УИД: 66RS0012-01-2019-002383-24
Дело № 2а-1709/2019
РЕШЕНИЕ
Именем Российской Федерации
г. Каменск-Уральский 4 декабря 2019 года
Свердловской области
Синарский районный суд города Каменска-Уральского Свердловской области в составе:
председательствующего судьи Макарова В.П.,
при ведении протокола секретарем Ховренковой О.А.,
рассмотрев в открытом судебном заседании административное дело по административному иску Межрайонной ИФНС России № 22 по Свердловской области к Сальникову А.А, о взыскании задолженности по налогам, пени,
У С Т А Н О В И Л:
Межрайонная ИФНС России № 22 по Свердловской области обратилась в суд с административным иском к Сальникову А.А. с требованием о взыскании задолженности по транспортному налогу за 2014, 2016 год в размере 2 688 рублей 00 копеек, задолженности по пени по транспортному налогу в размере 31 рубль 26 копейки за период с 02.12.2017 года по 14.01.2018 года, задолженности по налогу на имущество физических лиц за 2014, 2016 год в размере 333 рубля, задолженности по пени по налогу на имущество физических лиц в сумме 3 рубля 87 копеек за период с 02.12.2017 года по 14.01.2018 года.
В соответствии со ст.ст. 69, 70 НК РФ налогоплательщику почтой было направлено требование № 2010 от 15.01.2018 года об уплате задолженности по налогам, пени. Требования налогоплательщиком исполнено не были. На основании изложенного, ссылаясь на положения ст. ст. 31, 75 НК РФ, административный истец просит суд восстановить пропущенный процессуальный срок для взыскания задолженности по требованию № 2010 от 15.01.2018 года, взыскать с Сальникова А.А. задолженность по транспортному налогу за 2014, 2016 год в размере 2 688 рублей 00 копеек, задолженность по пени по транспортному налогу в размере 31 рубль 26 копейки за период с 02.12.2017 года по 14.01.2018 года, задолженность по налогу на имущество физических лиц за 2014, 2016 год в размере 333 рубля, задолженность по пени по налогу на имущество физических лиц в сумме 3 рубля 87 копеек за период с 02.12.2017 года по 14.01.2018 года.
В судебное заседание представитель административного истца МИФНС России № 22 по Свердловской области, административный ответчик Сальников А.А., будучи надлежащим образом извещенными о времени и месте рассмотрения дела, не явились, ходатайств об отложении рассмотрения дела не представили.
В административном исковом заявлении административный истец просит рассмотреть административное дело без их участия.
Судом вынесено определение о рассмотрении административного дела в отсутствие административного истца и административного ответчика.
Изучив письменные доказательства в материалах дела, суд полагает, что исковые требования Межрайонной ИФНС России № 22 по Свердловской области удовлетворению не подлежат по следующим основаниям.
В соответствии со ст. 57 Конституции Российской Федерации каждый обязан платить законно установленные налоги и сборы.
Неуплата налогов в бюджет нарушает права государства или муниципального образования на формирование соответствующего бюджета, за счет которого исполняются публичные обязанности государства или муниципального образования, возложенные на них Конституцией Российской Федерации, федеральными законами и другими нормативными актами.
В соответствии с п.п. 9, 14 п. 1 ст. 31 НК РФ налоговые органы вправе взыскивать недоимки, а также пени и штрафы в порядке, установленном НК РФ, предъявлять в суды иски о взыскании недоимки, пеней, штрафов в случаях, предусмотренных НК РФ.
Согласно ст. 3 НК РФ каждое лицо должно уплачивать законно установленные налоги и сборы. Законодательство о налогах и сборах основывается на признании всеобщности и равенства налогообложения. Ни на кого не может быть возложена обязанность уплачивать налоги и сборы, а также иные взносы и платежи, обладающие установленными настоящим Кодексом признаками налогов или сборов, не предусмотренные настоящим Кодексом либо установленные в ином порядке, чем это определено настоящим Кодексом.
Статьей 23 НК РФ установлена обязанность налогоплательщиков уплачивать законно установленные налоги, выполнять законные требования налогового органа об устранении выявленных нарушениях законодательства о налогах и сборах.
Согласно п. 1 ст. 72 НК РФ пени являются способом обеспечения исполнения обязанности по уплате налогов и сборов.
Положениями п. 1 ст. 75 НК РФ предусмотрено, что пеней признается денежная сумма, которую налогоплательщик должен выплатить в случае уплаты причитающихся сумм налогов или сборов в более поздние по сравнению с установленными законодательством о налогах и сборах сроки. Пеня начисляется за каждый календарный день просрочки исполнения обязанности по уплате налога или сбора, начиная со следующего за установленным законодательством о налогах и сборах дня уплаты налога или сбора, если иное не предусмотрено гл. 25 и 26.1 настоящего Кодекса (п. 3 ст. 75 НК РФ). Пени уплачиваются одновременно с уплатой сумм налога и сбора или после уплаты таких сумм в полном объеме (п. 5 ст. 75 НК РФ).
В соответствии с п. 1 ст. 48 НК РФ в случае неисполнения налогоплательщиком (плательщиком сборов) - физическим лицом, не являющимся индивидуальным предпринимателем, в установленный срок обязанности по уплате налога, сбора, пеней, штрафов, налоговый орган, направивший требование об их уплате вправе обратиться в суд с заявлением о взыскании налога, сбора, пеней, штрафов за счет имущества, в том числе денежных средств на счетах в банке и наличных денежных средств, данного физического лица в пределах сумм, указанных в требовании, с учетом особенностей, установленных настоящей статьей. Заявление о взыскании подается в суд общей юрисдикции налоговым органом (таможенным органом) в течение шести месяцев со дня истечения срока исполнения требования об уплате налога, сбора, пеней, штрафов, если иное не предусмотрено настоящим пунктом (п.2 ст. 48 НК РФ).
Согласно п. 3 ст. 48 НК РФ рассмотрение дел о взыскании налога, сбора, пеней, штрафов за счет имущества физического лица производится в соответствии с законодательством об административном судопроизводстве.
В соответствии со ст. 286 КАС РФ, контрольные органы вправе обратиться в суд с административным исковым заявлением о взыскании с физических лиц денежных сумм в счет уплаты установленных законом обязательных платежей и санкций, если у этих лиц имеется задолженность по обязательным платежам, требование контрольного органа об уплате взыскиваемой денежной суммы не исполнено в добровольном порядке или пропущен указанный в таком требовании срок уплаты денежной суммы и федеральным законом не предусмотрен иной порядок взыскания обязательных платежей и санкций. Административное исковое заявление о взыскании обязательных платежей и санкций может быть подано в суд в течение шести месяцев со дня истечения срока исполнения требования об уплате обязательных платежей и санкций. Пропущенный по уважительной причине срок подачи административного искового заявления о взыскании обязательных платежей и санкций может быть восстановлен судом (п. 2 ст. 286 КАС РФ).
Из представленных материалов дела следует, что Сальников А.А. является плательщиком транспортного налога, налога на имущество физических лиц.
Статьей 356 НК РФ предусмотрено, что транспортный налог устанавливается НК РФ и законами субъектов Российской Федерации о налоге.
В соответствии со статьей 357 НК РФ налогоплательщиками транспортного налога признаются лица, на которых в соответствии с законодательством Российской Федерации зарегистрированы транспортные средства, признаваемые объектом налогообложения в соответствии со статьей 358 НК РФ.
Согласно пункту 1 статьи 362 НК РФ сумма налога, подлежащая уплате налогоплательщиками, являющимися физическими лицами, исчисляется налоговыми органами на основании сведений, которые предоставляются в налоговые органы органами, осуществляющими государственную регистрацию транспортных средств на территории Российской Федерации.
Статьей 363 НК РФ предусмотрено, что налогоплательщики, являющиеся физическими лицами, уплачивают транспортный налог на основании налогового уведомления, направляемого налоговым органом. Направление налогового уведомления допускается не более чем за три налоговых периода, предшествующих календарному году его направления. Налогоплательщики, являющиеся физическими лицами, уплачивают налог не более чем за три налоговых периода, предшествующих календарному году направления налогового уведомления, указанного в абзаце втором настоящего пункта. Уплата налога и авансовых платежей по налогу производится налогоплательщиками в бюджет по месту нахождения транспортных средств в порядке и сроки, которые установлены законами субъектов Российской Федерации.
Порядок и сроки уплаты транспортного налога установлены ст. 3 Закона Свердловской области от 29.11.2002 года № 43-ОЗ «Об установлении и введении в действие транспортного налога на территории Свердловской области», согласно которой налогоплательщики, являющиеся физическими лицами, по истечении налогового периода уплачивают налог не позднее 01 октября года, следующего за истекшим налоговым периодом. Налоговым периодом в соответствии со ст. 360 НК РФ признается календарный год. Налоговая база по транспортному налогу определяется на основании ст. 359 НК РФ.
Кроме того, в соответствии со ст. 1 Закона Российской Федерации от 09.12.1991 года № 2003-1 «О налогах на имущество физических лиц», налогоплательщиками налога на имущество физических лиц признаются лица – собственники имущества, признаваемого объектом налогообложения.
Согласно п. 1 ст. 362 НК РФ сумма налога, подлежащая уплате налогоплательщиками, являющимися физическими лицами, исчисляется налоговыми органами на основании сведений, которые предоставляются в налоговые органы органами, осуществляющими государственную регистрацию транспортных средств на территории Российской Федерации.
Порядок и сроки уплаты налога на имущество физических лиц установлены ст. 399-409 Налогового кодекса Российской Федерации, а также нормативными правовыми актами представительных органов муниципальных образований (Решение городской думы г. Каменска-Уральского от 26.11.2014 года № 365 «Об установлении на территории муниципального образования город Каменск-Уральский налога на имущество физических лиц»).
На основании п. 2 ст. 362 НК РФ сумма налога, подлежащая уплате налогоплательщиками, являющимися физическими лицами, исчисляется налоговыми органами на основании сведений, которые представляются в налоговые органы органами, осуществляющими государственную регистрацию транспортных средств на территории Российской Федерации.
При проведении налоговым органом мероприятий по контролю за уплатой налогов установлено, что обязанность по уплате транспортного налога и налога на имущество физических лиц Сальниковым А.А. в установленный срок исполнена не была, выявлена соответствующая недоимка по транспортному налогу за 2014, 2016 год в размере 2 688 рублей 00 копеек, по пени по транспортному налогу в размере 31 рубль 26 копейки за период с 02.12.2017 года по 14.01.2018 года, по налогу на имущество физических лиц за 2014, 2016 год в размере 333 рубля, по пени по налогу на имущество физических лиц в сумме 3 рубля 87 копеек за период с 02.12.2017 года по 14.01.2018 года.
По месту жительства Сальникова А.А. было направлено требование № 2010 от 15.01.2018 года об оплате задолженности по транспортному налогу, налогу на имущество физических лиц.
Согласно требованию № 2010 от 15.01.2018 года датой истечения срока исполнения требований является 19.03.2018 года.
Вместе с тем, согласно материалам дела, 20.09.2018 года, мировым судьей судебного участка № 3 Синарского судебного района был отменен судебный приказ от 13.08.2018 года о взыскании с Сальникова А.А. задолженности по транспортному налогу, налогу на имущество физических лиц.
В Синарский районный суд с административным исковым заявлением о взыскании задолженности по налогам, пени, истец обратился лишь 18.11.2019 года, то есть за пределами срока, установленного ст. 48 НК РФ (срок обращения в суд в данном случае исчислялся с 20.09.2018 года по 20.03.2018 года), одновременно заявляя ходатайство о восстановлении пропущенного процессуального срока.
Из пункта 3 ст. 48 НК РФ следует, что налоговый орган вправе обратиться в суд общей юрисдикции с требованиями о взыскании налогов в порядке искового производства не позднее шести месяцев со дня вынесения судом определения об отмене судебного приказа.
Как указал Конституционный Суд РФ в определении от 08.02.2007 года № 381-О-П, установление в качестве одного из элементов налогообложения срока уплаты налога (п. 1 ст. 17 НК РФ) предполагает его обязательность для обеих сторон налогового правоотношения (публично - правового образования и налогоплательщика), направлено на обеспечение справедливого баланса публичных и частных интересов. Поэтому допущение не ограниченного временными рамками принудительного погашения задолженности по налогам и сборам вступает в противоречие с конституционными принципами, лежащими в основе правового регулирования отношений в области государственного принуждения и исполнения имущественных обязанностей.
Налоговый орган, обратившись в суд с административным исковым заявлением с пропуском установленного законом срока, по требованию № 21529 от 19.12.2018 года, утратил право на принудительное взыскание с собственника спорного налога, пени.
Согласно ст. 95 КАС РФ, лицам, пропустившим установленный настоящим Кодексом процессуальный срок по причинам, признанным судом уважительными, пропущенный срок может быть восстановлен. В случаях, предусмотренных настоящим Кодексом, пропущенный процессуальный срок не подлежит восстановлению независимо от причин его пропуска.
Таким образом, из буквального толкования норм права о порядке взыскания налога, пени и штрафа, закрепленных в п. 2, 3 ст. 48 НК РФ, следует, что при пропуске установленных сроков судебная процедура взыскания недоимки не может быть реализована без восстановления срока для обращения в суд.
При подаче заявления налоговым органом заявлено ходатайство о восстановлении пропущенного срока для подачи заявления в суд, но при этом, не указано какие уважительные причины не позволили обратиться в суд в пределах сроков, предусмотренных ст. 48 НК РФ, как и не представлено каких-либо доказательств уважительности причин пропуска срока.
Таким образом суд приходит к выводу об отсутствии оснований для восстановления срока.
В соответствии с ч. 8 ст. 219 КАС РФ пропуск срока обращения в суд без уважительной причины, а также невозможность восстановления пропущенного (в том числе по уважительной причине) срока обращения в суд является основанием для отказа в удовлетворении административного иска.
На основании изложенного, руководствуясь ст. ст. 175-180, 293 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, суд
Р Е Ш И Л:
░ ░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░ ░░░░ ░░░░░░ № 22 ░░ ░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░░ ░.░. ░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░ ░░ ░░░░░░░, ░░░░ ░░░░░░░░.
░░░░░░░ ░░░░░ ░░░░ ░░░░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░ ░ ░░░░░░░ ░░░░░░ ░░░░░░ ░░ ░░░ ░░░ ░░░░░░░░ ░░░░░ ░ ░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░ ░░░░░ ░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░ ░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░░░ ░░░ ░.░░░░░░░░-░░░░░░░░░░.
░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░░░░ ░░░░░.
░░░░░: ░░░░░░░ ░░░░░░░ ░.░.