Р Е Ш Е Н И Е
Именем Российской Федерации
<адрес> ДД.ММ.ГГГГ года
Богородский городской суд <адрес> в составе:
председательствующего судьи Василькова С.А.,
при секретаре Куренковой О.А.
с участием административного истца Денисова Е.В.,
представителя ГКУ «Военный комиссариат Нижегородской области» – Шуниной М.В.,
заинтересованного лица Н.И.С.,
рассмотрев в открытом судебном заседании административное исковое заявление Денисова Е.В. к Призывной комиссии Богородского муниципального района о признании незаконным решения призывной комиссии от ДД.ММ.ГГГГ о признании его годным к военной службе и присвоении категории годности «<данные изъяты>»,
У С Т А Н О В И Л:
Денисов Е.В. обратился в Богородский городской суд с административным иском к призывной комиссии Богородского муниципального района, требуя признать незаконным решение призывной комиссии о признании его годным к военной службе.
В обоснование иска указывает, что оспариваемым решением он был признан годным к военной службе, ему была установлена категория годности «Б». полагает, что при принятии данного решения не было учтено в полной мере состояние его здоровья, а именно, наличие у него заболевания вертеброгенная торакалюмбалгия с мышечно-тоническими проявлениями на фоне фиксированного сколиоза степени, наличие которого влечет установление категории годности «<данные изъяты>».
В судебном заседании административный истец пояснил, что порядок принятия решения не оспаривает, полагает, что решение было принято при отсутствии достаточных медицинских данных, поскольку в последнее время у него усилились болевые ощущения в области спины, что он связывает с прогрессированием болезни. В подтверждение своих доводов ссылается на справку ООО «<данные изъяты>», согласно которой ему поставлен диагноз Полисегментарный остеохондроз, миофасциальный болевой синдром. О данной справке он врачу призывной комиссии не сообщал, полагал, что в имеющейся в военкомате меницинской документации есть все необходимые сведения.
Представитель ГКУ «Военный комиссариат Нижегородской области» Шунина М.В. с иском не согласна, полагает, что заключение врачей о годности административного истца к военной службе достоверно и обоснованно. Денисов Е.В. направлялся на обследование, у него выявлялись заболевания, однако они не препятствуют прохождению военной службы, категория годности была ему установлена в соответствии с его состоянием здоровья. О наличии каких-то дополнительных справок, подтверждающих заболевания, он призывной комиссии и врачам при обследовании не сообщал, с решением призывной комиссии был согласен.
Заинтересованное лицо – врач-терапевт призывной комиссии Н.И.С. – также с иском не согласна, указывает, что давала медицинское заключение о состоянии здоровья Денисова Е.В. Его состояние здоровья соответствовало категории годности «<данные изъяты>», которая и была ему установлена. Диагноз, указанный у представленной справке, влечет установление категории «<данные изъяты>», однако данную справку он не предъявлял врачам, ее достоверность вызывает сомнения, поскольку в ней указан иной год рождения пациента. Кроме того, справка выдана не тем медицинским учреждением, которые включены в перечень учреждений, чьи заключения принимаются призывной комиссией. До призывной комиссии административный истец направлялся на обследование, так как у него были соответствующие жалобы. Диагнозов, которые бы позволяли установить ему иную категорию, поставлено не было.
Суд, исследовав материалы дела, выслушав лиц, явившихся в судебное заседание, приходит к следующему.
Денисов Е.В. ДД.ММ.ГГГГ года рождения состоит на учете в военном комиссариате по г.Богородску и Богородскому, <адрес>, <адрес> и <адрес> районам.
Решением призывной комиссии Богородского муниципального района от ДД.ММ.ГГГГ (протокол №) Денисову Е.В. была присвоена категория годности «<данные изъяты>» показатель предназначения 4 (статья 24г, 26г, 47Б, 59В, 66г), решением комиссии было постановлено призвать Денисова Е.В. на военную службу.
Не согласившись с указанным решением, административный истец обжаловал его в суд, подав заявление ДД.ММ.ГГГГ, то есть в установленные законом (ч.1 ст.219 Кодекса административного судопроизводства РФ) сроки.
В развитие статьи 46 (часть 1) Конституции Российской Федерации федеральный законодатель предусмотрел, что всякое заинтересованное лицо вправе обратиться в суд за защитой нарушенного или оспариваемого права или охраняемого законом интереса в порядке, установленном законом. Тем самым предполагается, что заинтересованные лица вправе обратиться в суд за защитой нарушенного или оспариваемого права либо охраняемого законом интереса в установленном порядке.
В соответствии с ч. 1 ст. 218 КАС РФ гражданин может обратиться в суд с требованиями об оспаривании бездействия органа государственной власти, органа местного самоуправления, иного органа, организации, наделенных отдельными государственными или иными публичными полномочиями, если полагает, что нарушены или оспорены его права, свободы и законные интересы, созданы препятствия к осуществлению прав, свобод и реализации законных интересов или на него незаконно возложены какие-либо обязанности.
В силу п. 2 ст. 227 КАС РФ суд удовлетворяет заявленные требования о признании оспариваемых решения, действия (бездействия) незаконными полностью или в части, если признает их не соответствующими нормативным правовым актам и нарушающими права, свободы и законные интересы административного истца, и возлагает на административного ответчика обязанность устранить нарушения прав, свобод и законных интересов административного истца или препятствия к их осуществлению либо препятствия к осуществлению прав, свобод и реализации законных интересов лиц, в интересах которых было подано соответствующее административное исковое заявление.
Из смысла приведенных норм права следует, что суд отказывает в удовлетворении заявления, если установит, что оспариваемое решение или действие принято, либо совершено в соответствии с законом в пределах полномочий органа, организации, лица, наделенных государственными или иными публичными полномочиями и права либо свободы гражданина не были нарушены.
Согласно ч.1 ст. 26 Федерального закона от 28.03.1998 N 53-ФЗ "О воинской обязанности и военной службе" Призыв на военную службу граждан, не пребывающих в запасе, включает:
явку на медицинское освидетельствование, профессиональный психологический отбор и заседание призывной комиссии;
явку в указанные в повестке военного комиссариата время и место для отправки к месту прохождения военной службы и нахождение в военном комиссариате до начала военной службы.
Призыв на военную службу указанных граждан организуют военные комиссариаты через свои структурные подразделения и осуществляют призывные комиссии, создаваемые в муниципальных районах, городских округах и на внутригородских территориях городов федерального значения решением высшего должностного лица субъекта Российской Федерации (руководителя высшего исполнительного органа государственной власти субъекта Российской Федерации) по представлению военного комиссара.
Согласно ч.1 ст.28 указанного Федерального закона при призыве на военную службу граждан, не пребывающих в запасе, на призывную комиссию возлагаются обязанности по организации медицинского освидетельствования и профессионального психологического отбора указанных граждан и принятию в отношении их одного из следующих решений:
о призыве на военную службу;
о направлении на альтернативную гражданскую службу;
о предоставлении отсрочки от призыва на военную службу;
об освобождении от призыва на военную службу;
о зачислении в запас;
об освобождении от исполнения воинской обязанности.
Таким образом, принимая обжалуемое решение, призывная комиссия действовала в пределах своих полномочий.
Проверяя обоснованность решения комиссии, суд руководствуется п.5 ст.28 указанного Федерального закона, согласно которому призывная комиссия принимает соответствующие решения или выносит заключение, указанное в пункте 1.1 настоящей статьи (далее также - заключение), на основании настоящего Федерального закона, других федеральных законов, Положения о призыве на военную службу и иных нормативных правовых актов Российской Федерации.
Согласно п.13 Положения о призыве на военную службу граждан Российской Федерации, утвержденного Постановлением Правительства РФ от 11.11.2006 N 663 призывная комиссия принимает решение в отношении призывника только после определения категории годности его к военной службе. В случае невозможности дать медицинское заключение о годности призывника к военной службе на месте призывник по решению призывной комиссии или военного комиссара муниципального образования (муниципальных образований) направляется на амбулаторное или стационарное медицинское обследование в медицинское учреждение, после которого ему назначается явка на повторное медицинское освидетельствование и заседание призывной комиссии с учетом предполагаемого срока завершения указанного обследования.
В соответствии с п.17 Положения при наличии оснований, предусмотренных Федеральным законом "О воинской обязанности и военной службе" и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации, призывная комиссия выносит решение об освобождении призывника от призыва на военную службу или о предоставлении ему отсрочки от призыва на военную службу. Такое решение выносится на основании документов, представленных призывником в призывную комиссию, один раз при первоначальном рассмотрении данного вопроса.
Согласно ст.ст.23, 24 вышеуказанного Федерального закона
1. От призыва на военную службу освобождаются граждане:
а) признанные ограниченно годными к военной службе по состоянию здоровья;
б) проходящие или прошедшие военную службу в Российской Федерации;
в) проходящие или прошедшие альтернативную гражданскую службу;
г) прошедшие военную службу в другом государстве в случаях, предусмотренных международными договорами Российской Федерации;
2. Право на освобождение от призыва на военную службу имеют граждане:
а) имеющие предусмотренную государственной системой научной аттестации ученую степень;
б) являющиеся сыновьями (родными братьями):
военнослужащих, проходивших военную службу по призыву, погибших (умерших) в связи с исполнением ими обязанностей военной службы, и граждан, проходивших военные сборы, погибших (умерших) в связи с исполнением ими обязанностей военной службы в период прохождения военных сборов;
граждан, умерших вследствие увечья (ранения, травмы, контузии) либо заболевания, полученных в связи с исполнением ими обязанностей военной службы в период прохождения военной службы по призыву, после увольнения с военной службы либо после отчисления с военных сборов или окончания военных сборов.
3. Не подлежат призыву на военную службу граждане:
а) отбывающие наказание в виде обязательных работ, исправительных работ, ограничения свободы, ареста или лишения свободы;
б) имеющие неснятую или непогашенную судимость за совершение преступления;
в) в отношении которых ведется дознание либо предварительное следствие или уголовное дело в отношении которых передано в суд.
4. Граждане, признанные не годными к военной службе по состоянию здоровья, освобождаются от исполнения воинской обязанности.
1. Отсрочка от призыва на военную службу предоставляется гражданам:
а) признанным в установленном настоящим Федеральным законом порядке временно не годными к военной службе по состоянию здоровья, - на срок до одного года;
б) занятым постоянным уходом за отцом, матерью, женой, родным братом, родной сестрой, дедушкой, бабушкой или усыновителем, если отсутствуют другие лица, обязанные по закону содержать указанных граждан, а также при условии, что последние не находятся на полном государственном обеспечении и нуждаются по состоянию здоровья в соответствии с заключением федерального учреждения медико-социальной экспертизы по месту жительства граждан, призываемых на военную службу, в постоянном постороннем уходе (помощи, надзоре);
б.1) являющимся опекуном или попечителем несовершеннолетнего родного брата или несовершеннолетней родной сестры при отсутствии других лиц, обязанных по закону содержать указанных граждан;
в) имеющим ребенка и воспитывающим его без матери ребенка;
г) имеющим двух и более детей;
д) имеющим ребенка-инвалида в возрасте до трех лет;
з) поступившим на службу в органы внутренних дел, Государственную противопожарную службу, учреждения и органы уголовно-исполнительной системы и таможенные органы Российской Федерации непосредственно по окончании образовательных организаций высшего образования указанных органов и учреждений соответственно, при наличии у них высшего образования и специальных званий - на время службы в указанных органах и учреждениях;
з.1) поступившим в войска национальной гвардии Российской Федерации непосредственно по окончании образовательных организаций высшего образования при наличии у них высшего образования и специальных званий - на время службы в указанных войсках;
и) имеющим ребенка и жену, срок беременности которой составляет не менее 26 недель;
к) избранным депутатами Государственной Думы Федерального Собрания Российской Федерации, депутатами законодательных (представительных) органов государственной власти субъектов Российской Федерации, депутатами представительных органов муниципальных образований или главами муниципальных образований и осуществляющим свои полномочия на постоянной основе, - на срок полномочий в указанных органах;
л) зарегистрированным в соответствии с законодательством Российской Федерации о выборах в качестве кандидатов на замещаемые посредством прямых выборов должности или на членство в органах (палатах органов) государственной власти или органах местного самоуправления, - на срок до дня официального опубликования (обнародования) общих результатов выборов включительно, а при досрочном выбытии - до дня выбытия включительно.
2. Право на отсрочку от призыва на военную службу имеют граждане:
а) обучающиеся по очной форме обучения в образовательных учреждениях, указанных в законе;
б) обучающиеся по очной форме обучения в образовательных организациях и научных организациях по имеющим государственную аккредитацию программам подготовки научно-педагогических кадров в аспирантуре (адъюнктуре), программам ординатуры или программам ассистентуры-стажировки, - в период освоения указанных образовательных программ, но не свыше установленных федеральными государственными образовательными стандартами сроков получения высшего образования - подготовки кадров высшей квалификации, и на время защиты квалификационной работы (диссертации), но не более одного года после завершения обучения по соответствующей образовательной программе высшего образования;
в) которым это право дано на основании указов Президента Российской Федерации;
г) успешно прошедшие государственную итоговую аттестацию по образовательной программе среднего общего образования, - на период до 1 октября года прохождения указанной аттестации;
д) получающие по очной форме обучения среднее профессиональное образование или высшее образование по образовательным программам, направленным на подготовку служителей и религиозного персонала религиозных организаций в духовных образовательных организациях, имеющих лицензию на осуществление образовательной деятельности, - в период обучения, но не свыше сроков получения соответствующего образования;
е) из числа лиц:
покинувших место жительства на территории иностранного государства и прибывших на территорию Российской Федерации, обратившихся с ходатайством о признании вынужденным переселенцем, - на срок со дня регистрации указанного ходатайства до дня его рассмотрения, а в случае признания вынужденным переселенцем, - на срок до трех месяцев со дня признания вынужденным переселенцем;
до приобретения гражданства Российской Федерации признанных в Российской Федерации беженцами, - на срок до шести месяцев со дня приобретения гражданства Российской Федерации.
Указанные в законе основания для отсрочки или освобождения от призыва в отношении Денисова Е.В. не установлены.
В частности, имеющаяся в его личном деле призывника медицинская документация свидетельствует о наличии у него сколиоза 2 степени и плоскостопии 2 степени, что согласно Положению о военно-врачебной экспертизе, утвержденного Постановлением Правительства РФ от 04.07.2013 N 565, соответствует категории годности «Б».
Иными медицинскими документами, которые свидетельствовали бы о наличии у призывника более тяжких заболеваний, влекущих установление иной категории годности медицинская комиссия, дававшая заключение о годности, и призывная комиссия, выносившая обжалуемое решение, не располагала.
Представленная суду справка не отвечает признакам допустимости и относимости в связи с тем, что выдана в отношении Денисова Е.В. 1966 года рождения, то есть в отношении другого, нежели административный истец, лица.
От производства независимой военно-врачебной экспертизы, как то установлено Положением Правительства Российской Федерации от 28.08.2008 №574 административный истец отказался.
Таким образом, суд приходит к выводу, что оспариваемое решение принято законно и обоснованно, на основании полного и всестороннего исследования имевшихся в распоряжении уполномоченного на принятие оспариваемого решения органа.
Оснований для признания данного решения незаконным не имеется.
На основании изложенного, руководствуясь ст.ст.177-180 КАС РФ, суд
Р Е Ш И Л:
░ ░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░ ░.░. ░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░, ░░░ «░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░»░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░░░ ░░ ░░.░░.░░░░ ░ ░░░░░░░░░ ░░░ ░░░░░░ ░ ░░░░░░░ ░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░░░ «<░░░░░░ ░░░░░░>» ░░░░░░░░.
░░░░░░░ ░░░░░ ░░░░ ░░░░░░░░░░ ░ ░░░░░░░ ░░░░░░ ░░ ░░░ ░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░ ░ ░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░ ░░░░░ ░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░ <░░░░░>.
░░░░░ ░.░.░░░░░░░░░
░ ░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░ ░░░░░░░ ░░░░░░░ ░░.░░.░░░░.
░░░░░ ░.░.░░░░░░░░░