Решение по делу № 2-3232/2024 от 12.01.2024

Гражданское дело № 2-3233/2024

УИД: 50RS0028-01-2024-000426-95

РЕШЕНИЕ

Именем Российской Федерации

13 сентября 2024 года                                                       г. Мытищи Московской области

Мытищинский городской суд Московской области в составе:

председательствующего судьи                        Кутыриной Н.В.,

при помощнике судьи                                      Депутатовой Н.Л.,

рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по исковому заявлению Межрайонного природоохранного прокурора Московской области в интересах РФ в лице территориального управления Росимущества в Московской области, Московско-Окского бассейнового водного управления Федерального агентства водных ресурсов и неопределенного круга лиц к Шведовой Людмиле Ивановне об истребовании из чужого владения, обязании освобождения береговой полосы от строений (сооружений), внесении изменений в реестр,

УСТАНОВИЛ:

Межрайонный природоохранный прокурор Московской области в интересах РФ в лице территориального управления Росимущества в Московской области, Московско-Окского бассейнового водного управления Федерального агентства водных ресурсов и неопределенного круга лиц обратился в суд с иском к ФИО2 об истребовании из чужого владения, обязании освобождения береговой полосы от строений (сооружений), внесении изменений в реестр, истец просит истребовать из чужого незаконного владения ФИО2, ДД.ММ.ГГГГ г.р. (паспорт ), в собственность Российской Федерации земельный участок с кадастровым номером занятую береговой полосой водного объекта общей площадью 580 кв.м., в координатах, указанных в схемах взаимного расположения земельных участков и береговой полосы водного объекта, подготовленной МБУ «УГИО», а именно:

Каталог координат частей земельного участка
Координата Х Координата Y

обязать ФИО2 за свой счет в течение месяца с даты вступления решения в законную силу освободить береговую полосу от строений и сооружений, расположенных в границах земельного участка с кадастровым номером , а также освободить часть береговой полосы и водного объекта перед земельным участком, прекратить право частной собственности ФИО2 на земельный участок с кадастровым номером , внести в Единый государственный реестр недвижимости сведения о прекращении права частной собственности ФИО2 на земельный участок с кадастровым номером

Требования мотивированы тем, что Межрайонной природоохранной прокуратурой Московской области проведена проверка исполнения требований законодательства при формировании и использовании земельного участка с кадастровым номером , расположенного в г.о. <адрес>. Установлено, что земельный участок ответчика расположен в береговой полосе.

Представитель Межрайонной природоохранной прокуроры Московской области – старший помощник природоохранного прокурора ФИО5 в судебном заседании исковые требования поддержала, настаивала на их удовлетворении.

Представитель Московско-Окского бассейнового водного управления Федерального агентства водных ресурсов в судебное заседание не явился, извещен надлежащим образом.

Представитель Территориального управления Росимущества в Московской области в судебное заседание не явился, извещен надлежащим образом.

Ответчик ФИО2 в судебное заседание не явилась, извещена надлежащим образом, обеспечила явку представителя по ордеру ФИО6, который в судебном заседании просил в иске отказать, указал, что земельный участок предоставлялся на законных основаниях, местоположение не менялось, также заявил о пропуске срока исковой давности.

Третье лицо ФИО8 в судебном заседании возражал против удовлетворения требований истца.

Представители третьих лиц Администрация г. Мытищи Московской области, ДПК «Летчик-Испытатель», ФГБУ «Канал им. Москвы», Управления Росреестра по Московской области, Филиала ППК «Роскадастр» Московской области в судебное заседание не явились, извещены надлежащим образом.

С учетом положений ст. 167 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации (далее - ГПК РФ) суд считает возможным рассмотреть дело при данной явке.

Суд, выслушав явившихся лиц, исследовав материалы дела, оценив представленные в материалы дела доказательства, приходит к следующему.

В силу ст. 9 Конституции Российской Федерации земля и другие природные ресурсы используются и охраняются в Российской Федерации как основа жизни и деятельности народов, проживающих на соответствующей территории. Земля и другие природные ресурсы могут находиться в частной, государственной, муниципальной и иных формах собственности.

Статьей 8 ГК РФ предусмотрено, что гражданские права и обязанности возникают из оснований, предусмотренных законом и иными правовыми актами, а также из действий граждан и юридических лиц, которые хотя и не предусмотрены законом или такими актами, но в силу общих начал и смысла гражданского законодательства порождают гражданские права и обязанности.

Согласно п. 1 ст. 301 ГК РФ собственник вправе истребовать свое имущество из чужого незаконного владения.

Самовольно занятые земельные участки возвращаются их собственникам, землепользователям, землевладельцам, арендаторам земельных участков без возмещения затрат, произведенных лицами, виновными в нарушении земельного законодательства, за время незаконного пользования этими земельными участками (пункт 2 статьи 76 Земельного кодекса Российской Федерации).

Одним из основных принципов правового регулирования отношений в сфере охраны окружающей среды и обеспечения экологической безопасности является принцип приоритета публичных интересов, что подтверждается постановлениями Конституционного Суда Российской Федерации № 8-П от 14.05.2009, №5-П от 05.03.2013 и № 12-П от 02.06.2015.

В соответствии со статьей 1 Водного кодекса Российской Федерации водный объект – это природный или искусственный водоем, водоток либо иной объект, постоянное или временное сосредоточение вод в котором имеет характерные формы и признаки водного режима.

В соответствии со статьей 6 Водного кодекса Российской Федерации поверхностные водные объекты, находящиеся в государственной или муниципальной собственности, являются водными объектами общего пользования, то есть общедоступными водными объектами, если иное не предусмотрено настоящим Кодексом. Ширина береговой полосы водных объектов общего пользования составляет двадцать метров, за исключением береговой полосы каналов, а также рек и ручьев, протяженность которых от истока до устья не более чем десять километров. Ширина береговой полосы каналов, а также рек и ручьев, протяженность которых от истока до устья не более чем десять километров, составляет пять метров.

Береговая полоса является неотъемлемой частью водного объекта, связана с ним территориально и функционально и составляет с ним единое целое как природный комплекс, обеспечивая сохранность водного объекта, путем использования водоохранной зоны в особо установленном режиме. Каждый гражданин вправе пользоваться (без использования механических транспортных средств) береговой полосой водных объектов общего пользования для передвижения и пребывания около них. Законодатель исчерпывающе определил цели и способы использования береговой полосы водного объекта общего пользования, установив для всех граждан без исключения право на ее использование только для передвижения и пребывания около водного объекта (без использования механических транспортных средств).

Статьей 8 Водного кодекса Российской Федерации установлено, что все водные объекты, за исключением прудов и обводненных карьеров, расположенных в границах земельного участка, принадлежащего на праве собственности субъекту Российской Федерации, муниципальному образованию, физическому лицу, юридическому лицу, находятся в собственности Российской Федерации.

Статьей 1 Земельного кодекса Российской Федерации определены основные принципы земельного законодательства, в том числе учет значения земли как основы жизни и деятельности человека, согласно которому регулирование отношений по использованию и охране земли осуществляется исходя из представлений о земле как о природном объекте, охраняемом в качестве важнейшей составной части природы, природном ресурсе, используемом в качестве средства производства в сельском хозяйстве и лесном хозяйстве, и основы осуществления хозяйственной и иной деятельности на территории Российской Федерации, и одновременно как о недвижимом имуществе, об объекте права собственности и иных прав на землю.

Пунктом 6 статьи 11.9 Земельного кодекса Российской Федерации установлено, что образование земельных участков не должно нарушать требования, установленные настоящим кодексом и другими федеральными законами.

В соответствии с частью 1 ст. 102 Земельного кодекса Российской Федерации землями водного фонда являются земли, на которых находятся поверхностные водные объекты.

Из материалов дела следует, что Межрайонной природоохранной прокуратурой Московской области проведена проверка исполнения требований законодательства при формировании и использовании земельного участка с кадастровым номером 50:12:0010204:3, расположенного в г.о. <адрес>

Согласно сведениям Единого государственного реестра недвижимости земельный участок с кадастровым номером 50:12:0010204:3 площадью 580 кв.м. отнесен к категории земель «земли населенных пунктов», с видом разрешенного использования «для ведения дачного хозяйства», поставлен на государственный кадастровый учет ДД.ММ.ГГГГ, принадлежит на праве собственности ФИО2, о чем в ЕГРН внесены записи о регистрации права от ДД.ММ.ГГГГ.

Первоначально земельный участок сформирован в составе дачного поселка «Летчик-Испытатель» в силу принятия Исполнительным комитетом Московского областного ФИО1 депутатов трудящихся решения от ДД.ММ.ГГГГ, решения от ДД.ММ.ГГГГ, решения от ДД.ММ.ГГГГ, впоследствии получен ответчиком в собственность по договору дарения от ДД.ММ.ГГГГ.

Согласно информации Комитета по архитектуре и градостроительству Московской области, земельный участок полностью расположены в прибрежной защитной полосе и водоохранной зоне Икшинского водохранилища, частично расположен в береговой полосе Икшинского водохранилища, а также расположен во 2-м поясе ЗСО источников питьевого водоснабжения, в том числе в границах «жесткой» 150-ти метровой зоны ЗСО источников питьевого водоснабжения.

По сведениям Отдела водных ресурсов по Московской, Тверской областям и г. Москве Московско-Окского бассейнового водного Управления федерального агентства водных: ресурсов участок входит в границы водоохранной зоны и прибрежной защитной полосы Икшинского водохранилища, возможно расположен в береговой полосе Икшинского водохранилища.

Согласно сведениям государственного водного реестра ширина водоохранной зоны и прибрежной полосы Икшинского водохранилища составляет 200 м, ширина береговой полосы – 20 м.

Согласно результатам визуального обследования земельных участков, проведенного ДД.ММ.ГГГГ межрайонной природоохранной прокуратурой Московской области, установлено, что участок имеет ограждение по периметру, на территории участка на расстоянии около 5 м от акватории водного объекта имеется двухэтажное строение, нижний этаж которого предположительно представляет собой гараж для плавательного средства, перед участком в акватории водного объекта установлено 2 пирса, оборудован и уложен каменной кладкой спуск в воду для плавательного средства, имеются бетонные лестницы. Доступ на территорию участка со стороны берега ограничен, ворота и калитка закрыты.

Порядок использования земель водного фонда ранее определялся законодательством РСФСР и республик, входящих в состав РСФСР.

В силу ст. ст. 3, 4 Водного кодекса РСФСР, утвержденного Верховным Советом РСФСР 30.06.1972, реки, озера, водохранилища, другие поверхностные водоемы и водные источники, воды каналов, прудов и др. составляют Единый государственный водный фонд. В соответствии с Конституцией СССР и Конституцией РСФСР воды являются государственной собственностью – общим достоянием всего советского народа.

Воды состоят в исключительной собственности государства и предоставляются только в пользование. Действия, в прямой или скрытой форме нарушающие право государственной собственности на воды, запрещаются.

Аналогичные положения закреплялись в ст. ст. 3, 4 Основ водного законодательства СССР, утв. Законом СССР от 10.12.1970.

Одновременно с Водным кодексом РСФСР 1972 года и Основами водного законодательства СССР 1970 года действовал Земельный кодекс РСФСР, утвержденный Законом РСФСР от 01.07.1970, устанавливающий исключительную собственность государства на землю и отнесение набережных к землям общего пользования.

Согласно ст. 91 Водного кодекса РСФСР, утвержденного ВС РСФСР 30.06.1972, все воды (водные объекты) подлежат охране от загрязнения, засорения и истощения, которые могут причинить вред здоровью населения, а также повлечь уменьшение рыбных запасов, ухудшение условий водоснабжения и другие неблагоприятные явления вследствие изменения физических, химических, биологических свойств вод, снижения их способности к естественному очищению, нарушения гидрологического и гидрогеологического режима вод. В этих целях в соответствии с законодательством Союза ССР и РСФСР могут устанавливаться водоохранные зоны (полосы). Порядок установления и использования водоохранных зон (полос) определяется Советом Министров РСФСР, если иное не предусмотрено законодательством Союза ССР.

Водные объекты, находящиеся в федеральной собственности, а также обособленные водные объекты, находящиеся в муниципальной собственности, являются водными объектами общего пользования, если в водоохранных, экологических или иных интересах законодательством Российской Федерации не предусмотрено иное.

Полоса суши вдоль берегов водных объектов общего пользования (бечевник) предназначается для общего пользования. Каждый вправе (без использования транспорта) пользоваться бечевником для передвижения и пребывания у водного объекта общего пользования, в том числе рыболовства и причаливания плавательных средств. Ширина бечевника не может превышать 20 метров.

Таким образом, поверхностный водный объект – Икшинское водохранилище, его акватория и береговая полоса на момент формирования земельного участка с кадастровым номером принадлежал на праве собственности государству.

По поручению межрайонной природоохранной прокуратуры Московской области МБУ «УГИО» осуществлено сопоставление местоположения границ береговой полосы водного объекта – Икшинского водохранилища с местоположением границ земельного участка с кадастровым номером . По результатам установлено, что границы береговой полосы Икшинского водохранилища пересекают границы указанного земельного участка с кадастровым номером на площади 580 кв.м.

Так согласно части 1 статьи 2 Федерального закона от 30.03.1999 № 52-ФЗ «О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения» (далее – Федеральный закон от 30.03.1999 № 52-ФЗ), санитарно-эпидемиологическое благополучие обеспечивается, в том числе, посредством обязательного выполнения гражданами, индивидуальными предпринимателями и юридическими лицами санитарных правил как составной части осуществляемой ими деятельности.

В силу части 2 статьи 12 Федерального закона от 30.03.1999 № 52-ФЗ при разработке нормативов градостроительного проектирования, схем территориального планирования, генеральных планов городских и сельских поселений, проектов планировки общественных центров, жилых районов, магистралей городов, решении вопросов размещения объектов гражданского, промышленного и сельскохозяйственного назначения и установления их санитарно-защитных зон, а также при проектировании, строительстве, реконструкции, техническом перевооружении, консервации и ликвидации промышленных, транспортных объектов, зданий и сооружения культурно-бытового назначения, жилых домов, объектов инженерной инфраструктуры и благоустройства и иных объектов должны соблюдаться санитарные правила.

В соответствии с п. 2 ст. 43 Водного кодекса Российской Федерации и статьей 18 Федерального закона от 30.03.1999 № 52-ФЗ для водных объектов, используемых для целей питьевого и хозяйственно-бытового водоснабжения, устанавливаются зоны санитарной охраны в соответствии с законодательством о санитарно-эпидемиологическом благополучии населения. В зонах санитарной охраны источников питьевого водоснабжения осуществление деятельности и отведение территории для жилищного строительства, строительства промышленных объектов и объектов сельскохозяйственного назначения запрещаются или ограничиваются в случаях и порядке, которые установлены санитарными правилами и нормами в соответствии с законодательством о санитарно-эпидемиологическом благополучии населения.

В силу пункта 4 статьи 1 Градостроительного кодекса Российской Федерации водоохранные зоны и зоны санитарной охраны источников питьевого и хозяйственно-бытового водоснабжения относятся к зонам с особыми условиями использования территорий.

Из пунктов 1.4, 1.5 Санитарных правил и норм 2.1.4.1110-02 «Зоны санитарной охраны источников водоснабжения и водопроводов питьевого назначения», утвержденных постановлением Главного государственного санитарного врача Российской Федерации от 14.03.2002 № 10 «О введении в действие Санитарных правил и норм «Зоны санитарной охраны источников водоснабжения и водопроводов питьевого назначения, СанПиН 2.1.4,1110- 02» (далее — Санитарные правила), следует, что зоны санитарной охраны организуются на всех водопроводах в составе трех поясов, вне зависимости от ведомственной принадлежности, подающих воду как из поверхностных, так и из подземных источников в целях санитарной охраны от загрязнения источников водоснабжения и водопроводных сооружений, а также территорий, на которых они расположены, При этом второй и третий пояса (пояса ограничений) включают территорию, предназначенную для предупреждения загрязнения воды источников водоснабжения. Санитарная охрана водоводов обеспечивается санитарно-защитной полосой. В каждом из трех поясов, а также в пределах санитарно-защитной полосы, соответственно их назначению, устанавливается специальный режим и определяется комплекс мероприятий, направленных на предупреждение ухудшения качества воды.

Границы зон санитарной охраны источников питьевого водоснабжения г. Москвы и режим этих зон определены решением Исполнительных комитетов Московского областного и Московского городского Совета народных депутатов от 17.04.1980 № 500-1143 «Об утверждении проекта установления красных линий Границ зон санитарной охраны источников водоснабжения г. Москвы в границах ЛИЗП».

В соответствии с положениями, указанными в приложении № 1 к решению исполнительных комитетов Московского областного и Московского городского Совета народных депутатов второй пояс охватывает территорию, непосредственно окружающую источники водоснабжения и их притоки.

В соответствии с этим всякого рода строительство, уничтожение насаждений, проведение железнодорожных и автотранспортных путей, использование водоемов для полива земельных участков и для сельскохозяйственных нужд, мероприятий по физкультуре, купанию и т.п. допускается в пределах второго пояса только с особо разрешения органов государственной санитарной инспекции.

Во втором поясе выделена режимная «жесткая» зона, в которую входят прибрежные участки канала им. Москвы, его водохранилища и участки Москвы-реки по 150 м в обе стороны.

В этой зоне воспрещается всякое строительство и обработка земли с применением навозного удобрения, воспрещается стирка белья, водопой и купанье скота.

Согласно частям 8 - 10 статьи 26 Федерального закона от 03.08.2018 № 342-ФЗ «О внесении изменений в Градостроительный кодекс Российской Федерации и отдельные законодательные акты Российской Федерации» зоны с особыми условиями использования территорий, установленные до дня официального опубликования названного федерального закона нормативными правовыми актами или решениями об их установлении, при соблюдении условий, указанных в частях 8 и 9 данной статьи, считаются установленными вне зависимости от наличия сведений о таких зонах в Едином государственном реестре недвижимости и соответствия решений об их установлении требованиям, установленным в соответствии со статьей 106 Земельного кодекса Российской Федерации (в редакции данного федерального закона).

Таким образом, границы зон санитарной охраны источников питьевого водоснабжения г. Москвы установлены нормативно-правовыми актами, регулирующими правоотношения в указанной сфере.

Также зоны санитарной охраны источников питьевого водоснабжения г. Москвы установлены СП 2.1.4.2625-10 «Зоны санитарной охраны источников водоснабжения г. Москвы».

Назначение второго пояса ЗСО – защита источника водоснабжения от биологического и химического загрязнения, поступающего с поверхностным и подземным стоком и с судов, находящихся в акватории пояса, а также обеспечение процессов самоочищения воды от имеющегося биологического загрязнения.

Согласно пункту 3.4.3 СП 2.1.4.2625-10 боковые границы 2 пояса ЗСО водозабора или гидроузла должны проходить от уреза воды при нормальном подпорном уровне для водохранилищ и при летне-осенней межени для основных водотоков и притоков первого порядка на расстоянии: а) при равнинном рельефе местности – не менее 500 м; 6) при холмистом рельефе местности – по вершинам первого склона, обращенного в сторону источника водоснабжения.

Так, в силу раздела 4.4 СП 2.1.4.2625-10 при использовании земельного участка, расположенного в границах второго пояса зоны санитарной охраны источников питьевого водоснабжения г. Москвы устанавливаются следующие ограничения: не допускается размещение земельных участков под дачное, садово-огородное, индивидуальное жилищное строительство, очистные сооружения канализации, автозаправочных станций (АЗС) легковых автомобилей на расстоянии менее 100 метров от уреза воды источника питьевого водоснабжения при нормальном подпорном уровне для водохранилищ и при летне-осенней межени для основных водотоков и притоков первого порядка.

При строительстве и реконструкции объектов отдыха и спорта необходимо соблюдать требование, чтобы все строения располагались на расстоянии не менее 100 метров от уреза воды. В зонах рекреации в полосе 100 м от уреза воды не допускается капитальная застройка, за исключением размещения, реконструкции и капитального ремонта линейных объектов федерального, регионального и местного значения; допускается установка малых архитектурных форм. Размещение, реконструкция и капитальный ремонт линейных объектов федерального, регионального и местного значения осуществляется при условии выполнения мероприятий по предупреждению загрязнения источника водоснабжения.

В случае размещения и реконструкции автомобильных дорог должно быть обеспечено наличие водоотвода поверхностного стока с дорожного полотна с последующей его очисткой на локальных очистных сооружениях в соответствии с гигиеническими нормативами.

На территории 2 пояса ЗСО станций водоподготовки и гидроузлов не допускается размещение объектов, обуславливающих опасность химического и микробного загрязнения почвы, грунтовых вод и воды источника водоснабжения: кладбищ, скотомогильников (на существующих кладбищах не допускается расширение территории; разрешается захоронение в родственные могилы в соответствии с санитарными правилами и нормами по размещению, устройству и содержанию кладбища, зданий и сооружений похоронного назначения), складов горюче-смазочных материалов, полей подземной фильтрации; птицеводческих комплексов, ферм, силосных траншей и навозохранилищ; применение пестицидов, удобрений, не допускаются сплошные рубки леса, функции защиты природных и иных объектов, за исключением рубок, проводимых в целях ухода за лесными насаждениями; рубок в случаях, если выборочные рубки не обеспечивают замену лесных насаждений, утрачивающих свои средообразующие, водоохранные, санитарно-гигиенические, оздоровительные и иные полезные функции, на лесные насаждения, обеспечивающие сохранение целевого назначения защитных лесов и выполняемых ими полезных функций; рубок для осуществления геологического изучения недр, разведки и добычи полезных ископаемых в целях организации питьевого и хозяйственно-бытового водоснабжения; рубок для использования водохранилищ и иных искусственных водных объектов, а также гидротехнических сооружений, морских портов, морских терминалов, речных портов, причалов; рубок для строительства, реконструкции, эксплуатации линий энектропередачи, линий связи, дорог, трубопроводов и других линейных объектов, а также сооружений, являющихся неотъемлемой технологической частью указанных объектов. Не допускается расположение стойбищ, выпас скота в пределах прибрежной полосы шириной не менее 500 м, а также распашка земли в пределах прибрежной полосы 100 метров.

В отношении земельных участков, расположенных вблизи с водными объектами, действуют ограничения их оборотоспособности, предусмотренные ст. 65 Водного кодекса Российской Федерации.

Согласно пункту 1, 2, 4, 13 статьи 65 Водного кодекса Российской Федерации водоохранными зонами являются территории, которые примыкают к береговой линии (границам водного объекта) водохранилищ и на которых устанавливается специальный режим осуществления хозяйственной и иной деятельности в целях предотвращения загрязнения, засорения. В границах водоохранных зон устанавливаются прибрежные защитные полосы, на территориях которых вводятся дополнительные ограничения хозяйственной и иной деятельности.

Пунктом 15 статьи 65 Водного кодекса Российской Федерации установлено, что в границах водоохранных зон запрещается: 1) использование сточных вод в целях повышения почвенного плодородия; 2) размещение кладбищ, скотомогильников, объектов размещения отходов производства и потребления, химических, взрывчатых, токсичных, отравляющих и ядовитых веществ (за исключением специализированных хранилищ аммиака, метанола, аммиачной селитры и нитрата калия на территориях морских портов, перечень которых утверждается Правительством Российской Федерации, за пределами границ прибрежных защитных полос), пунктов захоронения радиоактивных отходов, а также загрязнение территории загрязняющими веществами, предельно допустимые концентрации которых в водах водных объектов рыбохозяйственного значения не установлены; 3) осуществление авиационных мер по борьбе с вредными организмами; 4) движение и стоянка транспортных средств (кроме специальных транспортных средств), за исключением их движения по дорогам и стоянки на дорогах и в специально оборудованных местах, имеющих твердое покрытие; 5) строительство и реконструкция автозаправочных станций, складов горюче-смазочных материалов (за исключением случаев, если автозаправочные станции, склады горюче-смазочных материалов размещены на территориях портов, инфраструктуры внутренних водных путей, в том числе баз (сооружений) для стоянки маломерных судов, объектов органов федеральной службы безопасности), станций технического обслуживания, используемых для технического осмотра и ремонта транспортных средств, осуществление мойки транспортных средств; 6) хранение пестицидов и агрохимикатов (за исключением хранения агрохимикатов в специализированных хранилищах, размещенных на территориях морских портов за пределами границ прибрежных защитных полос), применение пестицидов и агрохимикатов; 7) сброс сточных, в том числе дренажных, вод; 8) разведка и добыча общераспространенных полезных ископаемых (за исключением случаев, если разведка и добыча общераспространенных полезных ископаемых осуществляются пользователями недр, осуществляющими разведку и добычу иных видов полезных ископаемых, в границах предоставленных им в соответствии с законодательством Российской Федерации о недрах горных отводов и (или) геологических отводов на основании утвержденного технического проекта в соответствии со статьей 19.1 Закона Российской Федерации от 21 февраля 1992 года № 2395-1 «О недрах»).

В соответствии с пунктом 17 статьи 65 Водного кодекса Российской Федерации в границах прибрежных защитных полос наряду с установленными частью 15 настоящей статьи ограничениями запрещаются: 1) распашка земель; 2) размещение отвалов размываемых грунтов; 3) выпас сельскохозяйственных животных и организация для них летних лагерей, ванн.

Согласно статье 56 Земельного кодекса Российской Федерации права на землю могут быть ограничены по основаниям, установленным настоящим Кодексом, федеральными законами. Ограничения прав на землю устанавливаются актами исполнительных органов государственной власти, актами органов местного самоуправления, решением суда, а ограничения, указанные в подпункте 1 пункта 2 настоящей статьи, в результате установления зон с особыми Условиями использования территорий в соответствии с настоящим Кодексом. Ограничения прав на землю устанавливаются бессрочно или на определенный срок, Ограничения прав на землю сохраняются при переходе права собственности на земельный участок к другому лицу. Ограничение прав на землю подлежит, государственной регистрации в случаях и в порядке, которые установлены федеральными законами.

В соответствии с пунктом 5 части 5 статьи 8 Федерального закона № 218-ФЗ в кадастр недвижимости вносятся дополнительные сведения об объекте недвижимого имущества, в том числе сведения о том, что земельный участок полностью или частично расположен в границах зоны с особыми условиями использования территории или территории объекта культурного наследия, включая ограничения по использованию земельного участка, установленные для такой зоны или территории.

Согласно пункту 6 части 2 статьи 9 Федерального закона № 218-ФЗ в реестр прав на недвижимость вносятся сведения о правах, об ограничениях прав и обременениях объекта недвижимости, о сделках с ним, в том числе основания возникновения, изменения, прекращения ограничений права или обременений объекта недвижимости.

Согласно пункту 5 части 2 статьи 14 Федерального закона № 218-ФЗ, основаниями для осуществления государственного кадастрового учета и (или) государственной регистрации прав, в том числе являются вступившие в законную силу судебные акты.

В соответствии с пунктом 1 статьи 1065 Гражданского Кодекса Российской Федерации опасность причинения вреда в будущем может явиться основанием к иску о запрещении деятельности, создающей такую опасность. Правило, установленное данной нормой, выполняет предупредительную функцию, направленную на обеспечение охраны прав и интересов граждан и организаций.

Указанная правовая позиция отражена в определении Верховного Суда Российской Федерации от 21.02.2012 № АПЛ12-28, определении Верховного Суда Российской Федерации от 22.07.2016 № 302-ЭС15-500 по делу № А19-12594/2012, постановлении Президиума Московского областного суда от 21.06.2017 № 319 по делу № 44г -174/2017, апелляционном определении Московского областного суда от 12.02.2018 по делу № 33-2243/2018, апелляционном определении Московского областного суда от 16.01.2019 по делу № 33-615/2019, апелляционном определении Московского областного суда от 21.05.2018 по делу № 33-15280/2018, апелляционном определении Московского областного суда от 13.05.2019 по делу № 33-15173/2019, апелляционном определении Московского областного суда от 06.05.2019 по делу № 33-18144/2019, апелляционном определении Московского областного суда от 05.04.2021 по делу № 33-10538/2021, апелляционном определении Московского областного суда от 17.03.2021 по делу № 33-7916/2021 и других.

В соответствии с Протоколом заседания постоянной комиссии при президиуме Мособлисполкома по М.В.С. № 108 от 05.08.1938, образованной на основании постановления ВЦИК СНК РСФСР от 20.07.1933 «О порядке изъятия земель для строительства канала «Москва-Волга», водохранилищ и Московского порта (Москва – Волгострой)» под строительство канала имени Москвы и водохранилищ отведен землеотвод. Землеотвод находится в собственности Российской Федерации.

В границах данного землеотвода сформирован земельный участок с кадастровым номером , принадлежащий на праве постоянного (бессрочного) пользования ФГБУ «Канал имени Москвы».

Икшинское водохранилище, на побережье которого расположен истребуемый истцом земельный участок, в соответствии со сведениями, содержащимися в государственном водном реестре, является одним из водохранилищ системы канала имени Москвы и границы земельного участка с кадастровым номером сформированы в том числе в зоне Икшинского водохранилища.

Канал, в свою очередь, согласно распоряжению Правительства РФ № 1800-р от 19.12.2002 «Об утверждении перечня внутренних водных путей Российской Федерации», имеет протяженность более 100 км, в связи с чем ширина береговой полосы Икшинского водохранилища составляет 20 метров, его прибрежная защитная полоса составляет 50 метров, а ширина его водоохранной зоны составляет 200 метров по обе стороны от уреза воды данного водного объекта.

В соответствии с пп. 4 п. 2 ст. 60 ЗК РФ действия, нарушающие права на землю граждан и юридических лиц или создающие угрозу их нарушения, могут быть пресечены путем восстановления положения, существовавшего до нарушения права, и пресечения действий, нарушающих право или создающих угрозу его нарушения.

В соответствии со ст. 3 ГПК РФ заинтересованное лицо вправе обратиться в суд за защитой нарушенных либо оспариваемых прав.

В соответствии со ст. 12 ГПК РФ гражданское судопроизводство осуществляется на основе состязательности и равноправия сторон.

В соответствии со ст. 56 ГПК РФ каждая сторона должна доказать те обстоятельства, на которые она ссылается как на основания своих требований и возражений, если иное не предусмотрено федеральным законом.

В соответствии со ст. 12 ГК РФ защита гражданских прав осуществляется путем: восстановления положения, существовавшего до нарушения права, и пресечения действий, нарушающих право или создающих угрозу его нарушения; присуждения к исполнению обязанности в натуре; иными способами, предусмотренными законом.

Судом установлено, что на момент предоставления земельного участка действовал Водный кодекс РСФСР, утвержденный Верховным Советом РСФСР 30.06.1972.

Вместе с тем, согласно ч. 8 ст. 27 Земельного кодекса Российской Федерации запрещается приватизация земельных участков в пределах береговой полосы, установленной в соответствии с Водным кодексом Российской Федерации, а также земельных участков, на которых находятся пруды, обводненные карьеры, в границах территорий общего пользования.

Таким образом, поверхностный водный объект, его акватория и береговая полоса на момент передачи и формирования земельного участка в частную собственность принадлежали на праве собственности государству.

Так как в силу норм Водного кодекса, утвержденного в 1972 году, реки, озера, водохранилища и другие поверхностные водоемы составляют Единый государственный водный фонд, являются государственной собственностью и достоянием всего советского народа.

Аналогичные положения закреплялись в статьях Основ водного законодательства СССР 1970 года.

Также действовал Земельный кодекс РСФСР 1970 года, устанавливающий исключительную собственность государства на землю и отнесение набережных к землям общего пользования.

Таким образом, формирование земельного участка в пределах береговой полосы, что повлекло ограничение доступа граждан к водному объекту, являлось незаконным.

Установлено, что береговая полоса водного объекта уполномоченным органом в собственность ответчика не передавалась.

В соответствии со ст. 267 ГК РФ распоряжение земельным участком, находящимся в пожизненном наследуемом владении, не допускается. При наличии права пожизненного наследуемого владения земельным участком собственность государства на земельный участок сохраняется.

Суд также не может согласиться с доводами ответчика о пропуске истцом срока исковой давности.

В соответствии со ст. 200 ГК РФ, если законом не установлено иное, течение срока исковой давности начинается со дня, когда лицо узнало или должно было узнать о нарушении своего права и о том, кто является надлежащим ответчиком по иску о защите этого права.

Согласно разъяснению, содержащемуся в пункте 5 Постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 29.09.2015 № 43 «О некоторых вопросах, связанных с применением норм Гражданского кодекса Российской Федерации об исковой давности», при обращении в суд органов государственной власти, органов местного самоуправления, организаций или граждан с заявлением в защиту прав, свобод и законных интересов других лиц в случаях, когда такое право им предоставлено законом (ч. 1 ст. 45 и ч. 2 ст. 46 ГПК РФ), начало течения срока исковой давности определяется исходя из того, когда о нарушении своего права и о том, кто является надлежащим ответчиком по иску о защите этого права, узнало или должно было узнать лицо, в интересах которого подано такое заявление.

В силу п. 57 Постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации и ВАС РФ от 29.04.2010 № 10/22 «О некоторых вопросах, возникающих в судебной практике при разрешении споров, связанных с защитой права собственности и других вещных прав» течение срока исковой давности по искам, направленным на оспаривание зарегистрированного права, начинается со дня, когда лицо узнало или должно было узнать о соответствующей записи в ЕГРН. При этом сама по себе запись в ЕГРН о праве или обременении недвижимого имущества не означает, что со дня ее внесения в ЕГРН лицо знало или должно было знать о нарушении права.

Поскольку законом не установлено иное, к искам, направленным на оспаривание зарегистрированного права, применяется общий срок исковой давности, предусмотренный ст. 196 ГК РФ.

В данном случае исковое заявление подано прокурором в порядке ч. 1 ст. 45 ГПК РФ в интересах Территориального Управления Росимущества в Московской области, Московско-Окского бассейнового водного управления, а также в интересах неопределенного круга лиц.

В силу п. 10 Постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 29.09.2015 № 43 «О некоторых вопросах, связанных с применением норм Гражданского кодекса Российской Федерации об исковой давности», бремя доказывания обстоятельств, свидетельствующих об истечении срока исковой давности, возлагается на ответчика.

Между тем доказательств, свидетельствующих о том, что межрайонной природоохранной прокуратуре Московской области, действующей в интересах Территориального Управления Росимущества в Московской области, Московско-Окского бассейнового водного управления, а также в интересах неопределенного круга лиц ранее проведенной проверки, ответчиком не представлено.

Обстоятельства формирования земельных участков с береговой полосой водного объекта общего пользования стали известны в результате проведенной межрайонной природоохранной прокуратурой проверки.

В связи с изложенным, срок исковой давности для защиты прокурором нарушенных прав неопределенного круга лиц не пропущен.

Межрайонная природоохранная прокуратура Московской области, а также неопределенный круг лиц, в чьих интересах предъявлено исковое заявление, узнали о нарушении права только по результатам проведенной проверки.

При таких обстоятельствах, суд приходит к выводу, что истцом заявлены требования в пределах срока исковой давности.

Уточнение границ спорного земельного участка произведено уже после ограничений, введенных п. 4.2 Указа Президента РФ от 22.07.1994 г. и частью 8 ст. 28 Федерального закона от 21.12.2001 №178-ФЗ «О приватизации государственного и муниципального имущества»., в связи с чем доводы ответчика о том, что земельный участок был приобретен ответчиком и его правопредшественниками до ограничения в обороте, суд оценивает как несостоятельные.

В период рассмотрения дела по ходатайству ответчика определением Мытищинского городского суда Московской области от 14.06.2024 по данному делу назначена судебная комплексная землеустроительная и гидрологическая экспертиза, производство которой было поручено ООО «ГЕОКАДАСТРЭКСПЕРТ».

Согласно заключению экспертов ООО «ГЕОКАДАСТРЭКСПЕРТ» по результатам судебной комплексной землеустроительной и гидрологической экспертизы, спорный земельный участок полностью ходит в 200-метровую водоохранную (она же прибрежная защитная полоса) зону, полностью земельный участок входит в 100-метровую зону второго пояса санитарной охраны источников питьевого водоснабжения г. Москвы – Икшинского водохранилища, полностью входит в пределы 500-метровой полосы от уреза Икшинского водохранилища.

Весь земельный участок с кадастровым номером площадью 580 кв.м. по сведениям ЕГРН в его реестровых границах накладывается на границы 20-метровой береговой полосы.

Земельный участок с кадастровым номером входит в границы 2-го пояса ЗСО водозабора Восточной (Сталинской) станции водоподготовки города Москвы в соответствии с СП 2.1.4.2625-10.

Оснований сомневаться в правильности экспертного заключения суд не усматривает, поскольку эксперты предупреждены об уголовной ответственности, экспертное заключение соответствует требованиям законодательства, эксперты при проведении экспертизы проводили осмотр объекта исследования, произвели сбор и проверку информации, необходимой для проведения исследования, экспертное заключение содержит подробную исследовательскую часть, с которой согласуются сделанные экспертами выводы, в связи с чем суд принимает данное экспертное заключение в качестве относимого и допустимого доказательства, приходя к выводу, что в основу судебного решения необходимо положить выводы данной экспертизы.

Таким образом, в ходе судебного разбирательства установлено, что земельный участок, расположенный в границах поверхностного водного объекта, образован с нарушением прямых запретов, установленных правовыми нормами земельного и водного законодательства, подлежит истребованию из чужого незаконного владения.

При этом суд отмечает, что выводы, изложенные в заключении МБУ «УГИО» ответчиком не оспорены.

Суд исходит из того, что доказательственная деятельность, в первую очередь, связана с поведением сторон, процессуальная активность которых по доказыванию ограничена процессуальными правилами об относимости, допустимости, достоверности и достаточности доказательств (ст.ст.56, 59, 60, 67 ГПК РФ).

В силу состязательного построения процесса представление доказательств возлагается на стороны и других лиц, участвующих в деле. Стороны сами должны заботиться о подтверждении доказательствами фактов, на которые ссылаются. Лица, участвующие в деле, несут риск наступления последствий совершения или не совершения ими процессуальных действий.

При таких обстоятельствах, требования Межрайонного природоохранного прокурора Московской области обоснованы и подлежат удовлетворению.

На основании изложенного и руководствуясь ст. ст. 194-198 ГПК РФ, суд

РЕШИЛ:

исковые требования Межрайонного природоохранного прокурора Московской области в интересах РФ в лице территориального управления Росимущества в Московской области, Московско-Окского бассейнового водного управления Федерального агентства водных ресурсов и неопределенного круга лиц к ФИО2 об истребовании из чужого владения, обязании освобождения береговой полосы от строений (сооружений), внесении изменений в реестр – удовлетворить.

Истребовать из чужого незаконного владения ФИО2, ДД.ММ.ГГГГ г.р. (паспорт ) земельный участок с кадастровым номером , площадью 580 кв.м., в полном объеме, включая координаты, указанные в схемах взаимного расположения земельных участков и береговой полосы водного объекта, подготовленной МБУ «УГИО», а именно:

Каталог координат частей земельного участка
Координата Х Координата Y

Обязать ФИО2 за свой счет в течение месяца с даты вступления решения суда в законную силу освободить береговую полосу от строений и сооружений, расположенных в границах земельного участка с кадастровым номером 50:12:0010204:3, а также освободить часть береговой полосы и водного объекта перед земельным участком.

Прекратить право частной собственности ФИО2 на земельный участок с кадастровым номером

Внести в ЕГРН запись о прекращении права частной собственности ФИО2 на земельный участок с кадастровым номером

Данное решение является основанием для внесения соответствующих сведений в Единый государственный реестр недвижимости.

Решение может быть обжаловано в Московский областной суд через Мытищинский городской суд Московской области в течение месяца с даты принятия решения суда в окончательной форме – 09.10.2024.

Судья                                                                                                                Н.В. Кутырина

КОПИЯ ВЕРНА.

Судья                                                                                                                Н.В. Кутырина

2-3232/2024

Категория:
Гражданские
Истцы
Территориальное управление Росимущества в Московской области
прокурор
Московско-Окского бассейнового водного управления Федерального агентства водных ресурсов
Ответчики
Шведова Людмила Ивановна
Другие
Администрация г. Мытищи
Шведов Михаил Борисович
Филиал ППК "Роскадастр" Московской области
Управление Росреестра по Московской области
ФГБУ "Канал им. Москвы"
ДПК «Летчик-Испытатель»
Суд
Мытищинский городской суд Московской области
Дело на сайте суда
mitishy.mo.sudrf.ru
12.01.2024Регистрация иска (заявления, жалобы) в суде
12.01.2024Передача материалов судье
18.01.2024Решение вопроса о принятии иска (заявления, жалобы) к рассмотрению
18.01.2024Вынесено определение о подготовке дела к судебному разбирательству
06.02.2024Подготовка дела (собеседование)
06.02.2024Вынесено определение в порядке ст. 152 ч.3 ГПК РФ (о назначении срока проведения предв. суд. заседания выходящего за пределы установленных ГПК)
27.02.2024Предварительное судебное заседание
21.03.2024Судебное заседание
23.04.2024Судебное заседание
15.05.2024Судебное заседание
05.06.2024Судебное заседание
14.06.2024Судебное заседание
12.08.2024Производство по делу возобновлено
30.08.2024Судебное заседание
13.09.2024Судебное заседание
09.10.2024Изготовлено мотивированное решение в окончательной форме
11.10.2024Инициировано (судом) рассмотрение процессуального вопроса (после вынесения решения) без назначения с.з.
11.10.2024Рассмотрение ходатайства/заявления/вопроса без назначения с.з. и без вызова лиц, участвующих в деле
15.10.2024Дело сдано в отдел судебного делопроизводства
06.11.2024Регистрация ходатайства/заявления лица, участвующего в деле
06.11.2024Изучение поступившего ходатайства/заявления
22.11.2024Судебное заседание
29.11.2024Судебное заседание
02.12.2024Дело сдано в отдел судебного делопроизводства после рассмотрения ходатайства/заявления/вопроса
13.09.2024
Решение

Детальная проверка физлица

  • Уголовные и гражданские дела
  • Задолженности
  • Нахождение в розыске
  • Арбитражи
  • Банкротство
Подробнее