которого устанавливаются федеральными законами и требованиями специальных федеральных законов. Любой вид разрешенного использования из предусмотренных зонированием территорий видов выбирается самостоятельно, без дополнительных разрешений и процедур согласования. Виды разрешенного использования земельных участков определяются в соответствии с классификатором, утвержденным федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по выработке государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере земельных отношений.
В соответствии с пунктом 1 части 6 статьи 30 Градостроительного кодекса Российской Федерации в градостроительном регламенте в отношении земельных участков и объектов капитального строительства, расположенных в пределах соответствующей территориальной зоны, указываются виды разрешенного использования земельных участков и объектов капитального строительства.
Использование земельных участков, на которые действие градостроительных регламентов не распространяется или для которых градостроительные регламенты не устанавливаются, определяется уполномоченными федеральными органами исполнительной власти, уполномоченными органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации или уполномоченными органами местного самоуправления в соответствии с федеральными законами (часть 7 статьи 36 Градостроительного кодекса Российской Федерации).
По мнению административного истца, с учетом положений статьи 4 Федерального закона «О введении в действие Градостроительного кодекса Российской Федерации», предоставляющего право органу местного самоуправления с учетом публичных слушаний принимать решение об изменении вида разрешенного использования, а также отсутствия в законодательстве прямого запрета на установление земельному участку, относящемуся к категории «земли сельскохозяйственного назначения» вида разрешенного использования «под дачное строительство», при соблюдении установленных процедур законодательство позволяет определить вид разрешенного использования «садоводство» для земель категории «для сельскохозяйственного производства» без изменения самой категории земель, в связи с чем, Постников А.В. считает оспариваемый отказ необоснованным.
Главой местной администрации муниципального образования Низинское сельское поселение муниципального образования Ломоносовского муниципального района Ленинградской области от 9 июля 2009 года было вынесено постановление № 65 об изменении разрешенного использования земельного участка, принадлежащего ДНП «Петергофская слобода» в редакции:
1. «Изменить разрешенное использование с «сельскохозяйственное производство» на земельные участки, находящиеся в составе дачных, садоводческих и огороднических объединений» для земельного участка, находящегося по адресу: <адрес>, <адрес>, кадастровый №, площадью 69249 кв.м., принадлежащего ДНП «Петергофская слобода» на праве собственности в соответствии со свидетельством о государственной регистрации права собственности № выданным Управлением Росреестра по Санкт-Петербургу и <адрес> ДД.ММ.ГГГГ и земельных участков в границах земельного участка №, категория земли – «земли сельскохозяйственного назначения».
2. Дачному некоммерческому партнерству «Петергофская слобода» и владельцам земельных участков в границах земельного участка № обратится в уполномоченные органы и организации с целью внесения изменений в учетные правоустанавливающие и правоудостоверяющие документы на земельные участки (л.д. 17-18).
Таким образом, административный истец обратился в Управление Росреестра по Ленинградской области с заявлением об учете изменений объекта недвижимости по изменению вида разрешенного использования во исполнение постановления главы администрации.
Свидетельством о государственной регистрации права, выданным Управлением Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии 3 июня 2011 года подтверждается право собственности ДНП «Петергофская слобода» на земельный участок, категория земель: земли сельскохозяйственного назначения, разрешенное использование: земельные участки, находящиеся в составе дачных, садоводческих и огороднических объединений (л.д. 24).
Материалами дела подтверждается, что Постников А.В. является членом ДНП «Петергофская слобода», имеет в собственности участок 119, о чем представлена Выписка из Единого государственного реестра недвижимости (л.д. 25-27) и схема расположения участков (л.д. 22).
Согласно публичной кадастровой карте земельный участок с кадастровым № находится в кадастровом квартале № в границах ДНП «Петергофская слобода».
Кроме того, участок 119, принадлежащий Постникову А.В., с кадастровым № прошел изменение вида разрешенного использования на садоводство, что подтверждается выпиской из ЕГРН (л.д. 25-27).
Таким образом, следует признать незаконным решение Управления Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Ленинградской области от 1 марта 2019 года № 47/19-18802 об отказе в учете изменений объекта недвижимости – земельного участка с кадастровым №.
В соответствии с требованиями пункта 1 части 2 статьи 227 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации в целях восстановления прав административного истца, суд полагает возможным обязать Управление Росреестра по Ленинградской области в течение пяти рабочих дней с даты поступления настоящего вступившего в законную силу судебного акта в орган, осуществляющий государственный кадастровый учет и государственную регистрацию прав, произвести учет изменений объекта недвижимости, а именно внести изменения о виде разрешенного использования земельного участка с кадастровым № и изменить вид разрешенного использования «для сельскохозяйственного производства» на вид разрешенного использования «садоводство».
Руководствуясь статьями 175-180, 227 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, суд
РЕШИЛ:
░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░ ░░░░░░░░░░░ - ░░░░░░░░░░░░░.
░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░ ░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░, ░░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░░░ ░░ ░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░░ 1 ░░░░░ 2019 ░░░░ № 47/18-18802 ░░ ░░░░░░ ░ ░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░ – ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░░░ №.
░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░ ░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░, ░░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░░░ ░░ ░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░, ░ ░░░░░░ ░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░ ░░░░ ░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░░░ № ░ ░░░░░░░░ ░░░ ░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░ «░░░ ░░░░░░░░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░» ░░ ░░░ ░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░ «░░░░░░░░░░░».
░░░░░░░ ░░░░░ ░░░░ ░░░░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░ ░░░░░ ░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░ ░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░ ░░░ ░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░ ░░░░░░░ ░░░░░░ ░░░░░░ ░░ ░░░ ░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░░░░ ░ ░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░.
░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ 24 ░░░░░░░░ 2019 ░░░░.
░░░░░ ░.░. ░░░░░░░░