Дело № 2-4077/2022
РЕШЕНИЕ
Именем Российской Федерации
г. Челябинск 28 июня 2022 года
Центральный районный суд г. Челябинска в составе председательствующего Резниченко Ю.Н.,
при секретаре Семенюк С.А.,
рассмотрел в открытом судебном заседании гражданское дело по иску Костылева СА к Государственному учреждению - Отделение Пенсионного фонда Российской Федерации по Челябинской области о признании незаконным решения об отказе в перерасчете размера пенсии, возложении обязанности произвести перерасчет пенсии,
У С Т А Н О В И Л:
Костылев С.А. обратился в суд с иском к Государственному учреждению - Отделение Пенсионного фонда Российской Федерации по Челябинской области (далее - ОПФР по Челябинской области) о признании незаконным решения № от ДД.ММ.ГГГГ об отказе в перерасчете размера пенсии, возложении обязанности произвести перерасчет пенсии.
В обоснование иска указал, что в 2017 году ему была назначена пенсия по старости. Полагает, что ответчиком неправильно произведен расчет пенсионного стажа. Заявление о перерасчете страховой пенсии по старости ответчиком оставлено без удовлетворения.
Истец Костылев С.А. в судебное заседание не явился, будучи извещен о времени и месте его проведения, просил рассмотреть дело без его участия.
Представитель истца - Куракова С.В. в судебном заседании на удовлетворении исковых требований настаивала.
Представитель ответчика ОПФР по Челябинской области в судебное заседание не явился, будучи извещен о времени и месте его проведения, представил отзыв на исковое заявление.
Руководствуясь ст. 167 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, суд счёл возможным рассмотреть дело в отсутствие истца и представителя ответчика, извещенных о времени и месте судебного заседания, но не явившихся в судебное заседание.
Суд, заслушав представителя истца, исследовав письменные материалы дела, находит исковые требования подлежащими отказу в удовлетворении по следующим основаниям.
В силу требований пункта 2 статьи 39 Конституции Российской Федерации государственные пенсии и социальные пособия устанавливаются законом.
Основания возникновения и порядок реализации права граждан Российской Федерации на страховые пенсии установлены Федеральным законом от 28 декабря 2013 года № 400-ФЗ, вступившим в силу с 01 января 2015 года.
В соответствии с ч. 2 ст. 2 Федерального закона от 28 декабря 2013 года № 400-ФЗ «О страховых пенсиях» страховые пенсии устанавливаются и выплачиваются в соответствии с настоящим Федеральным законом. Изменение условий назначения страховых пенсий, норм установления страховых пенсий и порядка выплаты страховых пенсий осуществляется не иначе как путем внесения изменений в настоящий Федеральный закон.
В соответствии со ст. 8 Федерального закона от 2 декабря 2013 года № 400-ФЗ «О страховых пенсиях» право на страховую пенсию по старости имеют лица, достигшие возраста 65 и 60 лет (соответственно мужчины и женщины) (с учетом положений, предусмотренных приложением 6 к настоящему Федеральному закону).
Расчет размера страховой пенсии по старости производится по нормам статьи 15 Федерального закона от 28 декабря 2013 года № 400-ФЗ «О страховых пенсиях».
Статья 18 Федерального закона от 28 декабря 2013 года № 400-ФЗ «О страховых пенсиях» определяет перерасчет размеров страховых пенсий, фиксированной выплаты к страховой пенсии, повышения фиксированной выплаты к страховой пенсии и корректировка размеров страховых пенсий.
В силу ст. 18 Федерального закона от 28 декабря 2013 года № 400-ФЗ «О страховых пенсиях» размер страховой пенсии, фиксированной выплаты к страховой пенсии (с учетом повышения фиксированной выплаты к страховой пенсии) определяется на основании соответствующих данных, имеющихся в распоряжении органа, осуществляющего пенсионное обеспечение, по состоянию на день, в который этим органом выносится решение об установлении страховой пенсии, установлении и о перерасчете размера фиксированной выплаты к страховой пенсии в соответствии с нормативными правовыми актами, действующими на этот день.
Перерасчет размера страховой пенсии производится в случае увеличения величины индивидуального пенсионного коэффициента за периоды до 1 января 2015 года.
Величина индивидуального пенсионного коэффициента за периоды, имевшие место до 01 января 2015 года, определяется по нормам Федерального закона от 17 декабря 2001 года № 173-ФЗ «О трудовых пенсиях в Российской Федерации».
В силу п.2 ч.1 ст. 23 Федерального закона от 28 декабря 2013 года № 400-ФЗ «О страховых пенсиях» перерасчет размера страховой пенсии, фиксированной выплаты к страховой пенсии, за исключением случаев, предусмотренных частями 4 и 5 настоящей статьи, производится: с 1-го числа месяца, следующего за месяцем, в котором принято заявление пенсионера о перерасчете размера страховой пенсии, фиксированной выплаты к страховой пенсии в сторону увеличения.
Судом установлено и подтверждается материалами дела, что Костылев С.А. с ДД.ММ.ГГГГ является получателем страховой пенсии по старости в соответствии со ст.8 Федерального закона от 28 декабря 2013 года № 400-ФЗ «О страховых пенсиях».
В силу ч.3 ст. 36 Федерального закона от 28 декабря 2013 года № 400-ФЗ «О страховых пенсиях» со дня вступления в силу настоящего Федерального закона Федеральный закон от 17 декабря 2001 года № 173-ФЗ «О трудовых пенсиях в Российской Федерации» не применяется, за исключением норм, регулирующих исчисление размера трудовых пенсий и подлежащих применению в целях определения размеров страховых пенсий в соответствии с настоящим Федеральным законом в части, не противоречащей настоящему Федеральному закону.
Страховой стаж - учитываемая при определении права на страховую пенсию и ее размера суммарная продолжительность периодов работы и (или) иной деятельности, за которые начислялись и уплачивались страховые взносы в Пенсионный фонд Российской Федерации, а также иных периодов, засчитываемых в страховой стаж (статья 3 Федерального закона от 28 декабря 2013 года № 400-ФЗ).
Согласно ч. 1 ст. 11 Федерального закона от 28 декабря 2013 года № 400-ФЗ «О страховых пенсиях» в страховой стаж включаются периоды работы и (или) иной деятельности, которые выполнялись на территории Российской Федерации лицами, указанными в части 1 статьи 4 настоящего Федерального закона, при условии, что за эти периоды начислялись и уплачивались страховые взносы в Пенсионный фонд Российской Федерации.
Наравне с периодами работы в страховой стаж включаются иные периоды, перечисленные в ст. 12 Федерального закона от 28 декабря 2013 года № 400-ФЗ «О страховых пенсиях», в том числе период прохождения военной службы. Периоды учебы в указанный перечень не включены.
Подсчет и подтверждение страхового стажа осуществляется в соответствии с Правилами подсчета и подтверждения страхового стажа для установления страховых пенсий, утвержденными постановлением Правительства Российской Федерации от 02 октября 2014 № 1015, в соответствии с которыми исчисление страхового стажа производится в календарном порядке.
В случае совпадения по времени периодов стажа, учитывается из периодов по выбору лица, обратившегося за установлением страховой пенсии (статья 13 12 Федерального закона от 28 декабря 2013 года № 400-ФЗ «О страховых пенсиях»).
Одновременно ч.8 ст. 13 Федерального закона от 28 декабря 2013 года № 400-ФЗ «О страховых пенсиях» предусмотрено, что при исчислении страхового стажа в целях определения права на страховую пенсию периоды работы и (или) иной деятельности, которые имели место до дня вступления в силу настоящего Федерального закона и засчитывались в трудовой стаж при назначении пенсии в соответствии с законодательством, действовавшим в период выполнения работы (деятельности), могут включаться в указанный стаж с применением правил подсчета соответствующего стажа, предусмотренных указанным законодательством (в том числе с учетом льготного порядка исчисления стажа), по выбору застрахованного лица.
Названная норма распространяется на порядок исчисления страхового стажа и не меняет правовое регулирование в отношении периодов, подлежащих зачету в страховой стаж.
Это значит, что периоды работы застрахованного лица могут включаться в страховой стаж последовательно с учетом пенсионного законодательства, действовавшего в период выполнения данной работы.
В соответствии с п.1 ст.30 Федерального закона от 17 декабря 2001 года № 173-ФЗ «О трудовых пенсиях в Российской Федерации» определено, что при установлении трудовой пенсии осуществляется оценка пенсионных прав застрахованных лиц по состоянию на 1 января 2002 года путем их конвертации (преобразования) в расчетный пенсионный капитал.
Размер страховой пенсии определяется в зависимости от вида пенсии в соответствии с нормами, указанными в главе 4 Федерального закона от 28 декабря 2013 года № 400-ФЗ «О страховых пенсиях».
В силу ч.1 ст.15 Федерального закона от 28 декабря 2013 года № 400-ФЗ «О страховых пенсиях» размер страховой пенсии по старости определяется по формуле: СПст = ИПК x СПК, где СПст - размер страховой пенсии по старости; ИПК - индивидуальный пенсионный коэффициент; СПК - стоимость одного пенсионного коэффициента по состоянию на день, с которого назначается страховая пенсия по старости.
В силу п.9 ст.15 Федерального закона от 28 декабря 2013 года № 400-ФЗ «О страховых пенсиях» величина индивидуального пенсионного коэффициента определяется по формуле: ИПК = (ИПКс + ИПКн) x КвСП, где ИПК - индивидуальный пенсионный коэффициент по состоянию на день, с которого назначается страховая пенсия по старости, страховая пенсия по инвалидности или страховая пенсия по случаю потери кормильца; ИПКс - индивидуальный пенсионный коэффициент за периоды, имевшие место до 1 января 2015 года; ИПКн - индивидуальный пенсионный коэффициент за периоды, имевшие место с 1 января 2015 года, по состоянию на день, с которого назначается страховая пенсия по старости, страховая пенсия по инвалидности или страховая пенсия по случаю потери кормильца; КвСП - коэффициент повышения индивидуального пенсионного коэффициента при исчислении размера страховой пенсии по старости или страховой пенсии по случаю потери кормильца.
В силу п.2 ст.14 Федерального закона от 28 декабря 2013 года № 400-ФЗ «О страховых пенсиях» при подсчете страхового стажа периоды, которые предусмотрены статьями 11 и 12 настоящего Федерального закона, после регистрации гражданина в качестве застрахованного лица в соответствии с Федеральным законом от 1 апреля 1996 года № 27-ФЗ «Об индивидуальном (персонифицированном) учете в системе обязательного пенсионного страхования» подтверждаются на основании сведений индивидуального (персонифицированного) учета.
В силу п.10 ст.15 Федерального закона от 28 декабря 2013 года № 400-ФЗ «О страховых пенсиях» величина индивидуального пенсионного коэффициента за периоды, имевшие место до 1 января 2015 года, определяется с учетом размера страховой пенсии по старости, определенного по состоянию на 31 декабря 2014 года по нормам Федерального закона от 17 декабря 2001 года № 173-ФЗ «О трудовых пенсиях в Российской Федерации».
В соответствии с п.3 ст.30 Федерального закона от 17 декабря 2001 года № 173-ФЗ «О трудовых пенсиях в Российской Федерации» стажевой коэффициент в размере 0,55 устанавливается мужчинам, имеющим общий трудовой стаж не менее 25 лет, и повышается на 0,01 за каждый полный год общего трудового стажа сверх указанной продолжительности, но не более чем на 0,20.
Таким образом, для мужчины общий трудовой стаж продолжительностью 25 лет является полным. При отсутствии указанной продолжительности общего трудового стажа размер пенсии определяется при неполном общем трудовом стаже по фактически отработанному времени (абз. 8 п.1 ст.30 Федерального закона от 17 декабря 2001 года № 173-ФЗ «О трудовых пенсиях в Российской Федерации»).
В страховой стаж Костылева С.А. не включены периоды исправительных работ с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ, с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ, с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ, поскольку отсутствует определение суда, вынесенное в порядке ст. 368 УПК РСФСР, поскольку по общему правилу, установленному ст. 94 ИТК РФ, время отбывания исправительных работ без лишения свободы в общий трудовой стаж осужденного не засчитывалось, о чем делалась запись в его трудовой книжке. Однако, при условии добросовестной работы и примерного поведения в период отбывания исправительных работ без лишения свободы это время могло быть включено в общий трудовой стаж лица, отбывающего наказание, на основании определения суда в порядке, которой устанавливался ст. 368 УПК РСФСР.
При отсутствии определения суда, вынесенного в порядке ст. 368 УПК РСФСР, период отбывания осужденного наказания в виде исправительных работ по месту работы до ДД.ММ.ГГГГ не подлежат включению в страховой стаж.
Кроме того, в страховой стаж не включен период работы с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ у ИП ФИО5, так как в соответствии с п. 12 Правил № не представлен документ, подтверждающий период работы, поскольку до ДД.ММ.ГГГГ индивидуальные предприниматели не имели право вносить в трудовую книжку своих работников записи о работе.
Периоды работы с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ в ООО «Монтажно-строительная компания», с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ в ООО «Мастера Урала» не включены в страховой стаж, так как в выписке из индивидуального лицевого счета застрахованного лица индивидуальные сведения и информация о начисленных страховых взносах отсутствует.
При определении оценки пенсионных прав истца в соответствии с п.3 ст.30 Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ № 173-ФЗ «О трудовых пенсиях в Российской Федерации», трудовой стаж определен без периодов учебы и составил 16 лет 8 месяцев 9 дней, в том числе общий трудовой стаж до ДД.ММ.ГГГГ - 11 лет 5 месяцев 21 день.
Для исчисления среднемесячного заработка Костылева С.А., учтены данные о заработке за 12 месяцев с января 2001 года по декабрь 2001 года.
При исчислении оценки пенсионных прав истца в соответствии с п.4 ст.30 Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ № 173-ФЗ «О трудовых пенсиях в Российской Федерации», общий трудовой стаж определяется с учетом периодов учебы и составляет 22 года 9 месяцев 19 дней, в том числе до ДД.ММ.ГГГГ для валоризации расчетного пенсионного капитала - 17 лет 1 месяц.
Вариант оценки пенсионных прав по п.3 ст.30 Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ № 173-ФЗ «О трудовых пенсиях в Российской Федерации» без включения периодов учебы для истца Костылева С.А. является более выгодным, поскольку размер пенсии при ее назначении с учетом п.4 ст.30 Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ № 173-ФЗ «О трудовых пенсиях в Российской Федерации» будет меньше, чем при исчислении пенсии по п.3 ст.30 Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ № 173-ФЗ «О трудовых пенсиях в Российской Федерации».
Кроме того, на основании ст. 30.3 Федерального закона РФ от 28 декабря 2013 года № 400-ФЗ «О страховых пенсиях» лицо имеет право на перерасчет размера трудовой пенсии в случае предоставления дополнительных документов, подтверждающих среднемесячный заработок застрахованного лица, который не был учтен при осуществлении указанному лицу оценки пенсионных прав в соответствии со ст. 30 настоящего Федерального закона при установлении ему трудовой пенсии.
Заявление пенсионера о перерасчете размера страховой пенсии принимается при условии одновременного представления им необходимых для такого перерасчета документов, подлежащих представлению заявителем с учетом положений части 7 статьи 21 настоящего Федерального закона.
Орган, осуществляющий пенсионное обеспечение, при приеме заявления о перерасчете размера страховой пенсии дает лицу, обратившемуся за перерасчетом размера страховой пенсии, разъяснение, какие документы, находящиеся в распоряжении иных государственных органов, органов местного самоуправления либо подведомственных государственным органам или органам местного самоуправления организаций, он вправе представить по собственной инициативе.
Из приведенных нормативных положений следует, что перерасчет пенсии в сторону увеличения носит заявительный характер, то есть осуществляется на основании заявления лица, претендующего на такой перерасчет, к которому прилагаются документы, подтверждающие право этого лица на увеличение размера пенсии.
При этом, как указывал представитель ответчика в ходе судебного заседания, и с чем соглашается суд, исковое заявление не содержит данных о допущенных нарушениях со стороны ответчика при расчете размера пенсии, кроме того, каких-либо новых документов о периодах работы, подтверждающих право на перерасчет размера пенсии истцом не предоставлено.
При таких обстоятельствах, суд приходит к выводу, что ошибок при расчете размера пенсии истцу ОПФР по <адрес> допущено не было. Оснований для признания незаконным решения № от ДД.ММ.ГГГГ и обязании произвести перерасчет пенсии не имеется.
На основании изложенного, руководствуясь ст.ст. 194-198 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, суд
Р Е Ш И Л:
В удовлетворении исковых требований Костылева СА к Государственному учреждению - Отделение Пенсионного фонда Российской Федерации по Челябинской области о признании незаконным решения об отказе в перерасчете размера пенсии, возложении обязанности произвести перерасчет пенсии отказать.
На настоящее решение может быть подана апелляционная жалоба в Челябинский областной суд в течение одного месяца со дня его принятия в окончательной форме, через Центральный районный суд г. Челябинска.
Председательствующий: п/п Ю.Н. Резниченко
Мотивированное решение составлено 07 июля 2022 года.
Копия верна.
Судья Центрального районного суда г. Челябинска: Ю.Н. Резниченко
Помощник судьи: Т.С. Шалупова
2-4077/2022
74RS0002-01-2022-002026-18
Центральный районный суд г. Челябинска