Решение по делу № 2-1076/2023 (2-5221/2022;) от 29.11.2022

№ 2-1076/2023

Р Е Ш Е Н И Е

Именем Российской Федерации

15 марта 2023 года                                г.Смоленск

Ленинский районный суд города Смоленска

Под председательством судьи Куделиной И.А.

При секретаре Ловейкиной Л.Ю.,

Рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску Старовойтовой О.В. к Департаменту Смоленской области по здравоохранению, ОГБУЗ «Смоленская областная детская клиническая больница» о возмещении убытков, компенсации морального вреда,

УСТАНОВИЛ:

Старовойтова О.В. обратилась в суд с иском к Департаменту Смоленской области по здравоохранению, ОГБУЗ «Смоленская областная детская клиническая больница» о возмещении убытков, компенсации морального вреда, указав в обосновании исковых требований следующее.

Решением Рославльского городского суда Смоленской области от 02.03.2022 на ОГБУЗ «Смоленская областная детская клиническая больница» возложена обязанность по организации бесплатного обеспечения несовершеннолетней дочери истца ФИО6, 22.07.2014г.рожд., системой непрерывного флеш-мониторирования глюкозы в крови FreeStyle Libre и датчиками в количестве 1 штука на 14 дней за счет средств областного бюджета.

Впервые диагноз «сахарный диабет 1 типа» был выставлен ребенку в мае 2019, и с указанного времени ребенок использует данную систему суточного флеш-мониторирования глюкозы в крови, приобретенную истцом за счет собственных средств.

В мае 2020 ребенку по медицинским показаниям установлена инсулиновая помпа с возможностью суточного непрерывного мгониторирования гликемии с помощью сенсоров, которые являются расходными материалами. Однако такими сенсорами бесплатно ребенок не обеспечивался.

За период времени с 31.01.2020 по 30.11.2021 истцом за счет собственных средств приобретены сенсоры для системы FreeStyle Libre на общую сумму 148170 руб.

Бездействие Департамента Смоленской области по здравоохранению по оказанию мер социальной поддержки, направленных на охрану здоровья, повлекло причинение истцу и несовершеннолетнему ребенку морального вреда.

Просит суд взыскать с ответчиков 148170 руб. в возмещение убытков и 280000 руб. компенсации морального вреда.

Стороны, третье лицо ОГБУЗ «Рославльская ЦРБ» просили рассмотреть дело в свое отсутствие.

На основании ч.3, ч.4, ч.5 ст.167 ГПК РФ суд определил рассмотреть дело по существу в отсутствии лиц, участвующих в деле.

Департаментом Смоленской области по здравоохранению представлены письменные возражения относительно исковых требований. Обязанность по обеспечению истца сенсорами в 2020-2021 году у Департамента отсутствовала, так как соответствующее решение суда на этот период не принималось. Непрерывный мониторинг уровня глюкозы крови не является жизненно необходимым. Риски развития гипогликимических состояний у ребенка являются следствием заболевания, а не действия Департамента, что исключает возложение образности по компенсации морального вреда.

Исследовав письменные доказательства, суд приходит к следующим убеждениям.

В соответствии с п. 1 ст. 41 Конституции Российской Федерации каждый имеет право на охрану здоровья и медицинскую помощь. Медицинская помощь в государственных и муниципальных учреждениях здравоохранения оказывается гражданам бесплатно за счет средств соответствующего бюджета, страховых взносов, других поступлений.

Согласно п.ж ч.1 ст.72 Конституции РФ в совместном ведении Российской Федерации и субъектов Российской Федерации находится координация вопросов здравоохранения, в том числе обеспечение оказания доступной и качественной медицинской помощи, сохранение и укрепление общественного здоровья, создание условий для ведения здорового образа жизни, формирования культуры ответственного отношения граждан к своему здоровью; социальная защита, включая социальное обеспечение.

Полномочия и ответственность органов государственной власти субъектов Российской Федерации в сфере охраны здоровья определяет Федеральный закон от 21 ноября 2011 года N 323-ФЗ «Об основах охраны здоровья граждан в Российской Федерации» (пункт 3 статьи 1 данного ФЗ).

Основными принципами охраны здоровья являются соблюдение прав граждан в сфере охраны здоровья и обеспечение связанных с этими правами государственных гарантий, приоритет охраны здоровья детей, доступность и качество медицинской помощи.

Источниками финансового обеспечения в сфере охраны здоровья являются средства федерального бюджета, бюджетов субъектов Российской Федерации, местных бюджетов, средства обязательного медицинского страхования, средства организаций и граждан, средства, поступившие от физических и юридических лиц, в том числе добровольные пожертвования, и иные не запрещённые законодательством Российской Федерации источники (статья 82 Федерального закона «Об основах охраны здоровья граждан в Российской Федерации»).

К числу прав граждан в сфере охраны здоровья относится в том числе право на медицинскую помощь в гарантированном объёме, оказываемую без взимания платы в соответствии с программой государственных гарантий бесплатного оказания гражданам медицинской помощи, а также на получение платных медицинских услуг и иных услуг, в том числе в соответствии с договором добровольного медицинского страхования (часть 2 статьи 19 Федерального закона «Об основах охраны здоровья граждан в Российской Федерации»).

Статьёй 29 Федерального закона «Об основах охраны здоровья граждан в Российской Федерации» определены способы обеспечения охраны здоровья граждан. В частности, организация охраны здоровья осуществляется путём обеспечения определенных категорий граждан Российской Федерации лекарственными препаратами, медицинскими изделиями и специализированными продуктами лечебного питания в соответствии с законодательством Российской Федерации (пункт 5 части 1 статьи 29 Федерального закона «Об основах охраны здоровья граждан в Российской Федерации»).

Медицинскими изделиями являются любые инструменты, аппараты, приборы, оборудование, материалы и прочие изделия, применяемые в медицинских целях отдельно или в сочетании между собой, а также вместе с 8 I другими принадлежностями, необходимыми для применения указанных изделий по назначению, включая специальное программное обеспечение, и предназначенные производителем для профилактики, диагностики, лечения и медицинской реабилитации заболеваний, мониторинга состояния организма человека, проведения медицинских исследований, восстановления, замещения, изменения анатомической структуры или физиологических функций организма, предотвращения или прерывания беременности, функциональное назначение которых не реализуется путём фармакологического, иммунологического, генетического или метаболического воздействия на организм человека. Медицинские изделия могут признаваться взаимозаменяемыми, если они сравнимы по функциональному назначению, качественным и техническим характеристикам и способны заменить друг друга (часть 1 статьи 38 Федерального закона «Об основах охраны здоровья граждан в Российской Федерации»).

Согласно части 2 статьи 43 Федерального закона «Об основах охраны здоровья граждан в Российской Федерации» перечень социально значимых заболеваний и перечень заболеваний, представляющих опасность для окружающих, утверждается Правительством Российской Федерации исходя из высокого уровня первичной инвалидности и смертности населения, снижения продолжительности жизни заболевших.

Постановлением Правительства Российской Федерации от 1 декабря 2004 N 715 утверждены перечень социально значимых заболеваний и перечень заболеваний, представляющих опасность для окружающих. В перечень социально значимых заболеваний включен в том числе сахарный диабет (коды заболеваний по международной классификации болезней (МКБ-10) Е10 - Е14).

В соответствии с положениями п.9 ст.6.1, п.1.ч.1 ст.6.2 ФЗ РФ от 17.07.1999 № 178-ФЗ «О государственной социальной помощи» дети-инвалиды имеют право на обеспечение в соответствии со стандартами медицинской помощи необходимыми лекарственными препаратами для медицинского применения в объеме не менее, чем это предусмотрено перечнем жизненно необходимых и важнейших лекарственных препаратов, сформированным в соответствии с Федеральным законом от 12 апреля 2010 года N 61-ФЗ "Об обращении лекарственных средств", по рецептам на лекарственные препараты, медицинскими изделиями по рецептам на медицинские изделия, а также специализированными продуктами лечебного питания для детей-инвалидов.

В силу положений п.2 ст.4 Закона Смоленской области от 28.12.2004 № 114-з «О здравоохранении в Смоленской области» уполномоченный орган в сфере здравоохранения в соответствии с федеральным и областным законодательством организует обеспечение граждан лекарственными препаратами и медицинскими изделиями.

В соответствии с Положением, утвержденным постановлением Администрации Смоленской области от 28.08.2002 N 215, Департамент Смоленской области по здравоохранению является органом исполнительной власти Смоленской области, осуществляющим исполнительно-распорядительные функции в сфере здравоохранения на территории Смоленской области. Департамент является специально уполномоченным государственным органом Смоленской области по осуществлению переданных Смоленской области отдельных полномочий Российской Федерации в области охраны здоровья граждан.

В целях обеспечения конституционных прав граждан Российской Федерации на бесплатное оказание медицинской помощи Правительство Российской Федерации Постановлением 28.12.2021№ 2505 утвердило Программу государственных гарантий бесплатного оказания гражданам медицинской помощи на 2022 год и на плановый период 2023 и 2024 годов, которая устанавливает обеспечение лекарственными препаратами в соответствии с перечнем групп населения и категорий заболеваний, при амбулаторном лечении которых лекарственные препараты и медицинские изделия в соответствии с законодательством Российской Федерации отпускаются бесплатно за счет бюджетных ассигнований бюджетов субъектов Российской Федерации.

Данный перечень утвержден Постановлением Правительства Российской Федерации от 30.07.1994 N 890 «О государственной поддержке развития медицинской промышленности и улучшении обеспечения населения и учреждений здравоохранения лекарственными средствами и изделиями медицинского назначения» и в приложении N 1 к данному постановлению предусматривает бесплатное предоставление лицам, имеющим заболевание «диабет», лекарственных средств и медицинских изделий.

Программа государственных гарантий бесплатного оказания гражданам медицинской помощи на 2022 год и на плановый период 2023 и 2024 годов устанавливает перечень видов, форм и условий предоставления медицинской помощи, оказание которой осуществляется бесплатно, перечень заболеваний и состояний, оказание медицинской помощи при которых осуществляется бесплатно, категории граждан, оказание медицинской помощи которым осуществляется бесплатно, базовую программу обязательного медицинского страхования, средние нормативы объема медицинской помощи, средние нормативы финансовых затрат на единицу объема медицинской помощи, средние подушевые нормативы финансирования, порядок и структуру формирования тарифов на медицинскую помощь и способы ее оплаты, а также требования к территориальным программам государственных гарантий бесплатного оказания гражданам медицинской помощи в части определения порядка и условий предоставления медицинской помощи, критериев доступности и качества медицинской помощи.

Программа формируется с учетом порядков оказания медицинской помощи и стандартов медицинской помощи, а также с учетом особенностей половозрастного состава населения, уровня и структуры заболеваемости населения Российской Федерации, основанных на данных медицинской статистики.

За счет бюджетных ассигнований бюджетов субъектов Российской Федерации осуществляются обеспечение лекарственными препаратами в соответствии с перечнем групп населения и категорий заболеваний, при амбулаторном лечении которых лекарственные препараты и медицинские изделия в соответствии с законодательством Российской Федерации отпускаются по рецептам врачей бесплатно.

Органы государственной власти субъектов Российской Федерации в соответствии с Программой разрабатывают и утверждают территориальные программы государственных гарантий бесплатного оказания гражданам медицинской помощи на 2022 год и на плановый период 2023 и 2024 годов.

Территориальная программа государственных гарантий в части определения порядка и условий оказания медицинской помощи должна включать перечень лекарственных препаратов, отпускаемых населению в соответствии с перечнем групп населения и категорий заболеваний, при амбулаторном лечении которых лекарственные препараты и медицинские изделия отпускаются по рецептам врачей бесплатно.

Постановлением Администрации Смоленской области от 31.12.2019 N 862 утверждена Территориальная программа государственных гарантий бесплатного оказания гражданам медицинской помощи на 2020 год и на плановый период 2021 и 2022 годов.

В перечень лекарственных препаратов, отпускаемых по рецептам врачей бесплатно (Приложение № 3) включены Препараты для лечения сахарного диабета (инсулины и их аналоги), а в перечень видов высокотехнологичной медицинской помощи, включенных в базовую программу ОМС, финансовое обеспечение которых осуществляется за счет субвенции из бюджета, - установка средств суточного мониторирования гликемии с компьютерным анализом вариабельности суточной гликемии и нормализацией показателей углеводного обмена системой непрерывного введения инсулина (инсулиновая помпа).

Судом установлено, что Старовойтова О.В. является матерью ФИО7, 22.07.2014г.рождения,

ФИО3 29.05.2019 впервые установлена инвалидность категория «ребенок-инвалид».

Решением Рославльского городского суда Смоленской области от 02.03.2022, вступившим в законную силу 04.04.2022, на ОГБУЗ «Смоленская областная детская клиническая больница» возложена обязанность обеспечения ФИО3, 22.07.2014, за счет средств областного бюджета системой непрерывного флеш-мониторирования глюкозы в крови FreeStyle Libre и расходными материалами к ней (1 сканер и датчиками в количестве 1 штука на 14 дней).

В силу ч.2 ст.61 ГПК РФ обстоятельства, установленные вступившим в законную силу судебным постановлением по ранее рассмотренному делу, обязательны для суда. Указанные обстоятельства не доказываются вновь и не подлежат оспариванию при рассмотрении другого дела, в котором участвуют те же лица, а также в случаях, предусмотренных настоящим Кодексом.

Судом установлено, что ребенку в мае 2019 выставлен диагноз «сахарный диабет 1 типа»; в мае 2020 установлена инсулиновая помпа; рекомендован самоконтроль гликемии.

Следовательно, потребность в расходных материалах для непрерывного контроля гликемии возникла у ребенка с установления диагноза и получения соответствующей рекомендации лечащего врача.

Однако обязанность по обеспечению ребенка расходными материалами к изделию медицинского назначения возникла у ОГБУЗ «Смоленская областная детская клиническая больница» на основании решения суда только с 04.04.2022.

За период времени с 31.01.2020 по 30.11.2021 сенсоры для системы FreeStyle Libre приобретались Старовойтовой О.В. за счет собственных средств на общую сумму 148170 руб., что подтверждается представленными документами (товарными чеками, кассовыми чеками, справками о расчетных операциях по счету, выписками по счетам, справкой ООО «Эббот Лэбораториз»).

В соответствии с нормами ст.15 ГК РФ лицо, право которого нарушено, может требовать полного возмещения причиненных ему убытков, если законом или договором не предусмотрено возмещение убытков в меньшем размере. Под убытками понимаются расходы, которые лицо, чье право нарушено, произвело или должно будет произвести для восстановления нарушенного права.

Согласно ст.12 ГПК РФ одним из принципов осуществления правосудия по гражданским делам является состязательность сторон.

В силу ч.1 ст.56 ГПК РФ каждая сторона должна доказать те обстоятельства, на которые она ссылается как на основания своих требований и возражений, если иное не предусмотрено федеральным законом.

При этом согласно ст.59 ГПК РФ доказательства должны отвечать принципу относимости, то есть суд принимает только те доказательства, которые имеют значение для рассмотрения и разрешения дела.

Обстоятельства дела, которые в соответствии с законом должны быть подтверждены определенными средствами доказывания, не могут подтверждаться никакими другими доказательствами (ст.60 ГПК РФ).

Судом установлено, что Старовойтова О.В. приобретала за счет личных средств сенсоры для системы FreeStyle Libre при наличии обязанности уполномоченных органов по обеспечению ими ребенка за счет средств бюджетов.

    Обязанность по обеспечению ребенка расходными материалами к системе непрерывного флеш-мониторирования глюкозы в крови была возложена на ОГБУЗ «Смоленская областная детская клиническая больница» на основании приказа Департамента Смоленской области по здравоохранению от 27.12.2021 № 1699 «О порядке проведения непрерывного мониторинга гликемии у детей, больных сахарным диабетом 1 типа на территории Смоленской области».

    Ранее данный вопрос нормативно урегулирован не был.

Таким образом, истцом доказан факт несения расходов по вине ответчика Департамента Смоленской области по здравоохранению в связи с непредставлением социальных услуг на общую сумму 148170 руб.

С учетом изложенного, с надлежащего ответчика в пользу истца подлежат взысканию понесенные расходы.

Разрешая требование истца о компенсации морального вреда, суд приходит к следующему.

В соответствии со ст.1099 ГК РФ основания и размер компенсации гражданину морального вреда определяются правилами, предусмотренными настоящей главой и статьей 151 настоящего Кодекса.

В частности, согласно п.1 ст.151 ГК РФ если гражданину причинен моральный вред (физические или нравственные страдания) действиями, нарушающими его личные неимущественные права либо посягающими на принадлежащие гражданину нематериальные блага, а также в других случаях, предусмотренных законом, суд может возложить на нарушителя обязанность денежной компенсации указанного вреда.

Как разъяснено в п.37 Постановления Пленума ВС РФ от 15.11.2022 № 33 «О практике применения судами норм о компенсации морального вреда», моральный вред, причиненный гражданину в результате незаконных действий (бездействия) государственных органов, органов местного самоуправления либо должностных лиц этих органов, подлежит компенсации за счет соответственно казны Российской Федерации, казны субъекта Российской Федерации или казны муниципального образования при установлении виновности этих органов власти, их должностных лиц в совершении незаконных действий (бездействии) за исключением случаев, установленных законом.

На основании части первой статьи 151 ГК РФ суд вправе удовлетворить требование о компенсации морального вреда, причиненного незаконными действиями (бездействием) государственных органов, органов местного самоуправления, должностных лиц этих органов, нарушающими личные неимущественные права гражданина либо посягающими на принадлежащие ему нематериальные блага.

Моральный вред, причиненный гражданину в результате незаконных действий (бездействия) государственных органов, органов местного самоуправления и их должностных лиц, нарушающих имущественные права гражданина, исходя из норм статьи 1069 и пункта 2 статьи 1099 ГК РФ, рассматриваемых во взаимосвязи, компенсации не подлежит. Вместе с тем моральный вред подлежит компенсации, если оспоренные действия (бездействие) повлекли последствия в виде нарушения личных неимущественных прав граждан. Например, несоблюдение государственными органами нормативных предписаний при реализации гражданами права на получение мер социальной защиты (поддержки), социальных услуг, предоставляемых в рамках социального обслуживания и государственной социальной помощи, иных социальных гарантий, осуществляемое в том числе в виде денежных выплат (пособий, субсидий, компенсаций и т.д.), может порождать право таких граждан на компенсацию морального вреда, если указанные нарушения лишают гражданина возможности сохранять жизненный уровень, необходимый для поддержания его жизнедеятельности и здоровья, обеспечения достоинства личности.

Согласно п.13 Постановления судам следует учитывать, что моральный вред, причиненный правомерными действиями, компенсации не подлежит.

По настоящему делу судом не установлена вина ответчиков в нарушении каких-либо личных неимущественных прав истца либо несовершеннолетнего ребенка.

Негативные последствия аутоимунного заболевания не могут быть возложены на ответчиков, так как расходные материалы к системе непрерывного флеш-мониторирования глюкозы в крови не были назначены ребенку по жизненным показаниям.

При таком положение требование истца в данной части удовлетворению не подлежит.

В силу пп.19 п.1 ст.333.36 НК РФ государственные органы, выступающие по делам, рассматриваемым судами общей юрисдикции, в качестве истцов или ответчиков, освобождены от уплаты государственной пошлины.

Руководствуясь ст.ст.194-199 ГПК РФ,

Решил:

Исковые требования Старовойтовой О.В. удовлетворить частично.

Взыскать с Департамента Смоленской области по здравоохранению в пользу Старовойтовой Оксаны Владимировны 148170 руб. в возмещение убытков.

В удовлетворении остальной части иска отказать.

Решение может быть обжаловано в апелляционном порядке в Смоленский областной суд через Ленинский районный суд г.Смоленска в течение месяца со дня принятия решения суда в окончательной форме.

                   Судья                                          И.А.Куделина

Мотивированное решение изготовлено 18 марта 2023.

2-1076/2023 (2-5221/2022;)

Категория:
Гражданские
Истцы
Старовойтова Оксана Владимировна
Ответчики
ОГБУЗ "Смоленская областная детская клиничсекая больница"
Департамент Смоленской области по здравоохранению
Другие
ОГБУЗ "Рославльская ЦРБ"
Суд
Ленинский районный суд г. Смоленска Смоленской области
Судья
Куделина И.А.
Дело на сайте суда
leninsky.sml.sudrf.ru
29.11.2022Регистрация иска (заявления, жалобы) в суде и принятие его к производству
29.11.2022Передача материалов судье
01.12.2022Вынесено определение о назначении предварительного судебного заседания
16.01.2023Предварительное судебное заседание
16.02.2023Судебное заседание
02.03.2023Судебное заседание
15.03.2023Судебное заседание
18.03.2023Изготовлено мотивированное решение в окончательной форме
24.03.2023Дело сдано в отдел судебного делопроизводства
15.03.2023
Решение

Детальная проверка физлица

  • Уголовные и гражданские дела
  • Задолженности
  • Нахождение в розыске
  • Арбитражи
  • Банкротство
Подробнее