Дело № 2а-1315/2019
Р Е Ш Е Н И Е
Именем Российской Федерации
г. Смоленск 17 октября 2019 года
Смоленский районный суд Смоленской области
В составе:
Председательствующего судьи Ермаковой Л.А.,
при секретаре Бердиной О.Г.,
рассмотрев в открытом судебном заседании дело по административному иску Уваровой Т.В. к Управлению Росреестра по Смоленской области об оспаривании решения об отказе во внесении изменений в Единый государственный реестр недвижимости сведений по изменению категории земельного участка и возложении обязанности по восстановлению нарушенных прав,
установил:
Уварова Т.В. обратилась в суд с административным иском к Управлению Росреестра по Смоленской области о признании незаконным решения об отказе в учете изменений объекта недвижимости, обязании административного ответчика осуществить государственный кадастровый учет изменений категории земель в отношении земельного участка. В обоснование требований указала, что является собственником земельного участка с кадастровым номером № <номер>, расположенного по адресу: <адрес>, <адрес>, категория земель: земли сельскохозяйственного назначения. На праве собственности ей также принадлежит смежный земельный участок, площадью <данные изъяты> кв.м, с кадастровым номером <адрес>, расположенный в д.Сторожище, <адрес>. На указанных земельных участках Уваровой Т.В. возведен жилой дом, площадью 160,5 кв.м. В соответствии с Генеральным планом и Правилами землепользования и застройки Дивасовского сельского поселения земельный участок с кадастровым номером № <номер> находится в границах населенного пункта д.Сторожище в территориальной зоне Ж1. Административный истец обратился в Управление Росреестра по Смоленской области с заявлением о государственном кадастровом учете изменений категории земель с земель сельскохозяйственного назначения на земли населенных пунктов. Решением Управления Росреестра по Смоленской области отказано в осуществлении кадастрового учета изменений объектов недвижимости. Уварова Т.В. считает данный отказ незаконным.
Административный истец Уварова Т.В. в судебное заседание не явилась, обеспечила явку своего представителя.
Представитель административного истца Шаповалов М.П. в судебном заседании административный иск поддержал, обосновав его вышеизложенными обстоятельствами.
Представитель административного ответчика Управления Росреестра по Смоленской области в судебное заседание не явился, извещен своевременно и надлежащим образом, просит рассмотреть административное дело в отсутствие представителя Управления. Административным ответчиком представлены письменные возражения, в которых он просит отказать Уваровой Т.В. в удовлетворении требований к Управлению Росреестра по Смоленской области, указывает, что органом регистрации было принято решение об отказе во внесении в ЕГРН сведений о категории земельного участка с земли сельскохозяйственного назначения на земли населенного пункта, так как в текстовой части Генерального плана Козинского сельского поселения, размещенного на официальном сайте Администрации, отсутствует спорный земельный участок в перечне включенных в границы населенных пунктов.
Представитель Администрации муниципального образования «Смоленский район» Смоленской области Голикова Н.А. исковые требования не признала, указав, что земельный участок с кадастровым номером 67:18:0020202:169 расположен в территориальной зон Ж1, в границах населенного пункта д.Сторожище Дивасовского сельского поселения Смоленского района Смоленской области, что подтверждается фрагментом Генерального плана Дивасовского сельского поселения, утвержденного решением Совета депутатов Дивасовского сельского поселения Смоленского района Смоленской области от 29.03.2013 года №22, с изменениями утвержденными решением Смоленской районной Думы от 19.06.2018 №43. Администрация муниципального образования «Смоленский район» Смоленской области включила спорный земельный участок в черту населенного пункта решением Смоленской районной Думы от 19.06.2018 №43. Генеральный план Дивасовского сельского поселения Смоленского района Смоленской области действующий, никем не оспорен.
Суд определил рассмотреть дело в отсутствие не явившихся участников процесса.
Заслушав объяснения участников процесса, исследовав письменные материалы дела, суд приходит к следующим убеждениям.
Согласно ч.4 ст.33 Федерального закона от 13.07.2015 №218-ФЗ «О государственной регистрации недвижимости» орган регистрации прав отказывает во внесении в Единый государственный реестр недвижимости сведений в порядке межведомственного информационного взаимодействия по заявлению заинтересованного лица, если органы государственной власти и органы местного самоуправления уведомляют об отсутствии документов (содержащихся в них сведений), необходимых для внесения сведений в Единый государственный реестр недвижимости в порядке межведомственного информационного взаимодействия. Орган регистрации прав в течение трех рабочих дней со дня получения указанного уведомления направляет заявителю соответствующий отказ в порядке, установленном органом нормативно-правового регулирования.
По делу установлено, что Уварова Т.В. является собственником земельного участка с кадастровым номером № <номер>, категория земель: земли сельскохозяйственного назначения, разрешенное использование: для ведения огородничества, площадью <данные изъяты> кв.м, расположенного по адресу: <адрес>, <адрес> (л.д. 8).
На основании договора дарения от <дата> Уваровой Т.В. принадлежит на праве собственности земельный участок, площадью <данные изъяты> кв.м, с кадастровым номером № <номер>, расположенный в д.Сторожище, <адрес> (л.д. 9-10).
Решением Совета депутатов Дивасовского сельского поселения от <дата> №22, с изменениями внесенными Смоленской районной Думы от 19.06.2018 №43, утвержден генеральный план Козинского сельского поселения Смоленского района Смоленской области, в соответствии с которым земельный участок, принадлежащий административному истцу, находится в границах населенного пункта д. Сторжище.
Уведомлением Росреестра по Смоленской области от 11.02.2019 №КУВД-001/2019-585187\1 административному истцу в соответствии с ч.4 ст.33 Федерального закона от 13.07.2015 №218-ФЗ «О государственной регистрации недвижимости» отказано в государственном кадастровом учете изменений категории земель (с земель сельскохозяйственного назначения на земли населенных пунктов) в отношении земельного участка с кадастровым номером № <номер>, поскольку в текстовой части Генерального плана Дивасовского сельского поселения Смоленского района Смоленской области отсутствует спорный земельный участок в перечне включенных в границы населенных пунктов (л.д. 26-27).
В соответствии с Уведомлением от 05.09.2019 № КУВД-001\2019-10097449\1 Уваровой Т.В. повторно было отказано по внесении в ЕГРН сведений в порядке межведомственного информационного взаимодействия (л.д. 28-29).
Генеральный план содержит текстовую часть (положение о территориальном планировании) и картографический материал, в частности карту границ населенных пунктов (в том числе границ образуемых населенных пунктов), входящих в состав поселения или городского округа (п. 1, 3 ч. 3 ст. 23 ГрК РФ). Прилагаемые к генеральному плану обосновывающие материалы в текстовой форме содержат перечень земельных участков, которые включаются в границы населенных пунктов, входящих в состав поселения, городского округа, или исключаются из их границ, с указанием категорий земель, к которым планируется отнести эти земельные участки, и целей их планируемого использования (ч. 6, п. 7 ч. 7 ст. 23 ГрК РФ).
Материалы по обоснованию генерального плана в виде карт отображают границы существующих населенных пунктов, входящих в состав поселения, городского округа (п. 2 ч. 8 ст. 23 ГрК РФ).
В соответствии со ст.24 ГрК РФ генеральный план поселения, в том числе внесение изменений в такой план, утверждаются соответственно представительным органом местного самоуправления поселения.
В силу ч.1 ст. 8 Федерального закона от 21 декабря 2004 №172-ФЗ «О переводе земель или земельных участков из одной категории в другую» (далее - Закон №172-ФЗ) установление или изменение границ населенных пунктов, а также включение земельных участков в границы населенных пунктов либо исключение земельных участков из границ населенных пунктов является переводом земель населенных пунктов или земельных участков в составе таких земель в другую категорию либо переводом земель или земельных участков в составе таких земель из других категорий в земли населенных пунктов.
Пунктом 3 ч.1 ст.7 Закона №172-ФЗ установлено, что перевод земель сельскохозяйственных угодий или земельных участков в составе таких земель из земель сельскохозяйственного назначения в другую категорию допускается в случаях, связанных с установлением или изменением черты населенных пунктов.
Согласно п.1 ч.1 ст.84 ЗК РФ утверждение или изменение генерального плана поселения, отображающего границы населенных пунктов, расположенных в границах соответствующего муниципального образования, является установлением или изменением границ населенных пунктов. При установлении или изменении границ населенных пунктов в порядке, предусмотренном Земельного кодекса РФ и законодательством Российской Федерации о градостроительной деятельности, осуществляется перевод земель населенных пунктов в земли иных категорий и земель иных категорий в земли населенных пунктов независимо от их форм собственности (ч. 1 ст. 8 Земельного кодекса РФ).
В соответствии с ч. 3 ст. 6 ЗК РФ, земельный участок как объект права собственности и иных предусмотренных настоящим Кодексом прав на землю является недвижимой вещью, которая представляет собой часть земной поверхности и имеет характеристики, позволяющие определить ее в качестве индивидуально определенной вещи.
Как предусмотрено пунктом 3 части 3 статьи 23 Градостроительного кодекса Российской Федерации, генеральный план содержит карту границ населенных пунктов (в том числе границ образуемых населенных пунктов), входящих в состав поселения или городского округа. Пунктом 7 части 7 статьи 23 Градостроительного кодекса Российской Федерации установлено, что материалы по обоснованию генерального плана в текстовой форме содержат перечень земельных участков, которые включаются в границы населенных пунктов, входящих в состав поселения, городского округа, или исключаются из их границ, с указанием категорий земель, к которым планируется отнести эти земельные участки, и целей их планируемого использования.
Как разъяснено в письме Комитета по земельным отношениям и строительству ГД ФС РФ от 30.09.2014 N 3.31-21/798/156485, утверждение генерального плана поселения предусматривает установление или изменение границ населенных пунктов, что, в свою очередь, является решением о переводе земельных участков, относящихся к иным категориям земель, в категорию земель населенных пунктов. Факт нахождения земельного участка в границах населенного пункта, установленных или измененных в связи с утверждением генерального плана поселения или городского округа, определяется исходя из местоположения соответствующего земельного участка по отношению к местоположению границы населенного пункта, а также исходя из перечня земельных участков, предусмотренного пунктом 7 части 7 статьи 23 Градостроительного кодекса Российской Федерации. При этом принятие решения о переводе земельного участка из одной категории в другую (о включении земельного участка в границы населенного пункта) не требуется.
Исходя из вышеуказанных норм, а также принимая во внимание, что спорный земельный участок, в результате утверждения изменений в Генеральный план Дивасовского сельского поселения Смоленского района Смоленской области вошел в границы населенного пункта, что подтверждается фактом месторасположения земельного участка по отношению к местоположению границы населенного пункта, в связи с чем, осуществлен перевод земельного участка из одной категории (сельскохозяйственного назначения) в другую (земли населенных пунктов), принятие отдельного акта о переводе земельных участков из одной категории в другую в данном случае не требуется, поскольку имеет место изменение границ муниципального образования и утверждение Генерального плана.
Следовательно, земельный участок, принадлежащий административному истцу, территориально находясь в границах населенного пункта имеет категорию земель - земли населенных пунктов (ст.ст. 8, 84 ЗК РФ).
Градостроительный регламент территориальной зоны Ж1 согласно Правилам землепользования и застройки Дивасовского сельского поселения предусматривает вид разрешенного использования для индивидуального жилищного строительства.
При таких обстоятельствах, суд полагает требования Уваровой Т.В. обоснованными и подлежащими удовлетворению.
На основании изложенного и руководствуясь ст.ст. 175-180, 227-228 КАС РФ, суд
решил:
░░░░░░░░░░░░░░░░ ░░░ ░░░░░░░░ ░.░. ░░░░░░░░░░░░░.
░░░░░░░░ ░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░ ░ ░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░ ░░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░ № <░░░░░>, ░░░░░░░░░░░░░░ ░░ ░░░░░░: ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░, ░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░ ░░░░░░░░░, ░░░░░░░░ ░. ░░░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░ «░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░» ░░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░ «░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░», ░░░░░░░░░░.
░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░░░░░░ ░ ░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░ ░░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░ ░░░░ ░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░ <░░░░░>, ░░░░░░░░░░░░░░ ░░ ░░░░░░: ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░, ░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░ ░░░░░░░░░, ░░░░░░░░ ░. ░░░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░ «░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░» ░░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░ «░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░», ░░░░ ░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░ «░░░ ░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░░» ░░ «░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░».
░░░░░░░ ░░░░░ ░░░░ ░░░░░░░░░░ ░ ░░░░░░░ ░░░░░░ ░░ ░░░ ░░░ ░░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░ ░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░ ░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░ ░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░.
░░░░░ ░.░.░░░░░░░░