Дело № 2-2916/2023
УИД 18RS0011-01-2023-003265-80
Решение
именем Российской Федерации
г. Глазов 07 декабря 2023 года
Глазовский районный суд Удмуртской Республики в составе председательствующего судьи Беркутовой Т.М.,
при секретаре Боталовой Л.А.,
с участием истца Семенова Ю.М.,
представителя ответчика Сутягиной Е.С., действующей на основании доверенности,
представителя третьего лица Семенова В.Л., действующего на основании доверенности,
рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску Семенова Ю.М. к ООО «САХ» о признании незаконным бездействия в части вывоза ТКО из мусороприемных камер в целях их дальнейшего транспортирования, возложении обязанности производить вывоз ТКО из мусороприемных камер в целях их дальнейшего транспортирования,
установил:
Семенов Ю.М. обратился в суд к ООО «САХ» о признании незаконным бездействия в части вывоза ТКО из мусороприемных камер в целях их дальнейшего транспортирования, возложении обязанности производить вывоз ТКО из мусороприемных камер в целях их дальнейшего транспортирования. Требования мотивировал тем, что ООО «САХ» является единственным региональным оператором в сфере ТКО на территории Удмуртской Республики. Управляющей компанией, обслуживающей МКД № по <адрес> является ООО «Апогей+» с 01.01.2017. Указанный МКД оборудован инженерной системой стволов мусоропровода, мусоропроводных клапанов и мусороприемников, находящихся в мусорокамерах. В действиях ООО «САХ» содержатся признаки нарушения п.3 ч.1 ст.10 Закона «О защите конкуренции», что выражается в навязывании неопределенному кругу потребителей, жителям МКД оборудованных действующими мусоропроводами, невозможности указания в договоре на оказание услуг по обращению с ТКО способа складирования ТКО в контейнеры, расположенные в мусороприемных камерах и в невключении в типовую форму договора способов складирования ТКО контейнеров, расположенных в мусороприемных камерах. Мусороприемная камера также, как и контейнерная площадка являются местом накопления отходов. Следовательно, обязанностью регионального оператора является принимать отходы из контейнеров, размещенных в мусороприемных камерах в целях их дальнейшего транспортирования.
Определением суда от 20.11.2023 к участию в деле в качестве третьего лица на стороне ответчика привлечено ООО «Апогей+».
Истец Семенов Ю.М. в судебном заседании исковые требования поддержал по доводам, изложенным в иске. Дополнительно пояснил, что ООО «САХ» обязано вывозить отходы из мусороприемных камер, а этим занимается ООО «Апогей+», соответственно за одну коммунальную услугу платит два раза. Не оспаривал, что ООО «САХ» вывозит ТКО ежедневно, но в разное время. Пояснил, что ранее было вынесено судом решение по его иску, но тогда он употребил неверные термины «выкатывать» и «закатывать» контейнеры.
Представитель ответчика ООО «САХ» Сутягина Е.С. в судебном заседании с исковыми требованиями не согласилась, в удовлетворении иска просила отказать. Представила письменные возражения, в которых указала, что услуга по обращению с ТКО всем жителям <адрес> г. Глазова оказывается региональным оператором надлежащего качества. Также пояснила, что ранее Глазовским районным судом было вынесено решение, которым отказано в удовлетворении исковых требований Семенова Ю.М. к ООО «САХ» о возложении обязанности выкатывать контейнеры из мусороприемной камеры и закатывать контейнеры в мусороприемные камеры.
В судебном заседании представитель третьего лица ООО «Апогей+» Семенов В.Л. с исковыми требованиями не согласился, в удовлетворении иска просил отказать. Пояснил, что ранее Глазовским районным судом было вынесено решение, которым отказано в удовлетворении исковых требований Семенова Ю.М. к ООО «САХ» о возложении обязанности выкатывать контейнеры из мусороприемной камеры и закатывать контейнеры в мусороприемные камеры.
Выслушав участников процесса, изучив представленные материалы дела в их совокупности, суд пришел к следующему выводу.
В судебном заседании установлено, что ответчик ООО «САХ» является юридическим лицом, зарегистрирован в ЕГРЮЛ за ОГРН 1121841000390.
Судом также установлено, что решением Глазовского районного суда Удмуртской Республики от 16.05.2023 исковые требования Семенова Ю.М. к Обществу с ограниченной ответственностью "Спецавтохозяйство" об обязании выкатывать контейнеры из мусороприемной камеры и закатывать контейнеры в мусороприемные камеры оставлены без удовлетворения. Решение суда вступило в законную силу 16.08.2023.
Правовые основы обращения с отходами производства и потребления определены Федеральным законом от 24 июня 1998 г. №89-ФЗ "Об отходах производства и потребления".
Согласно ч.1 ст.24.6 Федерального закона от 24.06.1998 № 89-ФЗ «Об отходах производства и потребления» (далее Федеральный закон от 24.06.1998 № 89-ФЗ) сбор, транспортирование, обработка, утилизация, обезвреживание, захоронение твердых коммунальных отходов на территории субъекта Российской Федерации обеспечиваются одним или несколькими региональными операторами в соответствии с региональной программой в области обращения с отходами и территориальной схемой обращения с отходами.
На территории Удмуртской Республики региональным оператором по обращению с твердыми коммунальными отходами (далее ТКО) определено ООО «САХ».
28.04.2018 между Министерством строительства, жилищно-коммунального хозяйства и энергетики Удмуртской Республики и ООО «САХ» заключено соглашение об организации деятельности по обращению с твердыми коммунальными отходами на территории Удмуртской Республики. ООО «САХ» является единственным региональным оператором в сфере ТКО на территории Удмуртской Республики, занимает доминирующее положение на рынке обращения ТКО и осуществляет транспортирование, обработку, утилизацию, обезвреживание, захоронение ТКО на территории Удмуртской Республики.
Согласно п.1 указанного Соглашения следует, что региональный оператор ООО «САХ» обеспечивает сбор, транспортирование, обработку, утилизацию, обезвреживание, захоронение ТКО в пределах зоны деятельности регионального оператора, в соответствии с Территориальной схемой обращения с отходами, в том числе ТКО, в Удмуртской Республике, утвержденной постановлением Правительства Удмуртской Республики от 22.05.2017 № 213.
К деятельности по обращению с ТКО на территории Удмуртской Республики ООО «САХ» приступил с 01.01.2019.
На основании статьи 1 названного Федерального закона региональный оператор по обращению с твердыми коммунальными отходами (далее - региональный оператор) - оператор по обращению с твердыми коммунальными отходами - юридическое лицо, которое обязано заключить договор на оказание услуг по обращению с твердыми коммунальными отходами с собственником твердых коммунальных отходов, которые образуются и места накопления которых находятся в зоне деятельности регионального оператора.
Частью 2 статьи 24.7 Федерального закона N 89-ФЗ установлено, что по договору на оказание услуг по обращению с твердыми коммунальными отходами региональный оператор обязуется принимать твердые коммунальные отходы в объеме и в местах (на площадках) накопления, которые определены в этом договоре, и обеспечивать их транспортирование, обработку, обезвреживание, захоронение в соответствии с законодательством Российской Федерации, а собственник твердых коммунальных отходов обязуется оплачивать услуги регионального оператора по цене, определенной в пределах утвержденного в установленном порядке единого тарифа на услугу регионального оператора.
В соответствии с пунктом 9 Правил обращения с твердыми коммунальными отходами, утвержденных Постановлением Правительства РФ от 12.11.2016 N 1156 (далее - Правила N 1156) потребители осуществляют складирование ТКО в местах (площадках) накопления ТКО, определенных договором на оказание услуг по обращению с ТКО, в соответствии со схемой обращения с отходами.
Абзац 5 пункта 2 Правил N 1156 определяет контейнерную площадку как место накопления ТКО, обустроенное в соответствии с требованиями законодательства Российской Федерации в области охраны окружающей среды и законодательства Российской Федерации в области обеспечения санитарно-эпидемиологического благополучия населения и предназначенное для размещения контейнеров и бункеров.
Согласно пункту 10 названных Правил в соответствии с договором на оказание услуг по обращению с твердыми коммунальными отходами в местах (площадках) накопления этих отходов складирование таких отходов осуществляется потребителями следующими способами:
а) в контейнеры, расположенные в мусороприемных камерах (при наличии соответствующей внутридомовой инженерной системы);
б) в контейнеры, бункеры, расположенные на контейнерных площадках;
в) в пакеты или другие емкости, предоставленные региональным оператором.
Таким образом, мусороприемная камера так же, как и контейнерная площадка, являются местом накопления отходов.
В силу части 2 статьи 24.7 Закона об отходах производства и потребления № 89 в обязанности Регионального оператора входит принимать отходы из контейнеров, размещенных в мусороприемных камерах.
На основании пункта 2 Правил обращения с коммунальными отходами №1156 под вывозом отходов понимается их транспортирование от мест (площадок) их накопления до объектов, используемых для обработки, утилизации, обезвреживания, захоронения твердых коммунальных отходов.
Под погрузкой отходов понимается перемещение твердых коммунальных отходов из мест (площадок) накопления таких отходов или иных мест, с которых осуществляется погрузка этих отходов в мусоровоз в целях их транспортирования, а также уборка мест погрузки твердых коммунальных отходов.
Таким образом, региональный оператор обязан производить вывоз ТКО из мест накопления ТКО, в том числе из мусороприемных камер в целях их дальнейшего транспортирования.
Указанный МКД изначально оборудован инженерной системой стволов мусоропровода, мусоропроводных клапанов и мусороприемников, находящихся в мусороприемных камерах, которые до настоящего времени не законсервированы.
Исполнение договора оказания услуг по обращению с ТКО в спорном МКД осуществляется региональным оператором ООО «САХ» с использованием внутридомовой инженерной системы мусоропровода.
В судебном заседании установлено, что согласно свидетельству о государственной регистрации права № от ДД.ММ.ГГГГ следует, что Семенов Ю.М. является собственником 2/5 доли в жилом помещении, расположенном по адресу: г.Глазов, <адрес>.
Указанный МКД оборудован инженерной системой стволов мусоропровода, мусоропроводных клапанов и мусороприемников, находящегося в мусорокамерах. Данное обстоятельство сторонами не оспаривалось.
Договором управления № от ДД.ММ.ГГГГ в составе перечня работ и услуг, оказываемых управляющей компанией ООО «Апогей+» собственникам МКД № по <адрес> предусмотрено оказание таких услуг, как уборка мусороприемных камер (подметание); мойка, очистка, дезинфекция мусоросборников; очистка, промывка и дезинфекция внутренней поверхности стволов мусоропровода; чистка, промывка и дезинфекция загрузочных клапанов мусоропровода; мойка, чистка, дезинфекция мусороприемных камер; устранение засорений: устранение неисправностей ствола и загрузочного клапана, и удаление мусора из мусороприемных камер (Приложение № 2 к договору, позиции 43-51).
Договор на оказание услуг по обращению с ТКО, заключенный региональным оператором, как с управляющей организацией, так и напрямую с собственниками жилых помещений в многоквартирных домах, должен соответствовать типовому договору, утвержденному Правилами № 1156.
В соответствии с пунктом 3 Типового договора в договоре указывается нужный способ складирования ТКО - мусоропроводы и мусороприемные камеры, в контейнеры, бункеры, расположенные на контейнерных площадках, в пакеты или другие емкости (указываются какие), предоставленные региональным оператором, способ складирования крупногабаритных отходов - в бункеры, расположенные на контейнерных площадках, на специальных площадках складирования крупногабаритных отходов.
Согласно пункту 2 статьи 162 Жилищного кодекса Российской Федерации по договору управления многоквартирным домом одна сторона (управляющая организация) по заданию другой стороны (собственников помещений в многоквартирном доме, органов управления товарищества собственников жилья, органов управления жилищного кооператива или органов управления иного специализированного потребительского кооператива, лица, указанного в пункте 6 части 2 статьи 153 этого Кодекса, либо в случае, предусмотренном частью 14 статьи 161 указанного Кодекса, застройщика) в течение согласованного срока за плату обязуется выполнять работы и (или) оказывать услуги по управлению многоквартирным домом, оказывать услуги и выполнять работы по надлежащему содержанию и ремонту общего имущества в таком доме, предоставлять коммунальные услуги собственникам помещений в таком доме и пользующимся помещениями в этом доме лицам или в случаях, предусмотренных статьей 157.2 данного Кодекса, обеспечить готовность инженерных систем, осуществлять иную направленную на достижение целей управления многоквартирным домом деятельность.
В соответствии с Правилами предоставления коммунальных услуг собственникам и пользователям помещений в многоквартирных домах и жилых домов, утвержденными Постановлением Правительства Российской Федерации от 06.05.2011 N 354 (далее - Правила N 354), предоставление коммунальной услуги по обращению с ТКО потребителю осуществляется на основании возмездного договора, содержащего положения о предоставлении коммунальной услуги по обращению с ТКО, из числа договоров, указанных в пунктах 148 (4) - 148 (6) настоящих Правил.
Исполнитель коммунальной услуги по обращению с ТКО обязан заключать с региональным оператором по обращению с ТКО договоры на оказание услуг по обращению с ТКО (пп. "б" пункта 148 (22) Правил N 354).
Требования и нормативы по содержанию и обслуживанию жилого фонда предусмотрены Правилами и нормами технической эксплуатации жилищного фонда, утвержденными постановлением Государственного комитета Российской Федерации по строительству и жилищно-коммунальному комплексу от 27.09.2003 N 170 (далее - Правила N 170).
В соответствии с подпунктом "г" пункта 5.9.10 Правил N 170 персонал, обслуживающий мусоропроводы, должен обеспечивать вывоз контейнеров с отходами с места перегрузки в мусоровоз.
Согласно пункту 5.9.13 Правил N 170 контейнер с отходами следует к моменту перегрузки в мусоровоз удалить из мусоросборной камеры на отведенную площадку.
В соответствии с пунктом 132 СанПиН 2.1.3684-21 "Об утверждении санитарных правил и норм СанПиН 2.1.3684-21 "Санитарно-эпидемиологические требования к содержанию территорий городских и сельских поселений, к водным объектам, питьевой воде и питьевому водоснабжению, атмосферному воздуху, почвам, жилым помещениям, эксплуатации производственных, общественных помещений, организации и проведению санитарно-противоэпидемических (профилактических) мероприятий" удаление ТКО из мусороприемной камеры должно проводиться хозяйствующим субъектом, осуществляющим управление многоквартирным домом или эксплуатацию общежитий и центров временного размещения, ежедневно.
Хозяйствующим субъектом, осуществляющим управление МКД № по <адрес> является ООО «Апогей+».
В судебном заседании также было установлено, что удаление ТКО из мусорокамер производится сотрудниками ООО «Апогей+».
Таким образом, из комплексного анализа законодательства Российской Федерации следует, что обязанность по созданию и содержанию мест (площадок) накопления ТКО, включая обслуживание и очистку мусоропроводов, мусороприемных камер, в том числе по выкату контейнеров их мусороприемных камер до мест накопления ТКО, контейнерных площадок, расположенных на земельных участках, входящих в общедомовое имущество, лежит на собственниках помещений МКД или на лицах, осуществляющих управление МКД. При этом плата за организацию и содержание мест накопления ТКО, включая обслуживание и очистку мусоропроводов, мусороприемных камер, в том числе выкат контейнеров из мусороприемных камер до мест накопления ТКО, контейнерных площадок, входит в состав платы за содержание жилого помещения, оплачиваемой собственниками помещения в МКД.
Согласно пункту 2 Правил N 1156 под вывозом ТКО понимается транспортирование ТКО от мест (площадок) их накопления до объектов, используемых для обработки, утилизации, обезвреживания, захоронения твердых коммунальных отходов.
Под погрузкой ТКО понимается перемещение ТКО из мест (площадок) накопления ТКО или иных мест, с которых осуществляется погрузка ТКО, в мусоровоз в целях их транспортирования, а также уборка мест погрузки ТКО.
Таким образом, региональный оператор обязан производить вывоз ТКО из мусороприемных камер в целях их дальнейшего транспортирования.
Договор на оказание услуг по обращению с ТКО, заключенный региональным оператором, как с управляющей организацией, так и напрямую с собственниками жилых помещений в многоквартирных домах, должен соответствовать типовому договору, утвержденному Правилами N 1156.
В соответствии с пунктом 3 Типового договора в договоре указывается нужный способ складирования ТКО - мусоропроводы и мусороприемные камеры, в контейнеры, бункеры, расположенные на контейнерных площадках, в пакеты или другие емкости (указываются какие), предоставленные региональным оператором, способ складирования крупногабаритных отходов - в бункеры, расположенные на контейнерных площадках, на специальных площадках складирования крупногабаритных отходов.
Складирование ТКО в мусороприемных камерах осуществляется потребителями в контейнеры, расположенные, соответственно, в данных мусороприемных камерах и соответствует п. 10 Правил № 1156.
Типовым договором и Правилами N 1156 не предусмотрены условия организации и порядок вывоза ТКО из контейнеров, расположенных в мусороприемных камерах.
В соответствии с пунктом 8 (10) Правил N 1156 проект договора составляется в соответствии с типовым договором на оказание услуг по обращению с ТКО по форме, утвержденной Правилами N 1156, и может быть дополнен иными положениями, не противоречащими законодательству Российской Федерации.
Соответственно, стороны вправе согласовать включение в договор условий, не противоречащих законодательству Российской Федерации, в том числе в части порядка вывоза ТКО из контейнеров, расположенных в мусороприемных камерах.
Как было установлено в судебном заседании управление МКД № по <адрес> осуществляет ООО «Апогей+». Между региональным оператором и управляющей организацией договор на предоставление услуг по обращению с ТКО не заключен, указанные услуги предоставляются региональным оператором собственникам данного МКД на условиях типового договора, а плата взимается с них АО «Энергосбыт Плюс» по агентскому договору № ЖКХ-19 от 01.12.2018, заключенному с ООО «САХ».
В судебном заседании истец не ссылался на неисполнение или ненадлежащее исполнение региональным оператором услуги по вывозу ТКО.
Сведения о внесении изменений в договор управления МКД, об исключении видов работ по удалению мусора из мусороприемных камер из состава работ и услуг по содержанию общего имущества МКД суду не представлены.
Учитывая, что по выполнению работ по удалению мусора из мусороприемных камер возложена на управляющую организацию, у суда отсутствуют основания для возложения обязанности по выполнению данных работ на регионального оператора по обращению с ТКО в Удмуртской Республике – ООО «Спецавтохозяйство». Оснований для признаний незаконными бездействия регионального оператора по удалению мусора из мусороприемных камер не имеется.
Доводы истца о незаконности получения управляющей организацией платы по удалению мусора из мусороприемных камер судом отклоняется, поскольку предметом настоящего спора не является, требований к данному юридическому лицу не заявлено.
С учетом изложенного, суд приходит к выводу, что исковые требования Семенова Ю.М. к ООО «САХ» о признании незаконным бездействия в части вывоза ТКО из мусороприемных камер в целях их дальнейшего транспортирования, возложении обязанности производить вывоз ТКО из мусороприемных камер в целях их дальнейшего транспортирования удовлетворению не подлежат.
Руководствуясь ст.ст.194-198 ГПК РФ, суд
решил:
░ ░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░ ░.░. ░ ░░░ «░░░» ░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░ ░ ░░░░░ ░░░░░░ ░░░ ░░ ░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░ ░ ░░░░░ ░░ ░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░░░░░, ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░ ░░░░░ ░░░ ░░ ░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░ ░ ░░░░░ ░░ ░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░ ░ ░░░░░░ ░░░░░░.
░░░░░░░ ░░░░ ░░░░░ ░░░░ ░░░░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░ ░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░ ░░░░░░░ ░░░░░░ ░░ ░░░ ░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░ ░░░░░ ░░░░░░ ░░░░░░ ░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░ ░░░ ░░.
░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ 14.12.2023.
░░░░░ ░.░. ░░░░░░░░░