Именем Российской Федерации
03 сентября 2018 года с. Летняя Ставка
Туркменский районный суд Ставропольского края
в составе: председательствующего судьи Иванова А.В.
при секретаре Харенко С.В.,
с участием:
представителя истца - помощника прокурора Туркменского района Ставропольского края Басовой Д.В.,
представителя ответчика администрации Овощинского сельсовета – Бучарской Т.А., действующей на основании доверенности от 24.08.2018г.,
рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по исковому заявлению прокурора Туркменского района Ставропольского края в интересах неопределённого круга лиц к администрации Овощинского сельсовета Туркменского района Ставропольского края о возложении обязанности обеспечить наличие на территории муниципального образования жилых помещений специализированного маневренного жилищного фонда, предназначенных для временного проживания граждан в соответствии со ст. 95 Жилищного кодекса Российской Федерации
установил:
Прокурор Туркменского района Ставропольского края в защиту интересов неопределенного круга лиц обратился в суд с исковым заявлением к администрации Овощинского сельсовета Туркменского района Ставропольского края о возложении обязанности обеспечить наличие на территории муниципального образования жилых помещений специализированного маневренного жилищного фонда, предназначенных для временного проживания граждан в соответствии со ст. 95 Жилищного кодекса Российской Федерации, в котором указал, что прокуратурой Туркменского района Ставропольского края проведена проверка соблюдения органом местного самоуправления жилищных прав граждан. Согласно п.п. 3, 6 ч.1, ч. 3 ст. 14 Федерального закона от 06.10.2003 № 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» и ч. 3 ст. 9 Закона Ставропольского края от 02.03.2005 № 12-кз «О местном самоуправлении в Ставропольском крае» к вопросам местного значения сельских поселений относятся: владение, пользование и распоряжение имуществом, находящимся в муниципальной собственности поселения; обеспечение проживающих в поселении и нуждающихся в жилых помещениях малоимущих граждан жилыми помещениями, организация строительства и содержания муниципального жилищного фонда, создание условий для жилищного строительства, осуществление муниципального жилищного контроля, а также иных полномочий органов местного самоуправления в соответствии с жилищным законодательством. В соответствии со ст. 19 Жилищного кодекса Российской Федерации (далее - ЖК РФ) муниципальный жилищный фонд - совокупность жилых помещений, принадлежащих на праве собственности муниципальным образованиям. Специализированный жилищный фонд - совокупность предназначенных для проживания отдельных категорий граждан и предоставляемых по правилам раздела IV настоящего Кодекса жилых помещений государственного и муниципального жилищных фондов. Согласно п.п. 1, 4, 9 ч. 1 ст. 14 ЖК РФ к компетенции органов местного самоуправления в области жилищных отношений относится: учет муниципального жилищного фонда и осуществление контроля над его использованием и сохранностью. Кроме того, к компетенции органов местного самоуправления относится определение порядка предоставления жилых помещений муниципального специализированного жилищного фонда. Как установлено по результатам проверки и исходя из реестра муниципального имущества администрации Овощинского сельсовета, на территории муниципального образования отсутствует маневренный жилищный фонд. Меры к приобретению, созданию, формированию либо отнесению имеющегося муниципального жилья к специализированному маневренному жилищному фонду органом местного самоуправления не приняты, что влечет нарушение прав жителей муниципального образования на жилье, в случаях предусмотренных ст. 95 ЖК РФ. Непринятие органом местного самоуправления мер к созданию специализированного маневренного жилищного фонда влечет нарушение жилищных прав граждан, круг которых не определен, в связи отсутствием возможности незамедлительного предоставления им для временного проживания жилых помещений в случае возникновения чрезвычайных и других определенных ситуаций, связанных с утратой жилых помещений, и может повлечь необоснованное расходование бюджетных средств администрации на оплату найма требуемого данным гражданам жилого помещения при возникновении данных ситуаций. Ранее прокуратурой района 21.05.2018 по данным фактам выявленных нарушений главе Овощинского сельсовета внесено представление об устранении нарушений требований жилищного законодательства, по результатам рассмотрения которого нарушения, с целью устранения которых вносилось представление, не устранены и меры к их устранению органом местного самоуправления не приняты. Поэтому прокурор Туркменского района просит обязать администрацию Овощинского сельсовета Туркменского района Ставропольского края в течение шести месяцев со дня вступления решения суда в законную силу обеспечить наличие на территории муниципального образования жилых помещений специализированного маневренного жилищного фонда, предназначенных для временного проживания граждан в соответствии со ст. 95 Жилищного кодекса Российской Федерации.
В судебном заседании представитель истца - помощник прокурора Туркменского района Ставропольского края Басова Д.В. просила суд удовлетворить исковые требования по основаниям, изложенным в исковом заявлении, и обязать администрацию Овощинского сельсовета Туркменского района Ставропольского края в течение 6 месяцев со дня вступления решения суда в законную силу обеспечить наличие на территории муниципального образования жилых помещений специализированного маневренного жилищного фонда, предназначенных для временного проживания граждан в соответствии со ст. 95 ЖК РФ.
Представитель ответчика администрации Овощинского сельсовета Туркменского района Ставропольского края Бучарская Т.А. в судебном заседании возражала против удовлетворения исковых требований, пояснив, что в бюджете администрации Овощинского сельсовета не имеется денежных средств для образования жилых помещений специализированного маневренного жилищного фонда, необходим больший срок для удовлетворения исковых требований.
Суд, выслушав представителя истца, представителя ответчика и исследовав материалы дела, находит заявленные исковые требования подлежащими удовлетворению по следующим основаниям.
В силу п.п. 3, 6 ч.1, ч. 3 ст. 14 Федерального закона от 06.10.2003 № 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» и ч. 3 ст. 9 Закона Ставропольского края от 02.03.2005 № 12-кз «О местном самоуправлении в Ставропольском крае» к вопросам местного значения сельских поселений относятся: владение, пользование и распоряжение имуществом, находящимся в муниципальной собственности поселения; обеспечение проживающих в поселении и нуждающихся в жилых помещениях малоимущих граждан жилыми помещениями, организация строительства и содержания муниципального жилищного фонда, создание условий для жилищного строительства, осуществление муниципального жилищного контроля, а также иных полномочий органов местного самоуправления в соответствии с жилищным законодательством.
В соответствии с п.п. 1, 4, 9 ч. 1 ст. 14 Жилищного кодекса Российской Федерации к компетенции органов местного самоуправления в области жилищных отношений относится: учет муниципального жилищного фонда и осуществление контроля над его использованием и сохранностью. Также, определение порядка предоставления жилых помещений муниципального специализированного жилищного фонда. Статья 19 ЖК РФ содержит понятие муниципального жилищного фонда - совокупность жилых помещений, принадлежащих на праве собственности муниципальным образованиям, а также понятие специализированного жилищного фонда - совокупность предназначенных для проживания отдельных категорий граждан и предоставляемых по правилам раздела IV настоящего Кодекса жилых помещений государственного и муниципального жилищных фондов.
На основании п. 3 ч. 1 ст. 92 ЖК РФ к жилым помещениям специализированного жилищного фонда (далее - специализированные жилые помещения) относятся жилые помещения маневренного фонда. Согласно ч. 2 ст. 92 ЖК РФ в качестве специализированных жилых помещений используются жилые помещения государственного и муниципального жилищных фондов. Использование жилого помещения в качестве специализированного жилого помещения допускается только после отнесения такого помещения к специализированному жилищному фонду с соблюдением требований и в порядке, которые установлены уполномоченным Правительством Российской Федерации федеральным органом исполнительной власти.
В соответствии с ст. 95 ЖК РФ жилые помещения маневренного фонда предназначены для временного проживания: граждан в связи с капитальным ремонтом или реконструкцией дома, в котором находятся жилые помещения, занимаемые ими по договорам социального найма; утративших жилые помещения в результате обращения взыскания на эти жилые помещения, которые были приобретены за счет кредита банка или иной кредитной организацией либо средств целевого займа, предоставленного юридическим лицом на приобретение жилого помещения, и заложены в обеспечение возврата кредита или целевого займа, если на момент обращения взыскания такие жилые помещения являются для них единственными; у которых единственные жилые помещения; стали непригодными для проживания в результате чрезвычайных обстоятельств; иных граждан в случаях, предусмотренных законодательством.
Из представленных в суд письменных доказательств, а также из пояснений представителя истца известно, что в ходе проведенной прокуратурой Туркменского района Ставропольского края проверки соблюдения органом местного самоуправления – администрацией Овощинского сельсовета Туркменского района Ставропольского края жилищных прав граждан установлено, что на территории муниципального образования с. Овощи отсутствует маневренный жилищный фонд, что подтверждается реестром муниципального имущества администрации Овощинского сельсовета. Как установлено по результатам проверки, администрацией муниципального образования не приняты меры к приобретению, созданию, формированию либо отнесению имеющегося муниципального жилья к специализированному маневренному жилищному фонду, что свидетельствует о нарушении прав жителей муниципального образования на жилье, в случаях предусмотренных ст. 95 ЖК РФ.
Указанные выше нарушения требований жилищного законодательства не устранены, несмотря на внесенное 21.05.2018 г. прокурором Туркменского района главе администрации Овощинского сельсовета представление об устранении нарушений требований жилищного законодательства.
Суд считает, что выявленные прокуратурой Туркменского района нарушения положений статьи 14 Федерального закона от 06.10.2003 № 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации», статьи 9 Закона Ставропольского края от 02.03.2005 № 12-кз «О местном самоуправлении в Ставропольском крае» и статьей 14 Жилищного кодекса Российской Федерации, выразившиеся в непринятие органом местного самоуправления мер к созданию специализированного маневренного жилищного фонда, указывают на ненадлежащее исполнение муниципальным органом своих обязанностей и влечет нарушение жилищных прав граждан, круг которых не определен, в связи отсутствием возможности незамедлительного предоставления им для временного проживания жилых помещений в случае возникновения чрезвычайных и других определенных ситуаций, связанных с утратой жилых помещений. В силу указанного, иск подан прокурором в рамках полномочий, предоставленных ему федеральным законодательством, в защиту гарантированных Конституцией Российской Федерации прав, свобод и законных интересов неопределенного круга лиц и подлежит удовлетворению.
Кроме того, суд считает необходимым обязать ответчика обеспечить наличие на территории муниципального образования жилых помещений специализированного маневренного жилищного фонда, предназначенных для временного проживания граждан в соответствии со ст. 95 Жилищного кодекса Российской Федерации в течение шести месяцев со дня вступления решения суда в законную силу. Данный срок, по мнению суда, достаточен для исполнения администрацией Овощинского сельсовета Туркменского района Ставропольского края возложенного обязательства.
На основании п. 9 ст. 333.36 НК РФ, прокуроры по заявлению в защиту прав, свобод и законных интересов граждан, неопределенного круга лиц или интересов Российской Федерации, субъектов Российской Федерации и муниципальных образования освобождаются от уплаты государственной пошлины.
На основании изложенного, руководствуясь ст. ст. 194-199 ГПК РФ, суд
решил:
обязать администрацию Овощинского сельсовета Туркменского района Ставропольского края, ул. Красная, 86, с. Овощи Туркменский район (ИНН 2622003378) в течение шести месяцев со дня вступления решения суда в законную силу обеспечить наличие на территории муниципального образования жилых помещений специализированного маневренного жилищного фонда, предназначенных для временного проживания граждан в соответствии со ст. 95 Жилищного кодекса Российской Федерации.
Решение может быть обжаловано в апелляционном порядке в течение месяца со дня принятия решения в окончательной форме в Ставропольский краевой суд через Туркменский районный суд.
Судья подпись А.В. Иванов
Подлинник решения находится в гражданском деле № 2-382/2018 Туркменского районного суда Ставропольского края.