Судья Иванов Д.Н. Дело № 33а-288/2017
АПЕЛЛЯЦИОННОЕ ОПРЕДЕЛЕНИЕ
21 февраля 2017 года г. Смоленск
Судебная коллегия по административным делам Смоленского областного суда в составе:
председательствующего Ивановой О.А.,
судей Савушкиной О.С., Холиковой Е.А.
при секретаре Соломахиной О.А.
рассмотрела в открытом судебном заседании дело по апелляционной жалобе прокурора Ленинского района г. Смоленска на решение Ленинского районного суда г. Смоленска от 28 октября 2016 года.
Заслушав доклад судьи Савушкиной О.С., объяснения представителя административного ответчика - прокурора Накцеву И.С. в поддержание доводов апелляционной жалобы, возражения представителя административного истца Кравчука А.И. относительно доводов апелляционной жалобы, судебная коллегия
установила:
Областное государственное автономное учреждение культуры «Смоленская областная филармония» обратилось в суд с административным иском к прокуратуре Ленинского района г. Смоленска о признании незаконным и отмене представления № 33-189в-16 от 30.08.2016 об устранении нарушения требований законодательства о противодействии коррупции и трудового законодательства, а именно: о расторжении трудового договора № 114 от 14.07.2016, заключенного с <данные изъяты> ОГАУК «Смоленская областная филармония» Р.О.К., рассмотрении вопроса о привлечении к дисциплинарной ответственности лиц, по вине которых допущено нарушение требований законодательства, поскольку исполнение возложенных на Р.О.К. обязанностей не связано с коррупционными рисками и не может повлечь коллизии публичных и частных интересов с прежней занимаемой ею должностью на государственной гражданской службе – начальника <данные изъяты>.
В судебном заседании представитель административного истца ОГАУК «Смоленская областная филармония» Кравчук А.И. требования поддержал.
Представитель прокуратуры Ленинского района г. Смоленска Накцева И.С. требования не признала, полагала оспариваемое представление законным и обоснованным, вынесенным в соответствии с нормами действующего законодательства.
Решением Ленинского районного суда г. Смоленска от 28 октября 2016 года административный иск удовлетворен.
В апелляционной жалобе прокурор Ленинского района г. Смоленска просит суд отменить решение и принять новое – об отказе в удовлетворении заявленных требований, ссылаясь на нарушение судом норм материального и процессуального права.
В силу ч. 2 ст. 306 КАС РФ суд апелляционной инстанции извещает лиц, участвующих в деле, о времени и месте рассмотрения жалобы в апелляционном порядке.
Согласно ч. 1 ст. 308 КАС РФ суд апелляционной инстанции рассматривает административное дело в полном объеме и не связан основаниями и доводами, изложенными в апелляционной жалобе, представлении и возражениях относительно жалобы, представления.
Проверив материалы дела, обсудив доводы апелляционной жалобы, судебная коллегия не находит оснований для отмены обжалуемого решения в силу следующего.
В соответствии с ч. 1 ст. 218 КАС РФ гражданин, организация, иные лица могут обратиться в суд с требованиями об оспаривании решений, действий (бездействия) органа государственной власти, органа местного самоуправления, иного органа, организации, наделенных отдельными государственными или иными публичными полномочиями, должностного лица, государственного или муниципального служащего, если полагают, что нарушены или оспорены их права, свободы и законные интересы, созданы препятствия к осуществлению их прав, свобод и реализации законных интересов или на них незаконно возложены какие-либо обязанности.
Как указано в п. 1 ч. 2 ст. 227 КАС РФ, по результатам рассмотрения административного дела об оспаривании решения, действия (бездействия) органа, организации, лица, наделенных государственными или иными публичными полномочиями, судом может быть принято решение об удовлетворении полностью или в части заявленных требований о признании оспариваемых решения, действия (бездействия) незаконными, если суд признает их не соответствующими нормативным правовым актам и нарушающими права, свободы и законные интересы административного истца.
В силу п. 3 ст. 22 Федерального закона от 17.01.1992 N 2202-1 «О прокуратуре Российской Федерации» прокурор или его заместитель в случае установления факта нарушения закона органами и должностными лицами, указанными в п.1 ст. 21 настоящего Федерального закона, вносит представление об устранении нарушений закона.
Пунктом 1 ст. 24 Федерального закона от 17.01.1992 N 2202-1 «О прокуратуре Российской Федерации» установлено, что представление об устранении нарушений закона вносится прокурором или его заместителем в орган или должностному лицу, которые полномочны устранить допущенные нарушения, и подлежит безотлагательному рассмотрению. В течение месяца со дня внесения представления должны быть приняты конкретные меры по устранению допущенных нарушений закона, их причин и условий, им способствующих; о результатах принятых мер должно быть сообщено прокурору в письменной форме.
Как установлено судом первой инстанции и следует из материалов дела, распоряжением губернатора Смоленской области от 01.07.2014 Р.О.К. была назначена на должность начальника <данные изъяты>.
Указанная должность является высшей должностью государственной гражданской службы Смоленской области категории «Б».
26.02.2016 на основании распоряжения губернатора Смоленской области Корсак О.И. была уволена с указанной должности по собственному желанию в связи с выходом на пенсию.
14.07.2016 на основании приказа и.о. директора ОГАУК «Смоленская областная филармония» Р.О.К. была принята на должность <данные изъяты>, с ней заключен трудовой договор № 114 от 14.07.2016.
При проведении проверки прокуратуры было установлено, что при трудоустройстве в ОГАУК «Смоленская областная филармония» Р.О.К. в нарушение ч. 1 ст. 12 Федерального закона от 25.12.2008 № 273-ФЗ «О противодействии коррупции» не получила обязательное согласие комиссии по соблюдению требований к служебному поведению государственных гражданских служащих Смоленской области и урегулированию конфликта интересов, чем ОГАУК «Смоленская областная филармония» нарушило правила заключения с ней трудового договора, и в нарушение ч. 4 ст. 12 указанного закона ОГАУК «Смоленская областная филармония» уведомило о приеме на работу Р.О.К. ненадлежащий орган – Департамент <данные изъяты>, тогда как начальник Департамента назначается и освобождается от должности губернатором Смоленской области.
По результатам указанной проверки прокурор внес 30.09.2016 в адрес ОГАУК «Смоленская областная филармония» представление от 30.08.2016, содержащее требование о безотлагательном рассмотрении представления и принятии организационных и иных мер к устранению допущенных нарушений законодательства о противодействии коррупции, а также причин и условий им способствующих, а именно расторжении трудового договора № 114 от 14.07.2016 с Р.О.К., принятой на должность <данные изъяты> ОГАУК «Смоленская областная филармония»; рассмотрении вопроса о привлечении к дисциплинарной ответственности лиц, по вине которых допущено нарушение требований законодательства.
Как указано в ч. 1 ст. 12 Федерального закона от 25 декабря 2008 года N 273-ФЗ "О противодействии коррупции" гражданин, замещавший должность государственной или муниципальной службы, включенную в перечень, установленный нормативными правовыми актами Российской Федерации, в течение двух лет после увольнения с государственной или муниципальной службы имеет право замещать на условиях трудового договора должности в организации и (или) выполнять в данной организации работы (оказывать данной организации услуги) в течение месяца стоимостью более ста тысяч рублей на условиях гражданско-правового договора (гражданско-правовых договоров), если отдельные функции государственного, муниципального (административного) управления данной организацией входили в должностные (служебные) обязанности государственного или муниципального служащего, с согласия соответствующей комиссии по соблюдению требований к служебному поведению государственных или муниципальных служащих и урегулированию конфликта интересов.
В ч. 4 приведенной статьи указано, что работодатель при заключении трудового или гражданско-правового договора на выполнение работ (оказание услуг), указанного в части 1 настоящей статьи, с гражданином, замещавшим должности государственной или муниципальной службы, перечень которых устанавливается нормативными правовыми актами Российской Федерации, в течение двух лет после его увольнения с государственной или муниципальной службы обязан в десятидневный срок сообщать о заключении такого договора представителю нанимателя (работодателю) государственного или муниципального служащего по последнему месту его службы в порядке, устанавливаемом нормативными правовыми актами Российской Федерации.
Пунктом 1 Приложения № 1 к областному закону от 29.09.2009 № 91-з «О представлении гражданами, претендующими на замещение государственных должностей Смоленской области должностей государственной гражданской службы Смоленской области, и лицами, замещающими государственные должности Смоленской области, государственными гражданскими служащими Смоленской области сведений о своих доходах, об имуществе и обязательствах имущественного характера, а также сведений о доходах, об имуществе и обязательствах имущественного характера, а также сведений о доходах, об имуществе и обязательствах имущественного характера своих супруги (супруга) и несовершеннолетних детей» предусмотрено, что в установленный ч. 1 ст. 12 Федерального закона от 25 декабря 2008 года N 273-ФЗ "О противодействии коррупции" Перечень входят должности государственной гражданской службы Смоленской области, отнесенные в соответствии с областным законом от 3 мая 2005 года N 29-з "О государственных должностях Смоленской области и о государственной гражданской службе Смоленской области" реестром государственных должностей Смоленской области, должностей государственной гражданской службы Смоленской области к категориям должностей государственной гражданской службы Смоленской области "руководители" и "помощники (советники)".
Пунктом 1 статьи 12 Конвенции ООН против коррупции (прин. в городе Нью-Йорке 31 октября 2003 года Резолюцией 58/4 на 51 пленарном заседании 58 сессии Генеральной Ассамблеи ООН) предусмотрена обязанность каждого государства-участника по принятию мер в соответствии с основополагающими принципами своего внутреннего законодательства по предупреждению коррупции в частном секторе.
Согласно подпункту "e" пункта 2 статьи 12 Конвенции ООН против коррупции в целях предупреждения возникновения коллизии публичных и частных интересов государства вправе устанавливать ограничения в надлежащих случаях и на разумный срок в отношении профессиональной деятельности бывших публичных должностных лиц или в отношении работы публичных должностных лиц в частном секторе после их выхода в отставку или на пенсию, когда такая деятельность или работа прямо связана с функциями, которые такие публичные должностные лица выполняли в период их нахождения в должности или за выполнением которых они осуществляли надзор.
Анализ приведенных положений Конвенции ООН против коррупции, части 4 ст. 12 Федерального закона "О противодействии коррупции" в их взаимосвязи указывает на то, что ограничения, налагаемые на гражданина, замещавшего должность государственной или муниципальной службы, при заключении им трудового или гражданско-правового договора, установлены в целях устранения коллизии публичных и частных интересов. Данные ограничения, как и обязанность работодателя при заключении трудового договора с гражданином, замещавшим ранее должности государственной или муниципальной службы, сообщать о заключении такого договора представителю нанимателя (работодателю) государственного или муниципального служащего по последнему месту его службы, направлены на соблюдение специальных правил трудоустройства бывших государственных и муниципальных служащих в коммерческие и некоммерческие организации.
По факту выявленных при заключении трудового договора с Р.О.К. нарушений ч. 4 ст. 12 Федерального закона от 25.12.2008 № 273-ФЗ «О противодействии коррупции» (уведомление о приеме на работу Р.О.К. ненадлежащего органа) прокурор возбудил в отношении исполняющего обязанности директора ОГАУК «Смоленская областная филармония» Д.И.М. дело об административном правонарушении, предусмотренном статьей 19.29 КоАП РФ, предусматривающей ответственность за привлечение работодателем либо заказчиком работ (услуг) к трудовой деятельности на условиях трудового договора либо к выполнению работ или оказанию услуг на условиях гражданско-правового договора государственного или муниципального служащего, замещающего должность, включенную в перечень, установленный нормативными правовыми актами, либо бывшего государственного или муниципального служащего, замещавшего такую должность, с нарушением требований, предусмотренных Федеральным законом от 25 декабря 2008 года N 273-ФЗ "О противодействии коррупции".
Постановлением и.о. мирового судьи судебного участка № 8 в г. Смоленске от 30 сентября 2016 года, вступившим в законную силу 11 октября 2016 года (л.д. 56-59), производство по делу об административном правонарушении, предусмотренном ст. 19.29 КоАП РФ, в отношении и.о. директора ОГАУК «Смоленская областная филармония» Д.И.М. прекращено в связи с отсутствием в действиях должностного лица состава административного правонарушения.
В соответствии с ч. 3 ст. 64 КАС РФ вступившие в законную силу приговор суда по уголовному делу, иные постановления суда по этому делу и постановления суда по делу об административном правонарушении являются обязательными для суда, рассматривающего административное дело об административно-правовых последствиях действий лица, в отношении которого вынесены приговор и постановления суда, только по вопросам о том, имели ли место определенные действия и совершены ли они этим лицом.
Удовлетворяя заявленные ОГАУК «Смоленская областная филармония» требования, суд первой инстанции с учетом установленных по делу обстоятельств, правильно применил приведенную норму процессуального закона, так как принятое мировым судьей постановление по делу об административном правонарушении в отношении и.о. директора ОГАУК «Смоленская областная филармония» в силу ч. 3 ст. 64 КАС РФ имеет преюдициальное значение для вывода о незаконности оспариваемого представления прокурора, поскольку содержит правовую оценку того, что исполнение Р.О.К. должностных обязанностей – <данные изъяты> в ОГАУК «Смоленская областная филармония» не связано с коррупционными рисками и не может повлечь коллизии публичных и частных интересов с прежней занимаемой ею должностью государственной гражданской службы Смоленской области.
Доводы апелляционной жалобы судебной коллегией отклоняются, поскольку они направлены на переоценку указанного вывода мирового судьи, тогда как в порядке, установленном Кодексом РФ об административных правонарушениях, постановление прокурором не опротестовано.
В силу содержащегося в постановлении мирового судьи вывода несостоятелен и довод жалобы о том, что и.о. директора ОГАУК «Смоленская областная филармония» не вменялось совершение административного правонарушения, выразившегося в незаконном привлечении работника к трудовой деятельности, и поэтому не имеется оснований для освобождения учреждения от исполнения обязанности, предусмотренной ч. 1 ст. 12 Федерального закона «О противодействии коррупции».
С учетом изложенного, решение суда является законным и обоснованным, отмене по доводам жалобы не подлежит.
Руководствуясь статьями 309, 311 КАС РФ, судебная коллегия
определила:
решение Ленинского районного суда г. Смоленска от 28 октября 2016 года оставить без изменения, а апелляционную жалобу прокурора Ленинского района г. Смоленска – без удовлетворения.
Председательствующий
Судьи