РЕШЕНИЕ
Именем Российской Федерации
дело № 2-31/2020
г. Зима 16 января 2020 г.
Зиминский городской суд Иркутской области в составе судьи Гоголь Ю.Н., при секретаре судебного заседания Тихоновой Л.М., с участием истца Петровой Л.В., представителя ответчика ОГКУ «Центр занятости населения <адрес>» С.О.В., рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по исковому заявлению Петровой Л.В. к ОГКУ «Центр занятости населения <адрес>» о возложении обязанности по выдаче предложения о назначении досрочной страховой пенсии по старости,
установил:
Петрова Л.В. обратилась в суд с иском к ОГКУ «Центр занятости населения <адрес>» о возложении обязанности по выдаче предложения о назначении досрочной страховой пенсии по старости.
В обоснование иска указано, что ранее она была трудоустроена в почтовое отделение п. Центральный Хазан Зиминского <адрес>, однако в 2017 г. трудовые отношения с ней были прекращены по причине сокращения занимаемой ею должности. После увольнения она своевременно обратилась в ЦЗН <адрес>, с **.**.** признана безработной и по настоящее время состоит на учете в ЦЗН <адрес>. По настоящее время она не трудоустроена. **.**.** ей исполнилось 53 года, а соответственно у нее возникло право на получение досрочной страховой пенсии. В установленный законом срок она обратилась с соответствующим заявлением в Центр занятости населения <адрес> по месту учета. Однако ей было отказано в назначении досрочной пенсии со ссылкой на произошедшие изменения в законодательстве, а именно увеличение пенсионного возраста. С её стороны были соблюдены все условия, предусмотренные ст.32 Закона «О занятости населения в Российской Федерации» для оформления органами службы занятости предложения. Считает, что согласно ранее действующей редакции Федерального закона о страховых пенсиях, право на досрочную пенсию в связи с увольнением по сокращению штатов у нее возникло в 53 года. Петрова Л.В. просит обязать ОГКУ «Центр занятости населения <адрес>» выдать ей предложение для Управления Пенсионного фонда Российской Федерации в <адрес> (межрайонное) о назначении досрочной страховой пенсии по старости.
Истец Петрова Л.В. в судебном заседании исковые требования поддержала по основаниям, изложенным в иске, просила их удовлетворить, пояснив, что **.**.** с ней были прекращены трудовые отношения по причине сокращения занимаемой ею должности. **.**.** она встала на учет в Центр занятости населения <адрес>, до настоящего времени она не трудоустроена. **.**.** ей исполнилось 53 года, соответственно, у неё возникло право на получение досрочной страховой пенсии по предложению Центра занятости, так как пенсия по предложению Центра занятости может назначаться досрочно, но не ранее, чем за два года до наступления соответствующего возраста. Допускает, что поскольку в 2019 г. установленный пенсионный возраст увеличен на полгода, то есть он становится в значении 55,5 лет для женщин, в связи с этим предложение для оформления досрочной пенсии может быть ей предоставлено в 53,5 лет, то есть в январе 2020 <адрес> оснований для назначения ей досрочной трудовой пенсии не имеется.
Представитель ответчика ОГКУ «Центр занятости населения <адрес>» С.О.В., действующая на основании доверенности от **.**.**, в судебном заседании исковые требования не признала по основаниям, изложенным в письменных возражениях, указав, что Петрова Л.В. была уволена по сокращению штата сотрудников организации **.**.**, состоит на регистрационном учете в Центре занятости населения в качестве безработной с **.**.** с назначением пособия по безработице на срок с **.**.** по **.**.**, с учетом положений, предусмотренных п. 2 ст. 34.2 Закона РФ от **.**.** № «О занятости населения в Российской Федерации». Учитывая п.2 ст.32 Закона о занятости, обязательными условиями для выдачи органом службы занятости предложения о направлении на досрочную пенсию являются, в том числе: 1) увольнение гражданина в связи с ликвидацией организации либо прекращением деятельности индивидуальным предпринимателем, сокращением численности или штата работников организации, индивидуального предпринимателя; 2) недостижение пенсионного возраста, но не ранее чем за два года до наступления соответствующего возраста; 3) наличие страхового стажа продолжительностью не менее 25 и 20 лет для мужчин и женщин соответственно либо указанного страхового стажа и необходимого стажа работы на соответствующих видах работ, дающих право на досрочное назначение страховой пенсии по старости в соответствии с Законом о страховых пенсиях; 4) отсутствие возможности трудоустройства. Для назначения пенсии лицам, у которых право на страховую пенсию возникает в 2019 - 2022 годах, предусмотрен переходный период (приложение 6 к Федеральному закону № 400-ФЗ). С учетом указанных переходных положений, право на страховую пенсию у Петровой Л.В. возникнет не ранее **.**.** (дата рождения **.**.** + 55 лет + 36 мес. = **.**.**). Данный факт подтверждается письмом Государственного учреждения - отделения Пенсионного фонда Российской Федерации по <адрес> от **.**.** № ИП-14362. Таким образом, возможность выдачи предложения для оформления досрочной пенсии может быть рассмотрена Центром занятости населения не ранее чем за два года до наступления срока выхода на пенсию, т.е. не ранее **.**.**, при соблюдении всех условий, определенных Законом о занятости. Довод истца о возникновении у нее права на назначение досрочной пенсии по предложению органов службы занятости в связи с тем, что она была уволена по сокращению штата в 2017 г., когда Федеральным законом № 400-ФЗ (в редакции, действовавшей на момент увольнения) пенсионный возраст для женщин составлял 55 лет, основан па неверном толковании норм материального права. Кроме того, норма п.2 ст.32 Закона о занятости не налагает на органы службы занятости обязанности выдавать гражданам предложения о направлении на досрочную пенсию, а только предоставляет право делать это при соблюдении определенных условий. В связи с чем представитель ответчика С.О.В. просила в удовлетворении исковых требований отказать.
Представитель 3-го лица Министерства труда и занятости <адрес> Х.О.П., действующая на основании доверенности от **.**.**, в судебное заседание не явилась, представила ходатайство о рассмотрении дела в её отсутствие, а также письменные возражения, в которых просила отказать в удовлетворении исковых требований по доводам, аналогичным позиции представителя ответчика.
Представитель 3-го лица - ГУ- Управление Пенсионного фонда РФ в г.Саянске Иркутской области (межрайонное) В.В.М., действующая на основании доверенности от **.**.**, в судебное заседание не явилась, о месте и времени его проведения была уведомлена надлежащим образом, что подтверждается распиской. Ранее в предварительном судебном заседании **.**.** В.В.М. исковые требования полагала не подлежащими удовлетворению, пояснив, что с **.**.** право на страховую пенсию по старости имеют женщины, достигшие возраста 60 лет. С учетом переходного периода право на страховую пенсию у истца наступает в августе 2024 <адрес> выдачи предложения для оформления досрочной пенсии может быть рассмотрена не ранее чем за два года до наступления соответствующего возраста, т.е. только в 2022 г.
При таких обстоятельствах суд полагает возможным рассмотреть дело в отсутствие неявившихся представителей 3-их лиц на основании ч.3 ст.167 ГПК РФ.
Выслушав стороны, изучив материалы дела, оценив относимость, допустимость, достоверность каждого доказательства в отдельности, а также достаточность и взаимную связь их в совокупности, суд приходит к выводу о том, что исковые требования удовлетворению не подлежат по следующим основаниям.
Согласно ст. 56 ГПК РФ, содержание которой следует рассматривать в контексте с положениями п.3 ст.123 Конституции РФ и ст.12 ГПК РФ, закрепляющими принципы состязательности гражданского судопроизводства и равноправия сторон, каждая сторона должна доказать те обстоятельства, на которые она ссылается как на основания своих требований и возражений, если иное не предусмотрено федеральным законом.
В соответствии со ст. 39 Конституции РФ, каждому гарантируется социальное обеспечение по возрасту. Государственные пенсии и социальные пособия устанавливаются законом.
Закон РФ от 19.04.1991 N 1032-1 "О занятости населения в Российской Федерации" (далее - Закон о занятости населения) определяет правовые, экономические и организационные основы государственной политики содействия занятости населения, в том числе гарантии государства по реализации конституционных прав граждан Российской Федерации на труд и социальную защиту от безработицы.
Согласно п. 2 ст. 32 Закона о занятости населения, по предложению органов службы занятости при отсутствии возможности для трудоустройства безработным гражданам, не достигшим возраста, дающего право на страховую пенсию по старости, и имеющим страховой стаж продолжительностью не менее 25 и 20 лет для мужчин и женщин соответственно либо имеющим указанный страховой стаж и необходимый стаж работы на соответствующих видах работ, дающие право на досрочное назначение страховой пенсии по старости в соответствии с Федеральным законом от 28 декабря 2013 года N 400-ФЗ "О страховых пенсиях", уволенным в связи с ликвидацией организации либо прекращением деятельности индивидуальным предпринимателем, сокращением численности или штата работников организации, индивидуального предпринимателя, с их согласия может назначаться пенсия на период до наступления возраста, дающего право на страховую пенсию по старости, в том числе назначаемую досрочно, но не ранее чем за два года до наступления соответствующего возраста..
Пунктом 155 Правил, в соответствии с которыми органы службы занятости осуществляют социальные выплаты гражданам, признанным в установленном порядке безработными, и выдачу предложений о досрочном назначении пенсии таким гражданам, утвержденных Приказом Минтруда России от 22.02.2019 N 116н, установлено, что критериями принятия решения о досрочном выходе на пенсию безработного гражданина являются: 1) увольнение гражданина в связи с ликвидацией организации либо прекращением деятельности индивидуальным предпринимателем, сокращением численности или штата работников организации, индивидуального предпринимателя; 2) недостижение пенсионного возраста (не ранее чем за два года до наступления соответствующего возраста); 3) наличие страхового стажа продолжительностью не менее 25 и 20 лет для мужчин и женщин соответственно либо указанного страхового стажа и необходимого стажа работы на соответствующих видах работ, дающих право на досрочное назначение страховой пенсии по старости в соответствии с Законом о страховых пенсиях; 4) отсутствие со стороны безработного гражданина отказа от двух вариантов подходящей работы в период безработицы; 5) отсутствие со стороны безработного гражданина отказов от обучения по направлению органов службы занятости; 6) отсутствие нарушений безработным гражданином условий и сроков перерегистрации без уважительных причин; 7) отсутствие возможности трудоустройства (устанавливается на основании сведений о ходе предоставления государственной услуги содействия гражданам в поиске подходящей работы, иных государственных услуг в области содействия занятости населения, в том числе по обучению по направлению органов службы занятости, а также информации безработного гражданина о самостоятельном поиске работы и причинах, препятствующих его трудоустройству).
Оформление досрочно пенсии является одной из мер дополнительной государственной поддержки некоторых категорий безработных граждан при условии невозможности их дальнейшего трудоустройства. При отсутствии одного из указанных условий оформление пенсии по старости (по возрасту) досрочно не производится.
В судебном заседании установлено и подтверждено материалами дела, что **.**.** Петрова Л.В. была уволена в связи с сокращением штата работников организации Саянский почтамт УФПС <адрес> - филиал ФГУП «Почта России» по п.2 ч.1 ст.81 Трудового кодекса Российской Федерации.
С **.**.** Петрова Л.В. состоит на учете в Центре занятости населения <адрес> в качестве безработной с назначением пособия по безработице на срок с **.**.** по **.**.**.
**.**.** истец обратилась к ответчику с просьбой отправить её на досрочную пенсию по старости с **.**.**.
**.**.** в удовлетворении данного заявления ответчиком было отказано на том основании, что в соответствии с положениями Федерального закона от **.**.** №350-ФЗ «О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации по вопросам назначения и выплаты пенсий», для женщин 1966 года рождения возраст, по достижении которого возникает право на пенсию по государственному пенсионному обеспечению, увеличивается на 36 месяцев от возраста, по достижении которого возникает права на пенсию по государственному пенсионному обеспечению, по состоянию на **.**.**, т.е. при достижении 58 лет в 2024 г. С учетом даты рождения Петровой Л.В. (**.**.** г.р.), причины увольнения с последнего места работы (сокращение численности или штата работников), в случае отсутствия подходящих вариантов трудоустройства, возможность выдачи ей предложения для оформления досрочной пенсии может быть рассмотрена не ранее **.**.**.
Аналогичный ответ был дан Петровой Л.В. **.**.** Министерством труда и занятости <адрес>, которым был скорректирован срок возможной выдачи предложения для оформления досрочной трудовой пенсии, ошибочно указанный в ответе Министерства труда и занятости <адрес> от **.**.**.
Не согласившись с полученными ответами, Петрова Л.В. обратилась в суд с исковым заявлением, ссылаясь на то, что по достижении 53 лет в 2019 г. либо 53,5 лет в январе 2020 г. (с учетом увеличения пенсионного возраста в 2019 г. на полгода) у неё возникло право на получение предложения для оформления досрочной пенсии по старости, поскольку она была уволена по сокращению штата в 2017 году, когда Федеральным законом «О страховых пенсиях» в редакции, действовавшей на момент увольнения, пенсионный возраст для женщин составлял 55 лет, а закон обратной силы не имеет.
Однако суд отклоняет доводы истца как основанные на неверном толковании норм права по следующим основаниям.
Согласно ч.1 ст. 8 Федерального закона от **.**.** N 400-ФЗ "О страховых пенсиях", право на страховую пенсию по старости имеют лица, достигшие возраста 65 и 60 лет (соответственно мужчины и женщины) (с учетом положений, предусмотренных приложением 6 к настоящему Федеральному закону).
Для назначения пенсии лицам, у которых право на страховую пенсию возникает в 2019-2023 годах, приложением 6 к Федеральному закону «О страховых пенсиях» предусмотрен переходный период.
Из приложения 6 к Федеральному закону следует, что возраст, по достижении которого возникает право на страховую пенсию в соответствии с ч.1 ст.8, п.3,4 ч.2 ст.10, п.21 ч.1 ст.30 (в отношении лиц, имеющих право на страховую пенсию по старости по достижении соответствующего возраста) и п. 6 ч. 1 ст. 32 настоящего Федерального закона по состоянию на **.**.**, для женщин 1966 года рождения (1966 г. + 55 лет = 2021 г.) увеличивается на 36 месяцев, соответственно, право на страховую пенсию у Петровой Л.В. наступит в августе 2024 г. (2021 г. + 36 мес.) по достижении возраста 58 лет.
Следовательно, возможность выхода на пенсию по предложению Центра занятости населения возникнет у истца не ранее **.**.** (**.**.** - 2 года) при условии выдачи ей предложения.
Таким образом, Петрова Л.В. обратилась в Центр занятости населения ранее, чем за два года до наступления пенсионного возраста, в связи с чем в выдаче ей предложения о назначении досрочной страховой пенсии по старости было правомерно отказано. При таких обстоятельствах суд приходит к выводу о том, что исковые требования Петровой Л.В. к ОГКУ «Центр занятости населения <адрес>» о возложении обязанности по выдаче предложения о назначении досрочной страховой пенсии по старости удовлетворению не подлежат, поскольку в ходе судебного разбирательства по настоящему делу совокупность тех фактов, с которыми закон связывает наступление у безработного права на получение предложения о направлении на досрочную пенсию по старости и оказание таким образом государственной поддержки данной категории лиц, не нашла своего подтверждения. При этом доводы истца о том, что возникшее правоотношение должно регулироваться Федеральным законом «О страховых пенсиях» в редакции, действовавшей на момент её увольнения, судом отклоняются, поскольку, в соответствии с п.2 ст.32 Закона о занятости населения, досрочная пенсия по предложению органов службы занятости устанавливается в соответствии с порядком и на условиях, которые предусмотрены Федеральным законом от **.**.** N 400-ФЗ "О страховых пенсиях", а частью 1 ст.8 указанного Федерального закона регламентированы условия назначения страховой пенсии по старости в соответствии со специально предусмотренными «переходными» положениями для лиц, к которым относится Петрова Л.В. и у которых право на страховую пенсию по старости в прежней редакции указанного Федерального закона по состоянию на **.**.** наступит в период с 2019 г. по 2023 г. и последующие годы.
Как следует из правовой позиции Конституционного Суда Российской Федерации, изложенной в Определении от **.**.** N 400-О, содержащаяся в п. 2 ст. 32 Закона Российской Федерации "О занятости населения Российской Федерации" норма, наделяющая органы службы занятости правом при определенных обстоятельствах предлагать соответствующим категориям безработных граждан досрочное назначение трудовой пенсии, направлена на повышение их социальной защищенности. Из содержания указанной нормы не следует, что органы службы занятости, осуществляя полномочия, могут действовать произвольно, а законность и обоснованность их действий и решений не подлежит судебному контролю.
На основании изложенного и руководствуясь ст.ст. 194-198 ГПК РФ, суд
решил:
░ ░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░ ░.░. ░ ░░░░ «░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░ <░░░░░>» ░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░ ░░ ░░░░░░ ░░░░░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░ ░░ ░░░░░░░░ ░░░░░░░░.
░░░░░░░ ░░░░░ ░░░░ ░░░░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░ ░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░ <░░░░░> ░ ░░░░░░░ ░░░░░░ ░░ ░░░ ░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░░░░ ░ ░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░.
░░░░░ ░.░. ░░░░░░
░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░░░░ ░░░░░░░░░░░ **.**.**