Решение от 17.09.2020 по делу № 8Г-19070/2020 от 23.06.2020

ЧЕТВЕРТЫЙ КАССАЦИОННЫЙ СУД

ОБЩЕЙ ЮРИСДИКЦИИ

Дело № 88-19136/2020

№ дела суда 1-й инстанции 2-2558/2019

ОПРЕДЕЛЕНИЕ

г. Краснодар 17 сентября 2020 года

Судебная коллегия по гражданским делам Четвертого кассационного суда общей юрисдикции в составе:

председательствующего Руденко Ф.Г., судей Мартыновой Н.Н., Мамия М.Р.,

рассмотрела в открытом судебном заседании гражданское дело по иску Павловой В. В., Гузевой И. Б. к администрации г. Новошахтинска Ростовской области, третье лицо, не заявляющее самостоятельных требований относительно предмета спора – Министерство энергетики Российской Федерации, Павлов В. Б. об обязании включить в списки граждан, подлежащих переселению из ветхого жилья и заключить договор о предоставлении социальной выплаты для приобретения жилья на вторичном рынке по кассационной жалобе Павловой В. В. и Гузевой И. Б. на решение Новошахтинского районного суда Ростовской области от 09.12.2019 и апелляционное определение судебной коллегии по гражданским делам Ростовского областного суда от 16.03.2020.

Заслушав доклад судьи Руденко Ф.Г., судебная коллегия

установила:

Павлова В.В. и Гузева И.Б. обратились в суд с иском к администрации г. Новошахтинска Ростовской области об обязании включить в списки граждан, подлежащих переселению из ветхого жилья и заключить договор о предоставлении социальной выплаты для приобретения жилья на вторичном рынке.

К участию в деле в качестве третьих лиц, не заявляющих самостоятельных требований относительно предмета спора привлечены Министерство энергетики Российской Федерации и Павлов В.Б.

Решением Новошахтинского районного суда Ростовской области от 09.12.2019 в удовлетворении исковых требований Павловой В.В. и Гузевой И.Б. отказано.

Апелляционным определением судебной коллегии по гражданским делам Ростовского областного суда от 16.03.2020 решение суда первой инстанции оставлено без изменения, апелляционная жалоба – без удовлетворения.

В кассационной жалобе Павлова В.В. и Гузева И.Б. просят об отмене решения суда первой инстанции и апелляционного определения и вынесении по делу нового решения об удовлетворении исковых требований.

В обоснование жалобы указано, что судами должным образом не были исследованы материалы дела, суды неправильно определили обстоятельства, имеющие значение для дела, нарушили и неправильно применили нормы материального и процессуального права.

По мнению кассатора, судами первой и апелляционной инстанций при вынесении обжалуемых судебных актов неверно применены нормы законодательства о порядке обеспечения граждан жильем.

В судебное заседание не явилась Павлова В.В.

В судебное заседание не явилась Гузева И.Б.

В судебное заседание не явился представитель администрации г. Новошахтинска Ростовской области.

В судебное заседание не явился представитель Министерства энергетики Российской Федерации.

В судебное заседание не явился Павлов В.Б.

Согласно п. 1 ст. 167 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации (далее – ГПК РФ) лица, участвующие в деле, обязаны известить суд о причинах неявки и представить доказательства уважительности этих причин.

Лица, участвующие в деле, извещены надлежащим образом о дате, времени и месте рассмотрения дела по кассационной жалобе, не обеспечили явку представителей, доказательств уважительности причин отсутствия в судебном заседании не представили.

В связи с чем, судебная коллегия полагает возможным рассмотрение дела в отсутствие неявившихся лиц, извещенных надлежащим образом о месте и времени рассмотрения кассационной жалобы.

В силу ч. 5 ст. 379.5 ГПК РФ неявка в судебное заседание кассационного суда общей юрисдикции лица, подавшего кассационную жалобу, представление, и других лиц, участвующих в деле, извещенных надлежащим образом о времени и месте судебного разбирательства, не препятствует рассмотрению дела в их отсутствие.

Руководствуясь положениями ч.5 ст.379.5 ГПК РФ, судебная коллегия по гражданским делам Четвертого кассационного суда общей юрисдикции считает возможным рассмотреть дело в отсутствие указанных лиц.

Проверив материалы дела, обсудив доводы кассационной жалобы, судебная коллегия приходит к следующему.

Согласно ч. 1 ст. 379.7 ГПК РФ основаниями для отмены или изменения судебных постановлений кассационным судом общей юрисдикции являются несоответствие выводов суда, содержащихся в обжалуемом судебном постановлении, фактическим обстоятельствам дела, установленным судами первой и апелляционной инстанций, нарушение либо неправильное применение норм материального права или норм процессуального права.

Таких нарушений судами первой и апелляционной инстанций при рассмотрении данного дела допущено не было.

В соответствии с ч. 1 ст. 379.6 ГПК РФ кассационный суд общей юрисдикции рассматривает дело в пределах доводов, содержащихся в кассационной жалобе, представлении, если иное не предусмотрено настоящим Кодексом.

Как следует из материалов дела и установлено судом истцы на основании свидетельства о праве на наследство по закону серия <адрес>8 от ДД.ММ.ГГГГ, свидетельства о праве на наследство по закону серия <адрес>9 от ДД.ММ.ГГГГ, являются собственниками <адрес> в <адрес>, право собственности зарегистрировано в ЕГРН, что подтверждается записью № от ДД.ММ.ГГГГ, № от ДД.ММ.ГГГГ.

Наследодатель Павлов Б.Н. на дату смерти был включен в списки граждан, подлежащих переселению из ветхого жилищного фонда, ставшего в результате ведения горных работ ликвидированной шахтой им. газеты «Комсомольская правда» ОАО «Ростовуголь» непригодным для проживания по критериям безопасности и ему была положена социальная выплата на приобретение жилья. При жизни им были сданы в Администрацию г.Новошахтинска все необходимые документы для его переселения, в том числе нотариально удостоверенное обязательство об освобождении и передаче принадлежащей ему на праве собственности квартиры в месячный срок после государственной регистрации права на жилое помещение, приобретенное за счет средств предоставленной социальной выплаты на переселение из ветхого жилья.

Однако, заключить договор о предоставлении социальной выплаты Павлов Б.Н. не успел, так как умер.

В <адрес> истицы зарегистрированы с ДД.ММ.ГГГГ и ДД.ММ.ГГГГ.

<адрес> являлся непригодным для проживания по критериям безопасности в результате ведения горных работ ликвидированной шахтой «Комсомольская Правда» ОАО «Ростовуголь», по сведениям МП БТИ Администрации г. Новошахтинска указанный дом снесен.

Истцы обращались в Администрацию г. Новошахтинска с заявлением о включении их в список граждан, подлежащих переселению, на что был дан ответ об отсутствии оснований для удовлетворения требований в связи с внесением изменений в п. 8 Правил предоставления межбюджетных трансфертов на реализацию программ местного развития, установивших исчерпывающий перечень оснований для уточнения списков.

Истцы до ДД.ММ.ГГГГ и ДД.ММ.ГГГГ не были зарегистрированы в <адрес>.

Приказом Росэнерго № от ДД.ММ.ГГГГ было принято решение о ликвидации шахты им. газеты «Комсомольская Правда» ОАО «Ростовуголь».

Жилой <адрес> по адресу: <адрес>, с 2005 года являлся непригодным для проживания по критериям безопасности в результате ведения горных работ ликвидированных шахт ОАО «Ростовуголь».

Из представленных в материалы дела заявлений Павловой В.В., Гузевой И.Б., направленных в адрес суда ходатайств, следует, что истцы фактически проживают в городе Ростове-на-Дону.

Суд апелляционной инстанции при разрешении спора правильно указал, что оснований для удовлетворения заявленных требований не имеется, поскольку истцы на момент признания дома непригодным для проживания, не были зарегистрированы в спорном жилом помещении.

Такой вывод признается судебной коллегией по гражданским делам Четвертого кассационного суда общей юрисдикции правильным, соответствующим обстоятельствам дела и подлежащим применению нормам материального права.

В соответствии с п. 3 ст. 5 Федерального закона РФ от 20.06.1996 № 81- ФЗ «О государственном регулировании в области добычи и использования угля, об особенностях социальной защиты работников организаций угольной промышленности» перечень мероприятий по реструктуризации угольной промышленности и порядок их финансирования определяются Правительством РФ.

Перечень мероприятий по реструктуризации угольной промышленности и порядке их финансирования, утвержденный постановлением Правительства РФ от 24.12.2004 № 840 включает в себя снос ветхого жилищного фонда, ставшего в результате ведения горных работ на ликвидируемых угольных (сланцевых) шахтах непригодным для проживания по критериям безопасности; содействие гражданам в приобретении (строительстве) жилья взамен сносимого ветхого жилья, ставшего в результате ведения горных работ на ликвидируемых (сланцевых) шахтах непригодным для проживания по критериям безопасности.

В силу п. 8 Правил предоставления межбюджетных трансфертов на реализацию программ местного развития и обеспечение занятости для шахтерских городов и поселков, утвержденных постановления Правительства РФ от 13.07.2005 № 428 содействие переселяемым из ветхого жилья гражданам в приобретении (строительстве) жилья взамен сносимого, а также выезжающим гражданам - в приобретении (строительстве) жилья по новому месту жительства осуществляется в форме предоставления социальных выплат. Социальные выплаты предоставляются на основании, составленных на день принятия решения о ликвидации организации угольной промышленности и ежегодно уточняемых списков граждан, подлежащих переселению, утвержденных органами местного самоуправления шахтерских городов и поселков и согласованных с Министерством энергетики, а также в соответствии с ежегодно уточняемыми списками жильцов сносимых домов.

Анализ вышеуказанных норм позволяет сделать вывод, что предоставление социальной выплаты за счет средств федерального бюджета направлено на оказание гражданам, проживающим в ветхом жилом фонде, ставшим непригодным для проживания по критериям безопасности в результате ведения горных работ на ликвидированных шахтах, содействия в приобретении жилья, отвечающего требованиям, предъявляемым к жилому помещению, то есть на оказание финансовой поддержки для улучшения жилищных условий путем приобретения (строительства) жилья за счет средств федерального бюджета. Решая вопрос о ликвидации организаций угольной промышленности, Правительство РФ предусмотрело меры по социальной защите лиц, постоянно проживающих в ветхих домах на момент принятия решения о ликвидации шахты и являющихся собственниками, либо нанимателями ветхих жилых помещений, либо членами семьи собственника.

Изложенные в постановлении Правительства Российской Федерации от 13.07.2005 № 428 нормы являются специальными по отношению к гражданам, проживающим на момент ликвидации угольных предприятий и зарегистрированным в жилых помещениях, которые пришли в негодность из-за воздействия горных работ.

Согласно пункту 2.12.2 параграфа 2.12 Эталона проекта ликвидации шахты (разреза), утвержденного приказом Министерства энергетики РФ от 01.11.2001 № 308, переселению подлежат жители ветхих домов (независимо от форм собственности), являющихся непригодными для проживания по критериям безопасности в результате ведения горных работ. В число членов семей, имеющих право на переселение, включаются постоянно проживающие совместно с нанимателем (собственником) жилья граждане, зарегистрированные на данной площади на дату принятия решения о ликвидации собственником шахты.

Таким образом, для включения в список граждан, подлежащих переселению из ветхого жилья, ставшего непригодным для проживания по критериям безопасности в результате ведения горных работ на ликвидируемой шахте, необходимо наличие следующих условий: признание жилого дома непригодным для проживания и подлежащим сносу по причине подработки горными работами ликвидируемой шахты; наличие права на данное жилое помещение на дату принятия решения о ликвидации предприятия угольной промышленности; и нуждаемость граждан, проживающих в этом жилье, то есть отсутствие иного жилья.

При вынесении оспариваемых судебных постановлений судами не было допущено существенных нарушений норм материального и процессуального права, которые в силу статьи 379.7 ГПК РФ могут повлечь отмену судебных постановлений в кассационном порядке и без устранения которых невозможны восстановление и защита нарушенных прав, свобод и законных интересов, а также защита охраняемых законом публичных интересов.

Доводов, свидетельствующих о наличии подобных нарушений в оспариваемых судебных постановлениях, кассационная жалоба не содержит.

Принцип правовой определенности предполагает, что суд не вправе пересматривать вступившее в законную силу постановление только в целях проведения повторного слушания и получения нового судебного постановления.

Иная точка зрения на то, как должно было быть разрешено дело, не может являться поводом для отмены или изменения вступившего в законную силу судебного постановления в кассационном порядке.

Руководствуясь статьями 379.7, 390, 390.1 ГПК РФ, судебная коллегия

определила:

░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░░ 09.12.2019 ░ ░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░ ░░░░░░░░ ░░ ░░░░░░░░░░░ ░░░░░ ░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░ ░░ 16.03.2020 ░░░░░░░░ ░░░ ░░░░░░░░░, ░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░ ░░░░░░░░ ░. ░. ░ ░░░░░░░ ░. ░. – ░░░ ░░░░░░░░░░░░░░.

░░░░░░░░░░░░░░░░░░░░ ░.░. ░░░░░░░

░░░░░ ░.░. ░░░░░░░░░

░.░. ░░░░░

Полный текст документа доступен по подписке.
490 ₽/мес.
первый месяц, далее 990₽/мес.
Купить подписку

8Г-19070/2020

Категория:
Гражданские
Статус:
Жалоба / представление ОСТАВЛЕНО БЕЗ УДОВЛЕТВОРЕНИЯ
Истцы
Гузева Ирина Борисовна
Павлова Валентина Викторовна
Ответчики
Администрация г.Новошахтинска
Другие
Министерство энергетики РФ
Павлов Вадим Борисович
Суд
Четвертый кассационный суд общей юрисдикции
Судья
Руденко Ф. Г.
Дело на сайте суда
4kas.sudrf.ru
17.09.2020Судебное заседание
17.09.2020
Решение

Детальная проверка физлица

  • Уголовные и гражданские дела
  • Задолженности
  • Нахождение в розыске
  • Арбитражи
  • Банкротство
Подробнее