Дело № 2-315/2018
РЕШЕНИЕ
Именем Российской Федерации
30 октября 2018 года с. Петропавловское
Петропавловский районный суд Алтайского края в составе:
председательствующего судьи Шкурупий Е.А.,
при секретаре Заздравных Л.Ю.,
с участием законного представителя <данные изъяты>. - опекуна ФИО2,
рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по исковому заявлению Лопатиной Евдокии Ильиничны, действующей в интересах несовершеннолетней Лапатиной Лидии Евгеньевны к Администрации Петропавловского района Алтайского края об установлении факта проживания в домовладении, входящим в зону чрезвычайной ситуации; признании пострадавшей в результате паводка в марте 2018 года; признании права на получение единовременной материальной помощи; возложении обязанности по включению в список граждан, нуждающихся в оказании единовременной материальной помощи,
У С Т А Н О В И Л:
Лопатина Е.И., действующая в интересах <данные изъяты> Л.Е., обратилась в суд с иском к Администрации Петропавловского района Алтайского края об установлении факт проживания <данные изъяты> Л.Е. в период с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ в домовладении, пострадавшем в результате чрезвычайной ситуации в марте 2018 года, расположенном по адресу: <адрес> А; признании её пострадавшей в результате чрезвычайной ситуации - паводка, вызванного сильными дождями, прошедшими в марте 2018 года на территории <адрес>; признании права <данные изъяты> Л.Е. на получение единовременной материальной помощи, выплачиваемой за счет средств резервного фонда Правительства Российской Федерации по предупреждению и ликвидации чрезвычайных ситуаций и последствий стихийных бедствий; возложении обязанности по включению её в список граждан, нуждающихся в оказании единовременной материальной помощи в результате чрезвычайной ситуации на территории Алтайского края в результате паводка, вызванного сильными дождями, прошедшими в марте 2018 года на территории Алтайского края.
В обоснование требований законный представитель указала, что в марте 2018 года на территории Петропавловского района Алтайского края произошла чрезвычайная ситуация, связанная с подтоплением домовладений паводковыми водами. Лопатина Л.Е. вместе со своей бабушкой, назначенной её опекуном-Лопатиной Е.И., с июня 2017 года проживает в жилом доме, расположенном по адресу: <адрес> А, данное домовладение попало в зону подтопления в марте 2018 года. Согласно постановлению Администрации Петропавловского района от ДД.ММ.ГГГГ № "Об утверждении списков населенных пунктов, улиц и домов, попавших в зону подтопления в марте 2018 года на территории Петропавловского района Алтайского края", домовладение, расположенное по адресу: <адрес>, Алексеевка, <адрес> А включено в зону затопления, таким образом, истец является пострадавшей в результате чрезвычайной ситуации. Однако, документально подтвердить факт постоянного проживания в вышеуказанном жилом помещении, оказавшемся в зоне подтопления, <данные изъяты> не имеет возможности. В результате подъема уровня воды в реке Ануй и реке Соловьишка, земельный участок и жилой дом (до 25 см. от пола) были затоплены водой, в результате чего было утрачено имущество, находящееся в доме: водонасосная станция, электроплита, диван, холодильник. В ограде усадьбы дома стояла вода высотой до 70 см., были затоплены хозяйственные постройки, водой унесло частично уголь, дрова, была затоплена баня. Вода в ограде домовладения стояла несколько дней, из-за чего была ограничена возможность выхода из дома, не было возможности сходить в магазин за продуктами питания, в доме отсутствовала вода (водонасосная станция сгорела, а централизованное водоснабжение отсутствует). Финансовую помощь за частичную утрату имущества первой необходимости в размере 50 000 рублей на каждого человека <данные изъяты> Л.Е. и её бабушка получили, однако единовременную материальную помощь истец не получила.
В связи со снятием ДД.ММ.ГГГГ на территории Алтайского края режима чрезвычайной ситуации, обусловленной паводковой обстановкой на территории Алтайского края, комиссия лишена возможности принимать какое-либо решение, касаемо включения граждан в списки лиц, нуждающихся в единовременной материальной помощи в результате чрезвычайной ситуации.
С данными обстоятельствами законный представитель и <данные изъяты> Л.Е. не согласны, поскольку в результате чрезвычайной ситуации, произошедшей на территории муниципального образования Петропавловский район Алтайского края в марте 2018 года, были нарушены условия жизнедеятельности Лопатиной Л.Е., комиссией дано заключение о частичной утрате истцом имущества первой необходимости, в связи с чем, Лопатиной Л.Е. выплачена финансовая помощь за частичную утрату имущества первой необходимости.
В судебное заседание <данные изъяты>Е., достигшая на момент рассмотрения дела 14-ти летнего возраста, не явилась, о времени и месте рассмотрения дела извещен надлежащим образом в деле принимает участие её законный представитель - опекун Лопатина Е.И. До судебного заседания представила заявление о рассмотрении дела без её участия.
Опекун Лопатина Е.Н. в судебном заседании на заявленных исковых требованиях настаивала по доводам, изложенным в исковом заявлении. Дополнительно пояснили, что внучка ФИО1 с июня 2017 года проживает фактически с ней по <адрес> А в <адрес>, она является её опекуном, в период паводка их домовладение было затоплено, вода в ограде домовладения стояла долго, несколько дней, а когда спала, имущество оказалось затопленным и не пригодным для дальнейшего использования. <данные изъяты> Л.Е. признана пострадавшей в результате чрезвычайной ситуации - паводка, произошедшего на территории Петропавловского района в марте 2018 года, ей выплачена финансовая помощь в размере 50 000 рублей.
Представитель ответчика Администрации Петропавловского района Алтайского края в судебное заседание не явился, о времени и месте рассмотрения дела извещены надлежащим образом, до судебного заседания представили отзыв на исковое заявление, в котором просят исковые требования удовлетворить в полном объеме.
Представители третьих лиц Администрации Алексеевского сельсовета Петропавловского района Алтайского края, Управления социальной защиты населения по Петропавловскому району и Министерства труда и социальной защиты Алтайского края в судебное заседание не явились, извещены надлежаще. От начальника Управления социальной защиты населения по Петропавловскому району поступило заявление о рассмотрения дела без их участия. От главы Администрации Алексеевского сельсовета Петропавловского района поступило заявление о рассмотрении дела без участия представителя, в котором не возражает в удовлетворении заявленных требований. От временно исполняющего обязанности министра Министерства труда и социальной защиты Алтайского края поступил отзыв на исковое заявление.
На основании ст.167 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации суд счел возможным рассмотреть дело в отсутствие не явившихся <данные изъяты> Л.Е., представителей ответчика Администрации Петропавловского района Алтайского края, представителей третьих лиц: Администрации Алексеевского сельсовета Петропавловского района Алтайского края, Управления социальной защиты населения по Петропавловскому району, Министерства труда и социальной защиты Алтайского края, извещенных о рассмотрении дела надлежащим образом.
Суд, выслушав пояснения законного представителя ФИО2, свидетелей ФИО7, ФИО8, изучив письменный отзыв Администрации Петропавловского района Алтайского края, письменные доводы Министерства труда и социальной защиты <адрес>, исследовав представленные письменные доказательства, приходит к следующим выводам.
В судебном заседании установлено, что собственником жилого <адрес> А, распложенного по <адрес> в <адрес> является опекун истца ФИО2, что подтверждается свидетельством о государственной регистрации права <адрес>.
Согласно постановлению Администрации Петропавловского района от ДД.ММ.ГГГГ № «Об установлении попечительства над <данные изъяты>.» опекуном назначена ФИО2
Постановлением Администрации Петропавловского района Алтайского края от ДД.ММ.ГГГГ № на территории муниципального образования Петропавловский район введен режим чрезвычайной ситуации, в связи с повышением уровня талых вод.
Режим чрезвычайной ситуации и ликвидации ее последствий введен на территории Алтайского края постановлением Администрации Алтайского края № от ДД.ММ.ГГГГ.
Постановлением Администрации Петропавловского района Алтайского края от ДД.ММ.ГГГГ (в редакции от ДД.ММ.ГГГГ №) были утверждены границы и зоны затопления в границах муниципального района, образовавшихся в результате паводка в марте 2018 года, согласно которому домовладение, расположенное по <адрес> А, <адрес>, в котором истцы проживали на момент наводнения, вошло в зону затопления.
Постановлением Правительства Алтайского края от ДД.ММ.ГГГГ № режим чрезвычайной ситуации, обусловленный паводковой обстановкой, на территории <адрес> был отменен.
Согласно справке Администрации Алексеевского сельсовета Петропавловского района Алтайского края от ДД.ММ.ГГГГ <данные изъяты> Л.Е. фактически проживает по адресу: <адрес> А, и проживала в период паводка, что также подтверждается информацией МО МВД России «Петропавловский» и МБОУ «Алексеевская СОШ».
Таким образом, факт постоянного проживания с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ ФИО1 в домовладении, пострадавшем в результате чрезвычайной ситуации в марте 2018 года, расположенном по адресу: <адрес>А нашел свое подтверждение в ходе рассмотрения дела.
В силу ст. 18 Федерального Закона «О защите населения и территорий от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера» от 21.12.1994 № 68-ФЗ (далее – Закон) граждане Российской Федерации имеют право, в том числе, на возмещение ущерба, причиненного их здоровью и имуществу вследствие чрезвычайных ситуаций.
Чрезвычайная ситуация - это обстановка на определенной территории, сложившаяся в результате аварии, опасного природного явления, катастрофы, стихийного или иного бедствия, которые могут повлечь или повлекли за собой человеческие жертвы, ущерб здоровью людей или окружающей среде, значительные материальные потери и нарушение условий жизнедеятельности людей (ст.1 Федерального Закона от 21.12.1994 № 68-ФЗ).
В соответствии с п. 2 ст. 18 вышеуказанного Закона порядок и условия, виды и размеры компенсаций и социальных гарантий, предоставляемых гражданам Российской Федерации в соответствии с пунктом 1 настоящей статьи, устанавливаются законодательством Российской Федерации и законодательством субъектов Российской Федерации.
Согласно подп. «л» п. 1 ст. 11 указанного Закона органы государственной власти субъектов Российской Федерации принимают решения об осуществлении единовременных денежных выплат гражданам Российской Федерации в случаях возникновения чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера, включая определение случаев осуществления единовременных денежных выплат, а также круга лиц, которым указанные выплаты будут осуществлены.
Аналогичные положения закреплены в Законе Алтайского края от 17.03.1998 №15-ЗС «О защите населения и территории Алтайского края от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера» (далее-Закон Алтайского края).
На основании ст. 25 закона Алтайского края граждане, проживающие и пребывающие на территории края, имеют право на защиту жизни, здоровья и личного имущества в случае возникновения чрезвычайных ситуаций; на возмещение ущерба, причиненного их здоровью и имуществу, вследствие чрезвычайных ситуаций.
Постановлением Правительства РФ от 15.02.2014 года № 110 (в редакции от 30.05.2018 года) утверждены Правила выделения бюджетных ассигнований из резервного фонда Правительства Российской Федерации по предупреждению и ликвидации чрезвычайных ситуаций и последствий стихийных бедствий (далее-Правила), которые устанавливают порядок выделения бюджетных ассигнований из резервного фонда Правительства Российской Федерации по предупреждению и ликвидации чрезвычайных ситуаций и последствий стихийных бедствий на финансовое обеспечение мер по ликвидации чрезвычайных ситуаций федерального, межрегионального и регионального характера.
Постановлением Правительства РФ от 30.05.2018 № 627 внесен ряд изменений в Правила.
В соответствии с п. 2 Правил, бюджетные ассигнования из резервного фонда выделяются федеральным органам исполнительной власти и органам исполнительной власти субъектов Российской Федерации для частичного покрытия расходов на финансовое обеспечение мероприятий, связанных с ликвидацией чрезвычайных ситуаций, в частности на оказание гражданам единовременной материальной помощи в размере 10 тыс. рублей на человека (подп. «г»).
В соответствии с п. 2(1) Правил, выделение бюджетных ассигнований из резервного фонда на финансовое обеспечение мероприятий, предусмотренных подпунктом "г" пункта 2 настоящих Правил, осуществляется при одновременном выполнении на день введения режима чрезвычайной ситуации для соответствующих органов управления и сил единой государственной системы предупреждения и ликвидации чрезвычайных ситуаций следующих условий:
постоянное проживание гражданина в жилом помещении, которое попало в зону чрезвычайной ситуации и в котором он зарегистрирован по месту жительства;
нарушение условий жизнедеятельности гражданина в результате воздействия поражающих факторов источника чрезвычайной ситуации;
На основании распоряжения Правительства РФ от 24.05.2018 г. № 969-р выделены Правительству Алтайского края из резервного фонда Правительства Российской Федерации по предупреждению и ликвидации чрезвычайных ситуаций и последствий стихийных бедствий для частичного покрытия расходов на финансовое обеспечение мероприятий, связанных с ликвидацией последствий паводка, вызванного сильными дождями, прошедшими с 23 по 31 марта 2018 г. на территории Алтайского края, бюджетные ассигнования.
Администрацией Алтайского края разработан Порядок осуществления единовременных денежных выплат гражданам в связи с возникновением чрезвычайной ситуации на территории Алтайского края в результате паводка, вызванного сильными дождями, прошедшими с 23 по 31 марта 2018 года на территории Алтайского края, утвержденный Постановлением №179 от 25.05.2018 (далее - Порядок).
Данный Порядок предусматривает:
а) оказание гражданам единовременной материальной помощи в размере 10 тыс. рублей на человека.
Согласно п. 1.2 Порядка, единовременные денежные выплаты, предоставляются за счет средств, полученных из резервного фонда Правительства Российской Федерации по предупреждению и ликвидации чрезвычайных ситуаций и последствий стихийных бедствий.
Из утвержденного Порядка следует, что получателями единовременной материальной помощи являются граждане, нуждающиеся в получении денежных выплат в результате чрезвычайной ситуации. К категории нуждающихся в получении денежных выплат относятся граждане, проживающие в жилых помещениях, попавших в зону затопления в результате чрезвычайной ситуации (п.2.1). Денежные выплаты предоставляются гражданину один раз по месту жительства в зоне затопления, подтвержденному регистрацией. При отсутствии регистрации по месту жительства факт постоянного проживания гражданина по конкретному адресу в целях получения денежных выплат устанавливается в судебном порядке (п.2.2.). Единовременная материальная помощь предоставляется на основании списков граждан, нуждающихся в оказании единовременной материальной помощи в результате чрезвычайной ситуации (п. 2.3.). Списки граждан, указанных п.2.3 настоящего порядка, формируются межведомственными комиссиями, создаваемыми в муниципальных районах, пострадавших в результате чрезвычайной ситуации и оформляются в соответствии с Правилами выделения бюджетных ассигнований из резервного фонда Правительства РФ по предупреждению и ликвидации чрезвычайных ситуаций и последствий стихийных бедствий, утвержденным постановлением Правительства РФ от 15.02.2014 № 110 «О выделении бюджетных ассигнований из резервного фонда Правительства РФ по предупреждению и ликвидации чрезвычайных ситуаций и последствий стихийных бедствий». Указанные списки утверждаются руководителями межведомственных комиссиями или их заместителями (п.д.2.5). Основанием для отказа в предоставлении денежных выплат является: отсутствие одного или несколько документов, предусмотренных п.2.9 Порядка; недостоверность предоставленных документов или содержания в заявлении или документах сведений; предоставление гражданину денежной выплаты по аналогичному основанию; отсутствие сведений о гражданине в списках, указанных в пунктах 2.3, 2.4 Порядка (п. 2.11).
Таким образом, для включения в списки граждан, которые имеют право на получение вышеуказанной единовременной материальной помощи в связи с наводнением в марте 2018 года на территории <адрес> необходимо наличие одновременно следующих условий:
-постоянно проживать в жилом помещении, которое находилось в зоне затопления, где были нарушены условия жизнедеятельности гражданина, в результате воздействия поражающих факторов источника чрезвычайной ситуации.
Как следует из акта обследования домовладения №А по <адрес> в <адрес>, имущество первой необходимости было частично утрачено, а именно: шкаф для посуды, шкаф для одежды, водонагреватель, водонасосная станция, холодильник. В судебном заседании установлено, что <данные изъяты> Л.Е., как и её бабушка Лопатина Е.И., была признана пострадавшей в результате чрезвычайной ситуации - паводка, произошедшего на территории Алтайского края в марте 2018 года, ей оказана финансовая помощь за частичную утрату имущества первой необходимости в размере 50 000 рублей.
Как следует из предоставленной информации Администрации Петропавловского района Алтайского края и Администрации Алексеевского сельсовета Петропавловского района Алтайского края, домовладение, расположенное по <адрес> А в <адрес>, а также приусадебная территория были затоплены водами, вышедшими из берегов реки Ануй, уровень воды был высоким, в связи с чем отсутствовала возможность свободного передвижения из данного домовладения в период чрезвычайной ситуации.
Из пояснений законного представителя несовершеннолетней, свидетелей, следует, что земельный участок, расположенный по <адрес> А в <адрес>, полностью был покрыт водой, которая вышла из берегов рек Соловьишка, Бестимьянка, Ануй, находящихся в нескольким метрах от домовладения, кроме того, были затоплены надворные постройки, уголь, погреб, огород.
В судебном заседании установлено, что во время чрезвычайной ситуации в марте 2018 года, в результате паводка были нарушены условия жизнедеятельности <данные изъяты> Л.Е., она не имела возможности выйти из дома на протяжении нескольких дней, в том числе сходить в магазин за продуктами питания, чистая вода в доме отсутствовала (водонасосная станция была затоплена), имущество частично было утрачено. Судом принимается во внимание оказание <данные изъяты> Л.Е. финансовой помощь в размере 50 000 рублей в связи с частичной утратой имущества первой необходимости.
Таким образом, <данные изъяты> Л.Е., постоянно проживающая в жилом помещении, расположенном по адресу: <адрес> А (что судом установлено в ходе рассмотрения дела), которое находилось в зоне затопления (что подтверждается постановлением Администрации Петропавловского района Алтайского края от ДД.ММ.ГГГГ №), где были нарушены условия её жизнедеятельности в результате воздействия поражающих факторов источника чрезвычайной ситуации-паводка (что судом установлено в ходе рассмотрения дела), является пострадавшей в результате чрезвычайной ситуации, произошедшей на территории муниципального образования Петропавловский район в марте 2018 года и как следствие, имеет право быть включенной в список граждан, которые имеют право на получение единовременной материальной выплаты в связи с наводнением в марте 2018 года на территории Петропавловского района Алтайского края.
Условия, предусмотренные п.2(1) Постановления Правительства РФ от 15.02.2014 года №110 (в ред. от 30.05.2018 года) «О выделении бюджетных ассигнований из резервного фонда Правительства РФ по предупреждению и ликвидации чрезвычайных ситуаций и последствий стихийных бедствий» соблюдены.
При таких обстоятельствах, принимая во внимание включение <данные изъяты> Л.Е. в список граждан на оказание финансовой помощи в связи с частичной утратой имущества первой необходимости (в настоящий момент выплата произведена) суд полагает требования законного представителя <данные изъяты> Л.Е.-Лопатиной Е.И. правомерными и подлежащими удовлетворению в полном объеме.
Руководствуясь ст. ст. 194 - 199 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, районный суд,
Р Е Ш И Л:
Исковые требования Лопатиной ФИО10 действующей в интересах <данные изъяты> к Администрации Петропавловского района Алтайского края об установлении факта проживания в домовладении, входящим в зону чрезвычайной ситуации; признании пострадавшей в результате паводка в марте 2018 года; признании права на получение единовременной материальной помощи; возложении обязанности по включению в список граждан, нуждающихся в оказании единовременной материальной помощи удовлетворить.
Установить факт постоянного проживания с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ Лапатиной ФИО11, ДД.ММ.ГГГГ года рождения, уроженки <адрес> края в домовладении, пострадавшем в результате чрезвычайной ситуации в марте 2018 года, расположенном по адресу: <адрес> А.
Признать Лапатину ФИО12, ДД.ММ.ГГГГ года рождения, уроженку <адрес> края пострадавшей в результате чрезвычайной ситуации, произошедшей на территории муниципального образования Петропавловский район в марте 2018 года.
Признать за Лапатиной ФИО13, ДД.ММ.ГГГГ года рождения, уроженкой <адрес> края право на получение единовременной материальной помощи, выплачиваемой за счет средств резервного фонда Правительства Российской Федерации по предупреждению и ликвидации чрезвычайных ситуаций и последствий стихийных бедствий, в размере 10000 рублей 00 копеек на человека в соответствии с подпунктом «г» пункта 2 Правил выделения бюджетных ассигнований из резервного фонда Правительства Российской Федерации по предупреждению и ликвидации чрезвычайных ситуаций и последствий стихийных бедствий, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 15.02.2014 № 110 «О выделении бюджетных ассигнований из резервного фонда Правительства Российской Федерации по предупреждению и ликвидации чрезвычайных ситуаций и последствий стихийных бедствий».
Обязать Администрацию Петропавловского района Алтайского края включить Лапатину ФИО14, ДД.ММ.ГГГГ года рождения, уроженку <адрес> края в список граждан, нуждающихся в оказании единовременной материальной помощи в результате чрезвычайной ситуации на территории Алтайского края в результате паводка, вызванного сильными дождями, прошедшими с 23 по 31 марта 2018 года на территории Алтайского края, с целью получения выплат за счет средств резервного фонда правительства Российской Федерации по предупреждению и ликвидации чрезвычайных ситуаций и последствий стихийных в соответствии с постановлением Правительства Российской Федерации от 15.02.2014 № 110 «О выделении бюджетных ассигнований из резервного фонда Правительства Российской Федерации по предупреждению и ликвидации чрезвычайных ситуаций и последствий стихийных бедствий».
Решение может быть обжаловано в апелляционную инстанцию Алтайского краевого суда в течение месяца со дня принятия решения суда в окончательной форме путем подачи апелляционной жалобы через Петропавловский районный суд Алтайского края.
Судья Е.А. Шкурупий
Решение суда в окончательной форме принято 02 ноября 2018 года.