Дело № 2а-4140/2021
РЕШЕНИЕ
именем Российской Федерации
г. Челябинск |
13 августа 2021 года |
Калининский районный суд г. Челябинска в составе:
председательствующего судьи |
Пшеничной Т.С., |
при секретаре |
Флоринцеве М.А., |
рассмотрев в открытом судебном заседании административное дело по административному иску Инспекции Федеральной налоговой службы России по Калининскому району г.Челябинска к Яндемирову Максиму Анатольевичу о взыскании налогов, пени,
УСТАНОВИЛ:
Инспекция Федеральной налоговой службы по Калининскому району города Челябинска (далее ИФНС России по Калининскому району города Челябинска, налоговый орган, инспекция) обратилась в суд с административным исковым заявлением к Яндемирову М.А., в котором с учётом уточнения в порядке статьи 46 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации (далее КАС РФ) просит о взыскании взносов на обязательное пенсионное страхование в фиксированном размере, зачисляемые в бюджет пенсионного фонда Российской Федерации на выплату страховой пенсии (перерасчёты, недоимка и задолженность по соответствующему платежу, в том числе по отмененному, за расчётный период начиная с 1 января 2017 года) за 2018 год в размере 2515 руб. 40 коп., пени по указанной недоимки в размере 4 руб. 40 коп.; налог на доходы физических лиц с доходов, источником которых является налоговый агент, за исключением доходов в отношении которых исчисление и уплата налога осуществляется в соответствии со статьями 227, 227.1, 228 Налогового кодекса Российской Федерации (далее НК РФ) пени в размере 52 руб. 33 коп.; налог на доходы физических лиц с доходов, полученных физическими лицами в соответствии со статьей 228 НК РФ в размере 17827 руб. 34 коп.
В обоснование требований указано, что Яндемиров М.А. является плательщиком страховых взносов, в связи с неисполнением обязанности по своевременной и в полном объёме уплате страховых взносов, у него образовалась задолженность, на которую начислен пени. Задолженность по недоимки, пени административным ответчиком не оплачена. Определением мирового судьи вынесенный судебный приказ был отменён в связи с поступившими возражениями должника Яндемирова М.А. относительно приказа. Поскольку задолженность по уплате недоимки, пени ответчиком не погашен истец обратился в суд с настоящим административным исковым заявлением.
Представитель истца в судебном заседании участия не принял, извещен надлежащим образом, просил о рассмотрении дела в свое отсутствие.
Ответчик Яндемиров М.А. в судебное заседание не явился, о времени и месте судебного заседания извещен надлежащим образом.
Кроме того, сведения о дате, времени и месте судебного разбирательства доведены до всеобщего сведения путём размещения на официальном сайте суда в информационно-телекоммуникационной сети Интернет по адресу: http://www.kalin.chel.sudrf.ru.
Суд в силу ст. 150 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации определил рассмотреть дело в отсутствие не явившихся лиц, участвующий в деле.
Исследовав материалы дела, суд считает административные исковые требования подлежащими удовлетворению в части по следующим основаниям.
Согласно ст.23 Налогового кодекса РФ налогоплательщики обязаны уплачивать законно установленные налоги.
Согласно ст.19 Налогового Кодекса Российской Федерации налогоплательщиками и плательщиками сборов признаются организации и физические лица, на которых в соответствии с настоящим Кодексом возложена обязанность уплачивать соответственно налоги и (или) сборы. В порядке, предусмотренном настоящим Кодексом, филиалы и иные обособленные подразделения российских организаций исполняют обязанности этих организаций по уплате налогов и сборов по месту нахождения этих филиалов и иных обособленных подразделений.
В соответствие с ч.4 ст.23 Налогового Кодекса Российской Федерации налогоплательщики обязаны представлять в установленном порядке в налоговый орган по месту учета налоговые декларации (расчеты), если такая обязанность предусмотрена законодательством о налогах и сборах.
В судебном заседании установлено, что Яндемиров М.А. осуществлял предпринимательскую деятельность в качестве индивидуального предпринимателя, деятельность прекращена.
Яндемиров М.А. зарегистрирован в качестве страхователя в территориальном органе Пенсионного фонда и в территориальном органе Федерального фонда обязательного медицинского страхования следовательно, обязан был уплачивать страховые взносы.
Согласно положениям части 1 статьи 286 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, органы государственной власти, иные государственные органы, органы местного самоуправления, другие органы, наделенные в соответствии с федеральным законом функциями контроля за уплатой обязательных платежей (далее - контрольные органы), вправе обратиться в суд с административным исковым заявлением о взыскании с физических лиц денежных сумм, в счет уплаты установленных законом обязательных платежей и санкций, если у этих лиц имеется задолженность по обязательным платежам, требование контрольного органа об уплате взыскиваемой денежной суммы не исполнено в добровольном порядке или пропущен указанный в таком требовании срок уплаты денежной суммы и федеральным законом не предусмотрен иной порядок взыскания обязательных платежей и санкций.
В соответствии с п.1 ст.430 НК РФ плательщики, указанные в подпункте 2 пункта 1 статьи 419 настоящего Кодекса, уплачивают:
1) страховые взносы на обязательное пенсионное страхование в размере, который определяется в следующем порядке, если иное не предусмотрено настоящей статьей:
в случае, если величина дохода плательщика за расчетный период не превышает 300 000 рублей, - в фиксированном размере 26 545 рублей за расчетный период 2018 года.
в случае, если величина дохода плательщика за расчетный период превышает 300 000 рублей, - в фиксированном размере 26 545 рублей за расчетный период 2018 года (29 354 рублей за расчетный период 2019 года, 32 448 рублей за расчетный период 2020 года) плюс 1,0 процента суммы дохода плательщика, превышающего 300 000 рублей за расчетный период.
При этом размер страховых взносов на обязательное пенсионное страхование за расчетный период не может быть более восьмикратного фиксированного размера страховых взносов на обязательное пенсионное страхование, установленного абзацем вторым настоящего подпункта;
2) страховые взносы на обязательное медицинское страхование в фиксированном размере 5 840 рублей за расчетный период 2018 года, в фиксированном размере 6884 рублей за расчетный период 2019 года.
В соответствии с п. 2 ст. 432 НК РФ для уплаты фиксированного платежа по страховым взносам срок установлен, как не позднее 31 декабря текущего календарного года. При этом налоговым периодом по страховым взносам (обозначен, как расчетный период) в соответствии со ст. 423 НК РФ признается календарный год. Соответственно, за 2017 год с учетом положений п. 2 ст. 425, п. 1 ст. 430 НК РФ, индивидуальные предприниматели обязаны уплатить фиксированный платеж не позднее 31 декабря 2017 года.
Статьей 425 НК РФ установлен тариф на обязательное пенсионное страхование в пределах установленной предельной величины базы для исчисления страховых взносов по данному виду страхования - 26 процентов, на обязательное медицинское страхование - 5,1 процента.
Объектом налогообложения по налогу на доходы физических лиц признается доход, который получен физическим лицом (абз. 1 ст. 209 НК РФ). Налоговая ставка по НДФЛ устанавливается в размере 13 процентов, если иное не предусмотрено статьей 224 НК РФ (п.1 ст. 224 НК РФ). Сумма налога исчисляется как соответствующая налоговой ставке, установленной пунктом 1 статьи 224 настоящего Кодекса, процентная доля налоговой базы (п.1 ст. 225 НК РФ).
Согласно ст. 228 НК РФ налогоплательщики самостоятельно исчисляют суммы налога, подлежащие уплате в соответствующий бюджет, и представляют в налоговый орган по месту своего учета соответствующую налоговую декларацию, в следующих случаях: в т.ч. физические лица - исходя из сумм, полученных от продажи имущества, принадлежащего этим лицам на праве собственности, и имущественных прав (п.п. 2 п. 1 ст. 228 НК РФ).
На основании ст. 229 НК РФ налоговая декларация представляется не позднее 30 апреля года, следующего за истекшим налоговым периодом, если иное не предусмотрено статьей 227.1 настоящего Кодекса.
В соответствии с п.4 ст. 228 НК РФ общая сумма налога, подлежащая уплате в соответствующий бюджет, исчисленная исходя из налоговой декларации с учетом положений настоящей статьи, уплачивается по месту жительства налогоплательщика в срок не позднее 15 июля года, следующего за истекшим налоговым периодом.
Согласно представленной декларации сумма налога за 2007 год, подлежащего к уплате в бюджет составила 2210000 руб. Данная сумма налога была уплачена в бюджет 07 августа 2008 года.
ИФНС России по Калининскому району г.Челябинска заявлено требований о взыскании с ответчика суммы пени по налогу на доходы физических лиц с доходов, полученных физическими лицами в соответствии со статьей 228 НК РФ в размере 17827 руб. 34 коп.
Ответчиком в отношении вышеуказанной суммы заявлено о применении срока исковой давности.
Согласно ст. 70 НК РФ требование об уплате налога должно быть направлено налогоплательщику не позднее трех месяцев со дня выявления недоимки, если иное не предусмотрено настоящей статьей (п. 1).
Правила, установленные настоящей статьей, применяются также в отношении сроков направления требований об уплате сборов, пеней, штрафов, процентов, предусмотренных главой 9 Кодекса (п. 3).
Согласно ст. 75 НК РФ пеней признается установленная настоящей статьей денежная сумма, которую налогоплательщик должен выплатить в случае уплаты причитающихся сумм налогов или сборов... в более поздние по сравнению с установленными законодательством о налогах и сборах сроки (п. 1).
Требование № об уплате пени на недоимку в размере 2210000 руб. - 17827 руб. 34 коп за период с 16 юля 2008 года по 06 августа 2008 года ИФНС России по Калининскому району г. Челябинска выставлено только по состоянию на 02 августа 2019 года, то есть спустя более 10 лет.
Исходя из содержания вышеприведенных норм, хотя пени и носят дополнительный (акцессорный) характер, являясь мерой ответственности за неисполнение основного налогового обязательства, в силу пункта 5 статьи 75 НК РФ они могут уплачиваться как одновременно с уплатой сумм налога, так и впоследствии.
Из этого следует, что положение статьи 69 НК РФ об обязательности указания в требовании об уплате налога сведений о размере начисленных пени относится к случаям одновременной уплаты недоимки и пени, не исключая направление отдельного требования в части пени при разновременной уплате.
Вместе с тем, при разновременной уплате (взыскании) пени сохраняется общий порядок, установленный статьей 75 НК РФ, в том числе, в части сроков направления соответствующего требования, и определения момента просрочки, который связывается только с днем выявления недоимки.
Согласно же ст. 70 НК РФ срок направления требования об уплате пени в любом случае должен исчисляться со дня выявления налоговой недоимки, даты уплаты налога в бюджет 07 августа 2008 года.
Поскольку налоговая недоимка считается выявленной 07 августа 2008 года, в силу статьи 70 НК РФ с этого же дня течет трехмесячный срок направления требования об уплате пени.
Фактически такое требование впервые было направлено ответчику лишь 02 августа 2019 года, что является существенным нарушением налоговой процедуры, и самостоятельным основанием для отказа во взыскании пени.
Таким образом, суд полагает, что оснований для взыскания пени по налогу на доходы физических лиц с доходов, полученных физическими лицами в соответствии со статьей 228 НК РФ в размере 17827 руб. 34 коп. в ответчика в пользу истца не имеется.
Также, налогоплательщиком была представлена декларация, сумма налога за 2018 год, подлежащего к уплате в бюджет составила 68 424 руб. Данная сумма налога была уплачена в бюджет двумя платежами от (дата) в размере 56 013,00 руб., от 20 декабря 2019 года в размере 12 410,00 руб.
Как следует из материалов дела, ИФНС России по Калининскому району г. Челябинска в адрес ответчика направлялось налоговое уведомление № от 25 апреля 2015 со сроком уплаты не позднее 01 октября 2015 года.
Налоговым органом административному ответчику направлялось в электронной форме через личный кабинет налогоплательщика требования №34209 по состоянию на 09 июля 2019 года со сроком уплаты 12 августа 2019 года№ по состоянию на 02 августа 2019 года со сроком уплаты до 03 сентября 2019 года, №69789 по состоянию на 02 августа 2019 года со сроком исполнения до 03 сентября 2019 года.
Согласно действующим на момент подключения личного кабинета налогоплательщика Регламента работы сотрудников налоговых органов ФНС России по обслуживанию пользователей Интернет-сервиса «Личный кабинет налогоплательщика для физических лиц», утвержденного приказом ФНС России от 31 октября 2014 года № № а также рекомендуемым формам документов, необходимых для подключения и предоставления услуг Интернет-сервиса ФНС России «Личный кабинет налогоплательщика для физических лиц», утвержденным приказом ФНС России от 16 октября 2014 года № сервисом была предусмотрена возможность подачи заявления на подключение к Интернет-сервису «Личный кабинет налогоплательщика для физических лиц» непосредственно со стартовой страницы и последующей явки в ИФНС для получения регистрационной карты.
Указанные обстоятельства, несмотря на отсутствие в деле сведений о предоставлении ответчиком заявления о получении доступа к личному кабинету, а также сведений, подтверждающих вручение логина и пароля от личного кабинета, свидетельствуют о получении им доступа к личному кабинету.
В силу положений п. 2 ст. 11.2 НК РФ налогоплательщики - физические лица, получившие доступ к личному кабинету налогоплательщика, получают от налогового органа в электронной форме через личный кабинет налогоплательщика документы, используемые налоговыми органами при реализации своих полномочий в отношениях, регулируемых законодательством о налогах и сборах.
Документы, используемые налоговыми органами при реализации своих полномочий в отношениях, регулируемых законодательством о налогах и сборах, налогоплательщикам - физическим лицам, получившим доступ к личному кабинету налогоплательщика, на бумажном носителе по почте не направляются, если иное не предусмотрено настоящим пунктом.
Согласно абз.1 п. 6 ст. 69 НК РФ требование об уплате налога может быть передано руководителю организации (ее законному или уполномоченному представителю) или физическому лицу (его законному или уполномоченному представителю) лично под расписку, направлено по почте заказным письмом, передано в электронной форме по телекоммуникационным каналам связи или через личный кабинет налогоплательщика.
Исходя из положений ст. ст. 46 - 48 НК РФ процедура принудительного взыскания налога возможна только после выполнения требований ст. 69 НК РФ о направлении налоговым органом налогоплательщику требования об уплате налога.
С учетом изложенного суд приходит к выводу, что налоговым органом обязанность по направлению в адрес административного ответчика налогового уведомления и требования об уплате налога была исполнена надлежащим образом.
Мировым судьей судебного участка №3 Калининского района г.Челябинска был вынесен судебный приказ 29 апреля 2020 года, который определением мирового судьи от 10 июня 2020 года отменён в связи с поступившим от должника заявлением, после чего 10 декабря 2020 года административный истец обратился в суд с настоящим административным иском.
В силу пункта 2 статьи 48 НК РФ заявление о взыскании подается в суд общей юрисдикции налоговым органом (таможенным органом) в течение шести месяцев со дня истечения срока исполнения требования об уплате налога, сбора, пеней, штрафов, если иное не предусмотрено настоящим пунктом.
В соответствие с абзацем 2 пункта 3 статьи 48 НК РФ требование о взыскании налога, сбора, пеней, штрафов за счет имущества физического лица может быть предъявлено налоговым органом (таможенным органом) в порядке искового производства не позднее шести месяцев со дня вынесения судом определения об отмене судебного приказа.
С иском в районный суд истец обратился 10 декабря 2020 года, то есть, в течение 6 месяцев со дня отмены судебного приказа в установленный законом срок.
Требование о взыскании налога, сбора, страховых взносов, пеней, штрафов за счет имущества физического лица может быть предъявлено налоговым органом (таможенным органом) в порядке искового производства не позднее шести месяцев со дня вынесения судом определения об отмене судебного приказа.
В соответствие со ст.406 НК РФ Налоговые ставки устанавливаются нормативными правовыми актами представительных органов муниципальных образований.
Согласно ст. 346.19 Налогового кодекса РФ, налоговым периодом признается календарный год, отчетными периодами признаются первый квартал, полугодие и девять месяцев календарного года.
В силу ст.75 Налогового кодекса Российской Федерации пеней признается установленная денежная сумма, которую налогоплательщик должен выплатить в случае уплаты причитающихся сумм налогов или сборов в более поздние по сравнению с установленными законодательством о налогах и сборах, сроки. Сумма соответствующих пеней уплачивается помимо причитающихся к уплате сумм налога или сбора и независимо от применения других мер обеспечения исполнения обязанности по уплате налога или сбора, а также мер ответственности за нарушение законодательства о налогах и сборах. Пеня начисляется за каждый календарный день просрочки исполнения обязанности по уплате налога или сбора, начиная со следующего за установленным законодательством о налогах и сборах дня уплаты налога или сбора, если иное не предусмотрено главой 26.1 настоящего Кодекса. Пеня за каждый день просрочки определяется в процентах от неуплаченной суммы налога или сбора. Процентная ставка пени принимается равной одной трехсотой действующей в это время ставки рефинансирования Центрального банка Российской Федерации.
Согласно представленным истцом расчётам размер задолженности ответчика составляет: по страховым взносам на обязательное пенсионное страхование в фиксированном размере, зачисляемые в бюджет Пенсионного фонда Российской Федерации на выплату страховой пенсии (перерасчеты, недоимка и задолженность по соответствующему платежу, в том числе по отмененному, за расчетный период начиная с 1 января 2017 года) за 2018 год в размере 2515,40 руб., пени в размере 4,40 руб.; налогу на доходы физических лиц с доходов, источником которых является налоговый агент, за исключением доходов, в отношении которых исчисление и уплата налога осуществляется в соответствии со ст. 227, 227.1, 228 НК РФ пени в размере 52,33 руб..
Определяя размер подлежащей взысканию с ответчика задолженности по страховым взносам на обязательное пенсионное страхование в фиксированном размере, зачисляемые в бюджет Пенсионного фонда Российской Федерации на выплату страховой пенсии, налогу на доходы физических лиц с доходов, источником которых является налоговый агент, за исключением доходов, в отношении которых исчисление и уплата налога осуществляется в соответствии со ст. 227, 227.1, 228 НК РФ, суд считает возможным взять за основу представленные истцом расчёты, которые судом проверены, ответчиком не опровергнуты и являются правильными.
При таких обстоятельствах, учитывая, что сроки на обращение с заявлением о выдаче судебного приказа, а также на обращение в суд после отмены судебного приказа истцом соблюдены, доказательств уплаты налогоплательщиком налогов, пени материалы дела не содержат с ответчика в пользу истца подлежит взысканию задолженность по страховым взносам на обязательное пенсионное страхование в фиксированном размере, зачисляемые в бюджет Пенсионного фонда Российской Федерации на выплату страховой пенсии (перерасчеты, недоимка и задолженность по соответствующему платежу, в том числе по отмененному, за расчетный период начиная с 1 января 2017 года) за 2018 год в размере 2515 руб. 40 коп., пени в размере 4 руб. 40 коп.; налогу на доходы физических лиц с доходов, источником которых является налоговый агент, за исключением доходов, в отношении которых исчисление и уплата налога осуществляется в соответствии со ст. 227, 227.1, 228 НК РФ пени в размере 52 руб. 33 коп.
В соответствии с ч. 1 ст. 114 КАС РФ с административного ответчика в доход местного бюджета подлежит взысканию государственная пошлина в размере 400 руб.
На основании изложенного и руководствуясь ст. ст. 111, 175-180, 294 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, суд
РЕШИЛ:
░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░ ░░░░░░ ░░ ░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░ ░. ░░░░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░░, ░░░░ ░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░.
░░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░░ ░.░., (░░░░) ░░░░ ░░░░░░░░, ░░░░░░░░ (░░░░░), ░░░░░░░░░░░░░░░░░░░ ░░ ░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░ ░░░░░░: (░░░░░), ░ ░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░ ░░░░░░ ░░ ░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░ ░. ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░ ░░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░░ ░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░, ░░░░░░░░░░░ ░ ░░░░░░ ░░░░░░░░░░░ ░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░ ░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░ (░░░░░░░░░░░, ░░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░░░░░ ░░ ░░░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░, ░ ░░░ ░░░░░ ░░ ░░░░░░░░░░░, ░░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░ ░░░░░░░ ░ 1 ░░░░░░ 2017 ░░░░) ░░ 2018 ░░░ ░ ░░░░░░░ 2515 ░░░░░░ 40 ░░░░░░, ░░░░ ░ ░░░░░░░ 4 ░░░░░ 40 ░░░░░░; ░░ ░░░░░░ ░░ ░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░ ░ ░░░░░░░, ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░░░, ░░ ░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░, ░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░ ░░░░░░ ░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░░░░ ░░ ░░. 227, 227.1, 228 ░░ ░░ ░░░░ ░ ░░░░░░░ 52 ░░░░░ 33 ░░░░░░░; ░░░░░ 2573 ░░░░░ 13 ░░░░░░.
░ ░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░ ░░░░░░ ░░ ░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░ ░. ░░░░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░░ ░.░. ░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░ ░░ ░░░░ ░░ ░░░░░░ ░░ ░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░ ░ ░░░░░░░, ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░ ░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░░░░ ░░ ░░░░░░░ 228 ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░ ░░░░░░░ 17827 ░░░░░░ ░░░░░░░░.
░░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░░ ░.░., (░░░░) ░░░░ ░░░░░░░░, ░░░░░░░░ (░░░░░) ░░░░░░░░░░░░░░░░░░░ ░░ ░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░ ░░░░░░: (░░░░░) ░ ░░░░░ ░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░ ░░░░░░░ 400 ░░░░░░.
░░░░░░░ ░░░░░ ░░░░ ░░░░░░░░░░ ░ ░░░░░░░ ░░░░░░ ░ ░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░ ░░░░░ ░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░ ░░░░░ ░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░ ░░░ ░. ░░░░░░░░░░.
░░░░░░░░░░░░░░░░░░░░ ░.░. ░░░░░░░░░
░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░ 20 ░░░░░░░ 2021 ░░░░
░░░░░ ░.░. ░░░░░░░░░