Дело № 2-1928/2021
УИД 55RS0004-01-2021-002143-20
РЕШЕНИЕ
Именем Российской Федерации
Октябрьский районный суд города Омска
в составе председательствующего судьи Селиверстовой Ю.А.
при секретаре Шевченко Г.М.
с участием в подготовке и организации судебного разбирательства помощника судьи Теодозова С.Л.,
рассмотрев в открытом судебном заседании в городе Омске 25 июня 2021 года гражданское дело по исковому заявлению Сельского Андрея Павловича к войсковой части ... о признании несовершеннолетних членами семьи,
установил:
Сельский А.П. обратился в суд с названным иском к ответчику, ссылаясь на то, что он проходит военную службу по контракту в войсковой части ...-3. В связи с прохождением военной службы ему как нанимателю по договору социального найма от 03.05.2012 № 2/317 предоставлено служебное жилое помещение по адресу: ... в которой изначально он проживал вместе со своим сыном от первого брака Сельским С.А., 07.09.2010 года рождения. Впоследствии 03.10.2017 он вступил в брак с Сельской (до заключения брака – Макрушиной) Т.В., которая вселилась в данное жилое помещение вместе с двумя ее несовершеннолетними дочерями Макрушиной Анастасией, 19.11.2005 года рождения, и Макрушиной Кристиной, 16.02.2010 года рождения, которых с указанного времени считает членами его семьи, осуществляет все расходы, связанные с их содержанием. Они проживают в указанном жилом помещении одной семьей, ведут общее хозяйство. Признание несовершеннолетних Макрушиной А.К. и Макрушиной К.К. членами его семьи необходимо для внесения в личное дело сведений об изменении состава семьи в целях обеспечения жильем по месту службы на состав семьи с учетом дочерей супруги. Ответчиком в удовлетворении его требования было отказано со ссылкой на необходимость разрешить возникший спор о признании данных лиц членами его семьи в судебном порядке.
В судебном заседании истец Сельский А.П. при надлежащем извещении о времени и месте рассмотрения дела участия не принимал, просил рассматривать дело в его отсутствие, направил в суд его представителя Шевченко А.А., действующего на основании доверенности, который в судебном заседании поддержал заявленные требования по основаниям, указанным в исковом заявлении, дополнительно указав на постоянное проживание несовершеннолетних дочерей супруги истца Сельской Т.В. - Макрушиных А.К., К.К. с истцом и его сыном от первого брака, фактически создание ими одной семьи.
Представитель ответчика войсковой части ...-3 в судебном заседании участия не принимал, о времени и месте рассмотрения дела извещен надлежаще, возражений относительно заявленных требований суду не представил, о причинах неявки не сообщил.
Третьи лица, не заявляющие самостоятельных требований относительно предмета спора, Сельская Т.В., Макрушина А.К., Макрушина К.К., представитель Министерства обороны РФ при надлежащем извещении о времени и месте рассмотрения дела в судебном заседании участия не принимали, возражений против иска в материалы дела не представили.
Представитель третьего лица, не заявляющего самостоятельных требований относительно предмета спора, ФГАУ «Росжилкомплекс» направил в суд отзыв, в котором возражал относительно заявленных требований, ссылаясь на отсутствие у ФГАУ полномочий по признанию несовершеннолетних членами семьи истца как военнослужащего, а также на недоказанность того обстоятельства, что несовершеннолетние являются членами семьи истца как военнослужащего.
Выслушав представителя истца, допросив в качестве свидетелей Уфимцеву Е.В., Соловьева А.Н., исследовав материалы дела, суд приходит к следующему.
Из пояснений стороны истца и из материалов дела следует, что истец проходит службу по контракту в войсковой части ...-3, дислоцированной в Омской области, город Омск.
Истец Сельский А.П. и Сельская Т.В. состоят в браке с 03.10.2017 года. У Сельской Т.В. от предыдущего брака имеются несовершеннолетние дочери Макрушина Анастасия, 19.11.2005 года рождения, и Макрушина Кристина, 16.02.2010 года рождения.
Членами его семьи как военнослужащего в его личном деле указаны его сын от первого брака Сельский С.А. и его супруга Сельская Т.В.
В то же время, истец Сельский А.П. со своей семьей, включая супругу, ее дочерей Макрушину Анастасию, Макрушину Кристину и сына истца от первого брака Сельского Сергея, 07.09.2010 года рождения, вместе проживают в служебном жилом помещении - двухкомнатной квартире, расположенной по адресу: Омск, ..., предоставленной истцу по договору социального найма от 03.05.2012 № 2/317 (л.д. 9-11).
Обращаясь в суд с иском, Сельский А.П. ссылался на то обстоятельство, что для обращения с заявлением о предоставлении другого служебного жилого помещения большей площади ему необходимо представить справку о составе семьи, в свою очередь, командование войсковой части требует у него для подтверждения состава семьи решение суда.
Оценивая данные требования истца, суд находит их заслуживающими внимания, исходя из следующего.
В силу статьи 15 Федерального закона от 27 мая 1998 года № 76-ФЗ «О статусе военнослужащих» государство гарантирует военнослужащим обеспечение их жилыми помещениями в форме предоставления им денежных средств на приобретение или строительство жилых помещений либо предоставления им жилых помещений в порядке и на условиях, установленных названным Федеральным законом, другими федеральными законами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации, за счет средств федерального бюджета.
Согласно абзацу 2 пункта 1 статьи 15 Федерального закона «О статусе военнослужащих», военнослужащим - гражданам, проходящим военную службу по контракту, и совместно проживающим с ними членам их семей предоставляются не позднее трехмесячного срока со дня прибытия на новое место военной службы служебные жилые помещения по нормам и в порядке, которые предусмотрены федеральными законами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации. Служебные жилые помещения предоставляются в населенных пунктах, в которых располагаются воинские части, а при отсутствии возможности предоставить служебные жилые помещения в указанных населенных пунктах - в других близлежащих населенных пунктах.
В соответствии с абзацем 5 пункта 5 статьи 2 указанного Федерального закона к членам семей военнослужащих и граждан, уволенных с военной службы, на которых распространяются социальные гарантии, установленные данным Законом, если иное не установлено иными федеральными законами, относятся супруга (супруг), несовершеннолетние дети, дети старше 18 лет, ставшие инвалидами до достижения ими возраста 18 лет, дети в возрасте до 23 лет, обучающиеся в образовательных учреждениях по очной форме обучения, лица, находящиеся на иждивении военнослужащих.
Как разъяснено в пункте 25 постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 29 мая 2014 года «О практике применения судами законодательства о воинской обязанности, военной службе и статусе военнослужащих», при решении вопроса о том, кого следует относить к членам семьи военнослужащего, имеющим право на обеспечение жильем, судам следует руководствоваться нормами Жилищного кодекса Российской Федерации и Семейного кодекса Российской Федерации.
В силу части 5 статьи 100 Жилищного кодекса Российской Федерации к пользованию специализированными жилыми помещениями по договорам найма таких жилых помещений применяются правила, предусмотренные статьей 65, частями 3 и 4 статьи 67 и статьей 69 настоящего Кодекса, за исключением пользования служебными жилыми помещениями, к пользованию которыми по договорам найма таких помещений применяются правила, предусмотренные частями 2 - 4 статьи 31, статьей 65 и частями 3 и 4 статьи 67 настоящего Кодекса, если иное не установлено другими федеральными законами.
Частью 1 статьи 69 Жилищного кодекса Российской Федерации установлено, что к членам семьи нанимателя жилого помещения по договору социального найма относятся проживающие совместно с ним его супруг, а также дети и родители данного нанимателя. Другие родственники, нетрудоспособные иждивенцы признаются членами семьи нанимателя жилого помещения по договору социального найма, если они вселены нанимателем в качестве членов его семьи и ведут с ним общее хозяйство. В исключительных случаях иные лица могут быть признаны членами семьи нанимателя жилого помещения по договору социального найма в судебном порядке.
Согласно разъяснениям, содержащимся в пунктах 25 и 26 постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 2 июля 2009 года № 14 «О некоторых вопросах, возникших в судебной практике при применении Жилищного кодекса Российской Федерации», разрешая споры, связанные с признанием лица членом семьи нанимателя жилого помещения по договору социального найма, судам необходимо учитывать, что круг лиц, являющихся членами семьи нанимателя, определен частью 1 статьи 69 Жилищного кодекса Российской Федерации. К ним относятся: а) супруг, а также дети и родители данного нанимателя, проживающие совместно с ним; б) другие родственники, нетрудоспособные иждивенцы, если они вселены нанимателем в качестве членов его семьи и ведут с ним общее хозяйство.
К другим родственникам при этом могут быть отнесены любые родственники как самого нанимателя, так и членов его семьи независимо от степени родства как по восходящей, так и нисходящей линии.
Под ведением общего хозяйства, являющимся обязательным условием признания членами семьи нанимателя других родственников и нетрудоспособных иждивенцев, следует, в частности, понимать наличие у нанимателя и указанных лиц совместного бюджета, общих расходов на приобретение продуктов питания, имущества для совместного пользования и т.п.
Для признания других родственников и нетрудоспособных иждивенцев членами семьи нанимателя требуется также выяснить содержание волеизъявления нанимателя (других членов его семьи) в отношении их вселения в жилое помещение: вселялись ли они для проживания в жилом помещении как члены семьи нанимателя или жилое помещение предоставлено им для проживания по иным основаниям (договор поднайма, временные жильцы). В случае спора факт вселения лица в качестве члена семьи нанимателя либо по иному основанию может быть подтвержден любыми доказательствами (статья 55 ГПК РФ).
По смыслу указанных норм Жилищного кодекса Российской Федерации и разъяснений Пленума Верховного Суда Российской Федерации для признания названной категории лиц членами семьи собственника или нанимателя жилого помещения юридическое значение имеет факт их вселения в жилое помещение именно в качестве членов семьи.
В подтверждение вышеуказанных обстоятельств истцом в судебном заседание обеспечена явка свидетелей Уфимцевой Е.В., Соловьева А.Н.
Свидетель Уфимцева Е.В. в судебном заседании пояснила, что с Сельским А.П. знакома с 2017-2018 года как со своим соседом, поскольку она проживает с семьей, включая мужа-военнослужащего Уфимцева В.В., по адресу: Омск, ул. Орджоникидзе, дом 274, квартира 60. Семья Сельского А.П. проживает по соседству. Она видела и знает, что у Сельского А.П. в семье проживает трое детей – его сын от первого брака Сергей и две дочери его жены от первого брака Анастасия и Кристина. С даты их знакомства (с 2017 года) по настоящее время Сельский А.П. относится к несовершеннолетним дочерям его супруги Сельской Т.В. как к родным детям так, что до последнего времени она не знала, что это дочери его супруги от первого брака. Девочки вселены в предоставленную Сельским А.П. квартиру как члены его семьи, проживают в данной квартире на постоянной основе с даты вселения их матери Сельской Т.В. как супруги Сельского А.П., который ведет с ними общее хозяйство, содержит их, проводит с ними досуг, оказывает им свое попечение.
Свидетель Соловьев А.Н. в судебном заседании пояснил, что с Сельским А.П. знаком с 2013 года по настоящее время как с сослуживцем и с соседом по месту жительства, поскольку он проживает с семьей, включая по адресу: Омск, ул. Орджоникидзе, дом 274, квартира 48 (над квартирой, занимаемой Сельским А.П.). Сельский А.П. вселился в квартиру 44 на втором этаже этого дома сначала с сыном от первого брака Сергеем. В 2017 году он вступил в семейные отношения с Сельской Т.В., в связи с чем она и ее две дочери от первого брака Макрушины Анастасия и Кристина вселились в предоставленную ему квартиру в качестве членов его семьи. С даты вселения Сельской Т.В. с ее дочерями в указанную квартиру с 2017 года по настоящее время Сельский А.П. относится к несовершеннолетним дочерям его супруги Сельской Т.В. как к членам его семьи, обеспечивает их материально. Все их дети (сын Сельского А.П. Сергей и дочери Сельской Т.В. – Анастасия и Кристина) постоянно гуляют вместе, особенно Кристина с Сергеем, всегда вместе ездят на дачу. На постоянной основе у Сельского А.П. проживает трое детей – его сын от первого брака и две дочери его жены от первого брака. Они живут одной семьей, ведут общее хозяйство.
Не доверять показаниям данных свидетелей, в установленном порядке предупрежденных судом об уголовной ответственности за дачу заведомо ложных показаний, у суда оснований не имеется, поскольку они являются полными, объективными, внутренне логичными и непротиворечивыми, соответствуют иным собранным по делу доказательствам, включая пояснения стороны истца и представленные в материалы дела вышеуказанные документальные доказательства.
Ни одного опровергающего вышеуказанные обстоятельства в нарушение пункта 1 статьи 56 ГПК РФ стороной ответчика, а также третьими лицами, включая ФГАУ «Росжилкомплекс», в материалы дела представлено не было.
С учетом названных выше нормативных предписаний и обстоятельств дела суд приходит к выводу о том, что истцом доказан факт вселения несовершеннолетних Макрушиных Анастасии и Кристины в занимаемое им жилое помещение на постоянной основе в качестве членов семьи, ведение ими общего хозяйства, что свидетельствует о правомерности заявленных истцом требований о признании их членами его семьи и о необходимости их удовлетворения.
К представленным со стороны ФГАУ «Росжилкомплекс» возражениям относительно наличия у детей биологического отца, который должен обеспечивать содержание детей самостоятельно, суд относится критически, поскольку из представленной в материалы дела совокупности доказательств следует, что в настоящее время брак между Сельской Т.В. и ее предыдущим супругом расторгнут, и он не проживает в предоставленном Сельскому А.П. жилом помещении. После расторжения брака между ними место жительства детей определено с их матерью Сельской Т.В., что в ходе судебного разбирательства не оспаривалось.
При этом суд учитывает, что жилищное и иное законодательство Российской Федерации не определяют учреждения либо другие организации, правомочные выдавать надлежащие документы, удостоверяющие названный факт, в связи с чем возможность получения гражданином таких документов отсутствует. Кроме того, на наличие такого порядка разрешения заявленных истцом требований представитель ФГАУ «Росжилкомплекс» не ссылался.
В то же время, порядок обеспечения военнослужащих служебными жилыми помещениями регулируется Инструкцией о предоставлении военнослужащим - гражданам Российской Федерации, проходящим военную службу по контракту в Вооруженных Силах Российской Федерации, служебных жилых помещений, утвержденной приказом Министра обороны Российской Федерации от 30.09.2010 года №1280.
В соответствии с подпунктом "а" пункта 1 названной Инструкции при постановке на учет нуждающихся в жилых помещениях представляются копии документов, удостоверяющих личность военнослужащего и совместно проживающих с ним членов его семьи - граждан Российской Федерации (паспортов с данными о регистрации по месту жительства, свидетельств о рождении лиц, не имеющих паспортов).
Как следует из существа заявленных Сельским А.П. требований, иск о признании Макрушиных Анастасии и Кристины членами его семьи был подан им исключительно в целях реализации права на получение другого служебного жилого помещения.
Учитывая, что несовершеннолетние Макрушины Анастасия и Кристина могли быть признаны членом семьи истца только по решению суда, истец как военнослужащий, намереваясь реализовать свое право на получение служебного жилья с учетом несовершеннолетних Макрушиных А.К., К.К. мог требовать защиты своих гражданских прав только путем подачи иска о признании их членами своей семьи.
Поскольку несовершеннолетние Макрушины А.К., К.К. фактически вселены в указанное жилое помещение как дочери члена семьи истца, находится на фактическом содержании последнего, живут одной семьей, ведут общее хозяйство, суд приходит к выводу о необходимости удовлетворения исковых требований в полном объеме.
На основании изложенного, руководствуясь статьями 194 – 198 ГПК РФ, суд
Р Е Ш И Л:
Признать Макрушину Анастасию Константиновну, родившуюся 19 ноября 2005 года, членом семьи нанимателя Сельского Андрея Павловича, проживающего в жилом помещении по адресу: город ....
Признать Макрушину Кристину Константиновну, родившуюся 16 февраля 2010 года, членом семьи нанимателя Сельского Андрея Павловича, проживающего в жилом помещении по адресу: город ....
Решение может быть обжаловано в Омский областной суд путем подачи апелляционной жалобы через Октябрьский районный суд города Омска в течение одного месяца с даты его вынесения.
Судья Ю.А. Селиверстова