УИД 19RS0001-02-2023-002535-79
РЕШЕНИЕ
Именем Российской Федерации
Дело № 2-2606/2023
г. Абакан 17 мая 2023 г.
Абаканский городской суд Республики Хакасия в составе:
председательствующего Земба М.Г.,
при секретаре Сандыковой К.А.,
с участием истца Очир-Горяевой К.И., представителя ответчика Пениозы Е.В.,
рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по исковому заявлению Очир-Горяевой К.И. к Отделению фонда пенсионного и социального страхования Российской Федерации по Республике Хакасия о включении периода работы в специальный стаж, дающий право на досрочное назначение страховой пенсии по старости, назначении досрочной страховой пенсии по старости,
УСТАНОВИЛ:
Очир-Горяева К.И. обратилась в суд к Отделению фонда пенсионного и социального страхования Российской Федерации по Республике Хакасия (далее – ОСФР по РХ, Пенсионный фонд, Отделение) с вышеуказанным иском, мотивируя требования тем, что 01.02.2022 обратилась к ответчику с заявлением о назначении досрочной страховой пенсии по старости в соответствии с п. 19 ч. 1 ст. 30 Федерального закона № 400-ФЗ, в чем ей решением от 09.03.2022 № 14919/22 отказано ввиду того, что заявителем не соблюдены правила обращения за назначением пенсии (заявление подано ранее возникновения права на установление досрочной страховой пенсии). С данным отказом она не согласна, так как Пенсионным фондом незаконно не включен в ее специальный стаж период работы с 01.01.2002 по 31.12.2002 в должности учителя истории и обществознания в ГОУ «<данные изъяты>» с указанием на то, что ею не осуществлялась педагогическая нагрузка на 1 ставку. Однако, поскольку ее педагогическая деятельность в указанный период осуществлялась в сельской местности, а в таком случае нагрузка на 1 ставку не требуется, Очир-Горяева К.И. просила зачесть в ее специальный стаж, дающий право на досрочное назначение страховой пенсии по старости, вышеуказанный период работы и назначить досрочную страховую пенсию по старости с момента возникновения такого права.
В судебном заседании истец Очир-Горяева К.И. поддержала исковые требования по доводам и основаниям, изложенным в иске, просила удовлетворить их в полном объеме.
Представитель ответчика ОСФР по РХ Пениоза Е.В., действующая на основании доверенности, в судебном заседании возражала против удовлетворения исковых требований, ссылаясь в обоснование на доводы, изложенные в оспариваемом решении, дополнительно указав, что на сегодняшний день сведения в индивидуальном лицевом счете истца не изменились, сведения о стаже Очир-Горяевой К.И. за спорный период представлены работодателем на 0,22 ставки. Просила в удовлетворении иска отказать, однако пояснила, что с учетом включения спорного периода работы в специальный стаж истца право на досрочную страховую пенсию возникнет у нее 21.10.2020, следовательно, с учетом переходного периода пенсия может быть назначена ей с 22.04.2022.
Выслушав пояснения участников процесса, исследовав материалы дела, оценив представленные доказательства в порядке ст. 56, 67 ГПК РФ в их совокупности, суд приходит к следующему.
Статьей 39 Конституции РФ каждому гарантируется социальное обеспечение по возрасту, в случае болезни, инвалидности, потери кормильца, для воспитания детей и иных случаях, установленных законом.
Основания возникновения и порядок реализации права граждан Российской Федерации на страховые пенсии регулируется Федеральным законом от 28.12.2013 № 400-ФЗ «О страховых пенсиях» (далее – Федеральный закон № 400-ФЗ, ФЗ «О страховых пенсиях»).
Согласно ч. 1 ст. 8 Федерального закона № 400-ФЗ (здесь и далее в редакции от 26.05.2021) право на страховую пенсию по старости имеют лица, достигшие возраста 65 и 60 лет (соответственно мужчины и женщины) (с учетом положений, предусмотренных приложением 6 к настоящему Федеральному закону).
В соответствии с п. 19 ч. 1 ст. 30 Федерального закона № 400-ФЗ страховая пенсия по старости назначается ранее достижения возраста, установленного статьей 8 настоящего Федерального закона, при наличии величины индивидуального пенсионного коэффициента в размере не менее 30, лицам, не менее 25 лет осуществлявшим педагогическую деятельность в организациях для детей, независимо от их возраста с применением положений части 1.1 настоящей статьи.
В силу положений ч. 1.1 ст. 30 ФЗ «О страховых пенсиях» страховая пенсия по старости лицам, имеющим право на ее получение независимо от возраста в соответствии с пунктами 19 - 21 части 1 настоящей статьи, назначается не ранее сроков, указанных в приложении 7 к настоящему Федеральному закону.
Согласно указанному приложению № 7, если дата возникновения права на страховую пенсию по старости приходится на 2020 год, то назначение страховой пенсии по старости происходит не ранее чем через 24 месяца со дня возникновения права на страховую пенсию по старости, на 2021 год – через 36 месяцев, на 2022 год – через 48 месяцев.
С учетом переходного периода, установленного ч. 3 ст. 10 Федерального закона от 03.10.2018 № 350-ФЗ «О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации по вопросам назначения и выплаты пенсий», гражданам, которые указаны в части 1 статьи 8, пунктах 19 - 21 части 1 статьи 30, пункте 6 части 1 статьи 32 Федерального закона от 28 декабря 2013 года № 400-ФЗ «О страховых пенсиях» и которые в период с 1 января 2019 года по 31 декабря 2020 года достигнут возраста, дающего право на страховую пенсию по старости (в том числе на ее досрочное назначение) в соответствии с законодательством Российской Федерации, действовавшим до 1 января 2019 года, либо приобретут стаж на соответствующих видах работ, требуемый для досрочного назначения пенсии, страховая пенсия по старости может назначаться ранее достижения возраста либо наступления сроков, предусмотренных соответственно приложениями 6 и 7 к указанному Федеральному закону, но не более чем за шесть месяцев до достижения такого возраста либо наступления таких сроков.
Обращение за назначением страховой пенсии может осуществляться в любое время после возникновения права на страховую пенсию без ограничения каким-либо сроком (ч. 4 ст. 5 Федерального закона № 400-ФЗ).
В ходе судебного заседания установлено и подтверждается материалами дела, что 01.02.2022 Очир-Горяева К.И. обратилась в Пенсионный фонд с заявлением о назначении досрочной страховой пенсии по старости в соответствии с п. 19 ч. 1 ст. 30 Федерального закона № 400-ФЗ.
Решением Отделения от 09.03.2022 № 14919/22 истцу отказано в назначении досрочной страховой пенсии по старости в связи с отсутствием правовых оснований для ее назначения, так как заявителем не соблюдены правила обращения за назначением пенсии (заявление подано ранее возникновения права на установление досрочной страховой пенсии).
Из указанного решения также следует, что по представленным документам Очир-Горяевой К.И. засчитано в стаж работы, дающий право на назначение досрочной страховой пенсии по старости, 25 лет 3 месяца 12 дней, с учетом включения в специальный стаж периодов работы по 31.01.2022; не засчитан в специальный стаж, в том числе, период с 01.01.2002 по 31.12.2002 в должности учителя истории и обществознания в ГОУ «<данные изъяты>» с указанием на то, что в данный период истцом не выполнялась норма педагогической нагрузки на 1 ставку заработной платы в соответствии с требованиями, предусмотренными п. 4 Правил исчисления периодов работы от 29.10.2002 № 781.
Таким образом, согласно решению пенсионного органа, 25 лет педагогического стажа истец достигла в 2021 году, соответственно, страховая пенсия по старости может быть назначена ей лишь в 2024 году (через 36 месяцев со дня возникновения права на страховую пенсию по старости). Однако с учетом включения в специальный стаж истца спорного периода работы, право на страховую пенсию по старости возникнет у нее в 2020 году (наличие 25 лет педагогического стажа), следовательно, в таком случае, с учетом вышеприведенных правовых норм, страховая пенсия по старости может быть назначена ей через 18 месяцев со дня возникновения права на страховую пенсию по старости.
Как следует из трудовой книжки истца серии <данные изъяты> №, Очир-Горяева К.И. 01.01.2001 принята учителем истории и обществознания в ГОУ «<данные изъяты>» (приказ № 1 от 04.01.2001), сведений об увольнении указанная трудовая книжка не содержит.
При этом в индивидуальном лицевом счете застрахованного лица периоды работы истца с 04.01.2001 по 31.12.2001 и с 01.01.2003 по 31.01.2022 числятся как стаж, дающий право на досрочное назначение страховой пенсии по старости в соответствии с п. 19 ч. 1 ст. 30 Федерального закона № 400-ФЗ, а период с 01.01.2002 по 31.12.2002, как обычные условия труда (ст. 8 Федерального закона № 400-ФЗ), поскольку за указанный период работодатель отчитался о работе истца с педагогической нагрузкой 0,22 ставки.
Из представленной в Пенсионный фонд справки № 8, выданной 01.02.2022 МБОУ «<данные изъяты>» (с учетом всех переименований), следует, что Очир-Горяева К.И. действительно работала в должности учителя истории и обществознания с 04.01.2001 с педагогической нагрузкой 9 часов в неделю, с 01.09.2003 переведена учителем начальных классов по настоящее время с нормой педагогической нагрузки на одну ставку заработной платы.
Вместе с тем, согласно справкам № 20 от 27.03.2023, № 18 от 15.05.2023, выданным МБОУ «<данные изъяты>», Очир-Горяева К.И. работала в должности учителя обществознания с 01.01.2001 (приказ от 04.01.2001 № 1) с нормой педагогической нагрузки на одну ставку заработной платы, с 01.09.2003 переведена учителем начальных классов (приказ от 01.09.2003 № 33) по настоящее время с нормой педагогической нагрузки на одну ставку заработной платы, что предусмотрено списком должностей, утвержденным Постановлением Правительства Российской Федерации от 29.10.2002 № 781, работа в которых засчитывается в стаж работы, дающий право на досрочное назначение страховой пенсии лицам, осуществлявшим педагогическую деятельность в учреждениях для детей в соответствии с п. 19 ч. 1 ст. 30 Федерального закона №400-ФЗ. За период с 01.01.2002 по 31.12.2002 за Очир-Горяевой К.И. сохранялась заработная плата, из которой производились удержания и перечисления в Пенсионный фонд по установленным тарифам.
На запрос суда и.о. директора МБОУ «<данные изъяты>» ФИО6 также сообщил (исх. № 18 от 15.05.2023), что Очир-Горяева К.И. действительно работала в должности учителя истории и обществознания в период с 01.01.2002 по 31.12.2002 в ГОУ «<данные изъяты>» с нормой педагогической нагрузки на одну ставку заработной платы.
В соответствии с ч. 8 ст. 13 Федерального закона № 400-ФЗ при исчислении страхового стажа в целях определения права на страховую пенсию периоды работы и (или) иной деятельности, которые имели место до дня вступления в силу названного федерального закона и засчитывались в трудовой стаж при назначении пенсии в соответствии с законодательством, действовавшим в период выполнения работы (деятельности), могут включаться в указанный стаж с применением правил подсчета соответствующего стажа, предусмотренных указанным законодательством (в том числе с учетом льготного порядка исчисления стажа), по выбору застрахованного лица.
Согласно ч. 2 ст. 30 Федерального закона № 400-ФЗ списки соответствующих работ, производств, профессий, должностей, специальностей и учреждений (организаций), с учетом которых назначается страховая пенсия по старости в соответствии с частью 1 данной статьи, правила исчисления периодов работы (деятельности) и назначения указанной пенсии при необходимости утверждаются Правительством Российской Федерации.
Аналогичные положения были предусмотрены и ранее действовавшими Федеральным законом от 17.12.2001 № 173-ФЗ «О трудовых пенсиях в Российской Федерации» (п. 2 ст. 27) и Законом Российской Федерации от 20.11.1990 № 340-1 «О государственных пенсиях в Российской Федерации» (ст. 83).
Периоды работы (деятельности), имевшие место до дня вступления в силу настоящего Федерального закона, засчитываются в стаж на соответствующих видах работ, дающий право на досрочное назначение страховой пенсии по старости, при условии признания указанных периодов в соответствии с законодательством, действовавшим в период выполнения данной работы (деятельности), дающий право на досрочное назначение пенсии (ч. 3 ст. 30 Федерального закона № 400-ФЗ).
Периоды работы (деятельности), имевшие место до дня вступления в силу названного федерального закона, могут исчисляться с применением правил, предусмотренных законодательством, действовавшим при назначении пенсии в период выполнения данной работы (деятельности) (ч. 4 ст. 30 Федерального закона № 400-ФЗ).
В целях реализации положений статей 30 и 31 Федерального закона № 400-ФЗ Правительством Российской Федерации принято постановление от 16.07.2014 № 665 «О списках работ, производств, профессий, должностей, специальностей и учреждений (организаций), с учетом которых досрочно назначается страховая пенсия по старости, и правилах исчисления периодов работы (деятельности), дающей право на досрочное пенсионное обеспечение» (далее – Постановление № 665).
Подпунктом «м» пункта 1 вышеуказанного Постановления № 665 установлено, что при определении стажа на соответствующих видах работ в целях досрочного пенсионного обеспечения в соответствии со статьей 30 Федерального закона № 400-ФЗ при досрочном назначении страховой пенсии по старости лицам, осуществлявшим педагогическую деятельность в учреждениях для детей, для учета соответствующей деятельности, имевшей место после 31.12.2001, применяется Список должностей и учреждений, работа в которых засчитывается в стаж работы, дающей право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости лицам, осуществлявшим педагогическую деятельность в учреждениях для детей, в соответствии с подпунктом 19 пункта 1 статьи 27 Федерального закона «О трудовых пенсиях в Российской Федерации», утвержденный постановлением Правительства Российской Федерации от 29.10.2002 № 781 «О списках работ, профессий, должностей, специальностей и учреждений, с учетом которых досрочно назначается трудовая пенсия по старости в соответствии со статьей 27 Федерального закона «О трудовых пенсиях в Российской Федерации», и об утверждении правил исчисления периодов работы, дающей право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости в соответствии со статьей 27 Федерального закона «О трудовых пенсиях в Российской Федерации» (далее – Список № 781).
Списком № 781 предусмотрены учителя (пункт 1 раздела «Наименование должностей») общеобразовательных школ вех наименований (пункт 1.1 раздела «Наименование учреждений»).
Пунктом 4 Правил исчисления периодов работы, дающей право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости лицам, осуществлявшим педагогическую деятельность в учреждениях для детей, в соответствии с подпунктом 19 пункта 1 статьи 27 Федерального закона «О трудовых пенсиях в Российской Федерации», утв. постановлением Правительства Российской Федерации от 29.10.2002 № 781, (далее – Правила № 781) установлено, что периоды выполнявшейся до 1 сентября 2000 г. работы в должностях в учреждениях, указанных в списке, засчитываются в стаж работы независимо от условия выполнения в эти периоды нормы рабочего времени (педагогической или учебной нагрузки), а начиная с 1 сентября 2000 г. – при условии выполнения (суммарно по основному и другим местам работы) нормы рабочего времени (педагогической или учебной нагрузки), установленной за ставку заработной платы (должностной оклад), за исключением случаев определенных настоящими Правилами.
Вместе с тем, согласно п. 6 Правил № 781 работа в должности учителя расположенных в сельской местности общеобразовательных школ всех наименований (за исключением вечерних (сменных) и открытых (сменных) общеобразовательных школ) включается в стаж работы независимо от объема выполняемой учебной нагрузки.
Таким образом, работа учителем в общеобразовательной школе, расположенной в сельской местности, независимо от объема выполняемой учебной нагрузки, в соответствии с п. 4 Правил № 781, является самостоятельным основанием для зачета таких периодов в стаж работы, дающей право на досрочное назначение страховой пенсии по старости в связи с осуществлением педагогической деятельности. Вместе с тем, суду следует установить, выполняла ли истец норму учебной нагрузки на полную ставку.
Справкой № 83, выданной 17.04.2023 главой <данные изъяты> сельсовета, подтверждается, что МБОУ «<данные изъяты>» (в спорный период – ГОУ «<данные изъяты>») расположена на территории сельского поселения – МО <данные изъяты> сельсовет Ширинского района Республики Хакасия с 1954 года.
С учетом изложенного, принимая во внимание, что в спорный период Очир-Горяева К.И. осуществляла педагогическую деятельность в должности учителя истории и обществознания в ГОУ «<данные изъяты>», расположенном в сельской местности, более того, работодатель уточнил, что в данный период норма педагогической нагрузки Очир-Горяевой К.И. составляла одну ставку заработной платы, суд полагает возможным обязать Отделение включить истцу в специальный стаж, дающий право на досрочное назначение страховой пенсии по старости, период работы с 01.01.2002 по 31.12.2002 – 1 год 0 месяцев 1 день в должности учителя истории и обществознания в ГОУ «<данные изъяты>».
В силу ч. 1 ст. 22 Федерального закона № 400-ФЗ страховая пенсия назначается со дня обращения за указанной пенсией, за исключением случаев, предусмотренных частями 5 и 6 настоящей статьи, но во всех случаях не ранее чем со дня возникновения права на указанную пенсию.
Днём обращения за страховой пенсией считается день приёма органом, осуществляющим пенсионное обеспечение, соответствующего заявления со всеми необходимыми документами (ч. 2 ст. 22 Федерального закона № 400-ФЗ).
Как разъяснено в абз. 2 п. 32 Постановления Пленума Верховного Суда РФ от 11.12.2012 № 30 «О практике рассмотрения судами дел, связанных с реализацией граждан на трудовые пенсии», если истец в установленном законом порядке обращался в орган, осуществляющий пенсионное обеспечение, за назначением пенсии, однако в этом ему было необоснованно отказано, суд вправе обязать орган, осуществляющий пенсионное обеспечение, назначить истцу пенсию со дня обращения с заявлением в такой орган либо с более раннего срока, если это установлено Федеральным законом № 173-ФЗ (статьи 18 и 19 Федерального закона № 173-ФЗ).
В Обзоре судебной практики Верховного Суда Российской Федерации за второй квартал 2006 года, утв. Постановлением Президиума Верховного Суда Российской Федерации от 27.09.2006 (вопрос 19), содержится указание на то, что если в ходе судебного разбирательства будет установлено, что на момент первоначального обращения за трудовой пенсией в пенсионный орган гражданин имел право на указанную пенсию, однако не располагал необходимыми сведениями и (или) документами, подтверждающими право на пенсию, и не смог представить их в установленный трехмесячный срок по независящим от него причинам (например, тождественность выполняемых истцом функций тем работам, которые дают право на пенсию, была установлена в ходе судебного разбирательства), то суд вправе удовлетворить требование истца о назначении ему трудовой пенсии по старости с момента первоначального обращения за указанной пенсией.
Системное толкование вышеназванных положений закона, а также правовая позиция, изложенная в пункте 32 вышеназванного Постановления Пленума Верховного Суда РФ, позволяют сделать вывод о том, что назначение страховой пенсии обусловлено наличием права на указанную пенсию как такового, реализация которого зависит от волеизъявления обладателя этого права.
При этом из анализа приведенных положений следует, что когда гражданину было отказано в досрочном назначении пенсии, но впоследствии решением суда такое право гражданина установлено, пенсия подлежит назначению с момента первоначального обращения за назначением пенсии в органы пенсионного обеспечения, но не ранее дня возникновения права на указанную пенсию, поскольку обстоятельства приобретения права на досрочную пенсию установлены решением суда, имеющим обязательную силу и не нуждающимся в подтверждении какими-либо дополнительными документами.
Таким образом, если у истца возникло право на трудовую пенсию по старости в период рассмотрения дела судом, то суд не лишен возможности указать в решении на право истца на такую пенсию и на дату возникновения этого права.
На дату обращения истца в Пенсионный фонд с заявлением о назначении досрочной страховой пенсии (01.02.2022) ответчиком засчитано в ее специальный стаж 25 лет 3 месяца 12 дней.
С учётом включения в специальный стаж спорного периода работы специальный стаж Очир-Горяевой К.И. составит 25 лет 21.10.2020, что дает ей право на досрочную страховую пенсию по старости именно с указанной даты. Следовательно, с учетом вышеприведенных правовых норм, страховая пенсия по старости может быть назначена ей через 18 месяцев, т.е. с 22.04.2022. В связи с чем суд находит исковые требования в указанной части также подлежащими удовлетворению.
На основании изложенного, руководствуясь ст. ст. 194-199 ГПК РФ, суд
РЕШИЛ:
Исковые требования Очир-Горяевой К.И. удовлетворить.
Обязать Отделение фонда пенсионного и социального страхования Российской Федерации по Республике Хакасия включить Очир-Горяевой К.И. в специальный стаж, дающий право на досрочное назначение страховой пенсии по старости, период с 01.01.2002 по 31.12.2002 – 1 год 0 месяцев 1 день, в должности учителя истории и обществознания в ГОУ «<данные изъяты>».
Признать за Очир-Горяевой К.И. право на досрочную страховую пенсию по старости с 21.10.2020.
Обязать Отделение фонда пенсионного и социального страхования Российской Федерации по Республике Хакасия назначить Очир-Горяевой К.И. досрочную страховую пенсию по старости с 22.04.2022.
На решение может быть подана апелляционная жалоба в Верховный Суд Республики Хакасия через Абаканский городской суд в течение месяца со дня принятия решения в окончательной форме.
Председательствующий М.Г. Земба
Мотивированное решение изготовлено 24 мая 2023 года.
Судья М.Г. Земба