Дело № 2а-624/2021
РЕШЕНИЕ
Именем Российской Федерации
28 января 2021 года г. Тверь
Заволжский районный суд г. Твери в составе председательствующего судьи Дёминой Н.В., при помощнике судьи Красиковой Е.В.,
рассмотрев в открытом судебном заседании административное дело по административному исковому заявлению Межрайонной ИФНС России № 12 по Тверской области к Смирнову Н.П. о взыскании обязательных платежей и санкций,
установил:
Межрайонная ИФНС России № 12 по Тверской области обратилась в суд с административным исковым заявлением к Смирнову Н.П., просила взыскать с административного ответчика задолженность по транспортному налогу в размере 6698 руб. 84 коп., в том числе налог в размере 5190 руб., пени - 1508 руб. 84 коп. До настоящего времени оплата недоимки и пеней в бюджет не произведена. В обоснование заявленных требований административный истец указал, что принятые меры по взысканию задолженности отсутствуют, ссылаясь на ст. 48, 59 НК РФ, Межрайонная ИФНС России № 12 по Тверской области просила восстановить пропущенный процессуальный срок для обращения с иском в суд, взыскать с административного ответчика задолженность в общей сумме 6698 руб. 84 коп.
В судебное заседание представитель административного истца, надлежащим образом извещенный о дате, времени и месте его проведения, не явился.
Судебная корреспонденция, направленная по месту жительства административного ответчика, вернулась в суд с отметкой об истечении срока хранения.
С учетом требований ч. 2 ст. 289 КАС РФ, полагаю возможным рассмотреть дело в отсутствие неявившихся лиц.
Суд, исследовав материалы дела, приходит к следующим выводам.
В соответствии с частью 1 статьи 286 КАС РФ органы государственной власти, иные государственные органы, органы местного самоуправления, другие органы, наделенные в соответствии с федеральным законом функциями контроля за уплатой обязательных платежей (далее - контрольные органы), вправе обратиться в суд с административным исковым заявлением о взыскании с физических лиц денежных сумм в счет уплаты установленных законом обязательных платежей и санкций, если у этих лиц имеется задолженность по обязательным платежам, требование контрольного органа об уплате взыскиваемой денежной суммы не исполнено в добровольном порядке или пропущен указанный в таком требовании срок уплаты денежной суммы и федеральным законом не предусмотрен иной порядок взыскания обязательных платежей и санкций.
Согласно п. 4 ст. 57 НК РФ в случаях, когда расчет налога производится налоговым органом, обязанность по уплате налога возникает не ранее даты получения налогового уведомления.
Согласно п. 4 ст. 58 НК РФ налогоплательщик обязан уплатить налог в течение одного месяца со дня получения налогового уведомления, если более продолжительный период времени для уплаты налога не указан в этом налоговом уведомлении.
Пунктом 1 ст. 48 НК РФ предусмотрено, что в случае неисполнения налогоплательщиком (плательщиком сборов) - физическим лицом, не являющимся индивидуальным предпринимателем (далее в настоящей статье - физическое лицо), в установленный срок обязанности по уплате налога, сбора, пеней, штрафов налоговый орган (таможенный орган), направивший требование об уплате налога, сбора, пеней, штрафов (налоговый орган по месту жительства физического лица в случае снятия этого лица с учета в налоговом органе, направившем требование об уплате налога, сбора, пеней, штрафов), вправе обратиться в суд с заявлением о взыскании налога, сбора, пеней, штрафов за счет имущества, в том числе денежных средств на счетах в банке, электронных денежных средств, переводы которых осуществляются с использованием персонифицированных электронных средств платежа, и наличных денежных средств, данного физического лица в пределах сумм, указанных в требовании об уплате налога, сбора, пеней, штрафов, с учетом особенностей, установленных настоящей статьей.
В отличие от налогового уведомления согласно п. 2 ст. 69 НК РФ требование об уплате налога направляется налогоплательщику при наличии у него недоимки.
Выставление требования об уплате налога (сбора) является мерой принудительного характера, так как в силу ст. 48 НК РФ в пределах шести месяцев после истечения срока исполнения требования об уплате налога налоговой инспекции предоставлено право на взыскание недоимки и пени в судебном порядке.
Статьей 75 НК РФ установлено, что пеней признается установленная настоящей статьей денежная сумма, которую налогоплательщик должен выплатить в случае уплаты причитающихся сумм налогов или сборов, в том числе налогов, уплачиваемых в связи с перемещением товаров через таможенную границу Таможенного союза, в более поздние по сравнению с установленными законодательством о налогах и сборах сроки.
Сумма соответствующих пеней уплачивается помимо причитающихся к уплате сумм налога или сбора и независимо от применения других мер обеспечения исполнения обязанности по уплате налога или сбора, а также мер ответственности за нарушение законодательства о налогах и сборах.
Пеня начисляется за каждый календарный день просрочки исполнения обязанности по уплате налога или сбора, начиная со следующего за установленным законодательством о налогах и сборах дня уплаты налога или сбора, если иное не предусмотрено гл. 25 и 26.1 настоящего Кодекса.
Пеня за каждый день просрочки определяется в процентах от неуплаченной суммы налога или сбора.
Процентная ставка пени принимается равной одной трехсотой действующей в это время ставки рефинансирования Центрального банка Российской Федерации.
Пени уплачиваются одновременно с уплатой сумм налога и сбора или после уплаты таких сумм в полном объеме.
В силу названных положений налогового законодательства процедура принудительного взыскания недоимки и пеней проходит несколько взаимосвязанных этапов, наличие правовых оснований для взыскания обязательных платежей и санкций напрямую зависит от исполнения самим налоговым органом обязанности по расчету налога и направлению налогового уведомления, соответствующего установленной законом форме, для предоставления налогоплательщику возможности самостоятельно и правильно исполнить налоговую обязанность, а случае неисполнения обязанности по уплате налога в установленный срок – направления требования об уплате налога в установленном законом порядке. При этом размер взыскиваемых судом сумм не может превышать суммы налоговой недоимки и пени, указанных в требовании об уплате налога, с тем условием, что в налоговом требовании они рассчитаны верно.
В случаях, когда налогоплательщику налоговое уведомление, требование об уплате недоимки и пеней не направлялись, исковые требования о взыскании недоимки и пеней удовлетворению не подлежат.
Как установлено в судебном заседании, ответчик Смирнов Н.П. являлся плательщиком транспортного налога.
Согласно налоговому уведомлению № 152251164 от 12.01.2017 налоговым органом Смирнову Н.П. произведен расчет транспортного налога за 2015 г. в сумме 5190 руб.
Вместе с тем, сведений о направлении административному ответчику указанного налогового уведомления не представлено.
В силу ч. 1 ст. 70 НК РФ требование об уплате налога должно быть направлено налогоплательщику (ответственному участнику консолидированной группы налогоплательщиков) не позднее трех месяцев со дня выявления недоимки, если иное не предусмотрено настоящей статьей.
Как видно из приложенной к административному иску справки, задолженность административного ответчика по транспортному налогу составляет 6698 руб. 84 коп., в том числе налог - 5190 руб., пени – 1508 руб. 54 коп.
Из административного искового заявления следует, что налоговым органом требование об уплате недоимки и пеней в адрес налогоплательщика в соответствии со ст. 70 НК РФ не направлялось.
Межрайонная ИФНС России №12 по Тверской области обратилась к мировому судье с заявлением о взыскании со Смирнова Н.П. обязательных платежей и санкций.
Определением мирового судьи судебного участка № 65 Тверской области от 30.10.2019 в принятии заявления Межрайонной ИФНС России № 12 по Тверской области о вынесении судебного приказа о взыскании с Смирнова Н.П. обязательных платежей и санкций было отказано.
Статьей 48 НК РФ установлено, что заявление о взыскании подается в суд общей юрисдикции налоговым органом (таможенным органом) в течение шести месяцев со дня истечения срока исполнения требования об уплате налога, сбора, страховых взносов, пеней, штрафов, если иное не предусмотрено настоящим пунктом.
Вместе с тем, требование об уплате налога, пеней ответчику не направлялось.
В силу приведенных норм материального права, суд приходит к выводу о том, что административным истцом Межрайонной ИФНС России № 12 по Тверской области не был соблюден установленный нормами Налогового кодекса РФ порядок взыскания со Смирнова Н.П. недоимки по транспортному налогу и пеней.
Как установлено в судебном заседании, налоговым органом меры по взысканию с административного ответчика задолженности по транспортному налогу, установленные ст. 69, 70 НК РФ не применены, требование в адрес налогоплательщика не направлено, в результате чего пропущены сроки взыскания.
Обстоятельств, свидетельствующих об уважительности пропуска срока на обращение с иском в суд, в исковом заявлении не приведено, доказательств, подтверждающих уважительность пропуска срока на обращение в суд, не представлено.
Конституционный Суд Российской Федерации в определении от 22 марта 2012 года N 479-О-О указал, что принудительное взыскание налога за пределами сроков, установленных Налоговым кодексом Российской Федерации, не может осуществляться.
При таких обстоятельствах административные исковые требования удовлетворению не подлежат.
Руководствуясь ст. ст. 175, 180, 290 КАС РФ, суд
решил:
В удовлетворении требований административного искового заявления Межрайонной ИФНС России № 12 по Тверской области к Смирнову Н.П. о взыскании обязательных платежей и санкций отказать.
На решение может быть подана апелляционная жалоба в Тверской областной суд через Заволжский районный суд г. Твери в течение месяца с момента изготовления решения в окончательной форме.
Председательствующий . Н.В. Дёмина
Решение в окончательной форме изготовлено 28.01.2021
Дело № 2а-624/2021
РЕШЕНИЕ
Именем Российской Федерации
28 января 2021 года г. Тверь
Заволжский районный суд г. Твери в составе председательствующего судьи Дёминой Н.В., при помощнике судьи Красиковой Е.В.,
рассмотрев в открытом судебном заседании административное дело по административному исковому заявлению Межрайонной ИФНС России № 12 по Тверской области к Смирнову Н.П. о взыскании обязательных платежей и санкций,
установил:
Межрайонная ИФНС России № 12 по Тверской области обратилась в суд с административным исковым заявлением к Смирнову Н.П., просила взыскать с административного ответчика задолженность по транспортному налогу в размере 6698 руб. 84 коп., в том числе налог в размере 5190 руб., пени - 1508 руб. 84 коп. До настоящего времени оплата недоимки и пеней в бюджет не произведена. В обоснование заявленных требований административный истец указал, что принятые меры по взысканию задолженности отсутствуют, ссылаясь на ст. 48, 59 НК РФ, Межрайонная ИФНС России № 12 по Тверской области просила восстановить пропущенный процессуальный срок для обращения с иском в суд, взыскать с административного ответчика задолженность в общей сумме 6698 руб. 84 коп.
В судебное заседание представитель административного истца, надлежащим образом извещенный о дате, времени и месте его проведения, не явился.
Судебная корреспонденция, направленная по месту жительства административного ответчика, вернулась в суд с отметкой об истечении срока хранения.
С учетом требований ч. 2 ст. 289 КАС РФ, полагаю возможным рассмотреть дело в отсутствие неявившихся лиц.
Суд, исследовав материалы дела, приходит к следующим выводам.
В соответствии с частью 1 статьи 286 КАС РФ органы государственной власти, иные государственные органы, органы местного самоуправления, другие органы, наделенные в соответствии с федеральным законом функциями контроля за уплатой обязательных платежей (далее - контрольные органы), вправе обратиться в суд с административным исковым заявлением о взыскании с физических лиц денежных сумм в счет уплаты установленных законом обязательных платежей и санкций, если у этих лиц имеется задолженность по обязательным платежам, требование контрольного органа об уплате взыскиваемой денежной суммы не исполнено в добровольном порядке или пропущен указанный в таком требовании срок уплаты денежной суммы и федеральным законом не предусмотрен иной порядок взыскания обязательных платежей и санкций.
Согласно п. 4 ст. 57 НК РФ в случаях, когда расчет налога производится налоговым органом, обязанность по уплате налога возникает не ранее даты получения налогового уведомления.
Согласно п. 4 ст. 58 НК РФ налогоплательщик обязан уплатить налог в течение одного месяца со дня получения налогового уведомления, если более продолжительный период времени для уплаты налога не указан в этом налоговом уведомлении.
Пунктом 1 ст. 48 НК РФ предусмотрено, что в случае неисполнения налогоплательщиком (плательщиком сборов) - физическим лицом, не являющимся индивидуальным предпринимателем (далее в настоящей статье - физическое лицо), в установленный срок обязанности по уплате налога, сбора, пеней, штрафов налоговый орган (таможенный орган), направивший требование об уплате налога, сбора, пеней, штрафов (налоговый орган по месту жительства физического лица в случае снятия этого лица с учета в налоговом органе, направившем требование об уплате налога, сбора, пеней, штрафов), вправе обратиться в суд с заявлением о взыскании налога, сбора, пеней, штрафов за счет имущества, в том числе денежных средств на счетах в банке, электронных денежных средств, переводы которых осуществляются с использованием персонифицированных электронных средств платежа, и наличных денежных средств, данного физического лица в пределах сумм, указанных в требовании об уплате налога, сбора, пеней, штрафов, с учетом особенностей, установленных настоящей статьей.
В отличие от налогового уведомления согласно п. 2 ст. 69 НК РФ требование об уплате налога направляется налогоплательщику при наличии у него недоимки.
Выставление требования об уплате налога (сбора) является мерой принудительного характера, так как в силу ст. 48 НК РФ в пределах шести месяцев после истечения срока исполнения требования об уплате налога налоговой инспекции предоставлено право на взыскание недоимки и пени в судебном порядке.
Статьей 75 НК РФ установлено, что пеней признается установленная настоящей статьей денежная сумма, которую налогоплательщик должен выплатить в случае уплаты причитающихся сумм налогов или сборов, в том числе налогов, уплачиваемых в связи с перемещением товаров через таможенную границу Таможенного союза, в более поздние по сравнению с установленными законодательством о налогах и сборах сроки.
Сумма соответствующих пеней уплачивается помимо причитающихся к уплате сумм налога или сбора и независимо от применения других мер обеспечения исполнения обязанности по уплате налога или сбора, а также мер ответственности за нарушение законодательства о налогах и сборах.
Пеня начисляется за каждый календарный день просрочки исполнения обязанности по уплате налога или сбора, начиная со следующего за установленным законодательством о налогах и сборах дня уплаты налога или сбора, если иное не предусмотрено гл. 25 и 26.1 настоящего Кодекса.
Пеня за каждый день просрочки определяется в процентах от неуплаченной суммы налога или сбора.
Процентная ставка пени принимается равной одной трехсотой действующей в это время ставки рефинансирования Центрального банка Российской Федерации.
Пени уплачиваются одновременно с уплатой сумм налога и сбора или после уплаты таких сумм в полном объеме.
В силу названных положений налогового законодательства процедура принудительного взыскания недоимки и пеней проходит несколько взаимосвязанных этапов, наличие правовых оснований для взыскания обязательных платежей и санкций напрямую зависит от исполнения самим налоговым органом обязанности по расчету налога и направлению налогового уведомления, соответствующего установленной законом форме, для предоставления налогоплательщику возможности самостоятельно и правильно исполнить налоговую обязанность, а случае неисполнения обязанности по уплате налога в установленный срок – направления требования об уплате налога в установленном законом порядке. При этом размер взыскиваемых судом сумм не может превышать суммы налоговой недоимки и пени, указанных в требовании об уплате налога, с тем условием, что в налоговом требовании они рассчитаны верно.
В случаях, когда налогоплательщику налоговое уведомление, требование об уплате недоимки и пеней не направлялись, исковые требования о взыскании недоимки и пеней удовлетворению не подлежат.
Как установлено в судебном заседании, ответчик Смирнов Н.П. являлся плательщиком транспортного налога.
Согласно налоговому уведомлению № 152251164 от 12.01.2017 налоговым органом Смирнову Н.П. произведен расчет транспортного налога за 2015 г. в сумме 5190 руб.
Вместе с тем, сведений о направлении административному ответчику указанного налогового уведомления не представлено.
В силу ч. 1 ст. 70 НК РФ требование об уплате налога должно быть направлено налогоплательщику (ответственному участнику консолидированной группы налогоплательщиков) не позднее трех месяцев со дня выявления недоимки, если иное не предусмотрено настоящей статьей.
Как видно из приложенной к административному иску справки, задолженность административного ответчика по транспортному налогу составляет 6698 руб. 84 коп., в том числе налог - 5190 руб., пени – 1508 руб. 54 коп.
Из административного искового заявления следует, что налоговым органом требование об уплате недоимки и пеней в адрес налогоплательщика в соответствии со ст. 70 НК РФ не направлялось.
Межрайонная ИФНС России №12 по Тверской области обратилась к мировому судье с заявлением о взыскании со Смирнова Н.П. обязательных платежей и санкций.
Определением мирового судьи судебного участка № 65 Тверской области от 30.10.2019 в принятии заявления Межрайонной ИФНС России № 12 по Тверской области о вынесении судебного приказа о взыскании с Смирнова Н.П. обязательных платежей и санкций было отказано.
Статьей 48 НК РФ установлено, что заявление о взыскании подается в суд общей юрисдикции налоговым органом (таможенным органом) в течение шести месяцев со дня истечения срока исполнения требования об уплате налога, сбора, страховых взносов, пеней, штрафов, если иное не предусмотрено настоящим пунктом.
Вместе с тем, требование об уплате налога, пеней ответчику не направлялось.
В силу приведенных норм материального права, суд приходит к выводу о том, что административным истцом Межрайонной ИФНС России № 12 по Тверской области не был соблюден установленный нормами Налогового кодекса РФ порядок взыскания со Смирнова Н.П. недоимки по транспортному налогу и пеней.
Как установлено в судебном заседании, налоговым органом меры по взысканию с административного ответчика задолженности по транспортному налогу, установленные ст. 69, 70 НК РФ не применены, требование в адрес налогоплательщика не направлено, в результате чего пропущены сроки взыскания.
Обстоятельств, свидетельствующих об уважительности пропуска срока на обращение с иском в суд, в исковом заявлении не приведено, доказательств, подтверждающих уважительность пропуска срока на обращение в суд, не представлено.
Конституционный Суд Российской Федерации в определении от 22 марта 2012 года N 479-О-О указал, что принудительное взыскание налога за пределами сроков, установленных Налоговым кодексом Российской Федерации, не может осуществляться.
При таких обстоятельствах административные исковые требования удовлетворению не подлежат.
Руководствуясь ст. ст. 175, 180, 290 КАС РФ, суд
решил:
В удовлетворении требований административного искового заявления Межрайонной ИФНС России № 12 по Тверской области к Смирнову Н.П. о взыскании обязательных платежей и санкций отказать.
На решение может быть подана апелляционная жалоба в Тверской областной суд через Заволжский районный суд г. Твери в течение месяца с момента изготовления решения в окончательной форме.
Председательствующий . Н.В. Дёмина
Решение в окончательной форме изготовлено 28.01.2021