Решение от 16.01.2024 по делу № 33-1002/2024 (33-12236/2023;) от 12.12.2023

ВЕРХОВНЫЙ СУД РЕСПУБЛИКИ КРЫМ

Дело № 33-1002/2024 председательствующий судья суда первой инстанции Благодатная Е.Ю.

(2-3290/2023) УИД 91RS0003-01-2023-003507-60

АПЕЛЛЯЦИОННОЕ ОПРЕДЕЛЕНИЕ

    16 января 2024 года                                                                    г. Симферополь

Судебная коллегия по гражданским делам Верховного Суда Республики Крым в составе:

председательствующего-судьи Морозко О.Р.
судей Курской А.Г.,Подлесной И.А.
при секретаре ФИО9

рассмотрела в открытом судебном заседании гражданское дело по иску ФИО16 ФИО4 к Отделению Фонда пенсионного и социального страхования Российской Федерации по Республике Крым об установлении факта принадлежности документов, о признании незаконным решения, понуждении совершить определенные действия,

по апелляционной жалобе представителя Отделения Фонда пенсионного и социального страхования Российской Федерации по Республике Крым на решение Центрального районного суда <адрес> Республики Крым от ДД.ММ.ГГГГ

УСТАНОВИЛА:

ФИО18 ФИО4 обратилась в суд с иском к Отделению Фонда пенсионного и социального страхования Российской Федерации по Республике Крым, в котором просила признать незаконным решение Отдела установления пенсий с учетом специального стажа № Управления установления пенсий Государственного учреждения – Отделения Пенсионного фонда Российской Федерации по Республике Крым № от ДД.ММ.ГГГГ об отказе в досрочном назначении страховой пенсии по старости ФИО17 в части не включения в ее специальный педагогический стаж, дающий право на досрочное назначение страховой пенсии по старости периодов:

- с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ – работа старшей пионервожатой в Зыбинской общеобразовательной школе <адрес> Автономной Республики Крым, с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ – работа учителем украинского языка и литературы в Средней общеобразовательной школе I-III ступеней №, Феодосийской общеобразовательной школе I-III ступеней № с вечерними классами очной и заочной формами обучения Феодосийского городского совета Автономной Республики Крым, включая период отпуска по беременности и родам с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ;

- с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ – отпуск по уходу за ребенком,

- с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ – работа учителем украинского языка и литературы в Феодосийской общеобразовательной школе I-III ступеней № с вечерними классами очной и заочной формами обучения Феодосийского городского совета Автономной Республики Крым, Феодосийском учебно-воспитательном комплексе «Общеобразовательная школа I-III ступеней - лицей» № Феодосийского городского совета Автономной Республики Крым, в том числе подлежащие включению в льготный стаж учебные отпуска с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ, с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ, с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ, с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ, с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ, с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ, с исключением из льготного стажа отпуска без сохранения заработной платы ДД.ММ.ГГГГ, ДД.ММ.ГГГГ и иных периодов ДД.ММ.ГГГГ и ДД.ММ.ГГГГ;

- с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ – отпуск по уходу за ребенком;

- с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ – работа учителем украинского языка и литературы в Феодосийском учебно-воспитательном комплексе «Общеобразовательная школа I-III ступеней - лицей» № Феодосийского городского совета Автономной Республики Крым;

- ДД.ММ.ГГГГ, ДД.ММ.ГГГГ, ДД.ММ.ГГГГ, ДД.ММ.ГГГГ, ДД.ММ.ГГГГ, ДД.ММ.ГГГГ, ДД.ММ.ГГГГ, ДД.ММ.ГГГГ, ДД.ММ.ГГГГ, ДД.ММ.ГГГГ, ДД.ММ.ГГГГ, ДД.ММ.ГГГГ, ДД.ММ.ГГГГ, ДД.ММ.ГГГГ, ДД.ММ.ГГГГ, ДД.ММ.ГГГГ, ДД.ММ.ГГГГ, ДД.ММ.ГГГГ, ДД.ММ.ГГГГ, ДД.ММ.ГГГГ, ДД.ММ.ГГГГ, ДД.ММ.ГГГГ, ДД.ММ.ГГГГ, ДД.ММ.ГГГГ, ДД.ММ.ГГГГ, ДД.ММ.ГГГГ, ДД.ММ.ГГГГ, ДД.ММ.ГГГГ – нерабочие праздничные дни Республики Крым;

- с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ – период обучения в Николаевском государственном педагогическом институте

и в части отказа истцу в досрочном назначении страховой пенсии по старости в соответствии с п. 19 ч. 1 ст. 30 Федерального закона «О страховых пенсиях» от ДД.ММ.ГГГГ №400-ФЗ;

обязать Отделение Фонда пенсионного и социального страхования Российской Федерации по Республике Крым включить в специальный педагогический стаж истца, дающий право на досрочное назначение страховой пенсии по старости указанные периоды работы и иной деятельности и назначить истцу досрочную страховую пенсию по старости с ДД.ММ.ГГГГ в соответствии с п. 19 ч. 1 ст. 30 Федерального закона «О страховых пенсиях» от ДД.ММ.ГГГГ №400-ФЗ.

В обоснование своих требований истец указала, что она в течение длительного времени осуществляла педагогическую деятельность в учреждениях для детей и ДД.ММ.ГГГГ обратилась в пенсионный орган с заявлением о назначении досрочной страховой пенсии по старости, однако оспариваемым решением от ДД.ММ.ГГГГ ей было отказано в назначении такой пенсии ввиду недостаточной продолжительности специального стажа. При этом, из подсчета специального стажа необоснованно исключены спорные периоды, что, по мнению истца, нарушает ее право на получение досрочной страховой пенсии по старости, в связи с чем она и обратилась в суд с данным иском.

Решением Центрального районного суда <адрес> Республики Крым от ДД.ММ.ГГГГ иск ФИО20 удовлетворен частично. На Отделение Фонда пенсионного и социального страхования Российской Федерации по Республике Крым возложена обязанность включить ФИО19 в специальный педагогический стаж, дающий право на досрочное назначение страховой пенсии по старости, периоды: с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ – работа старшей пионервожатой в Зыбинской общеобразовательной школе <адрес> Автономной Республики Крым, с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ – работа учителем украинского языка и литературы в Средней общеобразовательной школе I-III ступеней №, Феодосийской общеобразовательной школе I – III ступеней № с вечерними классами очной и заочной формами обучения Феодосийского городского совета Автономной Республики Крым, с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ – работа учителем украинского языка и литературы в Феодосийской общеобразовательной школе I-III ступеней № с вечерними классами очной и заочной формами обучения Феодосийского городского совета Автономной Республики Крым, Феодосийском учебно-воспитательном комплексе «Общеобразовательная школа I-III ступеней - лицей» № Феодосийского городского совета Автономной Республики Крым (за исключением отпусков без сохранения заработной платы ДД.ММ.ГГГГ, ДД.ММ.ГГГГ и иных периодов ДД.ММ.ГГГГ, ДД.ММ.ГГГГ), с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ – работа учителем украинского языка и литературы в Феодосийском учебно-воспитательном комплексе «Общеобразовательная школа I-III ступеней - лицей» № Феодосийского городского совета Автономной Республики Крым; ДД.ММ.ГГГГ, ДД.ММ.ГГГГ, ДД.ММ.ГГГГ, ДД.ММ.ГГГГ, ДД.ММ.ГГГГ, ДД.ММ.ГГГГ, ДД.ММ.ГГГГ, ДД.ММ.ГГГГ, ДД.ММ.ГГГГ, ДД.ММ.ГГГГ, ДД.ММ.ГГГГ, ДД.ММ.ГГГГ, ДД.ММ.ГГГГ, ДД.ММ.ГГГГ, ДД.ММ.ГГГГ, ДД.ММ.ГГГГ, ДД.ММ.ГГГГ, ДД.ММ.ГГГГ, ДД.ММ.ГГГГ, ДД.ММ.ГГГГ, ДД.ММ.ГГГГ, ДД.ММ.ГГГГ, ДД.ММ.ГГГГ, ДД.ММ.ГГГГ, ДД.ММ.ГГГГ, ДД.ММ.ГГГГ, ДД.ММ.ГГГГ, ДД.ММ.ГГГГ – нерабочие праздничные дни Республики Крым; с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ – период обучения в Николаевском государственном педагогическом институте, признав в этой части незаконным решение Отдела установления пенсий с учетом специального стажа № Управления установления пенсий Государственного учреждения – Отделения Пенсионного фонда Российской Федерации по Республике Крым № от ДД.ММ.ГГГГ об отказе в досрочном назначении страховой пенсии по старости. В удовлетворении остальной части исковых требований отказано.

Не согласившись с решением суда первой инстанции, представитель ответчика подал апелляционную жалобу, в которой просил решение суда первой инстанции отменить и принять по делу новое решение об отказе в удовлетворении требований в полном объеме.

Апеллянт не согласен с принятым решением, считает, что суд неправильно определил обстоятельства, имеющие значение для данного дела, неправильно применил нормы материального права. Доводы апелляционной жалобы аналогичны позиции пенсионного органа, изложенной в оспариваемом решении и возражении на исковое заявление, и сводятся к тому, что спорные периоды работы не могут быть учтены в специальный стаж истца, поскольку не отвечают предусмотренным требованиям. Так, период работы в должности пионервожатой не может быть учтен в специальный стаж истца, поскольку данная должность не поименована Списком №781, а также у истца отсутствует стаж в должностях, предусмотренных списком №1397 и отсутствует 2/3 стажа, приходящегося на работу в учреждениях, организациях и должностях, работа в которых дает право на такую пенсию. Период с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ не подлежит учету в специальный стаж в связи с отсутствием данных о выполнении педагогической нагрузки в школе и наличии сведений о работе на неполную ставку в течение 2008-2009 годов. Заявленные истцом периоды ухода за детьми не подлежат учету в стаж, дающий право на назначение досрочной пенсии в соответствии с п. 19 ч. 1 ст. 30 Федерального закона №400-ФЗ, поскольку имели место после 06.10.1992. Нерабочие праздничные дни, периоды отпусков без сохранения заработной платы не подлежат включению в стаж на основании Правил №516.

Истец решение суда в неудовлетворенной части не обжалует.

Истец и ее представитель в судебном заседании возражали против удовлетворения апелляционной жалобы, просили решение суда оставить без изменения.

Представитель ответчика в судебное заседание не явился, о дате, времени и месте судебного разбирательства уведомлен надлежащим образом, направил ходатайство о рассмотрении дела в его отсутствие.

Руководствуясь положениями ст. 167 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, судебная коллегия определила рассмотреть дело в отсутствие не явившихся участников процесса.

Заслушав судью-докладчика, пояснения истца и ее представителя, исследовав материалы дела, обсудив доводы апелляционной жалобы, проверив в соответствии со ст. 327.1 ГПК РФ законность и обоснованность решения исходя из доводов, изложенных в апелляционной жалобе, судебная коллегия приходит к следующему.

Судом установлено и из материалов дела следует, что ДД.ММ.ГГГГ ФИО21 обратилась с заявлением о назначении досрочной страховой пенсии по старости в соответствии с п. 19 ч. 1 ст. 30 Федерального Закона от 28.12.2013 № 400-ФЗ «О страховых пенсиях» (л.д. 119-121).

Решением Отдела установления пенсий с учетом специального стажа № Управления установления пенсий Государственного учреждения – Отделения Пенсионного фонда Российской Федерации по Республике Крым № от ДД.ММ.ГГГГ истцу было отказано в установлении досрочной страховой пенсии по старости в связи с отсутствием необходимого документально подтвержденного льготного стажа с применением положений ч. 1.1 ст. 30 Закона №400-ФЗ (л.д. 23-25, 95-97).

В расчет специального стажа не были включены периоды: отпусков без сохранения заработной платы ДД.ММ.ГГГГ, ДД.ММ.ГГГГ, ДД.ММ.ГГГГ; периоды, в которые не вырабатывалась норма рабочего времени (либо сведения о ставке отсутствуют) с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ (в том числе отпуск по уходу за детьми, учебные отпуска, участие в выборных кампаниях); нерабочие (праздничные) дни, установленные органами государственной власти Республики Крым ДД.ММ.ГГГГ, ДД.ММ.ГГГГ, ДД.ММ.ГГГГ, ДД.ММ.ГГГГ, ДД.ММ.ГГГГ, ДД.ММ.ГГГГ, ДД.ММ.ГГГГ, ДД.ММ.ГГГГ, ДД.ММ.ГГГГ, ДД.ММ.ГГГГ, ДД.ММ.ГГГГ, ДД.ММ.ГГГГ, ДД.ММ.ГГГГ, 21.08,2018, ДД.ММ.ГГГГ., ДД.ММ.ГГГГ., ДД.ММ.ГГГГ, ДД.ММ.ГГГГ, ДД.ММ.ГГГГ, ДД.ММ.ГГГГ, ДД.ММ.ГГГГ, ДД.ММ.ГГГГ, ДД.ММ.ГГГГ, ДД.ММ.ГГГГ, ДД.ММ.ГГГГ, ДД.ММ.ГГГГ, ДД.ММ.ГГГГ, ДД.ММ.ГГГГ; период работы в должности старшей пионервожатой с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ, так как отсутствует работа в учреждениях, организациях и должностях, предусмотренных перечнем №, в период действия Постановления № (до ДД.ММ.ГГГГ), а также педагогический стаж составляет менее           2/3 стажа (16 лет 8 месяцев), требуемого для назначения пенсии.

По расчету пенсионного органа общий страховой стаж ФИО4 составляет 30 лет 03 месяца 02 дня, в том числе стаж на соответствующих видах работ, дающий право на досрочную пенсию – 12 лет 11 месяцев 24 дня.

Согласно трудовой книжке серии АС №, заведенной ДД.ММ.ГГГГ на имя ФИО4 (ФИО22) ФИО23., ДД.ММ.ГГГГ года рождения, содержащей сведения о спорных периодах работы, ДД.ММ.ГГГГ истец принята на должность старшей пионерской вожатой Зыбинской средней школы <адрес>, ДД.ММ.ГГГГ освобождена от занимаемой должности в связи с поступлением в ВУЗ, с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ учеба в Николаевском государственном педагогическом институте, ДД.ММ.ГГГГ принята временно учителем русского языка и литературы Зыбинской общеобразовательной школы <адрес> АР Крым, ДД.ММ.ГГГГ освобождена от занимаемой должности в связи с окончанием срока трудового договора, ДД.ММ.ГГГГ принята в Белогорскую среднюю школу № учителем украинского языка и литературы по срочному трудовому договору, ДД.ММ.ГГГГ освобождена от занимаемой должности в связи с окончанием срока трудового договора, ДД.ММ.ГГГГ принята на работу учителем украинского языка и литературы в Белогорскую общеобразовательную школу № по срочному трудовому договору по ДД.ММ.ГГГГ, ДД.ММ.ГГГГ принята постоянно учителем украинского языка и литературы этой же школы, ДД.ММ.ГГГГ уволена по собственному желанию, ДД.ММ.ГГГГ принята на должность продавца в ООО «Орион-Млын», ДД.ММ.ГГГГ переведена на должность заведующей магазином, ДД.ММ.ГГГГ уволена по собственному желанию, ДД.ММ.ГГГГ принята на должность учителя украинского языка и литературы временно на период болезни основного работника в Среднюю общеобразовательную школу I-III ступеней №, ДД.ММ.ГГГГ продолжает работать вместо основного работника на период очередного отпуска, ДД.ММ.ГГГГ переведена постоянно учителем украинского языка и литературы, приказом Феодосийского управления образования от ДД.ММ.ГГГГ Средняя общеобразовательная школа I-III ступеней № переименована в Феодосийскую общеобразовательную школу I-III ступеней № с вечерними классами очной и заочной формами обучения Феодосийского исполкома АР Крым, решением 35 сессии 5 созыва от ДД.ММ.ГГГГ № Феодосийская общеобразовательная школа I-III ступеней № с вечерними классами очной и заочной формами обучения Феодосийского городского совета АР Крым переименована в Учебно-воспитательный комплекс «Общеобразовательная школа I-III ступеней - лицей» № Феодосийского городского совета Автономной Республики Крым, постановлением Администрации <адрес> Республики Крым от ДД.ММ.ГГГГ № Феодосийский учебно-воспитательный комплекс «Общеобразовательная школа I-III ступеней - лицей» № Феодосийского городского совета Автономной Республики Крым переименован в МБОУ «Школа № <адрес> Республики Крым» (л.д. 26-30).

Удовлетворяя исковые требования истца в части включения в ее педагогический стаж периода учебы в педагогическом институте с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ, суд первой инстанции, исходил из того, что постановлением Совета Министров СССР от 17 декабря 1959 года N 1397 "О пенсиях за выслугу лет работникам просвещения, здравоохранения и сельского хозяйства" было предусмотрено включение времени обучения в педагогических учебных заведениях и университетах, если ему непосредственно предшествовала и непосредственно за ним следовала педагогическая деятельность. Данный вывод суда, по мнению судебной коллегии, является ошибочным, основанным на неправильном применении норм материального права.

Порядок и условия сохранения права на досрочное назначение страховой пенсии определены статьей 30 Федерального закона от 28 декабря 2013 г. N 400-ФЗ.

В соответствии с подпунктом 19 пункта 1 статьи 30 Федерального закона от 28 декабря 2013 года N 400-ФЗ "О страховых пенсиях" страховая пенсия по старости назначается ранее достижения возраста, установленного статьей 8 настоящего Федерального закона, при наличии величины индивидуального пенсионного коэффициента в размере не менее 30 лицам, не менее 25 лет осуществлявшим педагогическую деятельность в учреждениях для детей, независимо от их возраста.

В соответствии с частью второй этой же статьи Закона списки соответствующих работ, производств, профессий, должностей, специальностей и учреждений (организаций), с учетом которых назначается страховая пенсия по старости в соответствии с частью 1 настоящей статьи, правила исчисления периодов работы (деятельности) и назначения указанной пенсии при необходимости утверждаются Правительством Российской Федерации.

Аналогичные положения содержались в подп. 19 п. 1 ст. 27 Федерального закона N 173-ФЗ от 17.12.2001 г. "О трудовых пенсиях в Российской Федерации", действовавшего до 01.01.2015 г.

В целях реализации положений статей 30 и 31 Федерального закона от 29 декабря 2013 г. №400-ФЗ Правительством Российской Федерации принято постановление от 16 июля 2014 г. №665 "О списках работ, производств, профессий, должностей, специальностей и учреждений (организаций), с учетом которых досрочно назначается страховая пенсия по старости, и правилах исчисления периодов работы (деятельности), дающей право на досрочное пенсионное обеспечение" (далее постановление Правительства Российской Федерации от 16 июля 2014 г. №665).

Согласно п. "м" ч. 1 Постановления Правительства Российской Федерации от 16.07.2014 г. №665 "О списках работ, производств, профессий, должностей, специальностей и учреждений (организаций), с учетом которых досрочно назначается страховая пенсия по старости, и правилах исчисления периодов работы (деятельности), дающей право на досрочное пенсионное обеспечение" при досрочном назначении страховой пенсии по старости лицам, осуществлявшим педагогическую деятельность в учреждениях для детей применяется:

Список должностей и учреждений, работа в которых засчитывается в стаж работы, дающей право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости лицам, осуществлявшим педагогическую деятельность в учреждениях для детей, в соответствии с подпунктом 19 пункта 1 статьи 27 Федерального закона "О трудовых пенсиях в Российской Федерации", утвержденный постановлением Правительства Российской Федерации от 29 октября 2002 года N 781 "О списках работ, профессий, должностей, специальностей и учреждений, с учетом которых досрочно назначается трудовая пенсия по старости в соответствии со статьей 27 Федерального закона "О трудовых пенсиях в Российской Федерации", и об утверждении правил исчисления периодов работы, дающей право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости в соответствии со статьей 27 Федерального закона "О трудовых пенсиях в Российской Федерации" (далее по тексту - Список N 781);

Список должностей, работа в которых засчитывается в выслугу, дающую право на пенсию за выслугу лет в связи с педагогической деятельностью в школах и других учреждениях для детей, утвержденный постановлением Правительства Российской Федерации от 22 сентября 1999 года N 1067 "Об утверждении Списка должностей, работа в которых засчитывается в выслугу, дающую право на пенсию за выслугу лет в связи с педагогической деятельностью в школах и других учреждениях для детей, и Правил исчисления сроков выслуги для назначения пенсии за выслугу лет в связи с педагогической деятельностью в школах и других учреждениях для детей", с применением положений абзаца третьего пункта 3 указанного постановления - для учета соответствующей деятельности, имевшей место в период с 1 ноября 1999 года по 31 декабря 2001 года включительно (далее по тексту - Список N 1067);

Список профессий и должностей работников народного образования, педагогическая деятельность которых в школах и других учреждениях для детей дает право на пенсию за выслугу лет по правилам статьи 80 Закона РСФСР "О государственных пенсиях в РСФСР", утвержденный постановлением Совета Министров РСФСР от 6 сентября 1991 г. N 463 "Об утверждении Списка профессий и должностей работников образования, педагогическая деятельность которых в школах и других учреждениях для детей дает право на пенсию за выслугу лет", с применением положений пункта 2 указанного постановления - для учета соответствующей деятельности, имевшей место в период с 1 января 1992 года по 31 октября 1999 года включительно (далее по тексту - Список N 463);

Перечень учреждений, организаций и должностей, работа в которых дает право на пенсию за выслугу лет (приложение к постановлению Совета Министров СССР от 17 декабря 1959 года N 1397 "О пенсиях за выслугу лет работникам просвещения, здравоохранения и сельского хозяйства"), - для учета периодов педагогической деятельности, имевшей место до 1 января 1992 года (далее по тексту - Перечень N 1397).

Вместе с тем, при принятии решения, судом не было принято во внимание, что постановление Совета Министров СССР от 17.12.1959 N 1397 "О пенсиях за выслугу лет работникам просвещения, здравоохранения и сельского хозяйства" применяется к периодам педагогической деятельности, имевшим место до 01 января 1992 года, тогда как период обучения истца согласно сведений диплома (л.д. 135) имел место с 01.09.1992, а пенсионное законодательство, действовавшее с 01 января 1992 года, не предусматривает включение в стаж педагогической деятельности времени обучения.

Судебная коллегия отмечает, что периоды учебы истца в педагогическом институте и работы имели место на территории Республики Крым во время действия законодательства Украины.

Положения ст. 6 (ч. 2), ст. 15 (ч. 4), ст. 17 (ч. 1), ст. ст. 18, 19 и 55            (ч. 1) Конституции Российской Федерации предполагают правовую определенность и связанную с ней предсказуемость законодательной политики в сфере пенсионного обеспечения, необходимых для того, чтобы участники соответствующих правоотношений могли в разумных пределах предвидеть последствия своего поведения и быть уверенными в том, что приобретенное ими на основе действующего законодательства право будет уважаться властями и будет реализовано.

В соответствии со ст. 4 Федерального закона №208-ФЗ от 21.07.2014 «Об особенностях пенсионного обеспечения граждан Российской Федерации, проживающих на территориях Республики Крым и города федерального значения Севастополя» периоды работы и иной деятельности, включаемые в страховой (трудовой) стаж и учитываемые при назначении пенсии гражданам, постоянно проживающим по состоянию на 18.03.2014 года на территории Республики Крым или на территории города федерального значения Севастополя, имевшие место на территории Украины по 16.03.2014 года и на территории Республики Крым или на территории города федерального значения Севастополя в период с 17.03.2014 года по 31.12.2014 года, приравниваются к периодам работы, иной деятельности и иным периодам, включаемым (засчитываемым) в страховой (трудовой) стаж, стаж на соответствующих видах работ.

В силу статьи 7 Федеральный закон от 05.05.2014 N84-ФЗ "Об особенностях правового регулирования отношений в сфере образования в связи с принятием в Российскую Федерацию Республики Крым и образованием в составе Российской Федерации новых субъектов - Республики Крым и города федерального значения Севастополя и о внесении изменений в Федеральный закон "Об образовании в Российской Федерации" лицам, которые признаны гражданами Российской Федерации в соответствии с частью 1 статьи 4 Федерального конституционного закона от 21 марта 2014 года N 6-ФКЗ "О принятии в Российскую Федерацию Республики Крым и образовании в составе Российской Федерации новых субъектов - Республики Крым и города федерального значения Севастополя", а также лицам, которые являются постоянно проживавшими на день принятия на территории Республики Крым или на территории города федерального значения Севастополя гражданами Российской Федерации, периоды работы в должностях педагогических и научно-педагогических работников в организациях, осуществлявших образовательную деятельность на территории Украины, засчитываются в стаж педагогической работы.

Принимая во внимание то, что предметом иска является включение в специальный стаж периодов работы, в том числе, выполняемых истцом, до 31.12.2014 года на территории Республики Крым, с учетом положений статьи 4 Федерального закона Российской Федерации "Об особенностях пенсионного обеспечения граждан Российской Федерации, проживающих на территориях Республики Крым и города федерального значения Севастополя", к спорному периоду подлежат применению нормы материального права, действующие на территории Республики Крым до 01.01.2015 года, что соответствует принципу правовой определенности.

В соответствии с п. «е» ст. 55 Закона Украины «О пенсионном обеспечении» от 5 ноября 1991 года №1788-ХII, действовавшим в период трудовой деятельности истца, работники образования имеют право на пенсию за выслугу лет независимо от возраста при наличии специального стажа работы не менее 25 лет в соответствии с перечнем, который утверждается в порядке, определяемом Кабинетом Министров Украины.

Статьей 56 Закона Украины «О пенсионном обеспечении» от 5 ноября 1991 года № 1788-ХII предусмотрено, что в стаж работы учитывается работа, осуществлявшаяся на основании трудового договора на предприятиях, в организациях, учреждениях и кооперативах, независимо от форм собственности и хозяйствования, а также на основании членства в колхозах и других кооперативах, независимо от характера и продолжительности работы и длительности перерывов.

В стаж работы также включается учеба в высших и средних специальных учебных заведениях, в училищах и на курсах по подготовке кадров, повышению квалификации и переквалификации, в аспирантуре, докторантуре и клинической ординатуре (п. «д» ч. 3 ст. 56).

При назначении пенсии на льготных условиях в соответствии со ст. 13 и 14 и пенсий по выслуге лет в соответствии со ст. 55 данного Закона вводится взаимный зачет периодов работы, предусмотренных данными статьями, при условии, что указанные работы дают право на пенсию при аналогичных и более льготных условиях (ч. 6 ст. 56).

Постановлением Кабинета Министров Украины N 909 от 04 ноября 1993 года утвержден Перечень заведений и учреждений образования, здравоохранения, труда и социальной защиты и должностей, которые дают право на пенсию по выслуге лет.

Согласно указанному перечню право на пенсию за выслугу лет имеют работники общеобразовательных учебных заведений, военных общеобразовательных учебных заведений, музыкальных и художественных школ (учителя, логопеды, учителя-логопеды, учителя-дефектологи, преподаватели, сурдопедагоги, тифлопедагоги, воспитатели, заведующие и инструкторы слуховых кабинетов, директора, заведующие, их заместители по учебно-воспитательной, учебно-производственной части или работы по производственному обучения, заведующие учебной и учебно-воспитательной частью, социальные педагоги (организаторы внеклассной и внешкольной воспитательной работы с детьми), практические психологи, педагоги-организаторы, мастера производственного обучения, руководители кружков, секций, студий и других форм кружковой работы.

Таким образом, право на пенсию по выслуге лет у указанных категорий работников в силу императивной нормы ст. 55 Закона Украины от 5 ноября 1991 года № 1788-ХII возникало при условии выработки установленной продолжительности стажа в должностях и учреждениях предусмотренных Перечнем, утвержденным Постановлением Кабинета Министров Украины N909 от 04 ноября 1993 года, которым включение периода обучения в высшем учебном заведении в специальный стаж также предусмотрено не было.

Следовательно, период обучения в высшем учебном заведении педагогического профиля, имевший место после 01.01.1992, обоснованно включен пенсионным органом в общий страховой стаж истца и не подлежит включению в специальный стаж педагогической деятельности, в связи с чем решение суда первой инстанции в данной части подлежит отмене.

Список должностей и учреждений, работа в которых засчитывается в стаж работы, дающей право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости лицам, осуществлявшим педагогическую деятельность в учреждениях для детей, в соответствии с подпунктом 19 пункта 1 статьи 27 Федерального закона "О трудовых пенсиях в Российской Федерации", утвержденный постановлением Правительства Российской Федерации от 29 октября 2002 года N 781, содержит должность учителя в школах всех наименований.

Согласно п. 5 Правил исчисления периодов работы, дающей право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости лицам, осуществлявшим педагогическую деятельность в учреждениях для детей, в соответствии с подпунктом 19 пункта 1 статьи 27 Федерального закона "О трудовых пенсиях в Российской Федерации", утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 29 октября 2002 г. N 781, периоды работы в образовательных учреждениях для детей, указанных в пункте 1.13 раздела "Наименование учреждений" списка, засчитываются в стаж работы при условии выполнения (суммарно по основному и другим местам работы) нормы рабочего времени (педагогической или учебной нагрузки), установленной за ставку заработной платы (должностной оклад), независимо от времени, когда выполнялась эта работа.

Продолжительность рабочего времени (нормы часов педагогической работы за ставку заработной платы) педагогических работников установлена Приложением N 1 к приказу Министерства образования и науки РФ от 22 декабря 2014 г. N 1601, пунктом 2.8. которого определено, что за норму часов педагогической работы за ставку заработной платы педагогических работников, перечисленных в подпунктах 2.8.1 и 2.8.2 настоящего пункта, принимается норма часов учебной (преподавательской) работы, являющаяся нормируемой частью их педагогической работы (далее - норма часов учебной (преподавательской) работы).

Согласно п. 2.8.1. указанного Приложения норма часов учебной (преподавательской) работы 18 часов в неделю за ставку заработной платы устанавливается учителям организаций, осуществляющих образовательную деятельность по основным общеобразовательным программам (в том числе адаптированным).

В справке МБОУ «Школа № им. ФИО10 <адрес> Республики Крым» от ДД.ММ.ГГГГ № содержатся сведения о педагогической нагрузке и ставке ФИО24 (л.д. 31-35).

В утвержденный Постановлением КМУ от 4 ноября 1993 г. №909 Перечень заведений и учреждений образования, здравоохранения и социальной защиты и должностей, работа которых дает право на пенсию за выслугу лет, включена работа, в том числе в общеобразовательных учебных заведениях, в должности учителя, соблюдение нормы часов педагогической нагрузки в качестве условия включения в специальный педагогический стаж, необходимый для назначения пенсии за выслугу лет, законодательством Украины предусмотрено не было, периоды работы подлежали включению независимо от выполняемой учебной нагрузки, в связи с чем истец, работая в указанной должности, рассчитывала на льготное пенсионирование, а указанные периоды работы подлежат включению в специальный стаж

Исходя из изложенного, суд первой инстанции пришел к правильному выводу о необходимости включения в стаж на соответствующих видах работ, имевший место до 01.01.2015, работы истца в указанных должностях независимо от выполнения нормы педагогической нагрузки по должности учителя.

Также судебная коллегия соглашается с выводом суда первой инстанции об отсутствии оснований для включения в стаж истца на соответствующих видах работ периодов отпуска по уходу за ребенком.

Согласно разъяснениям, данным в п. 27 постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 11 декабря 2012 года №30 «О практике рассмотрения судами дел, связанных с реализацией прав граждан на трудовые пенсии» при разрешении споров, возникших в связи с включением женщинам в стаж, дающий право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости, периода нахождения их в отпуске по уходу за ребенком, судам следует исходить из того, что, если указанный период имел место до 6 октября 1992 года (времени вступления в силу Закона Российской Федерации от 25 сентября 1992 года №3543-1 «О внесении изменений и дополнений в Кодекс законов о труде Российской Федерации», с принятием которого период нахождения в отпуске по уходу за ребенком не включается в специальный стаж работы в случае назначения пенсии на льготных условиях), то он подлежит включению в стаж, дающий право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости.

Из уточняющей справки от ДД.ММ.ГГГГ № усматривается, что истец находилась в отпуске по уходу за ребенком: выход на работу в первом декрете – ДД.ММ.ГГГГ, второй декрет с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ (л.д. 31-33).

В справке от ДД.ММ.ГГГГ № в целом содержащей аналогичные сведения о периодах работы истца, подлежащих и не подлежащих включению в специальный стаж, также указано на то, что данных о начале декрета нет (л.д. 136).

Согласно свидетельству о рождении ФИО14, он родился ДД.ММ.ГГГГ, его матерью указана ФИО13 ФИО4 (л.д. 153).

Постановлением Правительства РФ от 11 июля 2002 года № 516, утверждены Правила исчисления периодов работы, дающей право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости в соответствии со статьями 27 и 28 Федерального закона «О трудовых пенсиях в Российской Федерации».

В пункте 26 Постановления Пленума Верховного Суда РФ от 11 декабря 2012 года № 30 «О практике рассмотрения судами дел, связанных с реализацией прав граждан на трудовые пенсии» разъяснено, что согласно пункту 5 указанных Правил в стаж включаются периоды получения пособия по государственному социальному страхованию в период временной нетрудоспособности, а также периоды ежегодных основного и дополнительных оплачиваемых отпусков.

Также следует отметить, что предусмотренное ст. 181 Кодекса законов о труде Украины понятие стажа работы по специальности, в который учитывалось время оплачиваемого отпуска по уходу за ребенком до достижения им возраста трех лет (до шести лет – часть вторая статьи 179), в аспекте трудового законодательства и специальный стаж на соответствующих видах работ в аспекте пенсионного законодательства не являются тождественными в силу разного по своей правовой природе предмета регулирования.

С учетом того, что в период нахождения женщины в отпуске по беременности и родам, предусмотренном статьей 255 Трудового кодекса Российской Федерации, ей выплачивается пособие по государственному социальному страхованию на основании листка нетрудоспособности, выданного по случаю временной нетрудоспособности, указанный период также подлежит включению в стаж, дающий право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости. Тогда как согласно правовому регулированию периоды нахождения в отпуске по уходу за ребенком не являются периодами временной нетрудоспособности, ввиду чего не могут быть включены в специальный стаж, поскольку не предусмотрены перечнем периодов, подлежащих включению в стаж на соответствующих видах работ.

Следует отметить, что ст. 179 Кодекса законов о труде Украины, действовавшего в указанный период, было предусмотрено, что на основании медицинского заключения женщинам предоставляется оплачиваемый отпуск в связи с беременностью и родами продолжительностью 70 календарных дней до родов и 56 (в случае рождения двух и более детей и в случае осложнений родов – 70) календарных дней после родов, начиная со дня родов. Продолжительность отпуска в связи с беременностью и родами исчисляется суммарно и составляет 126 календарных дней (140 календарных дней в случае рождения двух и более детей и в случае осложнений родов). Он предоставляется женщинам полностью независимо от количества дней, фактически использованных до родов.

Изложенное правовое регулирование не противоречит ст. 255 Трудового кодекса Российской Федерации.

При этом, как законодательством Украины, так и законодательством Российской Федерации, предусмотрено, что периоды отпуска по беременности и родам являются периодом временной нетрудоспособности, в связи с чем подлежат включению как в общий, так и в специальный стаж, в связи с чем суд первой инстанции пришел к правильному выводу о наличии оснований включения периода отпуска по беременности и родам в специальный стаж истца.

В свою очередь, с учетом того, что периоды нахождения в отпусках по уходу за ребенком периодами временной нетрудоспособности не являлись и не являются, имели место после 06.10.1992, суд первой инстанции пришел к правильному выводу о том, что основания для включения таких периодов в специальный стаж отсутствуют.

В связи с изложенным, судебная коллегия соглашается с выводом суда первой инстанции о включении в специальный стаж ФИО25 периодов работы с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ, с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ, с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ, считает его правомерным и обоснованным.

Также правильным является вывод суда первой инстанции в части зачета в специальный стаж нерабочих праздничных дней, поскольку издание нормативных правовых актов о нерабочих праздничных днях, исходя из особенностей и традиций того или иного субъекта Российской Федерации, не противоречит федеральному законодательству о нерабочих праздничных днях.

Государственным Советом Республики Крым 24.12.2014 был введен в действие Закон Республики Крым от 29 декабря 2014 года №55-ЗРК/2014 «О праздниках и памятных датах в Республике Крым».

Нерабочие праздничные дни, которые не были включены ответчиком в специальный стаж, были предусмотрены Указами Главы Республики Крым в соответствии с Законом Республики Крым от 29 декабря 2014 года №55-ЗРК/2014 «О праздниках и памятных датах в Республике Крым».

Периоды, не подлежащие включению в периоды работы, дающей право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости, определены п. 9 Правил №516 от 11 июля 2002 года, который не предусматривает возможность исключения из специального (в данном случае педагогического) стажа нерабочих праздничных дней. Таким образом, действующее правовое регулирование не содержит запрета на включение указанных выше нерабочих праздничных дней в стаж, дающий право на досрочное назначение страховой пенсии по старости, в связи с чем, нерабочие праздничные дни подлежат включению в специальный (педагогический) стаж истца.

Также судебная коллегия отмечает, что, несмотря на то, что нерабочими праздничными днями в Республике Крым, исходя из данных в справке № от ДД.ММ.ГГГГ, МБОУ «Школа № им. ФИО10 <адрес> Республики Крым» (л.д. 31-33), в юридически значимый период были ДД.ММ.ГГГГ, ДД.ММ.ГГГГ, ДД.ММ.ГГГГ, ДД.ММ.ГГГГ, ДД.ММ.ГГГГ, ДД.ММ.ГГГГ, ДД.ММ.ГГГГ, ДД.ММ.ГГГГ, ДД.ММ.ГГГГ, ДД.ММ.ГГГГ, ДД.ММ.ГГГГ, ДД.ММ.ГГГГ, ДД.ММ.ГГГГ, ДД.ММ.ГГГГ, ДД.ММ.ГГГГ, ДД.ММ.ГГГГ, ДД.ММ.ГГГГ, ДД.ММ.ГГГГ, ДД.ММ.ГГГГ, ДД.ММ.ГГГГ, ДД.ММ.ГГГГ, ДД.ММ.ГГГГ, ДД.ММ.ГГГГ, ДД.ММ.ГГГГ, ДД.ММ.ГГГГ, ДД.ММ.ГГГГ, ДД.ММ.ГГГГ, ДД.ММ.ГГГГ, ДД.ММ.ГГГГ, ДД.ММ.ГГГГ, ДД.ММ.ГГГГ, ДД.ММ.ГГГГ, ДД.ММ.ГГГГ, часть из которых выпадала на выходной день, а выходной день в связи с этим предоставлялся истцу в иную дату, однако пенсионным органом из подсчета специального стажа истца исключены именно нерабочие праздничные дни (л.д. 101-105), в связи с чем требования истца в данной части обоснованно удовлетворены судом первой инстанции.

Разрешая требования истца о включении в специальный стаж периода с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ – работа старшей пионервожатой в Зыбинской образовательной школе <адрес> АР Крым суд первой инстанции исходил из того, что в пункте 3 примечаний к Постановлению Кабинета Министров Украины №909 от 04.11.1993 указано, что работа по специальности в заведениях, учреждениях и на должностях до 01.01.1992, которая давала право на пенсию за выслугу лет в соответствии с ранее действующим законодательством, в том числе в должности старшей пионервожатой, засчитывается в стаж для назначения пенсии за выслугу лет.

Судебная коллегия в целом соглашается с данным выводом суда первой инстанции, исходя из следующего.

При досрочном назначении страховой пенсии по старости лицам, осуществлявшим педагогическую деятельность в учреждениях для детей, учет периодов такой деятельности, имевшей место до 1 января 1992 г., производится в соответствии с постановлением Совета Министров СССР от 17 декабря 1959 г. №1397 "О пенсиях за выслугу лет работникам просвещения, здравоохранения и сельского хозяйства" (утратило силу с                1 октября 1993 г. в связи с изданием постановления Совета Министров - Правительства Российской Федерации от 22 сентября 1993 г. №953 "О внесении изменений, дополнений и признании утратившими силу решений Совета Министров РСФСР по некоторым вопросам пенсионного обеспечения за выслугу лет в связи с педагогической деятельностью, лечебной и творческой работой"). Этим постановлением было предписано назначать пенсии за выслугу лет работникам просвещения и здравоохранения по Перечню учреждений, организаций и должностей, работа в которых дает право на пенсию за выслугу лет (приложение к постановлению Совета Министров СССР от 17 декабря 1959 г. №1397 "О пенсиях за выслугу лет работникам просвещения, здравоохранения и сельского хозяйства").

В силу п. 2 Положения о порядке исчисления стажа для назначения пенсий за выслугу лет работникам просвещения и здравоохранения, утверждённого постановлением Совета Министров СССР от 17.12.1959 N1397 (далее - Положение №1397) в стаж работы учителей и других работников просвещения, засчитывались, в том числе, работа в училищах, школах, пионерских лагерях и детских домах в качестве штатных пионервожатых.

При этом пунктом 4 Положения о порядке исчисления стажа для назначения пенсий за выслугу лет работникам просвещения и здравоохранения, утверждённого постановлением Совета Министров СССР от 17.12.1959 N 1397 предусмотрено, что время работы, указанной в пунктах 1, 2 и 3 настоящего Положения, засчитывается в стаж работы по специальности при условии, если не менее 2/3 стажа, требуемого для назначения пенсии в соответствии с настоящим Постановлением, приходится на работу в учреждениях, организациях и должностях, работа в которых дает право на эту пенсию.

Из приведенных нормативных положений следует, что, устанавливая правовые основания и условия назначения пенсий и предусматривая для отдельных категорий граждан, занятых определенной профессиональной деятельностью, возможность досрочного назначения страховой пенсии по старости, законодатель связывает право на назначение пенсии ранее достижения общеустановленного пенсионного возраста не с любой работой, а лишь с такой, выполнение которой сопряжено с неблагоприятным воздействием различного рода факторов, повышенными психофизиологическими нагрузками, обусловленными спецификой и характером труда. Сохранение возможности зачета в стаж работы по специальности учителям, врачам и другим работникам просвещения и здравоохранения иных периодов деятельности, в том числе работы по специальности во внешкольных детских учреждениях и обучения в педагогических учебных заведениях и университетах, если ему непосредственно предшествовала и непосредственно за ним следовала педагогическая деятельность, предусмотрено в силу пункта 4 Положения от 17 декабря 1959 г. N 1397 только при наличии у этих лиц стажа педагогической деятельности, требуемого для назначения досрочной пенсии в учреждениях, организациях и должностях, входящих в Перечень учреждений, организаций и должностей, работа в которых дает право на пенсию за выслугу лет, утвержденный Постановлением Совета Министров СССР от 17 декабря 1959 г. N 1397.

При этом в силу пункта 4 названного Положения время работы, указанной в пунктах 1, 2 и 3 этого же Положения, засчитывалось в стаж работы по специальности при условии, если не менее 2/3 стажа, требуемого для назначения пенсии в соответствии с этим Положением, приходилось на работу в учреждениях, организациях и должностях, работа в которых давала работникам просвещения право на льготную пенсию.

Названное Постановление утратило силу в связи с изданием Постановления Совета Министров - Правительства Российской Федерации от 22 сентября 1993 г. N 953 "О внесении изменений, дополнений и признании утратившими силу решений Совета Министров РСФСР по некоторым вопросам пенсионного обеспечения за выслугу лет в связи с педагогической деятельностью, лечебной и творческой работой".

Впоследствии нормативными правовыми актами, принятыми в соответствии с Законом Российской Федерации от 20 ноября 1990 г.               N340-1 "О государственных пенсиях в Российской Федерации", а также действующим в настоящее время законодательством в сфере пенсионного обеспечения возможность включения в стаж работы, дающий право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости в связи с осуществлением педагогической деятельности, указанных периодов и обучения не предусмотрена.

Так, с 1 января 1992 г. Постановлением Совета Министров РСФСР от 6 сентября 1991 г. N 463 изменены правила исчисления стажа работы (деятельности) для назначения пенсий за выслугу лет работникам образования, и периоды иной деятельности, в том числе работы по специальности во внешкольных детских учреждениях и обучение в педагогических учебных заведениях и университетах перестали учитываться при исчислении специального стажа для назначения досрочной пенсии лицам, осуществляющим педагогическую деятельность в учреждениях для детей.

Вместе с тем Конституционный Суд Российской Федерации в Постановлении от 29 января 2004 г. N 2-П изложил правовую позицию, согласно которой часть вторая статьи 6, часть четвертая статьи 15, часть первая статьи 17, статьи 18, 19 и часть первая статьи 55 Конституции Российской Федерации, по своему смыслу, предполагают правовую определенность и связанную с ней предсказуемость законодательной политики в сфере пенсионного обеспечения, необходимые для того, чтобы участники соответствующих правоотношений могли в разумных пределах предвидеть последствия своего поведения и быть уверенными в том, что приобретенное ими на основе действующего законодательства право будет уважаться властями и будет реализовано.

Согласно имеющему в материалах дела предварительному расчету специального стажа истца (л.д. 174), специальный стаж истца с учетом периодов, включенных в бесспорном порядке и вышеуказанных периодов работы, включенных решением суда, в том числе период работы истца с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ (1 год) старшей пионервожатой в Зыбинской общеобразовательной школе <адрес> Автономной Республики Крым, а также периода учебы с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ (4 года 9 месяцев          24 дня), специальный стаж истца составил 24 года 1 месяц 18 дней, что при исключении периода учебы составит 19 лет 3 месяца 24 дня.

Учитывая изложенную выше правовую позицию Конституционного Суда Российской Федерации, а также то, что на момент обращения с заявлением о назначении досрочной страховой пенсии по старости истцом было выработано более 2/3 стажа, требуемого для назначения досрочной трудовой пенсии по старости в связи с осуществлением педагогической деятельности (18 лет 3 месяца 24 дня, что более 16 лет 8 месяцев), судебная коллегия приходит к выводу о том, что независимо от того, выработала ли истец до дня изменения правового регулирования данный стаж полностью или частично, имеются предусмотренные законом основания для включения в специальный стаж указанного периода.

Из положений ст. 22 Федерального закона от 28.12.2013 N 400-ФЗ "О страховых пенсиях" следует, что страховая пенсия назначается со дня обращения за указанной пенсией, но во всех случаях не ранее чем со дня возникновения права на указанную пенсию.

Днем обращения за страховой пенсией считается день приема органом, осуществляющим пенсионное обеспечение, соответствующего заявления со всеми необходимыми документами, подлежащими представлению заявителем с учетом положений части 7 статьи 21 настоящего Федерального закона.

Учитывая то, что на дату обращения с заявлением о назначении досрочной страховой пенсии (ДД.ММ.ГГГГ) необходимая продолжительность специального стажа истца – 25 лет отсутствовала, судом сделан правильный вывод об отсутствии оснований для назначения истцу досрочной страховой пенсии.

Иных доводов, которые бы имели правовое значение для разрешения спора и могли повлиять на оценку законности и обоснованности обжалуемого решения, апелляционная жалоба не содержит.

Нарушений норм процессуального права, являющихся в соответствии с ч. 4 ст. 330 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации безусловными основаниями для отмены решения суда первой инстанции, судом не допущено.

На основании изложенного, руководствуясь ст. ст. 328-330 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, судебная коллегия

ОПРЕДЕЛИЛА:

░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░░ <░░░░░> ░░░░░░░░░░ ░░░░ ░░ ░░.░░.░░░░ ░░░░░░░░ ░ ░░░░░ ░░░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░ ░░░26 ░░░4, ░░░░░░ ░░░░░ ░░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░ ░░ ░░░░░░░░, ░░░░░░░ ░░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░ ░░.░░.░░░░ ░░ ░░.░░.░░░░ ░ ░░░░░░░░░ ░ ░░░░ ░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░ ░ ░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░ ░░░░░ № ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ – ░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░ ░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░ № ░░ ░░.░░.░░░░ ░░ ░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░ ░░ ░░░░░░░░. ░░░░░░░ ░ ░░░░░░ ░░░░░ ░░░░░ ░░░░░░░ ░░ ░░░░░░ ░ ░░░░ ░░░15 ░░░4 ░ ░░░░░░░░░ ░░░░░ ░░░░░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░.

░ ░░░░░░░░░ ░░░░░ ░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░░ <░░░░░> ░░░░░░░░░░ ░░░░ ░░ ░░.░░.░░░░ ░░░░░░░░ ░░░ ░░░░░░░░░, ░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░░░ ░░░░░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░ ░░░ ░░░░░░░░░░░░░░.

░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░ ░░░░ ░░ ░░░ ░░░ ░░░░░░░░, ░░░░░ ░░░░ ░░░░░░░░░░ ░ ░░░░░░░ ░░░░ ░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░ ░░░ ░░░░░ ░░░░░░░░░░.

░░░░░░░░░░░░░░░░░░░░ ░.░. ░░░░░░░
░░░░░ ░.░. ░░░░░░░░.░. ░░░░░░░░░
Полный текст документа доступен по подписке.
490 ₽/мес.
первый месяц, далее 990₽/мес.
Купить подписку

33-1002/2024 (33-12236/2023;)

Категория:
Гражданские
Истцы
Воробьева Елена Владимировна
Ответчики
ОПФ и социального страхования РК
Суд
Верховный Суд Республики Крым
Дело на сайте суда
vs.krm.sudrf.ru
12.12.2023Передача дела судье
16.01.2024Судебное заседание
05.02.2024Дело сдано в отдел судебного делопроизводства
05.02.2024Передано в экспедицию
16.01.2024
Решение

Детальная проверка физлица

  • Уголовные и гражданские дела
  • Задолженности
  • Нахождение в розыске
  • Арбитражи
  • Банкротство
Подробнее