Дело № 2-756/2023
УИД 78RS0006-01-2022-007725-69
РЕШЕНИЕ
Именем Российской Федерации
11 сентября 2023 года Санкт-Петербург
Кировский районный суд города Санкт-Петербурга в составе:
председательствующего судьи Малининой Н.А.,
при секретаре Гавриловой И.С.,
с участием помощника прокурора Зелинской А.С.,
рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по исковому заявлению Меркушевой Марии Николаевны к Администрации Кировского района Санкт-Петербурга, СПб ГБУЗ «Поликлиника №106 Санкт-Петербурга», ГКУ ГИРЦ о признании незаконным бездействия, восстановлении срока, признании права на выплату, признании решения об отказе незаконным, обязании принять решение о выплате, обязании произвести выплату,
установил:
Меркушева М.Н. обратилась в Кировский районный суд города Санкт-Петербурга с исковым заявлением изначально к Администрации Кировского района Санкт-Петербурга о взыскании единовременной денежной выплаты в связи с перенесенным заболеванием, полученным при исполнении трудовых обязанностей и просила признать причину пропуска ею установленного п.4 Постановления Правительства Санкт-Петербурга № 116 от 16 февраля 2022 года трехмесячного срока уважительной, признать ее право на получение единовременной выплаты, установленной Постановлением Правительства Санкт-Петербурга № 116 от 16 февраля 2022 года в связи с перенесенным ею в январе-феврале 2022 года заболеванием новой коронавирусной инфекцией COVID-19, полученным ею в результате исполнения трудовых обязанностей медицинского работника вследствие непосредственного оказания помощи пациентам, заболевшим новой коронавирусной инфекцией COVID-19, обязать уполномоченные органы исполнительной власти в лице администрации Кировского района Санкт-Петербурга произвести единовременную выплату, установленную Постановлением Правительства Санкт-Петербурга № 116 от 16 февраля 2022 года в связи с перенесенным ею в январе-феврале 2022 года заболеванием новой коронавирусной инфекцией COVID-19, полученным ею в результате исполнения трудовых обязанностей медицинского работника вследствие непосредственного оказания помощи пациентам, заболевшим новой коронавирусной инфекцией COVID-19.
В обоснование заявленных требований истец после неоднократных уточнений, указала, что она работала в СПб ГБУЗ Поликлиника №106 в должности участкового терапевта с 17 ноября 2021 года вплоть до 12 августа 2022 года.
05 марта 2022 года истец заболела новой коронавирусной инфекцией COVID-19, что было подтверждено ПЦР тестом от 05 марта 2022 года. Заразилась она данным заболеванием при исполнении своих трудовых обязанностей от пациентки Толстихиной М.Д., которой оказывала медицинскую помощь на дому. Выписалась истец 11 марта 2022 года.
Так же истец указала, что с целью получения выплаты согласно Постановлению Правительства Санкт-Петербурга № 116 от 16 февраля 2022 года, она после выздоровления 17 марта 2022 года отдала юристу своей поликлиники полный пакет документов для предоставления на комиссию по расследованию случая заражения новой коронавирусной инфекцией COVID-19, и признанию ее пострадавшей в результате исполнения своих трудовых обязанностей. Факт подачи истцом заявления с пакетом необходимых документов юристом именно 17 марта 2022 года подтверждается отметкой на поданном истцом заявлении с указанием именно 17 марта 2022 года, а так же подписью с расшифровкой самим юристом на данном заявлении.
Истец ссылается на то, что комиссия по расследованию случая заражения новой коронавирусной инфекцией COVID-19 в нарушении сроков, приступила к расследованию лишь 26 мая 2022 года, то есть через 2,5 месяца как сдала вместе с заявлением все необходимые документы. Акт же о признании истца пострадавшей результате исполнения своих трудовых обязанностей вследствие оказания помощи пациентам, заболевшим новой коронавирусной инфекцией был составлен лишь 02 июня 2022 года.
В период с 17 марта 2022 года по 21 июля 2022 года истец неоднократно обращалась к юристу с вопросом о готовности документов и ее дальнейших действиях, и получала ответ «ждите».
21 февраля 2022 года после жалобы истца на госуслугах и звонка в Комитет здравоохранения Санкт-Петербурга, юрист при свидетелях сообщила истцу, что ее документы еще не готовы. На следующий день, 22 июля 2022 года истец получила акт о признании ее пострадавшей в результате исполнения своих трудовых обязанностей вследствие оказания помощи пациентам, заболевшим новой коронавирусной инфекцией. Данный акт был датирован 02 июня 2022 года.
Истец ссылается на то, что в данном акте содержится фальсифицированная информация, а именно в п. 5.2. указана дата предоставления медицинским работником работодателю выписки из медицинской карты работника по форме № 027/у – 25 мая 2022 года.
Истец указала, что никак не могла предоставить выписку из карты 25 мая 2022 года, поскольку с 23 мая 2022 года по 26 мая 2022 года она находилась в Калининграде.
Истец полагает, что с ее стороны все необходимые документы для получения выплаты, предусмотренной Постановлением Правительства Санкт-Петербурга № 116 от 16 февраля 2022 года были предоставлены вовремя, однако ее работодатель СПб ГБУЗ Поликлиника №106, после получения от истца документов в течение 2,5 месяца не создавал комиссию по расследованию случая заражения новой коронавирусной инфекцией COVID-19 и только 02 июня 2022 года был создан Акт и признании ее пострадавшей в результате исполнения своих трудовых обязанностей вследствие оказания помощи пациентам, заболевшим новой коронавирусной инфекцией, а сам акт истец получила только 22 июля 2022 года и вследствие чего именно из-за длительного бездействия своего работодателя и невыполнении возложенных на него обязанностей, истец пропустила установленный законом трех месячный срок для подачи заявления в Администрацию на получение выплаты, установленной Правительством Санкт-Петербурга.
После получения акта, истец 25 июля 2022 года обратилась с пакетом документов в Администрацию Кировского района Санкт-Петербурга, 26 июля 2022 года она получила официальный отказ от Администрации Кировского района в выплате ей единовременной выплаты, поскольку согласно п.4 Постановления Правительства Санкт-Петербурга № 116 от 16.02.2022 единовременная выплата предоставляется в случае, если обращение за назначением выплаты последовало не позднее трех месяцев с даты окончания периода временной нетрудоспособности работника, вызванной заболеванием коронавирусной инфекцией. Согласно же представленным документам, дата окончания нетрудоспособности истца 11 марта 2022 года, а с заявлением она обратилась только 25 июля 2022 года.
Истец считает, что срок, установленный Постановлением Правительства Санкт-Петербурга № 116 от 16 февраля 2022 года для обращения за выплатой истцом пропущен по уважительной причине и должен быть восстановлен.
Администрация Кировского района Санкт-Петербурга, принимая решение об отказе в предоставлении выплаты с пропуском срока подачи необходимых документов, не исследовала причины такого пропуска.
Поскольку государственным учреждением Санкт-Петербурга определенным для обеспечения перечисления единовременной выплаты является СПб ГКУ Городской Информационный расчетный центр, то произвести полагающуюся истцу выплаты должно именно это учреждение.
Так как истец указала, поскольку она не обладает юридическими званиями и не может сама представлять свои интересы, она вынуждена была обратиться за юридической помощью к адвокату, стоимость услуг которого составила 40 000 рублей.
13 марта 2023 года истец, уточнив исковые требования в порядке ст. 39 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, в окончательном варианте просила признать незаконными бездействия ответчика СПб ГБУЗ «Поликлиника № 106», выразившиеся в немотивированном затягивании расследования случая заболевания новой коронавирусной инфекцией истца при осуществлении трудовой деятельности и как следствие несвоевременного составления акта о признании истца пострадавшей в исполнении своих трудовых обязанностей, признать причину пропуска истцом срока, установленного п.4 Постановления Правительства Санкт-Петербурга № 116 от 16 февраля 2022 года для подачи заявления о назначении выплаты уважительной и восстановить пропущенный истцом срок, признать право истца на получение единовременной выплаты, установленной Постановлением Правительства Санкт-Петербурга № 116 от 16 февраля 2022 года в связи с перенесенным ею в январе-феврале 2022 года заболеванием новой коронавирусной инфекцией COVID-19, полученным ею в результате исполнения трудовых обязанностей медицинского работника вследствие непосредственного оказания помощи пациентам, заболевшим новой коронавирусной инфекцией COVID-19, признать решение Администрации Кировского района Санкт-Петербурга об отказе Меркушевой М.Н. в предоставлении единовременной выплаты как медицинскому работнику, переболевшему новой коронавирусной инфекцией незаконным, обязать СПб ГКУ «Городской Информационный расчетный центр» произвести истцу выплату, утвержденную Постановления Правительства Санкт-Петербурга № 116 от 16 февраля 2022 года в размере 300 000 рублей и взыскать с ответчиков солидарно стоимость услуг адвоката в размере 40 000 рублей.
Определением Кировского районного суда Санкт-Петербурга от 11 сентября 2023 года производство по делу по иску Меркушевой М.Н. к Администрации Кировского района Санкт-Петербурга, СПб ГБУЗ «Поликлиника № 106», СПб ГКУ «Городской Информационный расчетный центр» о взыскании единовременной денежной выплаты в связи с перенесенным заболеванием, полученным при исполнении трудовых обязанностей, в части требований к ответчику Администрации Кировского района Санкт-Петербурга произвести единовременную выплату, установленную Постановлением Правительства Санкт-Петербурга № 116 от 16 февраля 2022 года в связи с перенесенным Меркушевой М.Н. в январе-феврале 2022 года заболеванием новой коронавирусной инфекцией COVID-19, полученным ею в результате исполнения трудовых обязанностей медицинского работника вследствие непосредственного оказания помощи пациентам, заболевшим новой коронавирусной инфекцией COVID-19 и признании незаконным п.5.2 Акта о признании работника пострадавшим в результате исполнения своих трудовых обязанностей вследствие непосредственного оказания помощи пациентам, заболевшим новой коронавирусной инфекцией от 02 июня 2022 года в части указания даты предоставления истцом выписки из медицинской карты работника по ф.№ 027/у как 25 мая 2022 года– прекращено в связи с отказом истца от иска в указанной части.
Истец Меркушева М.Н. и ее представитель Демидова О.П., действующая на основании доверенности, в судебном заседании настаивали на удовлетворении исковых требований в полном объеме по основаниям указанным в иске с учетом уточнения.
Представитель ответчика СПб ГБУЗ «Городская поликлиника № 106» Рауздинова Г.К., действующая на основании доверенности, в судебном заседании исковые требования не признала, просила в иске отказать по доводам, изложенным в возражениях на исковое заявление (л.д.183-185).
Представитель ответчика Администрации Кировского района Санкт-Петербурга Штемпелева М.М., действующая на основании доверенности, в судебном заседании исковые требования не признала, просила в иске отказать по доводам, изложенным в отзыве на исковое заявление (л.д.31,32, 216-219).
Представитель ответчика СПб ГКУ Информационный расчетный центр Кистерный И.А., действующий на основании доверенности, в судебном заседании исковые требования не признал, просил в иске отказать по доводам, изложенным в правовой позиции (л.д.194-200).
Представитель третьего лица Комитета по социальной политике Санкт-Петербурга Циунель М.А., действующая на основании доверенности, в судебном заседании исковые требования не признала, просила в иске отказать по доводам, изложенным в возражениях на исковое заявление (л.д.103-109).
Представители третьих лиц Комитета финансов Санкт-Петербурга, Комитета по здравоохранению правительства Санкт-Петербурга, в судебное заседание не явились, о времени и месте судебного разбирательства извещены надлежащим образом.
Учитывая изложенное, суд, в соответствии со ст. 167 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации считает возможным рассмотреть дело в отсутствии не явившихся третьих лиц, извещенных о рассмотрении дела.
Изучив материалы дела, выслушав явившихся лиц, участвующих в деле, заключение прокурора, полагавшей исковые требования подлежащими частичному удовлетворению, выслушав показания свидетеля Ивановой С.С., оценив представленные доказательства по правилам ст. 67 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, суд находит заявленные требования обоснованными и подлежащими частичному удовлетворению по следующим основаниям.
В соответствии с Конституцией Российской Федерации в Российской Федерации охраняются труд и здоровье людей (часть 2 статьи 7), каждый имеет право на труд в условиях, отвечающих требованиям безопасности и гигиены (часть 2 статьи 37), каждый имеет право на охрану здоровья (часть 2 статьи 41), каждому гарантируется право на судебную защиту (часть 1 статьи 46).
Из данных положений Конституции Российской Федерации в их взаимосвязи следует, что каждый имеет право на справедливое и соразмерное возмещение вреда, в том числе и морального, причиненного повреждением здоровья вследствие необеспечения работодателем безопасных условий труда, а также имеет право требовать такого возмещения в судебном порядке.
Регулирование трудовых отношений и иных непосредственно связанных с ними отношений в соответствии с Конституцией Российской Федерации, федеральными конституционными законами осуществляется трудовым законодательством (включая законодательство об охране труда), состоящим из Трудового кодекса, иных федеральных законов и законов субъектов Российской Федерации, содержащих нормы трудового права (абзацы первый и второй части 1 статьи 5 Трудового кодекса Российской Федерации).
Трудовые отношения и иные непосредственно связанные с ними отношения регулируются также коллективными договорами, соглашениями и локальными нормативными актами, содержащими нормы трудового права (часть 2 статьи 5 Трудового кодекса Российской Федерации).
Трудовым кодексом Российской Федерации установлено право работника на возмещение вреда, причиненного ему в связи с исполнением трудовых обязанностей, и компенсацию морального вреда в порядке, установленном Трудовым кодексом, иными федеральными законами (абзац четырнадцатый части 1 статьи 21 Трудового кодекса Российской Федерации).
Работодатель обязан соблюдать трудовое законодательство и иные нормативные правовые акты, содержащие нормы трудового права, локальные нормативные акты, условия коллективного договора, соглашений и трудовых договоров; обеспечивать безопасность и условия труда, соответствующие государственным нормативным требованиям охраны труда; осуществлять обязательное социальное страхование работников в порядке, установленном федеральными законами; возмещать вред, причиненный работникам в связи с исполнением ими трудовых обязанностей, а также компенсировать моральный вред в порядке и на условиях, которые установлены Трудовым кодексом Российской Федерации, другими федеральными законами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации (часть 2 статьи 22 Трудового кодекса Российской Федерации).
В соответствии со статьёй 26.3.1 Федерального закона от 06 октября 1999 года № 184-ФЗ «Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации» органы государственной власти субъекта РФ вправе устанавливать за счет средств бюджета субъекта РФ дополнительные меры социальной поддержки и социальной помощи для отдельных категорий граждан вне зависимости от наличия в федеральных законах положений, устанавливающих указанное право.
Как следует из правовой позиции Конституционного Суда Российской Федерации, изложенной в определении от 02 апреля 2009 года № 529-О-О, отношения, связанные с предоставлением дополнительных мер социальной поддержки за счет средств бюджетов субъектов Российской Федерации, регулируются нормативными правовыми актами органов государственной власти субъектов Российской Федерации, при этом законодатель субъекта Российской Федерации, осуществляя самостоятельное правовое регулирование соответствующих отношений, определяет круг лиц, которым предоставляется такое обеспечение, устанавливает основания и условия его назначения с учётом избранных им критериев.
Согласно пунктам 10-18 Закона Санкт-Петербурга от 22 ноября 2011 года № 728-132 «Социальный кодекс Санкт-Петербурга» к полномочиям Правительства Санкт-Петербурга в сфере социальной поддержки населения отнесено установление временных и (или) единовременных мер социальной поддержки, дополнительных мер социальной поддержки и социальной помощи для отдельных категорий граждан за счет средств бюджета Санкт-Петербурга, а также установление временных особенностей предоставления установленных законами Санкт-Петербурга мер социальной поддержки, дополнительных мер социальной поддержки и социальной помощи для отдельных категорий граждан за счет средств бюджета Санкт-Петербурга, включая временное изменение формы и порядка предоставления указанных мер и социальной помощи, в целях обеспечения охраны жизни и здоровья граждан на период действия режима повышенной готовности или чрезвычайной ситуации в соответствии с Федеральным законом «О защите населения и территорий от чрезвычайных ситуаций природного и технологического характера» в связи с распространением новой коронавирусной инфекции (COVID-19).
В рамках предоставленных полномочий Постановлением Правительства Санкт-Петербурга от 02 апреля 2020 года № 221 (далее – Постановление № 221) в отношении медицинских работников и водителей скорой (неотложной) медицинской помощи установлена дополнительная мера социальной поддержки в виде единовременных выплат.
Постановлением Правительства от 28 апреля 2020 года № 247 определены организационно-правовые основы предоставления единовременных выплат (далее – Порядок).
Пунктами 1-4.1 Порядка установлено, что для предоставления единовременной выплаты медицинскому работнику необходимо наличие:
- заражение работника новой коронавирусной инфекцией (COVID-19) при выполнении своих трудовых (должностных) обязанностей;
- заболевание медицинского работника должно возникнуть вследствие непосредственного оказания помощи пациентам, заболевшим новой коронавирусной инфекцией (COVID-19);
- комиссией работодателя должен быть составлен документ о признании работника пострадавшим в результате исполнения своих трудовых (должностных) обязанностей вследствие оказания помощи пациентам, заболевшим коронавирусной инфекцией (COVID-19) (далее – Акт).
Согласно пункту 3 Порядка для получения единовременной выплаты работник, имеющий место жительства или место пребывания в Санкт-Петербурге, подает в администрацию района Санкт-Петербурга по месту жительства или по месту пребывания (далее – администрация района) заявление о предоставлении единовременной выплаты по форме, утвержденной Комитетом по социальной политике Санкт-Петербурга (далее – заявление).
Решение о предоставлении единовременной выплаты или об отказе в её предоставлении принимается исполнительным органом государственной власти в течение 10 рабочих дней со дня приема заявления и документов к нему.
О принятом решении исполнительный орган государственной власти информирует заявителя в течение пяти рабочих дней со дня принятия решения.
Решение о предоставлении единовременной выплаты оформляется распоряжением исполнительного органа государственной власти с указанием размера единовременной выплаты.
Решение об отказе в предоставлении единовременной выплаты направляется заявителю с указанием причины отказа и порядка его обжалования.
Порядок признания работника государственной медицинской организации пострадавшим в результате исполнения своих трудовых (должностных) обязанностей вследствие оказания помощи пациентам, заболевшим коронавирусной инфекцией COVID-19 утвержден Распоряжением Комитета по здравоохранению Правительства Санкт-Петербурга от 27 апреля 2020 года № 269-р.
Согласно пунктам 2-4 Порядка № 269-р признание работника пострадавшим в результате исполнения своих трудовых (должностных) обязанностей вследствие оказания помощи пациентам, заболевшим новой коронавирусной инфекцией (COVID-19), осуществляется комиссией, специально создаваемой работодателем работника. В состав комиссии включаются непосредственный руководитель работника, специалист по охране труда или лицо, назначенное ответственным за организацию работы по охране труда, представитель выборного органа первичной профсоюзной организации или иного представительного органа работников и другие должностные лица по решению работодателя. Комиссию возглавляет один из заместителя работодателя. При признании (непризнании) работника пострадавшим в результате исполнения своих трудовых (должностных) обязанностей вследствие оказания помощи пациентам, заболевшим новой коронавирусной инфекцией (COVID-19), комиссией оформляется акт по форме согласно приложению к данному Порядку.
Согласно ст.31, ст.85 Бюджетного кодекса Российской Федерации органы местного самоуправления вправе самостоятельно определять направления расходования средств своего бюджета и исполнять свои расходные обязательства за счет собственных доходов, исходя из возможностей бюджета.
Законом Санкт-Петербурга от 01 апреля 2020 года № 191-41 статья 8 дополнена пунктом 10-18, который действует до окончания действия на территории Санкт-Петербурга режима повышенной готовности или чрезвычайной ситуации в соответствии с Федеральным законом «О защите населения и территорий от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера» в связи с распространением новой коронавирусной инфекции (COVID-19).
В соответствии с п. 10-18 ст. 8 Закона Санкт-Петербурга от 09 ноября 2011 года № 728-132 «Социальный кодекс Санкт-Петербурга», к полномочиям Правительства Санкт-Петербурга в сфере социальной поддержки населения отнесено установление временных и(или) единовременных мер социальной поддержки, дополнительных мер социальной поддержки и социальной помощи для отдельных категорий граждан за счет средств бюджета Санкт-Петербурга, а также установление временных особенностей предоставления установленных законами Санкт-Петербурга мер социальной поддержки, дополнительных мер социальной поддержки и социальной помощи для отдельных категорий граждан за счет средств бюджета Санкт-Петербурга, включая временное изменение формы и порядка предоставления указанных мер и социальной помощи, в целях обеспечения охраны жизни и здоровья граждан на период действия режима повышенной готовности или чрезвычайной ситуации в соответствии с Федеральным законом «О защите населения и территорий от чрезвычайных ситуаций природного и технологического характера».
В соответствии с Указом Президента РФ от 06 мая 2020 года № 313 (ред. от 30.07.2020) «О предоставлении дополнительных страховых гарантий отдельным категориям медицинских работников» в целях обеспечения государственных гарантий по обязательному государственному страхованию работников медицинских организаций при исполнении ими трудовых обязанностей в условиях распространения новой коронавирусной инфекции (COVID-19), руководствуясь статьей 80 Конституции Российской Федерации и впредь до принятия соответствующего федерального закона, постановлено врачам, среднему и младшему медицинскому персоналу медицинских организаций, водителям автомобилей скорой медицинской помощи, непосредственно работающим с пациентами, у которых подтверждено наличие новой коронавирусной инфекции (COVID-19), и пациентами с подозрением на эту инфекцию (далее - медицинские работники), предусмотрены дополнительные страховые гарантии в виде единовременной страховой выплаты.
Постановлением Правительства РФ от <дата> N... утверждено Временное положение, которое устанавливает порядок расследования страховых случаев причинения вреда здоровью врачей, среднего и младшего медицинского персонала медицинских организаций, водителей автомобилей скорой медицинской помощи, непосредственно работающих с пациентами, у которых подтверждено наличие новой коронавирусной инфекции, и пациентами с подозрением на новую коронавирусную инфекцию в связи с развитием у них полученных при исполнении трудовых обязанностей заболевания (синдрома) или осложнения, включенных в перечень, утвержденный Правительством Российской Федерации, и повлекших за собой временную нетрудоспособность, но не приведших к инвалидности, вызванных новой коронавирусной инфекцией.
Впоследствии, Правительством Санкт-Петербурга на каждый календарный год издавались Постановления об установлении единовременных выплат медицинским работникам государственных медицинских организаций, а также водителям автомобилей скорой (неотложной) медицинской помощи, пострадавшим в результате исполнения своих трудовых (должностных) обязанностей вследствие непосредственного оказания помощи пациентам, заболевшим новой коронавирусной инфекцией (COVID-19), а также членам семей указанных работников.
Так, пунктом 1.1 Постановления Правительства Санкт-Петербурга от 16 февраля 2022 года № 116 «Об установлении единовременных выплат медицинским работникам государственных медицинских организаций, а также водителям автомобилей скорой (неотложной) медицинской помощи, пострадавшим в результате исполнения своих трудовых (должностных) обязанностей вследствие непосредственного оказания помощи пациентам, заболевшим новой коронавирусной инфекцией (COVID-19), а также членам семей указанных работников в 2022 году» установлена дополнительная мера социальной поддержки в виде единовременной выплаты: лицам, пострадавшим в результате исполнения своих трудовых (должностных) обязанностей вследствие непосредственного оказания помощи пациентам, заболевшим новой коронавирусной инфекцией (COVID-19) (далее - коронавирусная инфекция), заболевание которых наступило в период с 01.01.2022 по 30.04.2022, из числа лиц, прошедших вакцинацию против коронавирусной инфекции (далее - вакцинация), или лиц, имеющих противопоказания для прохождения вакцинации: медицинским работникам медицинских организаций, осуществляющих медицинскую деятельность, подведомственных Комитету по здравоохранению и администрациям районов Санкт-Петербурга; медицинским работникам расположенных на территории Санкт-Петербурга организаций и их структурных подразделений (отделений), осуществляющих медицинскую деятельность, подведомственных федеральным органам исполнительной власти и перепрофилированных для оказания медицинской помощи пациентам с подтвержденным диагнозом коронавирусной инфекции или подозрением на коронавирусную инфекцию в стационарных условиях либо оказывающих первичную медико-санитарную помощь прикрепленному населению Санкт-Петербурга в амбулаторных условиях в рамках обязательного медицинского страхования; водителям автомобилей скорой (неотложной) медицинской помощи Санкт-Петербургского государственного бюджетного учреждения здравоохранения "Медицинский санитарный транспорт".
Согласно пункту 3 указанного постановления работники единовременная выплата предоставляется однократно работникам, а также членам семей работников в следующих случаях и размерах в том числе в случае заболевания работника коронавирусной инфекцией, причинившей вред здоровью работника в связи с развитием у него заболевания (синдрома) или осложнения, вызванного коронавирусной инфекцией, подтвержденной лабораторным методом исследования (методом полимеразной цепной реакции), и повлекшего за собой временную нетрудоспособность, определенных в соответствии с приложением N 1 к постановлению (далее - заболевание), - работнику предоставляется единовременная выплата в размере 300 тыс. руб.
Согласно 5 Постановления Правительства Санкт-Петербурга от 16 февраля 2022 года № 116 единовременная выплата предоставляется в соответствии с Порядком и условиями предоставления дополнительных мер социальной поддержки в виде единовременных выплат медицинским работникам медицинских организаций, осуществляющих медицинскую деятельность, подведомственных Комитету по здравоохранению и администрациям районов Санкт-Петербурга, медицинским работникам расположенных на территории Санкт-Петербурга организаций и их структурных подразделений (отделений), осуществляющих медицинскую деятельность, подведомственных федеральным органам исполнительной власти и перепрофилированных для оказания медицинской помощи пациентам с подтвержденным диагнозом новой коронавирусной инфекции (COVID-19) или подозрением на новую коронавирусную инфекцию (COVID-19) в стационарных условиях либо оказывающих первичную медико-санитарную помощь прикрепленному населению Санкт-Петербурга в амбулаторных условиях в рамках обязательного медицинского страхования, а также водителям автомобилей скорой (неотложной) медицинской помощи Санкт-Петербургского государственного бюджетного учреждения здравоохранения «Медицинский санитарный транспорт», пострадавшим в результате исполнения своих трудовых (должностных) обязанностей вследствие непосредственного оказания помощи пациентам, заболевшим новой коронавирусной инфекцией (COVID-19), а также членам семей указанных работников (далее - Порядок предоставления) согласно приложению « 2 к постановлению.
Исходя из системного анализа вышеприведенных правовых норм, дополнительные гарантии, предоставленные отдельным категориям медицинских работников на основании Указа Президента РФ от 06 мая 2020 года № 313 в виде единовременной выплаты страхового возмещения в связи причинением вреда здоровью медицинского работника в связи с развитием у него полученных при исполнении трудовых обязанностей заболевания (синдрома) или осложнения, вызванных новой коронавирусной инфекцией (COVID-19), а также на основании Постановлений Правительства Санкт-Петербурга, издаваемых на каждый календарный год, в виде единовременных выплат медицинским работникам государственных медицинских организаций, а также водителям автомобилей скорой (неотложной) медицинской помощи, пострадавшим в результате исполнения своих трудовых (должностных) обязанностей вследствие непосредственного оказания помощи пациентам, заболевшим новой коронавирусной инфекцией (COVID-19), а также членам семей указанных работников, производятся при условии осуществления медицинским работником трудовой деятельности непосредственно с пациентами, у которых подтверждено наличие новой коронавирусной инфекции (COVID-19), либо, с пациентами с подозрением на эту инфекцию. А также при условии инфицирования медицинского работника новой коронавирусной инфекцией при осуществлении трудовой деятельности.
Пунктом 6 указанного Постановления Правительства Санкт-Петербурга от 16 февраля 2022 года № 116 утвердить Порядок признания медицинских работников медицинских организаций, осуществляющих медицинскую деятельность, подведомственных Комитету по здравоохранению и администрациям районов Санкт-Петербурга, медицинских работников расположенных на территории Санкт-Петербурга организаций и их структурных подразделений (отделений), осуществляющих медицинскую деятельность, подведомственных федеральным органам исполнительной власти и перепрофилированных для оказания медицинской помощи пациентам с подтвержденным диагнозом новой коронавирусной инфекции (COVID-19) или подозрением на новую коронавирусную инфекцию (COVID-19) в стационарных условиях либо оказывающих первичную медико-санитарную помощь прикрепленному населению Санкт-Петербурга в амбулаторных условиях в рамках обязательного медицинского страхования, а также водителей автомобилей скорой (неотложной) медицинской помощи Санкт-Петербургского государственного бюджетного учреждения здравоохранения «Медицинский санитарный транспорт» пострадавшими в результате исполнения своих трудовых (должностных) обязанностей вследствие непосредственного оказания помощи пациентам, заболевшим новой коронавирусной инфекцией (COVID-19), согласно приложению № 3.
В соответствии со ст. 57 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, содержание которой следует рассматривать в контексте с положениями п. 3 ст. 123 Конституции Российской Федерации и ст. 12 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации правосудие по гражданским делам осуществляется на основе состязательности и равноправия сторон, а в силу ч. 1 ст. 56 Кодекса каждая сторона должна доказать те обстоятельства, на которые она ссылается как на основание своих требований и возражений.
Таким образом, на истце и на ответчике в равной степени возложено бремя доказывания своих доводов и возражений.
Судом установлено, и материалами дела подтверждается, что с 17 ноября 2021 года по 12 августа 2022 года истец работала в СПб ГБУЗ «Городская поликлиника № 106» на должности врача-терапевта участкового терапевтического отделения № 1 (л.д.8-10).
Согласно медицинской карте № 2696591 и выписке из медицинской карты амбулаторного больного в период с 05 марта 2022 года по 11 марта 2022 года истец была нетрудоспособна, диагноз новая коронавирусная инфекция COVID-19 (л.д.20-22).
Как усматривается из выписки из медицинской карты по форме № 027/у, последняя датирована– 05 марта 2022 года.
Согласно представленной стороной ответчика выписке из электронного журнала входящих документов № 1872 от 05 июня 2023 года за № 131 25 мая 2022 года зарегистрировано обращение Меркушевой М.Н. с пакетом документов на выплату (л.д.186).
Согласно представленному стороной истца в материалы дела заявлению, в СПб ГБУЗ «Городская поликлиника № 106» заявление от Меркушевой М.Н. с просьбой рассмотреть на комиссии ее случай заражения новой коронавирусной инфекции поступило 17 марта 2022 года (л.д.11).
Представитель СПб ГБУЗ «Городская поликлиника № 106» в ходе рассмотрения дела пояснила, что от Меркушевой М.Н. заявление о рассмотрении на комиссии ее случай заражения новой коронавирусной инфекции зарегистрировано 25 мая 2022 года, представив в материалы дела материал расследования (л.д.56-102). Факт первоначальной подачи истцом документов 17 марта 2022 года ответчиком не оспаривался, ссылаясь на подачу истцом документов не в полном объеме.
Как усматривается из протокола о работе комиссии по признанию (непризнании) работника пострадавшим в результате исполнения своих трудовых (должностных) обязанностей вследствие непосредственного оказания помощи пациентам, заболевшим новой коронавирусной инфекцией (COVID-19) от 26 мая 2022 года комиссия подтвердила случай заражения новой коронавирусной инфекцией (COVID-19), случай заболевания и осложнения у истца (л.д.58-60).
Согласно акту о признании (непризнания) работника пострадавшим в результате исполнения своих трудовых (должностных) обязанностей вследствие непосредственного оказания помощи пациентам, заболевшим новой коронавирусной инфекцией (COVID-19), 02 июня 2022 года комиссия признала Меркушеву М.Н. пострадавшей в результате исполнения своих трудовых (должностных) обязанностей вследствие непосредственного оказания помощи пациентам, заболевшим коронавирусной инфекцией. Согласно п. 5.2 акта датой предоставления медицинским работником работодателю выписки из медицинской карты работника по форме № 027/у является 25 мая 2022 года (л.д.61-64).
Однако, указанный акт вручен истцу 22 июля 2022 года, что стороной ответчика не оспаривалось.
Согласно заявлению о предоставлении единовременной выплаты в администрацию Кировского района города Санкт-Петербурга истец 25 июля 2022 года подала документы с просьбой о перечислении выплаты на ее счет, однако ей было отказано в связи с пропуском срока (л.д.33-35).
Истец ссылается на то, что документы для единовременной выплаты она сдала в СПб ГБУЗ «Поликлиника №106 Санкт-Петербурга» 17 марта 2022 года, 25 мая 2022 года указанные документы она не могла представить в СПб ГБУЗ «Поликлиника №106 Санкт-Петербурга» в виду отсутствия ее в Санкт-Петербурге и нахождении в период с 23 мая 2022 года по 26 мая 2022 года в г. Калининграде, в подтверждении указанных доводов истцом в материалы дела представлены маршрутная квитанция электронного билета, справка ООО «Авиакомпания «ПОБЕДА» о совершении полета (л.д.23, 181).
Согласно показаниям допрошенной судом в качестве свидетеля Ивановой С.С., усматривается, что истец ей знакома, являются бывшими коллегами. В марте 2022 года свидетель с истцом работали вместе. Свидетель с истцом вместе подавали документы в марте 2022 года.
Свидетель с истцом одновременно болели и затем вместе подавали документы, вместе стояли в очереди, у истца приняли документы, поскольку она была впереди свидетеля. Про замечания по поводу документов истец ничего не говорила, все было в порядке. Дверь в кабинет, куда подаются документы всегда открыта, когда свидетель была в день приема документов по выплате по болезни- ковиду, дверь была открыта. Свидетель помнит, что документы подавались в марте 2022 года. Акт истцу отдали только в июле. Об этом известно, поскольку в поликлинике был скандал по этому поводу, вся поликлиника знает. Какого числа точно выдали акт, свидетель не помнит. О том, что истец не получила акт, сообщила сама истец, когда с ней встретилась в поликлинике. У свидетеля также были проблемы с получением, при подаче были проблемы, свидетель подала документы, юрист отказалась ставить дату на расписке, когда свидетель подавала документы. Вторично свидетель подала документы 08 апреля, а у истца документы были поданы уже как две недели. В какое время свидетель 08 апреля подала повторно документы, не помнит. Повторно свидетель подавала документы в апреле, так как ей документы вернули из-за того, что она просила поставить дату на расписке. Юрист принимает документы без даты. Свидетель у истца расписку о приеме документов видела, все выходили с распиской.
Суд не усматривает оснований ставить под сомнение показания допрошенного свидетеля, поскольку он предупрежден об уголовной ответственности за отказ от дачи показаний и дачу ложных показаний, не противоречат материалам дела, согласуются с иными доказательствами по делу.
05 августа 2021 года Правительством Санкт-Петербурга принято постановление № 558 «О внесении изменений в постановление Правительства Санкт-Петербурга от 26 февраля 2021 года № 84 и о выделении средств».
Указанное постановление опубликовано 05 августа 2021 года на официальном сайте Администрации Санкт-Петербурга в информационно-телекоммуникационной сети "Интернет" (http://www.gov.spb.ru), в соответствии с пунктом 4 данного постановления оно вступило в силу со дня его официального опубликования, за исключением пункта 1, вступающего в силу с 01 сентября 2021 года.
Пунктом 3 указанного Постановления установлено, что дополнительная мера социальной поддержки в виде единовременных выплат предоставляется в случае, если обращение за ее назначением в соответствии с пунктом 5 Порядка последовало не позднее трех месяцев со дня вступления в силу постановления в случае заболевания до 01.09.2021 работников, указанных в пункте 1.1 постановления Правительства Санкт-Петербурга от 26.02.2021 № 84 «Об установлении единовременных выплат медицинским работникам государственных медицинских организаций, а также водителям автомобилей скорой (неотложной) медицинской помощи, пострадавшим в результате исполнения своих трудовых (должностных) обязанностей вследствие непосредственного оказания помощи пациентам, заболевшим новой коронавирусной инфекцией (COVID-19), а также членам семей указанных работников в 2021 году» (далее - постановление № 84), новой коронавирусной инфекцией (COVID-19), причинившей вред здоровью работника в связи с развитием у него заболевания (синдрома) или осложнения, вызванного коронавирусной инфекцией, подтвержденной лабораторным методом исследования (методом полимеразной цепной реакции), и повлекшего за собой временную нетрудоспособность.
Вместе с тем, пункт 1.1 Постановления Правительства Санкт-Петербурга от 2 февраля 2021 года № 84 «Об установлении единовременных выплат медицинским работникам государственных медицинских организаций, а также водителям автомобилей скорой (неотложной) медицинской помощи, пострадавшим в результате исполнения своих трудовых (должностных) обязанностей вследствие непосредственного оказания помощи пациентам, заболевшим новой коронавирусной инфекцией (COVID-19), а также членам семей указанных работников в 2021 году» относится к лицам, пострадавшим в 2021 году в результате исполнения своих трудовых (должностных) обязанностей вследствие непосредственного оказания помощи пациентам, заболевшим новой коронавирусной инфекцией, в связи с чем, исходя из буквального толкования положений пункта 3 Постановления Правительства Санкт-Петербурга от 05 августа 2021 года №558 «О внесении изменений в постановление Правительства Санкт-Петербурга от 26 февраля 2021 года № 84 и о выделении средств», указанные положения к истцу, заболевшему в результате исполнения своих трудовых (должностных) обязанностей вследствие непосредственного оказания помощи пациентам, заболевшим новой коронавирусной инфекцией в 2020 году, не применимы.
Кроме того, порядок и условия предоставления единовременных выплат установлены вышеуказанным Постановлением Правительства Санкт-Петербурга, согласно пункту 6 которого решение о предоставлении единовременной выплаты или об отказе в ее предоставлении принимается исполнительным органом государственной власти в течение 10 рабочих дней со дня приема заявления и документов к нему.
В соответствии с пунктом 4.1 Порядка для получения единовременной выплаты одновременно с заявлением представляются, в числе иных, документов: документ о признании работника пострадавшим в результате исполнения своих трудовых (должностных) обязанностей вследствие оказания помощи пациентам, заболевшим коронавирусной инфекцией, определенный в соответствии с порядком признания работника пострадавшим в результате исполнения своих трудовых (должностных) обязанностей вследствие оказания помощи пациентам, заболевшим коронавирусной инфекцией, утвержденным Комитетом по здравоохранению.
Распоряжением Комитета по здравоохранению Правительства Санкт-Петербурга от 27.04.2020 N 269-р «О порядке признания работника государственной медицинской организации пострадавшим в результате исполнения своих трудовых (должностных) обязанностей вследствие оказания помощи пациентам, заболевшим коронавирусной инфекцией COVID-19» (пункты 1 - 5) установлено, что признание работника пострадавшим в результате исполнения своих трудовых (должностных) обязанностей вследствие оказания помощи пациентам, заболевшим новой коронавирусной инфекцией (COVID-19), осуществляется комиссией, специально создаваемой работодателем работника (далее - комиссия). В состав комиссии включаются непосредственный руководитель работника, специалист по охране труда или лицо, назначенное ответственным за организацию работы по охране труда, представитель выборного органа первичной профсоюзной организации или иного представительного органа работников и другие должностные лица по решению работодателя. Комиссию возглавляет один из заместителей работодателя. При признании (непризнании) работника пострадавшим в результате исполнения своих трудовых (должностных) обязанностей вследствие оказания помощи пациентам, заболевшим новой коронавирусной инфекцией (COVID-19), комиссией оформляется акт по форме согласно приложению к данному Порядку.
Срок оформления акта - не позднее одного рабочего дня со дня поступления в комиссию информации о случае заболевания работника новой коронавирусной инфекцией (COVID-19).
Акт является документом, подтверждающим признание (непризнание) работника пострадавшим в результате исполнения своих трудовых (должностных) обязанностей вследствие оказания помощи пациентам, заболевшим новой коронавирусной инфекцией (COVID-19).
В соответствии с п. 6 Порядка, информация о случае заражения работника новой коронавирусной инфекцией (COVID-19) может быть представлена в комиссию самим работником или медицинской организацией, осуществляющей лечение работника от новой коронавирусной инфекции (COVID-19), с его согласия.
Ответчиком - СПб ГБУЗ «Городская поликлиника № 106» не представлено доказательств отказа Меркушевой М.Н. в предоставлении на комиссию информации о случае заражения новой коронавирусной инфекцией (COVID-19), в связи с чем, суд приходит к выводу, что работнику, который является более слабой стороной в данных правоотношениях, а также с учетом того, что лечение работника осуществлялось непосредственного в организации, в которой трудоустроена истец, могла быть оказана квалифицированная помощь со стороны работодателя, в том числе по разъяснению сроков подачи документов, либо самостоятельного уведомления комиссии о случае заражения Меркушевой М.Н.
Доказательств разъяснения работникам поликлиники о сроках подачи документов ответчиком суду не представлено.
Истцом требования о признании бездействия СПб ГБУЗ «Городская поликлиника № 106» в части не информирования о возможных последствиях пропуска срока для обращения с заявлением на выплату не обжалуются.
В силу изложенного обращение истца с заявлением о предоставлении единовременной выплаты позже предусмотренного срока обусловлено не действиями истца, а не зависящими от нее обстоятельствами, в том числе ненадлежащем информированием со стороны работодателя о возможном пропуске срока для обращения за выплатой, что в результате формального подхода при рассмотрении заявления администрацией Кировского района Санкт-Петербурга, явилось основанием к дискриминационному отношению в отношении истца, фактически ограниченного в получении мер социальной поддержки.
Изложенное не отвечает конституционному принципу равенства всех перед законом, а также установленному статьей 6-1 Социального кодекса Санкт-Петербурга принципу равенства прав граждан на получение мер социальной поддержки, принципам социальной справедливости, стабильности социальных прав граждан, доверия населения к социальной политике государства.
Суд отмечает, что в соответствии с положениями статьи 6-1 Закона Санкт-Петербурга от 22 ноября 2011 года № 728-132 «Социальный кодекс Санкт-Петербурга» предоставление мер социальной поддержки, дополнительных мер социальной поддержки и социальной помощи основано на принципах: 1) адресности; 2) сохранения ранее достигнутого уровня социальной защиты граждан и постоянного его повышения; 3) заявительного порядка их предоставления; 4) доступности; 5) равенства прав граждан, имеющих право на их получение; 6) конфиденциальности.
При этом не указание в Законе Санкт-Петербурга от 22 ноября 2011 года № 728-132 «Социальный кодекс Санкт-Петербурга», постановлениях Правительства Санкт-Петербурга регулирующих порядок осуществления спорной выплаты, на возможность восстановления срока на обращение за единовременной выплатой не должно нарушать общих правил, закрепленных в статье 6-1 данного Закона.
В силу изложенного, учитывая, что сам факт наличия права Меркушевой М.Н. на спорную выплату в ходе рассмотрения дела не оспаривался, а единственным основанием к отказу являлся пропуск срока на обращение, суд требования в части признания права истца на единовременную выплату в соответствии с Постановлением Правительства Санкт-Петербурга № 116, обязании администрации Кировского района Санкт-Петербурга издать распоряжение о предоставлении Меркушевой М.Н. данной выплаты подлежащими удовлетворению.
При этом суд отмечает, что надлежащим способом защиты права в настоящем случае является признание права и обязание администрации Кировского района города Санкт-Петербурга издать распоряжение о предоставлении Меркушевой М.Н. единовременной выплаты, в связи с чем, обязание СПб ГКУ «Городской информационно-расчетный центр» произвести спорную выплату не требуется.
Рассматривая требования истца в остальной части, суд не находит оснований для их удовлетворения, в том числе о признании бездействия, выразившегося в немотивированном затягивании расследования случая заболевания, признании решения администрации Кировского района Санкт-Петербурга об отказе в предоставлении выплаты незаконным.
Поскольку орган исполнительной власти в данном конкретном случае не наделен полномочиями в части рассмотрения вопросов о восстановлении сроков для обращений граждан за получением мер социальной поддержки, то и оснований для принятия решения о выплате у администрации Кировского района города Санкт-Петербурга не было, в связи с чем, оснований для признания решения незаконным суд не усматривает. На момент принятия решения администрация Кировского района города Санкт-Петербурга действовала в соответствии с нормами закона, в том числе Постановления Правительства Санкт-Петербурга от 16 февраля 2022 года № 116.
Учитывая вышеизложенное, суд приходит к выводу, что исковые требования Меркушевой подлежат частичному удовлетворению.
Рассматривая заявление истца о возмещения судебных расходов суд не находит оснований для его удовлетворения, поскольку судом не было установлено нарушение прав истца одним из ответчиков в рамках заявленных требований. В связи с чем, отнести компенсацию судебных расходов на одного из них не представляется возможным.
Оценив собранные по делу доказательства в их совокупности по правилам ст. 67 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, проанализировав фактические обстоятельства дела, суд приходит к выводу, что исковые требования Меркушевой М.Н. к Администрации Кировского района Санкт-Петербурга, СПб ГБУЗ «Поликлиника №106 Санкт-Петербурга», ГКУ ГИРЦ о признании незаконным бездействия, восстановлении срока, признании права на выплату, признании решения об отказе незаконным, обязании принять решение о выплате, обязании произвести выплату подлежат частичному удовлетворению.
На основании изложенного и руководствуясь ст. ст. 194-199 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, суд,
решил:
░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░ ░░░░░░░░░░– ░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░.
░░░░░░░░ ░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░ ░░░░░░░░░░, 18 ░░░░░░ 1992 ░░░░ ░░░░░░░░, ░░ ░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░-░░░░░░░░░░ ░░ 20.04.2020 № 221 «░░ ░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░, ░ ░░░ ░░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░ ░░░░░░ (░░░░░░░░░░) ░░░░░░░░░░░ ░░░░░░, ░░░░░░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░ ░░░░░░░░ (░░░░░░░░░░░) ░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░ ░░░░░░ ░░░░░░░░░, ░░░░░░░░░░ ░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░ (COVID-19), ░ ░░░ ░░ ░░░░░░ ░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░».
░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░ ░░░░░-░░░░░░░░░░ ░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░-░░░░░░░░░░ ░░ 20.04.2020 № 221.
░ ░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░░░ ░░░░░░░░░░– ░░░░░░░░
░░░░░░░ ░░░░░ ░░░░ ░░░░░░░░░░ ░ ░░░░░-░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░ ░ ░░░░░░░ ░░░░░░ ░░░░░ ░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░ ░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░░░ ░░░ ░░░░░░ ░░░░░-░░░░░░░░░░.
░░░░░░░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░ ░.░. ░░░░░░░░