№2а-6502/2018
РЕШЕНИЕ
Именем Российской Федерации
10 октября 2018 года г. Оренбург
Ленинский районный суд г.Оренбурга в составе:
председательствующего судьи Кириченко А.Д.,
при секретаре Слиповичевой Н.А.,
представителя административного истца помощника прокурора г. Оренбурга Кобзарь А.А., представителя административного ответчика Урясовой Т.Н.
рассмотрев в открытом судебном заседании административное дело по административному исковому заявлению прокурора города Оренбурга в интересах Шевчук Л.П., Шевчук А.А к администрации города Оренбурга о признании бездействия незаконным, обязании устранить допущенные нарушения,
УСТАНОВИЛ:
Прокурор г. Оренбурга, действуя в интересах Шевчук Л.П., Шевчук А.А. обратился в суд с вышеназванным административным исковым заявлением, указав, что прокуратурой города проведена проверка по обращению жителей частных домовладений, расположенных по ... по вопросу водоснабжения.
В ходе проверки установлено, что участок водоснабжения, предназначенный для обслуживания жилых домов N- N по ..., в Реестр имущества, находящегося в собственности МО г.Оренбург, не включен, на обслуживании ООО «Оренбург Водоканал» не состоит. ... жители частных домовладений по ... обращались в администрацию г.Оренбурга по вопросу ненадлежащего водоснабжения.
Ответом Комитета по управлению имуществом города Оренбурга администрации города Оренбурга от ... N подтверждается факт наличия у сети водоснабжения, предназначенного для обслуживания жилых домов N-N по ... признаков бесхозяйного имущества. Сведения о зарегистрированных правах собственности на указанную водопроводную сеть отсутствуют. Администрация не принимает должных мер, направленных на подачу заявления о постановке на учет бесхозяйного объекта недвижимого имущества, что может привести к отсутствию контроля за состоянием его работоспособности, ненадлежащему содержанию и ремонту, создать угрозу на бесперебойное водоотведение, что может привести к неблагоприятным последствиям как для окружающей среды, так и для потребителей.
Истец просит суд признать бездействие администрации г. Оренбурга в связи с непринятием мер по постановке на учет в качестве бесхозяйного недвижимого имущества – сети водоснабжения, проходящую от ... до ... незаконным. Обязать администрацию муниципального образования г.Оренбург обратиться в орган, осуществляющий государственную регистрацию прав на недвижимое имущество, с заявлением о постановке на учет как бесхозяйное недвижимое имущество сети водоснабжения, проходящей от ... до ....
Лица, в чьих интересах прокурором г. Оренбурга подано административное исковое заявление, Шевчук Л.П., Шевчук А.А., извещенные надлежащим образом о времени и месте судебного заседания, в него не явились, об отложении рассмотрения дела не ходатайствовали.
Судом вынесено определение о рассмотрении дела в отсутствие представителя прокуратуры, а также представителя заинтересованного лица.
В судебном заседании представитель административного истца помощник прокуратура г.Оренбурга Кобзарь А.А. в судебном заседании требования административного иска поддержал, просил удовлетворить.
Представитель административного ответчика Урясова Т.Н., действующая на основании доверенности, в судебном заседании исковые требования не признала, просила отказать по основаниям, изложенным в отзыве на иск. Пояснила, что данные водопроводные сети принадлежат жителям улицы ..., за счет которых построены, а соответственно, не могут быть признаны бесхозяйным имуществом.
Представитель заинтересованного лица ООО «Оренбург Водоканал» Камалеева Н.М., действующая на основании доверенности, полагали необходимым отказать в удовлетворении требований административного искового заявления.
Суд, заслушав пояснения лиц, участвующих в деле, изучив материалы дела, приходит к следующему.
В соответствии с ч. 1 ст. 218 КАС РФ гражданин, организация, иные лица могут обратиться в суд с требованиями об оспаривании решений, действий (бездействия) органа государственной власти, органа местного самоуправления, иного органа, организации, наделенных отдельными государственными или иными публичными полномочиями (включая решения, действия (бездействие) квалификационной коллегии судей, экзаменационной комиссии), должностного лица, государственного или муниципального служащего, если полагают, что нарушены или оспорены их права, свободы и законные интересы, созданы препятствия к осуществлению их прав, свобод и реализации законных интересов или на них незаконно возложены какие-либо обязанности. Гражданин, организация, иные лица могут обратиться непосредственно в суд или оспорить решения, действия (бездействие) органа, организации, лица, наделенных государственными или иными публичными полномочиями, в вышестоящие в порядке подчиненности орган, организацию, у вышестоящего в порядке подчиненности лица либо использовать иные внесудебные процедуры урегулирования споров.
Согласно ч. 8 ст. 226 КАС РФ при рассмотрении административного дела об оспаривании решения, действия (бездействия) органа, организации, лица, наделенных государственными или иными публичными полномочиями, суд проверяет законность решения, действия (бездействия) в части, которая оспаривается, и в отношении лица, которое является административным истцом, или лиц, в защиту прав, свобод и законных интересов которых подано соответствующее административное исковое заявление. При проверке законности этих решения, действия (бездействия) суд не связан основаниями и доводами, содержащимися в административном исковом заявлении о признании незаконными решения, действия (бездействия) органа, организации, лица, наделенных государственными или иными публичными полномочиями, и выясняет обстоятельства, указанные в частях 9 и 10 настоящей статьи, в полном объеме.
Согласно ч. 9 ст. 226 КАС РФ если иное не предусмотрено настоящим Кодексом, при рассмотрении административного дела об оспаривании решения, действия (бездействия) органа, организации, лица, наделенных государственными или иными публичными полномочиями, суд выясняет:
нарушены ли права, свободы и законные интересы административного истца или лица, в защиту прав, свобод и законных интересов которых подано соответствующее административное исковое заявление;
соблюдены ли сроки обращения в суд;
соблюдены ли требования нормативных правовых актов, устанавливающих:
а) полномочия органа, организации, лица, наделенных государственными или иными публичными полномочиями, на принятие оспариваемого решения, совершение оспариваемого действия (бездействия);
б) порядок принятия оспариваемого решения, совершения оспариваемого действия (бездействия) в случае, если такой порядок установлен;
в) основания для принятия оспариваемого решения, совершения оспариваемого действия (бездействия), если такие основания предусмотрены нормативными правовыми актами;
4) соответствует ли содержание оспариваемого решения, совершенного оспариваемого действия (бездействия) нормативным правовым актам, регулирующим спорные отношения.
Согласно ч. 1 ст. 226 КАС РФ обязанность доказывания обстоятельств, указанных в пунктах 1 и 2 части 9 настоящей статьи, возлагается на лицо, обратившееся в суд, а обстоятельств, указанных в пунктах 2 и 4 части 9 и в части 10 настоящей статьи, - на орган, организацию, лицо, наделенных государственными или иными публичными полномочиями и принявшие оспариваемые решения либо совершившие оспариваемые действия (бездействие).
В соответствии со ст. 39 КАС РФ прокурор вправе обратиться в суд с административным исковым заявлением в защиту прав, свобод и законных интересов граждан, неопределенного круга лиц или интересов Российской Федерации, субъектов Российской Федерации, муниципальных образований, а также в других случаях, предусмотренных федеральным законом. Административное исковое заявление в защиту прав, свобод и законных интересов гражданина, являющегося субъектом административных и иных публичных правоотношений, может быть подано прокурором только в случае, если гражданин по состоянию здоровья, возраста, недееспособности и других уважительных причин не может сам обратиться в суд.
Согласно ч. 5 ст. 8 Федерального закона от 07.12.2011 N 416-ФЗ "О водоснабжении и водоотведении" в случае выявления бесхозяйных объектов централизованных систем горячего водоснабжения, холодного водоснабжения и (или) водоотведения, в том числе водопроводных и канализационных сетей, путем эксплуатации которых обеспечиваются водоснабжение и (или) водоотведение, эксплуатация таких объектов" осуществляется гарантирующей организацией либо организацией, которая осуществляет горячее водоснабжение, холодное водоснабжение и (или) водоотведение и водопроводные и (или) канализационные сети которой непосредственно присоединены к указанным бесхозяйным объектам (в случае выявления бесхозяйных объектов централизованных систем горячего водоснабжения или в случае, если гарантирующая организация не определена в соответствии со статьей 12 настоящего Федерального закона), со дня подписания с органом местного самоуправления поселения, городского округа передаточного акта указанных объектов до, признания на такие объекты права собственности или до принятия их во владение, пользование и распоряжение оставившим такие объекты собственником в соответствии с гражданским законодательством.
В соответствии со ст. 14 Федерального закона от 06.10.2003 года N 131-ФЗ "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации" к вопросам местного значения поселения относится, кроме прочего, владение, пользование и распоряжение имуществом, находящимся в муниципальной собственности поселения, а также организация в границах поселения электро-, тепло-, газо- и водоснабжения населения, водоотведения, снабжения населения топливом в пределах полномочий, установленных законодательством Российской Федерации.
Пунктом 4.3 ч. 1 ст. 17 Федерального закона от 06.10.2003 года N 131-ФЗ предусмотрено, что в целях решения вопросов местного значения органы местного самоуправления поселений обладают полномочиями по организации водоснабжения и водоотведения, предусмотренными Федеральным законом "О водоснабжении и водоотведении".
Согласно п. 5 ст. 2 Федерального закона от 07.12.2011 г. N 416-ФЗ "О водоснабжении и водоотведении" водопроводная сеть включает в себя комплекс технологически связанных между собой инженерных сооружений, предназначенных для транспортировки воды, за исключением инженерных сооружений, используемых в целях теплоснабжения.
В соответствии с п. 1 ч. 1 ст. 6 указанного Федерального закона к полномочиям органов местного самоуправления поселений, городских округов по организации водоснабжения и водоотведения на соответствующих территориях относится организация водоснабжения населения, в том числе принятие мер по организации водоснабжения населения и (или) водоотведения в случае невозможности исполнения организациями, осуществляющими горячее водоснабжение, холодное водоснабжение и (или) водоотведение, своих обязательств либо в случае отказа указанных организаций от исполнения своих обязательств.
В силу положений п. п. 1 - 3 ст. 225 ГК РФ бесхозяйной является вещь, которая не имеет собственника или собственник которой неизвестен либо, если иное не предусмотрено законами, от права собственности на которую собственник отказался. Бесхозяйные недвижимые вещи принимаются на учет органом, осуществляющим государственную регистрацию права на недвижимое имущество, по заявлению органа местного самоуправления, на территории которого они находятся. По истечении года со дня постановки бесхозяйной недвижимой вещи на учет орган, уполномоченный управлять муниципальным имуществом, может обратиться в суд с требованием о признании права муниципальной собственности на эту вещь.
Абзацем 4 ч. 1 Приложения №3 к Постановлению Верховного Совета РФ от 27.12.1991 г. №3020-1 «О разграничении государственной собственности в Российской Федерации на федеральную собственность, государственную собственность республик в составе Российской Федерации, краев, областей, автономной области, автономных округов, городов Москвы и Санкт-Петербурга и муниципальную собственность» (далее по тексту – Приложение) сети водопровода, как объекты инженерной инфраструктуры, являются объектами, отнесенными к муниципальной собственности.
На основании п. 2 данного Приложения к объектам государственной собственности, передаваемым в муниципальную собственность независимо от того, на чьем балансе они находятся, относятся – объекты инженерной инфраструктуры городов.
В соответствии с п. 1 ст. 130 ГК РФ к недвижимым вещам (недвижимое имущество, недвижимость) относятся земельные участки, участки недр и все, что прочно связано с землей, то есть объекты, перемещение которых без несоразмерного ущерба их назначению невозможно, в том числе здания, сооружения, объекты незавершенного строительства.
Водопроводные сети являются недвижимым имуществом, поскольку обладают всеми его признаками, являются сооружением, связанным с землей, перемещение которых без соразмерного ущерба его назначению невозможно. Правообладание таким недвижимым имуществом подлежит регистрации в органе государственной регистрации прав.
Распоряжением Губернатора Оренбургской области от 16.07.2015 г. № 197-р «Об организации работы в сфере жилищно-коммунального хозяйства по выявлению бесхозяйных объектов, проведению инвентаризации, постановки на учет и государственной регистрации прав собственности» главам городских округов рекомендовано провести мероприятия по выявлению бесхозяйных объектов и постановке их на учет.
Согласно Положению о Комитете по управлению имуществом города Оренбурга, утвержденному решением Оренбургского городского Совета от 28.06.2011 № 189, Комитет по управлению имуществом администрации города Оренбурга подает от имени органа местного самоуправления заявление и пакет документов в орган, осуществляющий государственную регистрацию прав на недвижимость, для принятия на учет бесхозяйной недвижимой вещи.
В административном исковом заявлении административный истец ссылается на то, что в ходе проверки установлено, что участок водоснабжения, предназначенный для обслуживания жилых домов N-N по ..., в Реестр имущества, находящегося в собственности МО «Город Оренбург», не включен, на обслуживании ООО «Оренбург Водоканал» не состоит.
... жители частных домовладений, расположенных по ... обращались в администрацию г.Оренбурга по вопросу ненадлежащего водоснабжения.
Бесперебойная подача водоснабжения нарушает права жителей указанных жилых домов на получение коммунальных услуг надлежащего качества, отсутствие надлежащего технического обслуживания водопроводных сетей может создать угрозу бесперебойной работе водоотведения и повлечь негативные последствия, как для окружающей среды, так и для потребителей.
Таким образом, административное исковое заявление прокурора направлено на защиту прав и законных интересов жителей ... Шевчук Л.П. и Шевчук А.А., являющихся инвалидами пенсионного возраста.
При таких обстоятельствах обращение прокурора в суд в защиту прав и законных интересов Шевчук Л.П. и Шевчук А.А., по состоянию здоровья, возраста которые не могут сами обратиться с данным иском в суд, соответствует положениям ч. 1 ст. 39 КАС РФ и является правомерным.
Вместе с тем, доказательств наличия проблем с водоснабжением жилых помещений, принадлежащих Щевчук Л.П. и Шевчук А.А., в материалах дела не имеется, как и не представлено доказательств того, что участок сетей холодного водоснабжения, расположенный по ... от ... до ..., является бесхозяйным.
Согласно Уведомления об отсутствии в Едином государственном реестре недвижимости запрашиваемых сведений от ... N в ЕГРН отсутствуют записи о зарегистрированных правах на объект недвижимости: сооружение водопроводная сеть, проходящая от ... до ....
Вместе с тем, в едином государственном реестре недвижимости производится регистрация прав на объекты недвижимого имущества, начиная с ... года. Доказательств отсутствия регистрации права собственности на водопроводную сеть до этого момента, в том числе подтверждаемых сведениями ГБУ «Госкадоцентр Оренбургской области», ФГБУ «ФКП Росреестра», суду не представлено.
Из сообщения Комитета по управлению имуществом г.Оренбурга от ... N на представление прокуратуры города Оренбурга от ... N об устранении нарушений федерального законодательства следует, что Комитетом было установлено, что участок сети водоснабжения по ... (от ... до ...) не является бесхозяйным, поскольку по информации ООО «Оренбург Водоканал» он построен в ... году за счет средств и силами жителей указанной улицы, что подтверждается разрешением на строительство водопроводной сети холодного водоснабжения, выданным трестом «Водоканализация».
Технические условия на подключение к сети водоснабжения жилых домов по ... выдавались жителям улицы с указанием точки подключения в магистральный водопровод ... мм на ....
Согласно ответа ООО «Водоканал Оренбург» от ..., водопроводные сети не находятся в зоне балансовой и эксплуатационной ответственности Общества и являются абонентскими, построенными за счет средств и силами жителей улицы ... в ..., ..., ... и ... годах. Разрешение на строительство водопроводной сети ХВС было выдано трестом «Водоканализация», в состав муниципального имущества г.Оренбурга указанная сеть не включена, на обслуживание ООО «Водоканал Оренбург» не передавалась, денежные средства на содержание сетей водоснабжения в тариф общества не включены.
Согласно сообщения Трубникову и др., проживающим по ... в д. N, N, N, N N, N, N, N, N, Трест Водоканализация Оренбургского горкомхоза ... сообщил, что не возражает против подключения усадьбы к сети городского водопровода, для чего потребуется врезка в магистраль диаметром ... мм на пересечении ... с устройством на магистрали вскрытия асфальта и естественного грунта ... м.м. с вводом трубопровода в усадьбы с прокладкой общих труб диаметром ... мм с устройством колодцев против домов.
В соответствии с разрешением от 18.04.1960 года, выданного трестом «Водоканализация» Трубникову и другим, именуемым в дальнейшем «Абонент» разрешается прокладка постоянного водопровода в усадьбу домов N, N, N, N, N, N, N по ... согласно проекта, составленного в ... году диаметром ... м.м., материал труб газовые до ввода в усадьбу длиной ... погонных метров, глубина заложения труб ..., ... метра. Включение в сеть городского водопровода производится в колодце согласно проекта. Срок окончания работ ...
Таким образом, судом установлено, что данное имущество имеет собственника, который, а также правопреемники которого, не отказались по предусмотренным законом основаниям от права собственности на него. Доказательств обратному не представлено.
В силу ст. 210 ГК РФ собственник несет бремя содержания принадлежащего ему имущества.
Согласно ч.1 ст. 130, ст. 131, п. 2 ст. 209, п. 1 ст. 218, ст. 219 ГК РФ, ст. 1 Градостроительного кодекса РФ сети инженерно-технического обеспечения относятся к линейным объектам, являются объектами недвижимого имущества, право собственности на вновь создаваемое недвижимое имущество определяется источником финансирования его строительства. Собственник сетей вправе распорядиться ими по своему усмотрению, в том числе путем передачи в собственность другим лицам, отказа от права собственности.
До настоящего времени собственники водопровода и их наследники не заявили об отказе от права собственности, не распорядились иным образом в установленном законом порядке, доказательств невозможности передачи сети на обслуживание в «Оренбург Водоканал» в материалах дела не имеется.
Напротив, из ответа администрации города Оренбурга (КУИ) от ... N следует, что разрешение на строительство водопроводной сети холодного водоснабжения было выдано трестом «Водоканализация», Технические условия на подключение к сети водоснабжения вышеуказанных жилых домов выдавались жителям улицы ... с указанием точки подключения в установленном законом порядке, денежные средства на содержание сетей водоснабжения в тариф ООО «Оренбург Водоканал» не включены. Собственники данных сетей вправе распорядиться ими по своему усмотрению, в том числе путем передачи в собственность другим лицам.
Материалами дела установлено, что Администрацией города Оренбурга совместно с администрацией Южного округа города Оренбурга предпринимались меры с целью урегулирования вопроса передачи участка водопроводной сети, расположенной по ... из собственности граждан в собственность МУ «Город Оренбург» для последующей передачей указанного участка сети на обслуживание в ООО «Оренбург Водоканал», организовывались встречи.
Как следует из обращения граждан, в том числе Шевчук Л.П., жители по ... обращались с жалобами на отсутствие напора воды в водопроводе в летнее время, а также отсутствие водоснабжения в результате аварийной ситуации, произошедшей на водопроводе, построенном силами и за счет средств жителей улицы и находящемся на «абонентском» обслуживании в ООО «Оренбург Водоканал» в течение ... часов, отсутствие подвоза воды.
Однако в соответствии со статьями 10 и 12 Конституции Российской Федерации суд не вправе вмешиваться в деятельность органов местного самоуправления, в том числе оценивать его деятельность и обязывать орган местного самоуправления тем или иным образом решить вопросы местного значения. Решение вопросов повышения уровня благоустройства в населенных пунктах относится к полномочиям органа местного самоуправления. Как установлено, при решении данных вопросов незаконное бездействие со стороны ответчиков не допущено.
Кроме того, вышеуказанный водопровод предназначен для решения вопросов местного значения городского округа – организация водоснабжения населения одной улицы, вместе с тем, не исключается добровольная передача абонентом водопровода в муниципальную собственность.
На основании изложенного, суд приходит к выводу о необоснованности доводов административного истца.
Также административным ответчиком заявлено о пропуске срока для обращения в суд с данным заявлением.
В соответствии со ст. 219 КАС РФ административное исковое заявление может быть подано в суд в течение трех месяцев со дня, когда гражданину, организации, иному лицу стало известно о нарушении их прав, свобод и законных интересов.
Исходя из представления прокуратуры г.Оренбурга от ... N прокурору города Оренбурга о нарушении прав граждан стало известно в сентябре 2017 года.
Административное исковое заявление подано в суд 14.05.2018 г., следовательно, срок для обращения в суд административным истцом пропущен.
Согласно ч.8 ст. 219 КАС РФ, пропуск срока обращения в суд без уважительной причины, а также невозможность восстановления пропущенного (в том числе по уважительной причине) срока обращения в суд является основанием для отказа в удовлетворении административного иска.
При таких обстоятельствах, суд приходит к выводу об отсутствии оснований для удовлетворения требований истца.
Руководствуясь статьями 175-180 КАС РФ, судья
РЕШИЛ:
░ ░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░ ░ ░░░░░ ░ ░░░░░░░░░░░ ░░░ ░░ ░░░░░░░░░░ ░░ ░░░░ ░ ░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░, ░░░░░░░░.
░░░░░░░ ░░░░░ ░░░░ ░░░░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░ ░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░░░ ░░░ ░. ░░░░░░░░░ ░ ░░░░░░░ ░░░░░░ ░░░░░░ ░░ ░░░ ░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░░░░░ ░ ░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░.
░ ░░░░░░░░░░░░ ░░ ░░. 180 ░░░ ░░ ░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░░ ░░░░ ░░░░░░░░░░ 24.10.2018 ░░░░, ░░░░░░░░░ ░░░░ ░░░ ░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░ – 26.11.2018 ░░░░.
░░░░░: ░░░░░░░. ░.░. ░░░░░░░░░