УИД 68RS0004-01-2021-000539-45
дело №2а-834/2021
РЕШЕНИЕ
ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
«06» апреля 2021 года г. Тамбов
Тамбовский районный суд Тамбовской области в составе:
судьи Паршиной О.А.,
при секретаре Ивановой А.А.,
рассмотрев в открытом судебном заседании административное дело по административному иску и.о. прокурора Тамбовского района Тамбовской области, действующего в интересах неопределенного круга лиц, к Быкову И. В. о прекращении действия водительского удостоверения,
УСТАНОВИЛ:
Исполняющий обязанности прокурора Тамбовского района Тамбовской области Земцов А.Н., действуя в интересах неопределенного круга лиц, обратился в суд с административным иском о прекращении действия водительского удостоверения № от 12 декабря 2019г. категории А, А1, В, В1, С, С1, М, выданного Быкову И. В., ДД.ММ.ГГГГ года рождения, проживающего по адресу: <адрес>.
Административные исковые требования мотивированы тем, что во исполнение Указа Генеральной прокуратуры Российской Федерации от 19.03.2020 г. № 175/7 «Об усилении прокурорского надзора за исполнением законодательства в сфере обеспечения безопасности дорожного движения» прокуратурой района проведена проверка исполнения законодательства при проведении медицинского освидетельствования (осмотра) водителей (кандидатов в водители) транспортных средств с целью пресечения фактов управления транспортными средствами лицами, имеющими медицинские противопоказания. В ходе проверки установлено, что Быков И.В. с ДД.ММ.ГГГГ состоит под наблюдением врача нарколога с диагнозом <данные изъяты> 12.12.2019г. Быкову И.В. было выдано водительское удостоверение на право управления транспортными средствами, что подтверждается сведениями, представленными УМВД России по Тамбовской области. По информации ОГБУЗ «ТПКБ» Быков И.В. лечился стационарно 7 раз, последняя госпитализация – в августе 2017 г., последняя явка к наркологу – 27.03.2017г., рекомендации врача не выполняет, сведений о ремиссии нет. Постановлением Правительства РФ от 29 декабря 2014 г. № 1064 утвержден Перечень медицинских противопоказаний, медицинских показаний и медицинских ограничений к управлению транспортным средством, пункт 7 которого предусматривает, что психические расстройства и расстройства поведения, связанные с употреблением психоактивных веществ до прекращения диспансерного наблюдения в связи со стойкой ремиссией (выздоровлением), являются противопоказаниями для управления транспортными средствами. Указанные обстоятельства свидетельствуют о том, что Быков И.В., страдающий заболеванием, в нарушение требований закона обладает правом на управление транспортными средствами, являющимися источником повышенной опасности, в результате чего нарушаются права граждан на безопасное передвижение по дорогам Российской Федерации.
В судебном заседании представитель административного истца помощник прокурора Тамбовского района Тамбовской области Колмакова С.А. заявленные административные исковые требования поддержала в полном объеме по основаниям, изложенным в административном исковом заявлении.
В судебном заседании административный ответчик Быков И.В. не возражал против удовлетворения заявленного требования, пояснил, что с 2017 года не наблюдался у врача- нарколога в связи с нахождением на лечении после ДТП.
Представитель заинтересованного лица УМВД России по Тамбовской области в судебное заседание не явился, будучи надлежащим образом извещенным о времени и месте рассмотрения дела. Представлен письменный отзыв на заявленные административные исковые требования, согласно которому наличие у административного ответчика в настоящее время заболевания, которое в ходит в Перечень медицинских противопоказаний ставит под угрозу безопасность дорожного движения. Факт наличия диагноза подтверждается медицинскими документами, включая выписку из медицинской карты пациента, которая подтверждает или опровергает то, что пациент находится на диспансерном наблюдении. Заявлено ходатайство о рассмотрении дела в свое отсутствие.
Выслушав стороны, исследовав письменные материалы дела, суд приходит к следующему выводу.
В соответствии с ч. 1 ст. 39 КАС РФ прокурор вправе обратиться в суд с административным исковым заявлением в защиту прав, свобод и законных интересов граждан, неопределенного круга лиц или интересов Российской Федерации, субъектов Российской Федерации, муниципальных образований, а также в других случаях, предусмотренных федеральными законами.
Частью 3 статьи 55 Конституции Российской Федерации установлено, что права и свободы человека и гражданина могут быть ограничены федеральным законом только в той мере, в какой это необходимо в целях защиты основ конституционного строя, нравственности, здоровья, прав и законных интересов других лиц, обеспечения обороны страны и безопасности государства.
Согласно ст. 8 "Конвенции о дорожном движении" (заключенной в г. Вене 08.11.1968), ратифицированной Указом Президиума Верховного Совета СССР от 29.04.1974 г, водитель должен обладать необходимыми физическими и психическими качествами и его умственное состояние должно позволять ему управлять транспортным средством.
Правовые основы обеспечения безопасности дорожного движения на территории Российской Федерации в целях охраны жизни, здоровья и имущества граждан, защиты их прав и законных интересов, а также защиты интересов общества и государства путем предупреждения дорожно-транспортных происшествий, снижения тяжести их последствий, определяются Федеральным законом от 10 декабря 1995 года № 196-ФЗ «О безопасности дорожного движения», статьей 1 которого предусмотрено, что задачами настоящего Федерального закона являются охрана жизни, здоровья и имущества граждан, защита их прав и законных интересов, а также защита интересов общества и государства путем предупреждения дорожно-транспортных происшествий, снижения тяжести их последствий.
В соответствии со статьей 2 названного Федерального закона безопасность дорожного движения заключается в состоянии данного процесса, отражающем степень защищенности его участников от дорожно-транспортных происшествий и их последствий. Обеспечение безопасности дорожного движения осуществляется деятельностью, направленной на предупреждение причин возникновения дорожно-транспортных происшествий, снижение тяжести их последствий. Участником дорожного движения является лицо, принимающее непосредственное участие в процессе дорожного движения в качестве водителя транспортного средства, пешехода, пассажира транспортного средства.
Основными принципами обеспечения безопасности дорожного движения являются: приоритет жизни и здоровья граждан, участвующих в дорожном движении, над экономическими результатами хозяйственной деятельности; приоритет ответственности государства за обеспечение безопасности дорожного движения над ответственностью граждан, участвующих в дорожном движении; соблюдение интересов граждан, общества и государства при обеспечении безопасности дорожного движения; программно-целевой подход к деятельности по обеспечению безопасности дорожного движения (статья 3 Федерального закона от 10 декабря 1995 года № 196-ФЗ «О безопасности дорожного движения»).
Часть 1 ст. 24 Федерального закона от 10.12.1995 г. № 196-ФЗ "О безопасности дорожного движения" устанавливает, что права граждан на безопасные условия движения по дорогам Российской Федерации гарантируются государством и обеспечиваются путем выполнения законодательства Российской Федерации о безопасности дорожного движения и международных договоров Российской Федерации.
Одним из условий допуска лица к управлению транспортным средством согласно пункту 6 статьи 23 Федерального закона от 10 декабря 1995 года N 196-ФЗ «О безопасности дорожного движения» является отсутствие у водителей транспортных средств и кандидатов в водители медицинских противопоказаний, медицинских показаний или медицинских ограничений к управлению транспортными средствами.
В соответствии со статьей 5 Федерального закона от 10 декабря 1995 года №196-ФЗ «О безопасности дорожного движения» одним из основных направлений обеспечения безопасности дорожного движения является проведение комплекса мероприятий по медицинскому обеспечению безопасности дорожного движения.
Медицинское обеспечение безопасности дорожного движения, согласно статье 23 указанного Закона, заключается, в том числе, и в проведении обязательного медицинского освидетельствования и переосвидетельствования кандидатов в водители и водителей транспортных средств. Целью обязательного медицинского освидетельствования является определение наличия (отсутствия) у водителей транспортных средств (кандидатов в водители транспортных средств) медицинских противопоказаний, медицинских показаний или медицинских ограничений к управлению транспортными средствами.
В силу пунктов 1 и 4 статьи 23.1 указанного Закона, медицинскими противопоказаниями к управлению транспортным средством являются заболевания (состояния), наличие которых препятствует возможности управления транспортным средством.
В соответствии с пунктом 1 статьи 28 Федерального закона от 10 декабря 1995 года № 196-ФЗ «О безопасности дорожного движения» основаниями прекращения действия права на управление транспортными средствами являются: истечение установленного срока действия водительского удостоверения; выявленное в результате обязательного медицинского освидетельствования наличие медицинских противопоказаний или ранее не выявлявшихся медицинских ограничений к управлению транспортными средствами в зависимости от их категорий, назначения и конструктивных характеристик; лишение права на управление транспортными средствами.
Порядок прекращения действия права на управление транспортными средствами при наличии медицинских противопоказаний или медицинских ограничений к управлению транспортными средствами устанавливается Правительством Российской Федерации.
Постановлением Правительства Российской Федерации от 29 декабря 2014 года № 1604 утвержден Перечень медицинских противопоказаний, медицинских показаний и медицинских ограничений к управлению транспортным средством, согласно пункту 7 которого противопоказаниями для управления транспортным средством являются, в том числе психические расстройства и расстройства поведения, связанные с употреблением психоактивных веществ (код заболевания по МКБ-10 F10 - F16, F18, F19) до прекращения диспансерного наблюдения в связи со стойкой ремиссией (выздоровлением).
Приказом Минздрава России от 30 декабря 2015 г. № 1034н утвержден Порядок оказания медицинской помощи по профилю "психиатрия-наркология" и Порядок диспансерного наблюдения за лицами с психическими расстройствами и (или) расстройствами поведения, связанными с употреблением психоактивных веществ, согласно которым профилактика является самостоятельным видом помощи, оказываемой в амбулаторных условиях.
Согласно пункту 12 Порядка диспансерного наблюдения за лицами с психическими расстройствами и (или) расстройствами поведения, связанными с употреблением психоактивных веществ, утверждённого приказом Минздрава России от 30 декабря 2015 года № 1034, решение о прекращении диспансерного наблюдения принимает врачебная комиссия в случае наличия подтвержденной стойкой ремиссии не менее трех лет у пациентов с диагнозом "синдром зависимости" при предоставлении из них медицинской документации о прохождении лечения и подтверждении ремиссии.
Из изложенного следует, что при решении вопросов, касающихся прекращения права управления транспортными средствами у лиц, имеющих водительское удостоверение и страдающих расстройствами поведения, связанными с употреблением психоактивных веществ, необходимо выяснить наличие у данных лиц состояния стойкой ремиссии.
Как следует из представленных сведений ОГБУЗ «Тамбовская психиатрическая клиническая больница» Быков И.В. состоит под наблюдением врача нарколога с 06.06.2000 г. с диагнозом «<данные изъяты>», лечился стационарно 7 раз, последняя госпитализация – в августе 2017 г., последняя явка к наркологу – 27.03.2017 г., рекомендации врача не выполняет. На 27.03.2017 года ремиссия составила 1 года 3 месяца. В дальнейшем Быков И.В. по неизвестным причинам прекратил посещать врача нарколога, хотя неоднократно приглашался на прием.
При этом по сведениям, представленным УМВД России по Тамбовской области, Быкову И.В. 12.12.2019г. выдано водительское удостоверение № категории А, А1, В, В1, С, С1, М, со сроком действия до 12.12.2029 г.
Разрешая заявленные административные исковые требования, суд исходит из того, что административный ответчик состоит на учете с диагнозом «<данные изъяты>», состояние здоровья административного ответчика может препятствовать безопасному управлению транспортными средствами, ставит под угрозу жизнь и здоровье других участников дорожного движения.
Как было установлено в ходе рассмотрения дела, решение о прекращении диспансерного наблюдения врачебной комиссией в отношении Быкова И.В. не принималось.
При установлении факта прямого запрета к управлению гражданином транспортными средствами продолжение действия права управления транспортными средствами противоречит основным принципам законодательства о безопасности дорожного движения, а потому такое право подлежит прекращению.
В силу приведенных выше положений нормативных правовых актов снятие с учета производится на основании заключения врачебно-консультативной комиссии, при условии выполнения больным всех назначений лечащего врача, соблюдения сроков явок в наркологические учреждения (подразделения) и наступления после лечения стойкой, объективно подтвержденной ремиссии.
Доказательств прекращения в отношении ответчика диспансерного учета в связи со стойкой ремиссией суду не представлено.
Поскольку в ходе рассмотрения дела представлены доказательства наличия у административного ответчика заболевания, являющегося противопоказанием для управления транспортным средством, суд приходит к выводу о наличии оснований для удовлетворения заявленных административных исковых требований.
В целях обеспечения исполнения принимаемого решения, суд считает необходимым установить административному ответчику Быкову И.В. срок для передачи в УГИБДД УМВД России по Тамбовской области водительского удостоверения на право управления транспортными средствами - в течение десяти дней после вступления настоящего решения суда в законную силу.
В соответствии с п.п. 9 п.1 ст. 333.36 Налогового Кодекса РФ прокуроры по заявлениям в защиту прав, свобод и законных интересов граждан, неопределенного круга лиц или интересов Российской Федерации, субъектов Российской Федерации и муниципальных образований от уплаты государственной пошлины освобождены.
В силу ст.114 КАС РФ, ст. 333.19 НК РФ с административного ответчика подлежит взысканию государственная пошлина в доход федерального бюджета в сумме <данные изъяты> руб.
Руководствуясь ст.ст. 175-180 КАС РФ,
РЕШИЛ:
Административные исковые требования и.о. прокурора Тамбовского района Тамбовской области, действующего в интересах неопределенного круга лиц, к Быкову И. В. о прекращении действия водительского удостоверения, удовлетворить.
Прекратить действие права на управление транспортным средством Быкова И. В., ДД.ММ.ГГГГ года рождения, с изъятием водительского удостоверения № категории А, А1, В, В1, С, С1, М, выданным 12.12.2019г. МРЭО ГИБДД УМВД РФ по Тамбовской области.
Взыскать с Быкова И. В. государственную пошлину в доход федерального бюджета в размере <данные изъяты> рублей.
Решение может быть обжаловано сторонами в административную коллегию Тамбовского областного суда через Тамбовский районный суд в течение месяца со дня принятия решения в окончательной форме.
Мотивированное решение составлено 16 апреля 2021 г.
Судья: О.А. Паршина