Решение по делу № 2-1377/2021 от 07.06.2021

УИД 37RS0005-01-2021-001761-11

Дело № 2-1377/2021

РЕШЕНИЕ

Именем Российской Федерации

6декабря2021года г. Иваново

Ивановский районный суд Ивановской области

в составе председательствующего судьи Артёменко Е.А.,

при секретаре ЦыпленковойМ.С.,

с участием ответчика БорисоваА.Н.,

представителя третьего лица ЖурловойН.Ю.,

рассмотрев в открытом судебном заседании в г.Иваново 6декабря2021года гражданское дело по иску Департамента лесного хозяйства по Центральному федеральному округу к Борисову А.Н. об истребовании части земельного участка из чужого незаконного владения, признании отсутствующим права собственности на часть земельного участка,

установил:

Департамент лесного хозяйства по Центральному федеральному округу обратился в суд с иском к ответчику, в котором в окончательной редакции своих требований от ДД.ММ.ГГГГ просит суд признать отсутствующим право собственности БорисоваА.Н. на часть земельного участка с кадастровым номером , площадью 227247 +/- 4171 кв.м., местоположение:<адрес>, 0,88 км юго-восточнее д. Полуниха, имеющую пересечения с землями лесного фонда (<адрес>, <адрес>) в координатах поворотных точек границы пересечения, указанных в исковом заявлении; истребовать из чужого незаконного владения ответчика часть земельного участка с кадастровым номером , имеющую пересечения с землями лесного фонда (<адрес>, <адрес>) в координатах поворотных точек границы пересечения; признать недействительным межевой план, на основании которого производилась постановка земельного участка с кадастровым номером на кадастровый учет; исключить из ЕГРН сведения о местоположении границ земельного участка с кадастровым номером , площадью 227247кв.м.; внести в ЕГРН сведения о местоположении границы многоконтурного земельного участка с кадастровым номером , состоящего из пяти контуров с координатами характерных точек, указанных на странице 10-13 заключения эксперта ООО «<данные изъяты>» от ДД.ММ.ГГГГ, площадью 141150кв.м. По мнению истца, спорный земельный участок расположен в границах Ивановского лесничества, <адрес>, в связи с чем в части пересечения с землями лесного фонда незаконно находится в собственности ответчика, в связи с чем обратился в суд с данным иском.

В ходе рассмотрения дела к участию в деле в качестве третьих лиц, не заявляющих самостоятельных требований относительно предмета спора, привлечены Администрация Коляновского сельского поселения, Администрация Ивановского муниципального района Ивановской области, ВласенкоА.О., КлимашевА.А., Филиал ФГБУ ФКП Росреестра по Ивановской области.

Представитель истца Департамента лесного хозяйства по Центральному федеральному округу в судебное заседание не явился, представил заявление о рассмотрении дела в свое отсутствие.

Ответчик БорисовА.Н. иск не признал, сославшись на то, что образование исходного земельного участка произведено в соответствии с требованиями ранее действовавшего законодательства. Его права на земельный участок зарегистрированы в соответствии с действующим законодательством. Истцом не представлено доказательств, подтверждающих проведение лесоустройства в отношении лесных участков Ивановского сельского участкового лесничества, позволяющие определить местоположение, границы, площадь и иные характеристики лесничества и отдельных лесных участков, и отнести спорные участки к землям лесного фонда в соответствии с Распоряжением Правительства Ивановской области Ивановской области от 6ноября2009года № 333-рп.

Представитель третьего лица, не заявляющего самостоятельных требований относительно предмета спора, Комитета Ивановской области по лесному хозяйству на основании доверенности ЖурловаН.Ю. полагала требования истца обоснованными и подлежащими удовлетворению в связи с тем, что на одну и ту же часть земельного участка зарегистрированы права двух лиц. Земельный участок с кадастровым номером покрыт лесом. В отношении него проводятся мероприятия по охране, защите, воспроизводству лесов, регулярное лесоустройство, он поставлен на государственный кадастровый учет и в отношении него зарегистрировано право собственности Российской Федерации. Он не использовался и не может использоваться как земли сельскохозяйственного назначения для производства сельхозпродукции (т. 1 л.д. 154-157).

Третьи лица, не заявляющие самостоятельных требований относительно предмета спора, ВласенкоА.О., КлимашевА.А. в судебное заседание не явились, о времени и месте рассмотрения дела извещены своевременно и надлежащим образом.

Представители третьих лиц, не заявляющих самостоятельных требований относительно предмета спора, Управления Росреестра по Ивановской области, Администрации Ивановского муниципального района Ивановской области, Администрации Коляновского сельского поселения, Филиала ФГБУ ФКП Росреестра по Ивановской области в судебное заседание не явились, представили в суд письменные отзывы и заявления, в котором содержится просьба о рассмотрении дела в свое отсутствие.

Суд, выслушав лиц, участвующих в деле, исследовав материалы дела, приходит к следующему.

Согласно части 4 статьи 10 Федерального закона от 29июля2017года № 280-ФЗ «О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации в целях устранения противоречий в сведениях государственных реестров и установления принадлежности земельного участка к определенной категории земель» (далее также – Федеральный закон от 29июля2017года № 280-ФЗ) защиту, в том числе в судебном порядке, имущественных прав и законных интересов Российской Федерации в области лесных отношений от имени Российской Федерации осуществляет уполномоченный Правительством Российской Федерации федеральный орган исполнительной власти.

Департамент лесного хозяйства по Центральному федеральному округу (далее - Департамент) является территориальным органом Федерального агентства лесного хозяйства межрегионального уровня, осуществляет функции по реализации государственной политики, оказанию государственных услуг и управлению государственным имуществом в сфере лесного хозяйства на территории Центрального федерального округа.

В соответствии с Положением, утвержденным приказом Рослесхоза от 19.06.2015 № 200 «Об утверждении Положения о Департаменте лесного хозяйства по Центральному федеральному округу» Департамент осуществляет свою деятельность в пределах полномочий в области лесных отношений перечисленных в положении, в том числе организация использования лесов, охрана лесов, их защита на землях лесного фонда, а также осуществление мероприятий по охране и защите лесов. Департамент также наделен правом на осуществление защиты, в том числе в судебном порядке, имущественных прав и законных интересов Российской Федерации в области лесных отношений.

В целях реализации Федерального закона от 29июля2017года № 280-ФЗ Департаментом осуществлялось сопоставление границ земель лесного фонда с границами земельных участков в составе земель иных категорий. В результате исследования границ земельного участка с кадастровым номером с границами Ивановского лесничества, Ивановского сельского участкового лесничества, урочище СПК «Кохомское» Ивановской области установлено их пересечение, в связи с чем Департамент обратился в суд с указанным иском.

Защита гражданских прав осуществляется способами, перечисленными в статье 12 Гражданского кодекса Российской Федерации (далее также - ГК РФ), а также иными способами, предусмотренными законом.

Выбор способа защиты нарушенного права осуществляется истцом, при этом способ защиты права должен соответствовать характеру и последствиям правонарушения и обеспечивать восстановление нарушенных прав или защиту законного интереса.

В силу пункта 1 статьи 131 ГК РФ право собственности и другие вещные права на недвижимые вещи, ограничения этих прав, их возникновение, переход и прекращение подлежат государственной регистрации в едином государственном реестре органами, осуществляющими государственную регистрацию прав на недвижимость и сделок с ней.

В соответствии с частью 5 статьи 1 Федерального закона от 13июля2015года № 218-ФЗ «О государственной регистрации недвижимости» (далее - Федеральный закон от 13июля2015года № 218-ФЗ) государственная регистрация прав на недвижимое имущество и сделок с ним - юридический акт признания и подтверждения государством возникновения, ограничения (обременения), перехода или прекращения прав на недвижимое имущество в соответствии с Гражданским кодексом Российской Федерации. Государственная регистрация является единственным доказательством существования зарегистрированного права. Зарегистрированное право на недвижимое имущество может быть оспорено только в судебном порядке.

Согласно п. 1 ст. 214 ГК РФ государственной собственностью в Российской Федерации является имущество, принадлежащее на праве собственности Российской Федерации (федеральная собственность), и имущество, принадлежащее на праве собственности субъектам Российской Федерации - республикам, краям, областям, городам федерального значения, автономной области, автономным округам (собственность субъекта Российской Федерации).

В силу п. 2 ст. 214 ГК РФ земля и другие природные ресурсы, не находящиеся в собственности граждан, юридических лиц либо муниципальных образований, являются государственной собственностью.

В силу статьи 101 Земельного кодекса Российской Федерации (далее - ЗК РФ) к землям лесного фонда отнесены лесные земли (земли, покрытые лесной растительностью и не покрытые ею, но предназначенные для ее восстановления) и предназначенные для ведения лесного хозяйства нелесные земли (просеки, дороги, болота и другие).

В силу статьи 7 Лесного кодекса Российской Федерации (далее - ЛК РФ) лесным участком является земельный участок, который расположен в границах лесничеств, лесопарков и образован в соответствии с требованиями земельного законодательства и настоящего Кодекса.

В соответствии с пунктом 1 статьи 8 ЛК РФ лесные участки в составе земель лесного фонда находятся в федеральной собственности.

Осуществление полномочий по предоставлению в границах земель лесного фонда лесных участков в постоянное (бессрочное) пользование, аренду, безвозмездное пользование, а также по заключению договоров купли-продажи лесных насаждений (в том числе организация и проведение соответствующих аукционов), принятию решений о прекращении права постоянного (бессрочного) пользования, заключению соглашений об установлении сервитутов в отношении лесных участков в границах земель лесного фонда, принятию решений о предварительномсогласовании предоставления земельных участков в границах земель лесного фонда передано Российской Федерацией органам государственной власти субъектов Российской Федерации, что следует из положений пункта 1 статьи 83 ЛК РФ.

Лесные участки в составе земель лесного фонда, сведения о которых внесены в государственный лесной реестр до 1 января 2017 года, признаются ранее учтенными объектами недвижимости (пункт 1 статьи 4.2 Федерального закона от 4декабря2006года № 201-ФЗ «О введении в действие Лесного кодекса Российской Федерации»).

Из положений части 3 статьи 70.1 ЛК РФ следует, что местоположение, границы и площадь лесных участков определяются с учетом границ и площади лесных кварталов и (или) лесотаксационных выделов, частей лесотаксационных выделов.

В силу статьи 4.1 Федерального закона от 4декабря2006года № 201-ФЗ «О введении в действие Лесного кодекса Российской Федерации» государственный учет лесных участков в составе земель лесного фонда включает в себя действия органов государственной власти в пределах их полномочий, определенных в соответствии со статьями 81 - 83 Лесного кодекса Российской Федерации, по внесению в государственный лесной реестр сведений, подтверждающих существование таких земельных участков с характеристиками, соответствующими части 1 статьи 69 Лесного кодекса Российской Федерации. Указанные сведения в графической и текстовой форме воспроизводятся в плане лесного участка, который заверяется органом государственной власти, осуществляющим ведение государственного лесного реестра.

При отсутствии в ЕГРН сведений о границах земельного участка, местоположение, границы и площадь лесного участка возможно определить на основании материалов лесоустройства, а также по данным государственного лесного реестра.

В соответствии с Основами лесного законодательства Союза ССР и союзных республик 1977 года леса в СССР образовывали единый государственный лесной фонд.

В силу статьи 4 Лесного кодекса РСФСР единый государственный лесной фонд состоит из лесов государственного значения, то есть лесов, находящихся в ведении государственных органов лесного хозяйства, городских лесов, закрепленных лесов и лесов заповедников; колхозных лесов, то есть лесов, находящихся на землях, предоставленных колхозам в бессрочное пользование.

Согласно Основам лесного законодательства Российской Федерации, утвержденным Верховным Советом Российской Федерации 6марта1993года № 4613-1, все леса и предоставленные для ведения лесного хозяйства земли образуют лесной фонд Российской Федерации. В состав земель лесного фонда входят: лесные земли (покрытые лесом, а также не покрытые лесом - вырубки, гари, редины, прогалины и другие); нелесные земли (болота, дороги, квартальные просеки и другие).

В соответствии со статьей 10 Основ лесного законодательства Российской Федерации лесной фонд находился во владении лесхозов, колхозов, совхозов и других сельскохозяйственных формирований, осуществляющих ведение лесного хозяйства. Во владении колхозов, совхозов находился лесной фонд, ранее переданный колхозам в бессрочное пользование, а также закрепленный за совхозами. При реорганизации колхоза или совхоза в другое сельскохозяйственное формирование ему передавался во владение лесной фонд этого колхоза и совхоза.

Изложенное свидетельствует о том, что в состав государственной собственности согласно Лесному кодексу РСФСР и Основам Лесного законодательства Союза ССР входили, в том числе, леса, находившиеся на земельных участках, предоставленных колхозам и совхозам.

При этом, ранее действующее законодательство не предусматривало автоматического перевода участков лесного фонда в земли сельхозназначения при передаче их в пользование сельскохозяйственным предприятиям.

Согласно п.п. 52 и 56 Пленума Верховного Суда Российской Федерации и Пленума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 29апреля2010года № 10/22 «О некоторых вопросах, возникающих в судебной практике при разрешении споров, связанных с защитой права собственности и других вещных прав» в случаях, когда запись в ЕГРН нарушает право истца, которое не может быть защищено путем признанияправа или истребования имущества из чужого незаконного владения (право собственности на один и тот же объект недвижимости зарегистрировано за разными лицами, право собственности на движимое имущество зарегистрировано как на недвижимое имущество, ипотека или иное обременение прекратились), оспаривание зарегистрированного права или обременения может быть осуществлено путем предъявления иска о признании права или обременения отсутствующими.

Требование о признании права собственности на недвижимое имущество отсутствующим может быть удовлетворено, если оно заявлено владеющим собственником в отношении не владеющего имуществом лица, право которого на это имущество было зарегистрировано незаконно, и данная регистрация нарушает право собственника, которое не может быть защищено предъявлением иска об истребовании имущества из чужого незаконного владения.

При этом одновременное удовлетворение иска о признании права отсутствующим и виндикационного иска невозможно, так как истребование имущества из чужого незаконного владения предполагает, что это имущество выбыло из владения истца и находится во владении ответчика, в то время как признание права собственности ответчика отсутствующим возможно только при наличии у истца права собственности, владении им имуществом и неосновательной регистрации права собственности за ответчиком, который этим имуществом не владеет.

Таким образом, иск о признании зарегистрированного права или обременения отсутствующим как один из способов оспаривания зарегистрированного права является исключительным способом защиты, который подлежит применению при наличии определенной совокупности условий, когда нарушенное право истца не может быть защищено посредством предъявления специальных исков, предусмотренных гражданским законодательством.

Судом установлено, что БорисовуА.Н. на основании договора купли-продажи долей в праве общей долевой собственности на земельные участки из земель сельскохозяйственного назначения от ДД.ММ.ГГГГ, дополнительного соглашения от ДД.ММ.ГГГГ к договору купли-продажи праве общей долевой собственности на земельные участки из земель сельскохозяйственного назначения от ДД.ММ.ГГГГ, договора купли-продажи доли на земельный участокиз земель сельскохозяйственного назначения от ДД.ММ.ГГГГ, дополнительного соглашения от ДД.ММ.ГГГГ к договору купли-продажи доли на земельный участок из земель сельскохозяйственного назначения от ДД.ММ.ГГГГ, соглашения об образовании пяти земельных участков путем перераспределения четырех земельных участков от ДД.ММ.ГГГГ принадлежит земельный участок с кадастровым номером , по адресу: <адрес>, <адрес>, категория земель: земли сельскохозяйственного назначения, вид разрешенного использования: для сельскохозяйственного производства, площадью 227247+/- 4171кв.м. Его граница установлена в соответствии с требованиями земельного законодательства (т. 1 л.д. 25-33).

По сведениям ЕГРН на указанном земельном участке отсутствуют объекты недвижимости.

Указанный земельный участок образован в порядке перераспределения земельных участков и постановлен на государственный кадастровый учет ДД.ММ.ГГГГ на основании заявления Г.А.В.. от ДД.ММ.ГГГГ и в соответствии с межевым планом, подготовленным ДД.ММ.ГГГГ кадастровым инженером ООО «<данные изъяты>» в результате выполнения кадастровых работ в связи с проведением кадастровых работ по образованию пяти земельных участков путем перераспределения земельных участков с кадастровыми номерами по заказу КлимашеваА.А. и БорисоваА.Н. – собственников перераспределяемых земельных участков (т. 1 л.д. 182-250, т. 2 л.д. 1-147).

Из материалов дела следует, что первоначальный (исходный) земельный участок был образован путем выдела из земельного участка в счет земельных долей на основании Федерального закона от 24июля2002года № 101-ФЗ «Об обороте земель сельскохозяйственного назначения».

Судом исследовано землеустроительное дело по образованию земельных участков, выделяемых в счет 3 3/4 доли, находящейся в общей совместной (долевой) собственности СПК «Кохомский». В состав дела входят документы, подтверждающие, что данные земельные участки были образованы из земель, входящих в состав общей долевой собственности, с соблюдением соответствующей процедуры, границы земельного участка согласованы с Коляновским сельским поселением и ОГУ «Ивановское лесничество» (т. 1 л.д. 146-153).

В соответствии с выкопировкой проекта землеустройства (перераспределения земель) КСХП «Кохомский» <адрес> 1992 года земельный участок, из которого в последствии был образован земельный участок с кадастровым номером 37:05:030510:155, входил в состав земель, передаваемых в собственность. Проект землеустройства (перераспределения земель) КСХП «Кохомский» был утвержден Постановлением администрации Ивановского района № 1755 от 22декабря1992года. Согласно ведомости расчета в баллогектарах земельных долей членов долевой собственности СПК «Кохомский» в состав земель входил, в том числе, лес (т.1 л.д. 143-145).

Из картографического материала, используемого при образовании исходного земельного участка, следует, что в его состав были включены земли, занятые лесом (т. 1 л.д. 186 оборот, 191, т. 2 л.д. 10, 79).

Из представленного в суд фрагмента ортофотоплана в цифровом виде масштаба 1:10000 на земельный участок с кадастровым номером , спутниковых снимков исследуемой местности за период с 2004 по 2021 год усматривается, что на спорном земельном участке частично располагаются леса (т.3 л.д. 36, 40, 45-49).

Указанное обстоятельство ответчиком в ходе рассмотрения дела не оспаривалось, как и факт того, что спорные части земельного участка с кадастровым номером не используются в качестве земель сельскохозяйственного назначения.

В ЕГРН имеются сведения о государственной регистрации ДД.ММ.ГГГГ права собственности Российской Федерации на ранее учтенный земельный участок с кадастровым номером , декларированной площадью 830000кв.м., без установленных границ, расположенном на землях лесного фонда с адресной частью: <адрес>, <адрес>, предназначены для защитных лесов (т. 1 л.д. 160-163).

Приказом Федерального агентства лесного хозяйства от 20сентября2017года № 480 установлены границы Ивановского лесничества, расположенного на землях лесного фонда в Ивановской области. Приложением к данному приказу являются координаты точек углов поворота границы Ивановского лесничества (т. 3 л.д. 43, 44).

В соответствии с выпиской из государственного лесного реестра в состав лесного участка, общей площадью 83,0 га, с кадастровым номером входят выделы . В соответствии с таксационным описанием возраст деревьев, растущих в указанных выделах, составляет от 45 до 75 лет (т. 1 л.д. 22-24, т.1 л.д. 158-159).

Суду представлен план лесонасаждений, выкопировка с планшета лесных насаждений ОГКУ «Ивановское лесничество», Ивановского сельского участкового лесничества, СПК «Кохомское», Лесохозяйственный регламент ОГУ «Ивановское лесничество» от 2008года (т.3 л.д. 110-141, 212-214).

Согласно распоряжению Правительства Ивановской области от 6ноября2009 года № 333-рп в целях приведения учета земель лесного фонда в соответствии с федеральным законодательством к землям лесного фонда отнесены лесоустроенные участки земель, входящие в состав земель категории «земли сельскохозяйственного назначения», ранее находившиеся во владении сельскохозяйственных организаций и включенные в границы лесничеств Ивановской области.

С целью установления факта наложения земельного участка с кадастровым номером на земли лесного фонда - участок с кадастровым номером при их сопоставлении по данным лесоустроительной документации, данными государственного кадастра недвижимости, судом была назначена землеустроительная экспертиза, проведение которой поручено экспертам ООО «<данные изъяты>».

Из заключения эксперта от ДД.ММ.ГГГГ следует, что имеется пересечение границ земельного участка с кадастровым номером с границами земельного участка лесного фонда Ивановского лесничества, Ивановского сельского участкового лесничества, урочище СПК «Кохомское» Ивановской области (земельный участок с кадастровым номером ). Кадастровым инженером при подготовке землеустроительного дела и описания границ пяти земельных участков, образованных в результате выдела из общей долевой собственности СПК «Кохомское», не было допущено ошибки, которая на момент внесения сведений в государственный кадастр недвижимости об участке с кадастровым номером (в дальнейшем путем преобразований вошедшего в состав участка с кадастровым номером ) можно было бы квалифицировать как кадастровая (реестровая) ошибка. При этом из заключения эксперта следует, что исходные земельные участки, из которых впоследствии был образован участок с кадастровым номером , выделялись с превышением установленной площади, что произошло вследствие включения в их границы земель, не имеющих оценки по продуктивности, так называемых неоцененных земель. Согласно материалам лесоустройства в указанные неоцененные земли входили, в том числе лесные земли.

Оснований не согласиться с таким заключением эксперта у суда не имеется, поскольку эксперт Ш.Л.В.. был предупрежден судом об уголовной ответственности за дачу заведомо ложного заключения. Наличие у эксперта соответствующего образования и квалификации подтверждается дипломом по специальности «Промышленное и гражданское строительство», квалификационным аттестатом кадастрового инженера, удостоверениями о повышении квалификации по программам «Актуальные вопросы законодательства в области кадастровой деятельности», «Инженерные изыскания. Инженерно-геодезические изыскания», свидетельством о членстве в некоммерческом партнерстве «Объединение профессионалов кадастровой деятельности». Заключение эксперта является полным, все выводы в заключении мотивированы и не вызывают сомнения в их объективности. Судебная экспертиза проведена в соответствии с требованиями Федерального закона от 31мая2001года № 73-ФЗ «О государственной судебно-экспертной деятельности в Российской Федерации». Заключение содержит необходимые исследования, ссылки на нормативно-техническую документацию, программное обеспечение, использованные при производстве экспертизы. Заключение эксперта лицами, участвующими в деле, не оспаривалось.

Документы, свидетельствующие об отнесении или переводе земель, покрытых лесом и приобретенных БорисовымА.Н., к землям сельскохозяйственного назначения, ответчиком не представлены.

Оценивая представленные суду доказательства в виде свидетельства о государственной регистрации права, данных кадастрового учета, государственного лесного реестра, материалов лесоустройства и землеустройства, представленного картографического материала, заключения эксперта, суд приходит к выводу, что в границах земельного участка с кадастровым номером располагаются земли лесного фонда (<адрес>, <адрес>), собственником которого является Российская Федерация, чье право собственности зарегистрировано в ЕГРН ДД.ММ.ГГГГ, и никем не оспорено.

Таким образом, судом установлено, что часть спорного земельного участка с кадастровым номером , а также земельных участков, из которых он был образован, и фактически, и юридически занята лесным фондом, а следовательно, не находится и не находилась во владении ответчика.

Учитывая изложенное, суд приходит к выводу о том, что спорное имущество из фактического владения Российской Федерации не выбывало, в связи с чем оснований для удовлетворения требований Департамента об истребовании из чужого незаконного владения ответчика части земельного участка с кадастровым номером , имеющую пересечения с землями лесного фонда (<адрес>, <адрес>) в координатах поворотных точек границы пересечения, не имеется, в связи с чем в удовлетворении указанной части иска следует отказать.

Департаментом заявлены также требования о признании недействительным межевого плана, на основании которого производилась постановка земельного участка с кадастровым номером на кадастровый учет.

Из заключения эксперта ООО «<данные изъяты>» от ДД.ММ.ГГГГ следует, что кадастровым инженером при подготовке землеустроительного дела и описания границ пяти земельных участков, образованных в результате выдела из общей долевой собственности СПК «Кохомское», не было допущено ошибки, которая на момент внесения сведений в государственный кадастр недвижимости об участке с кадастровым номером (вдальнейшем путем преобразований вошедшего в состав участка с кадастровым номером ) можно было бы квалифицировать как кадастровая (реестровая) ошибка.

Таким образом, судом не установлено обстоятельств, свидетельствующих о нарушениях или ошибки, допущенных лицами, выполнявшим кадастровые работы в отношении исходного земельного участка, а также в отношении образованного из него земельного участка с кадастровым номером .

Учитывая изложенное, в удовлетворении требований Департамента о признании недействительным межевого плана, на основании которого производилась постановка земельного участка с кадастровым номером на кадастровый учет, следует отказать.

Таким образом, нарушенное право публичного собственника в рассматриваемом случае не может быть защищено ни путем истребования имущества из чужого незаконного владения, ни путем признания неправильно определенных границ спорного земельного участка, в связи с чем, суд полагает, что Департамент вправе применить исключительный способ защиты нарушенного права, основания для удовлетворения которого судом в ходе рассмотрения настоящего спора установлены.

Экспертом ООО «<данные изъяты>» в своем заключении от ДД.ММ.ГГГГ предложено два варианта устранения пересечений указанных участков: 1) исключить из ЕГРН сведения о местоположении границы земельного участка с кадастровым номером , площадью 227247кв.м. Внести в ЕГРН сведения о местоположении границы многоконтурного земельного участка с кадастровым номером , площадью 141150кв.м., состоящего из пяти контуров с координатами характерных точек: Контур 1, площадью 7403кв.м.: <данные изъяты> 2) уточнить границы Ивановского лесничества, расположенного на землях лесного фонда в Ивановской области, и исключить из него часть площадью 86097кв.м., расположенную в границах земельного участка сельскохозяйственного назначения с кадастровым номером по точкам с координатами, указанными в заключении.

Учитывая, что судом установлен факт нахождения в составе земельного участка с кадастровым номером земель, относящихся к лесному фонду, устранение наложения (пересечения) возможно лишь по первому варианту.

При этом, устранение выявленного нарушения, должно быть осуществлено путем признания отсутствующим права собственности БорисоваА.Н. на земельный участок с кадастровым номером , в части его пересечения с землями лесного фонда, площадью 86097кв.м., с исключением из Единого государственного реестра недвижимости сведений о местоположении границы земельного участка с кадастровым номером , площадью 227247кв.м., и внесением в ЕГРН сведений о местоположении границ многоконтурного земельного участка с кадастровым номером , площадью 141150кв.м., состоящего из пяти контуров с вышеперечисленными координатами характерных точек.

Вопреки утверждениям ответчика о ненадлежащем способе защиты права судом установлено, что в ЕГРН зарегистрировано право собственности на один и тот же участок в соответствующей части как за истцом, так и за ответчиком, при этом спорный участок из владения Российской Федерации не выбывал, собственник осуществляет контроль за надлежащим использованием лесов. С учетом изложенного, требование о признании права собственности отсутствующим применительно к обстоятельствам рассматриваемого спора является надлежащим способом защиты.

Доводы БорисоваА.Н. о необходимости применения судами положений пункта 3 статьи 14 Федерального закона от 21декабря2004года № 172-ФЗ отклоняются судом по следующим основаниям.

В силу части 3 статьи 14 Федерального закона от 21декабря2004года № 172-ФЗ в редакции Федерального закона от 29июля2017года № 280-ФЗ в случае, если в соответствии со сведениями, содержащимися в государственном лесном реестре, лесном плане субъекта Российской Федерации, земельный участок относится к категории земель лесного фонда, а в соответствии со сведениями ЕГРН, правоустанавливающими или правоудостоверяющими документами наземельные участки этот земельный участок отнесен к иной категории земель, принадлежность земельного участка к определенной категории земель определяется в соответствии со сведениями, содержащимися в ЕГРН, либо в соответствии со сведениями, указанными в правоустанавливающих или правоудостоверяющих документах на земельные участки, при отсутствии таких сведений в ЕГРН, за исключением случаев, предусмотренных частью 6 настоящей статьи. Правила настоящей части применяются в случае, если права правообладателя или предыдущих правообладателей на земельный участок возникли до 1 января 2016 года.

Конституционный Суд Российской Федерации в определении от 21сентября2017года № 1795-О разъяснил, что федеральный законодатель, установив приоритет сведений о категории земельных участков, содержащихся в правоустанавливающих документах и ЕГРН, исключил возможность произвольного толкования оспариваемого законоположения и, соответственно, изъятия земельных участков у граждан, которые приобрели их на законном основании и были указаны как собственники этих участков в ЕГРН, только по формальным основаниям их расположения в границах лесничеств и лесопарков в соответствии с данными государственного лесного реестра.

Вместе с тем при рассмотрении настоящего спора установлено, что кадастровый учет спорного земельного участка изначально был осуществлен без учета нахождения в составе данного участка земель лесного фонда, относящихся к федеральной собственности; из фактического владения Российской Федерации данный участок не выбывал. То есть он не являлся землей сельскохозяйственного назначения не по формальным основаниям его учета в государственном лесном реестре. При этом на соответствующий лесной участок, в границах которого находится спорный участок, с 2008 года зарегистрировано право собственности Российской Федерации.

На основании изложенного, суд считает невозможным применение к спорным правоотношениям положений части 3 статьи 14 Федерального закона от 21декабря2004года № 172-ФЗ в редакции Федерального закона от 29июля2017года № 280-ФЗ, принятого в целях устранения противоречий в сведениях государственных реестров, которые в настоящем деле отсутствуют.

Осуществление государственной регистрации права собственности на исходный земельный участок ранее государственной регистрации права собственности Российской Федерации на лесной участок, не может явиться основанием для иных выводов суда.

Из материалов кадастрового дела в отношении земельного участка с кадастровым номером , из которого в последствии был образован земельный участок с кадастровым номером следует, что в счет земельных долей осуществлялся выдел 2,97 га сельхозугодий. Учитывая, что в состав сельхозугодий в соответствии со ст. 79 ЗК РФ входят пашни, сенокосы, пастбища, залежи, земли, занятые многолетними насаждениями (садами, виноградниками и другими), выдел земельного участка, на котором расположен участок леса, не мог быть произведен.

Ссылки ответчика на то, что земли в границах выделенных пяти земельных участков переданы в коллективно-долевую форму собственности на основании Постановления Администрации Ивановского района № 1755 от 22декабря1992года, следует отклонить, поскольку указанный орган местного самоуправления не был наделен правом на распоряжение земельными участками лесного фонда, находящимися в государственной собственности.

В соответствии с ч. 1 ст. 103 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации издержки, понесенные судом в связи с рассмотрением дела, и государственная пошлина, от уплаты которых истец был освобожден, взыскиваются с ответчика, не освобожденного от уплаты судебных расходов, пропорционально удовлетворенной части исковых требований. В этом случае взысканные суммы зачисляются в доход бюджета, за счет средств которого они были возмещены, а государственная пошлина - в соответствующий бюджет согласно нормативам отчислений, установленным бюджетным законодательством Российской Федерации.

В связи с частичным удовлетворением иска, с ответчика подлежит взысканию государственная пошлина в размере 300руб., от уплаты которой Департамент при подаче иска был освобожден.

Руководствуясь ст. 194-198 ГПК РФ, суд

решил:

Иск Департамента лесного хозяйства по Центральному федеральному округу к Борисову А.Н. о признании отсутствующим права собственности на часть земельного участка удовлетворить.

Признать отсутствующим право собственности Борисова А.Н. на земельный участок с кадастровым номером , в части наложения данного земельного участка на земли, занятые лесным фондом (<адрес>, <адрес>), исключив из Единого государственного реестра недвижимости сведения о местоположении границ земельного участка с кадастровым номером , площадью 227247кв.м.

Внести в ЕГРН сведения о местоположении границ многоконтурного земельного участка с кадастровым номером , площадью 141150кв.м., принадлежащего Борисову А.Н., состоящего из пяти контуров с координатами характерных точек:

Контур 1, площадью 7403кв.м.: т. <данные изъяты>

<данные изъяты>

<данные изъяты>

<данные изъяты>

<данные изъяты>.

В удовлетворении остальной части иска – отказать.

Взыскать с Борисова А.Н. в доход бюджета государственную пошлину в сумме 300руб.

Решение может быть обжаловано в апелляционном порядке в Ивановский областной суд через Ивановский районный суд Ивановской области в течение месяца со дня принятия судом решения в окончательной форме.

Председательствующий: подпись

Решение суда в окончательной форме принято 13декабря2021года

2-1377/2021

Категория:
Гражданские
Истцы
Департамент лесного хозяйства по ЦФО
Ответчики
Борисов Андрей Николаевич
Другие
Администрация Ивановского района
админитрация Коляновского сельского поселения
Власенко Алексей Олегович
Управление Росреестра по ивановской области
Климашев Александр Алексеевич
Комитет Ивановской области по лесному хозяйству
ФГБУ ФКП Росреестра
Суд
Ивановский районный суд Ивановской области
Судья
Смирнова Надежда Вячеславовна
Дело на сайте суда
ivanovsky.iwn.sudrf.ru
07.06.2021Регистрация иска (заявления, жалобы) в суде
07.06.2021Передача материалов судье
10.06.2021Решение вопроса о принятии иска (заявления, жалобы) к рассмотрению
10.06.2021Вынесено определение о подготовке дела к судебному разбирательству
10.06.2021Вынесено определение о назначении дела к судебному разбирательству
28.06.2021Судебное заседание
12.07.2021Судебное заседание
29.07.2021Судебное заседание
13.08.2021Судебное заседание
23.08.2021Судебное заседание
26.08.2021Судебное заседание
26.08.2021Судебное заседание
09.11.2021Производство по делу возобновлено
24.11.2021Судебное заседание
06.12.2021Судебное заседание
13.12.2021Изготовлено мотивированное решение в окончательной форме
06.12.2021
Решение

Детальная проверка физлица

  • Уголовные и гражданские дела
  • Задолженности
  • Нахождение в розыске
  • Арбитражи
  • Банкротство
Подробнее