Дело №2-1422/2022
Р Е Ш Е Н И Е
Именем Российской Федерации
22 июня 2022 года г.Серпухов Московской области
Серпуховский городской суд Московской области в составе: председательствующего судьи Мусатовой С.Ю.,
при секретаре судебного заседания Лисовой В.В.,
с участием:
представителя истца – Черненьковой Е.Б., действующей на основании доверенности от 17.09.2021,
представителя ответчика Администрации городского округа Серпухов Московской области – Ефимовой О.А.,
третьего лица – Селиверстова А.В.,
рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску Мельниковой Веры Николаевны к Администрации городского округа Серпухов Московской области о признании недействительным Постановления об утверждении схемы расположения земельного участка на кадастровом плане территории в целях заключения соглашения о перераспределении земель, государственная собственность на которые не разграничена, и земельного участка, находящегося в частной собственности,
У С Т А Н О В И Л :
В Серпуховский городской суд поступило административное исковое заявление Мельниковой В.Н. к Администрации город о признании незаконным постановления от 27.12.2021 №6488-17 «Об утверждении схемы расположения земельного участка на кадастровом плане территории, расположенного по <адрес>, в целях заключения соглашения о перераспределении земель, государственная собственность на которые не разграничена, и земельного участка, находящегося в частной собственности». В обоснование заявленного требования Мельникова В.Н. указывает, что оспариваемое постановление вынесено по заявлению Селиверстова А.В. в отношении части спорного земельного участка, испрашиваемого ранее Мельниковой В.Н.
Исходя из предмета и оснований заявленных истцом требований, суд посчитал, что истцом заявлены требования гражданско-правового спора, в связи с чем, заявление Мельниковой В.Н. подлежит рассмотрению в порядке искового производства. Определением от 28.03.2022 исковое заявление Мельниковой Веры Николаевны к Администрации городского округа Серпухов Московской области о признании незаконным решения об утверждении схемы расположения земельного участка на кадастровом плане территории в целях заключения соглашения о перераспределении земель, государственная собственность на которые не разграничена, и земельного участка, находящегося в частной собственности принято к производству, по нему возбуждено гражданское дело (л.д. 1-4).
С учетом уточнения исковых требований Мельникова В.Н. просит признать недействительным Постановление Администрации городского округа Серпухов Московской области от 27.12.2021 №6488-П «Об утверждении схемы расположения земельного участка на кадастровом плане территории, расположенного по адресу<адрес> в целях заключения соглашения о перераспределении земель, государственная собственность на которые не разграничена, и земельного участка, находящегося в частной собственности»; обязать снять с кадастрового учета принадлежащий Селиверстову Алексею Владимировичу земельный участок с кадастровым <номер>, образованный в результате перераспределения.
Требования мотивированы тем, что 08.08.2021 Мельникова В.Н., являясь собственником земельного участка с кадастровым <номер>, площадью 1902 кв.м, категория земель: «земли населенных пунктов», разрешенное использование «для индивидуального жилищного строительства», расположенного по адресу: Российская Федерация, Московская область, городской округ Серпухов, улица Октябрьская, земельный участок 2б, руководствуясь ст.ст.11.2, 11.7, 39.28 Земельного Кодекса Российской Федерации, Федеральным законом от 25.10.2001 № 137-ФЗ «О введении в действие Земельного кодекса Российской Федерации», Законами Московской области от 24.07.2014 № 106/2014-03 «О перераспределении полномочий между органами местного самоуправления муниципальных образований Московской области и органами государственной власти Московской области» и от 24.07.2014 № 107/2014-03 «О наделении органов местного самоуправления муниципальных образований Московской области отдельными государственными полномочиями Московской области», подала заявление в Администрацию городского округа Серпухов о предоставлении государственной услуги «Перераспределение земель и (или) земельных участков, государственная собственность на которые не разграничена и земельных участков, находящихся в частной собственности» с целью заключения Соглашения о перераспределении земель, государственная собственность на которые не разграничена, и земельного участка, находящегося в частной собственности и последующего приобретения права собственности на смежный земельный участок, площадью 366 кв.м.
Решением Администрации городского округа Серпухов от 26.08.2021 № Р001-4959054403-48167895 об отказе в предоставлении государственной услуги «Перераспределение земель и (или) земельных участков, государственная собственность на которые не разграничена и земельных участков, находящихся в частной собственности», истцу было отказано в утверждении схемы расположения земельного участка на кадастровом плане территории по основанию: несоответствие схемы расположения смежного земельного участка на кадастровом плане территории требованиям п.16 ст.11.10 ЗК РФ.
06.09.2021 Мельникова В.Н. подала административное исковое заявление в Серпуховский городской суд о признании вышеуказанного решения незаконным, которое стало предметом рассмотрения по делу №2а-3074/2021.
По ходатайству ответчика Администрации городского округа Серпухов 27.09.2021 в дело №2а-3074/2021 привлечено заинтересованное лицо - собственник земельного участка с кадастровым <номер> Селиверстов Алексей Владимирович, самозахвативший часть испрашиваемого истицей земельного участка, о чем истец неоднократно сообщал суду и Администрации городского округа Серпухов, основываясь на сведениях Акта комиссионного осмотра представителями администрации земельного участка от 19.08.2021.
Жалоба Мельниковой В.Н. на действия Селиверстова А.В., самовольно занявшего часть испрашиваемого земельного участка подана Истицей посредством Портала РГУ Московской области «Добродел» с требованием проведения муниципального земельного контроля по ст. 72 ЗК РФ и зарегистрирована обращением №6156678 28.10.2021, с назначением ответственного исполнителя: Министерства имущественных отношений Московской области.
У заявителя Мельниковой В.Н. до настоящего времени отсутствует информация о проведенной проверке и принятых администрацией мерах, о чем представитель истца заявил на заседании суда по делу №2а-1422/2022 и суд обязал ответчика предоставить в заседание 07.06.2022 материалы (акт осмотра и.т.п.) проведенной проверки в отношении Селиверстова А.В. Запрошенные материалы ответчиком в заседание не представлены.
Несмотря на то, что площадь самовольно занятого Селиверстовым А.В. земельного участка составляет 115 кв.м, и входит в состав земельного участка, площадью 366 кв.м, испрашиваемого истцом по заявлению от 08.08.2021, в период рассмотрения Серпуховским городским судом дела № 2а-3074/2021, 22.10.2021 Селиверстов А.В. обратился в администрацию г.о. Серпухов с заявлением о заключении соглашения о перераспределении земель, находящихся в государственной или муниципальной собственности и земельного участка, находящегося в частной собственности, приложив для утверждения органом исполнительной власти схему расположения смежного земельного участка на кадастровом плане территории с частью земельного участка, испрашиваемого Мельниковой В.Н. и включенного истцом в площадь земельного участка 366 кв.м.
При этом, в отличие от земельною участка с кадастровым <номер> принадлежащего истцу, земельный участок Селиверстова А.В. не соответствовал требованиям п.1 ст.39.28 ЗК РФ, так как категории и ВРИ земельного участка собственника и перераспределяемого земельного участка должны быть идентичны.
Истец указывает, что были нарушены ее права, а также нормы права.
Так, несмотря на обжалование истцом решения Серпуховского городского суда по делу № 2а-3074/2021. содержащее основание иска - схему расположения смежного земельного участка площадью 366 кв.м, (включающую площадь 115 кв.м, испрашиваемую Селиверстовым А.В.), в нарушение ст.39.27 и п.п. 1 п. 1 ст.39.28 Земельного Кодекса РФ, устанавливающих требования и основания перераспределения земель, находящихся в государственной или муниципальной собственности, в отсутствие исключительного права у Селиверстова А.В.. так как спорный земельный участок не входит в состав и границы унаследованного им земельного участка, права на объекты капитального строительства отсутствуют.
Ответчиком вынесено, обжалуемое в настоящем деле, решение (постановление) от 27.12.2021 №6488-П «Об утверждении схемы расположения земельного участка на кадастровом плане территории расположенного по <адрес>, в целях заключения соглашения о перераспределении земель, государственная собственность на которые не разграничена, и земельного участка, находящегося в частной собственности» (далее - Постановление администрации) по заявлению Селиверстова А.В. в отношении части спорного земельного участка, испрашиваемого истцом, а именно части площади, входящий в состав земельного участка 366 кв.м., в размере 115 кв.м.
Также, ответчиком нарушены требования пп.7 п.9 ст.39.29 ЗК РФ, установившего порядок заключения соглашения о перераспределении земель, находящихся в государственной или муниципальной собственности, а именно, уполномоченным органом должно быть принято решение об отказе при наличии хотя бы одного из указанных в п.9 оснований, в том числе, по основанию наличия ранее поданного заявления о предварительном согласовании предоставления земельного участка.
Следовательно, для решения вопроса о правомерности перераспределения земельных участков уполномоченному органу необходимо установить не только наличие оснований для перераспределения, указанных в п.1 ст.39.28 Земельного кодекса, но и отсутствие оснований для отказа, перечисленных в п.9 ст.39.29 ЗК РФ.
Заявление истца ответчику подано 08.08.2021, решение ответчика об отказе в перераспределении земельного участка оспаривается истцом, при этом, апелляционным определением Судебной коллегии по административным делам Московского областного суда по Делу №33а-6754/2022 от 02.03.2022 истцу указано, что в связи с тем, что в период обжалования решения об отказе, Администрацией вынесено Постановление от 27.12.2021 №6488-П «Об утверждении схемы расположения земельного участка на кадастровом плане территории, расположенного по <адрес> в целях заключения соглашения о перераспределении земель, государственная собственность на которые не разграничена, и земельного участка, находящегося в частной собственности», истцу для реализации своих прав необходимо обратиться в суд с иском о признании вышеуказанного постановления незаконным.
Принятием обжалуемого постановления, ответчик изъял из земель муниципальной собственности часть спорного земельного участка, на который претендует истец.
В соответствии со ст. 13 Гражданского Кодекса РФ, ненормативный акт государственного органа или органа местного самоуправления, а в случаях, предусмотренных законом, также нормативный акт, не соответствующие закону или иным правовым актам и нарушающие гражданские права и охраняемые законом интересы гражданина или юридического лица, могут быть признаны судом недействительными. В случае признания судом акта недействительным нарушенное право подлежит восстановлению либо защите иными способами, предусмотренными статьей 12 настоящего Кодекса
В соответствии со ст. 61 Земельного Кодекса РФ: «7. Ненормативный акт исполнительного органа государственной власти или ненормативный акт органа местного самоуправления, а в случаях, предусмотренных законом, также нормативный акт, не соответствующий закону или иным нормативным правовым актам и нарушающий права и охраняемые законом интересы гражданина или юридического лица в области использования и охраны земель, может быть признан судом недействительным».
Таким образом, исходя из указанных норм, для восстановления нарушенного права истца, Постановление от 27.12.2021 г. №6483-П «Об утверждении схемы расположения земельного участка на кадастровом плане территории, расположенного по адресу: Российская Федерация. Московская область, городской округ Серпухов, город Серпухов, улица Пролетарская, земельный участок 4а, в целях заключения соглашения о перераспределении земель, государственная собственность на которые не разграничена, и земельного участка, находящегося в частной собственности» должно быть признано недействительным и отменено, а вновь образованный в результате перераспределения земельный участок с кадастровым <номер> принадлежащий Селиверстову А.Н. снят с кадастрового учета.
Истец Мельникова В.Н. в судебное заседание не явилась, о времени и месте судебного разбирательства извещена надлежащим образом, обеспечила явку представителя - по доверенности Черненьковой Е.Б., которая поддержала заявленные требования с учетом их уточнения, настаивала на их удовлетворении по основаниям и доводам, изложенным в исковом заявлении.
Представитель ответчика Администрации г.о.Серпухов Московской области – по доверенности Ефимова О.А. в судебном заседании возражала против заявленных требований, поддержала доводы, указанные в письменном отзыве, из которого усматривается, что 09.12.2021 в адрес Администрации городского округа Серпухов поступило заявление от Селиверстова Алексея Владимировича Р001-5485089945-52887801 о предоставлении государственной услуги «Перераспределение земель и земельных участков, государственная собственность на которые не разграничена и земельных участков, находящихся в частной собственности».
В соответствии с Законом Московской области от 24.07.2014 № 107/2014-03 «О наделении органов местного самоуправления муниципальных образований Московской области отдельными государственными полномочиями Московской области» реализация полномочий органами местного самоуправления, осуществляется при наличии согласования с Министерством имущественных отношений.
Также Распоряжением Министерства имущественных отношений Московской области от 19.01.2017 № 13ВР-44 утвержден «Временный порядок направления на согласование в Министерство имущественных отношений Московской области проектов решений, принимаемых органами местного самоуправления муниципальных районов и городских округов муниципальных образований Московской области в рамках реализации исполнения отдельных государственных полномочий в области земельных отношений по предоставлению земельных участков, об установлении или изменении одного вида разрешенного использования земельного участка на другой вид такого использования, в том числе установлении соответствия между разрешенным использованием земельного участка и видом разрешенного использования земельных участков, установленным классификатором видов разрешенного использования земельных участков, и переводу земель из одной категории в другую, и признании утратившими силу отдельных правовых актов».
Согласно пункта 2 Временного порядка, подготовленный Проект с приложенными документами подлежит направлению в Министерство имущественных отношений Московской области.
Согласно пункта 4.2.3. Временного порядка, в случае соответствия представленного Проекта Примерной форме, утвержденной постановлением Правительства Московской области, наличия необходимых документов, при условии, что вопрос подлежит рассмотрению на заседании Градостроительного совета Московской области, исходя из вида разрешенного использования земельного участка или его площади при наличии голосов против, а также в случае поступления обращения члена МВК о необходимости рассмотрения вопроса на очном заседании, - включает Проект в повестку очередного заседания МВК для его рассмотрения на очном заседании Межведомственной комиссии по вопросам земельно-имущественных отношений в Московской области (МВК), на котором МВК принимает следующие решения: о согласовании Проекта; об отказе в согласовании Проекта с указанием причин отказа; о внесении Проекта на рассмотрение Градостроительного совета Московской области с соответствующим проектом решения.
Согласно пункту 4.2.4. Временного порядка, по итогам очного заседания МВК решения МВК оформляются очным протоколом и направляются в орган местного самоуправления через Межведомственную систему электронного документооборота (МСЭД).
Согласно пункту 4.3.1. Временного порядка, Выписка из протокола заочного заседания МВК приравнивается к протоколу заседания МВК по соответствующему вопросу.
Данное заявление с приложенным к нему пакетом документов, было согласовано с Министерством имущественных отношений, что подтверждается Сводным заключением Министерства имущественных отношений Московской области по согласованию проектов решений (сводное заключение Министерств имущественных отношений Московской области по согласованию проектов решений №187-3 от 24.12.2021 п. 241).
Согласно пункту 4.4. Временного порядка, решение МВК подлежит обязательному исполнению органами местного самоуправления в течение трех рабочих дней с момента его принятия и размещения Карточки проекта с решением МВК в протоколе Модуля.
Таким образом, Администрация городского округа Серпухов не имела оснований для отказа в оказании государственной услуги, и соответственно было утверждено постановление от 27.12.2021 № 6488-П «Об утверждении схемы расположения земельного участка на кадастровом плане территории, расположенного по <адрес> в целях заключения соглашения перераспределении земель, государственная собственность на которые не разграничена, и земельного участка, находящегося в частной собственности».
Данное постановление вынесено законно и обосновано, т.к. в соответствии с Земельным кодексом РФ и регламентом в предоставлении вышеуказанной услуги были соблюдены условия для предоставления и отсутствовали причины отказа, перечень которых также прописан в вышеуказанных правовых актах.
В материалах дела отсутствуют доказательства наличия у истца материального права или охраняемого законом интереса, факта его нарушения и факта нарушения права истца именно ответчиком.
В соответствии п. 2.1. Распоряжения Министерства имущественных отношений Московской области от 26.12.2018 №15ВР-1816 «Об утверждении административного регламента предоставления государственной услуги «Перераспределение земель и земельных участков, государственная собственность на которые не разграничена и земельных участков, находящихся в частной собственности», лицами, имеющими право на получение Государственной услуги, являются физическое или юридическое лицо, индивидуальный предприниматель либо их уполномоченные представители, обратившиеся в Администрацию с запросом о предоставлении Государственной услуги (далее - Заявители), являющиеся собственниками земельных участков, смежных с землями и (или) земельными участками, находящимися в государственной неразграниченной собственности.
Спорный земельный участок относится к земельным участкам право собственности, на который не разграничено, полномочиями по распоряжению такими участками наделены органы местного самоуправления. Селиверствов является смежным землепользователем к спорному земельному участку. Таким образом, Селиверстов имел право обратиться за предоставлением данной услуги, а, следовательно, оснований отказать в приме документов также не было.
Решением Серпуховского городского суда по делу № 2а-3074/2021 от 11.11.2021 отказано в удовлетворении исковых требований. В настоящее время решение Серпуховского городского суда Московской области 02.03.2022 вступило в законную силу.
Кроме того, ссылки истца на административное дело № 2а-3074/2021 несостоятельны, так как по решению Серпуховского городского суда Московской области от 11.11.2021 отказ Мельниковой В.Н. в предоставлении государственной услуги не был признан незаконным, а апелляционным определением от 02.03.2022 решение было оставлено без изменения.
Ссылки истца на обращение Селиверстова за государственной услугой в процессе рассмотрения административного дела № 2а-3074/2021 также несостоятельны, истец не указал, какие именно нормы права были нарушены ответчиком. Согласно действующему законодательству наличие судебного процесса по оспариванию отказа в предоставлении государственной услуги одним физическим лицом, не является препятствием для обращения другим физическим лицом на предоставление государственной услуги (л.д.85-86).
Третье лицо Селиверстов А.В. в судебном заседании возражал против требований истца, считая их незаконными и необоснованными. Пояснил, что является собственником земельного участка с кадастровым <номер>, на протяжении длительного времени данный земельный участок принадлежит его семье. Фактические границы земельного участка не соответствовали юридическим. Со стороны земельного участка, принадлежащего истцу, его участок по фактическому пользованию был огорожен забором, установленным его правопредшественниками. В порядке дачной амнистии юридическая площадь участка была увеличена. В октябре 2021 он обратился в Администрацию г.Серпухова с заявлением с целью заключения соглашения о перераспределении земельного участка, находящегося в частной собственности и земель, находящихся в государственной или муниципальной собственности. Однако в предоставлении услуги было отказано, после устранения недостатков он вновь подал аналогичное заявление, по которому было принято положительное решение. На основании оспариваемого постановления Администрации г.о.Серпухов было заключено соглашение о перераспределении земельных участков. В настоящее время за ним зарегистрировано право собственности на земельный участок с кадастровым <номер>, граница земельного участка определена на местности. Мельникова В.Н. также приобрела земельный участок путем перераспределения принадлежавшего ей земельного участка и части земельного участка, на который она ранее претендовала. Таким образом, земельные участки, принадлежащие ему (Селиверстову А.В.) и Мельниковой В.Н. имеют общую границу, по которой Мельникова В.Н. устанавливает капитальное ограждение.
Представитель третьего лица КУИ г.о.Серпухов Московской области в судебное заседание не явился, о времени и месте судебного разбирательства извещен надлежащим образом.
Представитель третьего лица Управления Росреестра по Московской области в судебное заседание не явился, о времени и месте судебного разбирательства извещен надлежащим образом.
Суд полагает возможным рассмотреть дело в отсутствие не явившихся лиц в соответствии по ст. 167 ГПК РФ.
Выслушав представителя истца, представителя ответчика Администрация городского округа Серпухов Московской области, третье лицо Селиверстов А.В., оценив в совокупности представленные сторонами доказательства, суд приходит к следующим выводам.
Согласно ч.2 ст.46 Конституции РФ решения и действия (или бездействие) органов государственной власти, органов местного самоуправления, общественных объединений и должностных лиц могут быть обжалованы в суд.
Из материалов дела усматривается, что согласно выписке из ЕГРН от 06.06.2022, истец Мельникова В.Н. указана правообладателем земельного участка с кадастровым <номер>.
Решением Серпуховского городского суда Московской области от 11.11.2021 оставлен без удовлетворения административный иск Мельниковой Веры Николаевны о признании незаконным решения Администрации городского округа Серпухов Московской области от 26.08.2021 № Р001-4959054403-48167895 об отказе в предоставлении государственной услуги «Перераспределение земель и (или) земельных участков, государственная собственность на которые не разграничена и земельных участков, находящихся в частной собственности»; обязании Администрации городского округа Серпухов Московской области утвердить схему расположения земельного участка на кадастровом плане территории и заключить с Мельниковой В.Н. Соглашение о перераспределении земель, государственная собственность на которые не разграничена, и земельного участка, находящегося в частной собственности, образовав новый земельный участок площадью 2268 кв.м. путем перераспределения земельных участков с кадастровым <номер>, площадью 1902 кв.м. и смежного земельного участка площадью 366 кв.м. решение вступило в законную силу 02.03.2022.
Указанным решением суда установлено, что представленная административным истцом схема расположения испрашиваемого земельного участка не соответствует требованиям нормативных документов. В частности образуемый земельный участок имеет не оправданную какими-либо объективными обстоятельствами изломанность границ; при составлении схемы кадастровым инженером не учтены имеющиеся на образуемом земельном участке сооружения – забор, уборная, принадлежащие третьему лицу – Селиверстову А.В. При этом кадастровый инженер С. в судебном заседании пояснил, что был введен в заблуждение Мельниковой В.Н. относительно заброшенности испрашиваемого земельного участка, в противном случае, при наличии достоверной информации о фактическом использовании данного земельного участка третьим лицом и наличии на нем сооружений, схема была бы составлена в ином варианте.
16.11.2021 Мельникова В.Н. обращалась на портал «Добродел» с сообщением №6156678 о нарушении земельного законодательства, из ответа на которое усматривается, что по представленной информации Администрацией г.о.Серпухов 16.11.2021 в отношении земельного участка с кадастровым <номер> будет проведена проверка в рамках муниципального земельного контроля на предмет самовольного занятия земель, государственная собственность на которые не разграничена.
По результатам визуального осмотра определить факт нарушения требований земельного законодательства не представилось возможным, по причине ограниченного доступа на территорию земельного участка с кадастровым <номер>, о чем составлен акт №203-0-426 от 23.11.2021 планового осмотра земельного участка.
Администрацией г.о.Серпухов в адрес Селиверстова А.В. направлено письмо от 15.12.2021 с указанием, что земельный участок с кадастровым <номер> по адресу: <адрес>, используется в соответствии с указанным в ЕГРН видом разрешенного использования, однако ограждение земельного участка за фасадной стороной здания (со стороны северного румба) не соответствует юридическим границам. Используя данные региональной географической информационной системы, можно предположить, что Селиверстов А.В. за счет расширения существующей территории, без прав, предусмотренных законодательством РФ, использует в личных целях часть земельного участка примерной площадью 320 кв.м, находящегося за границами землеотвода, что является нарушением требований законодательства РФ (ст. 42 Земельного кодекса РФ), за которое предусмотрена административная ответственность, в связи с чем его предостерегают о недопустимости указанных нарушений закона, указано о необходимости предпринять действия по приведению в соответствие фактических границ земельного участка с юридическими, путем установки ограждения в юридические границы, либо путем прохождения процедуры перераспределения земельного участка, если нормы градостроительного кодекса позволяют сделать это.
Истец обратилась к Администрации г.о.Серпухов с заявлением от 16.12.2021 о предоставлении информации о мерах, принятых по результатам проверки в рамках муниципального земельного контроля к собственнику земельного участка с кадастровым <номер>, в связи с самозахватом им земель, государственная собственность на которые не разграничена.
Из письма от 22.12.2021 Администрации г.о.Серпухов в адрес Мельниковой В.Н. усматривается, что в адрес собственника земельного участка с кадастровым <номер> направлено предостережение о недопустимости требований земельного законодательства и принятии действий по приведению в соответствие фактических границ земельного участка с юридическими границами, путем установки ограждения в юридические границы, либо оформления документов на часть используемого земельного участка без правоустанавливающих документов. Также указано, что было установлено, что ограждение земельного участка с кадастровым <номер> не соответствует юридическим границам, ею также используется часть земельного участка в личных целях, примерное площадью 307 кв.м, находящегося за границами землеотвода, что является нарушением требований законодательства РФ (ст. 42 Земельного кодекса РФ), за которое предусмотрена административная ответственность, в связи с чем в ее адрес также направлено предостережение от 15.12.2021 № 444-426 исх. о недопустимости указанных нарушений закона, указано о необходимости предпринять действия по приведению в соответствие фактических границ земельного участка с юридическими, путем установки ограждения в юридические границы, либо оформления документов на часть используемого земельного участка без правоустанавливающих документов.
Из выписки из ЕГРН от 06.12.2021 в отношении земельного участка с кадастровым <номер> по <адрес>, усматривается, что площадь участка – 850 кв.м, категория земель: земли населенных пунктов, вид разрешенного использования: для индивидуального жилого дома, правообладатель – Селиверстов А.А. (л.д.44-51).
09.12.2021 Селиверстов А.В. обратился в Администрацию г.о.Серпухов с заявлением о предоставлении государственной услуги с целью образования земельного участка в целях заключения соглашения о перераспределении земель и (или) земельных участков, находящихся в государственной или муниципальной собственности, и…. Из данного заявления и приложенных к нему документов усматривается, что на земельном участке с кадастровым <номер> по <адрес>, расположен объект недвижимого имущества (не зарегистрирован), приложено уведомление о строительстве, разрешение на строительство. Также указал, что испрашиваемый земельный участок площадью 115 кв.м свободный, не застроенный, огорожен забором. На земельном участке находятся несколько деревьев (слива), высажены земляника, клубника. Имеется небольшой сарай (без фундамента) (л.д. 37-43, 87-98).
Из акта осмотра земельного участка земельного участка площадью 115 кв.м, прирезаемого к земельному участку с кадастровым <номер> общей площадью 850 кв.м, расположенного в границах муниципального образования «Городской округ Серпухов Московской области» по <адрес>, с видом разрешенного использования «для индивидуального жилого дома» принадлежащий Селиверстову Алексею Владимировичу, усматривается, что на испрашиваемом земельном участке расположена хозпостройка без фундамента принадлежащая заявителю, огорожен заявителем забором (нарушений прав третьих лиц не выявлено) (л.д. 54-56).
При рассмотрении заявления Селиверстова А.В. Администрацией городского округа Серпухов в соответствии с Административным регламентом было получено заключение Комитета по архитектуре и градостроительству <адрес> об ограничении оборотоспособности, градостроительных ограничениях, о соответствии параметров земельных участков градостроительным документам территориального планирования и градостроительного зонирования по проекту ОМС о перераспределении земельного участка в порядке ст.39.28 ЗК РФ, в соответствии с которым испрашиваемый земельный участок относится к зоне Ж-2 – зона застройки индивидуальными жилыми домами (л.д. 56-66).
Из сводного заключения Министерства имущественных отношений Московской области №187-№ от 24.12.2021 усматривается, что под номером 241 указан Селиверстов Алексей Владимирович, которому принято решение о согласовании проекта об утверждении схемы расположения земельного участка на кадастровом плане территории площадью 965 кв.м (л.д. 35-36).
Постановлением Администрации г.о.Серпухов Московской области от 27.12.2021 №6488-П установлено соответствие вида разрешенного использования земельного участка с кадастровым <номер> общей площадью 850 кв.м, расположенного в границах муниципального образования «Городской округ Серпухов московской области» по <адрес>, с видом разрешенного использования «для индивидуального жилого дома» на «для индивидуального жилищного строительства» (код 2.1). Утверждена схема расположения земельного участка на кадастровом плане территории, площадь которого составляет 965 кв.м, расположенного в границах муниципального образования «Городской округ Серпухов Московской области» по <адрес>, категория земель – «земли населенных пунктов», вид разрешенного использования –«для индивидуального жилищного строительства» (код 2.1), в целях заключения соглашения о перераспределении земель, государственная собственность на которые не разграничена, площадью 115 кв.м и земельного участка, находящегося в частной собственности, площадью 850 кв.м (кадастровый <номер>); присвоен адрес образуемому земельному участку: <адрес>л.д. 16-17, 30-32), представлена схема расположения земельного участка на кадастровом плане территории (л.д. 18, 33-34), копия межевого плана (л.д. 19-20).
20.03.2022 между КУИ г.о.Серпухов и Селиверстовым А.В. заключено соглашение № 113/2020 о перераспределении земельного участка с кадастровым <номер>, площадью 850 кв.м, принадлежащего Селиверстову А.В., и земельного участка площадью 115 кв.м из земель, государственная собственность на которые не разграничена, в результате перераспределения образовался земельный участок с кадастровым <номер> (л.д. 100-101). Сумма выкупа в размере 43677 рублей 58 копеек полностью уплачена Селиверстовым А.В. (л.д. 67-68, 99), представлена выписка из ЕГРН в отношении земельного участка с кадастровым <номер> (л.д. 102-106, 107).
Исходя из вышеизложенного судом установлено, что истец и третье лицо являлись собственниками земельных участков с кадастровыми <номер> соответственно, разделенных землями, государственная собственность на которые не разграничена, на приобретение которых претендовала Мельникова В.Н., реализовав свое право путем обращения в Администрацию г.о.Серпухов с заявлением предоставлении государственной услуги «Перераспределение земель и (или) земельных участков, государственная собственность на которые не разграничена и земельных участков, находящихся в частной собственности». Данное заявление рассмотрено в установленном порядке; 26.08.2021 Администрацией городского округа Серпухов Московской области вынесено решение № Р001-4959054403-48167895 об отказе в предоставлении государственной услуги.
Данное решение было оспорено Мельниковой В.Н. в судебном порядке; решением Серпуховского городского суда Московской области от 11.11.2021 по административному делу № 2а-3074/2021 в удовлетворении иска отказано. Определением судебной коллегии Московского областного суда от 02.03.2022 указанное решение Серпуховского городского суда Московской области от 11.11.2021 оставлено без изменения, апелляционная жалоба Мельниковой В.Н. – без удовлетворения.
Истец в настоящем иске ссылается на нарушение ответчиком положений Земельного кодекса РФ, в частности пп.7 п.9 ст.39.29, поскольку оспариваемое постановление от 27.12.2021 №6488-П было вынесено до вступления в законную силу решения суда по административному делу №2а-3074/2021.
Суд находит указанные доводы стороны истца не состоятельными по следующим основаниям.
Согласно ст.11 Земельного кодекса РФ к полномочиям органов местного самоуправления в области земельных отношений относятся резервирование земель, изъятие земельных участков для муниципальных нужд, установление с учетом требований законодательства Российской Федерации правил землепользования и застройки территорий городских и сельских поселений, территорий других муниципальных образований, разработка и реализация местных программ использования и охраны земель, а также иные полномочия на решение вопросов местного значения в области использования и охраны земель.
Органами местного самоуправления осуществляются управление и распоряжение земельными участками, находящимися в муниципальной собственности.
В соответствии с пунктом 1 статьи 11.2 Земельного кодекса Российской Федерации земельные участки образуются при разделе, объединении, перераспределении земельных участков или выделе из земельных участков, а также из земель, находящихся в государственной или муниципальной собственности.
Как следует из пункта 3 статьи 11.7 Земельного кодекса Российской Федерации перераспределение земель и (или) земельных участков, находящихся в государственной или муниципальной собственности, между собой и таких земель и (или) земельных участков и земельных участков, находящихся в частной собственности, осуществляется в случаях и в порядке, которые предусмотрены главой V.4 данного Кодекса.
Перераспределение земель и (или) земельных участков, находящихся в государственной или муниципальной собственности, и земельных участков, находящихся в частной собственности, осуществляется на основании соглашения между уполномоченными органами и собственниками земельных участков, и в соответствии с утвержденным проектом межевания территории либо при отсутствии такого проекта в соответствии с утвержденной схемой расположения земельного участка. При этом указанное соглашение должно содержать сведения о возникновении права государственной или муниципальной собственности и (или) права частной собственности на образуемые земельные участки (пункты 2, 3 статьи 39.28 ЗК РФ).
В целях заключения соглашения о перераспределении земель и (или) земельных участков, находящихся в государственной или муниципальной собственности, и земельных участков, находящихся в частной собственности, гражданин или юридическое лицо - собственники таких земельных участков обращаются с заявлением о перераспределении земель и (или) земельных участков, находящихся в государственной или муниципальной собственности, и земельных участков, находящихся в частной собственности, в уполномоченный орган (пункт 1 статьи 39.29 Земельного кодекса РФ).
В соответствии с пунктом 8 статьи 39.29 Земельного кодекса Российской Федерации в срок не более чем тридцать дней со дня поступления заявления о перераспределении земельных участков уполномоченный орган по результатам его рассмотрения совершает одно из следующих действий: принимает решение об утверждении схемы расположения земельного участка и направляет это решение с приложением указанной схемы заявителю; направляет заявителю согласие на заключении соглашения о перераспределении земельных участков в соответствии с утвержденным проектом межевания территории; принимает решение об отказе в заключении соглашения о перераспределении земельных участков при наличии оснований, предусмотренных пунктом 9 статьи 29.29 Земельного кодекса Российской Федерации.
Решение об отказе в заключении соглашения о перераспределении земельных участков должно быть обоснованным и содержать указание на все основания отказа (пункт 10 статьи 39.29 Земельного кодекса Российской Федерации).
Пунктами 9 и 14 статьи 39.29 Земельного кодекса Российской Федерации предусмотрен исчерпывающий перечень оснований для принятия уполномоченным органом решения об отказе в заключении соглашения о перераспределении земельных участков, в числе прочих к таким основаниям относится: образование земельного участка или земельных участков предусматривается путем перераспределения земельного участка, находящегося в частной собственности, и земель и (или) земельных участков, которые находятся в государственной или муниципальной собственности и в отношении которых подано заявление о предварительном согласовании предоставления земельного участка или заявление о предоставлении земельного участка и не принято решение об отказе в этом предварительном согласовании или этом предоставлении (пп. 7 п.9 ЗК РФ).
Постановлением Главы городского округа Серпухов Московской области от 06.02.2019 № 429 «Об утверждении Порядка предоставления государственной услуги «Перераспределение земель и (или) земельных участков, государственная собственность на которые не разграничена, и земельных участков, находящихся в частной собственности» на территории городского округа Серпухов Московской области и признании утратившим силу постановления Главы городского округа Серпухов Московской области от 13.12.2017 № 2735» утвержден Порядок предоставления государственной услуги «Перераспределение земель и (или) земельных участков, государственная собственность на которые не разграничена, и земельных участков, находящихся в частной собственности» на территории городского округа Серпухов Московской области.
В соответствии с п.1 Постановления предоставление государственной услуги «Перераспределение земель и (или) земельных участков, государственная собственность на которые не разграничена, и земельных участков, находящихся в частной собственности» на территории городского округа Серпухов Московской области осуществляется администрацией городского округа Серпухов Московской области (далее - Администрация) в соответствии с административным Регламентом предоставления государственной услуги «Перераспределение земель и (или) земельных участков, государственная собственность на которые не разграничена, и земельных участков, находящихся в частной собственности», утвержденным распоряжением Министерства имущественных отношений Московской области от 26 декабря 2018 года N 15ВР-1816.
В ходе судебного разбирательства установлено, что Администрацией г.о.Серпухов в пределах своих полномочий, с соблюдением установленного порядка было вынесено решение от 26.08.2021 № Р001-4959054403-48167895 об отказе в предоставлении государственной услуги «Перераспределение земель и (или) земельных участков, государственная собственность на которые не разграничена и земельных участков, находящихся в частной собственности».
Оспариваемое постановление от 27.12.2021 №6488-П вынесено ответчиком по результатам рассмотрения заявления Селиверстова А.В. от 09.12.2021.
Анализируя представленные сторонами доказательства, оценивая их в совокупности и взаимосвязи, суд приходит к выводу, что на момент рассмотрения заявления Селиверстова А.В. от 09.12.2021 в отношении присоединяемого земельного участка было принято решение об отказе Мельниковой В.Н. в перераспределении принадлежащего ей земельного участка и земельного участка, государственная собственность на который не разграничена.
С учетом того обстоятельства, что присоединенный Селиверстовым А.В. земельный участок находился в неразграниченной собственности государства, у Мельниковой В.Н. не возникло приоритетного права на его приобретение, с учетом ранее вынесенного решения об отказе в предоставлении государственной услуги «Перераспределение земель и (или) земельных участков, государственная собственность на которые не разграничена и земельных участков, находящихся в частной собственности».
Таким образом, заявленные Мельниковой В.Н. требования о признании недействительным Постановления Администрации городского округа Серпухов Московской области от 27.12.2021 №6488-П «Об утверждении схемы расположения земельного участка на кадастровом плане территории, расположенного по <адрес> в целях заключения соглашения о перераспределении земель, государственная собственность на которые не разграничена, и земельного участка, находящегося в частной собственности», суд находит не подлежащими удовлетворению, поскольку законных оснований для отказа Селиверстову А.В. в заключении соглашения о перераспределении земельного участка площадью 115 кв.м не имелось.
Поскольку судом отказано в признании недействительным Постановления Администрации городского округа Серпухов Московской области от 27.12.2021 №6488-П «Об утверждении схемы расположения земельного участка на кадастровом плане территории, расположенного по <адрес>, в целях заключения соглашения о перераспределении земель, государственная собственность на которые не разграничена, и земельного участка, находящегося в частной собственности»; то не имеется оснований для удовлетворения требований об обязании снять с кадастрового учета принадлежащий Селиверстову Алексею Владимировичу земельный участок с кадастровым <номер>, образованный в результате перераспределения.
Руководствуясь ст.ст.194-199 ГПК РФ, суд
Р Е Ш И Л :
░ ░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░ ░░░░ ░░░░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░ ░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░░ 27.12.2021 №6488-░ «░░ ░░░░░░░░░░░ ░░░░░ ░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░░ ░░░░░░░░░░░ ░░░░░ ░░░░░░░░░░, ░░░░░░░░░░░░░░ ░░ ░░░░░░<░░░░░>, ░ ░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░, ░░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░ ░░ ░░░░░░░ ░░ ░░░░░░░░░░░░, ░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░, ░░░░░░░░░░░░ ░ ░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░»; ░░░░░░░░ ░░░░░ ░ ░░░░░░░░░░░░ ░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░░░ <░░░░░>, ░░░░░░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░░░░░ – ░░░░░░░░.
░░░░░░░ ░░░░░ ░░░░ ░░░░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░ ░░░░░ ░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░ ░░░░░░░ ░░░░░░ ░░ ░░░ ░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░░░░ ░ ░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░.
░░░░░░░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░: ░.░.░░░░░░░░
░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ 30.06.2022