Судья Заботина О.Л. гр. дело № 33-2827/2024
УИД 24RS0002-01-2023-003536-52
2.093
КРАСНОЯРСКИЙ КРАЕВОЙ СУД
АПЕЛЛЯЦИОННОЕ ОПРЕДЕЛЕНИЕ
01 апреля 2024 года Судебная коллегия по гражданским делам Красноярского краевого суда в составе:
председательствующего – Баимовой И.А.
судей - Беляковой Н.В., Сударьковой Е.В.,
при ведении протокола судебного заседания помощником судьи Ануфриевой И.А.
рассмотрела в открытом судебном заседании по докладу судьи Сударьковой Е.В.
гражданское дело по иску Ачинского городского прокурора в интересах Галеутдинова Евгения Ибрагимовича к КГКУ «Управление социальной защиты населения» о признании незаконным решения о приостановлении предоставления мер социальной поддержки и понуждении к возобновлению предоставления мер социальной поддержки,
по апелляционной жалобе представителя КГКУ «УСЗН» Когодеевой Н.С.
на решение Ачинского городского суда Красноярского края от 4 декабря 2023 года, которым постановлено:
«Исковые требования Ачинского городского прокурора в интересах Галеутдинова Евгения Ибрагимовича удовлетворить.
Признать незаконным решение ТО КГКУ «Управление социальной защиты населения» по г. Ачинску и Ачинскому району от 20 февраля 2021 г. и 11.08.2022 г. о приостановлении предоставления Галеутдинову Евгению Ибрагимовичу, <дата> года рождения, мер социальной поддержки в виде компенсации расходов на оплату жилья и коммунальных услуг.
Обязать ТО КГКУ «Управление социальной защиты населения» по г. Ачинску и Ачинскому району возобновить Галеутдинову Евгению Ибрагимовичу, 23.11.1967 года рождения предоставление мер социальной поддержки в виде компенсации расходов на оплату жилья и коммунальных услуг с 01.02.2021г.».
Заслушав докладчика, судебная коллегия
УСТАНОВИЛА:
Ачинский городской прокурор обратился в суд с иском в интересах Галеутдинова Е.И. к КГКУ «УСЗН» о признании незаконным решения о приостановлении предоставления мер социальной поддержки и возобновлении предоставления мер социальной поддержки.
Свои требования прокурор мотивировал тем, что Галеутдинов Е.И. является инвалидом 1 группы, которая ему установлена без срока переосвидетельствования. На основании договора социального найма № 42 от 28.09.2015г. истцу предоставлено жилое помещение по адресу: <адрес>
По заявлению истца ответчиком ему назначены меры социальной поддержки в виде компенсации на оплату жилья и коммунальных услуг в размере 50 % платы за жилье и коммунальные услуги, рассчитанные исходя из объема потребляемых коммунальных услуг.
На основании информации от организаций, предоставляющих гражданам жилищные и коммунальные услуги, у Галеутдинова на 10.02.2021г. установлена задолженность по оплате жилищно-коммунальных услуг за два и более месяца, в связи с чем, ТО КГКУ «Управление социальной защиты населения» по г. Ачинску и Ачинскому району приняло решение о приостановлении предоставления мер социальной поддержки (уведомление от 20.02.2021 г. № 07-1396).
На основании информации, полученной из государственной информационной системы жилищно-коммунального хозяйства, по состоянию на 10.07.2022г. истец имеет непогашенную задолженность по оплате за жилье и коммунальные услуги, подтвержденной вступившим в законную силу судебным актом, которая образовалась за период не более чем три последних года, в связи с чем, предоставление компенсации Галеутдинову Е.И. приостановлено с 01.07.2022г. до полного погашения задолженности о чем истец был письменно уведомлен 11.08.2022 г. № 07-5843.
Решения о приостановлении предоставления мер социальной поддержки Галеутдинову Е.И. прокурор считает незаконными, поскольку при их принятии не выяснялась уважительность причин возникновения задолженности. Галеутдинов Е.И. является инвалидом 1 группы по общему заболеванию, его супруга также проживает по вышеуказанному адресу, не трудоустроена, поскольку осуществляет уход за Галеутдиновым Е.И.
С учетом уточнений прокурор просил признать незаконными решения от 20.02.2021г. и от 11.08.2022г. о приостановлении предоставления мер социальной поддержки в виде компенсации на оплату жилья и коммунальных услуг, возложить на ответчика обязанность возобновить предоставление Галеутдинову Е.И. мер социальной поддержки.
Судом постановлено приведенное выше решение.
В апелляционной жалобе представитель КГКУ «УСЗН» Когодеева Н.С. просит решение суда отменить, принять по делу новый судебный акт об отказе в удовлетворении требований прокурора. Ссылается на неправильное применение судом положений Закона Красноярского края от 11.07.2019г. № 7-2934 «О внесении изменений в Законы края, регулирующие вопросы предоставления мер социальной поддержки и субсидий на оплату жилого помещения и коммунальных услуг», в соответствии с которым предоставление спорной меры социальной поддержки предусмотрено в компенсационном, а не в авансовом порядке. При этом Галеутдинов Е.И. не предоставил сведений об уважительности причин образования задолженности, в связи с чем, предоставление компенсации коммунальных услуг ему может быть возобновлено с месяца, в котором будет полностью погашена задолженность и без учета периода, в котором такая задолженность имела место.
Ачинской городской прокуратурой представлены письменные возражения на апелляционную жалобу, в которых прокурор ссылаясь на законность и обоснованность принятого судом решения и просит оставить его без изменения, а апелляционную жалобу – без удовлетворения.
В судебном заседании представитель процессуального истца Гутарева Е.А. возражала против удовлетворения апелляционной жалобы, решение суда считает законным и обоснованным, просила оставить его без изменения.
Истец Галеутдинов Е.И., представитель ответчика КГКУ «УСЗН», третье лицо Леконцева О.П., представители третьих лиц Администрации Малиновского сельского совета, Администрации Ачинского района, ООО «Ачинский районный жилищно-коммунальный сервис», ООО «УК ЖКХ Малиновское», ПАО «Красноярскэнергосбыт» в судебное заседание не явились, были извещены о времени и месте судебного разбирательства надлежащим образом, причин неявки не сообщили, ходатайств об отложении слушания дела не заявляли. Главой Малиновского сельсовета направлено в суд ходатайство о рассмотрении дела в отсутствие представителя Администрации Малиновского сельского совета.
В соответствии с ч.3 ст. 167 ГПК РФ, судебная коллегия считает возможным рассмотреть дело в отсутствие не явившихся лиц.
Выслушав объяснения участников процесса, изучив материалы дела, обсудив доводы апелляционной жалобы, исследовав новые доказательства, проверив законность и обоснованность решения по правилам ст. 327.1 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации в пределах доводов жалобы, судебная коллегия не усматривает оснований для отмены или изменения постановленного по делу решения.
Правовые гарантии социальной защиты инвалидов в Российской Федерации устанавливает Федеральный закон от 24 ноября 1995 года № 181-ФЗ «О социальной защите инвалидов в Российской Федерации».
Социальная поддержка указанной категории граждан предусматривает осуществление системы мер, включающей, в том числе, компенсацию расходов на оплату жилых помещений и коммунальных услуг (п. 13 ст. 17 Федерального закона «О социальной защите инвалидов в Российской Федерации»).
Согласно п. 13 ст. 17 Федерального закона от 24 ноября 1995 года № 181-ФЗ «О социальной защите инвалидов в Российской Федерации» инвалидам и семьям, имеющим детей-инвалидов, предоставляется компенсация расходов на оплату жилых помещений и коммунальных услуг в размере 50 процентов: платы за наем и платы за содержание жилого помещения, включающей в себя плату за услуги, работы по управлению многоквартирным домом, за содержание и текущий ремонт общего имущества в многоквартирном доме, исходя из занимаемой общей площади жилых помещений государственного и муниципального жилищных фондов; платы за холодную воду, горячую воду, электрическую энергию, тепловую энергию, потребляемые при содержании общего имущества в многоквартирном доме, а также за отведение сточных вод в целях содержания общего имущества в многоквартирном доме независимо от вида жилищного фонда; платы за коммунальные услуги, рассчитанной исходя из объема потребляемых коммунальных услуг, определенного по показаниям приборов учета, но не более нормативов потребления, утверждаемых в установленном законодательством Российской Федерации порядке. При отсутствии указанных приборов учета плата за коммунальные услуги рассчитывается исходя из нормативов потребления коммунальных услуг, утверждаемых в установленном законодательством Российской Федерации порядке.
Согласно п. 14 указанной нормы инвалидам I и II групп, детям-инвалидам, гражданам, имеющим детей-инвалидов, предоставляется компенсация расходов на уплату взноса на капитальный ремонт общего имущества в многоквартирном доме, но не более 50 процентов указанного взноса, рассчитанного исходя из минимального размера взноса на капитальный ремонт на один квадратный метр общей площади жилого помещения в месяц, установленного нормативным правовым актом субъекта Российской Федерации, и размера регионального стандарта нормативной площади жилого помещения, используемой для расчета субсидий на оплату жилого помещения и коммунальных услуг.
В соответствии со ст. 28.2 Федерального закона «О социальной защите инвалидов в Российской Федерации» полномочия по предоставлению мер социальной поддержки по оплате жилого помещения и коммунальных услуг Российской Федерацией переданы органам государственной власти субъектов Российской Федерации.
На территории Красноярского края компенсация расходов по оплате жилого помещения и коммунальных услуг предоставляется в соответствии с Законом Красноярского края от 17 декабря 2004 г. N 13-2804 "О социальной поддержке населения при оплате жилья и коммунальных услуг".
Согласно ст. 7 указанного Закона Красноярского края, меры социальной поддержки граждан по оплате жилья и коммунальных услуг, установленные статьей 17 Федерального закона "О социальной защите инвалидов в Российской Федерации", полномочия по предоставлению которых переданы органам государственной власти субъектов Российской Федерации, предоставляются в форме компенсаций.
Согласно ст. 20.1 Закона Красноярского края от 17.12.2004 N 13-2804 "О социальной поддержке населения при оплате жилья и коммунальных услуг" компенсации и дополнительные меры социальной поддержки, указанные в статьях 2 - 10.1, 10.3 настоящего Закона, не предоставляются гражданам при наличии у них подтвержденной вступившим в законную силу судебным актом непогашенной задолженности по оплате жилых помещений и коммунальных услуг, которая образовалась за период не более чем три последних года. Информацию о наличии у граждан такой задолженности уполномоченная организация получает из государственной информационной системы жилищно-коммунального хозяйства (п. 1).
Предоставление компенсаций и дополнительных мер социальной поддержки приостанавливается по решению уполномоченной организации в случае неуплаты получателем компенсаций и дополнительных мер социальной поддержки платежей за жилое помещение и (или) коммунальные услуги за два и более месяца либо невыполнения получателем компенсаций и дополнительных мер социальной поддержки условий соглашения по погашению задолженности по оплате жилого помещения и (или) коммунальных услуг для выяснения причин возникновения (непогашения) задолженности (п. 3).
При наличии уважительных причин образования у получателя компенсаций и дополнительных мер социальной поддержки задолженности по оплате жилого помещения и (или) коммунальных услуг за два и более месяца либо невыполнения получателем компенсаций и дополнительных мер социальной поддержки условий соглашения по погашению задолженности по оплате жилого помещения и (или) коммунальных услуг (стационарное лечение получателя компенсаций и дополнительных мер социальной поддержки и (или) членов его семьи, смерть близких родственников, невыплата заработной платы в срок, установленный трудовым законодательством, стихийные бедствия и (или) иные обстоятельства чрезвычайного характера), подтвержденных документами, указанными в пункте 7 настоящей статьи, предоставление компенсаций и дополнительных мер социальной поддержки возобновляется по решению уполномоченной организации вне зависимости от условий приостановления предоставления компенсаций и дополнительных мер социальной поддержки (п. 4).
При отсутствии уважительных причин образования у получателя компенсаций и дополнительных мер социальной поддержки задолженности по оплате жилого помещения и (или) коммунальных услуг за два и более месяца либо невыполнения получателем компенсаций и дополнительных мер социальной поддержки условий соглашения по погашению задолженности по оплате жилого помещения и (или) коммунальных услуг предоставление компенсаций и дополнительных мер социальной поддержки возобновляется по решению уполномоченной организации после полного погашения получателем компенсаций и дополнительных мер социальной поддержки задолженности по оплате жилого помещения и коммунальных услуг либо выполнения условий соглашения по погашению задолженности (в случае возникновения задолженности впервые - при согласовании срока ее погашения) (п. 5).
Документы, подтверждающие наличие уважительных причин образования задолженности по оплате жилого помещения и коммунальных услуг, невыполнения условий соглашения по погашению задолженности (медицинская выписка, справка медицинской организации или листок нетрудоспособности, подтверждающие факт прохождения стационарного лечения, справка работодателя о наличии задолженности по заработной плате, свидетельство о смерти, справка территориального органа Министерства Российской Федерации по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий, подтверждающая факт стихийного бедствия и (или) иного обстоятельства чрезвычайного характера), представляются в уполномоченную организацию получателями компенсаций и дополнительных мер социальной поддержки (п. 7).
Как установлено судом и следует из материалов дела, Галеутдинов Е.И. с 25.10.2017г. является инвалидом 1 группы бессрочно.
На основании договора социального найма от 28.09.2015г. Галеутдинов Е.И. является нанимателем жилого помещения, расположенного по адресу: <адрес>
Согласно дополнительному соглашению от 07.12.2015г. № 46 к договору социального найма от 28.09.2015г. совместно с нанимателем Галеутдиновым Е.И. в указанное жилое помещение вселена в качестве члена семьи нанимателя супруга истца - Леконцева О.П.
10.11.2015г. Галеутдинов Е.И. обратился в УСЗН администрации Ачинского района с заявлением о назначении ему мер социальной поддержки на оплату жилого помещения и коммунальных услуг.
УСЗН администрации Ачинского района Галеутдинову Е.И. были назначали меры социальной поддержки, в том числе, протоколом УСЗН администрации Ачинского района от 13.11.2017г. Галеутдинову Е.И. назначены меры социальной поддержки с 01.11.2017 г. без определения окончательной даты, в виде льгот по оплате жилищно-коммунальных услуг.
20.02.2021г. в адрес истца ТО КГКУ «УСЗН» по г. Ачинску и Ачинскому району было направлено уведомление о приостановлении с 01.02.2021г. Галеутдинову Е.И. предоставления мер социальной поддержки в виде компенсация за коммунальные услуги, в связи с наличием задолженности по оплате жилого помещения и коммунальных услуг за два и более месяца.
11 августа 2022 г. ТО КГКУ «УСЗН» по г. Ачинску и Ачинскому району направило в адрес Галеутдинова Е.И. уведомление о наличии подтвержденной вступившими в законную силу судебными актами непогашенной задолженности по оплате жилого помещения и коммунальных услуг, в связи с чем, с 01.07.2022г. приостановлено предоставление компенсаций до полного погашения задолженности в ООО «Эко-Транспорт», ПАО «Красноярскэнергосбыт», ООО «УК ЖКХ Малиновское», ООО «Ачинский районный жилищно-коммунальный сервис».
Разрешая исковые требования прокурора, обратившегося в суд в интересах Галеутдинова Е.И., о признании незаконным решений о приостановлении предоставления мер социальной поддержки и понуждении к возобновлению предоставления таких мер, суд первой инстанции признал причины возникновения задолженности по оплате жилищно-коммунальных услуг на жилое помещение уважительными, в связи чем пришел к выводу о незаконности решений ТО КГКУ «Управление социальной защиты населения» по г. Ачинску и Ачинскому району от 20 февраля 2021 года и 11 августа 2022 года.
Судебная коллегия считает указанные выводы суда верными, соответствующими правовым нормам, регулирующим спорные правоотношения, обстоятельствам дела и представленным доказательствам, оснований для отмены или изменения судебного решения по доводам апелляционной жалобы не усматривает.
Основанием для приостановления предоставления инвалидам мер социальной поддержки по оплате жилья и коммунальных услуг в форме компенсации в размере 50 процентов их стоимости является наличие подтвержденной вступившим в законную силу судебным актом непогашенной задолженности по оплате жилых помещений и коммунальных услуг, которая образовалась за период не более чем три последних года. При этом предоставление компенсаций возобновляется по решению уполномоченной организации при установлении уважительных причин возникновения задолженности.
На момент рассмотрения дела суду первой инстанции были представлены сведения:
о взыскании с Галеутдинова Е.И. и Леконцевой О.П. солидарно в пользу ПАО «Красноярскэнергосбыт» задолженности за потребленную электроэнергию за период с 01.08.2020г. по 22.09.2021 г. в сумме 7146,75 руб. (судебный приказ № 3-3751/6/2021 от 13.10.2021 г.);
о взыскании с Галеутдинова Е.И. в пользу ООО «Эко-транспорт» задолженности за услуги по обращению с твердыми коммунальными отходами за период с 01.05.2019г. по 30.06.2021г. в размере 4707,56 руб. (вынесен судебный приказ № 2-3113/6/2021г. от 25 августа 2021 года);
о взыскании с Галеутдинова Е.И., Леконцевой О.П. солидарно в пользу ООО «Ачинский районный жилищно-коммунальный сервис» задолженности по оплате коммунальных услуг за период 01.02.2019 г. по 29.02.2020г. в размере 24120,3 руб. (судебный приказ № 2-1902/6/2020 г. от 08 июня 2020 года, который был отменен определением мирового судьи от 14.06.2022г. в связи с поступившими возражениям должника Леконцевой О.П.
Согласно выписок из лицевых счетов, открытых на имя Галеутдинова Е.И. в отношении жилого помещения по адресу <адрес> оплата за услуги, оказанные ООО «УК ЖКХ Малиновское» и ООО «Ачинский РЖКС», с января 2020 года по декабрь 2022 года не производилась, за исключением оплаты произведённой в мае 2021 года в сумме 74,99 руб. в пользу ООО «УК ЖКХ Малиновский».
Решение о приостановлении выплаты Галеутдинову Е.И. компенсации было принято ответчиком в связи с наличием подтвержденной судебными актами задолженности по оплате коммунальных услуг перед ООО «Эко-транспорт», ПАО «Красноярскэнергосбыт», ООО «Ачинский районный жилищно-коммунальный сервис» и ООО «УК ЖКХ Малиновское».
Как видно из материалов дела, Галеутдинов Е.И. является инвалидом первой группы, проживает по указанному выше адресу совместно с супругой Леконцевой О.П.. Доход семьи составляет пенсия Галеутдинова Е.И. по инвалидности, установленная в соответствии с п. 1 ст. 9 Федерального закона от 28.12.2013г. № 400-ФЗ «О страховых пенсиях» в размере 22 738,12 руб. и ежемесячная денежная выплата по категории «инвалид первой группы» в размере 4 109, 04 руб., а также компенсационная выплата в соответствии с Указом Президента РФ от 26.12.2006г. № 1455 «О компенсационных выплатах лицам, осуществляющим уход за нетрудоспособными гражданами» в размере 1 441 руб., назначенная Леконцевой О.П. Согласно платежных документов эксплуатирующей организации, ежемесячная плата за жилье и коммунальные услуги составляет 5189 рублей 70 копеек, расходы по оплате за потребленную электроэнергию согласно лицевого счета № 162666060480 составляют от 400 до 760 рублей ежемесячно. Таким образом, расходы по оплате за жилье и коммунальные услуги составляют примерно четвертую часть от общего дохода семьи. Супруга истца в соответствии с заключенным договором осуществляет за ним уход и не имеет возможности работать.
Учитывая материальное положение семьи, невозможность осуществления Галеутдиновым Е.И. в силу состояния здоровья какой-либо трудовой деятельности, приносящей дополнительный доход, а также отсутствие возможности трудоустройства Леконцевой О.П. в связи с необходимостью постоянного ухода за истцом, принимая во внимание наличие у истца тяжелого заболевания, требующего регулярных медицинских обследований в г. Красноярске, судебная коллегия считает выводы суда о наличии уважительных причин возникновения задолженности по оплате коммунальных услуг обоснованными.
Кроме того, согласно информации МОСП по г. Ачинску, Ачинскому и Большеулуйскому районам исполнительные производства о взыскании с Галеутдинова Е.И. задолженности в пользу ПАО «Красноярскэнергосбыт» окончены в период с мая по июнь 2023 года по основаниям, предусмотренным п. 1 ч. 1 ст. 47 ФЗ-229 «Об исполнительном производстве» в связи фактическим исполнением требований, содержащихся в исполнительном документе. Остаток задолженности по исполнительному производству о взыскании задолженности в пользу ООО «УК ЖКХ Малиновское» по состоянию на 28.03.2024г. составляет 3 520, 13 руб., из которых основной долг 1229,07 руб., исполнительский сбор 2291,06 руб. Таким образом, истцом имеющим сравнительно небольшой доход, предприняты меры к погашению задолженности.
При таких обстоятельствах доводы апелляционной жалобы о наличии оснований для приостановления предоставления мер социальной поддержки в связи с наличием задолженности не свидетельствуют о незаконности судебного решения. Установленные судом обстоятельства, свидетельствующие об уважительности причин образования задолженности, существовали на момент принятия ответчиком спорных решений, в связи с чем, у ответчика была возможность выяснить и оценить причины возникновения долга, что имело значение при принятии оспариваемых решений.
Таким образом, судом правильно установлены обстоятельства по делу, применены нормы материального права, регулирующие спорные правоотношения, выводы суда мотивированы и подтверждаются исследованными по делу доказательствами, оценка которым дана по правилам ст. 67 ГПК РФ.
Процессуальных нарушений, являющихся в силу ч.4 ст. 330 ГПК РФ самостоятельными основаниями для отмены принятого по делу решения судом первой инстанции не допущено.
На основании изложенного и руководствуясь ст.ст. 328-329 ГПК РФ, судебная коллегия
ОПРЕДЕЛИЛА :
Решение Ачинского городского суда Красноярского края от 4 декабря 2023 года оставить без изменения, а апелляционную жалобу представителя КГКУ «УСЗН» Когодеевой Н.С. - без удовлетворения.
Председательствующий :
Судьи:
Апелляционное определение в окончательной форме изготовлено 03 апреля 2024 года.