РЕШЕНИЕ
ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
10 октября 2024 года <адрес>
Щекинский межрайонный суд <адрес> в составе:
председательствующего Бродовской О.В.,
при помощнике судьи Васютиной И.В.,
с участием представителя истца Чкан С.Н. по ордеру адвоката Залуцкой О.С.,
представителя ответчика отделения фонда пенсионного и социального страхования РФ по Тульской области по доверенности Проходцевой Е.А.,
рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело № 2-2174/2024 (71RS0023-01-2024-003738-84) по иску Чкан С.Н. к отделению фонда пенсионного и социального страхования РФ по Тульской области об установлении факта постоянного проживания, признании права на пенсию по старости с уменьшением общеустановленного пенсионного возраста,
установил:
Чкан С.Н. обратился в суд с иском к отделению фонда пенсионного и социального страхования РФ по Тульской области об установлении факта постоянного проживания, признании права на пенсию по старости с уменьшением общеустановленного пенсионного возраста, ссылаясь на то, что ДД.ММ.ГГГГ, ему исполнилось 58 лет.
ДД.ММ.ГГГГ он обратился в ОСФР по Тульской области с заявлением о назначении досрочной пенсии по старости с 58 лет. Решением от ДД.ММ.ГГГГ ему было отказано в назначении пенсии в связи с отсутствием необходимой продолжительности проживания в зоне с льготным социально- экономическим статусом.
В ДД.ММ.ГГГГ г. он приехал из <данные изъяты> Республики Украина в <данные изъяты> Тульской области Российской Федерации. В ДД.ММ.ГГГГ. зарегистрировал брак с ФИО1 С ДД.ММ.ГГГГ по настоящее время он постоянно проживает в квартире супруги по адресу: <адрес>.
На основании Распоряжения Правительства РСФСР № 237-р от 28.12.1991 г. - <данные изъяты> Тульской области входит в перечень населенных пунктов, находящихся в зоне проживания с льготным социально-экономическим статусом.
На дату подачи заявления, ДД.ММ.ГГГГ он проживал в зараженной зоне <данные изъяты> лет <данные изъяты> мес. (с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ - ДД.ММ.ГГГГ). Этого периода достаточно для снижения пенсионного возраста на 2 года, и назначения пенсии с 58 лет.
Согласно трудовой книжки № № от ДД.ММ.ГГГГ страховой стаж составляет <данные изъяты> лет <данные изъяты> мес.<данные изъяты> дня:
с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ (<данные изъяты>);
с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ (<данные изъяты>);
с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ (<данные изъяты>);
с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ (<данные изъяты>);
с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ (<данные изъяты>);
с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ (<данные изъяты>);
с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ (<данные изъяты>);
с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ (<данные изъяты>);
с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ (<данные изъяты>),
а всего страховой стаж составляет <данные изъяты> лет <данные изъяты> месяца <данные изъяты> дня <данные изъяты>=ДД.ММ.ГГГГ).
Таким образом, у него достаточно страхового стажа и периода проживания в загрязненной зоне для назначения досрочной пенсии с 58 лет.
Однако, ответчик в своем решении исключил Чкан С.Н. период проживания его в <данные изъяты> во время работы в г. Москве:
с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ (<данные изъяты> <данные изъяты>) - <данные изъяты> в ООО “<данные изъяты>» Московская область;
с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ (<данные изъяты>) - <данные изъяты> в ООО "<данные изъяты>» Московская область,= всего: <данные изъяты> лет <данные изъяты> мес.<данные изъяты> дней.
Но характер работы Чкан С.Н. по графику, согласно которому один рабочий день продолжительностью одни сутки чередуется с тремя выходными днями, не исключает возможность его постоянного проживания в <данные изъяты>. За время работы на указанном предприятии ему жилье не предоставлялось (справка от ДД.ММ.ГГГГ).
У него имеется амбулаторная карта, из которой следует, что он наблюдается у врачей в поликлинике ГУЗ «<данные изъяты>» по адресу: <адрес>.
Для получения права на назначение пенсии по старости с уменьшением пенсионного возраста на 2 года следует включить в период его проживания в Чернобыльской зоне период его работы в Московской области - <данные изъяты> лет <данные изъяты> мес. <данные изъяты> дней.
По изложенным основаниям просит суд установить факт его постоянного проживания, на территории зоны проживания с льготным социально-экономическим статусом, по адресу: <адрес>, в период с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ и с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ.
Признать за ним право на назначение страховой пенсии по старости со снижением общеустановленного пенсионного возраста в связи с проживанием на территории зоны с льготным социально-экономическим статусом в период с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ и с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ.
Обязать Отделение фонда Пенсионного и Социального страхования Российской Федерации по Тульской области произвести назначение и выплату ему страховой пенсии по старости со дня обращения, то есть с ДД.ММ.ГГГГ.
Определением Щекинского межрайонного суда Тульской области от 16.09.2024 к участию в деле в качестве третьего лица привлечена администрация МО Щекинский район.
Истец Чкан С.Н. в судебное заседание не явился, о времени и месте рассмотрения дела извещен надлежащим образом, просил о рассмотрении дела в его отсутствие.
В судебном заседании представитель истца Чкан С.Н. по ордеру адвокат Залуцкая О.С., исковые требования поддержала, просила удовлетворить.
В судебном заседании представитель ответчика отделения фонда пенсионного и социального страхования РФ по Тульской области по доверенности Проходцева Е.А., возражала против удовлетворения исковых требований.
Иные лица, участвующие в деле в судебное заседание не явились, о дате, времени и месте рассмотрения дела извещены надлежащим образом.
Суд, согласно ст.167 ГПК РФ, счел возможным рассмотреть дело в отсутствие не явившихся лиц. Данное право суда, вытекает из принципа самостоятельности и независимости судебной власти и направлено на реализацию задач правильного и своевременного рассмотрения и разрешения гражданских дел (ст. 2 ГПК РФ).
Выслушав лиц, участвующих в деле, принимая во внимание возражения ответчика, исследовав материалы дела, суд приходит к следующему.
В силу статьи 8 Федерального закона "О страховых пенсиях" от 28.12.2013 N 400-ФЗ право на страховую пенсию по старости имеют женщины, достигшие возраста - 55 лет; страховая пенсия по старости назначается при наличии не менее 15 лет страхового стажа и величины Индивидуального пенсионного коэффициента в размере не менее 30.
Законом РФ № 1244-1 от 15 мая 1991 года "О социальной защите граждан, подвергшихся воздействию радиации вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС" (с дополнениями и изменениями) установлены пределы права на снижение? общеустановленного пенсионного возраста гражданам, пострадавшим вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС.
Частью первой статьи 13 Закона Российской Федерации "О социальной защите граждан, подвергшихся воздействию радиации вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС" к гражданам, подвергшимся воздействию радиации вследствие чернобыльской катастрофы, на которых распространяется действие настоящего Закона, относятся граждане, постоянно проживающие (работающие) на территорий зоны проживания с правом на отселение (пункт 7) и граждане, постоянна проживающие (работающие) на территории зоны проживания с льготным социально-экономическим статусом (пункт 8).
Пенсионное обеспечение указанной категории граждан регулируется разделов IV "Пенсионное обеспечение граждан, пострадавших от чернобыльской катастрофу названного Закона, а также Федеральным законом "О государственном пенсионного обеспечении в Российской Федерации".
В соответствии со ст. 10 названного Федерального закона, устанавливающей условия назначения пенсий гражданам, пострадавшим в результате радиационный или техногенных катастроф, и членам их семей, пенсия по старости гражданам постоянно проживающим в зоне проживания с правом на отселение, и гражданам постоянно проживающим в зоне проживания с льготным социально - экономически статусом, назначается при наличии трудового стажа не менее 5 лет с уменьшение возраста выхода на пенсию по старости, предусмотренного Федеральным законом " трудовых пенсиях в Российской Федерации", в зависимости от факта продолжительности проживания или работы в соответствующей зоне радиоактивно загрязнения в порядке, предусмотренном Законом Российской Федерации социальной защите граждан, подвергшихся воздействию радиации вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС".
Статьи 33 и 34 Закона Российской Федерации "О социальной защите граждан, подвергшихся воздействию радиации вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС" предусматривают, что гражданам, указанным в пункте 7 части первой его статьи 13, пенсия по старости назначается с уменьшением общеустановленного ПЕНСИОННОГО возраста на 2 года и дополнительно на 1 год за каждые 3 года проживания или работы на территории зоны проживания с правом на отселение, но не более чем на 5 лет в общей сложности; гражданам, указанным в пункте 8 части первой статьи 13 уменьшение возраста выхода на пенсию предусмотрено на 1 год и дополнительно на 1 год за каждые 4 года проживания или работы на территории зоны проживания с льготным социально-экономическим статусом, но не более чем на 3 года в общей сложности.
Исходя из примечания к ст. ст. 32 - 35 названного Закона РФ, установленная ими первоначальная величина снижения пенсионного возраста предусматривается для граждан, проживающих (работающих) или проживавших (работавших) на территории, подвергшейся радиоактивному загрязнению, в период от момента катастрофы на Чернобыльской АЭС по 30 июня 1986 года независимо от времени пребывания на указанной территории до момента переселения (выезда) с этой территории или до принятия решения Правительством РФ об изменении границ зон радиоактивного загрязнения.
Перечни населенных пунктов, находящихся в границах зон радиоактивного загрязнения вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС, утверждены распоряжением Правительства Российской Федерации от 28.12.1991 года № 237-р, Постановлением Правительства РФ от 08.10.2015 № 1074, Постановлением Правительства РФ от 18.12.1997 № 1582 г.
Адрес по которому проживает истец: <адрес> отнесен к зоне проживания с льготным социально-экономическим статусом.
Согласно пункту 7 Перечня документов, необходимых для установления трудовой пенсии и пенсии по государственному пенсионному обеспечению в соответствии с Федеральными законами «О трудовых пенсиях в РФ» и «О государственном пенсионном обеспечении в РФ», утвержденного Постановлением Минтруда РФ и ПФР от 27.02.2002 №16/19па, к заявлению о назначении пенсии по старости граждан, пострадавших в результате радиационных или техногенных катастроф, должны быть приложены документы о проживании или работе в определенных зонах радиоактивного загрязнения, предусмотренных Законом Российской Федерации «О социальной защите граждан, подвергшихся воздействию радиации вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС».
Пунктом 100 Перечня от 28.11.2014 № 958н указано, что в качестве документов, подтверждающих проживанию и работу в зонах радиоактивного загрязнения, предусмотренных Законом Российской Федерации «О социальной защите граждан, принимаются: удостоверения установленного образца, документы, подтверждающие проживание в указанных зонах (регистрация по месту жительства или месту пребывания).
Как следует из материалов дела и установлено судом истец с ДД.ММ.ГГГГ по настоящее время постоянно проживает в квартире по адресу: <адрес>, что подтверждается копией паспорта, справкой, домовой (поквартирной) книгой,
ДД.ММ.ГГГГ истец обратился в ОСФР по Тульской области с заявлением о назначении досрочной пенсии по старости с 58 лет. Решением от ДД.ММ.ГГГГ ему было отказано в назначении пенсии в связи с отсутствием необходимой продолжительности проживания в зоне с льготным социально- экономическим статусом.
В оспариваемом решении ответчик указал, что для снижения возраста выход; на пенсию истцу могут быть зачтены периоды проживания (работы) в зоне проживания с правом на отселение в общей сложности составляющие <данные изъяты> года <данные изъяты> месяцев <данные изъяты> дней, не могут быть включены и расценены как проживание в зоне радиоактивного загрязнения вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС следующие периоды проживания (работы) в зоне с льготным социально –экономическим статусом, совпадающие по времени с работой в Московской области с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ (<данные изъяты> лет <данные изъяты> дней), с ДД.ММ.ГГГГ по настоящее время (ДД.ММ.ГГГГ – дата обращения) (<данные изъяты> года <данные изъяты> месяца <данные изъяты> дней, всего <данные изъяты> лет <данные изъяты> месяца <данные изъяты> дней).
Таким образом, на дату подачи заявления истец не имеет права выхода на пенсию с 58 лет, поскольку вышеуказанные периоды дают право на уменьшение возраста выхода на пенсию.
Проверяя вышеуказанные обстоятельства, судом установлено, что истец работал с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ (<данные изъяты>) - <данные изъяты> в ООО “<данные изъяты>» Московская область;
с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ (<данные изъяты>) - <данные изъяты> в ООО "<данные изъяты>» Московская область,= всего: <данные изъяты> лет <данные изъяты> мес.<данные изъяты> дней, «график работы сменный, жилья работодатель не предоставлял.
В подтверждение доводов о том, что фактически проживает по месту регистрации истец представил из ГУЗ <данные изъяты> амбулаторную карту, из которых следует, что истец наблюдается у врачей по месту регистрации.
В силу части 2 статьи 56 ГПК РФ суд определяет, какие обстоятельства имеют значение для дела, какой стороне надлежит их доказывать, выносит обстоятельства на обсуждение, даже если стороны на какие-либо из них не ссылались.
В соответствии с частью 1 статьи 196 ГПК РФ при принятии решения суд оценивает доказательства, определяет, какие обстоятельства, имеющие значение для рассмотрения дела, установлены, и какие обстоятельства не установлены, каковы правоотношения сторон, какой закон должен быть применен по данному делу и подлежит ли иск удовлетворению.
Суд оценивает доказательства по своему внутреннему убеждению, основанному на всестороннем, полном, объективном и непосредственном, а следовании имеющихся в деле доказательств (часть 1 статьи 67 ГПК РФ).
Не доверять представленным доказательствам у суда оснований не имеется, поскольку они последовательны, непротиворечивы и составляют совокупность сведений о проживании истца в спорные периоды на территории зоны проживания с правом на отселение. Доказательств, опровергающих доводы истца, в материалах дела нет.
Согласно статьи 33 и 34 Закона Российской Федерации "О социальной защите граждан, подвергшихся воздействию радиации вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС" гражданам, указанным в пункте 7 части первой его статьи 13, пенсия по старости назначается с уменьшением общеустановленного пенсионного возраста на 2 года и дополнительно на 1 год за каждые 3 года проживания или работы к территории зоны проживания с правом на отселение, но не более чем на 5 лет в общей сложности.
Установив вышеуказанные обстоятельства, исследовав представленные истцом доказательства, принимая во внимание представленные стороной истца письменные документы, суд приходит к выводу о том, что факт проживания истца в периоды с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ и с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ по адресу: <адрес> - на территории зоны проживания с правом на отселение, подтвержден, не смотря на имеющиеся в материалах дела сведения о трудовой деятельности истца в эти периоды в г. Москве.
В связи с вышеизложенным, установив факт проживания в вышеуказанные периоды по адресу: <адрес> - на территории зоны проживания с правом на отселение, суд приходит к выводу, что отсутствуют правовые основания для исключения сорных периодов из подсчета периода проживания, дающего право на назначение пенсии со снижением общеустановленного пенсионного возраста.
Принимая во внимание, установленные по делу обстоятельств, суд приходит к выводу, что истец имеет право на назначение пенсии по старости со снижением общеустановленного возраста выхода на пенсию на пенсию, в связи с чем решение государственного учреждения - Отделение Пенсионного фонда Российской Федерации по Тульской области об отказе в назначении пенсии суд признает незаконным, нарушающим права истца в области пенсионного законодательства.
Пенсия назначается со дня обращения за страховой пенсией, но не ранее чем со дня возникновения права на данную пенсию. При этом заявление о назначении пенсии может быть подано гражданином и до наступления пенсионного возраста, но ранее чем за месяц до достижения соответствующего возраста.
Учитывая, что истец на момент обращения в Отделение Пенсионного фонда Российской Федерации по Тульской области исполнилось 58 лет, право на назначение досрочной страховой пенсии по старости истец приобретает с ДД.ММ.ГГГГ.
На основании изложенного, руководствуясь ст.ст. 194-199 ГПК РФ, суд
решил:
░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░ ░.░. ░ ░░░░░░░░░ ░░░░░ ░░░░░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░ ░░ ░░ ░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░░ ░░░░░░░░░░░░ ░░░░░ ░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░, ░░░░░░░░░ ░░░░░ ░░ ░░░░░░ ░░ ░░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░.
░░░░░░░░░░ ░░░░ ░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░ ░.░., ░░.░░.░░░░ ░░░░ ░░░░░░░░, ░░░░░░░ <░░░░░░ ░░░░░░> ░░ ░░░░░░: <░░░░░> ░░░░░░ – ░ ░░.░░.░░░░ ░░ ░░.░░.░░░░ ░ ░ ░░.░░.░░░░ ░░ ░░.░░.░░░░.
░░░░░░░░ ░░ ░░░░ ░.░., ░░.░░.░░░░ ░░░░ ░░░░░░░░ ░░░░░ ░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░ ░░ ░░░░░░░░ ░░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░ ░ ░░░░░ ░ ░░░░░░░░░░░ ░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░ ░ ░░░░░░░░ ░░░░░░░░░-░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░ ░ ░░░░░░ ░ ░░.░░.░░░░ ░░ ░░.░░.░░░░ ░ ░ ░░.░░.░░░░ ░░ ░░.░░.░░░░.
░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░░░ ░░░░░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░ ░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░░ ░.░., ░░.░░.░░░░ ░░░░ ░░░░░░░░, ░░░░░░ ░░ ░░░░░░░░ ░░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░ ░ ░░░░░ ░ ░░░░░░░░░░░ ░ ░░░░ ░░░░░░░░░░ ░ ░░░░░░ ░░ ░░░░░░░░░ ░ ░░.░░.░░░░.
░░░░░░░ ░░░░░ ░░░░ ░░░░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░ ░░░░░░░░ ░░ ░░░░░░░░░░░ ░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░ ░░░░░ ░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░ ░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░ ░░░ ░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░ ░░░░░░░ ░░░░░░ ░░░░░ ░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░░░░░ ░ ░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░.
░░░░░░░░░░░░░░░░░░░░ / ░░░░░░░ /
░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░ 24.10.2024