Решение от 21.07.2016 по делу № 2а-1458/2016 от 21.06.2016

Дело № 2А-1458/2016г.

Р Е Ш Е Н И Е

Именем Российской Федерации

21 июля 2016 года

Читинский районный суд Забайкальского края в составе:

председательствующего Цоктоевой О.В.,

при секретаре Панковой Е.Д.,

рассмотрев в открытом судебном заседании в г. Чите административное дело по административному исковому заявлению Управления Роспотребнадзора по Забайкальскому краю к муниципальному образовательному учреждению «Средняя образовательная школа с. Домна», Комитету образования администрации муниципального района «Читинский район», администрации муниципального района «Читинский район» о признании незаконным бездействия, выраженного в невыполнении требований санитарного законодательства и понуждении выполнения указанных требований,

УСТАНОВИЛ:

Управление Роспотребнадзора по Забайкальскому краю (далее по тексту – Управление), действуя в интересах неопределенного круга лиц, обратилось в суд с вышеназванным административным иском, ссылаясь на следующие обстоятельства.

По итогам рассмотрения материалов плановой выездной проверки МОУ «СОШ с. Домна», были выявлены нарушения санитарно-эпидемиологических требований в названном школьном учреждении, а именно нарушены обязательные требования статей: 11, 24, 28, 29 Федерального закона от 30.03.1999 №52-ФЗ «О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения», п.5.3 таблицы к 1 СанПиН 2.4.2.2821-10 «Санитарно-эпидемиологические требования к условиям и организации обучения в общеобразовательных учреждениях» (далее- СанПиН 2.4.2.2821-10), п. 2.4 СанПиН 2.2.4.1294-03 «Гигиенические требования к аэроионному составу воздуха производственных и общественных зданий» (далее - СанПиН 2.2.4.1294-03), п. 5.10, п. 10.7, п. 10.8, приложения № 3 СанПиН 2.4.2.2821-10, п. 7.19 табл.7.1 СП 118.13330.2012 «Общественные здания и сооружения». Актуализированная редакция СНиП 31-06-2009; п. 5.1 СанПиН 2.4.1.3049-13 «Санитарно-эпидемиологические требования к устройству и организации режима работы дошкольных образовательных организаций» (далее - СанПиН 2.4.1.3049-13), п.6.6, п. 6.14, п. 6.15, п. 6.17, п. 6.18, п.6.19, приложения № 2, № 3, № 4 к СанПиН 2.4.5.2409-08 «Санитарно-эпидемиологические требования к организации питания обучающихся в общеобразовательных учреждениях, учреждениях начального и среднего профессионального образования» (далее - СанПиН 2.4.5.2409-08), п. 5.3 таблицы к 1 СанПиН 2.4.2.2821-10 «Санитарно-эпидемиологические требования к условиям и организации обучения в общеобразовательных учреждениях» (далее- СанПиН 2.4.2.2821-10), п. 2.4 СанПиН 2.2.4.1294-03 «Гигиенические требования к аэроионному составу воздуха производственных и общественных зданий» (далее- СанПиН 2.2.4.1294-03), п. 5.10, п. 10.7, п. 10.8, приложения № 3 СанПиН 2.4.2.2821-10, п. 7.19 табл.7.1 СП 118.13330.2012 «Общественные здания и сооружения». Актуализированная редакция СНиП 31-06-2009; п. 5.1 СанПиН 2.4.1.3049-13 «Санитарно-эпидемиологические требования к устройству и организации режима работы дошкольных образовательных организаций» (далее - СанПиН 2.4.1.3049-13), п. 2.3, п. 3.11, п. 4.10, п. 4.14, п. 5.4, п. 5.8, п. 5.10, п. 5.21, п.6.6, п. 6.14, п. 6.15, п. 6.17, п. 6.18, п.6.19, приложения № 2, № 3, № 4 к СанПиН 2.4.5.2409-08 «Санитарно-эпидемиологические требования к организации питания обучающихся в общеобразовательных учреждениях, учреждениях начального и среднего профессионального образования» (далее - СанПиН 2.4.5.2409-08).

Допущенные административным ответчиком нарушения создают угрозу безопасности условий пребывания в школьном учреждении его учащихся и работников учреждения, чем нарушаются права граждан на безопасную среду обитания.

Поскольку выявленные нарушения санитарно-эпидемиологических требований так и не были устранены, административный истец просил суд:

1..Признать бездействие Муниципального общеобразовательного учреждения «Средняя общеобразовательная школа с. Домна», администрации муниципального района «Читинский район» и Комитета образования Администрации муниципального района «Читинский район» по выполнению санитарных требований, а также по устранению нарушений санитарного законодательства противоправным, нарушающим право граждан на благоприятную среду обитания.

2. Обязать МОУ «СОШ с. Домна» устранить нарушения:

п.5.3 таблицы №1, п. 5.10, п. 10.7, п. 10.8, приложения № 3 СанПиН 2.4.2.2821-10, п. 2.4 СанПиН 2.2.4.1294-03,

п. 7.19 табл.7.1 СП 118.13330.2012 «Общественные здания и сооружения». Актуализированная редакция СНиП 31-06-2009; п. 5.1 СанПиН 2.4.1.3049-13, п. 3.3., п. 13.2, п. 2.3, п. 4.10, п. 4.14, п. 5.8, п. 5.10, СанПиН 2.4.5.2409-08, а именно:

2.1. Отрегулировать и привести в соответствие с требованиями размеры столов и стульев в кабинетах биологии, русского языка, математики (кабинет № 17), математики (кабинет № 15), физики, информатики, химии, истории, английского языка МОУ СОШ с. Домна для групп роста 1450-1600 мм и 1600-1750 мм в срок до 01.09.2016;

После выполненных работ провести замеры мебели с привлечением лабораторного центра, аккредитованного в установленном порядке на проведение вышеуказанных работ, представив акт выполненных работ и копию протокола замеров мебели в Управление Роспотребнадзора по Забайкальскому краю;

2.2. Привести аэроионный состав воздуха на рабочих местах в кабинете информатики (кабинет № И) в соответствие требованиям СанПиН 2.2.4.1294-03, установить увлажнитель воздуха, либо соблюдать регулярный режим проветривания в срок до 01.09.2016;

2.3 В помещениях мастерских для мальчиков установить рукомойник с подогревом воды, постоянно иметь в наличии бумажные салфетки или установить электрополотенце в срок до 01.09.2016;

2.4. Провести мероприятия по ревизии системы естественной вытяжной вентиляции, оборудованной в кабинетах №№ 2,5,8 начальных классов, в кабинете математики № 15, кабинете русского языка № 18 для обеспечения кратности воздухообмена, соответствующей требованиям п. 7.19, табл. 7.1 СП 118.13330.2012 «Общественные здания и сооружения». Актуализированная редакция СНиП 31-06-2009 в срок до 01.09.2016.

После выполненных работ в вышеуказанных учебных кабинетах с привлечением лабораторного центра, аккредитованного в установленном порядке на проведение вышеуказанных работ, выполнить инструментальные замеры вентиляции, представив копию протокола замеров в Управление Роспотребнадзора по Забайкальскому краю;

2.5. Обеспечить поверхности стен помещений подразделения дошкольного образования МОУ СОШ с. Домна (раздевальная комната, игровая) отделкой, допускающей проведение уборок влажным способом и дезинфекцию в срок до 01.09.2016;

2.6 Расписание уроков в МОУ СОШ с. Домна привести в соответствие требованиям п.п. 10.7, 10.8, приложению 3 к СанПиН 2.4.2.2821-10, представив его копию в Управление Роспотребнадзора по Забайкальскому краю для контроля в срок до 01.09.2016;

2.7. Создать условия для первичной обработки овощей (сортировка, мытье, очистка) в соответствии с требованиями п. 3.3, п, 13.2 СанПиН 2.4.5.2409-08, а именно: установить в помещении для хранения овощей 2 моечные раковины с подводкой горячей и холодной воды в срок до 01.09.2016;

2.8. Создать условия для мытья столовой посуды в соответствии с требованиями п. 5.10 4 СанПиН 2.4.5.2403-08, а именно: выяснить причину и устранить неисправность третьей моечной раковины для мытья столовой посуды в срок до 01.09.2016;

2.9. Создать условия для мытья кухонной посуды в соответствии с требованиями п. 5.8 СанПиН 2.4.5.2403-08, а именно: выяснить причину и устранить неисправность второй моечной раковины для мытья кухонной посуды в срок до 01.09.2016;

2.10. Оборудовать складское помещение для хранения продуктов питания приборами для измерения относительной влажности и температуры воздуха в соответствии с п. 4.10 СанПиН 2.4.5.2409-08 в срок до 01.09.2016;

3. Обязать Комитет образования администрации муниципального района «Читинский район» в срок до 01.09.2016:

3.1. Организовать финансирование работ, указанных в пунктах 2.1-2.10 исковых требований путем перечисления денежных средств на счет образовательного учреждения (МОУ «СОШ с. Домна»);

3.2. Осуществить контроль за устранением МОУ «СОШ с. Домна» нарушений, указанных в пункте 2 исковых требований;

4. Обязать Администрацию муниципального района «Читинский район» в срок до 01.09.2016г. организовать выполнение работ, указанных в пунктах 2.1-2.10 исковых требований в МОУ «СОШ с. Домна» и организовать финансирование данных работ путем перечисления денежных средств на счет образовательного учреждения (МОУ «СОШ с. Домна»).

21.07.2016г представителем административного истца представлено заявление об уточнении исковых требование, в котором истец просит суд: Признать бездействие МОУ «Средняя образовательная школа с. Домна» по выполнению обязательных требований ст.ст. 11, 17, 28 Федерального закона от 30 марта 1999 года № 52-ФЗ «О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения»; п.5.3 таблицы №1, п. 5.10, п. 10.7. п. 10.8, приложения № 3 СанПиН 2.4.2.2821-10, п. 2.4 СанПиН 2.2.4.1294-03, п. 7.19 табл.7.1 СП 118.13330.2012 «Общественные здания и сооружения». Актуализированная редакция СНиП 31-06-2009; п. 5.1 СанПиН 2.4.1.3049-13, п. З.З., п. 13.2, п. 2.3, п. 4.10, п. 4.14, п. 5.8. п. 5.10, СанПиН 2.4.5.2409-08, а также по устранению нарушений санитарного законодательства противоправным, нарушающим право граждан на благоприятную среду обитания.

1.1. Признать противоправным, нарушающим право граждан на благоприятную среду обитания бездействие комитета образования администрации муниципального района «Читинский район», выразившееся в том, что комитетом не осуществляется контроль за соблюдением МОУ «Средняя образовательная школа с. Домна» требований санитарного законодательства, а именно ст.ст. И, 17, 28 Федерального закона от 30 марта 1999 года № 52-ФЗ «О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения»; п.5.3 таблицы №1, п. 5.10, п. 10.7, п. 10.8, приложения № 3 СанПиН 2.4.2.2821-10, п. 2.4 СанПиН 2.2.4.1294-03, п. 7.19 табл.7.1 СП 118.13330.2012 «Общественные здания и сооружения». Актуализированная редакция СНиП 31-06-2009; п. 5.1 СанПиН 2.4.1.3049-13, п. З.З., п. 13.2, п. 2.3, п. 4.10, п. 4.14, п. 5.8. п. 5.10. СанПиН 2.4.5.2409-08; комитетом не обеспеченно соблюдение выполнения МОУ указанных требований санитарных правил;

1.2. Признать противоправным, нарушающим право граждан на благоприятную среду обитания бездействие Администрации муниципального района «Читинский район», выразившееся в том, что не созданы условия для содержания детей в МОУ «Средняя образовательная школа с. Домна», что выразилось в том, что в учреждении нарушаются санитарно-эпидемиологические требования, не обеспечено содержание зданий и сооружений муниципальной образовательной организации в соответствии с требованиями санитарных правил;

2. Обязать муниципальное общеобразовательное учреждение «Средняя образовательная школа с. Домна»:

2.1 устранить нарушение п. 5.3, таблицы №1 СанПиН 2.4.2.2821-10, отрегулировать и привести в соответствие с требованиями размеры столов и стульев в кабинетах биологии, русского языка, математики (кабинет № 17), математики (кабинет № 15), физики, информатики, химии, истории, английского языка МОУ СОШ с. Домна для групп роста 1450-1600 мм и 1600-1750 мм в срок до 01.09.2016;

После выполненных работ провести замеры мебели с привлечением лабораторного центра, аккредитованного в установленном порядке на проведение вышеуказанных работ, представив акт выполненных работ и копию протокола замеров мебели в Управление Роспотребнадзора по Забайкальскому краю в срок до 01.09.2016;

2.2 устранить нарушение п. 7.19, табл. 7.1 СП 118.13330.2012 «Общественные здания и сооружения». Актуализированная редакция СНиП 31-06-2009, провести ревизию системы естественной вытяжной вентиляции, оборудованной в кабинетах №№ 2,5,8 начальных классов, в кабинете математики № 15, кабинете русского языка № 18 для обеспечения кратности воздухообмена соответствующей санитарным правилам в срок до 01.09.2016.

После выполненных работ в вышеуказанных учебных кабинетах с привлечением лабораторного центра, аккредитованного в установленном порядке на проведение вышеуказанных работ, выполнить инструментальные замеры вентиляции, представив копию протокола замеров в Управление Роспотребнадзора по Забайкальскому краю в срок до 01.09.2016.

2.3. устранить нарушения п. 10.7, п. 10.8, приложения № 3 СанПиН 2.4.2.2821-10, расписание уроков в МОУ СОШ с. Домна привести в соответствие требованиям п.п. 10.7, 10.8, приложению 3 к СанПиН 2.4.2.2821-10, представив его копию в Управление Роспотребнадзора по Забайкальскому краю для контроля в срок до 15.09.2016;

2.4. устранить нарушения п. 3.3, п. 13.2 СанПиН 2.4.5.2409-08, создать условия для первичной обработки овощей (сортировка, мытье, очистка) в соответствии с требованиями п. 3.3, п. 13.2 СанПиН 2.4.5.2409-08, а именно: установить в помещении для хранения овощей 2 моечные раковины с подводкой горячей и холодной воды в срок до 01.11.2016;

2.5. устранить нарушение п. 4.10 СанПиН 2.4.5.2409-08, оборудовать складское помещение для хранения продуктов питания приборами для измерения относительной влажности и температуры воздуха в соответствии с п. 4.10 СанПиН 2.4.5.2409-08 в срок до 01.09.2016.

3. Обязать комитет образования администрации муниципального района «Читинский район»:

3.1. обеспечить контроль за выполнением МОУ «СОШ с. Домна» пунктов п. 5.3, таблицы №1, 10.7, п. 10.8, приложения № 3 СанПиН 2.4.2.2821-10, п. 7.19, табл. 7.1 СП 118.13330.2012 «Общественные здания и сооружения». Актуализированная редакция СНиП 31-06-2009, п. 3.3, п. 13.2, п. 4.10 СанПиН 2.4.5.2409-08 в срок до 01.09.2016;

3.2. организовать финансирование работ, указанных в пунктах 2.1-2.5 исковых требований путем перечисления денежных средств на счет образовательного учреждения (МОУ «СОШ с. Домна») в срок до 01.09.2016;

4. Обязать Администрацию муниципального района «Читинский район» 4.1 обеспечить содержание детей в МОУ «СОШ с. Домна», а также содержание зданий и сооружений МОУ «СОШ с. Домна» в соответствии с требованиями пунктов п. 5.3, таблицы №1,

10.7, п. 10.8, приложения № 3 СанПиН 2.4.2.2821-10, п. 7.19, табл. 7.1 СП 118.13330.2012 «Общественные здания и сооружения». Актуализированная редакция СНиП 31-06-2009, п. 3.3, п. 13.2, п. 4.10 СанПиН 2.4.5.2409-08 в срок до 01.09.2016;

4.2. организовать финансирование работ, указанных в пунктах 2.1-2.5 исковых требований путем перечисления денежных средств на счет образовательного учреждения (МОУ «СОШ с. Домна») в срок до 01.09.2016.

Копии данного заявления получены административными ответчиками 21 июля 2016 года.

Представитель Комитета образования администрации МР «Читинский район» в суд не явился, представил ходатайство о рассмотрении дела в их отсутствие.

Представитель администрации МР «Читинский район» в суд не явился, о месте и времени рассмотрения дела извещен, о причинах неявки не сообщил.

При таких обстоятельствах суд, руководствуясь ст. 150 КАС РФ, счел возможным рассмотреть дело при данной явке.

В судебном заседании представитель процессуального административного истца Баранова А.А., представившая документы о наличии у нее высшего юридического образования и действующая по доверенности, уточненный административный иск поддержала по изложенным в нем доводам и просила его удовлетворить в полном объеме.

Представитель административного ответчика – директор Муниципального общеобразовательного учреждения «Средняя общеобразовательная школа с. Домна» Сурин И.В. не возражал против удовлетворения исковых требований.

Выслушав пояснения участников процесса, исследовав материалы дела, суд приходит к следующему.

В ст. 42 Конституции Российской Федерации закреплено право каждого на благоприятную окружающую среду, достоверную информацию о ее состоянии и на возмещение ущерба, причиненного его здоровью или имуществу экологическим правонарушением.

В силу ст. 1 Федерального закона от 30 марта 1999 года N 52-ФЗ "О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения" (далее Федерального закона от 30 марта 1999 года N 52-ФЗ) санитарно-эпидемиологическое благополучие населения определено как состояние здоровья населения, среды обитания человека, при котором отсутствует вредное воздействие факторов среды обитания на человека и обеспечиваются благоприятные условия его жизнедеятельности.

В соответствии со ст. 2 Федерального закона от 30 марта 1999 года N 52-ФЗ предусмотрено, что санитарно-эпидемиологическое благополучие населения обеспечивается посредством, в том числе выполнения санитарно-противоэпидемических (профилактических) мероприятий и обязательного соблюдения гражданами, индивидуальными предпринимателями и юридическими лицами санитарных правил как составной части осуществляемой ими деятельности.

Согласно ст. 8 Федерального закона от 30 марта 1999 года N 52-ФЗ граждане имеют право на благоприятную среду обитания, факторы которой не оказывают вредного воздействия на человека.

Статьей 11 Федерального закона от 30 марта 1999 года N 52-ФЗ юридические лица в соответствии с осуществляемой ими деятельностью обязаны выполнять требования санитарного законодательства, а также постановлений, предписаний осуществляющих федеральный государственный санитарно-эпидемиологический надзор должностных лиц, разрабатывать и проводить санитарно-противоэпидемические (профилактические) мероприятия.

Как установлено судом и подтверждается материалами дела, на основании распоряжения заместителя руководителя Управления Роспотребнадзора по Забайкальскому краю от 03.02.2016гю. № 8 в отношении МОУ «СОШ с. Домна» проведена плановая выездная, в ходе которой состоялись следующие мероприятия по контролю : рассмотрение документов юридического лица, при осуществлении деятельности с 09.02.2016г. по 10.03.2016г.; осмотры территорий, зданий, строений, помещений, сооружений, помещений, оборудования; проведение отбора проб и исследований: воды питьевой (разводящая сеть), воздуха закрытых помещений, пищевых продуктов и готовых блюд, проведение измерений: параметров микроклимата, мебели на соответствие росто-возрастным особенностям детей, освещенности, эффективности работы вентиляции. Срок проведения проверки 20 рабочих дней (л.д. 10-13).

Так, согласно акту проверки от 25.03.2016г. № 05-8 было установлено следующее:

- в нарушение п.5.3 СанПиН 2.4.2.2821-10 - согласно протоколу измерения мебели № 5/4.4 от 19.02.2016 измеренные размеры учебной мебели столов и стульев в кабинетах биологии, русского языка, математики (кабинет № 17), математики (кабинет № 15), физики, информатики, химии, истории, английского языка для группы роста 1450-1600 мм и 1600-1750 мм не соответствуют требованиям санитарных правил, а именно:

- высота над полом крышки края стола составила - 720, 760 мм (при нормируемой 640, 700 мм, высота над полом переднего края сидения стула составила- 450, 460 мм (при нормируемой 380, 420 мм;

- в нарушение требований п. 7.19, табл. 7.1 СП 118.13330.2012 «Общественные здания и сооружения». Актуализированная редакция СНиП 31-06-2009 согласно протоколу инструментальных замеров вентиляции № 226/4.2 от 16.02.2016 ФБУЗ «Центр гигиены и эпидемиологии в Забайкальском крае» удаление воздуха из кабинетов МОУ СОШ с. Домна проводится через систему вытяжной вентиляции с естественным побуждением, кратность воздухообмена в кабинетах №№ 2, 5, 8 начальных классов, кабинете русского языка № 18, кабинете математики № 15 на день проведения замеров, не соответствует требованиям вышеуказанных нормативных документов и не обеспечивают воздухообмен, а именно:

- кратность воздухообмена в кабинете начальных классов № 5 составила -1,17 м3/час, при нормируемом значении - 2 м3/час;

- кратность воздухообмена в кабинете начальных классов № 2 составила - 0, 4 м3/час, при нормируемом значении - 2 м3/час;

- кратность воздухообмена в кабинете начальных классов № 8 составила - 1,08 м3/час, при нормируемом значении - 2 м3/час;

- кратность воздухообмена в кабинете русского языка № 18 составила - 1,08 м3/час, при нормируемом значении - 2 м3/час;

- кратность воздухообмена в кабинете математики № 15 составила - 0,61 м3/час, при нормируемом значении - 2 м3/час;

- в нарушение требований п.2.4 СанПиН 2.2.4.1294-03 - согласно протоколу измерений аэроионного состава воздуха № 229/4.2-01 от 16.02.2016 ФБУЗ «Центр гигиены и эпидемиологии в Забайкальском крае» концентрация аэроионов положительной полярности составила менее 100 ион/см3, при гигиеническом нормативе 400-50000 ион/см3, концентрация аэроионов отрицательной полярности составила менее 100 ион/см3, при гигиеническом нормативе 600-50000 ион/см3, коэффициент униполярности составил от -0,46 до - 0,55, при установленном нормативе 0,4<У<1,0. Минимально и максимально допустимые значения нормируемых показателей определяют диапазоны концентраций аэроионных обеих полярностей и коэффициента униполярности, отклонений от которых могут привести к неблагоприятным последствиям для здоровья человека (п. 2.4.СанПиН 2.2.4.1294-03 «Гигиенические требования к аэроионному составу воздуха производственных и общественных помещений».

Измеренный аэроионный состав воздуха на рабочих местах в кабинете информатики не соответствует требованиям п.2.4 СанПиН 2.2.4.1294-03;

- в нарушение требований п. 5.10. СанПиН 2.4.2.2821-10 в помещении мастерских для мальчиков установлен рукомойник (без подогрева), отсутствуют бумажные салфетки или электрополотенце;

- в нарушение требований п. 5.1 СанПиН 2.4.1.3049-13 поверхности стен помещений подразделения дошкольного образования гладкие, без признаков поражений грибком, но стены в раздевальной комнате и игровой оклеены бумажными обоями, т.е. имеют отделку, не допускающую уборку влажным способом и дезинфекцию;

в нарушение требований п.п. 10.7, 10.8, приложению 3 к СанПиН 2.4.2.2821-10 «Санитарно-эпидемиологические требования к условиям и организации обучения в общеобразовательных учреждениях» расписание уроков в МОУ СОШ с. Домна не соответствует требованиям п.п. 10.7, 10.8, приложению 3 к СанПиН 2.4.2.2821-10 «Санитарно-эпидемиологические требования к условиям и организации обучения в общеобразовательных учреждениях», а именно:

- наиболее трудные предметы (математика, русский язык) в 1-х классах проводятся на 1-х, 5-х уроках, что не соответствует требованиям п. 10.8. СанПиН 2.4.2.2821-10;

- наиболее трудные предметы (математика, русский язык) во 2 - 4 классах проводятся на 1-х, 4-х уроках, что не соответствует требованиям п. 10.8. СанПиН 2.4.2.2821-10;

- наиболее трудные предметы (математика, английский язык, биология) в 5-х классах проводятся на 1-х, 5-х, 6-х уроках, что не соответствует требованиям п. 10.8. СанПиН 2.4.2.2821-10;

- наиболее трудные предметы (математика, русский язык) в 6-х классах проводятся на 1-х, 5-х, 6-х уроках, что не соответствует требованиям п. 10.8. СанПиН 2.4.2.2821-10;

- наиболее трудные предметы (химия, физика) в 9-х классах проводятся на 1-х и 5-х уроках, что не соответствует п. 10.8 СанПиН 2.4.2.2821-10;

- наиболее трудные предметы (химия, физика) в 10-11-х классах проводятся на 1-х, 5-х,6-х уроках, что не соответствует п. 10.8 СанПиН 2.4.2.2821-10;

- для учащихся 3-а класса приходится на понедельник и четверг, что не соответствует требованиям п. 10.7 СанПиН 2.4.2.2821-10;

- для учащихся 3-в класса приходится на четверг, что не соответствует требованиям п. 10.7 СанПиН 2.4.2.2821-10;

- для учащихся 4-б, 4-в классов приходится на понедельник, что не соответствует требованиям п. 10.7 СанПиН 2.4.2.2821-10;

- после занятий физической культурой в 1-а, 1-б, 1-в, 2-6, 2-в, З-б, 3-в, 4-а, 4-в, 5-г классах проводится урок с письменным заданием, что не соответствует требованиям приложения 3 к СанПиН 2.4.2.2821-10; в остальных классах после занятий физической культурой не проводятся уроки с письменными заданиями, что соответствует требованиям приложения 3 к СанПиН 2.4.2.2821-10.

При оценке расписания выявлены следующие нарушения:

- расписание уроков для 3-а, 3-в, 4-6, 4-в классов составлено без учета недельной умственной работоспособности обучающихся, что не соответствует п. 10.7 СанПиН 2.4.2.2821-10;

- основные предметы (математика, русский язык) в 1-х классах проводятся на 1-х, 5-х уроках, что не соответствует требованиям п. 10.8. СанПиН 2.4.2.2821-10;

- основные предметы (математика, русский язык) во 2 - 4 классах проводятся на 1-х, 4-х уроках, что не соответствует требованиям п. 10.8. СанПиН 2.4.2.2821-10;

- основные предметы (математика, английский язык, биология) в 5-х классах проводятся на 1-х, 5-х, 6-х уроках, что не соответствует требованиям п. 10.8. СанПиН 2.4.2.2821-10;

- основные предметы (математика, русский язык) в 6-х классах проводятся на 1-х, 5-х, 6-х уроках, что не соответствует требованиям п. 10.8. СанПиН 2.4.2.2821-10;

- наиболее трудные предметы (химия, физика) в 9-х классах проводятся на 1-х и 5-х уроках, что не соответствует п. 10.8 СанПиН 2.4.2.2821-10;

- наиболее трудные предметы (химия, физика) в 10-11-х классах проводятся на 1-х, 5-х,6-х уроках, что не соответствует п. 10.8 СанПиН 2.4.2.2821-10;

- после занятий физической культурой в 1-а, 1-6, 1-в, 2-6, 2-в, З-б, 3-в, 4-а, 4-в, 5-г классах проводится урок с письменным заданием, что не соответствует требованиям приложения 3 к СанПиН 2.4.2.2821-10;

- в организации общественного питания школы осуществляется приготовление салатов из овощей (из свеклы, моркови, капусты, винегрет), что является нарушением п. 2.3 СанПиН 2.4.5.2409-08, так как объемно-планировочные решения, набор помещений, а именно: отсутствие овощного цеха, не позволяют осуществлять приготовление салатов;

- для мытья столовой посуды установлено 3 раковины с подводкой горячей и холодной воды, на момент проведения обследования одна из раковин находилась в неисправном техническом состоянии, что является нарушением п. 5.10 СанПиН 2.4.5.2409-08;

- для мытья кухонной посуды установлено 2 раковины с подводкой горячей и холодной воды, на момент проведения обследования одна из раковин находится в неисправном техническом состоянии, что является нарушением п. 5.8 СанПиН 2.4.5.2409-08;

- в моечном отделении отсутствует инструкция о правилах мытья посуды и инвентаря с указанием концентрации и объемов применяемых моющих средств, согласно инструкции по применению этих средств, и температурных режимах воды в моечных ваннах, что является нарушением п. 5.4 СанПиН 2.4.5.2409-08;

- разделочный инвентарь (доски) промаркирован не в полном объеме, имеется одна деревянная доска без маркировки, что является нарушением п. 4.10 СанПиН 2.4.5.2409-08;

- складское помещение для хранения продуктов питания не оборудовано прибором для измерения относительной влажности и температуры воздуха, что является нарушением п 4.14 СанПиН 2.4.5.2409-08;

- температурный режим хранения продуктов питания контролируется ртутными термометрами, что является нарушением п. 4.14 СанПиН 2.4.5.2409-08;

- не для каждой группы помещений организации общественного питания, а именно: горячий цех, моечное отделение, складские помещения выделен промаркированный уборочный инвентарь, что является нарушением п. 5.21 СанПиН 2.4.5.2409-08;

- в ходе проведения проверки установлено, что в организации общественного питания отсутствует аптечка для оказания первой медицинской помощи, что является нарушением п. 13.11 СанПиН 2.4.5.2409-08;

- для контроля за качественным и количественным составом рациона питания, ассортиментом используемых пищевых продуктов и продовольственного сырья медицинским работником не ведется "Ведомость контроля за питанием", в конце каждой недели или один раз в 10 дней не осуществляется подсчет и сравнение со среднесуточными нормами питания (в расчете на один день на одного человека, в среднем за неделю или за 10 дней), что является нарушением п. 14.9 СанПиН 2.4.5.2409-08;

- в нарушение требований приложении №2 к СанПиН 2.4.5.2409-08 «Санитарно-эпидемиологические требования к организации питания обучающихся в общеобразовательных учреждениях, учреждениях начального и среднего профессионального образования» (далее по тексту СанПиН 2.4.5.2409-08) представленная форма 10-ти дневного меню не соответствует рекомендуемой форме составления примерного меню, указанной в приложении № 2 к СанПиН 2.4.5.2409-08 «Санитарно-эпидемиологические требования к организации питания обучающихся в общеобразовательных учреждениях, учреждениях начального и среднего профессионального образования» (далее по тексту СанПиН 2.4.5.2409-08), а именно: отсутствуют графы: «№ рецептуры», «Витамины», «Минеральные вещества»;

- в представленном примерном 10-ти дневном меню дифференциация возрастной группы не указана, что не соответствует требованиям п. 6.6. СанПиН 2.4.5.2409-08.

Завтрак включает: горячее блюдо, горячий напиток, что соответствует п. 6.18 СанПиН 2.4.5.2409-08; в 3, 5 дни горячее блюдо не предусмотрено, что не соответствует требованиям п. 6.18 СанПиН 2.4.5.2409-08.

Фрукты на завтрак не предусмотрены, что не соответствует требованиям п. 6.18. СанПиН 2.4.5.2409-08.

Обед включает: закуску, первое, второе (основное горячее блюдо из мяса, рыбы или птицы). В качестве закуски используются салаты из огурцов, свежей капусты, моркови, свеклы, фруктов, что соответствует п. 6.19 СанПиН 2.4.5.2409-08; в 9 день не предусмотрена закуска, что не соответствует п. 6.19 СанПиН 2.4.5.2409-08.

Соотношение белков, жиров и углеводов (Б:Ж:У) в представленном примерном 10-ти дневном меню составило:

- 1-й день - 1:0,8:4,2 при норме 1:1:4;

- 2-й день -1:1,3:6,7 при норме 1:1:4;

- 3-й день- 1:1,2:3,4 при норме 1:1:4;

- 4-й день- 1:0,9:5,9 при норме 1:1:4;

- 5-й день-1:1:5,3 при норме 1:1:4;

- 6-й день - 1:0,7:4,6 при норме 1:1:4;

- 7-й день-1:1:5,3    при норме 1:1:4;

- 8-й день-1:0,8:6,5 при норме 1:1:4;

- 9-й день-1:0,8:4,7 при норме 1:1:4;

- 10-й день - 1:1,5:4,8 при норме 1:1:4.

Соотношение Б:Ж:У для учащихся во все дни не соответствует требованиям п. 6.15. СанПиН 2.4.5.2409-08.

- в нарушение требованиям п. 6.17. СанПиН 2.4.5.2409-08 яйца, творог и кисломолочные продукты в питании школьников не используются;

- в нарушение требований приложения 3 к СанПиН 2.4.5.2409-08 масса порции блюда «Каша, овощное, яичное, творожное, мясное блюдо» (в граммах) для учащихся с 7 до 11 лет занижена во 2, 6, 9 дни, в 3 и 5 дни не предусмотрено;

- масса порции блюда «Мясо, котлета» (в граммах) для учащихся с 7 до 11 лет во 2, 3, 5, 7, 8, 10 дни занижена, что не соответствует требованиям приложения 3 к СанПиН 2.4.5.2409-08, в остальные дни соответствует требованиям приложения 3 к СанПиН 2.4.5.2409-08.

- выход блюд «Капуста тушеная», «Плов из курицы» не соответствует сумме массы блюд «Мясо, котлета» и «Гарнир» для детей в возрасте с 7 до 11 лет, что не соответствует требованиям приложения 3 к СанПиН 2.4.5.2409-08;

- в нарушение требований п. 6.14. СанПиН 2.4.5.2409-08 калорийность завтрака с учетом допустимого отклонения для детей в возрасте с 7 до 11 лет в 1, 2, 3, 5, 6, 7, 8, 9,10днинесоответствует требованиям; калорийность обеда с учетом допустимого отклонения для детей в возрасте с 7 до 11 лет во все дни не соответствует требованиям; калорийность обеда с учетом допустимого отклонения для детей в возрасте с 11 лет и старше во все дни не соответствует требованиям;

- в нарушение требований п. п. 6.14., 6.18. приложения 4, таблице 1 к СанПиН 2.4.5.2409-08 «Санитарно-эпидемиологические требования к организации питания обучающихся в общеобразовательных учреждениях, учреждениях начального и среднего профессионального образования» - проведена санитарно-эпидемиологическая оценка завтрака на калорийность и полноту вложения сырья. Согласно экспертному заключению № ОЗОЦ/4.4-394 от 26.02.2016, при рассмотрении протокола лабораторных исследований № 15/3.1. от 24.02.2016 ИЛЦ ФБУЗ «Центр гигиены и эпидемиологии в Забайкальском крае», установлено, что пробы на калорийность и полноту вложения сырья отобраны с обеденного стола (с подноса в момент получения блюд на раздаче), возраст учащихся 7-11 лет.

При оценке завтрака на калорийность и полноту вложения сырья установлено: теоретическая калорийность составляет 337,2 ккал (при норме 587,5 ккал). Допустимое отклонение в суточном рационе ± 10 %, фактическое отклонение составляет - 42,6 %.

Общее (теоретическое) содержание: белков составляет 12,9 (при норме 19,25 г); жиров 7,8 г (при норме 19,75 г), углеводов 54,5 г (при норме 83,75 г); кальция 59,1 мг (нормируется для суточного рациона); фосфора 206,5 мг (нормируется для суточного рациона).

Распределение энергоценности по приемам пищи составляет: завтрак - 14,3 % (при норме 25%).

Соотношение кальция к фосфору (теоретическое) составляет 1:3,4 (нормируется для суточного рациона). Соотношение Б:Ж:У (теоретическое) составляет 1:0,6:4,2 (нормируется для суточного рациона).

При санитарно-эпидемиологической оценке завтрака выявлены следующие нарушения:

- по приемам пищи: занижена энергоценность завтрака - 14,3 % (при норме 25%), что не соответствует требованиям п. 6.14. СанПиН 2.4.5.2409-08;

- занижено теоретическое содержание энергетической ценности и пищевых веществ (белков, жиров, углеводов), что не соответствует требованиям п. 6.14., приложению 4, таблице 1 к СанПиН 2.4.5.2409-08;

- на завтрак не предусмотрены: закуска, овощи, фрукты, что не соответствует требованиям п. 6.18. СанПиН 2.4.5.2409-08;

- в блюде «Суп гороховый» фактическая калорийность составляет 153,8 ккал, что выше теоретической калорийности в 2 раза, фактическое содержание сухих веществ выше в 1,3 раза, фактическое содержание жиров ниже теоретического значения в 4,47 раз, фактическое содержание углеводов выше теоретического значения в 2,3 раза.

Выводы государственного органа о нарушении требований санитарного законодательства подтверждаются также протоколом лабораторных исследований № 15/3.1 от 24.02.2016г. (л.д. 36), экспертным заключением от 02.02.2016г. № 03 ОЦ/4.4.-394 (л.д. 37-38), экспертным заключением от 02.03.2016 № 03 ОЦ/4.4.-493 (л.д.39-41), экспертным заключением от 02.03.2016 № 03 ОЦ/4.4.-494 (л.д.42-43), актом обследования от 15.02.2016г. (л.д.44-46), протоколом № 5/4.4 измерения мебели от 19.02.2016г. (л.д. 47-48), протоколом инструментальных замеров вентиляции № 226/4.2 от 16.02.2016г. (л.д.49), актом обследования от 16.02.2016г. (л.д. 50-55).

Вышеизложенное является нарушением обязательных требований статей 11, 24, 28, 29 Федерального закона от 30.03.1999 №52-ФЗ «О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения», п.5.3 таблицы к 1 СанПиН 2.4.2.2821-10 «Санитарно-эпидемиологические требования к условиям и организации обучения в общеобразовательных учреждениях» (далее- СанПиН 2.4.2.2821-10), п. 2.4 СанПиН 2.2.4.1294-03 «Гигиенические требования к аэроионному составу воздуха производственных и общественных зданий» (далее - СанПиН 2.2.4.1294-03), п. 5.10, п. 10.7, п. 10.8, приложения № 3 СанПиН 2.4.2.2821-10, п. 7.19 табл.7.1 СП 118.13330.2012 «Общественные здания и сооружения». Актуализированная редакция СНиП 31-06-2009; п. 5.1 СанПиН 2.4.1.3049-13 «Санитарно-эпидемиологические требования к устройству и организации режима работы дошкольных образовательных организаций» (далее - СанПиН 2.4.1.3049-13), п.6.6, п. 6.14, п. 6.15, п. 6.17, п. 6.18, п.6.19, приложения № 2, № 3, № 4 к СанПиН 2.4.5.2409-08 «Санитарно-эпидемиологические требования к организации питания обучающихся в общеобразовательных учреждениях, учреждениях начального и среднего профессионального образования» (далее - СанПиН 2.4.5.2409-08), п. 5.3 таблицы к 1 СанПиН 2.4.2.2821-10 «Санитарно-эпидемиологические требования к условиям и организации обучения в общеобразовательных учреждениях» (далее- СанПиН 2.4.2.2821-10), п. 2.4 СанПиН 2.2.4.1294-03 «Гигиенические требования к аэроионному составу воздуха производственных и общественных зданий» (далее- СанПиН 2.2.4.1294-03), п. 5.10, п. 10.7, п. 10.8, приложения № 3 СанПиН 2.4.2.2821-10, п. 7.19 табл.7.1 СП 118.13330.2012 «Общественные здания и сооружения». Актуализированная редакция СНиП 31-06-2009; п. 5.1 СанПиН 2.4.1.3049-13 «Санитарно-эпидемиологические требования к устройству и организации режима работы дошкольных образовательных организаций» (далее - СанПиН 2.4.1.3049-13), п. 2.3, п. 3.11, п. 4.10, п. 4.14, п. 5.4, п. 5.8, п. 5.10, п. 5.21, п.6.6, п. 6.14, п. 6.15, п. 6.17, п. 6.18, п.6.19, приложения № 2, № 3, № 4 к СанПиН 2.4.5.2409-08 «Санитарно-эпидемиологические требования к организации питания обучающихся в общеобразовательных учреждениях, учреждениях начального и среднего профессионального образования» (далее - СанПиН 2.4.5.2409-08).

На момент рассмотрения дела часть нарушений административным ответчиком устранена, что подтверждает административный истец и представленные директором школы соответствующие документы.

В силу пунктов 2, 3 части 6 ст. 28 Федерального закона от 29.12.2012 № 273-ФЗ образовательная организация обязана осуществлять свою деятельность в соответствии с законодательством об образовании, в том числе, создавать безопасные условия обучения, воспитания обучающихся, присмотра и ухода за обучающимися, их содержания в соответствии с установленными нормами, обеспечивающими жизнь и здоровье обучающихся, работников образовательной организации; соблюдать права и свободы обучающихся, родителей (законных представителей) несовершеннолетних обучающихся, работников образовательной организации.

Образовательная организация несет ответственность в установленном законодательством Российской Федерации порядке за жизнь и здоровье обучающихся, работников образовательной организации (ч. 7 ст. 28 Федерального закона от 29.12.2012 № 273-ФЗ).

В соответствии со ст. 11 Федерального закона РФ №52-ФЗ от 30.03.1999г. «О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения» индивидуальные предприниматели и юридические лица в соответствии с осуществляемой ими деятельностью обязаны:

выполнять требования санитарного законодательства, а также постановлений, предписаний осуществляющих федеральный государственный санитарно-эпидемиологический надзор должностных лиц;

разрабатывать и проводить санитарно-противоэпидемические (профилактические) мероприятия;

обеспечивать безопасность для здоровья человека выполняемых работ и оказываемых услуг, а также продукции производственно-технического назначения, пищевых продуктов и товаров для личных и бытовых нужд при их производстве, транспортировке, хранении, реализации населению;

осуществлять производственный контроль, в том числе посредством проведения лабораторных исследований и испытаний, за соблюдением санитарно-эпидемиологических требований и проведением санитарно-противоэпидемических (профилактических) мероприятий при выполнении работ и оказании услуг, а также при производстве, транспортировке, хранении и реализации продукции.

По факту выявленных нарушений в отношении МОУ «СОШ с. Домна» вынесено предписание об устранении нарушений санитарных правил по результатам проверки № 55 от 25.03.206г. сроком исполнения до 01.05.2016г. и 01.09.2016г.(л.д. 56-60).

Согласно ответу от 26.04.2016г. на предписание об устранении выявленных нарушений санитарных правил по результатам проверки МОУ «СОШ с. Домна» № 55 от 25.03.2016г. следует, что в столовой, в моечном отделении вывешены инструкции о правилах мытья посуды и инвентаря с указанием концентрации и объемов применяемых моющих средств. Приложение № 1; промаркирован разделочный инвентарь (деревянная доска). Приложение № 2; приобретены спиртовые термометры для контроля температурного режима в холодильном оборудовании. Приложение № 3; Промаркированы уборочный инвентарь, для проведения влажной уборки помещений горячего цеха, моечного отделения, складского помещения. Приложение № 4; приобретена аптечка для оказания первой помощи в столовую. Приложение № 5; составлено 10-ти дневное меню для учащихся в соответствии с требованиями п.6.6, 6.14, 6.15,6.17,6.18,6.19, приложениям № 2, № 3 к СанПиН 2.4.5.2409-08 «Санитарно-эпидемиологические требования к организации питания обучающихся в общеобразовательных учреждениях, учреждениях начального и среднего профессионального образования». Приложение № 6 7. Внесены в меню МОУ «Средняя общеобразовательная школа с. Домна» завтраки в соответствии требованиям СанПиН 2.4.5.2409-08 «Санитарно-эпидемиологические требования к организации питания обучающихся в общеобразовательных учреждениях, учреждениях начального и среднего профессионального образования» (л.д. 60,61-74).

Достаточных доказательств, которые бы бесспорно свидетельствовали о том, что отраженные в иске нарушения действующего санитарно-эпидемиологического законодательства РФ устранены, ответчики на момент рассмотрения дела суду не представили.

В соответствии со ст. 24 Федерального закона от 30.03.1999 №52-ФЗ «О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения» при эксплуатации производственных, общественных помещений, зданий, сооружений, оборудования и транспорта должны осуществляться санитарно-противоэпидемические (профилактические) мероприятия и обеспечиваться безопасные для человека условия труда, быта и отдыха в соответствии с санитарными правилами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации.

Индивидуальные предприниматели и юридические лица обязаны приостановить либо прекратить свою деятельность или работу отдельных цехов, участков, эксплуатацию зданий, сооружений, оборудования, транспорта, выполнение отдельных видов работ и оказание услуг в случаях, если при осуществлении указанных деятельности, работ и услуг нарушаются санитарные правила.

В соответствии со ст. 28 Федерального закона от 30.03.1999 № 52-ФЗ в образовательных организациях независимо от организационно-правовых форм должны осуществляться меры по профилактике заболеваний, сохранению и укреплению здоровья обучающихся и воспитанников, в том числе меры по организации их питания, и выполняться требования санитарного законодательства.

В силу п. 1 ст. 29 Федерального закона от 30.03.1999 №52-ФЗ в целях предупреждения возникновения и распространения инфекционных заболеваний и массовых неинфекционных заболеваний (отравлений) должны своевременно и в полном объеме проводиться предусмотренные санитарными правилами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации санитарно-противоэпидемические (профилактические) мероприятия.

Согласно п. 3 ст. 39 Федерального закона от 30.03.1999 №52-ФЗ соблюдение санитарных правил является обязательным для граждан, индивидуальных предпринимателей и юридических лиц.

Таким образом, муниципальным общеобразовательным учреждением не выполняются требования санитарного законодательства, что свидетельствует о том, что не созданы безопасные условия для образования и работы в учреждении, создана угроза жизни и здоровью учащихся и работников учреждения.

Согласно выписке из реестра регистрации юридических лиц учредителем школы является администрация муниципального района «Читинский район».

В силу ч.1 ст.9 Федерального закона от 29.12.2012 №273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации» к полномочиям органов местного самоуправления муниципальных районов и городских округов по решению вопросов местного значения в сфере образования относятся, в том числе, создание условий для осуществления присмотра и ухода за детьми, содержания детей в муниципальных образовательных организациях; обеспечение содержания зданий и сооружений муниципальных образовательных организаций, обустройство прилегающих к ним территорий.

Функции и полномочия учредителя Учреждения возложены на администрацию муниципального района «Читинский район», от имени которой действия учредителя осуществляет отраслевой орган в сфере образования - Комитет образования Администрации муниципального района «Читинский район», в пределах полномочий, установленных распоряжением Администрации муниципального района «Читинский район» от 17.10.2014 года №564-р «О закреплении функций учредителя муниципальных образовательных учреждений» (далее - распоряжение №564-р).

Распоряжением №564-р в целях совершенствования управления муниципальными образовательными учреждениями муниципального района «Читинский район», на основании ст.26 Устава муниципального района «Читинский район», утвержденным решением Совета муниципального района «Читинский район» от 17 августа 2012 года №321 установлены функции учредителя муниципальных образовательных учреждений муниципального района «Читинский район», от имени которого выступает администрация муниципального района «Читинский район», и закрепление их за отраслевыми (функциональными) органами Администрации. Руководители отраслевых (функциональных) органов Администрации обеспечивают выполнение закреплённых функций учредителя в полном объёме.

Согласно приложению №1 к распоряжению №564-р функция по осуществлению контроля за деятельностью учреждения в соответствии с законодательством Российской Федерации возложена на Комитет образования администрации муниципального района «Читинский район».

Комитетом образования и Администрацией не применена та степень заботливости и осмотрительности, которая требовалась для соблюдения норм публичного права, установленных действующим законодательством, что свидетельствует о бездействии, выраженном в пренебрежительном отношении к требованиям законодательства.

В соответствии с п. 11 ч. 1 ст. 15 Федерального закона от 06.10.2003 N 131-ФЗ (ред. от 15.02.2016) "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации" к вопросам местного значения муниципального района «Читинский район» относятся, в том числе, организация предоставления общедоступного и бесплатного дошкольного, начального общего, основного общего, среднего общего образования по основным общеобразовательным программам в муниципальных образовательных организациях (за исключением полномочий по финансовому обеспечению реализации основных общеобразовательных программ в соответствии с федеральными государственными образовательными стандартами), организация предоставления дополнительного образования детей в муниципальных образовательных организациях (за исключением дополнительного образования детей, финансовое обеспечение которого осуществляется органами государственной власти субъекта Российской Федерации), создание условий для осуществления присмотра и ухода за детьми, содержания детей в муниципальных образовательных организациях, а также организация отдыха детей в каникулярное время;

Согласно ч.1 ст. 40 КАС РФ в случаях, предусмотренных федеральными конституционными законами, настоящим Кодексом и другими федеральными законами, государственные органы, должностные лица, Уполномоченный по правам человека в Российской Федерации, уполномоченный по правам человека в субъекте Российской Федерации могут обратиться в суд в защиту прав, свобод и законных интересов неопределенного круга лиц, публичных интересов.

Из содержания статьи 1 Федерального закона "О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения" следует, что федеральный санитарно-эпидемиологический надзор - это деятельность по предупреждению, обнаружению, пресечению нарушений законодательства Российской Федерации в области обеспечения санитарно-эпидемиологического благополучия населения в целях охраны здоровья населения и среды обитания.

Согласно пункту 6 "Положения об осуществлении государственного санитарно-эпидемиологического надзора", утвержденного Постановлением Правительства РФ от 15 сентября 2005 года N 569, главные государственные врачи по субъектам Российской Федерации являются руководителями территориальных органов Федеральной службы по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия населения человека.

Государственным санитарным врачам и их заместителям в соответствии с п. 2 ч. 1 ст. 51 ФЗ "О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения" предоставлено право предъявления заявлений в суд в случае нарушения санитарного законодательства.

В силу ст. 12 ГК РФ защита гражданских прав осуществляется, в том числе, путем пресечения действий, нарушающих право или создающих угрозу его нарушения.

Таким образом, муниципальным общеобразовательным учреждением не выполняются требования санитарного законодательства, что свидетельствует о том, что не созданы безопасные условия для образования и работы в учреждении, создана угроза жизни и здоровью учащихся и работников учреждения.

Образовательная организация несет ответственность в установленном законодательством Российской Федерации порядке за жизнь и здоровье обучающихся, работников образовательной организации (ч. 7 ст. 28 Закона № 273-ФЗ).

Согласно ч. 1 ст. 132 Конституции Российской Федерации органы местного самоуправления самостоятельно управляют муниципальной собственностью, формируют, утверждают и исполняют бюджет, устанавливают налоги и сборы, осуществляют охрану общественного порядка, а также принимают решения местного значения.

В силу ст. 52 Федерального закона от 06 октября 2003 года N 131-ФЗ "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации" формирование, утверждение, исполнение местного бюджета и контроль за его исполнением осуществляется органами местного самоуправления самостоятельно с соблюдением требований, установленных Бюджетным кодексом Российской Федерации и настоящим Федеральным законом, а также принимаемыми в соответствии с ними законами субъектов Российской Федерации.

Бездействие ответчиков по выполнению требований санитарного законодательства противоречит ст. 42 Конституции Российской Федерации, ст. 8 Федерального закона «О санитарно-эпидемиологическом благополучии» от 30.03.1999г. № 52-ФЗ т. к. нарушается право граждан на безопасную среду обитания, которая по определению ст. 1 Федерального закона «О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения» от 30.03.1999г. № 52-ФЗ включает в себя совокупность объектов, явлений и факторов окружающей (природной и искусственной) среды, определяющей условия жизнедеятельности человека.

Поскольку МОУ «СОШ с. Домна» не выполняются в полной мере требования санитарного законодательства, а со стороны учредителя не принимается достаточных мер для финансирования учреждения, такое бездействие противоречит ст. 42 Конституции Российской Федерации, ст. 8 Федерального закона «О санитарно-эпидемиологическом благополучии» от 30.03.1999г. № 52-ФЗ, т.к. нарушается право граждан на безопасную среду обитания.

Требования административного истца подлежат удовлетворению в полном объеме.

Руководствуясь ст.ст. 175-180, 227 КАС РФ, суд

Р Е Ш И Л:

░░░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░░░░ ░░ ░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░ ░ ░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ «░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░ ░. ░░░░░», ░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░ «░░░░░░░░░ ░░░░░», ░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░ «░░░░░░░░░ ░░░░░» ░░░░░░░░░░░░░.

░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░ ░░░ «░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░ ░. ░░░░░» ░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░.░░. 11, 17, 28 ░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░ ░░ 30 ░░░░░ 1999 ░░░░ № 52-░░ «░ ░░░░░░░░░-░░░░░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░»; ░.5.3 ░░░░░░░ №1, ░. 5.10, ░. 10.7. ░. 10.8, ░░░░░░░░░░ № 3 ░░░░░░ 2.4.2.2821-10, ░. 2.4 ░░░░░░ 2.2.4.1294-03, ░. 7.19 ░░░░.7.1 ░░ 118.13330.2012 «░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░░». ░░░░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░ ░░░░ 31-06-2009; ░. 5.1 ░░░░░░ 2.4.1.3049-13, ░. ░.░., ░. 13.2, ░. 2.3, ░. 4.10, ░. 4.14, ░. 5.8. ░. 5.10, ░░░░░░ 2.4.5.2409-08, ░ ░░░░░ ░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░░, ░░░░░░░░░░ ░░░░░ ░░░░░░░ ░░ ░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░ ░░░░░░░░.

░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░░, ░░░░░░░░░░ ░░░░░ ░░░░░░░ ░░ ░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░ ░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░ «░░░░░░░░░ ░░░░░», ░░░░░░░░░░░░ ░ ░░░, ░░░ ░░░░░░░░░ ░░ ░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░ ░░ ░░░░░░░░░░░ ░░░ «░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░ ░. ░░░░░» ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░░░░, ░ ░░░░░░ ░░.░░. 11, 17, 28 ░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░ ░░ 30 ░░░░░ 1999 ░░░░ № 52-░░ «░ ░░░░░░░░░-░░░░░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░»; ░.5.3 ░░░░░░░ №1, ░. 5.10, ░. 10.7, ░. 10.8, ░░░░░░░░░░ № 3 ░░░░░░ 2.4.2.2821-10, ░. 2.4 ░░░░░░ 2.2.4.1294-03, ░. 7.19 ░░░░.7.1 ░░ 118.13330.2012 «░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░░». ░░░░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░ ░░░░ 31-06-2009; ░. 5.1 ░░░░░░ 2.4.1.3049-13, ░. 3.3., ░. 13.2, ░. 2.3, ░. 4.10, ░. 4.14, ░. 5.8. ░. 5.10. ░░░░░░ 2.4.5.2409-08; ░░░░░░░░░ ░░ ░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░;

░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░░, ░░░░░░░░░░ ░░░░░ ░░░░░░░ ░░ ░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░ ░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░ «░░░░░░░░░ ░░░░░»,

░░░░░░░░░░░░ ░ ░░░, ░░░ ░░ ░░░░░░░ ░░░░░░░ ░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░ ░ ░░░ «░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░ ░. ░░░░░», ░░░ ░░░░░░░░░░ ░ ░░░, ░░░ ░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░-░░░░░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░, ░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░;

░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ «░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░ ░. ░░░░░»:

- ░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░. 5.3, ░░░░░░░ №1 ░░░░░░ 2.4.2.2821-10, ░░░░░░░░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░░░░░░ ░ ░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░░░, ░░░░░░░░ ░░░░░, ░░░░░░░░░░ (░░░░░░░ № 17), ░░░░░░░░░░ (░░░░░░░ № 15), ░░░░░░, ░░░░░░░░░░░, ░░░░░, ░░░░░░░, ░░░░░░░░░░░ ░░░░░ ░░░ ░░░ ░. ░░░░░ ░░░ ░░░░░ ░░░░░ 1450-1600 ░░ ░ 1600-1750 ░░ ░ ░░░░ ░░ 01.09.2016;

░░░░░ ░░░░░░░░░░░ ░░░░░ ░░░░░░░░ ░░░░░░ ░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░, ░░░░░░░░░░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░, ░░░░░░░░░░ ░░░ ░░░░░░░░░░░ ░░░░░ ░ ░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░░░░ ░░ ░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░ ░ ░░░░ ░░ 01.09.2016░;

- ░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░. 7.19, ░░░░. 7.1 ░░ 118.13330.2012 «░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░░». ░░░░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░ ░░░░ 31-06-2009, ░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░, ░░░░░░░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░ №№ 2,5,8 ░░░░░░░░░ ░░░░░░░, ░ ░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ № 15, ░░░░░░░░ ░░░░░░░░ ░░░░░ № 18 ░░░ ░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░ ░ ░░░░ ░░ 01.09.2016;

░░░░░ ░░░░░░░░░░░ ░░░░░ ░ ░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░, ░░░░░░░░░░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░, ░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░ ░░░░░░░░░░, ░░░░░░░░░░ ░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░░░░ ░░ ░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░ ░ ░░░░ ░░ 01.09.2016.

- ░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░. 10.7, ░. 10.8, ░░░░░░░░░░ № 3 ░░░░░░ 2.4.2.2821-10, ░░░░░░░░░░ ░░░░░░ ░ ░░░ ░░░ ░. ░░░░░ ░░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░ ░.░. 10.7, 10.8, ░░░░░░░░░░ 3 ░ ░░░░░░ 2.4.2.2821-10, ░░░░░░░░░░ ░░░ ░░░░░ ░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░░░░ ░░ ░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░ ░░░ ░░░░░░░░ ░ ░░░░ ░░ 15.09.2016

- ░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░. 3.3, ░. 13.2 ░░░░░░ 2.4.5.2409-08, ░░░░░░░ ░░░░░░░ ░░░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░ (░░░░░░░░░░, ░░░░░, ░░░░░░░) ░ ░░░░░░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░░░░ ░. 3.3, ░. 13.2 ░░░░░░ 2.4.5.2409-08, ░ ░░░░░░: ░░░░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░ ░░░ ░░░░░░░░ ░░░░░░ 2 ░░░░░░░ ░░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░ ░░░░ ░ ░░░░ ░░ 01.11.2016;

- ░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░. 4.10 ░░░░░░ 2.4.5.2409-08, ░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░ ░░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░░░░ ░ ░. 4.10 ░░░░░░ 2.4.5.2409-08 ░ ░░░░ ░░ 01.09.2016.

░░░░░░░ ░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░ «░░░░░░░░░ ░░░░░»:

- ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░ ░░ ░░░░░░░░░░░ ░░░ «░░░ ░. ░░░░░» ░░░░░░░ ░. 5.3, ░░░░░░░ №1, 10.7, ░. 10.8, ░░░░░░░░░░ № 3 ░░░░░░ 2.4.2.2821-10, ░. 7.19, ░░░░. 7.1 ░░ 118.13330.2012 «░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░░». ░░░░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░ ░░░░ 31-06-2009, ░. 3.3, ░. 13.2, ░. 4.10 ░░░░░░ 2.4.5.2409-08 ░ ░░░░ ░░ 01.09.2016;

- ░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░, ░░░░░░░░░ ░ ░░░░░░░ 2.1-2.5 ░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░ ░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░░ ░░░░ ░░░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ (░░░ «░░░ ░. ░░░░░») ░ ░░░░ ░░ 01.09.2016;

░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░ «░░░░░░░░░ ░░░░░»:

- ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░ ░ ░░░ «░░░ ░. ░░░░░», ░ ░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░░ ░░░ «░░░ ░. ░░░░░» ░ ░░░░░░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░. 5.3, ░░░░░░░ №1,10.7, ░. 10.8, ░░░░░░░░░░ № 3 ░░░░░░ 2.4.2.2821-10, ░. 7.19, ░░░░. 7.1 ░░ 118.13330.2012 «░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░░». ░░░░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░ ░░░░ 31-06-2009, ░. 3.3, ░. 13.2, ░. 4.10 ░░░░░░ 2.4.5.2409-08 ░ ░░░░ ░░ 01.09.2016;

- ░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░, ░░░░░░░░░ ░ ░░░░░░░ 2.1-2.5 ░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░ ░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░░ ░░░░ ░░░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ (░░░ «░░░ ░. ░░░░░») ░ ░░░░ ░░ 01.09.2016.

░░░░░░░ ░░░░ ░░░░░ ░░░░ ░░░░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░░░ ░ ░░░░░░░ ░░░░░░ ░░░░░░ ░░ ░░░ ░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░░░░░ ░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░ ░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░░░ ░░░ ░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░.

░░░░░             ░░░░░░░░ ░.░.

2а-1458/2016

Категория:
Гражданские
Статус:
Иск (заявление, жалоба) УДОВЛЕТВОРЕН
Истцы
Управление Роспотребнадзора по Забайкальскому краю
Ответчики
Администрация МР "Читинский район"
Комитет образования МР "Читинский район"
МОУ СОШ с. Домна
Суд
Читинский районный суд Забайкальский края
Дело на сайте суда
chitinski.cht.sudrf.ru
21.06.2016[Адм.] Регистрация административного искового заявления
22.06.2016[Адм.] Передача материалов судье
01.07.2016[Адм.] Решение вопроса о принятии к производству
01.07.2016[Адм.] Вынесено определение о подготовке дела к судебному разбирательству
01.07.2016[Адм.] Вынесено определение о назначении дела к судебному разбирательству
21.07.2016[Адм.] Судебное заседание
21.07.2016
Решение

Детальная проверка физлица

  • Уголовные и гражданские дела
  • Задолженности
  • Нахождение в розыске
  • Арбитражи
  • Банкротство
Подробнее