Решение по делу № 2-1849/2019 от 21.05.2019

                                             Дело № 2-1849/2019

64RS0043-01-2019-002169-43

Р Е Ш Е Н И Е

Именем Российской Федерации

13 июня 2019 года          г. Саратов

Волжский     районный суд г. Саратова в составе:

председательствующего судьи Даниленко А.А.,

при секретаре Ожигиной Э.С.,

с участием представителей ответчиков,

рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску Александровой В. В. к Саратовской областной Думе, Министерству строительства и жилищно-коммунального хозяйства Саратовской области, Правительству Саратовской области, Министерству финансов Саратовской области, о возмещении убытков,

установил:

Истица обратилась в суд с иском к ответчикам указав в обоснование заявленных требований, что вступившим в законную силу решением Кировского районного суда г. Саратова на министерство строительства и жилищно-коммунального хозяйства Саратовской области возложена обязанность предоставить истице жилое помещение по договору найма специализированного жилого помещения из государственного специализированного жилищного фонда области на территории <адрес>, общей площадью не менее 30 кв.м Решение вступило в законную силу, но до настоящего времени не исполнено. На уровне Российской Федерации основным нормативным правовыми актом, регулирующим права детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, а так же лиц приравненных к ним, является: Федеральный закон от 21 декабря 1996 года № 159-ФЗ «О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей». На уровне Саратовской области, как субъекта Российской Федерации, нормативным правовыми актом, регулирующим права детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, а так же лиц приравненных к ним, являются: Закон Саратовской области от 02 августа 2012 года № 123-ЗСО «Об обеспечении дополнительных гарантий прав на имущество и жилое помещение детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей в Саратовской области», Постановление Правительства Саратовской области от 29.06.2016 года № 319-П «О порядке формирования специализированного государственного жилищного фонда области и распределение жилых помещений, предоставляемых детям-сиротам, детям, оставшимся без попечения родителей, лицам из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей» (далее Постановление Правительства Саратовской области от 29.06.2016 года № 319-П.) Постановлением Правительства Саратовской области от 29.06.2016 года № 319-П утверждены: Положение о порядке формирования специализированного государственного жилищного фонда области в границах городских округов, (за исключением закрытых административно-территориальных образований) и в границах административных центров муниципальных районов для предоставления жилых помещений детям-сиротам, и детям, оставшимся без попечения родителей, лицам из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей. Положение о порядке распределения жилых

помещений предоставляемых из специализированного государственного жилищного фонда области детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, лицам из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей. Саратовской областной Думой и Правительством Саратовской области были приняты нормативно-правовые акты, которые нарушают права истца на своевременное обеспечение жилым помещением, в соответствии Федеральным законом N 159-ФЗ от 21 декабря 1996 г. Закон Саратовской области от 02 августа 2012 года № 123-ЗСО и Постановление Правительства Саратовской области от 29 июня 2016 года № 319-П поставили предоставление жилья детям-сиротам и приравненным к ним лицам, в прямую зависимость от формирования Министерством строительства и ЖКХ Саратовской области специализированного государственного жилищного фонда. Законом Саратовской области от 02 августа 2012 года № 123-ЗСО «Об обеспечении дополнительных гарантий прав на имущество и жилое помещение детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей в Саратовской области» не предусмотрены сроки формирования в необходимых объемах специализированного государственного жилищного фонда области, для своевременного обеспечения жилыми помещениями детей-сирот и приравненных к ним лиц, в соответствии с требованием Федерального закона от 21 декабря 1996 года N 159-ФЗ.

25 мая 2015 года Саратовским областным судом по делу № 3-12/2015-М-3/2015 было вынесено решение о признании недействующим и не подлежащим применению со дня вступления решения суда в законную силу:

- пункта 3 части 8 статьи 6 Закона Саратовской области от 02 августа 2012 года № 123-ЗСО «Об обеспечении дополнительных гарантий прав на имущество и жилое помещение детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей в Саратовской области» в той мере в какой отсутствует указание срока формирования специализированного государственного жилищного фонда области, предназначенного для предоставления детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, а так же для лиц, ранее относившихся к категории детей-сирот и детей оставшимся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшимся без попечения родителей и достигших возраста 23 лет.

23 сентября 2015 года Апелляционным определением Верховного Суда РФ № 32-АПГ15-5 решение Саратовского областного суда от 25 мая 2015 года оставлено без изменения апелляционная жалоба Саратовской областной думы, без удовлетворения. Решение Саратовского областного суда вступило в законную силу.

Решение Саратовского областного суда от 25 мая 2015 года по делу № 3-12/2015-М-3/2015 Саратовской областной думой в полном объеме не было исполнено. В текст пункта 3 части 8 статьи 6 Закона Саратовской области №123-ЗСО от 25.07.2012 года Законом Саратовской области от 01.02.2016 N 6-ЗСО было внесено изменение о том, что формирование специализированного жилищного фонда области производится в порядке, установленном Правительством области.

Правительством Саратовской области было принято постановление от 29.06.2016 года № 319-П «О порядке формирования специализированного государственного жилищного фонда области и распределение жилых помещений, предоставляемых детям-сиротам, детям, оставшимся без попечения родителей, лицам из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей». В указанном постановлении Правительства Саратовской области, так же не предусмотрены сроки формирования в необходимых объемах и сроки распределение специализированного государственного жилищного фонда области, для своевременного обеспечения

жилыми помещениями детей-сирот, в соответствии с требованием федерального законодательства РФ.

02 августа 2017 года Саратовским областным судом по иску Бирюковой Е.В. к Саратовской областной думе (дело № 3а-49/2017~М-94/2017) вынесено решение о признании недействующим и не подлежащим применению со дня вступления решения суда в законную силу:

- пункта 3 части 8 статьи 6 Закона Саратовской области от 02 августа 2012 года № 123-ЗСО ««Об обеспечении дополнительных гарантий прав на имущество и жилое помещение детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей в Саратовской области» в той мере, в какой отсутствует указание срока формирования специализированного государственного жилищного фонда области в необходимых объёмах, для своевременного обеспечения жилыми помещениями детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, а также лиц, ранее относившихся к категории детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, и достигших возраста 23 лет.

26 января 2018 года апелляционным определением Верховного Суда РФ № 32-АПГ17-14 решение Саратовского областного суда от 02 августа 2017 года оставлено без изменения апелляционная жалоба Саратовской областной думы, без удовлетворения. Решение Саратовского областного суда вступило в законную силу.

02 августа 2017 года Саратовским областным судом по иску Бирюковой Е.В. к Правительству Саратовской области (дело №3а-50/2017~М-95/2017) вынесено решение о признании недействующим и не подлежащим применению со дня вступления решения суда в законную силу:

- Положения о порядке формирования специализированного государственного жилищного фонда области в границах городских округов (за исключением закрытых административно-территориальных образований) и в границах административных центров муниципальных районов для предоставления жилых помещений детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, лицам из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, утверждённое постановлением правительства Саратовской области от 29 июня 2016 года № 319-П, в той мере, в какой отсутствует указание срока формирования специализированного государственного жилищного фонда области в необходимых объёмах, для своевременного обеспечения жилыми помещениями детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, а также лиц, ранее относившихся к категории детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, и достигших возраста 23 лет.

- Пункта 3.1 Положения о порядке распределения жилых помещений, предоставляемых из специализированного государственного жилищного фонда области детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, лицам из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, утверждённого постановлением правительства Саратовской области от 29 июня 2016 года № 319-П, в части слов: «со дня их включения в специализированный государственный жилищный фонд области».

26 января 2018 года апелляционным определением Верховного Суда РФ № 32-АПГ17-13 № 32-АПГ15-5 решение Саратовского областного суда от 02 августа 2017 года оставлено без изменения апелляционная жалоба Саратовской областной Думы, без удовлетворения.

Решение Саратовского областного суда вступило в законную силу. Верховным судом Российской Федерации подтверждены решения Саратовского областного суда о том, что Саратовской областной думой и Правительством Саратовской области приняты нормативно-правовые акты, которые не соответствуют федеральному законодательству и нарушают право сирот на своевременное обеспечение жилыми помещениями. Поэтому это не подлежит повторному доказыванию в соответствии с частью 2 статьи 61 ГПК РФ. Свое бездействие по исполнению обязанности обеспечения жильем детей-сирот и приравненных к ним лиц, Министерство строительства и ЖКХ Саратовской области, объясняет тем, что распределение жилых помещений между сиротами производиться при поступлении жилых помещений в специализированный государственный жилищный фонд области, которого не достаточно для обеспечения жильем всех сирот Саратовской области. Отсутствие необходимого объема специализированного жилищного фонда для своевременного обеспечения жильем детей-сирот и приравненных к ним лиц, Министерство строительства и ЖКХ Саратовской области объясняет отсутствием необходимого объема финансирования и отсутствием жилых помещений, которые можно приобрести для включения в специализированный государственный жилищный фонд области. Истец считает доводы Министерства строительства и ЖКХ Саратовской области о причинах нарушения прав сирот на обеспечение жильем, незаконными и необоснованными поскольку Пунктом 1 статьи 8 Федерального закона от 21 декабря 1996 года N 159-ФЗ «О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей», предусмотрено немедленное предоставление жилого помещения по договорам найма специализированных жилых помещений, детям-сиротам и приравненных к ним лицам, при достижении возраста 18 лет. Каких либо дополнительных прав для Саратовской области по установлению более длительных сроков предоставления жилья детям-сиротам и приравненных к ним лицам, федеральным законодательством РФ не предусмотрено. В определении Верховного суда РФ от 13.10.2015 г. № 20-КГПР15-11 указано, что установленный законом субъекта РФ порядок предоставления специализированого жилищного фонда по договорам социального найма специализированных жилых помещений, определяет процедуру формирования соответствующего списка с целью определения требуемых объемов ежегодного финансирования (объем субвенций) выделяемого на цели обеспечения жильем, указанной категории лиц. При этом отсутствие надлежащего финансирования на цели обеспечения жилыми помещениями детей-сирот не может служить основанием для отказа в обеспечении указанной категории граждан жильем по договорам найма специализированного жилого помещения. Отсутствие надлежащего финансирования на цели обеспечения жилыми помещениями детей-сирот не может служить правовым основанием для не предоставления жилья детям-сиротам и приравненных к ним лиц в сроки, установленные федеральным законом. Правительство Саратовской области, в организационную структуру которого входит Министерство строительства и ЖКХ Саратовской области, является участником бюджетного процесса и обладает бюджетными полномочиями: обеспечивает составление проектов областного бюджета, определяет основные направления бюджетной и налоговой политики области, обеспечивает исполнение областного бюджета. Саратовская областная дума принимает и утверждает бюджет Саратовской области. Саратовская областная дума и Правительство Саратовской области, обладают всеми необходимыми властными полномочиями для разрешения вопроса о достаточном финансировании приобретения жилых помещений в специализированный государственный жилищный

фонд. В соответствии со ст. 11 Федерального закона от 21 декабря 1996 года № 159-ФЗ должностные лица органов государственной власти Российской Федерации, органов государственной власти субъектов Российской Федерации, органов местного самоуправления несут ответственность за несоблюдение положений настоящего закона в соответствии с Конституцией Российской Федерации, с законодательством Российской Федерации. Статьей 12 ГК РФ предусмотрен один из способов защиты гражданских прав как возмещение убытков. Территориальным органом Федеральной службы государственной статистики по Саратовской области (СаратовСтат) предоставлена информация о том, что стоимость аренды однокомнатной квартиры в Саратовской области за январь 2018 года составляет 10 915,63 (десять тысяч девятьсот пятнадцать) рублей 63 копейки в месяц. Для возмещения предстоящих убытков по аренде жилья, в целях восстановления нарушенного права истца на своевременное получение жилья по договору найма из специализированного государственного жилищного фона, необходимо взыскать с субъекта Российской Федерации Саратовской области в лице Саратовской областной Думы, Правительства Саратовской области, Министерства строительства и ЖКХ Саратовской области, Министерства финансов Саратовской области в пользу истца, денежные средства в размере 10 915 руб., ежемесячно за период времени с момента подачи настоящего искового заявления и до момента предоставления истцам жилья по договорам найма из специализированного государственного жилищного фонда, в соответствии с решением Кировского районного суда г. Саратова.

Представитель ответчика Министерства финансов Саратовской области иск не признала по основаниям, изложенным в письменном отзыве на иск, приобщенном к материалам дела. Просила отказать в удовлетворении иска, поскольку Министерство финансов Саратовской области не наделено полномочиями в сфере жилищных отношений и является главным распорядителем средств областного бюджете в части расходов на эти цели, поэтому не может выступать в качестве ответчика по настоящему делу. Кроме того, реализация такого способа защиты, как возмещение убытков, возможна лишь при наличии общих условий гражданско-правовой ответственности, однако истцом не представлено ни одного доказательства возможного несения им расходов, которые истец должным будет понести для восстановления нарушенного права.

Представитель ответчика Саратовской областной Думы просила отказать в удовлетворении иска, так как истцом не представлено доказательств наличия причинно-следственной связи между противоправным поведением ответчика и заявленными истцом к возмещению убытками.

Представитель ответчика Правительства Саратовской области полагал, что исковые требования истца не подлежат удовлетворению по основаниям, изложенным в письменном отзыве на иск. Просил отказать в удовлетворения исковых требований, поскольку в нарушение требований ст. 56 ГПК РФ истцом не представлены допустимые, достоверные и достаточные доказательства, подтверждающие необходимость заключения договора аренда жилого помещения и размера убытков.

Представитель ответчика Министерства строительства и ЖКХ Саратовской области просил отказать в удовлетворении исковых требований по основаниям, изложенным в письменном отзыве на иск.

Истица и ее представитель, надлежаще извещенные о времени и месте рассмотрения дела, в судебное заседание не явились. Представитель третьего лица

Межрайонного отдела судебных приставов по исполнению особых исполнительных производств УФССП России по Саратовской области, извещенного о времени и месте рассмотрения дела, в судебное заседание не явился. Суд рассмотрел дело в отсутствие не явившихся участников процесса в порядке ст. 167 ГПК РФ.

Выслушав участников процесса, исследовав материалы дела, суд приходит к следующему.

Статья 45 Конституции РФ закрепляет государственные гарантии защиты прав и свобод (часть 1) и право каждого защищать свои права всеми, не запрещенными законом способами (часть 2).К таким способам защиты гражданских прав относятся, в том числе возмещение убытков (статья 12 ГК РФ).

Согласно ч. 1 ст. 3 Закона Саратовской области от 02.08.2012 № 123-ЗСО «Об обеспечении дополнительных гарантий прав на имущество и жилое помещение детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, в Саратовской области» детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, лицам из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, которые не являются нанимателями или членами семьи нанимателя жилых помещений по договорам социального найма, договорам найма жилых помещений жилищного фонда социального использования либо собственниками жилых помещений, а также детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, лицам из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, которые являются нанимателями или членами семьи нанимателя жилых помещений по договорам социального найма, договорам найма жилых помещений жилищного фонда социального использования либо собственниками жилых помещений, в случае, если в соответствии со статьей 4 настоящего Закона их проживание в ранее занимаемых жилых помещениях признается невозможным, однократно предоставляются благоустроенные жилые помещения из специализированного государственного жилищного фонда области по договорам найма специализированных жилых помещений при условии, что местом их жительства является Саратовская область.

Согласно ч. 10 ст. 5 указанного Закона, уполномоченный государственный орган области в сфере жилищных отношений по итогам решений о принятии или об отказе в принятии на специализированный жилищный учет формирует список детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц, ранее относившихся к категории детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, и достигших возраста 23 лет, которые подлежат обеспечению жилыми помещениями в соответствии с настоящим Законом (приложение 7). В указанный список включаются лица, достигшие возраста 14 лет. Предоставление детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, лицам из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лицам, ранее относившимся к категории детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, и достигшим возраста 23 лет, жилых помещений в порядке, определенном статьей 6 настоящего Закона, является основанием для исключения указанных лиц из списка.

Согласно ч. 11 ст. 5 указанного Закона, граждане, достигшие возраста 23 лет, которые до достижения данного возраста имели статус детей-сирот или детей, оставшихся без попечения родителей, но не реализовали в установленном порядке право на предоставление им жилого помещения по договору социального найма, сохраняющие право состоять на учете нуждающихся в улучшении жилищных

условий в соответствии с Законом Саратовской области от 23 апреля 2012 г. № 64-ЗСО «О внесении изменений в Закон Саратовской области «О предоставлении жилых помещений в Саратовской области» (в редакции, действовавшей до 1 января 2013 года), а также дети-сироты и дети, оставшиеся без попечения родителей, лица из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, поставленные на учет в качестве нуждающихся в жилых помещениях по договорам социального найма из государственного жилищного фонда области и не реализовавшие в установленном порядке право на предоставление жилого помещения по договору социального найма из государственного жилищного фонда области в соответствии с Законом Саратовской области от 2 августа 2007 г. № 150-ЗСО «Об обеспечении дополнительных гарантий прав на имущество и жилое помещение детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, в Саратовской области» (в редакции, действовавшей до 1 января 2013 года), включаются в список, указанный в части 10 настоящей статьи.

Согласно ч. 2 ст. 61 ГПК РФ обстоятельства, установленные вступившим в законную силу судебным постановлением по ранее рассмотренному делу, обязательны для суда. Указанные обстоятельства не доказываются вновь и не подлежат оспариванию при рассмотрении другого дела, в котором участвуют те же лица.

В судебном заседании установлено и подтверждено представителями сторон, что решением иные данные от 10 сентября 2015 года по делу на Министерство строительства и жилищно-коммунального хозяйства <адрес> возложена обязанность предоставить Александровой В. В. благоустроенное жилое помещение общей площадью не менее 30 кв. метров по договору найма специализированных жилых помещений из специализированного государственного жилищного фонда области.

На основании указанного судебного акта выдан исполнительный лист, который предъявлен истцом к принудительному исполнению.

Решение суда о предоставлении жилого помещения по договору найма специализированного жилого помещения из специализированного государственного жилищного фонда не исполнено.

Вступившим в законную силу решением иные данные от ДД.ММ.ГГГГ по делу частично удовлетворено исковое заявление ФИО2 к правительству Саратовской области и признано недействующим и не подлежащим применению со дня вступления настоящего решения суда в законную силу:

- Положение о порядке формирования специализированного государственного жилищного фонда области в границах городских округов (за исключением закрытых административно-территориальных образований) и в границах административных центров муниципальных районов для предоставления жилых помещений детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, лицам из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, утвержденное постановлением правительства Саратовской области от 29 июня 2016 года № 319-П, в той мере, в какой отсутствует указание срока формирования специализированного государственного жилищного фонда области в необходимых объёмах, для своевременного обеспечения жилыми помещениями детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, а также лиц, ранее относившихся к категории

детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, и достигших возраста 23 лет.

- Пункта 3.1 Положения о порядке распределения жилых помещений, предоставляемых из специализированного государственного жилищного фонда области детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, лицам из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, утверждённого постановлением правительства Саратовской области от 29 июня 2016 года № 319-П, в части слов: «со дня их включения в специализированный государственный жилищный фонд области». В остальной части исковых требований отказано.( л.д. 92-134, том 2).

Вступившим в законную силу решением Саратовского областного суда от 02 августа 2017 года по делу частично удовлетворено исковое заявление ФИО2 к Саратовской областной Думе о признании недействующим пункта 3 части 8, подпункта «б» пункта 2 части 10 статьи 6 Закона Саратовской области от 02 августа 2012года № 123-ЗСО «Об обеспечении дополнительных гарантий прав на имущество и жилое помещение детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, в Саратовской области» в части отсутствия срока формирования специализированного государственного жилищного фонда области. Признано недействующим и не подлежащим применению со дня вступления настоящего решения суда в законную силу пункта 3 части 8 статьи 6 Закона Саратовской области от 02 августа 2012 года № 123-ЗСО «Об обеспечении дополнительных гарантий прав на имущество и жилое помещение детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, в Саратовской области» в той мере, в какой отсутствует указание срока формирования специализированного государственного жилищного фонда области в необходимых объемах, для своевременного обеспечения жилыми помещениями детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, а также лиц, ранее относившихся к категории детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, и достигших возраста 23 лет. В остальной части иска отказано.

В соответствии со ст. 8 ГК РФ гражданские права и обязанности возникают из оснований, предусмотренных законом и иными правовыми актами, в том числе и из судебного решения, установившего гражданские права и обязанности, а также из действий граждан и юридических лиц, которые хотя и не предусмотрены законом или такими актами, но в силу общих начал и смысла гражданского законодательства порождают гражданские права и обязанности.

Согласно ч. 1 ст. 9 ГК РФ граждане и юридические лица по своему усмотрению осуществляют принадлежащие им гражданские права.

Исходя из положений ст. 12 ГК РФ, защита гражданских прав осуществляется, в том числе, путем возмещения убытков.

В соответствии с п. 1 ст. 1064 ГК РФ вред, причиненный личности или имуществу гражданина, а также вред, причиненный имуществу юридического лица, подлежит возмещению в полном объеме лицом, причинившим вред. Законом обязанность возмещения вреда может быть возложена на лицо, не являющееся причинителем вреда.

Согласно п.п. 1, 2 ст. 15 ГК РФ лицо, право которого нарушено, может требовать полного возмещения причиненных ему убытков, если законом или договором не предусмотрено возмещение убытков в меньшем размере. Под убытками понимаются расходы, которые лицо, чье право нарушено, произвело или должно будет произвести для восстановления нарушенного права, утрата или повреждение

имущества (реальный ущерб), а также неполученные доходы, которые это лицо получило бы при обычных условиях гражданского оборота, если бы его право не было нарушено (упущенная выгода).

В силу ст. 16 ГК РФ убытки, причиненные гражданину или юридическому лицу в результате незаконных действий (бездействия) государственных органов, органов местного самоуправления или должностных лиц этих органов, в том числе издания не соответствующего закону или иному правовому акту акта государственного органа или органа местного самоуправления, подлежат возмещению Российской Федерацией, соответствующим субъектом Российской Федерации или муниципальным образованием.

Предъявление гражданином или юридическим лицом иска непосредственно к государственному органу или к органу местного самоуправления, допустившему нарушение, или только к финансовому органу само по себе не может служить основанием к отказу в удовлетворении такого иска. В этом случае суд привлекает в качестве ответчика по делу соответствующее публично-правовое образование и одновременно определяет, какие органы будут представлять его интересы в процессе.

Возмещение убытков является мерой гражданско-правовой ответственности, поэтому лицо, требующее возмещения убытков, должно доказать факт нарушения права, вину ответчика в нарушении права истца, наличие и размер понесенных убытков причинную связь между нарушением права и возникшими убытками. При этом причинно-следственная связь между фактом нарушения права и убытками в виде реального ущерба должна обладать следующими характеристиками: 1) причина предшествует следствию, 2) причина является необходимым и достаточным основанием наступления следствия. Недоказанность одного из вышеназванных элементов состава правонарушения влечет за собой отказ суда в удовлетворении исковых требований.

В силу положений ст. 1069 ГК РФ вред, причиненный гражданину или юридическому лицу в результате незаконных действий (бездействия) государственных органов, органов местного самоуправления либо должностных лиц этих органов, в том числе в результате издания не соответствующего закону или иному правовому акту акта государственного органа или органа местного самоуправления, подлежит возмещению. Вред возмещается за счет соответственно казны Российской Федерации, казны субъекта Российской Федерации или казны муниципального образования.

Согласно п. 15 Постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 23 июня 2015 года N 25 «О применении судами некоторых положений раздела 1 части 1 Гражданского кодекса Российской Федерации» предусмотрено, что в соответствии со статьей 16 Гражданского кодекса России публично-правовое образование (Российская Федерация, субъект Российской Федерации или муниципальное образование) является ответчиком в случае предъявления гражданином требований о возмещении убытков, причиненных в результате незаконных действий (бездействия) государственных органов.

Для применения ответственности, предусмотренной приведенными нормами закона, лицо, требующее возмещения убытков, причиненных незаконными действиями (бездействием) государственных органов, должно доказать противоправность действий (бездействия) государственных органов, наличие причинно-следственной связи между действиями (бездействием) государственных органов, либо их должностных лиц и возникшими убытками, а также размер последних.

Истцом в обоснование заявленных требований указано, что изданием нормативно-правовых актов, противоречащих федеральному закону РФ, а именно пункта 3 части 8 статьи 6 Закона Саратовской области от 02 августа 2012 года № 123-ЗСО «Об обеспечении дополнительных гарантий прав на имущество и жилое помещение детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей в Саратовской области» и Положения о порядке формирования специализированного государственного жилищного фонда области в границах городских округов (за исключением закрытых административно-территориальных образований) и в границах административных центров муниципальных районов для предоставления жилых помещений детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, лицам из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, утвержденное постановлением правительства Саратовской области от 29 июня 2016 года № 319-П, в той мере в какой отсутствует указание срока формирования специализированного государственного жилищного фонда области, предназначенного для предоставления детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей и достигших возраста 23 лет, нарушено право истца на своевременное получение жилья по найму специализированных жилых помещений. Из-за длительного неисполнения Министерством строительства и жилищно-коммунального хозяйства Саратовской области обязанности по предоставлению истцу жилого помещения по договору найма специализированного жилого помещения из государственного специализированного жилищного фонда области, на стороне истца возникают убытки, связанные с арендой жилого помещения на период до предоставления жилья из специализированного жилищного фонда, которые истец должна будет произвести для восстановления своих нарушенных прав, поскольку иного жилья не имеет. Размер предполагаемых убытков в сумме 10 915,63 руб. ежемесячно подтвержден сведениями Территориального органа Федеральной службы государственной статистики по Саратовской области о стоимости аренды однокомнатной квартиры в Саратовской области за январь 2018г.

Исходя из смысла ч. 3 ст. 123 Конституции РФ, во всех случаях, когда в том или ином суде разрешается спор и есть стороны, они должны быть процессуально равны, иметь равные права и возможности отстаивать свои интересы.

Это конституционное положение и требование норм международного права содержится и в ст. 12 ГПК РФ, согласно которой правосудие по гражданским делам осуществляется на основе состязательности и равноправия сторон.

Анализ указанных норм позволяет сделать вывод о том, что суд в процессе состязательности не является инициатором и лишь разрешает предусмотренные законом вопросы, которые ставят перед ним участники судопроизводства, которые в рамках своих процессуальных прав обосновывают и доказывают свою позицию в конкретном деле.

Законом на суд не возлагается обязанность по собиранию доказательств и по доказыванию действительных обстоятельств дела, так как возложение такой обязанности приведёт к тому, что он будет вынужден действовать в интересах какой-либо из сторон.

Оценив представленные доказательства с позиции ст. 61 ГПК РФ суд пришел к выводу, что в нарушение ст. 56 ГПК РФ истцом не представлено допустимых и бесспорных доказательств, при наличии которых суд смог бы прийти к выводу об удовлетворении заявленных истцом требований, а именно доказательства того, что изданием нормативно-правовых актов, противоречащих федеральному закону РФ

нарушено право истца на своевременное получение жилого помещения по найму специализированного жилого помещения.

Кроме того, истцом не представлено доказательств несения указанных убытков в заявленном размере.

С учетом изложенного, оснований для удовлетворения заявленных исковых требований не имеется.

Руководствуясь ст.ст. 194-199 ГПК РФ, суд

решил:

░ ░░░░ ░░░░░░░░░░░░░ ░. ░. ░ ░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░░, ░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░ ░ ░░░ ░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░, ░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░, ░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░░ - ░░░░░░░░.

░░░░░░░ ░░░░░ ░░░░ ░░░░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░, ░░░░░ ░░░░░░░░ ░░░░░░░░ ░░░ ░. ░░░░░░░░, ░ ░░░░░░░ ░░░░░░ ░░ ░░░ ░░░░░░░░ ░░░░░ ░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░.

░░░░░                                    ░.░. ░░░░░░░░░

2-1849/2019

Категория:
Гражданские
Истцы
Александрова Викторния Васильевна
Ответчики
Министерство финансов Саратовской области
Саратовская областная Дума
Правительство Саратовской области
Министерство строительство и ЖКХ Саратовской области
Другие
Рысина Евгения Владимировна
Межрайонный отдел судебных приставов по исполнению особых исполнительных производств УФССП России по Саратовской области
Суд
Волжский районный суд г. Саратов
Дело на сайте суда
volzhsky.sar.sudrf.ru
07.04.2020Регистрация иска (заявления, жалобы) в суде
07.04.2020Передача материалов судье
07.04.2020Решение вопроса о принятии иска (заявления, жалобы) к рассмотрению
07.04.2020Вынесено определение о подготовке дела к судебному разбирательству
07.04.2020Вынесено определение о назначении дела к судебному разбирательству
07.04.2020Судебное заседание
07.04.2020Изготовлено мотивированное решение в окончательной форме
07.04.2020Дело сдано в отдел судебного делопроизводства
15.11.2019Дело оформлено
15.11.2019Дело передано в архив

Детальная проверка физлица

  • Уголовные и гражданские дела
  • Задолженности
  • Нахождение в розыске
  • Арбитражи
  • Банкротство
Подробнее