№ 2а-166/2020 (2а-941/2019)

    УИД 35RS0022-01-2019-001622-30

Р Е Ш Е Н И Е

ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

с.им. Бабушкина                                                                              13 февраля 2020 года

           Тотемский районный суд Вологодской области в составе:

председательствующего судьи Варловой Е.С.,

при секретаре Поповой Е.О.,

с участием представителя административного истца прокурора Бабушкинского района Решетова П.В.,

представителя административного ответчика Департамента лесного комплекса Вологодской области Резановой Е.В.,

рассмотрев в открытом судебном заседании административное дело по административному исковому заявлению прокурора Бабушкинского района в защиту прав, свобод и законных интересов неопределенного круга лиц к Департаменту лесного комплекса Вологодской области, Федеральному агентству лесного хозяйства о возложении обязанности по проведению лесоустройства в границах Бабушкинского территориального лесничества Вологодской области,

у с т а н о в и л:

прокурор Бабушкинского района обратился в суд с административным иском в защиту прав, свобод и законных интересов неопределенного круга лиц к Департаменту лесного комплекса Вологодской области (далее – Департамент, ответчик), в котором просил обязать ответчика в 24-х месячный срок со дня вступления решения суда в законную силу провести лесоустройство в границах Бабушкинского территориального лесничества Вологодской области в части закрепления на местности местоположения границ лесничеств, лесопарков, эксплуатационных лесов, защитных лесов, резервных лесов, особо защитных участков лесов и лесных участков; таксации лесов; проектирования мероприятий по охране, защите и воспроизводству лесов.

В обоснование иска указав, что в ходе проверки исполнения полномочий, переданных Российской Федерацией органам государственной власти Вологодской области в сфере лесных отношений, выяснилось, что лесоустройство на территории земель государственного лесного фонда Бабушкинского территориального лесничества последний раз проводилось в 2005 году на площади 691366 га. В 2019 году на территории арендных участков ИП Т.А.А. проведено лесоустройство на площади 12570 га за счет средств арендатора. Таким образом, Департаментом не реализуются в установленном порядке требования федерального законодательства о проведении мероприятий по лесоустройству на территории Бабушкинского территориального лесничества Вологодской области. По данному факту "___"______20___ в адрес Департамента прокуратурой Вологодской области внесено представление об устранении нарушений закона, которое до настоящего времени не исполнено. Неисполнение обязанности по лесоустройству может привести к ухудшению состояния лесов, условий обитания животного мира, условий местопроизрастания древесных и кустарных пород, травянистых растений и ставит под угрозу безопасность лесов в пожароопасный период.

Протокольным определением суда от 24.01.2020 к участию в деле в качестве административного ответчика привлечено Федеральное агентство лесного хозяйства (Рослесхоз).

        В судебном заседании представитель истца прокурор Бабушкинского района Решетов П.В. административные исковые требования уточнил в части площади лесов, на которой подлежит провести лесоустройство, уменьшив ее до 678696 га, а также отказался от иска в части возложения обязанности на Департамент по проведению лесоустройства в виде закрепления на местности местоположения границ лесничеств, лесопарков, эксплуатационных лесов, защитных лесов, резервных лесов, особо защитных участков лесов и лесных участков. Уточненные административные исковые требования поддержал по доводам, изложенным в иске.

        Отказ представителя административного истца от части иска принят судом, производство по административному делу в данной части прекращено.

        Представитель административного ответчика Департамента лесного комплекса Вологодской области Резанова Е.В., действующая по доверенности, в суде иск не признала, просила в его удовлетворении отказать по доводам, изложенным в отзыве на иск и дополнениях к нему, согласно которым Департамент просил привлечь в качестве соответчика по делу Рослесхоз, поскольку средства на осуществление переданных Российской Федерацией полномочий в области лесных отношений предоставляются в виде субвенций из федерального бюджета, распределение которых между субъектами Российской Федерации осуществляет Рослесхоз. Выполнение лесоустроительных работ в виде закрепления на местности местоположения границ Бабушкинского лесничества, эксплуатационных лесов, защитных лесов, резервных лесов, особо защитных участков лесов и лесных участков, не требуется, так как указанные работы проводятся на территории лесничеств и лесопарков, на которых ранее не проводилось лесоустройство. А на всей территории Бабушкинского лесничества лесоустройство проведено в 2004-2006 годах. В настоящее время работы по лесоустройству проведены арендатором ИП Т.А.А. на площади 12670 га. Введение в действие материалов лесоустройства планируется в феврале 2020 года. Таким образом, лесоустройству подлежит территория в 678696 га. На проведение лесоустройства на территории Бабушкинского лесничества ориентировочно потребуется 122,16 млн. рублей. "___"______20___ в Рослесхоз Департаментом направлено письмо с просьбой о выделении дополнительных средств на проведение лесоустроительных работ на территории Бабушкинского лесничества. Считает, что необходимо обязать Рослесхоз обеспечить финансирование для осуществления возложенных на Департамент мероприятий по лесоустройству. Кроме того, считают срок 24 месяца для исполнения решения суда недостаточным, поскольку указанный срок требуется только на само проведение лесоустроительных работ, без учета времени на их подготовку.

        Представитель административного ответчика Федерального агентства лесного хозяйства (Рослесхоз) в суд не явился, извещен надлежаще, возражений не представил. Суд считает возможным рассмотреть дело в отсутствие представителя Рослесхоза.

        Заслушав представителей сторон, исследовав материалы дела, суд приходит к следующим выводам.

В силу части 1 статьи 39 Кодекса административного судопроизводства РФ (далее – КАС РФ) прокурор вправе обратиться в суд с административным исковым заявлением в защиту прав, свобод и законных интересов граждан, неопределенного круга лиц или интересов Российской Федерации, субъектов Российской Федерации, муниципальных образований, а также в других случаях, предусмотренных федеральными законами.

В соответствии со статьей 17 КАС РФ суды общей юрисдикции рассматривают и разрешают административные дела, связанные с защитой нарушенных или оспариваемых прав, свобод и законных интересов граждан, прав и законных интересов организаций, а также другие административные дела, возникающие из административных или иных публичных правоотношений и связанные с осуществлением судебного контроля за законностью и обоснованностью осуществления государственных или иных публичных полномочий, за исключением дел, отнесенных федеральными законами к компетенции Конституционного Суда Российской Федерации, конституционных (уставных) судов субъектов Российской Федерации и арбитражных судов.

В соответствии с частью 1 статьи 19 Лесного кодекса РФ (далее – ЛК РФ) мероприятия по сохранению лесов, в том числе работы по охране, защите, воспроизводству лесов, лесоразведению, осуществляются органами государственной власти, органами местного самоуправления в пределах их полномочий, определенных в соответствии со статьями 81 - 84 настоящего Кодекса, и лицами, которые используют леса и (или) на которых настоящим Кодексом возложена обязанность по выполнению таких работ.

Согласно пункту 6 части 1 статьи 83 ЛК РФ, Российская Федерация передает органам государственной власти субъектов Российской Федерации осуществление полномочий по охране лесов (в том числе осуществления мер пожарной безопасности и тушения лесных пожаров, за исключением выполнения взрывных работ в целях локализации и ликвидации лесных пожаров и осуществления мероприятий по искусственному вызыванию осадков в целях тушения лесных пожаров), защиты лесов (за исключением лесозащитного районирования и государственного лесопатологического мониторинга), воспроизводства лесов (за исключением лесосеменного районирования, формирования федерального фонда семян лесных растений и государственного мониторинга воспроизводства лесов), лесоразведения.

Пунктом 7 части 1 статьи 83 ЛК РФ, пунктом 2.2.9 Положения о Департаменте лесного комплекса Вологодской области, утвержденного постановлением Правительства Вологодской области от 24.09.2012 № 1108, проведение лесоустройства в том числе в Бабушкинском лесничестве Вологодской области возложено на Департамент лесного комплекса Вологодской области.

Департамент ведет государственный лесной реестр в отношении лесов, расположенных в границах области, и вносит в него изменения, осуществляет на землях лесного фонда в границах Вологодской области федеральный государственный лесной надзор (лесную охрану), федеральный государственный пожарный надзор в лесах, а также проводит на землях лесного фонда в границах Вологодской области лесоустройство, за исключением случаев, предусмотренных пунктами 1 и 2 части 1 статьи 68 ЛК РФ (пункты 2.2.8, 2.2.9 Положения о Департаменте лесного комплекса Вологодской области).

Проектирование лесничеств и лесопарков, мероприятий по охране, защите и воспроизводству лесов, эксплуатационных лесов, защитных лесов, резервных лесов, особо защитных участков лесов и лесных участков, таксация лесов, закрепление на местности местоположения границ лесничеств, лесопарков, эксплуатационных лесов, защитных лесов, резервных лесов, особо защитных участков лесов и лесных участков являются составляющими лесоустройства (статья 68 ЛК РФ), правила проведения которого установлены Лесоустроительной инструкцией, утвержденной Приказом Минприроды России от 29.03.2018 № 122 (далее - Лесоустроительная инструкция).

Исходя из положений пунктов 4, 5 Лесоустроительной инструкции, проведение лесоустройства осуществляется в отношении лесничеств, лесопарков. Проектирование лесничеств и лесопарков, проектирование эксплуатационных лесов, защитных лесов, резервных лесов, а также особо защитных участков лесов, закрепление на местности местоположения границ лесничеств, лесопарков, эксплуатационных лесов, защитных лесов, резервных лесов, особо защитных участков лесов и лесных участков, таксация лесов, проектирование мероприятий по охране, защите, воспроизводству лесов обеспечиваются органами государственной власти, органами местного самоуправления в пределах их полномочий, определенных в соответствии со статьями 81-84 ЛК РФ.

В силу пункта 116 Лесоустроительной инструкции проектирование мероприятий по охране, защите, воспроизводству лесов осуществляется для лесотаксационных выделов одновременно с наземной таксацией лесов на основе оценки комплекса воздействующих факторов и анализа эффективности выполнения мероприятий по охране, защите, воспроизводству лесов.

В соответствии со статьей 69.1 ЛК РФ, таксация лесов проводится для выявления, учета и оценки количественных и качественных характеристик лесных ресурсов. При таксации лесов, проводимой в границах лесных участков, лесничеств и лесопарков, осуществляются установление границ лесотаксационных выделов, определение преобладающих и сопутствующих древесных пород, диаметра, высоты и объема древесины, лесорастительных условий, состояния естественного возобновления древесных пород и подлеска, а также других характеристик лесных ресурсов.

Периодичность проведения таксации лесов составляет: а) для объектов работ, на которых использование расчетной лесосеки превышает 50%, а также на которых таксация лесов выполнена по первому таксационному разряду лесов - 10 лет; б) для объектов работ, на которых таксация лесов выполнена по второму и третьему таксационным разрядам лесов - 15 лет; в) для резервных лесов - 20 лет (пункт 31 Лесоустроительной инструкции).

Пунктом 32 Лесоустроительной инструкции определено, что таксация лесов выполняется в течение двух лет и состоит из подготовительных работ, полевых работ и составления лесоустроительной документации.

В силу пункта 147 Лесоустроительной инструкции по результатам таксации лесов составляется лесоустроительная документация. Таксационные описания лесотаксационных выделов в пределах лесных кварталов (таксационные описания на территорию лесничества и лесных участков), лесоустроительные планшеты (планшеты на территорию лесничества и лесных участков) являются лесоустроительными документами, на основании которых осуществляется внесение документированной информации в государственный лесной реестр и ее изменение.

Со дня утверждения акта о внесении документированной информации в государственный лесной реестр или ее изменении лесоустроительная документация вводится в действие.

Согласно пункту 148 Лесоустроительной инструкции по результатам проектирования мероприятий по охране, защите, воспроизводству лесов составляются ведомости проектируемых мероприятий по охране, защите, воспроизводству лесов по лесным участкам, участковым лесничествам, лесничествам, лесопаркам в соответствии с пунктом 117 настоящей Инструкции; пояснительная записка в произвольной форме, в которой приведены количественные и качественные характеристики лесничества, лесопарка или лесного участка, особенности проведения таксационных работ, виды и объемы работ по охране, защите, воспроизводству лесов, а также определение максимально возможного объема изъятия древесины при всех видах рубок; карта-схема проектируемых мероприятий по охране, защите, воспроизводству лесов.

        В судебном заседании установлено, что площадь лесов, находящихся в ведении Бабушкинского лесничества, составляет 691366 га. Из них на территории площадью 646241 га лесоустройство проводилось в 2005-2006 годах. В 2007 году в состав Бабушкинского лесничества приняты часть Брусенецкого и Илезского участковых лесничеств общей площадью 45125 га, лесоустройство на которых проводилось в 2004-2005 годах.

        Кроме того, в настоящее время работы по лесоустройству проведены арендатором ИП Т.А.А. на площади 12670 га. Материалы лесоустройства введены в действие "___"______20___.

        Таким образом, лесоустройству подлежит территория в 678696 га.    Указанные обстоятельства подтверждаются информацией Бабушкинского территориального отдела-государственное лесничество от "___"______20___ №..., Департамента от "___"______20___ №..., представлением Вологодской областной прокуратуры от "___"______20___ №..., информацией Департамента от "___"______20___ №... «О рассмотрении представления», договором №... о выполнении работ от "___"______20___ с приложением технического задания на выполнение работ по лесоустройству, протоколом второго лесоустроительного совещания от "___"______20___, актом от "___"______20___ №... о внесении документированной информации в государственный лесной реестр.

        "___"______20___ Департаментом в адрес Федерального агентства лесного хозяйства направлено письмо с просьбой рассмотреть возможность выделения дополнительного финансирования на выполнение лесоустроительных работ в том числе в Бабушкинском лесничестве на площади 678696 га, стоимость работ 122165280 рублей.

        Принимая во внимание изложенное, суд приходит к выводу, что последнее лесоустройство на территории Бабушкинского лесничества было проведено в 2004-2006 годах, то есть более 15 лет назад, что не соответствует пункту 31 Лесоустроительной инструкции. Указанное обстоятельство в силу приведенных норм не позволяет надлежащим образом спроектировать мероприятия по охране, защите и воспроизводству лесов, равно как и выполнять требования Правил пожарной безопасности.

        С учетом положений пункта 32 Лесоустроительной инструкции о выполнении таксации лесов в течение двух лет, объема необходимых лесоустроительных работ, времени на выделение из федерального бюджета субвенций на осуществление переданных полномочий по проведению лесоустройства, организации и проведении закупок с целью заключения государственного контракта на проведение лесоустройства, суд полагает срок, предложенный прокурором – 24 месяца со дня вступления решения суда в законную силу, недостаточным для проведения лесоустройства. Вместе с тем, суд полагает достаточным и разумным срок 3 года. При таких обстоятельствах исковые требования прокурора подлежат удовлетворению частично.

        Надлежащим ответчиком по делу суд признает Департамент лесного комплекса Вологодской области, поскольку является уполномоченным органом, обеспечивающим проведение лесоустройства в виде таксации лесов и проектирования мероприятий по охране, защите, воспроизводству лесов.

        В связи с чем, Федеральное агентство лесного хозяйства надлежит от ответственности освободить.

        При этом суд отклоняет доводы административного ответчика Департамента лесного комплекса Вологодской области об отсутствии бюджетного финансирования в необходимом объеме, поскольку вопросы недостаточного финансирования не являются основаниями для освобождения уполномоченного государственного исполнительного органа от реализации им обязанности, возложенной законом.

Руководствуясь статьями 175-180, 218 КАС РФ, суд

р е ш и л:

    ░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░ ░ ░░░░░░ ░░░░, ░░░░░░ ░ ░░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░ ░░░ ░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░.

░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░░ ░░░░ ░░ ░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░░░░ ░ ░░░░░░░░ ░░░░ ░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░ ░░░░░ ░░░░░░░░ ░░░░░ ░ ░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░ ░░ ░░░░░░, ░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░.

░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░ ░░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░.

░░░░░░░ ░░░░░ ░░░░ ░░░░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░ ░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░░░ ░░░ ░ ░░░░░░░ ░░░░░░ ░░ ░░░ ░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░.

                ░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░ 25 ░░░░░░░ 2020 ░░░░.

░░░░░:                                                                                                ░.░. ░░░░░░░

2а-166/2020

Категория:
Гражданские
Статус:
Иск (заявление, жалоба) УДОВЛЕТВОРЕН ЧАСТИЧНО
Истцы
Прокурор Бабушкинского района Решетов П.В.
Ответчики
Департамент лесного комплекса Вологодской области
Федеральное агентство лесного хозяйства (Рослесхоз)
Суд
Тотемский районный суд Вологодской области
Судья
Варлова Екатерина Сергеевна
Дело на сайте суда
totemsky.vld.sudrf.ru
24.12.2019Регистрация административного искового заявления
24.12.2019Передача материалов судье
30.12.2019Решение вопроса о принятии к производству
30.12.2019Вынесено определение о подготовке дела к судебному разбирательству
30.12.2019Вынесено определение о назначении дела к судебному разбирательству
30.12.2019Судебное заседание
24.01.2020Судебное заседание
27.02.2020Изготовлено мотивированное решение в окончательной форме
06.03.2020Дело сдано в отдел судебного делопроизводства
11.03.2020Регистрация ходатайства/заявления лица, участвующего в деле
11.03.2020Изучение поступившего ходатайства/заявления
11.03.2020Судебное заседание
13.02.2020
Решение

Детальная проверка физлица

  • Уголовные и гражданские дела
  • Задолженности
  • Нахождение в розыске
  • Арбитражи
  • Банкротство
Подробнее