86RS0№-19
Р Е Ш Е Н И Е
Именем Российской Федерации
25 ноября 2020 года г. Ханты-Мансийск
Ханты-Мансийский районный суд Ханты-Мансийского автономного округа - Югры в составе председательствующего судьи Солониной Е.А.,
при секретаре Серебрякове Ф.С.,
с участием представителя истца Лармана А.А., представителя ответчика Игнатовой О.В.,
рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело №2-<данные изъяты>/2020 по исковому заявлению Филиппова Анатолия Анатольевича к Управлению Министерства внутренних дел Российской Федерации по Ханты-Мансийскому автономному округу – Югре о признании незаконным решения о снятии с учета для получения единовременной социальной выплаты, возложении обязанности по восстановлению на учете для получение единовременной социальной выплаты,
УСТАНОВИЛ:
Филлипов А.А. обратился в суд с иском к Управлению Министерства внутренних дел Российской Федерации по Ханты-Мансийскому автономному округу – Югре о признании незаконным решения о снятия с учета для получения единовременной социальной выплаты для приобретения и строительства жилого помещения, возложении обязанности по восстановлению на учете в списке очередности. В обоснование иска указал, что 25 июня 2020 года Центральной жилищно-бытовой комиссией Управления МВД России по ХМАО-Югре принято решение о снятии Филиппова А.А. с семьей в составе 1 человек с учета очередников на получение единовременной социальной выплаты для приобретения или строительства жилого помещения с мотивировкой согласно подпункту «б» пункта 19 постановления Правительства Российской Федерации от 30 декабря 2011 года № 1223 «в связи с совершением Филипповым А.А. действия, повлекшего ухудшение его жилищных условий, а именно продажи комнаты общей площадью 11,8 кв.м, расположенной по адресу: г. <данные изъяты> с намерением получения единовременной выплаты в большем размере». Уведомления о снятии с учета на получение единовременной социальной выплаты для приобретения или строительства жилого помещения Филиппов А.А. не получал. Истец считает вышеуказанное решение о снятии с учета на получение единовременной социальной выплаты для приобретения или строительства жилого помещения незаконным. Имея общую продолжительность службы в учреждениях и органах не менее 10 лет в календарном исчислении, истец подал рапорт на единовременную выплату 26.09.2012 г. №<данные изъяты> и был поставлен на учет по предоставлению единовременной социальной выплаты для приобретения или строительства жилого помещения с составом семьи 1 человек. Истцу направлено уведомление от 21.11.2012 № 6/<данные изъяты> о принятии на учет на получение единовременной выплаты под № <данные изъяты>. На момент снятия с учета Филиппов А.А. состоял на учете по предоставлению единовременной социальной выплаты для приобретения или строительства жилого помещения с составом семьи 1 человек под № <данные изъяты> с 31.10.2012 г. На момент постановки на учет истец проживал в комнате общей площадью 11,8 кв.м. в коммунальной квартире по адресу: г. <данные изъяты> по договору социального найма. Других жилых помещений в собственности или по договору социального найма не имел, в списках очередности нуждающихся в улучшении жилищных условий, вставших на учет до 01.03.2005 г., не состоял и единовременную социальную выплату по прежним местам службы не получал. В последующем Филиппов А.А. на основании договора передачи в собственность комнаты от 29.11.2013 года №<данные изъяты> приватизировал вышеуказанную комнату, собственность зарегистрирована 05.03.2014 г. Филиппов А.А. проходил службу в органах внутренних дел с 01.09.1997 года, на момент постановки на очередь проходил службу в должности оперуполномоченного управления экономической безопасности и противодействия коррупции. Выслуга лет на 21.08.2012 года составляла 14 лет 04 месяца 09 дней. Приказом УМВД России по ХМАО-Югре от 12.10.2015 года № 123 л/с он уволен из органов внутренних дел по п. 11 ч. 2 ст. 82 Федерального закона от № 342-ФЗ в связи с сокращением должности с 12.10.2015 года. В связи с переводом в г. Нижневартовск, Администрацией города Нижневартовска предоставлена на основании договора найма жилого помещения муниципального жилищного фонда коммерческого использования от 16.09.2013г. №54 квартира по адресу: г. <данные изъяты>. С 01.07.2017 г. по настоящее время Филиппов А.А. проживает в квартире общей площадью 38,2 кв. м по адресу: г. Нижневартовск, ул. <данные изъяты> на основании договора безвозмездного пользования жилым помещением от 01.07.2017 г., заключенного с Головырских И.С. 28.04.2017 г. Филиппов А.А. произвел отчуждение находящейся в его собственности комнаты в коммунальной квартире в г. Сургуте, в связи с невозможностью содержать квартиру в другом городе. Об изменении места жительства и об отчуждении принадлежащей ему комнаты в коммунальной квартире Филиппов А.А. своевременно уведомлял ответчика. Ответчик же при принятии решения о снятии с учета на предоставление единовременной социальной выплаты руководствовался пунктом 19 Правил в редакции до Постановления Правительства РФ от 11.06.2015 N 581 о внесении изменений в пп. «б» пункта 19 Правил, что привело к принятию незаконного решения. Полагает, что при принятии Филиппова А.А. на учет на предоставление единовременной социальной выплаты учитывалось его обеспеченность жильем - комнатой общей площадью 11,8 кв.м в коммунальной квартире и размер субсидии определялся с учетом этих 11,8 кв.м. В случае отчуждения указанного жилья ухудшения или улучшения жилищных условий Филиппова А.А. не происходит. Намерения получить единовременную социальную выплату в большем размере у истца не имеется. На момент постановки на учет действий, ухудшающих жилищные условия, Филиппов А.А. также не совершал. Основания, указанные в пункте 19 Правил в редакции действующей на момент принятия решения о снятии с учета на предоставление единовременной социальной выплаты у Филиппова не наступили.
На основании изложенного, просит суд признать незаконным решение Центральной жилищно-бытовой комиссией Управления Министерства внутренних дел России по Ханты-Мансийскому автономному округе-Югре от 25 июня 2020 года № 9 о снятии Филиппова Анатолия Анатольевича с учета очередников на получение единовременной социальной выплаты для приобретения или строительства жилого помещения с семьей в составе 1 человек; признать незаконным распоряжение начальника Управления Министерства внутренних дел России по Ханты-Мансийскому автономному округе-Югре от 25 июня 2020 года № 1/<данные изъяты> об утверждении протокола заседания Центральной жилищно-бытовой комиссией Управления Министерства внутренних дел России по Ханты-Мансийскому автономному округе-Югре от 25 июня 2020 №9 в части снятия истца с учета очередников на получение единовременной социальной выплаты для приобретения или строительства жилого помещения с семьей в составе 1 человек; восстановить Филиппова А.А. на учете на получение единовременной социальной выплаты для приобретения или строительства жилого помещения с семьей в составе 1 человек за порядковым № 125 (уникальным № <данные изъяты> с 31.10.2012 г.) для предоставления единовременной социальной выплаты из расчета 21,2 кв.м.; взыскать с Управления Министерства внутренних дел России по Ханты-Мансийскому автономному округе-Югре в пользу Филиппова А.А. 300 рублей расходов по уплате государственной пошлины.
Истец Филиппов А.А., надлежаще извещенный о времени и месте судебного заседания, на рассмотрение дела не явился. Руководствуясь ч.3 ст.167 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации определил рассмотреть гражданское дело в отсутствие истца.
Представитель истца Ларман А.А. доводы иска поддержал в полном объеме, на удовлетворении настаивал.
Представитель ответчика УМВД РФ по ХМАО-Югре Игнатова О.В. в судебном заседании иск не признала, доводы письменных возражений поддержала.
Суд, заслушав представителя истца, представителя ответчика, исследовав и оценив представленные доказательства в их совокупности, приходит к следующим выводам.
Как установлено судом и не оспаривается сторонами, истец Филиппов А.А. проходил службу в органах внутренних дел с 01.09.1997 года, уволен из органов внутренних дел 12.10.2015 года по п. 11 ч. 2 ст. 82 Федерального закона от 30.11.2011 № 342-ФЗ (в связи с сокращением должности в органах внутренних дел, замещаемой сотрудником) приказ УМВД от 12.10.2015 года №<данные изъяты> л/с.
Согласно решению заседания Центральной жилищно-бытовой комиссии УМВД от 18.10.2012 года № 6, утвержденного распоряжением УМВД от 31.10.2012 года № 106-р, Филиппов А.А. был поставлен на учет по предоставлению единовременной социальной выплаты без состава семьи.
Присвоен уникальный номер № <данные изъяты>.
В соответствии с протоколом жилищно-бытовой комиссии УМВД от 25.06.2020 № 9, утвержденным распоряжением УМВД от 25.06.2020 №1/3257, Филиппов А.А. снят с учета по предоставлению ЕСВ в связи с совершением действия, повлекшего ухудшение его жилищных условий, а именно продажа комнаты общей площадью 11,8 кв., расположенной по адресу: г. <данные изъяты>
На момент постановки Филиппова А.А. на очередь для получения единовременной социальной выплаты, истец с 16.08.2006 года по 08.07.2015 года был зарегистрирован по адресу: г. <данные изъяты> комната общей площадью 11,80 кв.м в коммунальной квартире. Указанная комната предоставлена истцу Филиппову А.А. по договору социального найма жилого помещения в муниципальном жилищном фонде от 10.08.2011 года №679.
В период с 08.06.2015 года по 01.07.2017 года Филиппов А.А. зарегистрирован по адресу: г. <данные изъяты>, данная квартира предоставлена Администрацией города Нижневартовска на основании договора найма жилого помещения муниципального жилищного фонда коммерческого использования от 16.09.2013 года №54.
С 01.07.2017 года по настоящее время Филиппов А.А. зарегистрирован и проживает в квартире общей площадью 38,2 кв.м., по адресу: г. <данные изъяты>, на основании договора безвозмездного пользования жилым помещением (квартирой) от 01.07.2017 года, заключенного с Головырских И.С.
Согласно свидетельству о государственной регистрации права от 05.03.2014 года Филиппов А.А. является собственником комнаты общей площадью 11,8 кв.м по адресу: г. <данные изъяты>
В последующем Филиппов А.А. производит отчуждение данной комнаты, о чем информирует жилищно-бытовую комиссию.
25 июня 2020 года Центральной жилищно-бытовой комиссией Управления МВД России по ХМАО-Югре принято решение (протокол № 9 от 25.06.2020) о снятии Филиппова А.А. с учета очередников на получение единовременной социальной выплаты для приобретения или строительства жилого помещения на основании подпункта «б» пункта 19 постановления Правительства Российской Федерации от 30 декабря 2011 года № 1223 (в случае совершения действий, указанных в части 7 статьи 4 Федерального закона от 19 июля 2011 года № 247-ФЗ) в связи с совершением Филипповым А.А. действия, повлекшего ухудшение его жилищных условий, а именно продажи комнаты общей площадью 11,8 кв.м., расположенной по адресу: г. Сургут, ул. Мечникова, д. 9 ком. 6, с намерением получения единовременной выплаты в большем размере.
Отношения, связанные с денежным довольствием и пенсионным обеспечением сотрудников органов внутренних дел Российской Федерации, обеспечением жилыми помещениями, медицинским обслуживанием сотрудников, граждан Российской Федерации, уволенных со службы в органах внутренних дел, и членов их семей, а также с предоставлением им иных социальных гарантий, регулируются Федеральным законом от 19.07.2011 года №247-ФЗ «О социальных гарантиях сотрудникам органов внутренних дел Российской Федерации и внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации».
В соответствии с ч. 1 ст. 4 Федерального закона от 19.07.2011 года №247-ФЗ сотрудник, имеющий стаж службы в органах внутренних дел не менее 10 лет в календарном исчислении, имеет право на единовременную социальную выплату для приобретения или строительства жилого помещения один раз за весь период государственной службы, в том числе службы в органах внутренних дел.
Право сотрудника на единовременную социальную выплату признается при установлении его нуждаемости в жилом помещении, которая определяется по основаниям, перечисленным в ч. 2 ст. 4 Федерального закона от 19.07.2011 года №247-ФЗ. В частности, единовременная социальная выплата предоставляется сотруднику в пределах бюджетных ассигнований, предусмотренных федеральному органу исполнительной власти в сфере внутренних дел, иному федеральному органу исполнительной власти, в котором проходят службу сотрудники по решению руководителя федерального органа исполнительной власти в сфере внутренних дел, руководителя иного федерального органа исполнительной власти, в котором проходят службу сотрудники, при условии, что сотрудник не является нанимателем жилого помещения по договору социального найма или членом семьи нанимателя жилого помещения по договору социального найма либо собственником жилого помещения или членом семьи собственника жилого помещения (подп. 1 ч. 1 ст. 4 Федеральный закон от 19.07.2011 года №247-ФЗ); является нанимателем жилого помещения по договору социального найма или членом семьи нанимателя жилого помещения по договору социального найма либо собственником жилого помещения или членом семьи собственника жилого помещения и обеспечен общей площадью жилого помещения на одного члена семьи менее 15 кв.м. (подп. 2 ч. 2 ст. 4 Федеральный закон от 19.07.2011 года №247-ФЗ).
Единовременная социальная выплата предоставляется сотруднику с учетом совместно проживающих с ним членов его семьи (часть 4 статьи 4 Федеральный закон от 19.07.2011 года №247-ФЗ).
Порядок и условия предоставления единовременной социальной выплаты в силу ч. 5 ст. 4 Федерального закона от 19.07.2011 года № 247-ФЗ определяются Правительством Российской Федерации.
Постановлением Правительства Российской Федерации от 30.12.2011 года № 1223 утверждены Правила предоставления единовременной социальной выплаты для приобретения или строительства жилого помещения сотрудникам органов внутренних дел Российской Федерации.
Пунктом 8 названных правил предусмотрено, что при наличии у сотрудника и (или) проживающих совместно с ним членов его семьи нескольких жилых помещений, занимаемых по договорам социального найма и (или) принадлежащих им на праве собственности, определение уровня обеспеченности общей площадью жилого помещения осуществляется исходя из суммарной площади всех жилых помещений.
Из приведенных нормативных положений следует, что право сотрудника на единовременную социальную выплату для приобретения или строительства жилого помещения признается при установлении его нуждаемости в жилом помещении, которая определяется по основаниям, перечисленным ч. 2 ст. 4 Федерального закона от 19.07.2011 года №247-ФЗ. В частности, единовременная социальная выплата предоставляется сотруднику при условии, что он является членом семьи собственника жилого помещения и обеспечен общей площадью жилого помещения на одного члена семьи менее 15 квадратных метров.
По смыслу нормативных положений ч. 2 ст. 4 Федеральный закон от 19.07.2011 года №247-ФЗ, применяемых в системной взаимосвязи с пунктом 8 Правил предоставления единовременной социальной выплаты, при определении уровня обеспеченности жилой площадью сотрудника в целях предоставления единовременной социальной выплаты учёту подлежит общая площадь жилого помещения, занимаемая сотрудником и членами его семьи по договору социального найма или в силу правоотношений собственности, вне зависимости от того, кто является нанимателем или собственником жилого помещения.
При принятии решения о снятии с учета на предоставление единовременной социальной выплаты ответчик руководствовался подпунктом «б» пункта 19 Правил предоставления единовременной социальной выплаты для приобретения или строительства жилого помещения сотрудникам органов внутренних дел РФ, утвержденных постановлением Правительства РФ от 30.12.2011 года №1223, согласно которого, сотрудник снимается с учета для получения единовременной выплаты в случае изменения (улучшения) жилищных условий, в результате которого утрачиваются основания получения единовременной выплаты.
В случае изменения жилищных условий, на основании которых сотрудник принимался на учет для получения единовременной выплаты, он представляет в комиссию документы, подтверждающие такие изменения ( п. 23 Правил).
Судом установлено, при принятии Филиппова А.А. на учет на предоставление единовременной социальной выплаты учитывалось его обеспеченность жильем - комнатой общей площадью 11,8 кв.м. в коммунальной квартире и размер субсидии определялся с учетом этих 11,8 кв.м.
Критерием намеренного ухудшения жилищных условий служит отсутствие объективных причин для совершения действий, приведших к созданию положения, вследствие которого гражданин признается нуждающимся в предоставлении жилого помещения или денежных средств на его приобретение за счет средств бюджета.
В силу пп. "б" п. 19 Правил предоставления единовременной социальной выплаты для приобретения или строительства жилого помещения сотрудникам органов внутренних дел Российской Федерации, утвержденных Постановлением Правительства Российской Федерации от 30.12.2011 г. №1223, сотрудник снимается с учета для получения единовременной выплаты в случае улучшения жилищных условий, в результате которого утрачиваются основания получения единовременной выплаты, либо совершения действий, указанных в ч. 7 ст. 4 Федерального закона от 19.07.2011 г. N 247-ФЗ «О социальных гарантиях сотрудникам органов внутренних дел Российской Федерации и внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации», с намерением получения единовременной выплаты в большем размере.
В соответствии с ч. 7 ст. 4 Федерального закона от 19.07.2011 г.№247-ФЗ, п. 9 Правил предоставления единовременной социальной выплаты для приобретения или строительства жилого помещения сотрудникам органов внутренних дел Российской Федерации от 30.12.2011 г. N 1223, сотрудник, который с намерением приобретения права состоять на учете в качестве имеющего право на получение единовременной социальной выплаты совершил действия, повлекшие ухудшение жилищных условий, и (или) члены семьи которого с намерением приобретения права сотрудником состоять на учете в качестве имеющего право на получение единовременной социальной выплаты совершили действия, повлекшие ухудшение жилищных условий сотрудника, принимается на учет в качестве имеющего право на получение единовременной социальной выплаты не ранее чем через пять лет со дня совершения указанных намеренных действий.
К намеренным действиям, повлекшим ухудшение жилищных условий сотрудника, относятся, в том числе действия, связанные: 1) с вселение в жилое помещение иных лиц (за исключением вселения его супруги (супруга), несовершеннолетних детей, детей старше 18 лет, ставших инвалидами до достижения ими возраста 18 лет); 2) с обменом жилыми помещениями; 3) с невыполнением условий договора социального найма, повлекшим выселение из жилого помещения без предоставления другого жилого помещения или с предоставлением другого жилого помещения, общая площадь которого меньше общей площади ранее занимаемого жилого помещения; 4) с выделением доли собственниками жилых помещений; 5) с отчуждением жилых помещений или их частей.
Из системного толкования приведенных правовых норм следует, что совершение сотрудником органов внутренних дел или членом его семьи действий, имеющих целью получение единовременной социальной выплаты в большем размере, является основанием для отказа в постановке на учет для получения единовременной социальной выплаты для приобретения или строительства жилого помещения, либо снятии с такого учета на основании пп. «б» п. 19 Правил предоставления единовременной социальной выплаты для приобретения или строительства жилого помещения сотрудникам органов внутренних дел Российской Федерации от 30.12.2011 г. №1223.
Действия по отчуждению жилого помещения, составляющего 11,8 кв.м., не является ухудшением жилищных условий, поскольку общая обеспеченность Филиппова А.А. жилой площадью до отчуждения составляла 11,8 кв.м, что менее 15 квадратных метров, установленных требованиями Федерального закона от 19.07.2011 № 247-ФЗ. Отчуждая указанное жилое помещения ухудшения или улучшения жилищных условий Филиппова А.А. не произошло. Как пояснил представитель истца в судебном заседании, намерения получить единовременную социальную выплату в большем размере истец не имеет.
На основании изложенного, оценив в совокупности собранные по делу доказательства, суд приходит к выводу, что основания, указанные в подпункте «б» пункта 19 Правил предоставления единовременной социальной выплаты для приобретения или строительства жилого помещения сотрудникам органов внутренних дел РФ, утвержденных постановлением Правительства РФ от 30.12.2011 года №1223, не наступили, в связи с чем, решение Центральной жилищно-бытовой комиссии Управления Министерства внутренних дел России по Ханты-Мансийскому автономному округу - Югре от 25 июня 2020 года N9 в части снятия Филиппова Анатолия Анатольевича, с учета очередников на получение единовременной социальной выплаты для приобретения или строительства жилого помещения с семьей в составе 1 человек, не законно и не обосновано.
При таких обстоятельствах, исковые требования Филлипова А.А. к Управлению Министерства внутренних дел Российской Федерации по Ханты-Мансийскому автономному округу – Югре о признании незаконным решения о снятия с учета для получения единовременной социальной выплаты для приобретения и строительства жилого помещения, возложении обязанности по восстановлению на учете в списке очередности, обоснованы и подлежат удовлетворению.
В соответствии со ст. 98 ГПК РФ с ответчика в пользу истца подлежат взысканию расходы по оплате государственной пошлины в размере 300 руб.
Руководствуясь ст.ст.56, 194-199 ГПК РФ, суд
РЕШИЛ:
Исковое заявление Филиппова Анатолия Анатольевича к Управлению Министерства внутренних дел Российской Федерации по Ханты-Мансийскому автономному округу – Югре, удовлетворить.
Признать незаконным решение Центральной жилищно-бытовой комиссии Управления Министерства внутренних дел России по Ханты-Мансийскому автономному округе – Югре от 25 июня 2020 года N 9 в части снятия Филиппова Анатолия Анатольевича с учета очередников на получение единовременной социальной выплаты для приобретения или строительства жилого помещения с семьей в составе 1 человек.
Признать незаконным распоряжение начальника Управления Министерства внутренних дел России по Ханты-Мансийскому автономному округу – Югре от 25 июня 2020 года № 1/3257 об утверждении протокола заседания Центральной жилищно-бытовой комиссией Управления Министерства внутренних дел России по Ханты-Мансийскому автономному округе-Югре от 25 июня 2020 года № 9 в части снятия Филиппова Анатолия Анатольевича с учета очередников на получение единовременной социальной выплаты для приобретения или строительства жилого помещения с семьей в составе 1 человек.
Восстановить Филиппова Анатолия Анатольевича на учете на получение единовременной социальной выплаты для приобретения или строительства жилого помещения с семьей в составе 1 человек за порядковым № 125 (уникальным № <данные изъяты> с 31.10.2012 г.) для предоставления единовременной социальной выплаты.
Взыскать с Управления Министерства внутренних дел России по Ханты-Мансийскому автономному округу – Югре в пользу Филиппова Анатолия Анатольевича расходы по уплате государственной пошлины в размере 300 рублей.
Настоящее решение может быть обжаловано в апелляционном порядке в суд Ханты-Мансийского автономного округа - Югры в течение одного месяца со дня принятия решения в окончательной форме путем подачи апелляционной жалобы, представления прокурора через Ханты-Мансийский районный суд.
Мотивированное решение изготовлено и подписано составом суда 01 декабря 2020 года.
Судья Ханты-Мансийского
районного суда подпись Е.А. Солонина
копия верна:
Судья Ханты-Мансийского
районного суда Е.А. Солонина