Решение по делу № 2-597/2020 от 20.01.2020

Дело №2-597/2020              22 июня 2020 года

РЕШЕНИЕ

Именем Российской Федерации

                    

Ломоносовский районный суд города Архангельска в составе

председательствующего судьи Москвиной Ю.В.,    

при секретаре Кузнецовой В.С.,

рассмотрев в открытом судебном заседании в г. Архангельске гражданское дело по иску Кузнецовой Е. В. к Государственному учреждению – Управлению Пенсионного фонда Российской Федерации в г. Архангельске Архангельской области (межрайонному) о возложении обязанности включить в стаж периоды работы, обучения, курсов повышения квалификации и назначить пенсию по старости,

установил:

Кузнецова Е.В. обратилась в суд с иском к Государственному учреждению - Управлению Пенсионного фонда Российской Федерации в г.Архангельске Архангельской области (межрайонному) о возложении обязанности включить в стаж периоды работы, обучения, курсов повышения квалификации и назначить пенсию по старости. В обоснование заявленных требований указала, что 12 декабря 2019 года подала в пенсионный орган заявление о назначении досрочной страховой пенсии в связи с осуществлением педагогической деятельности. В назначении пенсии ей было отказано в связи с недостаточностью специального стажа работы. Полагает, что ответчиком необоснованно не были включены в специальный стаж период работы в должности старшей пионерской вожатой в Емецкой вспомогательной школе-интернате Холмогорского района Архангельской области с 04 сентября 1989 года по 27 августа 1990 года, период следовавшего за ним обучения в Архангельском педагогическом училище с 01 сентября 1990 года по 22 июня 1992 года, период работы в должности учителя-логопеда в муниципальном бюджетном учреждении муниципального образования «Город Архангельск» «Городской центр экспертизы, мониторинга, психолого-педагогического и информационно-методического сопровождения «Леда» (далее – МБУ Центр «Леда») с 09 января 2014 года по 11 декабря 2019 года, периоды учебных отпусков и курсов повышения квалификации с 09 января 2001 года по 20 января 2001 года, с 14 мая 2001 года по 31 мая 2001 года, с 12 ноября 2001 года по 21 ноября 2001 года, с 25 марта 2002 года по 23 апреля 2002 года, с 17 ноября 2003 года по 13 декабря 2003 года, с 17 мая 2004 года по 08 июня 2004 года, с 11 октября 2004 года по 06 ноября 2004 года, с 10 марта 2005 года по 26 марта 2005 года, с 28 мая 2005 года по 02 июня 2005 года, с 11 ноября 2005 года по 30 декабря 2005 года, с 01 марта 2006 года по 30 апреля 2006 года, с 13 февраля 2012 года по 22 февраля 2012 года. Просила обязать ответчика включить указанные периоды в специальный стаж, назначить досрочную страховую пенсию с 12 декабря 2019 года.

    В судебном заседании истец Кузнецова Е.В. и ее представитель Дейнеко И.А. исковые требования поддержали.

    Представитель ответчика Плакидина В.П. с исковыми требованиями не согласилась.

    Представитель третьего лица МБУ Центр «Леда» в судебное заседание не явился, о времени и месте рассмотрения дела извещены надлежащим образом, просили рассмотреть дело без их участия. Ранее в судебном заседании представитель третьего лица Орлова И.В. исковые требования поддержала.

    По определению суда дело рассмотрено при данной явке.

Заслушав истца, представителя истца, представителя ответчика, исследовав письменные материалы дела, материалы отказного пенсионного дела истца, журналы посещаемости коррекционно-развивающих занятий учителя-логопеда Кузнецовой Е.В., суд приходит к следующему выводу.

Как следует из материалов дела, <Дата> Кузнецова Е.В. обратилась в пенсионный орган с заявлением о назначении пенсии.

Решением от <Дата> <№> истцу отказано в назначении пенсии по п. 19 ч. 1 ст. 30 Федерального закона «О страховых пенсиях» в связи с отсутствием требуемого специального стажа.

При этом стаж педагогической деятельности истца на момент обращения за назначением пенсии составил 18 лет 04 месяца 08 дней, стаж работы в местностях, приравненных к районам Крайнего Севера, - 26 лет 11 месяцев 25 дней, страховой стаж в календарном исчислении – 26 лет 11 месяцев 25 дней.

С 01 января 2015 года порядок и условия назначения пенсий регулируется Федеральным законом «О страховых пенсиях».

На основании п. 1 ст. 8 указанного Федерального закона право на страховую пенсию по старости имеют лица, достигшие возраста 65 и 60 лет (соответственно мужчины и женщины) (с учетом положений, предусмотренных приложением 6 к настоящему Федеральному закону).

Ранее достижения возраста, установленного статьей 8 настоящего Федерального закона, страховая пенсия по старости назначается лицам, не менее 25 лет осуществлявшим педагогическую деятельность в учреждениях для детей, независимо от их возраста с применением положений части 1.1 настоящей статьи (п.п. 19 п. 1 ст. 30 Федерального закона «О страховых пенсиях»).

Согласно ч. 1.1 ст. 30 Федерального закона «О страховых пенсиях» страховая пенсия по старости лицам, имеющим право на ее получение независимо от возраста в соответствии с пунктами 19 - 21 части 1 настоящей статьи, назначается не ранее сроков, указанных в приложении 7 к настоящему Федеральному закону.

В соответствии с приложением 7 к Федеральному закону «О страховых пенсиях» при возникновении права на страховую пенсию по старости в соответствии с п.п. 19-21 ч. 1 ст. 30 данного Федерального закона (в отношении лиц, имеющих право на страховую пенсию по старости независимо от возраста), в 2019 году срок назначения страховой пенсии установлен не ранее 12 месяцев со дня возникновения права на страховую пенсию по старости.

В силу ч. 3 ст. 10 Федерального закона от 03 октября 2018 года № 350-ФЗ «О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации по вопросам назначения и выплаты пенсий» гражданам, которые указаны в части 1 статьи 8, пунктах 19 - 21 части 1 статьи 30, пункте 6 части 1 статьи 32 Федерального закона от 28 декабря 2013 года № 400-ФЗ «О страховых пенсиях» и которые в период с 01 января 2019 года по 31 декабря 2020 года достигнут возраста, дающего право на страховую пенсию по старости (в том числе на ее досрочное назначение) в соответствии с законодательством Российской Федерации, действовавшим до 01 января 2019 года, либо приобретут стаж на соответствующих видах работ, требуемый для досрочного назначения пенсии, страховая пенсия по старости может назначаться ранее достижения возраста либо наступления сроков, предусмотренных соответственно приложениями 6 и 7 к указанному Федеральному закону, но не более чем за шесть месяцев до достижения такого возраста либо наступления таких сроков.

Из трудовой книжки истца следует, что 04 сентября 1989 года она принята старшей пионерской вожатой в Емецкую вспомогательную школу-интернат, 27 августа 1990 года уволена по собственному желанию, 01 сентября 1990 года зачислена в число учащихся дневного отделения в Архангельское педучилище, 01 августа 1992 года закончила училище по специальности «Воспитатель детского сада», 01 сентября 1992 года принята воспитателем в Емецкую вспомогательную школу, 01 августа 1995 года Емецкая вспомогательная школа реорганизована в Холмогорский районный детский дом, 01 августа 1995 года принята воспитателем с переводом из Емецкой вспомогательной школы, 11 августа 1998 года Холмогорский детский дом переименован в муниципальный детский дом-школу, 11 августа 1998 года принята воспитателем с переводом из Холмогорского районного детского дома в Холмогорский муниципальный детский дом-школу, 16 ноября 2001 года Холмогорский муниципальный детский дом-школа переименован в образовательное учреждение для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей «Детский дом-школа» филиал МОУ «Емецкая средняя общеобразовательная школа», 08 октября 2002 года уволена по собственному желанию, 02 декабря 2002 года принята младшим воспитателем в МДОУ «Детский сад № 47» «Теремок», 01 сентября 2003 года переведена воспитателем, 01 сентября 2006 года переведена учителем-логопедом, 15 октября 2009 года переведена воспитателем, 31 августа 2010 года трудовой договор расторгнут по инициативе работника, 01 сентября 2010 года принята на должность учителя-логопеда в муниципальное образовательное учреждение «Средняя общеобразовательная школа № 51 им. Ф.А. Абрамова» города Архангельска, 15 декабря 2011 года муниципальное образовательное учреждение «Средняя общеобразовательная школа № 51 им. Ф.А. Абрамова» переименовано в муниципальное бюджетное образовательное учреждение муниципального образования «Город Архангельск» «Средняя общеобразовательная школа № 51 им. Ф.А. Абрамова», 08 января 2014 года уволена по собственному желанию, 09 января 2014 года принята по должности учителя-логопеда в муниципальное бюджетное учреждение муниципального образования «Город Архангельск» «Городской центр экспертизы, мониторинга, психолого-педагогического и информационно-методического сопровождения «Леда».

Исключая период работы истца в должности старшей пионерской вожатой в Емецкой вспомогательной школе-интернате Холмогорского района Архангельской области с 04 сентября 1989 года по 27 августа 1990 года, пенсионный орган ссылается на то, что наименование учреждения не поименовано Положением о порядке исчисления стажа для назначения пенсии за выслугу лет работникам просвещения и здравоохранения, утвержденного Постановлением Совета Министров СССР от 17 декабря 1959 года № 1397.

Согласно ч. 2 ст. 30 закона списки соответствующих работ, производств, профессий, должностей, специальностей и учреждений (организаций), с учетом которых назначается страховая пенсия по старости в соответствии с ч. 1 данной статьи, правила исчисления периодов работы (деятельности) и назначения указанной пенсии при необходимости утверждаются Правительством Российской Федерации.

Периоды работы (деятельности), имевшие место до дня вступления в силу Федерального закона «О страховых пенсиях», засчитываются в стаж на соответствующих видах работ, дающий право на досрочное назначение страховой пенсии по старости, при условии признания указанных периодов в соответствии с законодательством, действовавшим в период выполнения данной работы (деятельности), дающий право на досрочное назначение пенсии (ч. 3 ст. 30 данного закона).

Периоды работы (деятельности), имевшие место до дня вступления в силу названного федерального закона, могут исчисляться с применением правил, предусмотренных законодательством, действовавшим при назначении пенсии в период выполнения данной работы (деятельности) (ч. 4 ст. 30 закона).

В целях реализации положений ст. ст. 30 и 31 Федерального закона «О страховых пенсиях» Правительством Российской Федерации принято постановление от 16 июля 2014 года № 665 «О списках работ, производств, профессий, должностей, специальностей и учреждений (организаций), с учетом которых досрочно назначается страховая пенсия по старости, и правилах исчисления периодов работы (деятельности), дающей право на досрочное пенсионное обеспечение».

Подпунктом «м» п. 1 названного постановления установлено, что при определении стажа на соответствующих видах работ в целях досрочного пенсионного обеспечения в соответствии со ст. 30 Федерального закона «О страховых пенсиях» при досрочном назначении страховой пенсии по старости лицам, осуществлявшим педагогическую деятельность в учреждениях для детей, применяются:

список должностей и учреждений, работа в которых засчитывается в стаж работы, дающей право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости лицам, осуществлявшим педагогическую деятельность в учреждениях для детей, в соответствии с пп. 19 п. 1 ст. 27 Федерального закона «О трудовых пенсиях в Российской Федерации», утвержденный постановлением Правительства Российской Федерации от 29 октября 2002 года № 781 «О списках работ, профессий, должностей, специальностей и учреждений, с учетом которых досрочно назначается трудовая пенсия по старости в соответствии со ст. 27 Федерального закона «О трудовых пенсиях в Российской Федерации», и об утверждении правил исчисления периодов работы, дающей право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости в соответствии со ст. 27 Федерального закона «О трудовых пенсиях в Российской Федерации»;

список должностей, работа в которых засчитывается в выслугу, дающую право на пенсию за выслугу лет в связи с педагогической деятельностью в школах и других учреждениях для детей, утвержденный постановлением Правительства Российской Федерации от 22 сентября 1999 года № 1067 «Об утверждении Списка должностей, работа в которых засчитывается в выслугу, дающую право на пенсию за выслугу лет в связи с педагогической деятельностью в школах и других учреждениях для детей, и Правил исчисления сроков выслуги для назначения пенсии за выслугу лет в связи с педагогической деятельностью в школах и других учреждениях для детей», с применением положений абз. 3 п. 3 указанного постановления - для учета соответствующей деятельности, имевшей место в период с 01 ноября 1999 года по 31 декабря 2001 года включительно;

список профессий и должностей работников народного образования, педагогическая деятельность которых в школах и других учреждениях для детей дает право на пенсию за выслугу лет по правилам ст. 80 Закона РСФСР «О государственных пенсиях в РСФСР», утвержденный постановлением Совета Министров РСФСР от 06 сентября 1991 года № 463 «Об утверждении Списка профессий и должностей работников образования, педагогическая деятельность которых в школах и других учреждениях для детей дает право на пенсию за выслугу лет», с применением положений п. 2 указанного постановления - для учета соответствующей деятельности, имевшей место в период с 01 января 1992 года по 31 октября 1999 года включительно;

Перечень учреждений, организаций и должностей, работа в которых дает право на пенсию за выслугу лет (приложение к постановлению Совета Министров СССР от 17 декабря 1959 года № 1397 «О пенсиях за выслугу лет работникам просвещения, здравоохранения и сельского хозяйства»), - для учета периодов педагогической деятельности, имевшей место до 01 января 1992 года.

Таким образом, при досрочном назначении страховой пенсии по старости лицам, осуществлявшим педагогическую деятельность в учреждениях для детей, учет периодов такой деятельности, имевшей место до 01 января 1992 года, производится в соответствии с постановлением Совета Министров СССР от 17 декабря 1959 года № 1397 «О пенсиях за выслугу лет работникам просвещения, здравоохранения и сельского хозяйства», утратившим силу с 01 октября 1993 года в связи с изданием постановления Совета Министров - Правительства Российской Федерации от 22 сентября 1993 года № 953 «О внесении изменений, дополнений и признании утратившими силу решений Совета Министров РСФСР по некоторым вопросам пенсионного обеспечения за выслугу лет в связи с педагогической деятельностью, лечебной и творческой работой». Этим постановлением было предписано назначать пенсии за выслугу лет работникам просвещения и здравоохранения по перечню организаций и должностей согласно Приложению, в частности учителям и другим работникам просвещения при стаже работы по специальности не менее 25 лет (пп. «а» п. 1 постановления). Этим же постановлением (п. 7) было утверждено Положение о порядке исчисления стажа для назначения пенсий за выслугу лет работникам просвещения и здравоохранения.

Пунктом 2 данного Положения устанавливалось, что в стаж работы учителей и других работников просвещения, кроме работы, указанной в п. 1 настоящего Положения, засчитывались работа в училищах, школах, пионерских лагерях и детских домах в качестве штатных пионервожатых; время обучения в педагогических учебных заведениях и университетах, если ему непосредственно предшествовала и непосредственно за ним следовала педагогическая деятельность.

При этом согласно п. 4 названного положения время работы, указанной в пп. 1, 2 и 3 этого положения, засчитывалось в стаж работы по специальности при условии, если не менее 2/3 стажа, требуемого для назначения пенсии в соответствии с этим положением, приходилось на работу в учреждениях, организациях и должностях, работа в которых давала работникам просвещения право на льготную пенсию.

Возможности включения работникам образования в специальный стаж иных периодов трудовой деятельности, не относящейся к педагогической, постановлением Совета Министров РСФСР от 06 сентября 1991 года № 463 предусмотрено не было, как и применяемыми в настоящее время Правилами исчисления периодов работы, дающей право на досрочное назначение пенсии по старости лицам, осуществлявшим педагогическую деятельность в учреждениях для детей, утвержденными постановлением Правительства Российской Федерации от 29 октября 2002 года № 781.

Из приведенных нормативных положений следует, что, устанавливая правовые основания и условия назначения пенсий и предусматривая для отдельных категорий граждан, занятых определенной профессиональной деятельностью, возможность досрочного назначения страховой пенсии по старости, законодатель связывает право на назначение пенсии ранее достижения общеустановленного пенсионного возраста не с любой работой, а лишь с такой, выполнение которой сопряжено с неблагоприятным воздействием различного рода факторов, повышенными психофизиологическими нагрузками, обусловленными спецификой и характером труда. К такой работе отнесена и педагогическая деятельность в учреждениях для детей.

Так, право на досрочное назначение страховой пенсии по старости имеют лица, непосредственно осуществлявшие не менее 25 лет педагогическую деятельность в определенных должностях и определенных учреждениях для детей, предусмотренных соответствующими списками учреждений, организаций и должностей, работа в которых дает право на досрочное назначение страховой пенсии по старости в связи с осуществлением педагогической деятельности. Списки должностей и учреждений (организаций), с учетом которых досрочно назначается страховая пенсия по старости, а также правила исчисления периодов работы (деятельности) и назначения указанной пенсии утверждаются Правительством Российской Федерации. Такие правила исчисления стажа работы (деятельности), имевшей место до 01 января 1992 года, содержались в Положении о порядке исчисления стажа для назначения пенсий за выслугу лет работникам просвещения и здравоохранения, утвержденном постановлением Совета Министров СССР от 17 декабря 1959 года № 1397. Согласно этому положению учителям и другим работникам просвещения в стаж работы по специальности кроме периодов работы в учебных заведениях и детских учреждениях засчитывались также иные периоды деятельности, в том числе работа в качестве штатных пионервожатых. Однако обязательным условием включения таких периодов (то есть периода иной, не педагогической деятельности) в стаж работы по специальности являлось наличие не менее 2/3 требуемого для назначения пенсии в соответствии с названным постановлением стажа (25 лет) в учреждениях, организациях и должностях, работа в которых дает право на эту пенсию.

С 01 января 1992 года постановлением Совета Министров РСФСР от 06 сентября 1991 года № 463 изменены правила исчисления стажа работы (деятельности) для назначения пенсий за выслугу лет работникам образования, и периоды иной деятельности, которым возможность включения в стаж педагогической деятельности периодов работы в качестве пионервожатых не предусмотрена. Сохранение возможности включения таким лицам в стаж работы по специальности периодов работы пионервожатыми допускается только при условии работы в период действия Положения от 17 декабря 1959 года №1397, то есть до 01 января 1992 года, и только при наличии у этих лиц стажа педагогической деятельности, требуемого для назначения досрочной пенсии, который имел место до 01 января 1992 года в учреждениях, организациях и должностях, входящих в Перечень учреждений, организаций и должностей, работа в которых дает право на пенсию за выслугу лет, утвержденный постановлением Совета Министров СССР от 17 декабря 1959 года № 1397.

В силу пп. «м» п. 1 постановления Правительства Российской Федерации от 16 июля 2014 года № 665 при досрочном назначении страховой пенсии по старости лицам, осуществлявшим педагогическую деятельность в учреждениях для детей, постановление Совета Министров СССР от 17 декабря 1959 года № 1397 «О пенсиях за выслугу лет работникам просвещения, здравоохранения и сельского хозяйства» (приложения к нему - Перечень учреждений, организаций и должностей, работа в которых дает право на пенсию за выслугу лет, Положение о порядке исчисления стажа для назначения пенсий за выслугу лет работникам просвещения и здравоохранения) подлежит применению только для учета периодов педагогической деятельности, имевшей место только до 01 января 1992 года.

Учитывая, что с 01 января 1992 года постановлением Совета Министров РСФСР от 06 сентября 1991 года № 463 изменены правила исчисления стажа работы (деятельности) для назначения пенсий за выслугу лет работникам образования, и периоды иной деятельности, в том числе период работы пионервожатыми, не стал учитываться при исчислении специального стажа для назначения досрочной пенсии лицам, осуществляющим педагогическую деятельность в учреждениях для детей, а начало педагогической деятельности истца, как установлено судом, имело место с 01 сентября 1992 года, то есть у нее отсутствовал специальный стаж педагогической деятельности как на момент работы пионервожатой, так и на момент изменения правового регулирования спорных отношений, то нормы Положения о порядке исчисления стажа для назначения пенсий за выслугу лет работникам просвещения и здравоохранения, утвержденного постановлением Совета Министров СССР от 17 декабря 1959 года № 1397, предусматривавшие возможность включения в стаж работы по специальности работникам просвещения периодов работы пионервожатой при условии наличия не менее 2/3 требуемого для назначения пенсии стажа работы в учреждениях, организациях и должностях, работа в которых дает право на эту пенсию, вопреки доводам стороны истца, не могут применяться при исчислении стажа педагогической деятельности истца для решения вопроса о ее досрочном пенсионном обеспечении.

Таким образом, довод истца о возможности включения периода работы истца пионервожатой в стаж педагогической деятельности со ссылкой на постановление Совета Министров СССР от 17 декабря 1959 года №1397 основаны на неправильном толковании и применении норм материального права, регулирующих спорные отношения.

При таких обстоятельствах, в удовлетворении исковых требований о возложении на ответчика обязанности включить в стаж педагогической деятельности истца период работы с 04 сентября 1989 года по 27 августа 1990 года удовлетворению не подлежат.

Соответственно, не могут быть признаны обоснованными и требования истца о включении в стаж педагогической деятельности периода обучения истца в Архангельском педагогическом училище с 01 сентября 1990 года по 22 июня 1992 года, поскольку данному периоду не предшествовала педагогическая деятельность, а возможность включения периодов обучения в стаж педагогической деятельности, согласно абз. 5 п. 2 Положения о порядке исчисления стажа для назначения пенсий за выслугу лет работникам просвещения и здравоохранения, утвержденного Постановлением Совета Министров СССР от 17 декабря 1959 года № 1397, допускалась только, если ему непосредственно предшествовала и непосредственно за ним следовала педагогическая деятельность.

Разрешая требования истца о возложении на ответчика обязанности включить в стаж педагогической деятельности период работы в должности учителя-логопеда в МБУ Центр «Леда» с 09 января 2014 года по 11 декабря 2019 года, суд приходит к следующему.

Отказывая во включении в специальный стаж истца периода работы с 09 января 2014 года по 31 декабря 2018 года, пенсионный орган ссылается на то, что наименование учреждения не поименовано Списком от 29 октября 2002 года № 781. Период работы с 01 января 2019 года по 11 декабря 2019 года не включен во все виды стажа в связи с отсутствием сведений на индивидуальном лицевом счете застрахованного лица.

В обоснование требований о включении в стаж периода работы в заявленном учреждении в должности учителя-логопеда с 09 января 2014 года по 11 декабря 2019 года, истец ссылается на тождественность наименования учреждения наименованиям учреждения, указанным в соответствующем списке.

Пунктом 1.11 раздела «Наименование учреждений» Списка, утвержденного Постановлением Правительства Российской Федерации от 29 октября 2002 года № 781 предусмотрены образовательные учреждения для детей, нуждающихся в психолого-педагогической и медико-социальной помощи: центр диагностики и консультирования; центр психолого-медико-социального сопровождения; центр психолого-педагогической реабилитации и коррекции; центр социально-трудовой адаптации и профориентации; центр лечебной педагогики и дифференцированного обучения.

В соответствии с уставом МБУ Центр «Леда», утвержденным 15 мая 2015 года, целями деятельности учреждения являются: обеспечение психологической защищенности детей; преодоление проблем в развитии, обучении, социальной адаптации детей, нуждающихся в психолого-педагогической помощи, повышение психологической компетентности детей, родителей (законных представителей), педагогов муниципальных образовательных учреждений муниципального образования «Город Архангельск»; сопровождение аттестации руководителей муниципальных образовательных учреждений муниципального образования «Город Архангельск», находящихся в ведении департамента образования мэрии г.Архангельска; сопровождение мониторинга системы образования; осуществление образовательной деятельности по дополнительным общеразвивающим программам.

Предметом деятельности учреждения является оказание психолого-педагогической помощи детям и их родителям (законным представителям), педагогам муниципальных образовательных учреждений муниципального образования «Город Архангельск» посредством консультирования и реализации индивидуально-ориентированных программ, предоставление общедоступного и бесплатного образования детей.

Должностной инструкцией от 09 января 2014 года на учителя-логопеда, в том числе возлагаются функции по разработке рекомендаций для родителей, педагогов и специалистов образовательных учреждений по вопросам оказания помощи детям с нарушениями речи и профессиональной компетенции.

В соответствии с должностной инструкцией от 01 февраля 2018 года на учителя-логопеда в том числе возлагаются функции по оказанию консультативной помощи родителям (законным представителям) по профилактике и выбору оптимальных путей коррекции речевых нарушений у детей и подростков, оказанию методической помощи специалистам образовательных организаций, подведомственных департаменту образования администрации города Архангельска по вопросам дифференциальной диагностики и выбора оптимальных путей коррекции речевых нарушений у детей и подростков, участию в семинарах, конференциях и других мероприятиях по проблемам профилактики, диагностики и коррекции речевых нарушений, не связанные непосредственно с работой с детьми.

Подразделение «Логопедический пункт» Списком от 29 октября 2002 года № 781 не предусмотрено.

Как следует из п. 4 Правил исчисления периодов работы, дающей право на досрочное назначение трудовой пенсии лицам, осуществляющим педагогическую деятельность в учреждениях для детей, в соответствии с подпунктом 19 пункта 1 статьи 27 Федерального закона «О трудовых пенсиях в Российской Федерации», периоды выполнявшейся до 01 сентября 2000 года работы в должностях в учреждениях, указанных в списке, засчитываются в стаж работы независимо от условия выполнения в эти периоды нормы рабочего времени (педагогической или учебной нагрузки), а начиная с 01 сентября 2000 года - при условии выполнения (суммарно по основному и другим местам работы) нормы рабочего времени (педагогической или учебной нагрузки), установленной за ставку заработной платы (должностной оклад), за исключением случаев определенных настоящими Правилами.

Согласно Рекомендациям о порядке исчисления заработной платы - работников образовательных учреждений (приложение к письму Министерства образования Российской Федерации и профсоюза работников народного образования и науки РФ от 16 января 2001 года № 20-58-196/20-5/7), п. 3 Постановления Правительства Российской Федерации от 03 апреля 2003 года № 191 «О продолжительности рабочего времени (норме часов педагогической работы за ставку заработной платы) педагогических работников», норма педагогической нагрузки для учителей-логопедов установлена в объеме 20 часов в неделю.

Из лицевых счетов определить выполнение истцом педагогической нагрузки в объеме 20 часов в неделю за спорный период не представляется возможным.

В циклограммах рабочего времени учителя-логопеда, журналах посещаемости коррекционно-развивающих занятий не указана продолжительность академических часов.

Должность учителя-логопеда в учреждении не тарифицируется.

В соответствии с представленными в материалы дела Комментариями к экспертному заключению по итогам анализа результата профессиональной деятельности учителя-логопеда МБУ Центр «Леда» Кузнецовой Е.В. с целью установления высшей квалификационной категории в 2015-2016 учебном году образовательная деятельность составила 45 занятий и 36 консультаций, в 2016-2017 учебном году образовательная деятельность составила 75 занятий, 40 консультаций, в 2017-2018 учебном году образовательная деятельность составила 85 занятий и 40 консультаций.

Таким образом, факт выполнения истцом в спорный период педагогической нагрузки по должности учителя-логопеда в объеме 20 часов в неделю в учреждении для детей, предусмотренном Списком от 29 октября 2002 года № 781, стороной истца в нарушение ст. 56 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации не доказан.

Справка, уточняющая льготный характер работы, дающей право на досрочное назначение пенсии, выдана третьим лицом только 12 марта 2020 года, то есть в период рассмотрения дела. Соответственно, пенсионным органом при разрешении вопроса о назначении пенсии она не оценивалась. Кроме того, в качестве основания ее выдачи указаны только приказ о приеме на работу и личная карточка работника.

Пунктом 15 Постановления Верховного Суда Российской Федерации от 11 декабря 2012 года № 30 «О практике рассмотрения судами дел, связанных с реализацией прав граждан на трудовые пенсии» предусмотрено, что, рассматривая требования, связанные с порядком подтверждения страхового стажа (в том числе стажа, дающего право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости), судам следует различать периоды, имевшие место до регистрации гражданина в качестве застрахованного лица в соответствии с Федеральным законом от 01 апреля 1996 года №27-ФЗ «Об индивидуальном (персонифицированном) учете в системе обязательного пенсионного страхования» и после такой регистрации.

Периоды работы до регистрации гражданина в качестве застрахованного подтверждаются документами, выдаваемыми в установленном порядке работодателями или соответствующими государственными (муниципальными) органами (к примеру, архивными). Если документы о работе утрачены в связи со стихийным бедствием (землетрясением, наводнением, ураганом, пожаром и тому подобными причинами), а также по другим причинам (вследствие небрежного их хранения, умышленного уничтожения и тому подобных причин), не связанным с виной работника, и восстановить их невозможно, то такие периоды работы могут быть установлены на основании показаний двух или более свидетелей. При этом характер работы показаниями свидетелей не подтверждается (пункт 3 статьи 13 Федерального закона № 173-ФЗ).

Периоды работы после регистрации гражданина в качестве застрахованного лица в силу пункта 2 статьи 13 Федерального закона № 173-ФЗ подтверждаются выпиской из индивидуального лицевого счета застрахованного лица, сформированной на основании сведений индивидуального (персонифицированного) учета.

Истец в системе обязательного пенсионного страхования зарегистрирована 10 декабря 1998 года.

Заявленный период работы имел место после регистрации истца в системе персонифицированного учета. В систему персонифицированного учета сведения о периоде работы истца с 09 января 2014 года по 31 декабря 2018 года переданы работодателем без указания кода особых условиях труда, сведения о работе в 2019 году работодателем не переданы.

При таких обстоятельствах суд считает, что оснований для включения в педагогический стаж истца периода работы в качестве учителя-логопеда в МБУ Центр «Леда» с 09 января 2014 года по 11 декабря 2019 года не имеется.

Истцом также оспариваются как необоснованно исключенные из стажа педагогической деятельности периоды курсов повышения квалификации и учебных отпусков с 09 января 2001 года по 20 января 2001 года, с 14 мая 2001 года по 31 мая 2001 года, с 12 ноября 2001 года по 21 ноября 2001 года, с 25 марта 2002 года по 23 апреля 2002 года, с 17 ноября 2003 года по 13 декабря 2003 года, с 17 мая 2004 года по 08 июня 2004 года, с 11 октября 2004 года по 06 ноября 2004 года, с 10 марта 2005 года по 26 марта 2005 года, с 28 мая 2005 года по 02 июня 2005 года, с 11 ноября 2005 года по 30 декабря 2005 года, с 01 марта 2006 года по 30 апреля 2006 года, с 13 февраля 2012 года по 22 февраля 2012 года.

Данные периоды имели место в периоды работы, подлежащие включению в стаж педагогической деятельности, что стороной ответчика не оспаривается.

В силу п. 4 Правил исчисления периодов работы, дающей право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости в соответствии со ст. ст. 27 и 28 Федерального закона «О трудовых пенсиях в Российской Федерации», утвержденных Постановлением Правительства Российской Федерации от 11 июля 2002 года № 516, в стаж работы, дающей право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости, засчитываются периоды работы, выполняемой постоянно в течение полного рабочего дня, если иное не предусмотрено Правилами или иными нормативными правовыми актами, при условии уплаты за эти периоды страховых взносов в Пенсионный фонд Российской Федерации.

В соответствии с п. 5 данных Правил в стаж включаются периоды получения пособия по государственному социальному страхованию в период временной нетрудоспособности, а также периоды ежегодных основного и дополнительных оплачиваемых отпусков.

Согласно ст. 187 Трудового кодекса Российской Федерации, в случае направления работодателем работника для повышения квалификации с отрывом от работы за ним сохраняется место работы (должность) и средняя заработная плата.

Поэтому период нахождения на курсах повышения квалификации и учебного отпуска является периодом работы с сохранением средней заработной платы, с которой работодатель должен производить отчисление страховых взносов в Пенсионный фонд Российской Федерации.

Из материалов дела следует, что в периоды нахождения истца на курсах повышения квалификации и в период учебных отпусков за ней сохранялась заработная плата, с которой производились отчисления в Пенсионный фонда Российской Федерации. Кроме того, подтверждение квалификации является необходимым условием для продолжения осуществления педагогической деятельности.

Таким образом, периоды нахождения истца на курсах повышения квалификации и в учебных отпусках с 09 января 2001 года по 20 января 2001 года, с 14 мая 2001 года по 31 мая 2001 года, с 12 ноября 2001 года по 21 ноября 2001 года, с 25 марта 2002 года по 23 апреля 2002 года, с 17 ноября 2003 года по 13 декабря 2003 года, с 17 мая 2004 года по 08 июня 2004 года, с 11 октября 2004 года по 06 ноября 2004 года, с 10 марта 2005 года по 26 марта 2005 года, с 28 мая 2005 года по 02 июня 2005 года, с 11 ноября 2005 года по 30 декабря 2005 года, с 01 марта 2006 года по 30 апреля 2006 года, с 13 февраля 2012 года по 22 февраля 2012 года подлежат включению в стаж педагогической деятельности истца.

Отсутствие в сведениях персонифицированного учета в спорные периоды кода льготной работы не может влиять на право истца на их включение в специальный стаж, в данном случае ее права на должны ущемляться или ставиться в зависимость от выполнения либо невыполнения работодателем своих обязанностей.

Согласно ст. 22 Федерального закона «О страховых пенсиях» страховая пенсия назначается со дня обращения за указанной пенсией, за исключением случаев, предусмотренных частями 5 и 6 настоящей статьи, но во всех случаях не ранее чем со дня возникновения права на указанную пенсию.

С учетом включения заявленных периодов в стаж педагогической деятельности, данный вид стажа на дату обращения за назначением пенсии составит менее требуемых 25 лет, в связи в удовлетворении исковых требований о назначении пенсии с 12 декабря 2019 года надлежит отказать.

Таким образом, исковые требования подлежат частичному удовлетворению.

Истцом при подаче иска понесены расходы по уплате государственной пошлины в размере 300 рублей, которые в силу ст. ст. 88, 98 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации подлежат взысканию с ответчика.

На основании изложенного, руководствуясь ст. ст. 194-198 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, суд

решил:

исковые требования Кузнецовой Е. В. к Государственному учреждению – Управлению Пенсионного фонда Российской Федерации в г. Архангельске Архангельской области (межрайонному) о возложении обязанности включить в стаж периоды работы, обучения, курсов повышения квалификации и назначить пенсию по старости удовлетворить частично.

Обязать Государственное учреждение – Управление Пенсионного фонда Российской Федерации в городе Архангельске Архангельской области (межрайонное) включить в стаж по п. 19 ч. 1 ст. 30 Федерального закона «О страховых пенсиях» Кузнецовой Е. В. периоды курсов повышения квалификации и учебных отпусков с 09 января 2001 года по 20 января 2001 года, с 14 мая 2001 года по 31 мая 2001 года, с 12 ноября 2001 года по 21 ноября 2001 года, с 25 марта 2002 года по 23 апреля 2002 года, с 17 ноября 2003 года по 13 декабря 2003 года, с 17 мая 2004 года по 08 июня 2004 года, с 11 октября 2004 года по 06 ноября 2004 года, с 10 марта 2005 года по 26 марта 2005 года, с 28 мая 2005 года по 02 июня 2005 года, с 11 ноября 2005 года по 30 декабря 2005 года, с 01 марта 2006 года по 30 апреля 2006 года, с 13 февраля 2012 года по 22 февраля 2012 года.

В удовлетворении исковых требований Кузнецовой Е. В. к Государственному учреждению – Управлению Пенсионного фонда Российской Федерации в г. Архангельске Архангельской области (межрайонному) о возложении обязанности включить в стаж по п. 19 ч. 1 ст. 30 Федерального закона «О страховых пенсиях» период работы с 04 сентября 1989 года по 27 августа 1990 года, период обучения с 01 сентября 1990 года по 22 июня 1992 года, период работы с 09 января 2014 года по 11 декабря 2019 года, назначении досрочной страховой пенсии по старости с 12 декабря 2019 года отказать.

Взыскать с Государственного учреждения – Управления Пенсионного фонда Российской Федерации в городе Архангельске Архангельской области (межрайонного) в пользу Кузнецовой Е. В. государственную пошлину в размере 300 рублей 00 копеек (Триста рублей 00 копеек).

На решение может быть подана апелляционная жалоба в Архангельский областной суд через Ломоносовский районный суд города Архангельска в течение месяца со дня принятия решения в окончательной форме.

    Председательствующий Ю.В. Москвина

2-597/2020

Категория:
Гражданские
Статус:
Иск (заявление, жалоба) УДОВЛЕТВОРЕН ЧАСТИЧНО
Истцы
Кузнецова Елена Владимировна
Ответчики
ГУ - УПФ в г. Архангельске Архангельской области (межрайонное)
Другие
МБУ "Центр "Леда"
Дейнеко Иван Александрович
Суд
Ломоносовский районный суд г. Архангельск
Судья
Москвина Юлия Владимировна
Дело на сайте суда
lomonosovsky.arh.sudrf.ru
20.01.2020Регистрация иска (заявления, жалобы) в суде
20.01.2020Передача материалов судье
22.01.2020Решение вопроса о принятии иска (заявления, жалобы) к рассмотрению
22.01.2020Вынесено определение о подготовке дела к судебному разбирательству
22.01.2020Вынесено определение в порядке ст. 152 ч.3 ГПК РФ (о назначении срока проведения предв. суд. заседания выходящего за пределы установленных ГПК)
22.01.2020Предварительное судебное заседание
18.02.2020Судебное заседание
17.03.2020Судебное заседание
01.06.2020Производство по делу возобновлено
01.06.2020Судебное заседание
01.06.2020Судебное заседание
19.06.2020Судебное заседание
13.07.2020Изготовлено мотивированное решение в окончательной форме
13.07.2020Дело сдано в отдел судебного делопроизводства
22.06.2020
Решение

Детальная проверка физлица

  • Уголовные и гражданские дела
  • Задолженности
  • Нахождение в розыске
  • Арбитражи
  • Банкротство
Подробнее