88-4338/2024
2-439/2023
28RS0023-01-2023-000281-68
Девятый кассационный суд общей юрисдикции
ОПРЕДЕЛЕНИЕ
16 мая 2024 года город Владивосток
Судебная коллегия по гражданским делам Девятого кассационного суда общей юрисдикции в составе:
председательствующего Власенко И.Г.,
судей Калиниченко Т.В., Бузьской Е.В.
рассмотрела в открытом судебном заседании гражданское дело по иску Ковалевой Татьяны Павловны к администрации города Тынды о предоставлении жилого помещения по договору социального найма вне очереди
по кассационной жалобе администрации города Тынды на апелляционное определение судебной коллегии по гражданским делам Амурского областного суда от 08 ноября 2023 года.
Заслушав доклад судьи Власенко И.Г., судебная коллегия
у с т а н о в и л а:
Ковалева Т.П. обратилась в суд с иском о внеочередном предоставлении жилого помещения по договору социального найма.
В обоснование требований указала, что ее <данные изъяты> ФИО9 на основании договора социального найма № от ДД.ММ.ГГГГ являлся нанимателем жилого помещения, расположенного по адресу: <адрес>, общей площадью 112,6 кв.м. Она и Ковалев Е.А. вселись в квартиру, как члены его семьи. ДД.ММ.ГГГГ в указанном доме произошел пожар, в результате которого строение жилого дома уничтожено. ДД.ММ.ГГГГ ей и <данные изъяты> на основании договора найма жилого помещения маневренного фонда № предоставлена в пользование <адрес> общей площадью 54,4 кв.м. по адресу: <адрес> для временного проживания. ДД.ММ.ГГГГ ФИО5 умер. ДД.ММ.ГГГГ она обратилась в администрацию с просьбой обеспечить жилым помещением, заключить с ней договор социального найма жилого помещения и включить всех членов семьи в договор социального найма, однако ДД.ММ.ГГГГ получен ответ о том, что многоквартирный дом аварийным и подлежащим сносу администрацией города Тынды признан не был. Просила возложить на администрацию г. Тынды обязанность предоставить ей вне очереди по договору социального найма благоустроенное жилое помещение, состоящее не менее чем из трех комнат либо выплатить компенсацию стоимости жилого помещения.
В судебном заседании представитель истца поддержала требования иска.
Представитель ответчика просила отказать в удовлетворении исковых требований, пояснила, что оснований для предоставления жилья вне очереди не имеется. Постановлением администрации города Тынды № от ДД.ММ.ГГГГ ФИО5 и членам его семьи предоставлено жилое помещение маневренного жилищного фонда общей площадью 54,4 кв.м., расположенное по адресу: <адрес> сроком до последующего расселения. Ковалева Т.П. не признана малоимущей, на учете в качестве граждан, нуждающихся в жилых помещениях, предоставляемых по договору социального найма, не состоит.
Решением Тындинского районного суда Амурской области от 07 июня 2023 года в удовлетворении исковых требований отказано.
Апелляционным определением судебной коллегии по гражданским делам Амурского областного суда от 08 ноября 2023 года решение суда отменено, по делу принято новое решение. На администрацию города Тынды Амурской области возложена обязанность предоставить Ковалевой Т.П. по договору социального найма равнозначное благоустроенное жилое помещение, отвечающее санитарно-техническим нормам в черте <адрес>, состоящее из не менее 3 комнат, общей площадью не менее 112,6 кв.м. В остальной части в удовлетворении исковых требований отказано.
В кассационной жалобе администрация города Тынды, ссылаясь на неправильное применение норм материального и процессуального права, неверную оценку обстоятельств дела, просит отменить постановление суда апелляционной инстанции, оставить решение суда первой инстанции в силе.
Стороны в судебное заседание суда кассационной инстанции не явились, извещены надлежащим образом, на основании части 5 статьи 379.5 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации дело рассмотрено в их отсутствие.
В соответствии с ч. 1 ст. 379.7 ГПК РФ основаниями для отмены или изменения судебных постановлений кассационным судом общей юрисдикции являются несоответствие выводов суда, содержащихся в обжалуемом судебном постановлении, фактическим обстоятельствам дела, установленным судами первой и апелляционной инстанций, нарушение либо неправильное применение норм материального права или норм процессуального права.
Такие основания по настоящему делу установлены.
В соответствии с выпиской из Реестра муниципального имущества города Тынды № от ДД.ММ.ГГГГ собственником жилого помещения, расположенного по адресу: <адрес>, является муниципальное образование <адрес>.
Постановлением администрации г. Тында от ДД.ММ.ГГГГ № жилой дом признан подлежащим сносу в связи с экономической нецелесообразностью его сейсмоусиления.
ДД.ММ.ГГГГ ФИО5 обратился в администрацию г. Тынды с заявлением об отказе от переселения по указанной программе.
ДД.ММ.ГГГГ между муниципальным образованием город Тында (Наймодатель) и ФИО5 (Наниматель) заключен договор социального найма жилого помещения № по условиям которого нанимателю передано указанное жилое помещение в социальный найм.
Согласно справки ГУ МЧС по Амурской области ОДН и ПР по г. Тында и Тындинскому району от ДД.ММ.ГГГГ № жилой дом по адресу: <адрес> уничтожен вследствие пожара, который произошел ДД.ММ.ГГГГ.
После пожара ФИО5 обратился в администрацию с заявлением о признании дома аварийным.
Из заключения межведомственной комиссии от ДД.ММ.ГГГГ об оценке соответствия помещения (многоквартирного дома) требованиям, установленным Положением о признании помещения жилым помещением, жилого помещения непригодным для проживания и многоквартирного дома аварийным и подлежащим сносу или реконструкции следует, что комиссией не дана оценка пригодности (непригодности) жилого помещения по адресу: <адрес> связи с отсутствием объекта.
ДД.ММ.ГГГГ на основании заявления ФИО5 с ним заключено дополнительное соглашение № о вселении в жилое помещение члена семьи нанимателя - его супруги Ковалевой Т.П.
ДД.ММ.ГГГГ между МО г. Тында и ФИО5 заключен договор найма специализированного жилого помещения маневренного фонда №, на основании которого, с учетом дополнительного соглашения к договору найма от ДД.ММ.ГГГГ №, ФИО5 и членам его семьи <данные изъяты> Ковалевой Т.П. и <данные изъяты> ФИО7 предоставлена <адрес> для временного проживания, сроком, как указано в постановлении администрации г. Тынды от ДД.ММ.ГГГГ №, до предоставления другого жилого помещения.
ДД.ММ.ГГГГ Ковалева Т.П. подала заявление о постановке на учет в целях расселения, в связи с признанием ее жилого помещения аварийным. В удовлетворении указанного заявления, согласно ответу администрации г. Тынды № от ДД.ММ.ГГГГ отказано, т.к. жилое помещение № <адрес> не включено в список помещений, из которых планируется переселение граждан в рамках муниципальной программы «Обеспечение доступным и качественным жильем населения г. Тынды на 2015-2024 годы», утвержденной постановлением администрации г. Тынды от ДД.ММ.ГГГГ №.
Обращаясь в суд с настоящим иском Ковалева Т.П. указала на наличие у нее предусмотренного ч.2 ст. 57 ЖК РФ права на внеочередное предоставление жилого помещения, в связи с уничтожением многоквартирного жилого дома вследствие пожара.
Разрешая спор и отказывая в удовлетворении исковых требований суд первой инстанции, руководствуясь ст.ст. 49, 51, 57, 86-88 Жилищного кодекса Российской Федерации, исходил из того что Ковалева Т.П. на учете в качестве нуждающихся в жилом помещении не состоит, малоимущей в установленном порядке не признана; жилое помещение, утраченное в результате пожара непригодным для проживания не признано.
Отменяя решение, суд апелляционной инстанции признал неверным указанный вывод суда, полагая, что указанные обстоятельства правового значения для разрешения настоящего спора не имеют, поскольку многоквартирный дом по адресу: <адрес> сгорел и его непригодность для проживания является очевидной на протяжении длительного периода времени, в течение которого органом местного самоуправления не предпринято надлежащих мер к формальному закреплению в решении соответствующей комиссии очевидного факта аварийности и сноса указанного дома.
Обеспечение жилищных прав нанимателя жилого помещения, проживающего в доме, признанном аварийным и подлежащим сносу, осуществляется в зависимости от включения либо невключения такого дома в региональную адресную программу по переселению граждан из аварийного жилищного фонда в соответствии с Федеральным законом от 21.07.2007 N 185-ФЗ "О Фонде содействия реформированию жилищно-коммунального хозяйства".
Если аварийный многоквартирный дом, в котором находится жилое помещение нанимателя, включен в указанную адресную программу, то такое лицо, в силу п. 3 ст. 2, ст. 16 Федерального закона "О Фонде содействия реформированию жилищно-коммунального хозяйства", имеет право на предоставление другого жилого помещения в пределах сроках, предусмотренных программой переселения, за исключением случаев, когда технические и эксплуатационные характеристики жилого дома угрожают безопасности и здоровью гражданина в нем проживающего.
Согласно Обзору судебной практики по делам, связанным с обеспечением жилищных прав граждан в случае признания жилого дома аварийным и подлежащим сносу или реконструкции, утвержденному Президиумом Верховного Суда Российской Федерации от 29 апреля 2014 года, если при рассмотрении дела будет установлено, что помещение, в котором проживает гражданин, представляет опасность для жизни и здоровья по причине его аварийного состояния или по иным основаниям, то предоставление иного жилого помещения, отвечающего санитарным и техническим требованиям, взамен непригодного для проживания не может быть поставлено в зависимость от наличия плана и срока сноса дома. Суд может обязать орган местного самоуправления предоставить истцу другое благоустроенное жилое помещение во внеочередном порядке.
Ссылаясь на вышеприведенные нормы и указанный Обзор суд апелляционной инстанции не принял во внимание, что Ковалева Т.П., в соответствии с п. 3 ст. 95 ЖК РФ обеспечена жилым помещением маневренного фонда, а сам по себе факт отсутствия дома не свидетельствует о наличии угрозы для жизни и здоровья истицы.
В соответствии со ст. 49 ЖК РФ жилые помещения муниципального жилищного фонда по договорам социального найма предоставляются малоимущим гражданам, признанным по установленным данным кодексом основаниям нуждающимися в жилых помещениях, в предусмотренном им порядке; при этом к малоимущим относятся граждане, признанные таковыми органом местного самоуправления в порядке, установленном законом соответствующего субъекта Российской Федерации, с учетом дохода, приходящегося на каждого члена семьи, и стоимости подлежащего налогообложению имущества, находящегося в собственности членов семьи (ч. 2).
В соответствии со ст. 52 ЖК РФ принятие на учет граждан в качестве нуждающихся в жилых помещениях осуществляется на основании их заявлений, по итогам рассмотрения которых уполномоченный орган принимает решение о постановке на учет, в связи с чем гражданин приобретает право состоять на учете в качестве нуждающегося в жилом помещении (ст. ст. 53 и 55 ЖК РФ).
Согласно ч. 1 ст. 57 ЖК РФ жилые помещения по договору социального найма предоставляются гражданам в порядке очередности исходя из времени их постановки на учет.
Вместе с тем для случаев признания жилого помещения в установленном порядке непригодным для проживания и не подлежащим ремонту и реконструкции законодатель предусмотрел возможность предоставления гражданам жилых помещений по договорам социального найма во внеочередном порядке (п. 1 ч. 2 ст. 57 ЖК РФ) - при условии соблюдения общих требований жилищного законодательства применительно к предоставлению жилых помещений по договорам социального найма и подтверждения объективной нуждаемости в жилом помещении (ч. 2 ст. 49, ч. 1 ст. 52 ЖК РФ).
Такое законодательное регулирование согласуется со ст. 40 (ч. 3) Конституции Российской Федерации, которая обязывает государство обеспечить дополнительные гарантии жилищных прав путем предоставления жилища бесплатно или за доступную плату из государственных, муниципальных и других жилищных фондов в соответствии с установленными законом нормами не любым, а только малоимущим и иным указанным в законе гражданам, нуждающимся в жилище.
В соответствии с п. 3 ч. 1 ст. 51 ЖК РФ нуждающимися в жилых помещениях, предоставляемых по договорам социального найма, признаются граждане, проживающие в помещении, не отвечающем установленным для жилых помещений требованиям.
Порядок признания жилых помещений непригодными для проживания установлен постановлением Правительства Российской Федерации от 28 января 2006 г. N 47 "Об утверждении Положения о признании помещения жилым помещением, жилого помещения непригодным для проживания и многоквартирного дома аварийным и подлежащим сносу или реконструкции".
Поскольку до 1 января 2005 года (введение в действие Жилищного кодекса Российской Федерации) истица не состояла в очереди нуждающихся в улучшении жилищных условий, при рассмотрении настоящего спора юридически значимым обстоятельством являлось установление судом объективной нуждаемости Ковалевой Т.П. в предоставлении жилого помещения в соответствии с требованиями ч. 2 ст. 49 ЖК РФ.
Наличие одного лишь факта признания жилого помещения, занимаемого данными гражданами на условиях социального найма, непригодным для проживания, не может являться достаточным основанием для внеочередного обеспечения указанных лиц жилым помещением по договору социального найма по правилам п. 1 ч. 2 ст. 57 ЖК РФ при отсутствии иных, предусмотренных законом, условий: признания органом местного самоуправления граждан малоимущими в установленном порядке.
Указанные обстоятельства имеют существенное значение для разрешения вопроса о предоставлении истице жилого помещения по договору социального найма, в связи с чем довод кассационной жалобы о том, что вывод суда апелляционной инстанции основан на неверном применении норм материального права является обоснованным.
По изложенному, апелляционное определение подлежит отмене и направлению на новое рассмотрение, где следует учесть изложенное и принять решение на основании установленных обстоятельств в соответствии с правовым содержанием приведенных по делу норм права.
Судебная коллегия по гражданским делам Девятого кассационного суда общей юрисдикции, руководствуясь ст. 390 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации,
о п р е д е л и л а:
апелляционное определение судебной коллегии по гражданским делам Амурского областного суда от 08 ноября 2023 года отменить, направить дело на новое рассмотрение в суд апелляционной инстанции.
Приостановление исполнения судебного постановления отменить в связи с окончанием кассационного производства по делу.
Председательствующий
Судьи