Судья Сидорова Ж.А. Дело №33-9229/24 (2-1383/2024)
УИД 22RS0069-01-2024-001659-64
АПЕЛЛЯЦИОННОЕ ОПРЕДЕЛЕНИЕ
1 октября 2024 года город Барнаул
Судебная коллегия по гражданским делам Алтайского краевого суда в составе:
председательствующего судей при секретаре |
Секериной О.И., Попова С.В., Масликовой И.Б., Тенгерековой Л.В. |
рассмотрела в открытом судебном заседании апелляционную жалобу ответчика Пчелкина Даниила Игоревича
на решение Ленинского районного суда г. Барнаула Алтайского края от 10 июня 2024 года
по делу по иску Краевого государственного казенного учреждения «Управление социальной защиты населения по городу Барнаулу» к Пчелкину Даниилу Игоревичу о взыскании излишне выплаченной суммы в рамках социального контракта.
Заслушав доклад судьи Попова С.В., судебная коллегия
УСТАНОВИЛА:
Краевое государственное казенное учреждение «Управление социальной защиты населения по городу Барнаулу» (далее – Учреждение, УЗСН по <адрес>) обратилось в суд с вышеуказанным иском, в котором просило взыскать с ответчика излишне выплаченную сумму в рамках социального контракта в размере 349028 руб.
Требования мотивировало тем, что ДД.ММ.ГГ между Учреждением и Пчелкиным Д.И. заключен социальный контракт *** сроком с ДД.ММ.ГГ по ДД.ММ.ГГ, предметом оказания государственной социальной помощи на основании социального контракта является реализация мероприятий ответчиком по осуществлению индивидуальной предпринимательской деятельности, предусмотренных программой социальной адаптации. Пчелкину Д.И. была назначена единовременная выплата в размере 349028 рублей, данная сумма зачислена на счет ДД.ММ.ГГ.
С целью оценки эффективности реализации программы адаптации по осуществлению индивидуальной предпринимательской деятельности является: регистрация в качестве индивидуального предпринимателя или в качестве налогоплательщика налога на профессиональный доход; повышение денежных доходов гражданина по истечении срока действия социального контракта.
Ответчиком были предоставлены сведения о постановке на учет физического лица в качестве индивидуального предпринимателя.
При закрытии контракта установлен факт нарушения обязательств по нему. Предпринимательская деятельность ответчиком прекращена – ДД.ММ.ГГ. Программа социальной адаптации не исполнена по следующим мероприятиям: 1) осуществление предпринимательской деятельности - срок исполнения ДД.ММ.ГГ; 2) предоставление сведений о составе семьи и доходах семьи за последние 3 месяца – срок исполнения ДД.ММ.ГГ. Таким образом, программа социальной адаптации реализована не в полном объеме.
Комиссией было принято решение о прекращении срока действия социального контракта с ДД.ММ.ГГ. Согласно п. 2.4 контракта заявитель обязан возвратить денежные средства в полном объеме и в срок не позднее 30 дней со дня прекращения индивидуальной предпринимательской деятельности.
ДД.ММ.ГГ на имя ответчика было направлено уведомление о необходимости решения данного вопроса. До настоящего времени сумма долга на расчетный счет управления социальной защиты не поступала.
Решением Ленинского районного суда <адрес> Алтайского края от ДД.ММ.ГГ исковые требования удовлетворены.
С Пчелкина Д.И. в пользу УСЗН по <адрес> взыскана сумма, полученная в рамках социального контракта, в размере 349028 руб.
Также с Пчелкина Д.И. в доход местного бюджета взыскана государственная пошлина в размере 6690,28 руб.
В апелляционной жалобе ответчик просит об отмене решения и принятии нового об отказе в удовлетворении исковых требований, ссылаясь на то, что во исполнение социального контракта им было приобретено оборудование для мойки машин, заключен договор аренды помещения и оказывались услуги по мойке машин. Полученные денежные средства не были растрачены, применены по целевому назначению, о чем был ответчику представлен отчет с приложением подтверждающих документов. Таким образом, в его действиях отсутствуют признаки недобросовестного поведения, следовательно, полученные по социальному контракту денежные средства не подлежат возврату в качестве неосновательного обогащения.
В письменных возражениях на апелляционную жалобу Учреждение просит оставить ее без удовлетворения, решение суда без изменения.
В суде апелляционной инстанции представитель учреждения поддержала доводы письменных возражений.
Иные лица, участвующие в деле, в суд апелляционной инстанции не явились, о времени и месте рассмотрения гражданского дела извещены надлежаще, соответствующая информация размещена на официальном сайте суда в информационно-телекоммуникационной сети «Интернет», об уважительности причин неявки судебную коллегию не уведомили, что в силу ч.3 ст.167 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации (далее – ГПК РФ) является основанием рассмотрения гражданского дела в отсутствие данных лиц.
Изучив материалы дела, проверив законность и обоснованность принятого решения в соответствии с частью 1 статьи 327.1 ГПК РФ в пределах доводов апелляционной жалобы, обсудив доводы жалобы, судебная коллегия приходит к следующим выводам.
Согласно положениям ст. 1 Федерального закона от 17 июля 1999 г. N 178-ФЗ "О государственной социальной помощи", государственная социальная помощь - это предоставление малоимущим семьям, малоимущим одиноко проживающим гражданам, а также иным категориям граждан, указанным в данном федеральном законе, социальных пособий, социальных доплат к пенсии, субсидий, социальных услуг и жизненно необходимых товаров, а социальный контракт - соглашение, которое заключено между гражданином и органом социальной защиты населения по месту жительства или месту пребывания гражданина и в соответствии с которым орган социальной защиты населения обязуется оказать гражданину государственную социальную помощь, гражданин - реализовать мероприятия, предусмотренные программой социальной адаптации.
Государственная социальная помощь, в том числе на основании социального контракта, назначается решением органа социальной защиты населения по месту жительства либо по месту пребывания малоимущей семьи или малоимущего одиноко проживающего гражданина (ч. 1 ст. 8 вышеназванного Федерального закона "О государственной социальной помощи").
Порядок назначения государственной социальной помощи, оказываемой за счет средств бюджета субъекта Российской Федерации, а также форма социального контракта устанавливаются органами государственной власти субъектов Российской Федерации (ч. 2.3 ст. 8 Федерального закона "О государственной социальной помощи").
Согласно ч. ч. 1 - 3 ст. 8.1 Федерального закона от 17 июля 1999 г. N 178-ФЗ "О государственной социальной помощи" государственная социальная помощь на основании социального контракта оказывается гражданам, указанным в ч. 1 ст. 7 настоящего Федерального закона, в целях стимулирования их активных действий по преодолению трудной жизненной ситуации.
В социальном контракте должны быть установлены: 1) предмет социального контракта; 2) права и обязанности граждан и органа социальной защиты населения при оказании государственной социальной помощи; 3) виды и размер государственной социальной помощи; оказания государственной социальной помощи на основании социального 4) порядок контракта; 5) срок действия социального контракта; 6) порядок изменения и основания прекращения социального контракта.
К социальному контракту прилагается программа социальной адаптации, которой предусматриваются обязательные для реализации получателями государственной социальной помощи мероприятия. К таким мероприятиям, в частности, относятся: 1) поиск работы, 2 прохождение профессионального обучения и дополнительного профессионального образования; 3) осуществление индивидуальной предпринимательской деятельности; 4) ведение личного подсобного хозяйства; 5) осуществление иных мероприятий, направленных на преодоление гражданином трудной жизненной ситуации.
Мониторинг оказания государственной социальной помощи на основании социального контракта проводится органами социальной защиты населения в порядке, установленном нормативными правовыми актами субъектов Российской Федерации.
Методика оценки эффективности оказания государственной социальной помощи на основании социального контракта утверждается в порядке, установленном Правительством Российской Федерации.
В силу ч. 2.1 ст. 10 Федерального закона от 17 июля 1999 г. N 178-ФЗ орган социальной защиты населения в одностороннем порядке может прекратить оказание государственной социальной помощи на основании социального контракта в случае невыполнения ее получателями мероприятий, предусмотренных программой социальной адаптации, или в иных случаях, установленных нормативными правовыми актами субъекта Российской Федерации.
Министерством труда и социальной защиты Алтайского края приказом от 5 октября 2017 г. N 430 утвержден Порядок рассмотрения обращений малоимущих граждан и семей, граждан, находящихся в трудной жизненной ситуации, о предоставлении материальной помощи (далее по тексту - Порядок).
Настоящий Порядок определяет условия и порядок предоставления материальной помощи в денежной форме (далее - "материальная помощь") малоимущим гражданам и семьям, гражданам, находящимся в трудной жизненной ситуации, а также семьям, имеющим и воспитывающим 10 и более детей (пункт 1 Порядка).
Пунктом 3, 4 Порядка установлено, что на предоставление материальной помощи имеют право граждане, указанные в пункте 1 настоящего Порядка, фактически проживающие на территории Алтайского края по месту жительства или по месту пребывания. Проживание на территории Алтайского края по месту жительства или по месту пребывания подтверждается документом, удостоверяющим личность, содержащим сведения о месте жительства, свидетельством о регистрации по месту пребывания или решением суда.
Материальная помощь подразделяется на следующие виды: 1) материальная помощь малоимущим гражданам и семьям; 2) материальная помощь малоимущим гражданам и семьям на основании социального контракта. В соответствии со статьей 8.1 Федерального закона от 17.07.1999 N 178-ФЗ "О государственной социальной помощи" указанная материальная помощь направляется на оказание помощи: по поиску работы; по прохождению профессионального обучения и дополнительного профессионального образования; по осуществлению индивидуальной предпринимательской деятельности; по ведению личного подсобного хозяйства; по осуществлению иных мероприятий, направленных на преодоление трудной жизненной ситуации.
Согласно пункту 6 Порядка предоставление материальной помощи имеет заявительный характер.
Судом установлено и материалами дела подтверждается, что ДД.ММ.ГГ Пчелкин Д.И. обратился в УЗСН по <адрес> с заявлением об оказании материальной помощи на основании социального контракта с предоставлением бизнес-плана.
ДД.ММ.ГГ между ответчиком и Учреждением был заключен социальный контракт ***, сроком действия с ДД.ММ.ГГ по ДД.ММ.ГГ. Данный социальный контракт был получен заявителем – ДД.ММ.ГГ.
По условиям социального контракта Пчелкин Д.И. принял на себя обязательства по реализации мероприятий по осуществлению индивидуальной предпринимательской деятельности, предусмотренной программой социальной адаптации (пункт 1.1); конечным результатом с целью оценки эффективности реализации программы социальной адаптации по осуществлению индивидуальной предпринимательской деятельности заявителя является: регистрация гражданина в качестве индивидуального предпринимателя или в качестве налогоплательщика налога на профессиональный доход; повышение денежных доходов гражданина (семьи гражданина) по истечении срока действия социального контракта (пункт 1.2); управление, в том числе обязалось осуществлять денежную выплату с целью осуществления предпринимательской деятельности в размере 349028 рублей в период с ДД.ММ.ГГ по ДД.ММ.ГГ (пункт 2.2).
Платежным поручением от ДД.ММ.ГГ *** Пчелкину Д.И. перечислена денежная сумма в размере 349028 руб.
В материалах дела имеется отчет от ДД.ММ.ГГ с обоснованием затраченных денежных средств в рамках социального контракта, приложены товарные чеки 10 шт., квитанции, счета на сумму 351041,77 руб., выделенные денежные средства по социальному контракту израсходованы полностью с вложением собственных средств в размере 2013,77 руб.
ДД.ММ.ГГ внесена запись в ЕГРИП о регистрации Пчелкина Д.И. в качестве индивидуального предпринимателя.
ДД.ММ.ГГ внесена запись в ЕГРИП о прекращении деятельности Пчелкиным Д.И. в качестве индивидуального предпринимателя.
Заключением межведомственной комиссии от ДД.ММ.ГГ принято решение о прекращении срока действия социального контракта с ДД.ММ.ГГ, в связи с тем, что ответчик своевременно не уведомил управление о досрочном прекращении индивидуальной предпринимательской деятельности, а также не представлены доходы для расчета среднедушевого дохода семьи. Программа социальной реабилитации не реализована.
Согласно отчету об оценке эффективности социального контракта, заключенного с Пчелкиным Д.И., данный социальный контракт признан неэффективным. Имеются нарушения условий социального контракта, заявитель прекратил деятельность в период действия социального контракта.
В связи с этим ДД.ММ.ГГ в адрес ответчикаУчреждением направлено Пчелкину Д.И. уведомление о возврате неправомерно полученных денежных средств в размере 349028-00 рублей в срок до ДД.ММ.ГГ, поскольку не возвращены денежные средства, полученные в качестве государственной социальной помощи в течение 30 дней со дня прекращения индивидуальной предпринимательской деятельности (в случае её прекращения в период действия социального контракта по собственной инициативе).
Разрешая спор и удовлетворяя исковые требования, суд первой инстанции исходил из того, что ответчик не выполнил обязательные мероприятия, предусмотренные социальным контрактом и программой адаптации, чем нарушил условия социального контракта в результате недобросовестных действий, добровольно не возместив сумму полученной материальной помощи.
Судебная коллегия полагает возможным согласиться с указанным выводом, основанном на правильном установлении юридически значимых обстоятельств, надлежащей оценке собранных по делу доказательств, правильном применении норм материального и процессуального права.
Как следует из положений пункта 2.4 приведенного выше социального контракта, заявитель обязан: встать на учет в налоговом органе по субъекту Российской Федерации в качестве индивидуального предпринимателя или налогоплательщика налога на профессиональный доход; предоставить в управление документы, подтверждающие факт расходования средств с целью постановки на учет в качестве индивидуального предпринимателя или налогоплательщика налога на профессиональный доход; приобрести в период действия социального контракта основные средства, материально-производственные запасы, принять имущественные обязательства (не более 15 процентов от назначаемой выплаты), необходимые для осуществления индивидуальной предпринимательской деятельности, и представить в управление подтверждающие документы; возвратить денежные средства, полученные в качестве государственной социальной помощи, в полном объеме и в срок не позднее 30 дней со дня прекращения индивидуальной предпринимательской деятельности (в случае ее прекращения в период действия социального контракта по собственной инициативе); ежемесячно предоставлять в управление документы, подтверждающие факт выполнения мероприятий программы социальной адаптации; уведомить управление в течение 3 рабочих дней о досрочном прекращении предпринимательской деятельности в период действия социального контракта; возместить управлению денежные средства, полученные неправомерно в течение 30 дней со дня наступления обстоятельств, указанных в пункте 3.4 настоящего контракта.
Согласно пункту 3.4 социального контракта основаниями для расторжения социального контракта с заявителем и возвращением денежных средств управлению в полном объеме являются случаи: предоставления неполной или недостоверной информации о составе и (или) доходах семьи заявителя; полного или частичного неисполнения программы социальной адаптации заявителем без уважительных причин; нецелевого использования денежных средств, полученных заявителем в рамках социального контракта.
Поскольку представленными в материалы дела доказательствами подтверждается факт прекращения Пчелкиным Д.И. предпринимательской деятельности по собственной инициативе до истечения срока действия социального контракта, указанное обстоятельство является достаточным для взыскания в полном объеме денежных средств, полученных в качестве государственной социальной помощи.
Ссылка ответчика на целевое расходование полученных денежных средств и предоставление необходимых отчетов не опровергает правильных по существу выводов суда первой инстанции, которым установлено также иное нарушение в виде непредоставления отчетных документов о составе семьи и доходах семьи в сентябре 2023 года, что также не подтверждает факт реализации программы социальной адаптации и свидетельствует о неэффективности социального контракта.
Как указал Конституционный Суд Российской Федерации в постановлении от ДД.ММ.ГГ N 10-П, содержащееся в главе 60 Гражданского кодекса Российской Федерации правовое регулирование обязательств вследствие неосновательного обогащения представляет собой, по существу, конкретизированное нормативное выражение лежащих в основе российского конституционного правопорядка общеправовых принципов равенства и справедливости в их взаимосвязи с получившим закрепление в Конституции Российской Федерации требованием о недопустимости осуществления прав и свобод человека и гражданина с нарушением прав и свобод других лиц (часть 3 статьи 17); соответственно, данное правовое регулирование, как оно осуществлено федеральным законодателем, не исключает использование института неосновательного обогащения за пределами гражданско-правовой сферы и обеспечение с его помощью баланса публичных и частных интересов, отвечающего конституционным требованиям.
Таким образом, нормы Гражданского кодекса Российской Федерации о неосновательном обогащении и недопустимости возврата определенных денежных сумм могут применяться и за пределами гражданско-правовой сферы, в частности в рамках правоотношений, связанных с получением отдельными категориями граждан мер социальной поддержки в форме денежных выплат, предусмотренных Федеральным законом от ДД.ММ.ГГ N 178-ФЗ "О государственной социальной помощи".
Приведенные нормы Гражданского кодекса Российской Федерации о неосновательном обогащении (статьи 1102, 1109) судом первой инстанции применены правильно, с учетом выявленных нарушений условий социального контракта оснований полагать, что действия ответчика являлись добросовестными, не имеется, вопреки противоположным доводам апелляционной жалобы. Приведенным в указанной части доводам ответчика дана надлежащая оценка судом первой инстанции с приведением соответствующих мотивов в обжалуемом решении.
Иные доводы апелляционной жалобы направлены на переоценку выводов суда первой инстанции и не содержат каких-либо обстоятельств, которые не были бы предметом исследования суда или опровергали выводы судебного решения, а потому не могут служить основанием к отмене решения суда.
Судебная коллегия отмечает, что изложенные в апелляционной жалобе доводы содержат собственную интерпретацию истца произошедших событий и субъективную точку зрения относительно их оценки, тогда как выводы суда основаны на анализе совокупности представленных в материалы дела объективных данных, подтвержденных надлежащими доказательствами, которым дана оценка, соответствующая требованиям статьи 67 ГПК РФ.
Разрешая заявленные требования, суд первой инстанции правильно определил юридически значимые обстоятельства дела, дал надлежащую правовую оценку собранным и исследованным в судебном заседании доказательствам и постановил решение, отвечающее нормам материального права при соблюдении требований гражданского процессуального законодательства.
При таком положении обжалуемое решение отмене не подлежит.
Руководствуясь статьями 328, 330 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, судебная коллегия
ОПРЕДЕЛИЛА:
Решение Ленинского районного суда <адрес> Алтайского края от ДД.ММ.ГГ оставить без изменения, апелляционную жалобу ответчика Пчелкина Д. И. – без удовлетворения.
Председательствующий:
Судьи:
Мотивированное апелляционное определение изготовлено ДД.ММ.ГГ