РЕШЕНИЕ
ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
«15» апреля 2019 года с. Началово
Приволжский районный суд Астраханской области в составе председательствующего судьи Богданова Е.Н., при секретаре Ибрагимовой А.Х., рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску Комитета по управлению муниципальным имуществом муниципального образования «Приволжский район» Астраханской области к Бегалиевой ФИО2 о признании недействительным межевого плана, исключении из единого государственного реестра недвижимости сведений о границах земельного участка,
Установил:
Истец обратился в суд с указанным иском к ответчику, указав, что в ходе проведения кадастровых работ были уточнены границы и площадь земельного участка с кадастровым номером №, расположенного по адресу: <адрес>, собственником которого является Бегалиева Э.М. Регистрация в ГКН границ и площади земельного участка произведена на основании межевого плана от 15 марта 2018 года, изготовленного кадастровым инженером Матыциным А.А., заказчиком кадастровых работ была Бегалиева Э.М. Истец считает, что указанный межевой план составлен с нарушениями норм действующего законодательства, содержит недостоверные сведения. Содержащаяся в заключении кадастрового инженера информация противоречит иным материалам межевого плана.
Межевой план от 15 марта 2018 года, на основании которого были зарегистрированы границы и площадь земельного участка, не содержит достоверных источников сведений о местоположении границ земельного участка. Отсутствуют также сведения подтверждающие существования границ земельного участка на местности пятнадцать и более лет. Кроме того, кадастровым инженером произведено незаконное увеличение площади земельного участка за счет территории <адрес> и незаконно установлены границы земельного участка.
При указанных обстоятельствах истец с учетом уточнений требований, просил признать межевой план недействительным и исключить из ЕГРН информацию о границах земельного участка с кадастровым номером №.
В судебном заседании представитель истца Осипов Д.Ю. настаивал на удовлетворении требований в полном объеме, по основаниям, изложенным в иске.
В судебное заседание ответчик Бегалиева Э.М. и ее представитель Тухашев Х.У. не явились, о времени и месте рассмотрения дела в порядке ст. 113 ГПК РФ, 165.1 ГК РФ извещены надлежащим образом, о причинах неявки не сообщили, возражений не представили.
Представитель третьего лица администрации МО «Яксатовский сельсовет» Астраханской области в судебное заседание не явился, извещен надлежащим образом, об уважительности причин неявки суд в известность не поставил, возражений не представлено.
Представитель третьего лица Управления Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Астраханской области в Приволжском районе в судебное заседание не явился, просил рассмотреть дело в его отсутствие.
Кадастровый инженер Матыцин А.А. извещен надлежащим образом, об уважительности причин неявки суд в известность не поставил, возражений не представил.
Согласно разъяснениям, данным в п.п. 67 и 68 постановления Пленума Верховного Суда РФ от 23.06.2015 года № 25 «О применении судами некоторых положений раздела I части первой Гражданского кодекса Российской Федерации» юридически значимое сообщение считается доставленным и в тех случаях, если оно поступило лицу, которому оно направлено, но по обстоятельствам, зависящим от него, не было ему вручено или адресат не ознакомился с ним (п. 1 ст. 165.1 ГК РФ). Например, сообщение считается доставленным, если адресат уклонился от получения корреспонденции в отделении связи, в связи с чем она была возвращена по истечении срока хранения.
По смыслу ст. 14 Международного пакта о гражданских и политических правах лицо само определяет объем своих прав и обязанностей в гражданском процессе. Поэтому лицо, определив свои права, реализует их по своему усмотрению. Распоряжение своими правами является одним из основополагающих принципов судопроизводства.
Неявка лица, извещенного в установленном порядке о времени и месте рассмотрения дела, является его волеизъявлением, свидетельствующим об отказе от реализации своего права на непосредственное участие в судебном разбирательстве дела и иных процессуальных прав, поэтому не может быть препятствием для рассмотрения судом дела по существу.
В условиях предоставления законом равного объема процессуальных прав неявку лиц, перечисленных в ст. 35 ГПК РФ, в судебное заседание, нельзя расценивать как нарушение принципа состязательности и равноправия сторон.
Таким образом, ответчик самостоятельно отказался от осуществления процессуальных прав и, зная о наличии судебного спора, уклонился от предоставления доказательств по делу.
В порядке ч.3 ст.167 ГПК РФ суд рассматривает дело в отсутствие неявившихся лиц.
Суд, выслушав представителя истца, исследовав материалы дела, приходит к следующему выводу.
В соответствии с ч.1 ст.22 Федерального закона "О государственной регистрации недвижимости" (ред. от 03 июля 2016г.) межевой план составляется на основе кадастрового плана соответствующей территории или выписки из Единого государственного реестра недвижимости о соответствующем земельном участке и в котором воспроизведены определенные сведения, внесенные в Единый государственный реестр недвижимости, и указаны сведения об образуемых земельном участке или земельных участках, либо о части или частях земельного участка, либо новые необходимые для внесения в Единый государственный реестр недвижимости сведения о земельном участке или земельных участках.
Местоположение границ земельного участка устанавливается посредством определения координат характерных точек таких границ, то есть точек изменения описания границ земельного участка и деления их на части (ч.8 ст.22 Федерального закона "О государственной регистрации недвижимости".
Частью 10 статьи 22 Федерального закона "О государственной регистрации недвижимости" предусмотрено, что при уточнении границ земельного участка их местоположение определяется исходя из сведений, содержащихся в документе, подтверждающем право на земельный участок, или при отсутствии такого документа исходя из сведений, содержащихся в документах, определявших местоположение границ земельного участка при его образовании. В случае отсутствия в документах сведений о местоположении границ земельного участка их местоположение определяется в соответствии с утвержденным в установленном законодательством о градостроительной деятельности порядке проектом межевания территории. При отсутствии в утвержденном проекте межевания территории сведений о таком земельном участке его границами являются границы, существующие на местности пятнадцать и более лет и закрепленные с использованием природных объектов или объектов искусственного происхождения, позволяющих определить местоположение границ земельного участка.
Из обоснования проведения уточнения местоположения границ земельного участка Бегалиевой Э.М., содержащегося в разделе «Заключение кадастрового инженера» межевого плана от 15.03.2018 года, следует, что уточняемый земельный участок существует в границах, сложившихся на местности более 15 лет, что подтверждается свидетельством о праве собственности на землю №432 от 14.04.1994 года, границы уточняемого земельного участка закреплены на местности объектами искусственного происхождения: сеткой-рабицей, деревянным забором, фрагментами деревянного забора, в связи с чем местоположение уточняемых границ земельного участка Бегалиевой Э.М. определено кадастровым инженером согласно вышеуказанному свидетельству о праве собственности на землю и по фактическим границам землепользования, существующим на местности 15 и более лет.
Между тем, свидетельство о праве собственности на землю было выдано по форме, утвержденной Постановлением Правительства Российской Федерации от 19 марта 1992г. №177 «Об утверждении форм свидетельства о праве собственности на землю, договора аренды земель сельскохозяйственного назначения и договора временного пользования землей сельскохозяйственного назначения».
Указанное постановление не предусматривало возможности выдачи схем, рисунков, чертежей и критерии их составления в отношении передаваемых в собственность или аренду земельных участков, в связи с чем чертеж границ земельного участка, содержащийся на оборотной стороне свидетельства с описанием смежных землепользователей не может быть признан допустимым и достаточным доказательством местоположения земельного участка с кадастровым номером №, поскольку он не содержит точных сведений и координат, которые могли бы быть проверены и установлены на местности.
Других доказательств наличия фактических границ землепользования, существующих на местности 15 и более лет, ответчиком не было представлено.
При указанных обстоятельствах суд приходит к выводу о признании межевого плана от 15 марта 2018 года недействительным, поскольку он был изготовлен с нарушением требований, установленных Федеральным законом "О государственной регистрации недвижимости".
Судом установлено, что решением Приволжского районного суда Астраханской области от 27 ноября 2018 года исковые требования администрации МО «Яксатовский сельсовет» Астраханской области к Бегалиевой Э.М. о признании межевого плана недействительным, исключении из государственного кадастра недвижимости информации о границах земельного участка удовлетворены.
Апелляционным определением Астраханского областного суда от 06 марта 2019 года решение Приволжского районного суда Астраханской области от 27 ноября 2018 года оставлено без изменения. Судебной коллегией по гражданским делам Астраханского областного суда из резолютивной части решения суда исключено указание на исключение из ГКН информации о границах земельного участка с кадастровым номером №.
Требования истца об исключении из Единого государственного реестра недвижимости информации о местоположении границ земельного участка с кадастровым номером № не подлежат удовлетворению, поскольку федеральная государственная информационная система ведения Единого государственного реестра недвижимости (ФГИС ЕГРН), введенная в эксплуатацию в 2018г., не предусматривает такой технической возможности.
С 1 января 2017 года порядок осуществления государственного кадастрового учета регулируется Федеральным законом от 13 июля 2015 г. N 218-ФЗ "О государственной регистрации недвижимости" (далее - Закон N 218-ФЗ).
В соответствии с пунктом 3 части 4 статьи 8 Закона N 218-ФЗ описание местоположения объекта недвижимости относится к числу основных сведений об объекте недвижимости.
На основании статьи 7 Закона N 218-ФЗ ведение ЕГРН осуществляется в соответствии с Порядком ведения Единого государственного реестра недвижимости, утвержденным приказом Минэкономразвития России от 16 декабря 2015 г. N 943 (далее - Порядок N 943).
Законом N 218-ФЗ и Порядком N 943 предусмотрено изменение основных характеристик объекта недвижимости при одновременном внесении в ЕГРН новых сведений об этом объекте недвижимости (равно как и в государственный кадастр недвижимости до 1 января 2017 г.).
Следовательно, в решении суда, предусматривающем необходимость исключения из ЕГРН сведений о такой основной характеристике объекта недвижимости, как местоположение границ земельного участка, должно также содержаться указание органу регистрации прав на необходимость внесения в ЕГРН соответствующих новых сведений о местоположении границ данного земельного участка.
Доводы представителя ответчика Тухашева Х.У. о том, что Комитет не является органом, уполномоченным на обращение в суд с указанным иском, несостоятельны.
В силу п. 10 ст. 3 Федерального закона "О введении в действие Земельного кодекса Российской Федерации" до разграничения государственной собственности на землю распоряжение землями, находящимися в государственной собственности, осуществляется органами местного самоуправления в пределах их полномочий.
Согласно абз. 4 п. 2 ст. 3.3 Федерального закона от 25 октября 2001 N 137-ФЗ "О введении в действие Земельного кодекса Российской Федерации", предоставление земельных участков, государственная собственность на которые не разграничена, осуществляется органом местного самоуправления муниципального района в отношении земельных участков, расположенных на территории сельского поселения, входящего в состав этого муниципального района.
В соответствии с п. 1 ст. 131 Гражданского кодекса Российской Федерации, право собственности на недвижимые вещи подлежат государственной регистрации в едином государственном реестре органами, осуществляющими государственную регистрацию прав на недвижимость и сделок с ней.
В силу пп. 3 п. 1 ст. 15 Федерального закона от 6 октября 2003 г. N 131-ФЗ "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации", к вопросам местного значения муниципального района относятся в том числе владение, пользование и распоряжение имуществом, находящимся в муниципальной собственности муниципального района.
Полномочия по распоряжению земельными участками с 07.02.2017 года возникли у Комитета по управлению муниципальным имуществом МО «Приволжский район» Астраханской области.
Увеличение площади земельного участка с кадастровым номером № нарушает права уполномоченного органа в свободном и беспрепятственном распоряжении земельными участками.
При указанных обстоятельствах требования истца подлежат частичному удовлетворению.
На основании изложенного, руководствуясь ст.ст.194-199 ГПК РФ, суд
РЕШИЛ:
░░░ ░░░░░░░░ ░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░ «░░░░░░░░░░░ ░░░░░» ░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░░ ░░░2 ░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░░░ ░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░░░░, ░░░░░░░░░░ ░░ ░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░, ░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░.
░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░░░░ ░░ 15 ░░░░░ 2018 ░░░░, ░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░.░. ░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░ ░░░░░ ░ ░░░░░ ░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░ ░ ░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░ №, ░░░░░░░░░░░░░░ ░░ ░░░░░░: <░░░░░>.
░ ░░░░░░░░░ ░░░░░ ░░░ ░░░░░░░░ ░░░ ░░░░░░░░░░░░░░.
░░░░░░░ ░░░░░ ░░░░ ░░░░░░░░░░ ░ ░░░░░░░ ░░░░░░ ░░░░░░ ░░ ░░░ ░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░ ░ ░░░░░░░░ ░░░░░░░░ ░░ ░░░░░░░░░░░ ░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░, ░░░░░ ░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░ ░░░ ░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░.
░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░ ░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ 16 ░░░░░░ 2019 ░░░░.
░░░░░ ░░░░░░░░░ ░.░.