УИД 66RS0015-01-2022-000998-91 Гражданское дело № 2-777/2022
Мотивированное решение составлено 16 декабря 2022 года
РЕШЕНИЕ
Именем Российской Федерации
09 декабря 2022 года г. Асбест
Асбестовский городской суд Свердловской области в составе судьи Юровой А.А., при секретаре Жернаковой О.В., рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по исковому заявлению Вагановой Е. С. к государственному автономному учреждению здравоохранения Свердловской области «Стоматологическая поликлиника город Асбест» (ОГРН 1026600628295) о восстановлении трудовых прав, компенсации морального вреда,
установил:
Истец Ваганова Е.С. обратилась в суд с иском к государственному автономному учреждению здравоохранения Свердловской области «Стоматологическая поликлиника город Асбест» (сокращенное наименование ГАУЗ СО «СП г. Асбест») о восстановлении трудовых прав, компенсации морального вреда. В исковом заявлении истец указала, что работает в ГАУЗ СО «СП г. Асбест» в должности медицинской сестры стерилизационной. В 2017 году ответчиком на рабочем месте истца была проведена специальная оценка условий труда. Истец указывает, что результаты оценки условий труда и, составленная по итогам оценки условий труда, карта специальной оценки труда, не отражают фактические условия труда, не позволяют работодателю информировать работников об условиях труда, проведена с нарушением законодательства, является незаконной. В связи с этим истец полагает, что должна быть восстановлена ранее действовавшая компенсация за работу во вредных условиях труда на рабочем месте медицинской сестры – ежегодный оплачиваемый дополнительный отпуск продолжительностью 14 дней. Так же истец полагает, что действиями ответчика ей причинен моральный вред, заключающийся в нравственных страданиях, понесенных вследствие лишения ежегодного дополнительного оплачиваемого отпуска, неинформированием об условиях труда.
Истец просит признать незаконной и отменить карту специальной оценки условий труда № 4-210 от 2017 г. ГАУЗ СО «Стоматологическая поликлиника г. Асбест»; обязать ответчика установить истцу за работу во вредных (опасных) условиях труда ежегодный дополнительный оплачиваемый отпуск 14 календарных дней с 27.01.2020; взыскать с ответчика компенсацию морального вреда в размере 5 000 рублей, а так же возмещение судебных расходов, с учетом уточнения требований, в размере 32 085 руб.
Истец Ваганова Е.С. в судебное заседание не явились, о дате, времени и месте рассмотрения дела извещена надлежащим образом, доверила представлять свои интересы в суде на основании нотариальной доверенности ООО «Социум Проф-Сервис».
Представитель истца Вагановой С.А – Садыков Т.А., действующий на основании доверенности, выданной ООО «Социум Проф-Сервис», в судебном заседании поддержал исковые требования в полном объеме.
Представитель ответчика ГАУЗ СО «СП г. Асбест» Карпова О.А., действующая на основании доверенности, в судебном заседании с исковыми требованиями не согласилась, просила отказать в удовлетворении требований, пояснила что истец не является сотрудником учреждения, уволена, в связи с чем, не имеет права оспаривать карту специальной оценки условий труда.
Представитель третьего лица ООО «СанЭД» в судебное заседание не явился о дате, времени и месте рассмотрения дела извещены надлежащим образом, мнения по требованиям не представил.
Заслушав лиц, участвующих в деле, исследовав материалы дела, суд приходит к следующему.
Согласно ст. 22 Трудового кодекса Российской Федерации работодатель обязан обеспечивать безопасность и условия труда, соответствующие государственным нормативным требованиям охраны труда; обеспечивать работников оборудованием, инструментами, технической документацией и иными средствами, необходимыми для исполнения ими трудовых обязанностей; выплачивать в полном размере причитающуюся работникам заработную плату в сроки, установленные в соответствии с настоящим Кодексом, коллективным договором, правилами внутреннего трудового распорядка, трудовыми договорами; исполнять иные обязанности, предусмотренные трудовым законодательством, в том числе законодательством о специальной оценке условий труда, и иными нормативными правовыми актами, содержащими нормы трудового права, коллективным договором, соглашениями, локальными нормативными актами и трудовыми договорами.
В соответствии с положениями ст. 209 Трудового кодекса Российской Федерации охрана труда - система сохранения жизни и здоровья работников в процессе трудовой деятельности, включающая в себя правовые, социально-экономические, организационно-технические, санитарно-гигиенические, лечебно-профилактические, реабилитационные и иные мероприятия. Условия труда - совокупность факторов производственной среды и трудового процесса, оказывающих влияние на работоспособность и здоровье работника.
Требования охраны труда - государственные нормативные требования охраны труда, в том числе стандарты безопасности труда, а также требования охраны труда, установленные правилами и инструкциями по охране труда.
Статьей 212 Трудового кодекса Российской Федерации предусмотрено, что обязанности по обеспечению безопасных условий и охраны труда возлагаются на работодателя. Работодатель обязан обеспечить проведение специальной оценки условий труда в соответствии с законодательством о специальной оценке условий труда.
Каждый работник имеет право на рабочее место, соответствующее требованиям охраны труда, а также гарантии и компенсации, установленные в соответствии с Трудовым кодексом Российской Федерации, коллективным договором, соглашением, локальным нормативным актом, трудовым договором, если он занят на работах с вредными и (или) опасными условиями труда (абзацы второй и тринадцатый части 1 статьи 219 Трудового кодекса Российской Федерации).
Федеральными законами от 28.12.2013 N 426-ФЗ "О специальной оценке условий труда" и от 28.12.2013 N 421-ФЗ "О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации в связи с принятием Федерального закона "О специальной оценке условий труда", вступившими в законную силу 01.01.2014, установлены правовые и организационные основы и порядок проведения специальной оценки условий труда, определены правовое положение, права, обязанности и ответственность участников специальной оценки условий труда, а также внесены изменения в Трудовой кодекс Российской Федерации, определяющие размеры, порядок и условия предоставления гарантий и компенсаций работникам, занятым на работах с вредными и (или) опасными условиями труда.
В силу п. 1 ст. 3 Федерального закона от 28.12.2013 N 426-ФЗ "О специальной оценке условий труда" специальная оценка условий труда является единым комплексом последовательно осуществляемых мероприятий по идентификации вредных и (или) опасных факторов производственной среды и трудового процесса (далее также - вредные и (или) опасные производственные факторы) и оценке уровня их воздействия на работника с учетом отклонения их фактических значений от установленных уполномоченным Правительством Российской Федерации федеральным органом исполнительной власти нормативов (гигиенических нормативов) условий труда и применения средств индивидуальной и коллективной защиты работников.
По результатам проведения специальной оценки условий труда устанавливаются классы (подклассы) условий труда на рабочих местах (часть 2 статьи 3 Федерального закона от 28.12.2013 N 426-ФЗ).
Под идентификацией потенциально вредных и (или) опасных производственных факторов понимаются сопоставление и установление совпадения имеющихся на рабочих местах факторов производственной среды и трудового процесса с факторами производственной среды и трудового процесса, предусмотренными классификатором вредных и (или) опасных производственных факторов, утвержденным федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по выработке и реализации государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере труда, с учетом мнения Российской трехсторонней комиссии по регулированию социально-трудовых отношений. Процедура осуществления идентификации потенциально вредных и (или) опасных производственных факторов устанавливается методикой проведения специальной оценки условий труда, предусмотренной частью 3 статьи 8 настоящего Федерального закона. Идентификация потенциально вредных и (или) опасных производственных факторов на рабочих местах осуществляется экспертом организации, проводящей специальную оценку условий труда. Результаты идентификации потенциально вредных и (или) опасных производственных факторов утверждаются комиссией, формируемой в порядке, установленном статьей 9 настоящего Федерального закона (ч. 1 и ч. 2 ст. 10 Федерального закона от 28.12.2013 N 426-ФЗ).
В соответствии с п. 8 ст. 12 Федерального закона от 28.12.2013 N 426-ФЗ "О специальной оценке условий труда" по результатам проведения исследований (испытаний) и измерений вредных и (или) опасных производственных факторов экспертом организации, проводящей специальную оценку условий труда, осуществляется отнесение условий труда на рабочих местах по степени вредности и (или) опасности к классам (подклассам) условий труда.
В целях проведения специальной оценки условий труда исследованию (испытанию) и измерению подлежат вредные и (или) опасные факторы производственной среды и трудового процесса, перечень которых приведен в ст. 13 Федерального закона от 28.12.2013 N 426-ФЗ "О специальной оценке условий труда". К числу таких факторов относятся биологические факторы - это микроорганизмы-продуценты, живые клетки и споры, содержащиеся в бактериальных препаратах, патогенные микроорганизмы - возбудители инфекционных заболеваний (п.3 ч. 1 ст. 13 Федерального закона от 28.12.2013 N 426-ФЗ).
В силу п. 1 ст. 14 Федерального закона от 28.12.2013 N 426-ФЗ "О специальной оценке условий труда" условия труда по степени вредности и (или) опасности подразделяются на четыре класса - оптимальные, допустимые, вредные и опасные условия труда.
Согласно п. 1 ст. 8 Федерального закона от 28.12.2013 N 426-ФЗ "О специальной оценке условий труда" обязанности по организации и финансированию проведения специальной оценки условий труда возлагаются на работодателя.
Специальная оценка условий труда проводится совместно работодателем и организацией или организациями, соответствующими требованиям статьи 19 настоящего Федерального закона и привлекаемыми работодателем на основании гражданско-правового договора (п. 2 ст. 8 Федерального закона от 28.12.2013 N 426-ФЗ).
Специальная оценка условий труда проводится в соответствии с методикой ее проведения, утверждаемой федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по выработке и реализации государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере труда, с учетом мнения Российской трехсторонней комиссии по регулированию социально-трудовых отношений (п. 3 ст. 8 Федерального закона от 28.12.2013 N 426-ФЗ).
Приказом Министерства труда и социальной защиты Российской Федерации от 24.01.2014 N 33н утверждены "Методика проведения специальной оценки условий труда, Классификатора вредных и (или) опасных производственных факторов, формы отчета о проведении специальной оценки условий труда и инструкции по ее заполнению".
В соответствии с п. 29 приказа Министерства труда и социальной защиты Российской Федерации от 24.01.2014 N 33н отнесение условий к классу (подклассу) условий труда при воздействии биологического фактора (работы с патогенными микроорганизмами) осуществляется независимо о концентрации патогенных микроорганизмов и без проведения исследований (испытаний) измерений в отношении рабочих мест медицинских и иных работников, непосредственно осуществляющих медицинскую деятельность.
Итоги специальной оценки условий труда применяются, в частности, для предоставления работникам гарантий и компенсаций, предусмотренных Трудовым кодексом Российской Федерации.
Судом установлено и подтверждается материалами дела, что истец Ваганова Е.С. работала в ГАУЗ СО «СП г. Асбест» на основании трудового договора *Номер* от 01.04.2016 в должности медицинской сестры стерилизационной общеполиклинического отделения с -1.04.2016, уволена 28.11.2022. (том №1 л.д.16-23, том № 2 л.д. 13)
В 2017 году на рабочем месте истца проведена специальная оценка условий труда. На основании договора от 13.03.2017 специальная оценка условий труда проводилась ООО «СанЭД».
Пунктом 2 Методики СОУТ, утвержденной приказом Минтруда России от 24.01.2014 №33н установлено, что идентификация потенциально вредных и (или) опасных производственных факторов включает в себя (далее соответственно - вредные и (или) опасные факторы, идентификация) включает в себя следующие этапы:
1) выявление и описание имеющихся на рабочем месте факторов производственной среды и трудового процесса, источников вредных и (или) опасных факторов;
2) сопоставление и установление совпадения имеющихся на рабочем месте факторов производственной среды и трудового процесса с Факторами производственной среды, и трудового процесса, предусмотренными классификатором вредных и (или) опасных производственных факторов;
3) принятие решения о проведении исследований (испытаний) и измерений вредных и (или) опасных факторов;
4) оформление результатов идентификации.
Частью 5 статьи 10 Федерального закона №426-ФЗ «О специальной оценке условий труда» определено, что в случае, если вредные и (или) опасные производственные факторы на рабочем месте идентифицированы, комиссия принимает решение о проведении исследований (испытаний) и измерений данных вредных и (или) опасных производственных факторов в порядке, установленном статьей 12 настоящего Федерального закона.
Частью 2 статьи 12 Федерального закона №426-ФЗ «О специальной оценке условий труда» определено, что Перечень вредных и (или) опасных производственных факторов, подлежащих исследованиям (испытаниям) и измерениям, формируется комиссией исходя из государственных нормативных требований охраны труда, характеристик технологического процесса и производственного оборудования, применяемых материалов и сырья, результатов ранее проводившихся исследований (испытаний) и измерений вредных и (или) опасных производственных факторов, а также исходя из предложений работников.
Как следует из Решения комиссии от 24.07.2021 об утверждении результатов идентификации потенциально вредных и (или) опасных производственных факторов и решение комиссии о проведении исследований (испытаний) и измерений идентифицированных вредных и (или) опасных производственных факторов (протокол от 24.07.2021) при принятии решения не было учтено мотивированное особое мнение члена комиссии ФИО1 (том № 1 л.д. 52-57).
По итогам оценки, на рабочем месте структурного подразделения общеполиклиническое отделение ГАУЗ СО «СП г. Асбест» по профессии «медицинская сестра стерилизационная» установлен итоговый класс условий труда - 2 (карта специальной оценки условий труда № 4-210 от 25.10.2017 (том № 1 л.д. 27-28).
Из материалов дела усматривается, что на основании обращения председателя первичной профсоюзной организации ГАУЗ СО «СП г. Асбест» ФИО1 от 09.12.2021, 25.02.2022 ФИО2 экспертом Профсоюза работников здравоохранения Российской Федерации проведена независимая экспертиза качества проведенной специальной оценки условий труда (далее СОУТ) по рабочим местам ответчика, в том числе по рабочему месту администратора, согласно заключению которого, представленные карты специальной оценки условий труда, к которым относятся рабочие места с индивидуальными номерами: №28-210А, 29-210 (28-21 OA), 30-210 (28-21 OA), 50-21 OA, 51-210A (50-210A), 38-210, 32-210A. 33-210 (32-210A), 34(32-210A), 35- 210, 52-21 OA, 53-210A (52-210A), 50-210, 36-210, 54-210, 4-210, 14-210A, 15 210A (14-210A), 55-210, 37-210, 40-210 были признаны не соответствующими требованиям Федерального закона от 28.12.2013 № 426-ФЗ и обязательным требованиям к последовательно реализуемым в рамках проведения СОУТ процедурам, изложенным в приказе Минтруда России от 24.01.2014 г. №33н. Как указано в заключении, в нарушение статьи 212 Трудового кодекса Российской Федерации, Федерального закона № 426-ФЗ, приказа Минтруда России от 24.01.2014№33н, на рабочем месте медицинских и работников, непосредственно осуществляющих медицинскую деятельность не проведена оценка биологического фактора, либо занижена оценка биологического фактора и в картах не предусмотрены мероприятия, направленные на снижение его воздействия на работника. Следствием данных нарушений явилось то, что экспертом СОУТ в строке 040 Карт проведения СОУТ не были указаны отдельные виды гарантий и компенсаций (том № 1 л.д. 37-48).
В ходе рассмотрения дела, судом была назначена судебная экспертиза условий труда, проведение которой поручено Департаменту по труду и занятости населения Свердловской области.
Согласно выводам заключения государственной экспертизы условий труда *Номер* от 27.09.2022 качество проведения специальной оценки условий труда на рабочем месте *Номер* – медицинская сестра стерилизационной не соответствует требованиям Федерального закона от 28 декабря 2013 года № 426-ФЗ «О специальной оценке условий труда».
Основанием указанного решения эксперта явилось то, что в таблице 8 раздела I Отчета «Сведения об экспертах и иных работниках организации, участвовавших в проведении специальной оценки условий труда» отсутствуют сведения о начальнике испытательной лаборатории ООО «СанЭД» - ФИО3, участвовавшем в проведении специальной оценки условий труда и подписавшем протокол исследований (испытаний) и измерений химического фактора от 12.04.2017, 26.04.2017 № 4-210ВР3/17.
При этом, в ходе проведения экспертизы экспертом установлено, что в отношении рабочего места № 4-210 медицинская сестра стерилизационной нормативно правовые акты, регламентирующие предельно допустимые уровни или предельно допустимые концентрации вредных и (или) опасных факторов производственной среды и трудового процесса, в ходе проведения специальной оценки условий труда применены в соответствии с законодательством Российской Федерации (том № 1 л.д. 234-239).
В судебном заседании установлено, что трудовой договор *Номер* от 01.04.2016, заключенный между ГАУЗ СО «СП г. Асбест» и Вагановой Е.С. расторгнут на основании п. 3 ч. 1 ст. 11 Трудового кодекса Российской Федерации, Ваганова Е.С. уволена 28.11.2022, что подтверждается приказом *Номер* от 24.11.2022 (том № 2 л.д. 13).
Учитывая, что в период работы истца в должности медицинской сестры стерилизационной ГАУЗ СО «СП г. Асбест» верно применены соответствующие правовые нормативно правовые акты, регламентирующие предельно допустимые уровни или предельно допустимые концентрации вредных и (или) опасных факторов производственной среды и трудового процесса, а так же были определены верно указанные факторы и условия труда, доводы истца о наличии вредных и (или) опасных факторов в работе истца, сведения о которых не предоставлены истцу работодателем, а так же о наличии условий труда, дающих право на предоставление дополнительных гарантий и компенсаций, в том числе в виде ежегодного дополнительного оплачиваемого отпуска, не нашли подтверждения в судебном заседании.
На момент рассмотрения дела истец уволена, трудовые отношения между сторонами прекращены. В связи с этим, сведения о нарушениях, установленных при составлении карты специальной оценки условий труда № 4-210 от 2017 г. ГАУЗ СО «СП г. Асбест», заключающихся в отсутствии сведений о начальнике испытательной лаборатории ООО «СанЭД» - ФИО3, участвовавшему в проведении специальной оценки условий труда и подписавшем протокол исследований (испытаний) и измерений химического фактора от 12.04.2017, 26.04.2017 № 4-210ВРЗ/17 не влекут правовых последствий для истца, не являющейся работником учреждения на момент рассмотрения дела.
Таким образом, на основании вышеизложенного, исходя из совокупности установленных судом обстоятельств, исследованных доказательств, анализа норм права, регулирующих спорные правоотношения, суд считает исковые требования истца не подлежащими удовлетворению.
На основании изложенного, руководствуясь ст. ст. 194 – 199 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, суд
решил:
░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░. ░. (░░░ 660308661632), ░ ░░░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░ «░░░░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░ ░░░░░ ░░░░░░» (░░░░ 1026600628295) ░░ ░░░░░░░░░░░ ░░░░░ ░░░░░░░░░░░ ░░░░░░ ░░░░░░░ ░░░░░ 4-210, ░░░░░░░░░░░░ 25.10.2017 ░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░ ░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░░░░, ░░░░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░ «░░░░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░ ░░░░░ ░░░░░░», ░ ░░░░░░░░░ ░░░░░ ░░ ░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░, ░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░, ░░░░░░░░ ░░░ ░░░░░░░░░░░░░░.
░░░░░░░ ░░░░░ ░░░░ ░░░░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░ ░░░░░░░░ ░░ ░░░░░░░░░░░ ░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░ ░░░░░ ░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░ ░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░ ░░░░░░░ ░░░░░░ ░░ ░░░ ░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░░░░ ░ ░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░.
░░░░░ ░.░. ░░░░░