Решение по делу № 33-3162/2024 от 15.04.2024

УИД: 11RS0001-01-2023-012085-03

г. Сыктывкар                  дело № 2 - 648/2024

(33-3162/2024)

АПЕЛЛЯЦИОННОЕ ОПРЕДЕЛЕНИЕ

СУДЕБНАЯ КОЛЛЕГИЯ ПО ГРАЖДАНСКИМ ДЕЛАМ

ВЕРХОВНОГО СУДА РЕСПУБЛИКИ КОМИ

в составе председательствующего Нагорновой О.Н.,

судей Никитенковой Е.Л., Перминовой Н.А.,

при секретаре Калинкович И.С.,

рассмотрела в судебном заседании 13 мая 2024 года дело иску Скандаковой Александры Витальевны, Гордиенок Юлии Александровны, Захаровой Наталии Ивановны, Ефановой Елены Юрьевны, Торлоповой Людмилы Анатольевны к Некоммерческой организации Республики Коми «Региональный фонд капитального ремонта многоквартирных домов» о возложении обязанности обеспечить выполнение капитального ремонта фасада многоквартирного дома

по апелляционной жалобе Некоммерческой организации Республики Коми «Региональный фонд капитального ремонта многоквартирных домов» на решение Сыктывкарского городского суда Республики Коми от 11 января 2024 года.

Заслушав доклад судьи Перминовой Н.А., объяснения представителя Фонда Республики Коми капремонта МКД Лыткина П.А., судебная коллегия

УСТАНОВИЛА:

Истцы обратились в суд с иском к Некоммерческой организации Республики Коми «Региональный фонд капитального ремонта многоквартирных домов» о возложении обязанности обеспечить в срок <Дата обезличена> выполнение капитального ремонта фасада многоквартирного дома по адресу: <Адрес обезличен> с утеплением фасада дома.

В обоснование требований указано, что истцы являются собственниками помещений указанного дома. Многоквартирный дом включен в региональную программу капитального ремонта, утвержденную постановлением Правительства Республики Коми от 30.12.2013 № 572 со сроком проведения капитального ремонта фасада здания (наружных стен) в 2019 году. До настоящего времени капитальный ремонт фасада здания не произведен, в краткосрочных программах капитального ремонта на 2018-2020, 2021-2023 ремонт фасада здания не фигурирует.

К участию в деле в качестве третьих лиц привлечены администрация МО ГО «Сыктывкар», УЖКХ администрации МО ГО «Сыктывкар», Минстрой Республики Коми.

Решением Сыктывкарского городского суда Республики Коми от 11 января 2024 года постановлено:

обязать Некоммерческую организацию Республики Коми «Региональный фонд капитального ремонта многоквартирных домов» обеспечить в течение одного года с момента вступления настоящего решения суда в законную силу выполнение капитального ремонта фасада многоквартирного дома <Адрес обезличен>

Решение обжаловано ответчиком НО РК «Региональный фонд капитального ремонта многоквартирных домов» со ссылкой на нарушение норм материального и процессуального права.

Министерство строительства и жилищно – коммунального хозяйства обратилось с отзывом на апелляционную жалобу, поддерживая доводы апелляционной жалобы ответчика. Представителем истцов поданы возражения на апелляционную жалобу.

Дело в суде апелляционной инстанции рассматривается в соответствии со ст. ст. 167 и 327 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации в отсутствии истцов, представителей третьих лиц администрации МО ГО «Сыктывкар», ООО «УРЭК», Правительства Республики Коми.

Изучив материалы дела, проверив законность и обоснованность решения суда первой инстанции исходя из доводов апелляционной жалобы, судебная коллегия приходит к следующему.

Судом установлено и из материалов дела следует, что истцы являются собственниками помещений в <Адрес обезличен>

Так, Скандакова Александра Витальевна ... – собственник <Адрес обезличен>

Гордиенок Юлия Александровна ... - <Адрес обезличен>

Захарова Наталия Ивановна ... - <Адрес обезличен>

Ефанова Елена Юрьевна ... – кв. <Адрес обезличен>

Торлопова Людмила Анатольевна ... – кв. <Адрес обезличен>

Управление указанным многоквартирным домом осуществляет ООО «УРЭК».

Многоквартирный дом <Адрес обезличен> включен в региональную программу капитального ремонта общего имущества в многоквартирных домах в Республике Коми на 2015-2059 годы, утвержденную Постановлением Правительства Республики Коми от 30 декабря 2013 года №572 (пункт 886).

Согласно данной программе в 2019 году в доме запланировано выполнить ремонт фасада (наружные стены).

Постановлением Правительства Республики Коми от 28 июля 2020 года №379 утвержден Краткосрочный план реализации региональной программы капитального ремонта общего имущества в многоквартирных домах, расположенных на территории Республики Коми, на 2021-2023 годы (далее Краткосрочный план), вместе с «Перечнем многоквартирных домов, в отношении которых планируется проведение капитального ремонта в рамках выполнения краткосрочного плана реализации региональной программы капитального ремонта общего имущества в многоквартирных домах, расположенных на территории Республики Коми, на 2021 - 2023 годы», «Реестром многоквартирных домов по видам работ по капитальному ремонту в Республике Коми на 2021 - 2023 годы».

Ремонт фасада многоквартирного дома <Адрес обезличен> предусмотренный региональной программой к проведению в 2019 году, в краткосрочный план не включен.

Дом <Адрес обезличен> обследован комиссией в составе представителей Управления ЖКХ администрации МО ГО «Сыктывкар», ГЖИ по г.Сыктывкару и Корткеросскому району, ООО «УРЭК», по результатам которого определены техническое состояние конструкций элементов МКЖ на дату <Дата обезличена> Комиссия пришла к выводу о том, что требуется капитальный ремонт, в том числе фасада дома.

В ходе рассмотрения настоящего спора судом в материалы дела представлено заключение специалиста <Номер обезличен> ... имеющего профессиональную подготовку в сфере технического надзора и контроля за качеством и безопасностью объектов капитального строительства ...

Из заключения следует, что МКД <Адрес обезличен> – 1976 года постройки…, срок проведения капитального ремонта фасада (наружние стены) установлен 2019 год. При этом в ходе натурного обследования <Дата обезличена> установлено, что капитальный ремонт фасадов до настоящего времени не произведен. Для приведения ограждающих конструкций МКД, в т.ч. фасада в нормативное техническое, безопасное и энергоэффективное состояние необходимы меры по неотложному капитальному ремонту, в т.ч. ограждающих конструкций (фасада), обеспечение повышения теплозащиты наружных стен МКД

Таким образом, из представленных в материалы дела доказательств следует, что объективная потребность в проведении работ по капитальному ремонту фасада выявлена ранее и подтверждена в <Дата обезличена> результатами обследования как со стороны органа местного самоуправления, стороны управляющей компании так и заключением специалиста.

Доказательств, опровергающих указанные обстоятельства, ответчиком не представлено.

Разрешая спор и принимая решение об удовлетворении заявленных требований, суд первой инстанции исходил из того, что порядок организации проведения капитального ремонта общего имущества в многоквартирных домах, установленный Законом Республики Коми от 24 июня 2013 года № 57-РЗ «О региональном оператора Республики Коми», не предусматривает оснований для освобождения регионального оператора от исполнения возложенных на него частью 1 статьи 182 Жилищного кодекса Российской Федерации обязанностей по обеспечению проведения капитального ремонта общего имущества в многоквартирном доме в объеме и в сроки, которые предусмотрены региональной программой.

При этом суд указал, что отсутствие краткосрочных планов реализации региональной программы не является основанием для освобождения регионального оператора от обязанности обеспечить проведение капитального ремонта общего имущества в многоквартирном доме.

Судебная коллегия находит выводы суда правильными и основанными на законе.

В соответствии с положениями подпункта 61 пункта 2 статьи 26.3 Федерального закона от 06 октября 1999 года № 184-ФЗ «Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации» к полномочиям органов государственной власти субъекта Российской Федерации по предметам совместного ведения, осуществляемым данными органами самостоятельно за счет средств бюджета субъекта Российской Федерации (за исключением субвенций из федерального бюджета), относится, в том числе, регулирование отношений в сфере обеспечения проведения капитального ремонта общего имущества в многоквартирных домах.

Согласно пункту 6.1 статьи 2 Жилищного кодекса Российской Федерации органы государственной власти и органы местного самоуправления в пределах своих полномочий обеспечивают условия для осуществления гражданами права на жилище, в том числе организуют обеспечение своевременного проведения капитального ремонта общего имущества в многоквартирных домах за счет взносов собственников помещений в таких домах на капитальный ремонт общего имущества в многоквартирных домах, бюджетных средств и иных не запрещенных законом источников финансирования.

В силу пункта 8.3 статьи 13 Жилищного кодекса Российской Федерации к полномочиям органов государственной власти субъекта Российской Федерации в области жилищных отношений относится определение порядка установления необходимости проведения капитального ремонта общего имущества в многоквартирном доме.

Правовые отношения в области проведения капитального ремонта общего имущества в многоквартирных домах регулируются статьями 166 - 191 раздела IX «Организация проведения капитального ремонта общего имущества в многоквартирных домах» Жилищного кодекса Российской Федерации.Согласно пунктам 2, 3, 5 части 1 статьи 167 Жилищного кодекса Российской Федерации органы государственной власти субъекта Российской Федерации принимают нормативные правовые акты, которые направлены на обеспечение своевременного проведения капитального ремонта общего имущества в многоквартирных домах, расположенных на территории субъекта Российской Федерации, и которыми устанавливается порядок проведения мониторинга технического состояния многоквартирных домов, создается региональный оператор, решается вопрос о формировании его имущества, утверждаются учредительные документы регионального оператора, устанавливается порядок деятельности регионального оператора, порядок подготовки и утверждения региональных программ капитального ремонта общего имущества в многоквартирных домах, а также требования к этим программам.

Таким образом, федеральный законодатель определил основные требования к порядку организации и проведения капитального ремонта общего имущества в многоквартирных домах и наделил субъекты Российской Федерации полномочиями по самостоятельному решению указанных вопросов, в том числе связанных с подготовкой и утверждением региональных программ капитального ремонта, созданием и функционированием региональных операторов, определением минимального размера взноса на капитальный ремонт (в том числе его дифференциацию в зависимости от муниципального образования, в котором расположен многоквартирный дом, типа и этажности такого дома, иных факторов) и других. В целях реализации региональной программы капитального ремонта, конкретизации сроков проведения капитального ремонта общего имущества в многоквартирных домах, уточнения планируемых видов услуг и (или) работ по капитальному ремонту общего имущества в многоквартирных домах, определения видов и объема государственной поддержки, муниципальной поддержки капитального ремонта органы государственной власти субъекта Российской Федерации обязаны утверждать краткосрочные (сроком до трех лет) планы реализации региональной программы капитального ремонта в порядке, установленном нормативным правовым актом субъекта Российской Федерации. При внесении изменений в краткосрочный план реализации программы капитального ремонта по основаниям, предусмотренным частью 4 настоящей статьи, согласование с собственниками помещений в многоквартирном доме не требуется. Органы местного самоуправления обязаны утверждать краткосрочные планы реализации региональной программы капитального ремонта в случае, если это предусмотрено нормативным правовым актом субъекта Российской Федерации, в порядке, установленном этим нормативным правовым актом (части 6 и 7 статьи 168, 170, 172 Жилищного кодекса Российской Федерации).

Правовые и организационные основы своевременного проведения капитального ремонта общего имущества в многоквартирных домах, расположенных на территории Республики Коми установлены Законом Республики Коми от 24 июня 2013 года № 57-РЗ «Об организации проведения капитального ремонта общего имущества в многоквартирных домах, расположенных на территории Республики Коми».

Реализуя установленные названным Законом Республики Коми полномочия, Правительство Республики Коми постановлением от 30 декабря 2013 года № 572 утвердило региональную программу капитального ремонта общего имущества в многоквартирных домах в Республике Коми на 2015-2059 годы, основной целью которой является организация и планирование проведения капитального ремонта, а ресурсным обеспечением - средства собственников помещений в многоквартирных домах.

Многоквартирный дом <Адрес обезличен> включен в региональную программу капитального ремонта общего имущества в многоквартирных домах в Республике Коми на 2015-2059 годы, которой было предусмотрено проведение капитального ремонта фасада дома в 2019 году.

Вместе с тем, данные работы фактически не проводились и не включены в краткосрочный план реализации региональной программы на 2021-2023 годы.

Отсутствует капитальный ремонт фасада дома <Адрес обезличен> и в краткосрочном плане на 2024-2026 годы, несмотря на то, что объективная потребность в проведении работ по капитальному ремонту фасада подтверждена в 2023 году результатами обследования как со стороны органа местного самоуправления, так и со стороны управляющей компании и собственников помещений дома.

Между тем, в силу части 1 статьи 168 Жилищного кодекса Российской Федерации региональной программой капитального ремонта общего имущества в многоквартирных домах определяются предельные сроки проведения собственниками помещений в таких домах и (или) региональным оператором капитального ремонта многоквартирных домов. Региональная программа капитального ремонта общего имущества в многоквартирных домах утверждается высшим исполнительным органом государственной власти субъекта Российской Федерации в целях планирования и организации проведения капитального ремонта общего имущества в многоквартирных домах, планирования предоставления государственной поддержки, муниципальной поддержки на проведение капитального ремонта общего имущества в многоквартирных домах за счет средств бюджета субъекта Российской Федерации, местных бюджетов, контроля своевременности проведения капитального ремонта общего имущества в многоквартирных домах собственниками помещений в таких домах, региональным оператором.

В соответствии с часть 1 статьи 182 Жилищного кодекса Российской Федерации региональный оператор обеспечивает проведение капитального ремонта общего имущества в многоквартирном доме, собственники помещений в котором формируют фонд капитального ремонта на счете регионального оператора, в объеме и в сроки, которые предусмотрены региональной программой капитального ремонта, и финансирование капитального ремонта общего имущества в многоквартирном доме, в том числе в случае недостаточности средств фонда капитального ремонта, за счет средств, полученных за счет платежей собственников помещений в других многоквартирных домах, формирующих фонды капитального ремонта на счете, счетах регионального оператора, за счет субсидий, полученных из бюджета субъекта Российской Федерации и (или) местного бюджета, за счет иных не запрещенных законом средств.

Установленный Законом Республики Коми от 24 июня 2013 года № 57-РЗ порядок организации проведения капитального ремонта общего имущества в многоквартирных домах не предусматривает оснований для освобождения регионального оператора от исполнения возложенных на него частью 1 статьи 182 Жилищного кодекса РФ обязанностей по обеспечению проведения капитального ремонта общего имущества в многоквартирном доме в объеме и в сроки, которые предусмотрены региональной программой капитального ремонта, и финансирования капитального ремонта общего имущества в многоквартирном доме.

Таким образом, судебная коллегия приходит к выводу о том, что вывод суда первой инстанции о возложении на НО РК «Региональный фонд капитального ремонта многоквартирных домов» обязанности обеспечить проведение капитального ремонта фасада многоквартирного дома <Адрес обезличен> является обоснованным.

Доводы апелляционной жалобы Фонда о том, что региональный оператор не является распорядителем средств, не имеет права самостоятельно принимать решение о производстве капитального ремонта, не может выполнять капитальный ремонт в МКД, который отсутствует в краткосрочном плане, были предметом проверки суда первой инстанции и обоснованно не признаны в качестве основания для отказа в удовлетворении исковых требований.

По смыслу вышеприведенных положений законодательства недостаточность средств фонда капитального ремонта, равно как и отсутствие краткосрочных планов реализации региональной программы, не являются основанием для освобождения регионального оператора от обязанности обеспечить проведение капитального ремонта общего имущества в многоквартирном доме, собственники помещений в котором формируют фонд капитального ремонта на счете регионального оператора, в объеме и в сроки, которые предусмотрены региональной программой капитального ремонта, и именно на региональном операторе лежит обязанность обеспечить финансирование капитального ремонта общего имущества в многоквартирном доме за счет любых не запрещенных законом средств.

Вопрос об источнике средств для выполнения возложенной на ответчика обязанности подлежит разрешению в рамках исполнения решения суда, и не может служить основанием для отказа в удовлетворении заявленных требований.

Аналогичная позиция отражена в определениях Третьего кассационного суда общей юрисдикции по делам № 88-8204/2023 от 19.04.2023, № 88-21988/2023 от 23.10.2023.

При указанных обстоятельствах, выводы суда следует признать основанными на всестороннем, полном и объективном исследовании имеющихся в деле доказательств, правовая оценка которым дана судом по правилам статьи 67 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации.

Нарушений норм материального или процессуального права судом не допущено.

Несогласие Некоммерческой организации Республики Коми «Региональный фонд капитального ремонта многоквартирных домов» с выводами суда, основанными на нормах закона, установленных фактических обстоятельствах дела и оценке доказательств, не свидетельствует о неправильном применении норма материального и процессуального права.

Руководствуясь статьёй 328 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, судебная коллегия

определила:

решение Сыктывкарского городского суда Республики Коми от 11 января 2024 года оставить без изменения, апелляционную жалобу Некоммерческой организации Республики Коми «Региональный фонд капитального ремонта многоквартирных домов» - без удовлетворения.

Мотивированное апелляционное определение изготовлено 14 мая 2024 года.

Председательствующий

Судьи

33-3162/2024

Категория:
Гражданские
Истцы
Ефанова Елена Юрьевна
Торлопова Людмила Анатольевна
Скандакова Александра Витальевна
Гордиенок Юлия Алекаандровна
Захарова Наталия Ивановна
Ответчики
НКО РК Региональный фонд капитального ремонта многоквартирных домов
Другие
Министерство строительства и жилищно-коммунального хозяйства Республики Коми
АМО ГО «Сыктывкар»
ООО «УРЭК»
Костоломов Александр Владимирович
УЖКХ АМО ГО «Сыктывкар»
Суд
Верховный Суд Республики Коми
Судья
Перминова Н.А.
Дело на сайте суда
vs.komi.sudrf.ru
13.05.2024Судебное заседание
16.05.2024Дело сдано в отдел судебного делопроизводства
16.05.2024Передано в экспедицию
13.05.2024
Решение

Детальная проверка физлица

  • Уголовные и гражданские дела
  • Задолженности
  • Нахождение в розыске
  • Арбитражи
  • Банкротство
Подробнее